Главная страница
Навигация по странице:

  • Итоговая работа по истории искусств. Тема работы Русская архитектура 18 века .Выполнила

  • 2020 год Русская архитектура 18 века .Введение.

  • Цель проекта

  • барокко. Петровское барокко

  • Елизаветинское барокко

  • Матвей Федорович Казаков (1738—1812).

  • Чарльз Камерон (1740-е гг. — 1812)

  • Русская архитектура 18 века. Акбаева Ульяна 5б.. Русская архитектура 18 века


    Скачать 3.21 Mb.
    НазваниеРусская архитектура 18 века
    Дата11.04.2023
    Размер3.21 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРусская архитектура 18 века. Акбаева Ульяна 5б..docx
    ТипДокументы
    #1055043

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа им. А.К.Леонтьева» города Можги

    Итоговая работа по истории искусств.

    Тема работы

    Русская архитектура 18 века.

    Выполнила: Акбаева Ульяна, 5 б класс

    МБОУ ДОД «ДХШ им. А.К.Леонтьева» города Можги

    Руководитель: Загумёнова Рушания Рафаиловна

    преподаватель МБОУ ДОД «ДХШ им. А.К.Леонтьева»

    2020 год

    Русская архитектура 18 века.

    Введение.

    Начиная с 18 в. и вплоть до середины 19 столетия русская архитектура занимает одно из ведущих мест в мировом зодчестве. Москва, Петербург и целый ряд других городов России .обогащаются в это время первоклассными ансамблями.

    18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.

    Характерны три направления, которые проявлялись последовательно в течение века: барокко, рококо, классицизм. Происходит переход от барокко (нарышкинского и петровского) к классицизму второй половины XVIII века.

    Цель проекта: изучить развитие архитектуры 18 века в России.

    Задачи:

    • Узнать о деятельности русских архитекторов и работах иностранных.

    • Изучить направления 18 века.

    • Рассмотреть архитектуру


    В характеристике русской архитектуры XVIII в. используются понятия «петровское барокко», «елизаветинское барокко», «нарышкинское барокко» и т.д. Давайте попробуем разобраться в этих разновидностях барокко.

    Петровское барокко

    это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины. Сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности.

    Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, высокие кровли "с переломом" голландского типа, башни со шпилями, двуцветная окраска штукатурки (красное с белым или синее с белым), мелкая расстекловка окон, плоскостная трактовка фасадов с упрощенным использованием ордерной системы за счет кирпичной кладки "с напуском".

    П ервыми архитекторами петровского барокко Санкт-Петербурга были Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови.


    Летний дворец Петра I


    Летний дворец Петра I — самое старое каменное здание, сохранившимся в Петербурге. Двухэтажный дворец был построен по проекту Доменико Трезини и является одним из самых ярких представителей петровского барокко.

    Петропавловский собор


    Петропавловский собор начали строить 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Архитектором проекта выступил также Доменико Трезини.

    Меншиковский дворец


    Меншиковский дворец стал первым каменным зданием в новой столице России — Санкт-Петербурге. Его строительство длилось 4 года и было завершено к 1714 году. Проект дворца создали архитекторы Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель.Церковь Симеона и Анны

    Церковь Симеона и Анны


    Церковь была постро6на в 1731 — 1734 годах архитектором Михаилом Земцовым и его помощником Иваном Бланком. В строении были соединены черты русского церковного зодчества с приёмами западноевропейской архитектуры.
    Елизаветинское барокко

    Елизаветинское барокко тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворецЕкатерининский дворецПетергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.









    К основным характерным чертам елизаветинского барокко относят:

    • огромное количество декоративных деталей;

    • пластичность;

    • многообразие украшений;

    • использование контрастных цветовых решений;

    • трехчетвертные колонны;

    • пилястры;

    • масштабное декорирование внутреннего пространства;

    • отдельные черты и элементы традиционного русского зодчества.


    Постройки елизаветинского барокко крайне многообразны и интересны для любого человека, который увлекается архитектурой и может часами наслаждаться произведениями строительного искусства, дошедшими до наших времен сквозь века.

    Нарышкинское (московское) барокко


    Основными его особенностями является широкое применение элементов архитектурного ордера, «русского узорочья» в качестве декора из красного кирпича и белого камня, иногда с включением поливных изразцов, использование центрических композиций в храмовой архитектуре.

    Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко) возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга.

    Для зданий «нарышкинского стиля» характерны смешение противоречивых тенденций и течений, внутренняя напряженность, разнородность структуры и декоративной отделки. В них присутствуют черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, слившиеся с традициями русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры.

    Лучшие из этого периода: Храм Покрова в Новодевичьем монастыре; Церковь Иоанна воина на Якиманке в Москве; Строгановская церковь в Нижнем Новгороде и др.



    Шедевром русского нарышкинского барокко считается Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметьевом дворе, построенной в усадьбе самого Нарышкина (1680-1690-е годы)..



    Следующий период – середина 18 века. Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность и уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени.

    В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма. Этот период отмечен творчеством сына Растрелли. В своих работах он демонстрировал не только блеск и роскошь дворцовой архитектуры, но и понимание русского характера, русской натуры. Его проекты вместе с творчеством современников Квасова, Чевакинского, Ухтомского органично вписались в историю русского зодчества 18 века. С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах, постепенно заменив собой шпилеобразные. Парадность и размах его дворцовых ансамблей не знает аналогов в русской истории.



    В России стиль рококо встречается чаще в оформлении интерьера, нежели экстерьера. Однако сохранился и памятник стиля рококо — дворец в Ораниенбауме, построенный архитектором Антонио Ринальди. В XVIII веке здание носило название «Каменный дом».






    Внутренее убранство и дворца в Ораниенбауме, и других зданий в стиле рококо выполнено в пастельных тонах, преобладающие цвета — нежно-голубой, розовый, сочетание белого и зеленого, кроме того, в убранстве много позолоченных деталей. Cтоит отметить еще одну характерную особенность стиля рококо — влияние азиатской культуры. Совокупность цветочных орнаментов, перегородок и ширм, а также драгоценного фарфора относят к собственному подстилю, названному шинуазри.

    Так, например, Большой Гатчинский дворец, также спроектированный Ринальди, по экстерьеру близок к классицизму, а по внутреннему убранству мы можем отнести его к стилю рококо.







    При всем признании и роскоши искусство Растрелли и его современников продержалось не долго, и на смену ему во второй половине 18 века приходит волна классицизма. В этот период создаются самые масштабные проекты — новый генеральный план Петербурга и проект перепланировки Москвы.

    В последнюю треть XVIII века в архитектуре начинают проявляться черты нового направления - русского классицизма, - так его назвали впоследствии. Данное направление характеризуют античная строгость форм, простота и рациональность конструкций. Классицизм наиболее проявил себя в московской архитектуре того времени.

    Становление раннего русского классицизма в архитектуре неразрывно связано с именами А. Ф. Кокоринова, Валлена Деламота, А. Ринальди, Ю. М. Фельтена.



    Казаков, Ухтомский, Баженов — известные и выдающиеся архитекторы того времени.



    Среди множества известных творений нужно отметить дом Пашкова, Царицынский комплекс, дворец Разумовских, здание Сената, дом Голицына. В то время в Петербурге происходит возведение Александро-Невской лавры, Эрмитажа, Эрмитажного театра, Академии наук, Таврического дворца, Мраморного дворца.





    Большой творческий размах Баженова с особенной наглядностью проявился в проекте Кремлевского дворца в Москве, над которым он начал работать с 1767 г., фактически задумав создание нового кремлевского ансамбля. 

    В большинстве своих проектов и сооружений Баженов выступал как крупнейший мастер раннего русского классицизма. Замечательным творением Баженова является дом Пашкова в Москве (ныне старое здание Государственной библиотеки им. В. И. Ленина). Это здание было построено в 1784—1787 годах. Сооружение дворцового типа, дом Пашкова оказался решенным настолько совершенно, что и с точки зрения городского ансамбля и по своим высоким художественным достоинствам занял одно из первых мест среди памятников русской архитектуры.

    Другим великим русским архитектором, работавшим одно время вместе с Баженовым, был Матвей Федорович Казаков (1738—1812).

    Одно из самых ранних и вместе с тем наиболее значительных и известных сооружений Казакова — здание Сената в Москве (1776—1787). Оно расположено внутри Кремля неподалеку от Арсенала, одним из фасадов обращено к Красной площади. Центральный композиционный узел здания — зал Сената, имеющий огромное по тому времени купольное перекрытие. Сравнительно скромное оформление здания снаружи контрастно сопоставлено с великолепным решением круглого парадного зала, имеющего три яруса окон, колоннаду коринфского ордера, кессонированный купол и богатую лепнину.

    Следующее широко известное творение Казакова — здание Московского университета (1786—1793). На этот раз Казаков обратился к распространенному плану городской усадьбы в виде буквы П. До восстановления оно выглядело более высоким и не столь развернутым по фасаду. Главный фасад университета в 18 в. имел более стройную и легкую колоннаду портика, стены здания расчленялись лопатками и филенками, торцы боковых крыльев здания имели ионические портики с четырьмя пилястрами и фронтоном.

    Казаков иногда обращался в своем творчестве к традициям архитектуры Древней Руси, например в Петровском дворце, построенном в 1775—1782 гг. Кувшинообразные колонны, арки, оформление окон, висячие гирьки и т. п. вместе с красными кирпичными стенами и украшениями из белого камня явно перекликались с допетровской архитектурой.

    Большой вклад внес Казаков в развитие усадебной архитектуры и архитектуры городского жилого особняка. Таковы отличающиеся ясной простотой композиции дом в Петровском-Алабине (закончен в 1785 г.) и прекрасный дом Губина в Москве (1790-е гг.).

    Выдающимся мастером архитектуры, особенно дворцово-парковых сооружений, был шотландец по происхождению Чарльз Камерон (1740-е гг. — 1812)

    В 1780—1786 гг. он строит в Царском Селе комплекс садово-парковых сооружений, куда входят двухэтажный корпус Холодных бань с Агатовыми комнатами, висячий сад и, наконец, великолепная открытая галерея, носящая имя ее создателя. величественно и своеобразно решен лестничный спуск, фланкированный копиями с античных статуй Геркулеса и Флоры. 

    Огромную ценность представляет не только дворец в Павловске, но и весь садово-парковый ансамбль. В живописнейшем пейзаже, среди рощ и полянок, у изгибающейся вокруг холмов реки Славянки расположены павильон — Храм Дружбы, открытая ротонда — Колоннада Аполлона, павильон Трех граций, обелиск, мостики и т. д.

    Вывод.

    В 18 веке появляются новые города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.

    В первой половине 18 века в России господствовал стиль барокко. Его характерными чертами были пышность, торжественность и обилие декоративных элементов. Для архитектуры второй половины 18 века характерен классицизм, отличавшийся простотой и гармонией.

    Наиболее известными русскими архитекторами были Бартоломео Растрелли, Василий Баженов, Матвей Казаков. Работали и иностранные архитекторы наиболее выдающийся из них Чарльз Камерон.

    Литература.

    https://videouroki.net/video/34-russkaya-arhitektura-xviii-veka.html

    http://totalarch.ru/art_history/18th_century/russia/architecture

    https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/epohi_arhitektury/arhitektura_xviii_veka_v_rossii/

    http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-rossii-xviii-veka

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Петровское_барокко

    https://peterburg.center/story/epoha-petrovskogo-barokko-pervye-zdaniya-v-sankt-peterburge-i-ego-okrestnostyah.html

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Елизаветинское_барокко

    https://inthi.ru/arhitektura/elizavetinskoe-barokko

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Нарышкинский_стиль

    https://trendsdesign.ru/interiorstyles/histiric/barokko/stil-russkix-cerkvej.html

    https://yarodom.livejournal.com/2145644.html


    написать администратору сайта