Главная страница

Учебник Под редакцией доктора юридических наук, профессора В. А. Туманова москва юристъ 2003 удк 340. 5(075. 8)


Скачать 2.45 Mb.
НазваниеУчебник Под редакцией доктора юридических наук, профессора В. А. Туманова москва юристъ 2003 удк 340. 5(075. 8)
Дата25.02.2022
Размер2.45 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаSaidov_Uchebnik.doc
ТипУчебник
#372861
страница33 из 38
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38

2. Современное право Узбекистана и романо-германская правовая семья


Право соединяет элементы общего, особенного и единичного и в этом смысле имеет как абстрактную, так и весьма конкретную, в частности национальную, природу. Право – явление общечеловеческой и национальной культуры, отражение тех или иных цивилизаций.

Современную правовую систему Узбекистана характеризует прежде всего ее принадлежность к романо-германской правовой семье. Формализованная, достаточно абстрактная законодательная норма преобладает здесь над другими юридическими источниками и имеет тенденцию к тому, чтобы подменить их полностью. Однако, как бы ни были близки системы источников права Узбекистана и стран Европейского континента, они значительно различаются по ряду параметров.

Современное узбекское право вполне может быть отнесено к романо-германской правовой семье по следующим основным параметрам:

  1. Узбекистан – страна кодифицированного права. Основной ис точник права – законодательство, т.е. нормативные акты, издаваемые высшими органами государства. Основные отрасли узбекского права кодифицированы.

  2. Строгая иерархия источников права. В целом система источ ников узбекского права включает: Конституцию, конституционные законы, обычные законы, указы Президента, постановления Каби нета Министров, нормативные правовые акты, издаваемые централь ными и местными органами власти и управления.

В отношении правовой системы, основанной на романо-германской традиции, особенно важным представляется наличие «классических» кодексов, т.е. кодексов, изданных по модели наполеоновских кодификаций. В последние годы принято более 10 кодексов, в том

числе такие классические кодексы, как Уголовный (1994 г.), Уголовно-процессуальный (1994 г.), Гражданский (ч. I, 1995 г., ч. II, 1996 г.), Гражданско-процессуальный (1997 г.).

  1. Принцип верховенства закона – важнейший элемент иерархического построения системы источников права. При этом особое значение имеет принцип верховенства Конституции. Это означает: запрет всякой деятельности, в том числе законодательной, противоречащей Конституции; главенство конституционных норм по отношению к традиционным критериям, средствам толкования и применения закона; обязанность всех нормотворческих органов действовать в развитие конституционных норм; особый характер принятия Конституции и усложненный порядок конституционного пересмотра; особую охрану Конституции, другими словами, наличие конституционного контроля.

  2. Основные принципы судебной организации и судопроизводства. Судебная власть осуществляется через Конституционный суд, Верховный суд и Высший хозяйственный суд, образующие единую судебную систему.

Впрочем, основные элементы романо-германской правовой семьи начали внедряться в узбекское право с момента колониального завоевания Россией Средней Азии и в период действия советского права. Однако в условиях как колониальной зависимости, так и сверхцентрализованной социалистической плановой экономики, основанной на исключительном господстве государственной собственности, и демократически неразвитой однопартийной политической системы основные правовые институты при внешнем сходстве с институтами права западных стран существенно отличались от них. Да и само право в целом играло значительно меньшую роль в жизни узбекского общества.

Провозглашение государственной независимости, курс на рыночную экономику, движение к политическому и идеологическому плюрализму открыли широкие возможности к сближению узбекского права с романо-германской правовой семьей не только по внешней форме, но и по содержанию. Это нашло свое отражение как в сфере публичного права, где постепенно утверждаются основные параметры правового государства – разделение властей, первостепенная роль института публичных свобод, конституционный контроль, судебная защита как универсальный способ защиты и др., так и в сфере частного права – признание многообразия форм собственности и первостепенного значения частной собственности, свободного предпринимательства, институтов рыночного права и др.

Благодаря новым тенденциям близость узбекского права к романо-германской правовой семье становится существенным фактором их сближения. Унификация в международно-правовых сферах – это не единственный, хотя и наиболее известный способ сближения национальных правовых систем. Для формирования общего правового пространства не меньшее, если не большее, значение имеет такой путь сближения этих систем, как расширение их общих черт, принципиальных установок, сходство правовых норм и соответственно судебной практики.

Вместе с тем узбекский законодатель не следовал по пути послевоенной романо-германской законодательной традиции, т.е. частных кодификаций. Тот факт, что западный законодатель не пошел на коренные реформы кодексов, а ограничился частичными их исправлениями, что в свою очередь не могло не нарушить их внутренней структуры, усиливает позиции тех ученых, которые считают кодификацию пройденным этапом правового развития и говорят о декодификации права. Так, следует отличать «классические» кодексы Наполеона от современных французских отраслевых кодексов (трудового, социального обеспечения, сельскохозяйственного, лесного, горного и т.д.), представляющих собой компиляцию правовых актов, обычаев и судебных решений.

Важно отметить, что вопрос о соотношении кодифицированной и некодифицированной частей правовой системы Узбекистана не должен рассматриваться по принципу «или-или». Узбекское право – это в основном кодифицированное право. Однако это не означает, что в нем не может быть некодифицированных отраслей. Все дело в соотношении. Исторически так: если в романо-германской правовой семье преобладает кодифицированное право, то в англо-американском общем праве – некодифицированное.

Становление национальной правовой системы Узбекистана подтверждает общую закономерность правового развития. Речь идет о том, что публичное право быстрее меняется в период политических революций, частное право – в ходе социальных революций. В первом случае особенно велика роль элиты и мыслителей, которые формируют правообразующие идеи.

Если после провозглашения государственной независимости быстрее развивались отрасли публичного права, то в настоящее время активнее складывается рыночнбе законодательство, относящееся к частному праву. Происходит кодификация в области публичного права в таких отраслях, как конституционное, административное, уголовное право, законодательство о судебной системе, о гражданском,

хозяйственном и уголовном судопроизводстве. -Публично-правовая отрасль законодательства непосредственно выражает экономическую политику государства и влияет на гражданско-правовые, трудовые отношения, отношения природопользования.

Правовое регулирование рыночных отношений в основе своей относится к сфере частного права. Новый Гражданский кодекс Узбекистана – основополагающий кодификационный акт частного права – регламентирует весь спектр имущественных отношений, включая в себя нормы о предпринимательской деятельности. Предпринимательское законодательство развивается как комплексный нормативный массив с учетом необходимости государственного регулирования, но с приоритетом частноправовых норм.

Из сферы классического гражданского права в Узбекистане выделились отрасли трудового и семейного права и соответствующие отрасли законодательства, приняты Трудовой и Семейный кодексы. Налоговые и бюджетные отношения регулируются финансовым правом.

Следует отметить, что в современных условиях расширяется сочетание частноправовых и публично-правовых подходов правового регулирования в различных отраслях узбекского права. Примером могут служить природоохранительное, а также земельное, водное законодательство. В то же время полностью утратило свое значение колхозное право.

В процессе правового регулирования социальной защиты населения в Узбекистане кодифицируется законодательство, относящееся к социальной сфере жизни общества. Обособилось пенсионное законодательство. К нему примыкает развивающаяся система компенсаций и льгот, предоставляемых нуждающимся слоям населения. В связи с этим можно усмотреть выделение законодательства о социальном обеспечении из состава трудового законодательства в самостоятельную отрасль.

Сильная социальная политика в Узбекистане предопределяет развитие социального права. В нем объединяются нормы и принципы правовой регламентации социального обеспечения и других сфер социальной защиты нуждающегося населения, а также специальное законодательство в области образования, здравоохранения, все более выходящее за рамки административного права. Они вправе занять место подотраслей социального права. Впрочем, регулирование в социальной сфере в форме социального права развивается в настоящее время в законодательстве Франции, Германии, Швеции и других стран Европы, сохраняя при этом связь с правом административным по аспектам государственного управления в соответствующих сферах.

Таким образом, в Узбекистане сложилась характерная для рома-но-германской правовой семьи система источников права, отраслей и многоотраслевого законодательства.

3. Традиции шариата и современное право Узбекистана


Законодательство должно отражать укоренившиеся в повседневной жизнедеятельности населения народные традиции, обычаи, нравственные нормы, унаследованные из вековой истории межличностного и межнационального общения и вероисповедания, которые не противоречат общечеловеческим ценностям, правам и свободам людей. Нельзя повернуть вспять Реку Времени, нельзя вернуть гражданское, светское общество в эпоху господства норм шариата. Шариат – явление безусловно конкретно-историческое. Вряд ли его нужно в современном обществе возводить в абсолют, трактовать буквально. Это будет противоречить самой прагматической философии шариата, где дух возвышается над буквой, новое не отвергается, а согласовывается с известным. Было бы разумно учитывать примирительный опыт регулирования определенных сфер частного права шариатом при строительстве правового общества в Узбекистане.

Такие подходы уже складываются. Взять, к примеру, приоритет семьи и социальной поддержки (в духе садака – добровольного дара нуждающимся). Еще со времен халифов Аббасидов (первым поступил так ал-Мансур) кадий –- судья – был выведен из-под воздействия местных властей. Ныне эта традиция, направленная на независимость судей, в современной форме воплощена в п. 11 ст. 93 Конституции Республики Узбекистан.

Творческое применение комментаторских традиций фикха представляет интерес для поисков путей судебной реформы. И здесь возрастает роль толкования Конституционным и Верховным судами законов, характерных для правовой культуры исламского мира.

В Гражданском кодексе Османской империи «Маджаллат ал-ахкам ал'адлийа», подготовленном в 1869–1877 гг., были закреплены 99 принципов мусульманского права и обращает на себя внимание богатый инструментарий цивилистической культуры. В нем четко определены многие нормы мусульманского гражданского и торгового права: институты купли-продажи, найма, движимого и недвижимого имущества, работника, поручительства, залога, коммерческих и соседских общин и др. Здесь особенно интересна правовая этика торговых и трудовых сделок, коммерческих отношений, т.е. как раз то, на отсутствие чего нередко жалуются современные предприниматели.

Особенностью современного узбекского общества является восприятие религии ислама как части культуры народа, как носителя общечеловеческих ценностей, хранителя национальных духовных традиций. Религиозные принципы и нормы служат своеобразным критерием духовно-нравственного состояния общества. Отсюда большое влияние религии и ее норм и принципов на жизнь общества. Ими в значительной степени определяются менталитет узбекского народа, те ценности, которые им разделяются.

Для узбекского образа жизни характерны общинность и патернализм государства. Конечно, община – универсальная форма, которую проходят все народы мира, но в Узбекистане коллективистские начала, коллективные интересы всегда превалировали над интересами частными, индивидуальными. Слабость личностного начала – специфическая черта узбекского юридического быта. Это следует учитывать при попытках внедрить в узбекскую жизнь и ускорить развитие частного предпринимательства с глобальным охватом частной собственностью различных сфер жизни.

Правовая реформа должна базироваться на традиционных для Узбекистана религиозно-нравственных принципах и нормах, и только тогда законы обретут свою жизненность и будут восприняты обществом. Поэтому в принимаемых законах обязательно должны быть учтены и отражены укоренившиеся в повседневной жизнедеятельности населения народные традиции, обычаи, нравственные нормы, которые унаследованы из вековой истории межличностного и межнационального общения и вероисповедания и не противоречат общечеловеческим ценностям, правам и свободам людей.

Разумеется, традиции шариата должны изучаться прежде всего в рамках юридического образования и правовой науки, а затем законодательной политики и обязательно с позиций правового прогресса, человечности и цивилизованности.

Конституция Узбекистана 1992 года – это документ, во-первых, вобравший в себя общечеловеческие правовые ценности... Во-вторых, она разработана с использованием конституционного опыта развитых цивилизованных государств. В-третьих, каждой своей статьей и общим смыслом она отражает сформировавшиеся еще со времен Ходжи Ахмада Яссави, Амира Темура и Темуридов национальное мышление, непреходящие ценности ислама.

Ш.З. Уразаев,

академик Академии наук Республики Узбекистан

4. Конституция Республики Узбекистан


Еще в конце 80-х годов стала очевидной необходимость конституционной реформы. После провозглашения государственного суверенитета общество не могла удовлетворить советская Конституция, принятая в 1978 г., в рамках конституционной системы бывшего СССР. Не увенчалась успехом и попытка приспособить старую Конституцию к новым реалиям. Свыше 100 изменений и дополнений, внесенных в ее текст, лишили ее внутренней логики и породили многочисленные противоречия.

Конституционная реформа в Узбекистане была эволюционной и непрерывной. Еще в марте 1990 г. в период существования СССР Узбекистан первым из союзных республик ввел президентскую форму правления. Это было началом реорганизации и обновления политико-правовой системы в Узбекистане. В июне 1990 г. были приняты Декларация о суверенитете и Постановление Верховного Совета республики о создании Конституционной комиссии для разработки новой Конституции Узбекистана. В юридическом смысле эти акты были новыми, поскольку в теории и практике государственно-правового строительства Узбекистана они принимались и проводились впервые.

Новая Конституция 1992 г. стала «визитной карточкой» суверенного Узбекистана. Она воплощает в себе традиции многовековой собственной юридической истории и принципы мирового конституционного опыта. Если рассматривать новую узбекскую Конституцию в связи с мировым конституционным развитием, то можно сказать, что она последовательно вписывается в ряд конституций «второго поко-

ления», принятых в западноевропейских странах после окончания Второй мировой войны.

Мировой конституционный опыт был использован в Конституции Узбекистана через:

  • принципы конституционного регулирования – права челове ка, приверженность нормам международного права, разделение влас тей, стабильность Конституции;

  • отказ от идеологизации, т.е. Конституция не стремится навя зать обществу заранее предопределенный в соответствии с господ ствующей идеологией экономический строй;

  • конституционные гарантии – верховенство Конституции, со здание Конституционного суда, особый порядок изменения Основ ного закона;

  • президентскую республику как одну из форм прямого народо властия, ибо Конституция определяет правовое положение Прези дента как главы государства и исполнительной власти;

  • конституционную технику, т.е. организацию текста в Преам буле и по разделам, главам и статьям, а также логику их расположения;

  • юридизацию и краткость содержания, с тем чтобы не создавать излишнюю регламентацию, сковывающую реальную государствен ную жизнь; этой же задаче отвечает сведение к минимуму в Консти туции так называемых отсылочных норм на будущие законы.

Часто утверждают, что Конституция Узбекистана 1992 г. построена по французской модели. Это утверждение справедливо лишь отчасти. Разумеется, Конституция Узбекистана имеет свои особенности и отличается от французской Конституции. Достаточно вспомнить, что узбекский парламент в отличие от французского однопалатный. Однако если говорить о предусмотренной Конституцией Узбекистана 1992 г. форме правления, то здесь близость к французской модели очевидна. Узбекистан, как и Франция, – республика президентского типа, причем обе они отличны от президентской республики американского образца. Несомненная близость узбекской Конституции и французской модели обнаруживается: в процедуре избрания Президента, в объеме полномочий Президента как главы государства, в его роли в формировании и деятельности Правительства, в праве роспуска парламента в порядке, предусмотренном Конституцией.

В отличие от советских основных законов в новой Конституции Узбекистана нет засилья евроцентристского конституционного регулирования, но есть разумный учет норм гражданского общества, разделения властей, сдержек и противовесов власти, присущих демократическим конституциям стран Запада. И здесь же очевидно влияние

духовно-правовых традиций ислама, уммы (общины), конституционное понимание государства как большой семьи, где лидер ответствен за спокойствие, достоинство и благополучие ее членов.

Конституция Узбекистана 1992 г. – это творческое единство отечественных государственно-правовых, духовно-культурных потребностей в прогрессе и мирового опыта устойчивого конституционного саморазвития.

Критериями качества и эффективности Конституции Узбекистана являются:

  • соответствие Конституции потребностям и перспективам раз вития демократического правового государства в Узбекистане. Здесь учтено единство потребностей переходного периода и перспектив на ращивания самостоятельного опыта узбекской государственности и права;

  • самостоятельное творческое применение мирового конститу ционного опыта и учет всего богатства отечественных исторических и юридических традиций в конституционном правотворчестве Узбе кистана;

  • высокий потенциал правоприменения Конституции;

  • ведущая роль Конституции как источника действующего права и ориентира конституционного и текущего законодательства;

  • значение Конституции в достижении стабильности в госу дарстве и обществе, т.е. ее плюралистические, консенсусные возмож ности;

  • юридическая техника, смысловая целостность и системность Конституции, обеспечивающие ее содержательную непротиворечи вость;

  • международно-правовой тезариус (общность понимания) ос новных терминов в Конституции, что облегчает ее включение в об щемировое правовое пространство.

Конституция Узбекистана 1992 г. – иерархически важнейший источник узбекского права. Она служит не только юридической базой принятия новых, основанных на ней нормативных правовых актов («внешнее» изменение правовой системы), но и критерием для решения вопроса о конституционности действующих правовых норм (изменение правовой системы «изнутри»).

Юридические свойства узбекской Конституции как центра правовой системы проявляются в следующем:

1. Конституционные нормы являются высшим материальным критерием узбекского права. Все что содержится в узбекском праве

и проявляется в нем, должно соответствовать конституционным нормам.

2. Н&пичие в тексте Конституции указания на основные принци пы правовой системы, которые сформулированы ,в разделе первом. Это: человек, его права и свободы как высшая ценность; народовлас тие, осуществляемое непосредственно (референдум) и через предста вительные органы; правовое государство, политический и идеологи ческий плюрализм; разделение властей; свобода экономической де ятельности и равноправие форм собственности; примат международ ного права. Никакие другие положения Конституции и отраслей права не могут противоречить этим принципам.

3. Конституционное определение системы источников права путем регулирования компетенции государственных органов. Здесь необходимо уточнить, что Конституция дифференцировала не все виды источников, а лишь писаные.

4. Сами конституционные нормы являются непосредственно дей ствующим правом. Цели и принципы Конституции имеют прямое действие, они непосредственно воспринимаются людьми и влияют на их поведение.

5. Становление новой системы законодательства Узбекистана


Частью правовой системы выступает современная система законодательства Узбекистана. Создание стабильной правовой системы, развивающейся эволюционным путем, является приоритетным в аспекте законодательного закрепления новых общественных отношений и социальных ценностей.

Создание новой законодательной системы осуществляется по нескольким важнейшим направлениям.

Первое направление – создание правовых основ государственного строительства. Развал бывшего СССР, обретение государственной независимости Узбекистаном выдвинули в число первоочередных задачи государственно-правового строительства. Прежде всего это утверждение принципов суверенитета, демократии, народовластия, прав человека, одним словом, создание правового государства и гражданского общества. Возникла необходимость формирования новых институтов государственной власти и их укрепления. Конечно, многие из этих задач возникали перед Узбекистаном и ранее, но после распада СССР их значимость и актуальность многократно возросли.

В рамках этого направления приняты конституционные законы «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» (1991 г.) и «Об Олий Мажлисе Республики Узбекистан» (1994 г.), законы о Кабинете Министров Республики Узбекистан (1993 г.), о судах (1993 г.), о Конституционном суде (1993 г.), о Высшем хозяйственном суде (1993 г.), законы о выборах в Олий Мажлис (1993, 1998–1999 гг.), о выборах Президента (1991, 1998 гг.), о референдуме (1991 г.), о Центральной избирательной комиссии (1998 г.), о прокуратуре (1992 г.), о нотариате (1996 г.), о государственной власти на местах (1993 г.), об органах самоуправления граждан (1993, 1999 гг.) и др.

Образован уникальный механизм самоуправления граждан, корнями уходящий в народные традиции и исторически сложившиеся общинные отношения, – махалля. Признано, что органом самоуправления, способствующим реализации гражданами их права на участие в управлении делами государства, объединяющим их для решения на своей территории социальных и хозяйственных задач, является сход граждан поселков, кишлаков, махаллей.

Второе направление – формирование системы рыночного законодательства, закладывающего основу для новых экономических отношений, и прежде всего отношений собственности и свободной предпринимательской деятельности. Правовое регулирование хозяйственной деятельности становится основной формой государственного воздействия на экономику. Переход к рыночной экономике потребовал принятия многочисленных законов и других нормативных правовых актов (указов Президента, постановлений Правительства и ведомственных актов). В них регламентируются вопросы собственности, правовое положение предприятий, порядок осуществления иностранных инвестиций, решаются другие вопросы предпринимательской деятельности.

Принят новый Гражданский кодекс – хартия рыночного права. К рыночным законам относятся: законы о собственности (1990 г.), о разгосударствлении и приватизации (1991 г.), о залоге (1992 г.), об аренде (1991 г.), о приватизации государственного жилищного фонда (1993 г.), о предприятиях (1991 г.), о кооперации (1991 г.), о сельскохозяйственном кооперативе «ширкате» (1998 г.), о дехканском хозяйстве (1998 г.), о фермерском хозяйстве (1998 г.), о хозяйственных обществах и товариществах (1992 г.), о банках и банковской деятельности (1996 г.), о денежной системе (1994 г.), о валютном регулировании (1993 г.), о предпринимательстве (1991 г.), о страховании (1993 г.), о биржах и биржевой деятельности (1992 г.), о ценных бумагах и фондовой бирже (1993 г.), об аудиторской деятельности

(1992 г.), о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (1996 г.), об ограничении монополистической деятельности (1994 г.), об акционерных обществах и защите прав акционеров (1996 г.), о механизме функционирования рынка ценных бумаг (1996 г.), о палатах товаропроизводителей и предпринимателей (1997 г.), Земельный кодекс (1998 г.), Налоговый кодекс (1997 г.) и др.

Гарантируя равенство всех форм собственности, свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров и капиталов, рыночное законодательство открывает широкие возможности для свободного развития гражданского общества, формирования новой, рыночной, возможно смешанной, но во всяком случае более рациональной, чем прежняя, экономической структуры общества.

Третье направление – создание законодательства, обеспечивающего конституционные и юридические права человека, социальные гарантии и социальную поддержку населения. Приняты законы, регламентирующие и гарантирующие права и свободы человека, общественных организаций, свободу совести и вероисповедания, средств массовой информации.

Складывается система социального законодательства. Принятые Трудовой кодекс (1995 г.), Семейный кодекс (1998 г.), законы о занятости (1992 г.), об охране труда (1993 г.), о социальной защите инвалидов (1991 г.), о государственном пенсионном обеспечении граждан (1993 г.), об основах государственной молодежной политики (1991 г.), об охране здоровья граждан (1996 г.), о качестве и безопасности пищевой продукции (1997 г.), о дополнительных льготах женщинам (1999 г.) защищают интересы наиболее нуждающихся слоев населения в сложных условиях перехода к рынку.

Не менее важным, чем рассмотренные, является четвертое направление законотворчества. Не уделяя внимания нравственному здоровью общества, духовному развитию его членов, повышению их правовой культуры, не удастся успешно разрешить и те практические задачи, которые определяют перспективы развития Узбекистана, т.е. необходимо законодательство, направленное на сохранение национальной самобытности, языка, образования и культурного наследия.

Узбекистан присоединился к основополагающим документам ЮНЕСКО, таким, как Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954 г.), Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.).

Законы о флаге (1991 г.), гербе (1992 г.) и гимне (1992 г.) демонстрируют всему миру нормы чести, гордость, историческую память и устремления народов Узбекистана. Важное значение для духовного возрождения имеют законы о государственном языке (1989, 1995 гг.) и гражданстве (1992 г.). Реализуются законы об образовании (1997 г.), об охране природы (1992 г.), об авторском праве и смежных правах (1996 г.), об учреждении почетных званий (1996 г.), об особо охраняемых территориях (1993 г.), о вывозе и ввозе культурных ценностей (1998 г.). Духовно-культурное законодательство направлено на сохра нение ценностей для народа, для его духа, утверждение самосознания жизнелюбия, на укрепление патриотизма. Именно этим духом и силь но любое государство.

Пятое направление – создание правовых основ, определяющий Узбекистан как равноправного субъекта международных отношений, – одно из новых и практически неизведанных .направлений законотворческой деятельности. В условиях тоталитарной унитарной системы де-факто Узбекистан был лишен возможности прямого выхода на международную арену, не имел своих внешнеполитических и внешнеэкономических государственных институтов и не обладал своим законодательством.

, Ратификация Узбекистаном основных международных пактов и соглашений открыла новую страницу в истории развития внешних связей страны. Основополагающими в сфере внешнеполитической деятельности являются законы о порядке назначения и отзыва глав дипломатических представительств (1992 г.) и об установке дипломатических классов и рангов для дипломатических работников (1992 г.), о международных договорах (1996 г.), о принципах внешнеполитической деятельности (1997 г.), Консульский устав (1996 г.).

Во внешнеэкономической сфере важное значение имело принятие законов, направленных на создание юридических основ привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, расширение внешнеэкономической деятельности. Законы о гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов (1998 г.), об инвестиционной деятельности (1998 г.), о внешнеэкономической деятельности (1992 г.) направлены на создание нормального юридического «инвестиционного климата» для иностранных инвесторов. Инвестиционные законы Узбекистана, как и двусторонние соглашения о гарантиях и защите иностранных инвестиций и многосторонние конвенции (Вашингтонские конвенции о разрешении инвестиционных споров 1965 г. и Сеульская конвенция о страховании инвестиций 1985 г.), содержат нормы публичного права, определяющие статус иностранной частной

собственности, правовой режим иностранных инвестиций, гарантии иностранных инвестиций от «политических» рисков (национализация, налогообложение, экспортные и импортные пошлины, перевод капиталов и прибылей и т.д.), условия юридической защиты законных прав и интересов иностранных инвесторов. Конкретные частные международные инвестиционные отношения регулируются нормами гражданского законодательства, т.е. частным правом.

Таким образом, современное законодательство Узбекистана создает правовую основу переходного периода, процесса юридической смены изживших себя общественно-политического строя и экономических отношений, утверждения новых, демократических норм и социально-правовых гарантий. Разумеется, уровень развитости и качество законодательной системы определяются не количеством принятых законов, а исполнением этих законов на всех уровнях, ибо правовые нормы живут и действуют только тогда, когда они живут в человеке и действуют через него, отражают исторические традиции, обычаи, духовно-нравственные нормы.

Постепенно трансформируется правовая идеология, идет поиск наиболее действенных форм правового регулирования, тесной увязки законотворческой практики и организации правоприменительного процесса с экономическими и политическими реформами.

Правовые ценности и идеалы современного демократического государства, закрепленные в Конституции Узбекистана, а также более тесная интеграция его правовой системы с международным правом обязывают использовать позитивный международный и зарубежный юридический опыт в формировании единой системы узбекского законодательства.

6. Правовая система Узбекистана и международное право


Правовую систему любого государства нельзя рассматривать вне связи с другими национальными правовыми системами и с международным правом. Такой «правовой треугольник» служит общим правовым пространством, на котором взаимодействуют, сталкиваются, сосуществуют разные нормативные правовые массивы. Причем в этой взаимосвязи есть немало устойчивого и закономерного, противоречивого и случайного. В основе лежат общие интегративные процессы, укрепляющееся сотрудничество государств в экономической, социальной, культурной и иных сферах.

Конституция Узбекистана 1992 г., отведя международному праву важное место в правовой системе (ст. 17), обусловила тесное соприкосновение Конституционного суда Республики Узбекистан с международным правом. Речь идет о том, что, согласно ст. 109 Конституции Узбекистана, Конституционный суд страны определяет соответствие Конституции межгосударственных договоров. Общепризнанные принципы и нормы международного права в практике Конституционного суда выступают как важные критерии конституционности оспариваемых в Суде законов и иных нормативных правовых актов, подпадающих под его юрисдикцию.

В современный период, когда ведется интенсивная работа по совершенствованию узбекского законодательства, требуется использование методов как внутригосударственного, так и международно-правового регулирования. Сегодня практически любая отрасль законодательства связана с международными договорами. В государственном праве это конституционные основы внешней политики, компетенция высших органов государственной власти в сфере международных отношений, регламентация гражданства, прав и свобод личности. В гражданском и семейном праве, гражданском процессе это как традиционные вопросы международного частного права, вопросы оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам, так и получившие особую актуальность вопросы совершенствования внешнеэкономических связей, в уголовном праве и уголовном процессе – многоплановые аспекты сотрудничества в борьбе с преступностью, оказания правовой помощи по уголовным делам.

Конституция Узбекистана 1992 г. восприняла комплекс принципов и норм международного права из Устава ООН, Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и из других международных пактов по правам человека, из Хельсинкского Заключительного акта, Парижской и Мадридской хартий. Такой подход особенно ярко выражен не только в гл. IV «Внешняя политика» Конституции, но и в ее Преамбуле, разделе втором «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина» и разделе третьем «Общество и личность», в гл. ХХШ «Избирательная система», гл. XXII «Судебная власть Республики Узбекистан», гл. XXVI «Оборона и безопасность».

Впервые в истории узбекского права в Конституции Узбекистана провозглашен приоритет общепризнанных норм международного права над внутригосударственными. Это полностью соответствует обшей тенденции решения вопроса о соотношении внутригосударственного и международного права, отражающей возросшую роль последнего во второй половине XX в.

Литература

  1. Батлер У.Э. Законодательство Узбекистана. Ташкент, 1994.

  2. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

  3. Комментарии к Конституции Республики Узбекистан. Ташкент, 1997.

  4. Конституционное право Республики Узбекистан: (Сб. нормат. актов) / Сост. А.Х. Саидов. Ташкент, 1995. Т. I. II.

  5. Муминов А.К. Мавераннахрская школа фикха IX–XIII вв. // Общест венные науки в Узбекистане. 1990. № 10.

6. Права человека: Единство общечеловеческого и национального: (Сб. международных договоров и законов Республики Узбекистан) / Сост. А.Х. Саидов. Ташкент, 1995. Т. I, П.

  1. Саидов А. Исламское правовое наследие Узбекистана: история и со временность. Ташкент, 1998.

  2. Саидов А., Тошкулов Ж. История государства и права Узбекистана. Таш кент, 1995 (на узб. яз.).

  3. Саидов А., Уманский Я., Арапов А. Светский путь в духе исламской культуры: Размышления. Ташкент, 1995.




  1. Саидов А.Х. Мировой конституционный опыт и концептуальные ори ентиры Конституции Республики Узбекистан. Ташкент, 1992.

  2. Таджиханов У.Т. Закон. Человек. Государство. Ташкент, 1997.

  3. Таджиханов У.Т. Конституция суверенного Узбекистана. Ташкент, 1996.

  4. Таджиханов У.Т., Саидов А.Х. Теория правовой культуры: в 2 т. Таш кент, 1998.

  5. Торнау Н.Е. Особенности мусульманского права. СПб., 1892.

  6. Уложение Темура. Ташкент, 1996.

  7. Уразаев Ш.З. Конституция независимого Узбекистана. Ташкент, 1993.

  8. Butler W.E. On Uzbekistan and the Uzbekistan. Legal Texts. The Hague; London; Boston, 1999.

'18. History of Civilisation of Central Asia. Vol. I: The Dawn of Civilisation earlist Times to 700 B.C. P., 1992; Vol. II: The Development of Sedentary and Nomadic Civilisations: 700 B.C. to A.D. 250. P., 1993; Vol. Ill: The Crossroads of Civilisations: A.D. 250 to 750. P., 1996.

  1. Journee Juridiques Franco-Russo-Ouzbeks (Tashkent, 5–12 juin 1992) // Journee de la Societe de legislation comparee. Annee 1992. P., 1993.

  2. Losano M. I grandi sistemi giuridici. Introduzione ai diritti europei ed ex- traeuropei. Torino, 1978.

  3. SaidovA. Le Droit compare et le droit ouzbek // Rev. intern, droit compare. 1996. No 2.

  4. Saidov A. Le droit ouzbek. Tashkent, 1998.

  5. Saidov A. Le systeme juridique de l'Ouzbekistan: Histoire et droit contem- porain // Rev. intern, droit compare. 1995. No 4.

  6. Saidov A. The Legal System of Uzbekistan. Tashkent, 1997.

  7. The first Uzbek-Euro-American Symposium on International Law and Business. Tashkent, 1992.

  8. Uzbekistan legal Texts. The Foundations of Civic Accord and a Market Economy / Ed. by W.E. Butler. The Hague; London; Boston, 1999.

Целью познания не является поиск единой формулы, определяющей Вселенную... Безумная мечта познания – гомогенизировать Вселенную... Это –желание увидеть за многообразием и множественностью нечто единое, однородное, но это нечто, в конечном счете, есть ничто, о чем хорошо знает индийская философия... нельзя относить к видимости разнородное, множественное, изменчивое, временное, а к реальности – только единое, вечное, существенное. Это ложное виденье. Истинно и то, и другое одновременно.

Э. Морен, французский ученый
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   38


написать администратору сайта