Главная страница
Навигация по странице:

  • «Дизайн и архитектура в жизни человека» 1 четверть

  • 2 четверть «Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий» 7 часов

  • 3 четверть «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» 10 часов

  • 4 четверть «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» 7 часов

  • Рабочая программа по изо для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учебных заведений в рф Изобразительное искусство и художественный труд для 19 классов


    Скачать 0.49 Mb.
    НазваниеРабочая программа по изо для 5,6,7,8,9 классов составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учебных заведений в рф Изобразительное искусство и художественный труд для 19 классов
    Дата18.05.2023
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаrabochaya-programma-po-izo-2009_.doc
    ТипРабочая программа
    #1141960
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7




    1. Календарно-тематическое планирование. 8 класс

    № урока

    Дата прове-дения урока

    Кол.

    часов

    Тема урока


    Содержание урока

    Знания, умения, навыки

    Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся

    «Дизайн и архитектура в жизни человека»

    1 четверть

    «Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»

    9 часов

    1




    1

    Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции

    Объёмно-пространственная и плоскостная композиция.

    Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции – все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.)

    Зрительное равновесие масс в композиции

    Основные типы композиций: симметричная, асимметричная, фронтальная и глубинная.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 13-20

    2




    1

    Прямые линии и организация пространства

    Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости.

    Прямые линии – элемент организации плоскостной композиции.

    Ритм и движение, разрежённость и сгущённость.

    Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 21-22

    3




    1

    Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

    Функциональные задачи цвета и конструктивных искусств. Применение локального цвета. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.

    Абстрактные форму в искусстве.

    Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 23-27

    4




    1

    Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

    Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста.

    Искусство шрифта. Буква как знак. Изобразительно-композиционное превращение линии в строку.

    Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 29-31

    5




    1

    Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

    Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность соединения. Образно-информационная цельность.

    Изображение – образный элемент композиции. Макетирование открытки ( в реальном формате)

    Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 33-39

    6




    1

    Многообразие форм полиграфического дизайна

    Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения.

    Графическое макетирование.

    Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 41-45

    7




    1

    Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.

    Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертёж объектов в пространстве. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.

    Соразмерность и пропорциональность объёмов в пространстве.

    Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр и т.д.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 49-53

    8




    1

    Архитектура – композиционная организация пространства.

    Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий.

    Композиционная взаимосвязь объектов в макете.

    Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57

    9




    1

    Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

    Конструирование их в объёме и применение в пространственно-макетных композициях.

    Композиционная взаимосвязь объектов в макете.

    Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57

    2 четверть

    «Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий»

    7 часов

    10




    1

    Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

    Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.

    Соединение объёмных форм в единое архитектурное сооружение.

    Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целостности постройки и домостроительной индустрии.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 58-64

    11




    1

    Важнейшие архитектурные элементы здания

    Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.

    Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.

    Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и т.д.)

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 65-69

    12




    1

    Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи.

    Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объёмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Красота – наиболее полное выявление функции вещи.

    Схематическая зарисовка.

    Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 70-75

    13




    1

    Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.

    Создание образно-тематической инсталляции.

    Сочетание образного и рационального.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 70-75

    14




    1

    Роль и значение материала в конструкции.

    Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.

    Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначения вещи.

    Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.)

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 76-81

    15




    1

    Роль и значение материала в конструкции.

    Роль материала в определении формы.

    Проект «Из вещи – вещь»




    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 76-81

    16




    1

    Цвет в архитектуре и дизайне.

    Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.

    Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции.

    Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре.


    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 83-87

    17




    1

    Цвет в архитектуре и дизайне.

    Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета.


    Психологическое воздействие цвета.

    Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 83-87

    3 четверть

    «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»

    10 часов

    18




    1

    Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

    Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.

    Силуэтная зарисовка самых знаменитых построек любого города, создание визитной карточки этого города.

    Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 89-101

    19




    1

    Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

    Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.

    Архитектурные образы прошлых эпох.


    Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 89-101

    20




    1

    Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

    Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки.

    Приоритет функционализма. Проблемы урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.

    Образ современного города и архитектурного стиля будущего.

    Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 102-109

    21




    1

    Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

    Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства.

    Макетно-рельефное моделирование фрагмента города.

    Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Цветовая среда.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 111-115

    22




    1

    Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

    Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой.

    Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и т.д.

    Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 117-119

    23




    1

    Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

    Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест ( театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.)

    Эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации)

    Архитектурный «остов» интерьера.

    Историчность и социальность интерьера.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 120-125

    24




    1

    Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

    Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления.

    Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и тд.)

    Обучение технологии макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и тд.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и тд.)

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 127-131

    25




    1

    Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

    Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.

    Проектирование архитектурного образа города «Сказочный город»

    Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры. Влияющие на композиционную планировку города.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 133-135

    26




    1

    Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

    Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.

    Проектирование архитектурного образа города «Поселение в космосе»

    Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры. Влияющие на композиционную планировку города.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 133-135

    27




    1

    Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

    Мечты и представления учащихся о своём будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Мой дом – мой образ жизни. Учёт в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.


    Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.д.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 139-142

    4 четверть

    «Человек в зеркале дизайна и архитектуры»

    7 часов

    28




    1

    Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

    Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал.

    Фантазийный или реальный проект «Портрет моей комнаты» (фотоколлажная композиция или инсталляция)

    Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 143-146

    29




    1

    Дизайн и архитектура моего сада.

    Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и минипруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц и т.д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты.

    Макетирование фрагмента сада из природных материалов

    Сад (английский, французский. Восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 147-153

    30




    1

    Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

    Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового.

    Создание своего собственного проекта вечернего платья (спортивного костюма)

    Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 155-161

    31




    1

    Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

    О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде.

    Создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодёжного костюма «Мы на дискотеке»

    Молодёжная субкультура и подростковая мода. Стереотип и кич.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 162-168

    32




    1

    Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

    Лик или личина? Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии.

    Изменение образа средствами внешней выразительности.

    Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173

    33




    1

    Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.

    Человек как объект дизайна.

    Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.

    Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария-проекта «Лучший спортсмен года» или «Мисс Европы»

    Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и тд, определяющей форму поведения и контактов в обществе.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173

    34




    1

    Моделируя себя – моделируешь мир.

    Человек – мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра.

    Заключительное занятие. Обобщение темы года.

    А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта