Главная страница

египет, китай и шумеры. Ст гр. ИсторияОбществознание (заочн.) Васильева В. Е


Скачать 55.04 Kb.
НазваниеСт гр. ИсторияОбществознание (заочн.) Васильева В. Е
Дата28.04.2023
Размер55.04 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаегипет, китай и шумеры.docx
ТипДокументы
#1095708
страница2 из 2
1   2
(сы шу). Он попытался также восстановить древнюю систему общинного землепользования «цзин тянь» («колодезных полей»), при которой площадь пахотной земли в 900 му (54 га) делилась на 9 равных участков по 100 му (6 га) таким образом, что длинные межи участков, пересекаясь, образовывали большой знак цзин («колодец»). Такая площадь отводилась на 8 семей, по одному участку каждой семье. Центральный участок, урожай с которого шел в счет налога государству, обрабатывался всеми вместе. В этой реформе Ван Ман потерпел неудачу, как и в денежной, состоявшей в понижении стоимости денежных знаков и в том, что представители знати от «хоу» и ниже были обязаны обменивать золото на деньги меньшей стоимости. Главным образом по этой причине Ван Ман не удержался на троне.

При Ван Мане была перестроена административная система и введены новые звания. В 10 г. была установлена государственная монополия на торговлю крепкими напитками, соль и железные орудия, на монетную чеканку и доходы с «гор и болот». Последнего рода поборы, взимаемые с рыбаков, охотников и дровосеков, являлись личной прерогативой императора.

Цены на основные предметы потребления — зерно, полотняные ткани и шелк — регулировались через механизм государственных продаж и закупок. Для этой цели были устроены правительственные склады в пяти крупных городах. Охотники, шелководы, ремесленники и представители разных профессий должны были платить налог в размере десятой части доходов. Наконец, в 16 г. н. э. были изданы постановления об увеличении или уменьшении жалования чиновников в зависимости от урожая года.

Все эти меры не были совершенно новыми и для эпохи Хань, действуя в той или иной форме. Политика Ван Мана ввергла страну в экономический и политический хаос и встретила массовое противодействие. В результате Ван Ман был свергнут в 23 г. народным восстанием «Красных бровей», а его реформы были отменены в 22 г., не будучи осуществимы в условиях гражданской войны и смуты.

Восстание краснобровых

В результате неудачных реформ императора Ван Мана, оттеснившего от власти династию Хань, в Древнем Китае резко обострились противоречия. Всех нарушителей законов делали государственными рабами вместе с семьями, а также с теми соседскими семьями, которые не замарали честь – не занимались доносами. Каждый год сотни мужчин со своими семьями становились рабами. Осужденные выполняли очень тяжёлую работу: строили дороги, занимались рытьём каналов, воздвигали стены. В годы засух и наводнений положение народа ухудшалось. Начинался голод. Нищим людям приходилось продавать в рабство собственных детей, жён и даже самих себя. Во главе восстаний стояли, как правило, бедняки ил беглые солдаты. Участники восстаний громили города, захватывали склады с продуктами, убивали представителей чиновничества. Восстание «Краснобровых» возглавил небогатый человек Фань Шун. В нём преобладали жители восточных областей Древнего Китая. Император направил для подавления восстания блестящих военных стратегов того времени. Но несмотря на свои способности, они проигрывали сражения с восставшими. Причина: они не находили поддержки у местного народа, который они грабили и убивали. Ван Ман даже пытался одержать победу с помощью представителей преступного мира, выпущенных из тюрем, а также львов, тигров, барсов и прочих зверей из императорского зверинца. Когда восстание имело успех, то в его ряды вливалась аристократия обиженной ханьской династии. Восстание «» напугало власти, которые пошли на временные уступки и ослабили эксплуатацию народных масс. Сменивший Ван Манна представитель династии Хань освободил детей, проданных родителями в рабство из-за нищеты, уменьшил налоговые платежи и частично вернул земли, отобранные при императоре Ван Мане. Крупное выступление народных масс, известное как восстание «Краснобровых», в итоге потерпело сокрушительное поражение по нескольким причинам:стихийный характер восстания;повстанцы не имели достаточной организованности и дисциплины, чтобы эффективно противостоять регулярной армии Ван Мана;восставшие не имели четкого плана, который приводил бы к слаженным боевым действиям;руководители восстания не требовали политических изменений в государстве;восставший народ наивно полагал, что всё дело в плохом царе, и стоит только сменить его, и жизнь изменится к лучшему; Бедные слои населения, принявшие участие в восстании, были обмануты руководителями восстания и поддержали требование господствующего класса – возвращение династии Хань.
3.Старовавилонское царство по законам Хаммурапи. Землевладение и землепользование.

В результате распада Шумеро-Аккадского царства на территрории Месопотамии в 20-19 веках до н.э. Появилось много новых государств. На юге в городе Ларсе образовалось независимое царство. На севера большую роль играли такие государства как Мари на Ефрате, Ашшур на Тигре, на востоке в районе реки Диялы – государство Эшнунна. Постепенно в ходе междоусобных войн возвышается город Вавилон, где воцарилась первая Вавилонская династия, время правления которой называют Старовавилонским периодом ( 1894-1595 гг. до н.э.)

Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя 1-ой Вавилонской династии – Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Хаммурапи был достаточно выдающимся царём. Он был умелым дипломатом, хорошим стратегом и одним из первых законодателем. При его правлении он подчинил себе ближайшие царства и они признали власть Вавилона.

Законы, которые издал Хаммурапи были высечены на больших базальтовых столбах и эти столбы выставлены в разных концах страны.

Начиная более детально рассматривать законы Хамммурапи в отношении замлевладения и землепользования хочется сказать, что по его законам собственниками земель и пр. могли быть не только люди, но и юр. Лица – храм, дворец ( т.е. государство). Всякий царский служащий или работник владел землей из дворца лишь условно, в зависимости от выполняемой им службы. Царь мог в любой момент отнять такую землю у владельца или заменить ему один надел на другой. На царских землях всё обрабатывали рабы. Также царь мог сдать в аренду какой-либо участок земли, но доходы с неё шли в царскую казну. Храмовые земли принадлежали храмам на правах коллективной собственности. Все доходы с этих земель поступали в храм.

Общинная собственность сохранялась наряду с самой общиной, чему способствовала необходимость совместного организованного пользования водой для орошения полей, прокладка по этой земле каналов, проведение осушительных работ. Общинную землю распределяли между поселениями, где её делили на мелкие участки – парцеллы, которые предоставлялись для возделывания отдельным семьям. Собственность общины на землю была незыблемой, как и на их урожай.

Земли предоставлялись воинам без права отчуждения и без права продажи или наследства жене/ дочери и т.п

Пример статей из законов Хаммурапи, отвечающие за землевладение и землепользование:

36 ст. – Поле, дом и сад, принадлежащие редуму, баируму или несущему подать, не могут быть проданы за серебро.

37 ст. – Если человек купил поле, сад или дом, принадлежащие редуму, баируму или несущему подать, то его документ должен быть разбит, а своё серебро он теряет. Поле же, сад или дом он обязан вернуть их прежнему владельцу.

42 ст. Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.

  1. Свободное население и рабы при законах Хаммурапи.

Общество состояло из двух основных классов – сословий: Рабовладельцев и рабов. Также были невольники – это обычные пленные, но закон знает и долговое рабство, оно ограничивалось тремя годами. В состав господствующего класса входила верхушка знати – царь и его приближённые, жрецы и военачальники, тамкары и другие чиновники. В общинах – старосты, члены совета старейшин, в городах - начальники кварталов. Авилум – это полноправный человек. К угнетённому классу относились рабы, рядовые общинники, бедняки (мушкенумы). Мушкенум - свободный человек, он имел какие-то права, но только до тех пор пока состоял на службе у царя и выполнял свои обязанности. Авилум ставит ставит мушкенума в приниженное положение. Авилум за телесные повреждения другому авилуму отвечал по принципу равное за равное. Но если авилум выколол глаз мушкенуму, ударил его по щеке, сломал ему кость, выбил зуб, причинил в результате побоев выкидыш его дочери, то подвергался штрафу (ст. 200,201,211).

Мушкенум меньше платил за лечение врачу. Закон строго охранял имущество мушкенумов. Если авилум украл у мушкенума домашних животных, лодку, то платил компенсацию в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, его казнили (ст. 8)

Самое приниженное положение занимали рабы (вардум). Их имелось несколько видов: царские, принадлежащие общине, частновладельческие – рабы авилум и мушкенум. Дворцовый раб мог жениться на ссвободной, дети от такого брака считались свободными (ст. 175). Имеются данные, что до законов Хаммурапи рабы попадали в долговую кабалу пожизненно. Законы Хаммурапи ограничили её срок до 3-х лет (ст. 117).

Глава семейства в обеспечение займа мог отдать в кабалу жену, дочь, сына. Но если от побоев и жестокого обращения сын погибал, то следовало казнить сына ростовщика, если же в такой кабале погибал раб должника, кредитор платил штраф – треть мины серебра. В обоих случаях кредитор терял всё, что дал взаймы (ст. 116)

Пример статей из законов Хаммурапи:

Ст. 200 – Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны выбить ему зуб.

Ст. 201 – Если он выбил зуб мушкенуму, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

Ст. 211 – Если он побоями причинил выкидыш дочери мушкенума, то он должен отвесить 5 сиклей серебра.

Ст. 8 – Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет, чем платить, он должен быть убит.

Ст. 175. Если либо дворцовый раб, либо же раб мушкенума взял в жены дочь полноправного человека и она родила сыновей, то хозяин раба не может предъявить иска к сыновьям дочери полноправного человека относительно рабства.

Ст. 117. – Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвёртом году им должны быть предоставлена свобода.

Ст. 116 – Если заложник умер в доме залогодержателя – заимодавца от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника может уличить своего тамкара, и, если это кто-либо из полноправных людей, должны казнить сына заимодавца, а если это раб человека, заимодавец должен отвесить 1/3 мины серебра, а всё, что он дал взаймы, он теряет.

  1. Община

Законы Хаммурапи не дают прямого подтверждения существования общины в Вавилоне. Но в ряде положений указанных в законах позволяют делать выводы о её существовании и её руководящей роли для основного населения Вавилонии.

По ст. 23. Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом всё своё пропавшее, а поселение и градоправитель, на земле и территории которых было совершенно ограбление, должны ему возместить все его пропавшее.

По ст. 42,55,65. Размер убытков определялся исходя из доходов соседей, т.е. община должна была знать о всех доходах своих членов.

Ст. 99 предусматривала возможность кредитования общины и солидарную ответственность её членов по взятым на себя обязательствам.

Если общинник вступал в половую связь со своей дочерью, то его изгоняли из общины, что автоматически переводило в разряд мушкенума (ст. 154)

Пример статей из законов Хаммурапи:

Ст. 23 – Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом всё своё пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершенно ограбление, должны возместить ему всё его пропавшее.

Ст. 42- Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работе на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.

Ст. 99 – Если человек дал человеку серебро в порядке «товарищества», то прибыль и убыток, которые будут, они должны поровну поделить перед богом.

Ст. 154 – Если человек познал его дочь, то его должны изгнать из его общины.

  1. Семья

Во время правления Хаммурапи типичной формой семейного устройства служил патриархат, когда муж и отец безраздельно властвовал над женой и детьми, а функции женщины сводились к ведению домашнего хозяйства, рождению и воспитанию детей.

Брак в Вавилоне, как везде, считался законным при соблюдении определённых юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях, а иначе этот брак не имел законную силу (ст. 128). Неверность со стороны жены каралась казнью (ст. 129). В определённых случаях она могла быть оправдана (ст. 134). Правда, эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог мог сожительствовать с рабынями и полученных детей от этого признать своими законными детьми (ст. 170).

Развод был разрешён при определённых обстоятельствах, но запрещён при других. Например, если жена заболевала, муж не мог с ней развестись, он обязан был содержать её до конца жизни (ст. 148).

Инцест был строго запрещён и карался казнью (ст. 154).

Пример статей из законов Хаммурапи:

Ст. 128- Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина – не жена.

Ст. 129 – Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба.

Ст. 134 – Если человек был взят в плен, а в его доме нет пропитания, и его жена вступит в дом другого, то эта женщина имеет вины.

Ст. 148 – Если человек взял жену и её постигла проказа, и он захочет взять другую, то он может взять, но свою жену, которую постигла проказа, он не должен покинуть, она может жить в его доме, который он построил, и, пока она жива, он должен её содержать.

  1. Судопроизводство и уголовное право.

Законы Хаммурапи устанавливают суровые наказания (чаще всего казнь) за похищение чужой собственности, за прелюбодеяние и другие преступления против семьи, за злоупотребление властью, за телесные повреждения и т.п.

Существовали формы вины (ст. 206 – нанесение вреда по неосторожности, ст. 196 – 214 – по умыслу).

Процесс судов происходил в форме спора сторон в судебном заседании. Суд обязан выслушать обе стороны. Также существовало правило: « Если на 6-ой месяц своих свидетелей он не приведёт, то он лжец, должен понести наказание, налагаемое при таком судебном деле» (ст. 13). Пока вина не доказана свидетелями, человек невиновен.

Процесс был не строго регламентирован, а строился на основе обычаев. Судоговорение производилось публично, в присутствии общин, чаще всего – на храмовой площади. Решение судьбы не могло быть изменено. Стороны сами собирали доказательства и предъявляли их суду. Доказательствами являлись свидетельские показания, которые сопровождались различными клятвами (ст. 131,9), письменные документы подтверждающие имущественную сделку.

Пример статей из законов Хаммурапи:

Ст. 206 – Если человек сильно ударил человека в драке и нанёс ему рану, то этот человек должен поклясться: « Неумышленно я ударил», - и оплачивать лекаря.

Ст. 13 – Если свидетелей этого человека нет поблизости, то судьи должны назначить ему срок до 6-ти месяцев, а если в течении шести месяцев он не привёл своих свидетелей, то этот человек – лжец; он должен нести наказание по этому делу.

Ст. 131 – Если жену человека её муж обвинит, но она не была схвачена при лежании с другим мужчиной, то она может произнести клятву богом и вернуться в свой дом.
1   2


написать администратору сайта