Главная страница

100 медицинский рассказов. Рассказов из истории медицины Альпина Диджитал


Скачать 1.88 Mb.
НазваниеРассказов из истории медицины Альпина Диджитал
Анкор100 медицинский рассказов
Дата28.10.2021
Размер1.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла49783364.a4.pdf
ТипРассказ
#257973
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6
ОБСУЖДЕНИЕ В ГРУППЕ
4
Влад Зинченко: Попытка найти что-то о 13 ноября 1537 г. на английском, дабы поделиться со своими коллегами, не увенчалась успехом.
Могу ли я узнать, откуда такая конкретика в дате Просто чувствую, как повод утекает сквозь пальцы…
Ответ: В биографии герцога Монморанси приведена дата переговоров с защитниками замка Авильяна, затем говорится, что полтора дня артиллерия пробивала брешь. Переписка с королем оттуда же. Дата переговоров – ноября. Стало быть, штурм 3 ноября. Разница между юлианским календарем,
которым тогда пользовались французы, и нашим григорианским в XVI в.
составляла 10 суток. Если, например, от 13 ноября 2017 г. сделать вглубь времен 480 шагов по 365,25 суток, попадаешь в тот самый день Здесь и далее так обозначены избранные комментарии к историям в паблике
Doktor.ru и ответы на них автора- модератора. В разделах Обсуждение в группе сохранены стилевые особенности общения в сети реплики участников группы подвергались минимальной правке, в основном корректорской. – Прим. ред
М. Шифрин. «100 рассказов из истории медицины»
16
2
Презерватив в профилактике
венерических заболеваний
Габриэле Фаллопио
1563 год ноября 1563 г. был опубликован отчет о клинических испытаниях важнейшего изобретения презерватива, который анатом Габриэле Фаллопио придумал для профилактики заражения сифилисом.
Рассказ Фаллопио – это лекция, прочитанная им в Падуанском университете. Начинается она заманчиво Я научу вас, каким образом, если вы увидели прекраснейших сирени совокупились сними, уберечься от галльской болезни. Метод работал. Студенты так полюбили своего профессора, что издали записи лекций Фаллопио после его безвременной кончины.
Первым вышел курс о галльском поветрии, как называли тогда сифилис.
Эта болезнь казалась страшней чумы ее эпидемию не мог прекратить карантин. Лекарств от сифилиса не было, кроме ртути, которой пациенты травились без гарантии выздоровления.
Особенно беззащитны были женщины. Замужних не спасала верность – в походах и командировках супруг часто встречал прекраснейших сирен. Поэтому законные жены годами отказывали мужьям в близости. А сирены рисковали еще больше. О них Фаллопио заметил:
«Куртизанки тоже имеют душу, и негоже их заражать
М. Шифрин. «100 рассказов из истории медицины»
17
Его теория сводилась к одной идее после секса на коже здорового человека остаются
«гнилостные частицы больного, они въедаются в поры на коже, и здоровый сам начинает гнить. Значит, нельзя пускать частицы в свои поры.
Для похода к сиренам Фаллопио сшил удобную холщовую сумку по форме бедра,
«такую большую, чтобы в ней можно было носить целую аптеку. Перед соитием следует, по его словам, очистить одежду куртизанки, а также при возможности ее лоно. Потом вход шло главное изобретение – льняной колпачок, который надевался на головку члена и накрепко завязывался. От нежелательной беременности он не спасал, нов сравнении с люэсом это не было проблемой.
Важнее всего был состав, которым пропитывался презерватив. Намучившись с ртутью,
европейские доктора поинтересовались, чем лечатся на родине сифилиса – в Америке. Оказалось, что смолой гваякового дерева, которое растет на Ямайке. Фаллопио кипятил опилки гваяковой древесины, смешивал отвар с толченым корнем горечавки, сиропом алоэ и другими традиционными снадобьями. Затем льняной колпачок вымачивался в отваре и сутки сушился в тени. А после использования его нужно было обязательно обработать квасцами и другими едкими веществами.
Секрета из этих манипуляций Фаллопио не делал важно было скорее распространить презервативы, чтобы ограничить эпидемию. К испытаниям приступили в марте 1555 г. Список всех 1100 участников эксперимента хранился в архиве герцога Падуанского. Известно, что те,
кто следовал инструкции, сберегли свое здоровье. Редактируя издание лекций Фаллопио, его коллега Антонио Фракандзани сделал одно замечание за своим презервативом надо следить,
из-за обработки едкими квасцами он может начать пропускать заразу
М. Шифрин. «100 рассказов из истории медицины»
18
Злые языки говорили, что льняной колпачок защищает от удовольствия, как латы, а от болезней – как паутинка. И все же до латекса, который вслед за гваяковой смолой пришел из
Америки, ничего лучше Европа не знала
М. Шифрин. «100 рассказов из истории медицины»
19
3
Старейшая клиническая больница Европы
Ото Хёрниус
1636 год декабря 1636 г. приют Святой Цецилии в голландском городе Лейден стал клинической больницей студенты-медики начали осматривать пациентов и наблюдать их лечение.
Теперь это самая старая клиническая больница в мире, ныне преобразованная в Медицинский центр Лейденского университета. Ее открытие предрешила сенсационная хирургическая операция, прогремевшая на всю Европу.
Человек, которому мы так обязаны, был обычным деревенским батраком 22 лет от роду.
Он жил в Восточной Пруссии на хуторе у деревни Грюненвальд (ныне польская Зеленица у самой границы с Калининградской областью России. Звали его Андреас Грюнхайде. На праздник Троицы 1635 г. Андреас так объелся, что не мог уснуть. Во вторник, 29 мая, в пятом часу утра, он спросил друга, как ему быть.
Друг предложил засунуть два пальца в рот, чтобы вырвало. Рефлекс не действовал. Тогда друг посоветовал взять нож за кончик лезвия и пощекотать его рукоятью гортань. Тоже не помогало. Андреас продвинул рукоять ножа так глубоко, что она мешала дышать. Тут он невольно сглотнули нож провалился в пищевод.
Хуторяне поднялись по тревоге. Андреаса трясли, переворачивали вверх ногами, влили в него бочонок пива. Бесполезно. Тогда наниматель отправил его в Кёнигсберг на медицинский факультет университета. От деревни Грюненвальд до Кёнигсберга (ныне Калининград) – километров. Из них 38 Андреас ехал в телеге, а 22 прошел пешком, поскольку нож внутри уже давало себе знать
М. Шифрин. «100 рассказов из истории медицины»
20
В Кёнигсберге консилиум во главе с деканом медицинского факультета Даниэлем Бек- кером госпитализировал Андреаса. Решили выжидать. За 6 недель дождались только жуткой боли. Пациент был готов подвергнуться крайне рискованной операции без наркоза, лишь бы прекратились его страдания.
Операция началась 9 июля в 9:15 утра. Проводил ее военный хирург Даниэль Швабе под наблюдением городских врачей и профессоров. Они нарисовали на коже углем сантиметровую линию разреза там, где Грюнхайде ощущал самую острую боль – примерно на ладонь выше пупа. Больного напоили бульоном и – для укрепления сердечной деятельности – настойкой мускатного ореха. Затем привязали к доске за руки и за ноги, поставили доску вертикально и приступили к делу. Швабе разрезал кожу и сказал, что боится трогать мускулы. Ведь кровь хлынет рекой, или, не дай бог, пересечешь какой-нибудь важный нерв. Наконец, хирурга уго-
М. Шифрин. «100 рассказов из истории медицины»
21
ворили продолжать. Когда мускулатура была разрезана, подключился человек с университетским образованием – лиценциат Крюгер.
Чуть лине полчаса Крюгер зондировал рану, но никак не мог найти желудок. Вопящий пациент затих и потерял сознание. Его отвязали, положили на стол и стали совещаться. После жаркого спора согласились, что еще не прорезана брюшина. Тем временем больной стал приходить в себя, его снова привязали к доске. Даниэль Швабе прошел брюшину и нащупал желудок.
Но этот орган ускользал из пальцев, его было не за что ухватить. После некоторых раздумий догадались проткнуть его полукруглой иглой итак за две точки зафиксировать. Предложивший это хирург Ганс Грёбель был, видимо, рыболов.
Швабе ножницами разрезал стенку желудка. Затем лиценциат Крюгер засунул в желудок правую руку и стал искать нож. Безрезультатно. Тогда Швабе попробовал сделать это левой рукой, нащупал ножи ухватил егоза середину. Нож норовил выскользнуть. Чтобы не перебирать пальцами, рискуя упустить проклятый инструмент, хирург повернул его острием к разрезу и своей правой рукой надавил на стенку желудка так, что нож проколол в ней еще одно отверстие, через которое и был вынут. Больной радостно сказал Да, это мой нож. Рану зашили,
и к 10 утра операция закончилась. 17 июля пациент смог встать с постели и выйти на улицу.
Он вернулся к тяжелому крестьянскому труду и прожил еще 10 лет. Успел жениться, оставить потомство и даже пережил хирурга Швабе.
Уже летом 1635 г. в Кёнигсберге напечатали лубок, то есть издали массовым тиражом листовку. На одной стороне помещалось изображение операции, на другой – повествование о ней в стихах. И хотя поэт немного приврала художник кое-что напутал, лубок все же стал отличной рекламой Кёнигсбергского университета. Листовка разлетелась по Европе и наделала шума не меньше, чем в 1967 г. известие о первой пересадке сердца.
Ведущим университетом протестантской Европы был тогда Лейденский в Голландии.
Тамошние профессора задумались, как быть с новыми конкурентами, до которых всего несколько дней идти под парусом. Лейденский профессор практической медицины и анатомии
Ото Хёрниус тут же написал Даниэлю Беккеру поздравление с выдающимся успехом и попросил прислать протокол операции, портрет пациента и тот самый нож, чтобы поместить его в экспозицию при анатомическом театре, которым Хёрниус заведовал.
Этот анатомический театр был в самом деле театром. В зимнее время, когда тела разлагались медленно, Хёрниус проводил там публичные вскрытия, которые любой желающий мог наблюдать за 60 грошей. Первые три ряда отводились профессорам, хирургами студен- там-медикам, которые присутствовали всегда – на это время все лекции и семинары отменя- лись.
Пустых мест анатомический театр не знал. Каждая аутопсия продолжалась три дня в торжественной обстановке, как месса, да и происходило все в реквизированной церкви. По большому счету такое вскрытие можно считать богослужением, поскольку оно имело целью поразить публику совершенством замысла Создателя. Коль скоро Господь сотворил человека по своему образу и подобию, можно познать Бога, исследуя, как устроен человек.
Профессор-гуманист Хёрниус очень жалел, что ему достаются всего три-четыре тела за сезон. В основном трупы разбойников, казненных на виселице. Реже бесхозные ничьи бабушки из больницы для бедных. Разбойники чаще всего не успевали обзавестись хроническими заболеваниями. Выходило, что за все время учебы студенты видели не более 16 трупов,
причем на расстоянии, да еще и тела в целом здоровых людей. Вот почему кёнигсбергские врачи никак не могли решить, что передними желудок или брюшина. Ведь и они видели трупы только в театре
М. Шифрин. «100 рассказов из истории медицины»
22
Прочитав описание операции, Хёрниус увидел слабое место своих конкурентов. Чтобы научить студентов тому, чего в Кёнигсберге не знали, нужно дать им вести пациентов в больнице, а в случае смерти проводить вскрытие, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз.
Так в 1543 г. поступал в Падуе знаменитый да Монте, но после его смерти обскуранты-като- лики то и дело пресекали занятия в больницах. В свое время отец Хёрниуса, тоже профессор,
учился в Италии и попал на клиническую практику к бывшим студентам да Монте.
Старший Хёрниус понимал, как это важно, и еще в XVI в. предлагал голландцам сделать тоже самое. Но федеральные кураторы университета сокращали расходы, а Лейден за клиническую практику платить не хотел. Городи такс трудом набрал денег на больницу для бедных,
применив новую тогда технологию фандрайзинга: была устроена лотерея.
С тех пор минуло 35 лет, больница в реквизированном монастыре Святой Цецилии исправно работала. тысячный Лейден был поделен на четыре участка, закрепленных за одним из четырех городских хирургов. Постоянно обходя свой район, хирург возвращался в больницу и оставлял там адреса тех, кого необходимо госпитализировать. Палаты для выздоравливающих были вдвое меньше помещений для больных, потому что в среднем каждый второй пациент домой не возвращался. Коренные граждане Лейдена обычно отказывались от госпитализации, предпочитая умереть дома. Поэтому больница была забита беженцами и мигрантами, являя собой настоящий клад для патолога. Каких только болезней тут не было!
Хёрниус-младший много лет ходил кругами возле приюта Святой Цецилии, но федеральные кураторы отмахивались от его инициатив. И вот наконец помогли конкуренты. В Утрехте образовали университет, где медицину преподавал бывший студент Хёрниуса Виллем ван дер
Стратен. Он тоже находился под впечатлением от кёнигсбергской операции и мечтало клинической практике. Атак как кураторы у него были только местные, быстро получил разрешение и уже 16 марта 1636 г. пришел со своими студентами в больницу.
Вот это и привело в движение лейденское начальство. Теперь Хёрниуса непросто решили
«пустить в больницу. В приюте Святой Цецилии открыли новое учреждение – практический медицинский коллегиум». Помещался он в морге, специально пристроенном к приюту. Городским хирургам вменили в обязанность вскрывать перед студентами тех, кто умер после госпитализации. А профессор должен был объяснять, что к чему
М. Шифрин. «100 рассказов из истории медицины»
23
Хёрниус непросто пояснял учащимся, отчего умер пациент. Уже на первом занятии декабря 1636 г. профессор показывал студентам больных испрашивал, каков, по их мнению,
диагноз и чем нужно лечить. Свое суждение Хёрниус высказывал в последнюю очередь. Студенты молчали, как на допросе в полиции. Они боялись позора. Мало того что можно разойтись во мнениях с наставником, так еще в случае смерти пациента твой ошибочный диагноз опровергнут на вскрытии, и тогда товарищи засмеют. Кончилось тем, что кураторы попросили
Хёрниуса не пытать студентов и побыть просто гидом.
Спустя 22 года место умершего профессора занял его ученик Франциск Сильвий, приглашенная звезда из Амстердама. У Сильвия студенты заговорили как миленькие. Молчунов он избегал, не обращаясь к ним в общей дискуссии. Теперь позором для студентов стал не ляпа невнимание со стороны знаменитого преподавателя. Кроме того, они поняли, что так гораздо интереснее.
Сильвий исследовал не только ту часть тела, где развилась смертельная болезнь, но и те,
что интересовали его как ученого. Есть воспоминания, как он изучал ухо человека, умершего от кишечной непроходимости. Заодно ухо изучали его питомцы. Вместе с Сильвием они ставили диагнозы в самых трудных случаях и подбирали новые, еще не опробованные лекарства.
Они творили вместе с наставником. Приток студентов в Лейден отовсюду был необычайный.
В морге для них теперь стояло не три скамьи, а пять.
И они уже знали, зачем нужна лейденская больница для бедных. Теперь тело человека постигали не во имя Господа, а чтобы сделать карьеру в науке и успешно лечить тех, кто пока не подвергся вскрытию
М. Шифрин. «100 рассказов из истории медицины»
24
4
Знакомство европейских врачей с рефлексотерапией
Виллем тен Рейне год ноября 1667 г. японский сёгун попросил правительство Голландии прислать ученого.
Так в Японию попал первый дипломированный европейский врач, который, вопреки желанию хозяев, узнал секреты акупунктуры, прежде известной на Западе понаслышке.
Из европейцев одни только голландцы имели право жить в Японии, и то лишь на крохотном островке Дэдзима в бухте Нагасаки. Разв год вся голландская фактория отправлялась в столицу на поклонение императору. Тогда сёгун – реальный правитель страны – расспрашивал старшину фактории о политических событиях на Западе и новых европейских изобретениях. В гс гун узнал от голландцев, что в Европе существуют ботаники, собирающие гербарии.
И тут же попросил прислать ему ботаника.
Голландская Ост-Индская компания раздумывала несколько лет. Наконец выбор пал на молодого ученого Виллема тен Рейне, который имел к тому же диплом врача. Уже ходили разговоры, что у японцев какая-то особенная медицина. Вот пусть профессионал и разузнает,
на чем она основана
М. Шифрин. «100 рассказов из истории медицины»
25
В октябре 1674 г. тен Рейне прибыл в Японию и там увидел сцену, которая глубоко его поразила. Солдат-японец из охраны фактории после бега напился холодной воды, и его скрутила жуткая боль в животе. У европейского врача не было ни обезболивающих, ни методов лечения заворота кишок. Японец выпил саке. Не помогло. Тогда он лег на спину, взял иглу,
вымерил себе на животе какие-то четыре точки. Задержав дыхание, молоточком вогнал себе иглу в живот на толщину пальца. Отсчитав 30 вдохов-выдохов, вынул иглу, сменил точку.
После четвертой точки боль отступила.
Японцы очень обрадовались, что приезжий ботаник еще и врач. Явился местный лекарь,
знаток китайского языка и дальневосточной медицины, и задал гостю 150 вопросов. Один другого удивительней Почему высчитаете только левый пульс, Чем карбункулы типа инь отличаются от карбункулов типа ян?» итак далее. Тен Рейне не понимал, как отвечать. Стали растолковывать ему про энергию ци, показывать схему каналов с точками воздействия. Голландец про ци не понимали спрашивал Это кровеносные сосуды – Нет, это течет ци».
Тен Рейне подумал, что это вроде древнегреческой пневмы, и гордо заявил, что такая концепция в Европе устарела, с тех пор как Гарвей открыл кровообращение. Японцы отве-
М. Шифрин. «100 рассказов из истории медицины»
26
тили, что кровообращение им известно уже несколько веков, и даже показали учебное пособие для будущих врачей – статую, внутри которой циркулировала вода по трубочкам, изображавшим сосуды. Европейские мастера того времени еще не постигли гидравлику настолько, чтобы повторить эту машину.
Кровопускание – любимый на Западе метод снижения артериального давления – привело японцев в ужас кровь, основа жизни, покидает тело Какое же это лечение?
Искусство введения иглы в томи состоит, чтобы входе процедуры не было ни кровинки.
Пришлось объяснить голландцу основы чжэнь-цзю, то есть рефлексотерапии. Через два года тен Рейне стал наконец что-то понимать, и тогда его выслали из страны без объяснения причин. Сёгун хотел приобщиться к европейской биологии – в его планы не входило просвещение
«заморских чертей
М. Шифрин. «100 рассказов из истории медицины»
27
Виллем тен Рейне больше не увидел Европы. Он остался в голландской колонии на Яве руководить лечебницей для прокаженных. Там и написал книгу об иглоукалывании, которому
М. Шифрин. «100 рассказов из истории медицины»
28
дал латинское название акупунктура. В книге был чертеж иглы и четыре схемы расположения акупунктурных точек, срисованные с китайских и японских картинок. Автор не разделял стремления японцев лечить только так, как в древности. Неудачи они объясняли тем, что по невежеству отступили от канона Учитель говорил иначе Тен Рейне не сомневался, что со временем европейская наука обгонит чжэнь-цзю. Но список болезней, которые лечили иглоукалыванием, вызывал уважение эпилепсия, катар и лихорадки, меланхолия, гельминтозы,
понос, подагра, болевой синдром и даже гонорея. К тому же рефлексотерапию успешно применяли не только врачи, но и широкие массы населения, которые в отличие от европейцев были грамотны и читали инструкции по чжэнь-цзю. Свою книгу тен Рейне закончил призывом к читателю попробовать акупунктуру на себе. Тогда, – писал он, – я очень обрадуюсь, потому что в моих путешествиях будет хоть какой-то смысл».
Европейских коллег заинтересовало в этой книге не столько иглоукалывание, сколько прижигание полынными сигарами (моксотерапия). Этот метод в сравнении с уколом не до крови выглядел более материальными на какое-то время вошел в моду. Еще в лазаретах наполеоновской армии врачи старшего поколения практиковали моксотерапию при выхаживании раненых
М. Шифрин. «100 рассказов из истории медицины»
29
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта