Учебник история философии москва Академический Проект 2005 Рекомендовано
Скачать 2.14 Mb.
|
Правила морали.Правила морали. В «Рассуждении о методе» французский философ говорит о том, что составил для себя правила морали, которым стремился следовать на практике. В «Первоначалах философии» он призывает руководст- 283 воваться этими правилами своей этики, «пока не знают лучшей». Эти правила таковы: «Во-первых, повиноваться законам и обычаям моей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой, по милости божией, я был воспитан с детства» (1:1, 263). При этом нужно опираться на самые «умеренные» из распространенных мнений, — они наиболее полезны на практике. Во-вторых, Декарт призывает быть постоянными в своих действиях, последовательно руководствоваться теми мнениями, которые приняты нами за истинные. «Третьим моим правилом было всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира» (1: 1, 264). Древние мудрецы прозревали, что в полной власти человека — только его мысли, что бесполезно стремиться за пределы, «предписанные природой» и что подлинные блага — в душе; таким путем они достигали счастья. Наконец, французский мыслитель говорит о необходимости совершенствования разума, что осуществляется с помощью познания истины. Добродетели связаны с истинным познанием: верные суждения порождают верные поступки. Учитывая приведенные правила, становится вполне понятным отсутствие в системе Декарта какой-либо политической теории: по его мнению, несовершенный ход общественных дел гораздо «легче переносится, чем их перемены». Учение Декарта оказало значительное воздействие на дальнейшее развитие как философии, так и науки. Его идеи повлияли на формирование мировоззрения Спинозы. Картезианцами (последователями Декарта) были Деруа, Ренери, Фонтенель, Клауберг, Беккер, Режи, Рого, Чирнгаузен, Борелли, Стенон, Лафорж, Кордемуа, Арно, Николь, Гейлинкс, Мальбранш. Физика Декарта — один из теоретических источников просветительской философии. Влияние различных идей Декарта в той или иной форме можно проследить практически во всех великих системах рационалистической философии Нового времени. Литература1. ДекартР.Сочинения. Т. 1 -2. М., 1989- 1994. DescartesR.Oeuvres. Т. I-XI. P., 1969- 1974. Асмус В.Ф.Декарт. M., 1956. СоколовВ.В.Философия духа и материи Рене Декарта // Он же. Введение в классическую философию. М., 1999. ФишерК.Декарт, его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1994. AdamС.Descartes, sa vie et son oeuvre. P., 1937. BailletA.Vie de monsieur Descartes. P., 1946. CouhierH.La pensée métaphysique de Descartes. P., 1962. GueroultM.Descartes selon l'ordre des raisons. T. 1—2. P., 1953. GilsonE.Etudes sur le role de la pensée médiévale dans la formation du système cartésien. P., 1951. 1 l. KoyréA.Descartes und die Scholastique. Bonn, 1923. NatorpP.Descartes Erkenntnistheorie, eine Studie zur Vorgeschichte des Kritizismus. Marburg, 1882. Rodis-LewisG.Descartes. P., 1995. SmithN.New Studies in The Philosophy of Descartes. L., 1952. 284 |