Главная страница

Теория государства и права_под ред Пиголкина А.С_Учебник_2003 -544с. Теория государства и права_под ред Пиголкина А.С_Учебник_2003 -5. Учебник для юридических вузов под общей редакцией


Скачать 2.31 Mb.
НазваниеУчебник для юридических вузов под общей редакцией
АнкорТеория государства и права_под ред Пиголкина А.С_Учебник_2003 -544с.doc
Дата27.04.2017
Размер2.31 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТеория государства и права_под ред Пиголкина А.С_Учебник_2003 -5.doc
ТипУчебник
#5994
КатегорияЮриспруденция. Право
страница13 из 32
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   32
Глава X. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ
§ 1. Понятие личности
Исторический тип государства, уровень его правовой культуры определяют объем и характер прав человеческой личности. Как отмечал молодой К. Маркс, государство выступает в качестве посредника между человеком и его правовой свободой.

В условиях рабовладельческого строя, например, отличительной особенностью которого была собственность рабовладельцев на средства производства и рабов, последние не имели никаких прав. Раб вообще не признавался личностью. Присваивая продукты рабского труда, рабовладелец вынужденно (подчиняясь определенным требованиям биологических закономерностей человеческого бытия) выделял рабу ничтожный минимум средств существования, необходимый для поддержания его работоспособности. Свободные ремесленники, крестьяне, иные социальные группы, которые существовали в рабовладельческом государстве наряду с рабами и рабовладельцами, при невыполнении тех или иных своих обязательств также становились рабами.

Не существовало системы прав человека, личности и в федеральном обществе, где власть принадлежала феодалам как крупным земельным собственникам, присваивавшим труд крепостных крестьян в виде земельной ренты (барщина, рента продуктами или оброк и денежная рента).

Если и принимались иногда те или иные меры древнеримскими императорами, средневековыми князьями и королями против чрезмерно жестокого обращения с рабами, крепостными крестьянами, то делалось это не из гуманных соображений или правовых позиций, а в целях предотвращения стихийных протестных действий со стороны эксплуатируемых (восстание рабов в Древнем Риме под водительством Спартака, крестьянские бунты в западном Средневековье).

О правах личности заговорили после буржуазных революций XVII - XVIII вв., что нашло свое отражение в нормативно-правовых документах Великобритании, США, Франции и др.

В своей сущностной значимости понятие личности взаимно связано с понятиями "человек", "индивидуум" и "гражданин".

Человек - понятие антропологическое <*> и означает существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия труда, сознательно пользоваться ими в своей деятельности. От всех иных биологических организмов человек отличается своими религиозными, нравственными, эстетическими чувствами <**>. Производными от понятия "человек" являются понятия "человечество" (люди, человеческий род, человеческое общество), "человечность" (человеколюбие, гуманность), "человеконенавистничество" (презрение к людям, человечеству), "человеко-день" (единица учета рабочего времени, исчисляемая количеством работы, выполняемой одним человеком за рабочий день) и др.

--------------------------------

<*> См.: Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Основы антропологии. М., 1955.

<**> См.: Рибо Т. Психология чувств / Пер. с франц. СПб., 1898.
Индивидуум (от лат. "individus" - неделимый, неразрывный) - самостоятельно существующий организм, особь, конкретный отдельный человек, отличающийся определенной совокупностью характерных, своеобразных черт, присущих только ему одному.

Индивидуальность - это особость природных данных человека, его способностей, дарований, социальных поступков, действий. Каждый человек имеет свою индивидуальность, определяющим в содержании которой выступает духовный фактор: например, известна индивидуальность Сократа, Авраама Линкольна, Александра Пушкина. О художнике М.А. Врубеле современники его говорили, что он был "настолько индивидуален и глубиной своего содержания, и своей техникой, что трудно представить себе произведение, похожее на его творчество. Подражание Врубелю невозможно" <*>.

--------------------------------

<*> Рылов А. Воспоминания. Л., 1977. С. 132.
Индивидуальность всегда единична, неповторима. У каждого индивидуума свои потребности, интересы, природные особенности, определяющие его образ жизни. Поэтому, говорил английский философ Дж. Ст. Милль, подчеркивавший общественное значение развития индивидуальных способностей, человеческую натуру невозможно сконструировать по определенному образцу - это не машина <*>.

--------------------------------

<*> См.: Покровский В. Личность и общество (по Миллю). Казань, 1906. С. 54.
Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению того или иного государства, пользующееся гарантированными конституцией правами и исполняющее установленные законами обязанности. Отсюда такие обобщенные понятия, как гражданство и гражданственность. Статусы гражданина и негражданина - это разные статусы. В частности, человек, лишенный гражданства, не обладает, например, правом голоса, правом занимать те или иные государственные должности и др.

Согласно Федеральному закону "О гражданстве Российской Федерации" (2002 г.) гражданство Российской Федерации - это "устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей..." (ст. 3). Законодательно определены основополагающие принципы гражданства Российской Федерации, порядок приобретения и прекращения гражданства, многие другие правовые положения, нормативы, связанные с гражданством Российской Федерации.

Гражданственность - сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству, обществу, в котором гражданин проживает, по отношению к другим гражданам.

Как таковой институт гражданства возник в ходе буржуазных революций, под влиянием теории о естественных правах человека, заменив собой понятие подданства, которое Ф. Энгельс называл позорным <*>. Одним из первых глашатаев идеи гражданства был французский философ Ж.-Ж. Руссо <**>. В России подданство было отменено после Октябрьской революции специальным Декретом от 11 (24) ноября 1917 г., которым все "сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения" упразднялись и устанавливалось одно общее понятие - "гражданин Российской Республики".

--------------------------------

<*> См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 5. С. 45.

<**> См.: Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. М., 1938. С. 10 - 15.
Личность - это совокупность социальных качеств, свойств, присущих человеку, составляющих его индивидуальность. Понятие личности отражает общественный аспект природы человека, его поведения. Человек - существо социальное, он по изначальной природе своей "предназначен для общества", "только посредством общества ему дана сила и способность к достижению возможного совершенства" <*>.

--------------------------------

<*> Гренберг И. Рассуждение об отношении, в котором находится общее право к положительному праву, к философии положительного права, к политике и этике. Харьков, 1833. С. 5.
Всякий индивидуум имеет свою личностную содержательность. Социальное, личностное самоопределение человека органически связано с развитием общества, функционированием его институциональных систем. Человеческая личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено нечто общее, общественное во всей своей конструктивности, что и определяет особый аспект изучения проблемы личности в правоведении (правовой угол зрения).

Всякая личность - это человек, но не всякий человек - личность. Человек не рождается личностью, а становится ею в системе конкретных социальных отношений. Социальные качества, свойства делают человека личностью. Тип общества определяет социальный тип личности, при оценочной характеристике которой важное значение имеют такие факторы, как ее классовая принадлежность, уровень образованности, воспитанности, общей культуры, мировоззренческая ориентация, профессия, нравственный образ жизни.

Социальная детерминация сознания человека, его деятельности обусловливает весь процесс развития личности. Генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс формирования, личности неотделим от законов развития общества. В диалектическом взаимодействии общества и личности главный источник социального прогресса. Личность - это не просто некий кирпичик, винтик, "шпунтик" (из словаря Ф.М. Достоевского) в социальной структуре; ей принадлежит активная роль в общественном развитии. То или иное общественное событие, явление, с одной стороны, есть результат деятельности личности, что определяет ценностную значимость ее общественного развития, с другой стороны - это предпосылка, условие последующего развития, последующей деятельности личности, ее индивидуальной самостоятельности.

Разумеется, в указанном взаимодействии общество и личность не выступают как равновеликие, равноценные величины. Неправомерно было бы отождествлять закономерности развития общества с закономерностями развития личности, что ведет к растворению личности в обществе, утрате специфических особенностей ее социального бытия. Подмена одних закономерностей другими недопустима. В то же время неверно было бы абсолютизировать проблему самостоятельного развития личности, говорить о полной автономности этого развития, вне связи с определенной общественной средой.

Социальная значимость личности, ее индивидуальности определяются тем, как ее сознательное поведение вписывается в систему конкретных общественных ценностей. Относительная социальная автономность личности не сводится к ее обособленности от общества, решения его проблем. Напротив, такая автономность предполагает социальную активность личности, ее творческое саморазвитие в целях оптимизации позитивных общественных процессов, тенденций.

Сохранение личностью своей индивидуальной социальной целостности предполагает ее качественную определенность, сознательную поведенческую самостоятельность в контексте конкретного общественного развития. Так, полное растворение личности в той или иной социальной среде, ее беспринципная адаптация к наличным общественным условиям могут привести ее к социальной деградации, нравственному разложению. Такая личность в случае определенных общественных преобразований, сопровождающихся серьезными институциональными изменениями, окажется неспособной осуществлять конструктивную коррекцию своего общественного поведения, самостоятельно решать назревшие проблемы цивилизованными методами, средствами.

Автономность человеческой личности, ее развитие, уровень и степень ее общественной активности детерминируются не только субъективными факторами. Сознание личности - побудительная сила, предопределяющая развитие личности, ее социальное поведение в соответствии с объективными законами общественного развития, объективными жизненными условиями, тенденциями. Это чрезвычайно важно для правильного понимания правовой нормативности, неразрывно связанной с оценочным, мотивационным ("зачем", "почему" и т.д.) отношением человека к тем или иным реалиям общественного бытия. Объективная необходимость - это объективные потребности, объективная закономерность определенных связей и отношений, это то, что порождает всякое правило. К объективной необходимости сводится вся регулятивная значимость правовых нормативов, их всеобщность и всеобязательность. Объективная необходимость - единственный источник этой всеобщности и всеобязательности.
§ 2. Основы правового статуса личности
Правовой статус личности - это система гарантированных прав личности, ее правовых обязанностей с соответствующей правовой ответственностью за их исполнение, установленных законами государства, с которым личность связана узами гражданства. Иначе говоря, понятие правового статуса личности отражает юридический аспект ее социального положения. Правовой статус личности как регулятивный феномен отличается определенным концептуальным, т.е. идеологическим, содержанием, нормативной стабильностью, изменяется или дополняется, как правило, в особом конституционном порядке.

Человек, личность - главный, центральный субъект правовых отношений. Нормативно-правовая система правового государства призвана обеспечить нормальные материальные и духовные условия человеческого существования, стимулировать развитие человеческой личности, оптимизировать ее созидательные потенции, гуманизировать ее общественное поведение, согласовывать его с общепризнанными принципами человеческой справедливости, закономерностями социального бытия.

Как постулировалось уже в античной древности, "человек есть мера всех вещей" (Протагор). Естественное стремление человеческой личности к приобретению нормального жизненного благосостояния нуждается в надежной нормативной обеспеченности. Это является главной целью правового регулирования в сфере социальных отношений, залогом общего блага членов общества, институциональной прочности и стабильности правового государства. Фундаментальный принцип всех нормативно-правовых измерений в правовом государстве: человеческая личность должна жить благополучно и благопристойно. Как писал великий русский классик Л.Н. Толстой, благо - "закон жизни человека". Права личности на определенные социальные блага, обладающие ценностным значением, - главенствующий компонент ее правового статуса <*>.

--------------------------------

<*> См.: Строгович М.С. Права личности: вопросы теории // Вопросы философии. 1979. N 4; Матузов Н.И. Правовая система и личность. М., 1987.
Права личности, т.е. что может и вправе делать человек таким образом, чтобы его поведение не противоречило интересам других граждан, общества в целом, - основная составляющая всякого подлинно демократического общества, они органически присущи правовой государственности, являются неотъемлемым элементом ее сущностной характеристики. Как писал тот же Милль, народ не может быть свободным, какова бы ни была форма правления, если права личности не уважаются. Личность - это не орудие государства, что присуще для тоталитарных общественных систем, поглощающих человеческую личность, игнорирующих ее природную и социальную индивидуальность.

Правовое государство - это государство, которое устанавливает и гарантирует реальные, а не номинальные (т.е. существующие лишь на бумаге, в действительности отсутствующие) права личности, их всеобщность, социальное равенство, надежную правовую охрану и защиту. Все права человека, зафиксировано в Венской декларации, принятой Всемирной конференцией по правам человека в 1993 г., являются правами, данными ему с рождения, "проистекают из достоинства и ценности, присущих человеческой личности" как таковой. Права личности наиболее ярко отражают реальное отношение к правам человека со стороны государства, призванного функционально обеспечить верховенство права во имя социального блага.

Исторически первым провозвестником прав человеческой личности как высшей социальной ценности явилась Конституция американского штата Виргиния (1776), которая явилась образцом для конституций других американских штатов, а также общей Декларации независимости США (1776), составленной гражданином Виргинии Т. Джефферсоном (1743 - 1826), в будущем третьим Президентом США, поклявшемся, как он сам писал, "на алтаре Божьем быть вечным врагом любой формы тирании над разумом человека!".

"От природы все люди одинаково свободны и независимы и обладают некоторыми неотъемлемыми правами, - постулировала в своей первой статье Конституция Виргинии, - от которых они не могут отречься, вступая в общество, и которых они не могут лишить свое потомство: именно - право на жизнь и свободу, включая возможность приобретать собственность и владеть ею, а также стремиться к достижению счастья и безопасности и пользоваться ими". Конституция штата Массачусетс, принятая в 1780 г., также закрепляла: "Все люди рождаются свободными и равными и обладают некоторыми основными естественными и неотчуждаемыми правами" (ст. I). Определялось, что каждый гражданин штата "должен располагать определенными средствами, которые обеспечивали бы ему возможность прибегать к защите законов для отражения всякого рода нападений на его личность, имущество или доброе имя и для возмещения понесенных убытков" (ст. XI).

Декларация независимости США 1776 г. закрепляла в качестве "самоочевидных истин" положения, "что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых - право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа".

Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., заимствуя "принципы 1776 года" <*>, также зафиксировала, что люди равны в своих правах, которые являются естественными, неотчуждаемыми и священными. Констатировалось, что "незнание, забвение или презрение прав человека являются единственными причинами общественных бедствий и испорченности правительств...".

--------------------------------

<*> Еллинек Г. Декларация прав человека и гражданина / Пер. с нем. М., 1905. С. 74.
Теоретические основы концепции прав личности как человеческого существа получили широкое развитие в трудах выдающихся ученых (философов, правоведов, политологов и др.) целого ряда стран, что во многом определило нормативное содержание современных международных правовых документов, посвященных правовому статусу личности <*>. Само понятие личности имеет международно-правовое закрепление (например, в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, Венской декларации и др.).

--------------------------------

<*> См., например: Всеобщая декларация прав человека (1948), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1951), Конвенция о политических правах женщин (1952), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Африканская Хартия прав человека и народов (1981), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992), Хартия Европейского Союза (2000) и др.
На уровне отдельных государств правовой статус личности закрепляется конституционно <*>, как правило, в первоочередном порядке при содержательном структурировании конституции как Основного закона государства. Например, в конституциях Бельгии, Италии, Испании, Нидерландов, Польши, Португалии, Финляндии, Швейцарии, Швеции, Эстонии нормативные положения о правах человека, гражданина, личности следуют сразу же за конституционным определением основных принципов государственного устройства. Аналогичным образом сконструирована Конституция Российской Федерации 1993 г. Спецификой конституционной системы Чешской Республики является то, что права человека в этом государстве получили свое правовое закрепление в особом нормативно-правовом документе - в Хартии основных прав и свобод (1991), ставшей составной частью Конституции Чешской Республики (1992).

--------------------------------

<*> Первой в мире конституцией, детально закрепившей системный перечень прав человека, была Конституция Мексики (1917).
В конституциях целого ряда государств, в том числе в Конституции Российской Федерации, специально оговаривается, что права человека признаются и гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

В некоторых мусульманских государствах (например, в Саудовской Аравии) права человеческой личности (в частности, в сфере гражданско-правовых отношений) прописаны в нормативных положениях ислама (шариат), выступающего в качестве государственной религии.

Главным критерием при определении системы прав личности является их классификация с учетом потребностей и интересов личности, тех социальных благ, в которых она объективно нуждается и предоставление которых дает возможность ей активно, достойно, инициативно, творчески проявить себя в конкретных общественных отношениях. Соответственно (и на международно-правовом уровне, и на уровне отдельных государств), обычно выделяются такие виды прав личности, как социально-экономические, политические, культурные, личные права.

В качестве приоритетных общепризнанными являются социально-экономические права личности, определяющие ее нормальную человеческую жизненность, ее жизнеспособность. "Каждый человек, - констатируется во Всеобщей декларации прав человека, - имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи..." (ст. 25 (1)). Положение это преемственно закреплено в последующих международно-правовых документах (см., например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), в порядке конкретизирующего дополнения акцентирующих внимание на праве "каждого на справедливые и благоприятные условия труда", на "справедливую зарплату" и др.

Политические права обеспечивают личности пользование избирательными правами, ее участие в референдуме, в управлении государственными делами, свободу ее политической деятельности, свободу выражения мнения по всем вопросам общественной жизни (в средствах массовой информации, на собраниях трудовых коллективов, демонстрациях, митингах и т.д.), свободу протестных действий (право на общественный протест).

К числу политических прав принадлежит право на гражданство, на его приобретение и выход из него, его восстановление. Ядром политических прав в правовом государстве является право принимать участие в управлении государственными делами непосредственно или через посредство свободно избранных представителей (ст. 21 (1) Всеобщей декларации прав человека).

Культурные права личности ориентированы на удовлетворение ее духовных потребностей, интересов и включают в себя право на свободное вероисповедание, достойное образование, право на пользование ценностными достижениями культуры, культурно-просветительными учреждениями (библиотеками, музеями и др.), право на свободу научного, технического, художественного творчества.

Личные права направлены на охрану естественных личных благ человека (право на жизнь <*>, на личную неприкосновенность (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека), т.е. на охрану чести и достоинства (ст. 1 (1) Основного закона ФРГ: "Достоинство человека неприкосновенно"), право на охрану здоровья, неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свобода передвижения и др.).

--------------------------------

<*> "Право на жизнь, - определено в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., - есть неотъемлемое право каждого человека" (ст. 6 (1)). Впервые это право было закреплено в упомянутой выше Конституции американского штата Виргиния.
Без личных правовых свобод, подчеркивал видный российский философ, правовед В.С. Соловьев, невозможны достоинство человека, его "высшее нравственное развитие", подлинно социальное равенство. Правового равенства не бывает без правовой свободы, и наоборот. Только "в своем соединении" свобода и равенство "образуют человеческое общество как правомерный порядок" <*>.

--------------------------------

<*> Соловьев В. Право и нравственность. СПб., 1899. С. 29, 12, 14.
Определяя меру того или иного социального блага в соответствии с объективными потребностями, объективной необходимостью, право руководствуется при этом единственным измерительным критерием - критерием справедливости, цементирующей правовую свободу личности, равенство ее прав.

Уже в глубокой древности ученые видели в справедливости идеальный источник права. Само понятие справедливости возникло в общественном сознании вместе с возникновением идеи социальных прав личности. С развитием и совершенствованием общественных отношений принцип справедливости, позволяющий на равных социальных основаниях воздавать должное каждому, становится главным, определяющим в правовых измерениях человеческих потребностей, интересов, общим руководящим началом всего правового бытия человеческого общества.

Последовательное проведение в жизнь принципа справедливости способствует достижению в обществе общего блага, которое выступает как генеральная цель правового государства, гуманизирующая всю систему общественных отношений, не позволяя человеческой личности деградировать в эгоистическом индивидуализме, лишающем жизнь реального смысла, превращающем ее в абсурд. Всякое противопоставление личных интересов общественным или общественных интересов личным в корне является антисоциальным. Правовое государство не признает как крайний личностный индивидуализм, нравственно деформирующий основы общественного бытия, так и стадный псевдоколлективизм, попирающий и уничтожающий индивидуальность человеческой личности.

Нормальное развитие общественных отношений требует разумного, оптимального баланса между личными и общественными интересами, между индивидуальным и общим благом. Так же как всякое общее неправомерно тотально навязывать отдельной личности, несправедливо абсолютизировать те или иные интересы отдельной личности. Правовое государство действует не только во благо отдельного человека, но и во благо всего общества. Общественные интересы не должны поглощаться личными интересами, и наоборот.

Единичное не существует без общего, а общее - без единичного. Так, из того, что частная собственность неприкосновенна, не вытекает, что ею можно пользоваться произвольно, по сугубо личному усмотрению, без учета общественного фактора. "Собственность обязывает, - закреплено, например, в Основном законе ФРГ. - Пользование ею должно одновременно служить общему благу" (ст. 14 (2)). При реализации политических прав также особую значимость имеет прежде всего общественный интерес (в частности, при пользовании правом избирать и быть избранным). В ущерб общественным интересам недопустимо пользование культурными правами. "Все права человека, - гласит Венская декларация 1993 г., - универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны".

Независимость личности от государства, общества, ее абсолютная автономизация не могут служить критерием, гарантом личной свободы. Само понятие человеческой свободы как таковой неоднозначное, весьма широкое: это и возможность осуществления своих целей и стремлений на основе познания законов развития природы и общества; и отсутствие политического и экономического гнета, состояние, при котором человек не является рабом или крепостным; и возможность действовать в какой-либо сфере общественного бытия без каких-либо ограничений, запретов, беспрепятственно, по "полному, необузданному произволу или самовольству" (В.И. Даль) и т.д. Поэтому такую ценностную значимость приобрело понятие правовой свободы, которое под термином "право на свободу" впервые было закреплено в Конституции того же американского штата Виргиния, общую дефиницию получило в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (возможность "делать все, что не вредит другому") и видовым образом конкретизировано в современных международно-правовых документах, основополагающих конституционных актах отдельных государств ("право на свободу мысли", "право на свободу убеждений", "право на свободный выбор работы", "право свободно участвовать в культурной жизни общества", "право свободно передвигаться" и т.д.).

В правовом государстве всякую личную свободу в ее правовом измерении может гарантировать лишь прочная, стабильная связь личности с государством, обществом. Именно проблема гарантии человеческих прав "обусловливает необходимость государственной силы", которая "учреждается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена" (ст. 12 Декларации прав человека и гражданина). Как подчеркивал в свое время Ж.-Ж. Руссо, необходимо "различать естественную свободу, которая ограничена только силами индивида, от свободы гражданской, которая ограничена общей волей" во имя общего блага <*>.

--------------------------------

<*> Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. С. 17.
Цель права в правовом государстве - благополучие каждой отдельной личности и общества в целом, что обусловливает систему определенных ограничений тех или иных прав. Человек не вправе злоупотреблять предоставленными ему правами, предоставленной ему той или иной правовой свободой, тем самым нарушать права других, вредить другим. Человеческая воля не может быть абсолютно независимой, она всегда социально обусловлена. Поэтому Всеобщая декларация прав человека предусматривает возможность ограничения прав человека в интересах "общего благосостояния в демократическом обществе" (ст. 29). Например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства обеспечить право на забастовку как одну из форм общественного протеста, связанную с разрешением трудовых и иных общественных конфликтов, при условии, что осуществление этого права будет находиться в соответствии с действующим внутригосударственным законодательством. Принимается во внимание, что безграничное осуществление этого права может иметь разрушительный характер, создавать определенную опасность для граждан, которые не имеют какого-либо отношения к конфликту, приведшему к забастовке.

Устанавливаются пределы допустимых ограничений прав человека со стороны государственных структур. "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, - закреплено во Всеобщей декларации прав человека, - какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе" (ст. 29 (2)). Существует такой международно-правовой документ, как Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. Согласно этому Кодексу должностные лица по поддержанию правопорядка, при выполнении своих функций, обязаны уважать и защищать человеческое достоинство и "могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей".

Концептуальные положения международно-правовых актов о возможности ограничения прав личности закрепляются в конституциях отдельных государств. В Конституции Российской Федерации определено, что права человека "могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ст. 55 (3)). Некоторые ограничения прав, "с указанием пределов и сроков их действия", могут устанавливаться, согласно Конституции, в условиях введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Оговаривается, какие права личности при этом не могут подвергаться каким-либо ограничениям (ст. 56).

Демократия правового государства отвергает свободу, которая закрепощает и унижает человеческую личность, экономически порабощает ее, нравственно разлагает.

Правовая свобода неотделима от правовой ответственности, органически подчинена ей, поэтому такое большое значение в правовом статусе личности придается ее правовым обязанностям, в которых находят свое отражение определенные правовые требования к личности со стороны государства, общества. "Каждый человек, - зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека, - имеет обязанности перед обществом" (ст. 29 (1)). Нет прав без соответствующих правовых обязанностей (например, соблюдать действующее законодательство, общественный порядок, платить законно установленные налоги, беречь природу, заботиться о сохранности ценностных исторических памятников, нести воинскую службу и др.). Последовательное, справедливое распределение прав и обязанностей личности в правовом государстве - важнейший демократический принцип равенства граждан, членов общества.

Существенным моментом является то, что в правовом государстве не только личность как таковая имеет определенные правовые обязанности перед государством, но и само это государство имеет конкретные правовые обязанности перед личностью. То, на что личность имеет право, государство обязано выполнить (например, право на свободу мысли, на образование, на получение пенсии и т.д.). Государство как политико-правовой институт, в котором находятся все нити управления обществом, ответственно не только за судьбу общества в целом, но и за судьбу каждого человека, каждой личности. Именно в этом состоит его главное, коренное отличие от неправового государства, которое как дамоклов меч висит над личностью со всеми своими зловещими атрибутами (алчной чиновничьей бюрократией, непомерными налогами, полицейской дубинкой и т.д.).
§ 3. Институциональная система правовой

охраны и защиты прав личности
Действенность и эффективность прав личности обусловлена их реальными гарантиями, т.е. определенной системой условий и средств, обеспечивающих практическую возможность пользоваться теми или иными правами, охранять и защищать их. Общими социальными гарантиями прав личности являются экономические, политические, культурные гарантии. В качестве специальных гарантий выступают правовые гарантии, превентивная направленность и регулятивная значимость которых в правовом государстве определяется самой сущностью его, гарантирующего неотвратимость соответствующих правовых воздействий на всех тех, кто нарушает установленный в обществе правопорядок.

Понятия охраны прав и их защиты органически взаимосвязаны. Охранять - значит оберегать, караулить, сторожить; защищать - ограждать (мирным или силовым способом) от посягательства, нападения, враждебных действий, спасать и т.п. В правоведении под охраной прав личности понимают меры, осуществляемые органами государства в целях предупреждения нарушений прав личности, под защитой - меры, предпринимаемые в целях восстановления оспариваемых или нарушенных прав средствами, предусмотренными действующим законодательством.

Права личности, не гарантированные средствами правовой охраны и защиты, остаются сугубо декларативными, фиктивными. В феодальном обществе, например, системы охраны и защиты прав человеческой личности вообще не существовало, за исключением так называемых "охранных грамот", которые выдавались приближенным монарха (царя, короля), определенному кругу лиц из числа придворных. Даже рыцари как представители военно-дворянского сословия при необходимости опирались исключительно на самозащиту.

Правовая мысль издавна право на охрану и защиту интересов личности, ее прав трактовала как "необходимое условие" геополитического могущества государства, его благополучного, стабильного существования. Как таковой институт охраны и защиты прав личности конституционное закрепление впервые получил в тех же американских штатах. "В случае стеснения личной свободы, - провозглашала, например, Конституция штата Северная Каролина (1776), - каждый свободный человек вправе прибегнуть к судебной защите для расследования законности принятой против него меры и для отмены ее в случае ее незаконности; в указанном случае не должно быть отказа в судебной защите, и она не может быть отсрочена" (ст. XIII). Статья XI Конституции штата Массачусетс (1780): "Каждый подданный государства должен располагать определенными средствами, которые обеспечивали бы ему возможность прибегать к защите законов для отражения всякого рода нападений на его личность, имущество или доброе имя и для возмещения понесенных убытков". На европейском континенте право личности на безопасное существование впервые закреплялось во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Система правовой охраны и защиты прав личности документально закреплена в современных международно-правовых актах. "Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия на равную защиту закона", - закреплено, например, во Всеобщей декларации прав человека (ст. 7). "Государства, - говорится в Декларации о праве на развитие (1986, ст. 5), - должны принимать решительные меры, направленные на ликвидацию массовых и грубых нарушений прав человека..."; подчеркивается, что "первостепенное значение" необходимо уделять "защите гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав" (ст. 6 (2)). Согласно Венской декларации 1993 г. защита прав человека является "первейшей обязанностью правительств".

В 1950 г. была принята особая Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод <*>, ратифицированная и действующая на территории России с 5 мая 1998 г. Конвенция, ставшая своего рода Европейской конституцией, важным инструментом европейского правопорядка, имеет обязательную юридическую силу для всех членов Совета Европы, приоритетное значение при толковании норм права в ходе принятия решений государственными органами, в частности судебными органами.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
Существуют также такие важные по своей правозащитной значимости международно-правовые акты, как, например, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), Конвенция об упразднении принудительного труда (1957), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965), Европейская конвенция о пресечении терроризма (1977), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984), Международная конвенция о защите прав всех трудящихся эмигрантов и членов их семей (1990) и др.

В законодательных системах правовых государств существуют особые правоохранительные и правозащитные нормы, рассредоточенные по различным отраслям права (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право и т.д.). Взаимосвязанные функционально с основополагающими конституционными принципами (см., например, ст. ст. 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25 и др. Конституции Российской Федерации), указанные нормы образуют единый межотраслевой институт правовой охраны и защиты прав личности, системно гарантирующий нормальное правовое бытие членов общества. В перспективе ученые прогнозируют разработку и принятие в Российской Федерации специального Кодекса правовой охраны и защиты прав человека, личности.

В качестве основной формы правовой защиты прав личности повсеместно выступает судебная защита прав личности, осуществляемая обычно посредством гражданского, административного, уголовного и конституционного судопроизводства. Согласно действующей Конституции Российской Федерации каждому члену общества "гарантируется судебная защита его прав и свобод" (п. 1 ст. 46).

Важное значение в механизме защиты прав личности имеет такой внесудебный институт, как институт Уполномоченного по правам человека (институт омбудсмена), который в одних государствах функционирует как единоличное должностное лицо, в других представлен коллегиальным органом (Австрия, Венгрия и др.). Назначается Уполномоченный по правам человека и освобождается от должности, как правило, законодательным органом государственной власти, однако функционирует он независимо от всех других государственных институтов. Компетенция его весьма широкая и распространяется на все случаи нарушения прав личности, в том числе в армии, пенитенциарной системе и др.

Решения, принимаемые Уполномоченным по правам человека после расследования жалоб о нарушениях прав личности или проведения тех или иных проверок, не обладают юридической силой, но имеют высокую авторитетную значимость, с которой считаются в институциональной сети государственного управления.

В России правовой статус Уполномоченного по правам человека определен Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 27 февраля 1997 г. <*>. В течение 2001 г., например, Уполномоченному по правам человека поступило свыше 30 тыс. жалоб и обращений граждан о тех или иных нарушениях их прав в результате решений или действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Более 3,5 тыс. россиян обратились непосредственно в приемную заявлений аппарата Уполномоченного по правам человека (г. Москва). Практикуются выездные приемные Уполномоченного по правам человека. Аналогичная должность учреждена в субъектах Российской Федерации (например, в Республике Калмыкия, в Амурской, Калининградской, Кемеровской, Липецкой, Московской, Пермской, Самарской и других областях).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.
Учреждение в России института Уполномоченного по правам человека способствует укреплению доверия граждан к государству, обеспечению цивилизованных методов решения проблем по правам человека, личности. При Президенте Российской Федерации имеется также Комиссия по правам человека, которая действует в контакте с Уполномоченным по правам человека.

Правозащитный потенциал при нарушении прав личности не исчерпывается внутригосударственными способами, средствами. Повышается международная ответственность за правовое благополучие социального бытия. Сложилась и действует система международно-правовой охраны и защиты прав личности, явившаяся результатом практической реализации одного из кардинальных принципов современного международного права - принципа всеобщего уважения прав человеческой личности.

Рассмотрение в международных органах тех или иных нарушений прав личности становится важным средством правового воздействия на государства, допускающие такие нарушения. "Каждый вправе, - закреплено в Конституции Российской Федерации, - в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты" (п. 3 ст. 46).

В частности, после принятия России в Совет Европы (1996) и ратификации ею Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, что поставило российское государство под международный контроль за соблюдение прав человека, граждане России, как и граждане других государств, получили возможность защищать свои права в Европейском суде по правам человека, учрежденном в соответствии с указанной Конвенцией (ст. ст. 19 - 51) и работающем на постоянной основе в Страсбурге. Как установлено Конвенцией, судьи этого Суда "должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом" (ст. 21 (1)).

Под юрисдикцию Европейского суда по правам человека, которая обязательна для всех государств - членов Совета Европы, подпадают все вопросы, касающиеся толкования и применения Европейской конвенции о защите прав человека и протоколов к ней. Ответчиком в Суде может выступать исключительно само государство.

Порядок подачи жалобы в Европейский суд расписан в специальных Правилах процедуры суда. Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или группы частных лиц, по утверждению которых они являются жертвами нарушения признанных Конвенцией их прав соответствующим государством (ст. 34). Суд принимает дело к рассмотрению лишь после того, как были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты и в течение 6-ти месяцев после даты принятия внутригосударственными органами окончательного решения по делу.

Пошлина при обращении в Европейский суд не оплачивается. Расходы, связанные с деятельностью суда, берет на себя Совет Европы.

Если в силу особых обстоятельств Суд не примет другого решения, заседания его являются открытыми.

При удовлетворении Судом, например, гражданского иска гражданина того или иного государства и принятии соответствующего судебного решения соответствующее государство должно не только возместить ущерб, но и определенным образом корректировать свое законодательство, правоприменительную практику.

Европейская конвенция о защите прав человека и гражданина и основных свобод - это нормативно-правовой акт прямого действия, ссылки на положения которого содержатся в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, принимающего во внимание также прецедентную практику Страсбургского суда.

Существует должность Управомоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, который, вступая в судебный процесс в соответствии с действующим регламентом этого Суда, излагает позицию российского государства при рассмотрении той или иной жалобы гражданина Российской Федерации.
Вопросы для повторения.

1. Каково содержание понятия личности, его соотношение с понятиями "человек", "индивидуум", "гражданин"?

2. Что включает в себя понятие "правовой статус личности"?

3. Каковы виды прав личности?

4. Какова структура современной институциональной системы правовой охраны и защиты прав личности?
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   32


написать администратору сайта