№ урока
| Дата прове-дения урока
| Кол.
часов
| Тема урока
| Содержание урока
| Знания, умения, навыки
| Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся
|
«Изобразительное искусство в жизни человека» 34 часа.
|
1 четверть
| «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»
| 9 часов
|
1
|
| 1
| Изобразительное искусство в семье пластических искусств
| Урок-лекция с показом репродукций.
Виды ИЗО.
Язык художественной выразительности изобразительных видов искусства
| Живопись, графика, скульптура.
Композиция, линия, ритм, пятно, цвет, форма, объём, пространство, фактура.
| И.В. Шешко, стр. 42
Н.П. Костерин, стр. 57, таб. 1
«Школа ИЗО», стр 26.
|
2
|
| 1
| Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности
| -рисунок – основа мастерства художника
-значение рисунка в работе художника (графика, живописца, скульптора, архитектора, художника декоративно-прикладного искусства)
-рисунок – способ познания окружающего мира
Упражнения стр.30-39 И.Б. Шешко
Рисунок железной дороги.
| Линия, штрих, тон – основные средства выразительности в рисунке
| И.Б. Шешко
стр.30-39
|
3
|
| 1
| Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
| Перспектива, тон
Наблюдательная перспектива.
Картинная плоскость.
Предметная плоскость.
Главная точка схода.
| И.Б. Шешко стр. 43
Н.Н. Ростовцева «Методика преподавания ИЗО в школе» стр. 137
|
4
|
| 1
| Объём – основа языка скульптуры.
| Объём, трёхмерность – основа языка скульптуры.
Отличие скульптуры от других видов ИЗО.
- лепка головы человека, пропорции, эмоции.
| Способы выполнения скульптуры (высекание, лепка, отливка, вырезание).
Материал (глина, пластилин)
| Н.П. Костерин, стр. 179
ИЗО «Основы рисунка» 5-8 кл.
Стр. 35
|
5
|
| 1
| Объём – основа языка скульптуры
| Определение пропорций фигуры человека.
- лепка фигуры человека с передачей разных состояний
| Виды (монументальна, станковая, декоративная) и жанры (портретн., бытовой, исторический, анималистический) скульптуры
| Н.П. Костерин, стр. 196
ИЗО «Основы рисунка», стр. 36
|
6
|
| 1
| Чёрное и белое – основа языка графики
| Отношение чёрных и белых пятен, их ритм – способ решения задач.
Пейзаж настроения, 3-4 плана, светотень.
| Основы языка графики – тон, пятно, линия, точка.
Линия плавная, округлая; светотень равномерная, спокойная
| ИЗО «Основы композиции»
Стр. 15
|
7
|
| 1
| Цвет. Основы цветоведения.
| Нюансы тона в передаче пространства (плановость) и эмоциональность состояний.
Пейзаж в суровом, грозном, напряжённом настроении.
| Передача тоновой растяжки.
Линия и светотень резкие, напряжённые.
| ИЗО «Основы композиции»
Стр. 54
|
8
|
| 1
| Цвет – основа языка живописи.
| Роль фактуры в решении творческих и учебных задач. Соотношение тона и цвета. Мазки – пастозный, лёгкий, прозрачный, мазок по форме.
Фактурный ствол дерева и осенняя листва пастозным мазком.
| Гармония тёплого цвета с различными его смесями.
Гармония холодного цвета.
| ИЗО «Основы живописи»
Стр. 63
|
9
|
| 1
| Цвет – основа языка живописи.
| Локальный цвет и цвет богатый нюансами. Насыщенность цвета и его образное звучание.
Передать впечатление водной ряби, впечатление от цветущей сирени, вишни, яблони.
| Сближенная гамма, мазок типа «точка - кирпичик», «наклонная штриховка»
| ИЗО «Основы живописи»
Стр. 20
|
2 четверть
| Мир наших вещей. Натюрморт.
| 7 часов
|
10
|
| 1
| Реальность и фантазия в творчестве художника. Выразительные средства и правила изображения.
| История возникновения жанра натюрморта как самостоятельного жанра. Виды ИЗО, в которых существует этот жанр. Роль композиции, одного из важнейших средств выражения в натюрморте.
| Заполнение листа, равновесие и движение.
Пропорции предметов, характер формы.
| И.Б. Шешко
Стр. 61.
Н.П. Костерин
Стр 91.
ИЗО «Основы рисунка»
Стр. 79.
|
11
|
| 1
| Изображение предметного мира – натюрморт.
| Натюрморт как часть картины. Предметы, характеризующие человека и время, отражённое в произведении изобразительного искусства.
Натюрморт из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Краски.
| Свет: освещённость как средство выражения настроения, состояния.
Выделение смыслового центра при помощи освещённости.
| ИЗО «Основы композиции»
Стр. 38
|
12
|
| 1
| Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
| Схема натюрморта.
Заполненность листа.
Фломастеры. «Фрукты»
| Локальный цвет.
Декоративность.
| ИЗО «Основы живописи»
Стр. 34. «Основы композиции» стр. 38
|
13
|
| 1
| Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
| Натюрморт в тиражной графике. Различные графические техники, в которых может быть выполнен натюрморт.
Правила объёмного изображения геометрических тел.
| Особенность языка. Значение линии, пятна, тона. Выразительность скупого языка чёрного и белого.
Схемы выделения акцентов композиции.
| Журнал «Юный художник»
ИЗО «Основы живописи»
Стр. 53
|
14
|
| 1
| Освещение. Свет и тень.
| Симметрия и асимметрия в композиции натюрморта.
Карандашный рисунок асимметричной композиции «Нарцисс», «Тюльпаны»
| Штриховка.
Симметрия и асимметрия.
Выразительность линии.
Фактура. Свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс. Падающая тень.
| ИЗО «Основы композиции»
Стр. 27, 31. Стр 77 -
«Основы рисунка»
|
15
|
| 1
| Натюрморт в графике.
| Графическое изображение натюрмортов. Материалы и инструменты; их влияние на выразительность художественных техник.
Композиция с натуры «Школьные принадлежности»
| Компоновка предметов, выбор освещённости, подбор цветового решения.
| Школьные принадлежности.
ИЗО «Основы композиции» стр 29
|
16
|
| 1
| Цвет в натюрморте.
| Цвет в живописи и собственный цвет предмета Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Фламандский и голландский натюрморт.
«Цветы и бабочки», гелиевая паста, работа по сырому листу.
| Композиция и образный строй в натюрморте, ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок.
|
|
3 четверть
| Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.
| 10 часов
|
17
|
| 1
| Образ человека – главная тема искусства
| Выявление общего между жанрами – чтобы художник ни изображал, он это делает ради выражения своего отношения к изображаемому.
История возникновения жанра портрета как самостоятельного жанра.
Урок-лекция. Просмотр СД-диска «Музеи мира»
| Жанра портрета во всех видах ИЗО (скульптуре, живописи, графике)
Фаюмский портрет, древнеримский портрет.
Разновидности портретного жанра: характерный, парадный, психологический, автопортрет.
| ИЗО «Понятийный справочник»
Работы школьников.
Н.П. Костерин стр 170.
|
18
|
| 1
| Конструкция головы человека и её пропорции
| Портрет – документ эпохи, воссоздающий облик и характер людей, но это не всегда отношение к нему автора. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части.
Подвижные части лица, мимика.
Портрет писателя. Карандаш.
| Рисование головы человека.
Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта.
| ИЗО 6 класс. Поурочное планирование стр.142
|
19
|
| 1
| Изображение головы человека в пространстве
| Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа.
| Поворот и ракурс головы. Объёмное конструктивное изображение головы.
| ИЗО 6 класс. Поурочное планирование стр. 148
|
20
|
| 1
| Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
| Композиция и цвет – средства выразительности портретной живописи. Индивидуальные особенности, характер, настроение.
Портрет защитника родины. Эпос, история Родины.
| Линия горизонта.
Точка зрения. Расположение на листе. Линия и пятно. Колорит.
| Журнал «Моя игрушечка».
«Корни»
П. Корин. Александр Невский.
|
21
|
| 1
| Портрет в скульптуре
| Просмотр и анализ репродукций, слайдов скульптурных произведений.
Выразительные возможности скульптуры.
Скульптуры «Литературный герой».
Герои одного произведения.
| Литературный герой – не конкретный человек, а собирательный образ.
Подчёркивание и утрирование некоторых черт. Пластилин, стеки, приспособления для лепки, каркас, плинт.
| Программный материал по литературе.
Библиотечный
Конкурс. Н.П. Костерин. «Учебное рисование»
Стр. 190-200
|
22
|
| 1
| Сатирические образы человека.
| Портрет – изображение конкретного человека с неповторимым обликом и характером. Портрет-характер. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж
Портрет соседа по парте. Работа с натурой. Акварель.
| Изображение сатирических образов литературных героев. Отбор деталей и обострение образа. Завершение работы – обобщение формы.
| ИЗО «Понятийный справочник». журнал «Юный художник»
|
23
|
| 1
| Образные возможности освещения в портрете
| Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия.
Портрет девочки в фас, профиль, три четверти. Карандаш.
| Рисунок карандашом.
Уточнение пропорций лица.
Светотеневая моделировка формы – создание образа. Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения.
«Чародеи света»
Рембрандт Харменс Ван Рейн.
| ИЗО «Основы рисунка»
Стр. 80.
А.Д. Алёхин «Когда начинается художник», стр. 29
|
24
|
| 1
| Портрет в живописи
| Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека в живописи Возрождения в 16-19 и 20 веках.
Портрет в мажорной гамме, тёплые тона. Выражение настроения.
Портрет девочки. Гуашь.
| Прокладка основного цвета.
Прорисовка деталей.
Образная характеристика девочки.
Соблюдение верных тональных и цветовых отношений.
| ИЗО «Основы живописи»
Стр. 57.
|
25
|
| 1
| Роль цвета в портрете.
| Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
| Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи)
| ИЗО 6 класс. Поурочное планирование
Стр. 189
|
26
|
| 1
| Великие портретисты (Обобщение темы)
| Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.
| Галерея образов. Портретисты. Приложения к журналу «Крестьянка». Рефераты школьников.
| А.Д. Алёхин «Когда начинается художник»
|
4 четверть
| «Человек и пространство в изобразительном искусстве»
| 8 часов
|
27
|
| 1
| Жанры в изобразительном искусстве.
| Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи.
| Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр.
| ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 196
|
28
|
| 1
| Изображение пространства.
| Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определёнными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции.
| Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.
| ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 199
|
29
|
| 1
| Правила линейной перспективы.
| Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Уменьшение и удалённых предметов – перспективные сокращения.
«Архитектурный пейзаж»
| Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода.
Законы линейной перспективы.
| ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 212
И.Б. Шешко «Построение и перспектива рисунка» стр. 115
|
30
|
| 1
| Правила воздушной перспективы.
| Виды ИЗО, в которых прослеживается пейзаж. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности.
Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил воздушной перспективы.
| Композиция
Воздушная перспектива,
Колорит. Гуашь с ограниченной палитрой.
| И.Б. Шешко «Построение и перспектива рисунка» стр. 90.
ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 196
|
31
|
| 1
| Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
| Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Огромный и легендарный мир. Колорит как средство решения образа пейзажа, как одно из ведущих средств выразительности.
Значение колорита в разные исторические периоды развития жанра пейзажа.
Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки».
| Эпический и романтический пейзаж Европы. Роль выбора формата. Высота горизонта. Пейзажный жанр (героический, романтический, реалистический).
Гамма минорная, мажорная.
Классицизм, романтизм, импрессионизм.
| Н.П. Костерин
Стр. 139
ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 220
|
32
|
| 1
| Пейзаж – настроение. Природа и художник.
| Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток.
Монотипия. Граттаж –«Летний луг»
| Значение линии, пятна.
Роль колорита в пейзаже. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.
| ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 230
|
33
|
| 1
| Городской пейзаж.
| Понимание красоты природы художниками разных исторических периодов. Разные образы города в истории искусства и в Российском искусстве 20 века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж»
| Ритмическая организация листа,
- воздушная перспектива,
- колорит.
- линия горизонта, - пространство.
| И.Б. Шешко
Стр. 90
ИЗО «Основы рисунка»
Стр. 53
6 класс стр. 238.
|
34
|
| 1
| Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
| Построение пространства как средство решения образа пейзажа. При изменении понимания прекрасного в природе изменяется построение пространства.
Открытый и закрытый пейзаж.
| Выразительность высокого и низкого горизонта.
Роль тона и цвета в изображении пространства.
| ИЗО «Основы композиции»
Стр. 7
6 класс стр. 248
|