Главная страница

Язык программирования C++. Вводный курс. С для начинающих


Скачать 5.41 Mb.
НазваниеС для начинающих
Дата24.08.2022
Размер5.41 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЯзык программирования C++. Вводный курс.pdf
ТипДокументы
#652350
страница67 из 93
1   ...   63   64   65   66   67   68   69   70   ...   93

699
Однако почленное присваивание по умолчанию для объектов класса Account не подходит из-за _acct_nmbr. Нужно реализовать явный копирующий оператор присваивания с учетом того, что _name – это объект класса string:
}
Чтобы запретить почленное копирование, мы поступаем так же, как и в случае почленной инициализации: объявляем оператор закрытым и не предоставляем его определения.
Копирующий конструктор и копирующий оператор присваивания обычно рассматривают вместе. Если необходим один, то, как правило, необходим и другой. Если запрещается один, то, вероятно, следует запретить и другой.
Упражнение 14.17
Реализуйте копирующий оператор присваивания для каждого из классов, определенных в упражнении 14.14 из раздела 14.6.
Упражнение 14.18
Нужен ли копирующий оператор присваивания для того класса, который вы выбрали в упражнении 14.3 из раздела 14.2? Если да, реализуйте его. В противном случае объясните, почему он не нужен.
14.8.
Соображения эффективности A
В общем случае объект класса эффективнее передавать функции по указателю или по ссылке, нежели по значению. Например, если дана функция с сигнатурой: bool sufficient_funds( Account acct, double ); то при каждом ее вызове требуется выполнить почленную инициализацию формального параметра acct значением фактического аргумента-объекта класса Account. Если же функция имеет любую из таких сигнатур: bool sufficient_funds( Account &acct, double );
Account&
Account:: operator=( const Account &rhs )
{
// не надо присваивать самому себе if ( this != &rhs )
{
// вызывается string::operator=( const string& )
_name = rhs._name;
_balance = rhs._balance;
} return *this; bool sufficient_funds( Account *pacct, double );

С++ для начинающих
700
то достаточно скопировать адрес объекта Account. В этом случае никакой инициализации класса не происходит (см. обсуждение взаимосвязи между ссылочными и указательными параметрами в разделе 7.3).
Хотя возвращать указатель или ссылку на объект класса также более эффективно, чем сам объект, но корректно запрограммировать это достаточно сложно. Рассмотрим такой оператор сложения:
}
Этот перегруженный оператор позволяет пользователю писать a = b + c;
Однако возврат результата по значению может потребовать слишком больших затрат времени и памяти, если Matrix представляет собой большой и сложный класс. Если эта операция выполняется часто, то она, вероятно, резко снизит производительность.
Следующая пересмотренная реализация намного увеличивает скорость:
} но при этом происходят частые сбои программы. Дело в том, что значение переменной result не определено после выхода из функции, в которой она объявлена. (Мы возвращаем ссылку на локальный объект, который после возврата не существует.)
Значение возвращаемого адреса должно оставаться действительным после выхода из функции. В приведенной реализации возвращаемый адрес не затирается:
// задача решается, но для больших матриц эффективность может
// оказаться неприемлемо низкой
Matrix operator+( const Matrix& m1, const Matrix& m2 )
{
Matrix result;
// выполнить арифметические операции ... return result;
Matrix a, b;
// ...
// в обоих случаях вызывается operator+()
Matrix c = a + b;
// более эффективно, но после возврата адрес оказывается недействительным
// это может привести к краху программы
Matrix& operator+( const Matrix& m1, const Matrix& m2 )
{
Matrix result;
// выполнить сложение ... return result;

С++ для начинающих
701
}
Однако это неприемлемо: происходит большая утечка памяти, так как ни одна из частей программы не отвечает за применение оператора delete к объекту по окончании его использования.
Вместо оператора сложения лучше применять именованную функцию, которой в качестве третьего параметра передается ссылка, где следует сохранить результат:
}
Таким образом, проблема производительности решается, но для класса уже нельзя использовать операторный синтаксис, так что теряется возможность инициализировать объекты
Matrix c = a + b; и использовать их в выражениях: if ( a + b > c ) ...
Неэффективный возврат объекта класса – слабое место С++. В качестве одного из решений предлагалось расширить язык, введя имя возвращаемого функцией объекта:
// нет возможности гарантировать отсутствие утечки памяти
// поскольку матрица может быть большой, утечки будут весьма заметными
Matrix& operator+( const Matrix& m1, const Matrix& m2 )
{
Matrix *result = new Matrix;
// выполнить сложение ... return *result;
// это обеспечивает нужную эффективность,
// но не является интуитивно понятным для пользователя void mat_add( Matrix &result, const Matrix& m1, const Matrix& m3 )
{
// вычислить результат
// более не поддерживается
// тоже не поддерживается

С++ для начинающих
702
}
Тогда компилятор мог бы самостоятельно переписать функцию, добавив к ней третий параметр-ссылку:
} и преобразовать все вызовы этой функции, разместив результат непосредственно в области, на которую ссылается первый параметр. Например:
Matrix c = a + b; было бы трансформировано в operator+(c, a, b);
Это расширение так и не стало частью языка, но предложенная оптимизация прижилась.
Компилятор в состоянии распознать, что возвращается объект класса и выполнить трансформацию его значения и без явного расширения языка. Если дана функция общего вида:
} то компилятор самостоятельно трансформирует как саму функцию, так и все обращения к ней:
Matrix& operator+( const Matrix& m1, const Matrix& m2 ) name result
{
Matrix result;
// ... return result;
// переписанная компилятором функция
// в случае принятия предлагавшегося расширения языка void operator+( Matrix &result, const Matrix& m1, const Matrix& m2 ) name result
{
// вычислить результат
Matrix c; classType functionName( paramList )
{ classType namedResult;
// выполнить какие-то действия ... return namedResult;

С++ для начинающих
703
} что позволяет уйти от необходимости возвращать значение объекта и вызывать копирующий конструктор. Чтобы такая оптимизация была применена, в каждой точке возврата из функции должен возвращаться один и тот же именованный объект класса.
И последнее замечание об эффективности работы с объектами в C++. Инициализация объекта класса вида
Matrix c = a + b; всегда эффективнее присваивания. Например, результат следующих двух инструкций такой же, как и в предыдущем случае: c = a + b; но объем требуемых вычислений значительно больше. Аналогично эффективнее писать:
} чем
}
Причина, по которой присваивание всегда менее эффективно, состоит в том, что возвращенный локальный объект нельзя подставить вместо объекта в левой части оператора присваивания. Иными словами, в то время как инструкцию
Point3d p3 = operator+( p1, p2 ); можно безопасно трансформировать: void functionName( classType &namedResult, paramList )
{
// вычислить результат и разместить его по адресу namedResult
Matrix c; for ( int ix = 0; ix < size-2; ++ix ) {
Matrix matSum = mat[ix] + mat[ix+1];
// ...
Matrix matSum; for ( int ix = 0; ix < size-2; ++ix ) { matSum = mat[ix] + mat[ix+1];
// ...

С++ для начинающих
704
operator+( p3, p1, p2 ); преобразование p3 = operator+( p1, p2 ); в operator+( p3, p1, p2 ); небезопасно.
Преобразованная функция требует, чтобы переданный ей объект представлял собой неформатированную область памяти. Почему? Потому что к объекту сразу применяется конструктор, который уже был применен к именованному локальному объекту. Если переданный объект уже был сконструирован, то делать это еще раз с семантической точки зрения неверно.
Что касается инициализируемого объекта, то отведенная под него память еще не подвергалась обработке. Если же объекту присваивается значение и в классе объявлены конструкторы (а именно этот случай мы и рассматриваем), можно утверждать, что эта память уже форматировалась одним из них, так что непосредственно передавать объект функции небезопасно.
Вместо этого компилятор должен создать неформатированную область памяти в виде временного объекта класса, передать его функции, а затем почленно присвоить возвращенный временный объект объекту, стоящему в левой части оператора присваивания. Наконец, если у класса есть деструктор, то он применяется к временному объекту. Например, следующий фрагмент p3 = operator+( p1, p2 ); трансформируется в такой: temp.Point3d::

Point3d();
//
Псевдокод на C++
Point3d p3;
Point3d p3;
//
Псевдокод на C++
// небезопасно в случае присваивания
Point3d p3;
//
Псевдокод на C++
Point3d temp; operator+( temp, p1, p2 ); p3.Point3d::operator=( temp );

С++ для начинающих
705
Майкл Тиманн (Michael Tiemann), автор компилятора GNU C++, предложил назвать это расширение языка именованным возвращаемым значением (return value language extension). Его точка зрения изложена в работе [LIPPMAN96b]. В нашей книге “Inside the
C++ Object Model” ([LIPPMAN96a]) приводится детальное обсуждение затронутых в этой главе тем.

С++ для начинающих
706
15
15.
Перегруженные операторы и
определенные пользователем
преобразования
В главе 15 мы рассмотрим два вида специальных функций: перегруженные операторы и определенные пользователем преобразования. Они дают возможность употреблять объекты классов в выражениях так же интуитивно, как и объекты встроенных типов. В этой главе мы сначала изложим общие концепции проектирования перегруженных операторов. Затем представим понятие друзей класса со специальными правами доступа и обсудим, зачем они применяются, обратив особое внимание на то, как реализуются некоторые перегруженные операторы: присваивание, взятие индекса, вызов, стрелка для доступа к члену класса, инкремент и декремент, а также специализированные для класса операторы new и delete. Другая категория специальных функций, которая рассматривается в этой главе, – это функции преобразования членов (конвертеры), составляющие набор стандартных преобразований для типа класса. Они неявно применяются компилятором, когда объекты классов используются в качестве фактических аргументов функции или операндов встроенных или перегруженных операторов.
Завершается глава развернутым изложением правил разрешения перегрузки функций с учетом передачи объектов в качестве аргументов, функций-членов класса и перегруженных операторов.
15.1.
Перегрузка операторов
В предыдущих главах мы уже показывали, что перегрузка операторов позволяет программисту вводить собственные версии предопределенных операторов (см. главу 4) для операндов типа классов. Например, в классе String из раздела 3.15 задано много перегруженных операторов. Ниже приведено его определение:

С++ для начинающих
707
};
В классе String есть три набора перегруженных операторов. Первый – это набор операторов присваивания:
String& operator=( const char * );
Сначала идет копирующий оператор присваивания. (Подробно они обсуждались в разделе 14.7.) Следующий оператор поддерживает присваивание C-строки символов объекту типа String: name = "Sherlock"; // использование оператора operator=( char * )
(Операторы присваивания, отличные от копирующих, мы рассмотрим в разделе 15.3.)
Во втором наборе есть всего один оператор – взятия индекса:
#include class String; istream& operator>>( istream &, const String & ); ostream& operator<<( ostream &, const String & ); class String { public:
// набор перегруженных конструкторов
// для автоматической инициализации
String( const char* = 0 );
String( const String & );
// деструктор: автоматическое уничтожение
String();
// набор перегруженных операторов присваивания
String& operator=( const String & );
String& operator=( const char * );
// перегруженный оператор взятия индекса char& operator[]( int );
// набор перегруженных операторов равенства
// str1 == str2; bool operator==( const char * ); bool operator==( const String & );
// функции доступа к членам int size() { return _size; }; char * c_str() { return _string; } private: int _size; char *_string;
// набор перегруженных операторов присваивания
String& operator=( const String & );
String name;

С++ для начинающих
708
char& operator[]( int );
Он позволяет программе индексировать объекты класса String точно так же, как массивы объектов встроенного типа: cout << "
увы, что-то не так\n";
(Детально этот оператор описывается в разделе 15.4.)
В третьем наборе определены перегруженные операторы равенства для объектов класса
String
. Программа может проверить равенство двух таких объектов или объекта и C- строки: bool operator==( const String & );
Перегруженные операторы позволяют использовать объекты типа класса с операторами, определенными в главе 4, и манипулировать ими так же интуитивно, как объектами встроенных типов. Например, желая определить операцию конкатенации двух объектов класса String, мы могли бы реализовать ее в виде функции-члена concat(). Но почему concat()
, а не, скажем, append()? Выбранное нами имя логично и легко запоминается, но пользователь все же может забыть, как мы назвали функцию. Зачастую имя проще запомнить, если определить перегруженный оператор. К примеру, вместо concat() мы назвали бы новую операцию operator+=(). Такой оператор используется следующим образом:
}
Перегруженный оператор объявляется в теле класса точно так же, как обычная функция- член, только его имя состоит из ключевого слова operator, за которым следует один из множества предопределенных в языке C++ операторов (см. табл. 15.1). Так можно объявить operator+=() в классе String:
// перегруженный оператор взятия индекса if ( name[0] != 'S' )
// набор перегруженных операторов равенства
// str1 == str2; bool operator==( const char * );
#include "String.h" int main() {
String name1 "Sherlock";
String name2 "Holmes"; name1 += " "; name1 += name2; if (! ( name1 == "Sherlock Holmes" ) ) cout << "
конкатенация не сработала\n";

С++ для начинающих
709
}; и определить его следующим образом:
} class String { public:
// набор перегруженных операторов +=
String& operator+=( const String & );
String& operator+=( const char * );
// ... private:
// ...
#include inline String& String::operator+=( const String &rhs )
{
//
Если строка, на которую ссылается rhs, непуста if ( rhs._string )
{
String tmp( *this );
// выделить область памяти, достаточную
// для хранения конкатенированных строк
_size += rhs._size; delete [] _string;
_string = new char[ _size + 1 ];
// сначала скопировать в выделенную область исходную строку
// затем дописать в конец строку, на которую ссылается rhs strcpy( _string, tmp._string ); strcpy( _string + tmp._size, rhs._string );
} return *this;
} inline String& String::operator+=( const char *s )
{
//
Если указатель s ненулевой if ( s )
{
String tmp( *this );
// выделить область памяти, достаточную
// для хранения конкатенированных строк
_size += strlen( s ); delete [] _string;
_string = new char[ _size + 1 ];
// сначала скопировать в выделенную область исходную строку
// затем дописать в конец C-строку, на которую ссылается s strcpy( _string, tmp._string ); strcpy( _string + tmp._size, s );
} return *this;

С++ для начинающих
710
15.1.1.
Члены и не члены класса
Рассмотрим операторы равенства в нашем классе String более внимательно. Первый оператор позволяет устанавливать равенство двух объектов, а второй – объекта и C- строки:
}
При первом использовании оператора равенства в main() вызывается перегруженный operator==(const char *)
класса String. Однако на второй инструкции if компилятор выдает сообщение об ошибке. В чем дело?
Перегруженный оператор, являющийся членом некоторого класса, применяется только тогда, когда левым операндом служит объект этого класса. Поскольку во втором случае левый операнд не принадлежит к классу String, компилятор пытается найти такой встроенный оператор, для которого левым операндом может быть C-строка, а правым – объект класса String. Разумеется, его не существует, поэтому компилятор говорит об ошибке.
Но можно же создать объект класса String из C-строки с помощью конструктора класса.
Почему компилятор не выполнит неявно такое преобразование: if ( String( "tulip" ) == flower ) //
правильно: вызывается оператор-член
Причина в его неэффективности. Перегруженные операторы не требуют, чтобы оба операнда имели один и тот же тип. К примеру, в классе Text определяются следующие операторы равенства:
}; и выражение в main() можно переписать так:
#include "String.h" int main() {
String flower;
// что-нибудь записать в переменную flower if ( flower == "lily" ) // правильно
// ... else if ( "tulip" == flower ) // ошибка
// ... class Text { public:
Text( const char * = 0 );
Text( const Text & );
// набор перегруженных операторов равенства bool operator==( const char * ) const; bool operator==( const String & ) const; bool operator==( const Text & ) const;
// ...

С++ для начинающих
711
if ( Text( "tulip" ) == flower ) // вызывается Text::operator==()
Следовательно, чтобы найти подходящий для сравнения оператор равенства, компилятору придется просмотреть все определения классов в поисках конструктора, способного привести левый операнд к некоторому типу класса. Затем для каждого из таких типов нужно проверить все ассоциированные с ним перегруженные операторы равенства, чтобы понять, может ли хоть один из них выполнить сравнение. А после этого компилятор должен решить, какая из найденных комбинаций конструктора и оператора равенства (если таковые нашлись) лучше всего соответствует операнду в правой части!
Если потребовать от компилятора выполнения всех этих действий, то время трансляции программ C++ резко возрастет. Вместо этого компилятор просматривает только перегруженные операторы, определенные как члены класса левого операнда (и его базовых классов, как мы покажем в главе 19).
Разрешается, однако, определять перегруженные операторы, не являющиеся членами класса. При анализе строки в main(), вызвавшей ошибку компиляции, подобные операторы принимались во внимание. Таким образом, сравнение, в котором C-строка стоит в левой части, можно сделать корректным, если заменить операторы равенства, являющиеся членами класса String, на операторы равенства, объявленные в области видимости пространства имен: bool operator==( const String &, const char * );
Обратите внимание, что эти глобальные перегруженные операторы имеют на один параметр больше, чем операторы-члены. Если оператор является членом класса, то первым параметром неявно передается указатель this. То есть для операторов-членов выражение flower == "lily" переписывается компилятором в виде: flower.operator==( "lily" ) и на левый операнд flower в определении перегруженного оператора-члена можно сослаться с помощью this. (Указатель this введен в разделе 13.4.) В случае глобального перегруженного оператора параметр, представляющий левый операнд, должен быть задан явно.
Тогда выражение flower == "lily" вызывает оператор bool operator==( const String &, const char * );
Непонятно, какой оператор вызывается для второго случая использования оператора равенства: bool operator==( const String &, const String & );

С++ для начинающих
1   ...   63   64   65   66   67   68   69   70   ...   93


написать администратору сайта