Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА 6 Классика в кривом зеркале современного сознания

  • «Татьяна, бедная Татьяна! С тобою вместе слезы лью!»

  • Ч А С Т Ь I I ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ... ЕЩЕ МОЖНО ИСПРАВИТЬ Ошибки, устраняемые при саморедактировании.

  • ГЛАВА 1 Здравый смысл как руководство к действию. Логические ошибки

  • Будьте внимательны к «хотя», «но», «все же», «однако», ко- торые выражают отношения противопоставления либо уступ- ки. Задумайтесь: а нужно ли вам противопоставление (или

  • Во-вторых, анализируя художественное произведение, его систему образов, используйте словосочетание «образ героя».

  • Существует элементарное логическое правило: деление дол- жно производиться по одному основанию.

  • не только... но и, как... так и

  • Итак, сформулируем важное правило для однородных членов. Проверьте, являются ли они действительно однородными, то есть можно ли их с точки зрения здравого смысла объединить

  • Интенсивный курс русского языка. Почему так не говорят по-русски. Учебное пособие 3 е издание, стереотипное .


    Скачать 0.62 Mb.
    НазваниеУчебное пособие 3 е издание, стереотипное .
    Дата01.04.2022
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИнтенсивный курс русского языка. Почему так не говорят по-русски.pdf
    ТипУчебное пособие
    #433244
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    ГЛАВА 5
    «Раскольников поднялся на борьбу со старушкой»,
    или Стилистические ошибки
    Стилистические ошибки связаны с нарушением нежестких норм, показывающих уместность/неуместность, удачность/не- удачность слова или оборота. Назовем лишь самые распростра- ненные.
    Заглавная цитата — пример смешения «французского с ни- жегородским». Всякое сочинение должно быть выдержано в едином стилистическом ключе: обычно это книжно-письмен- ная речь, и потому явно неуместны сугубо разговорные слова и обороты типа а теперь забежим наперед или в ихних произве-
    дениях.

    Я подумал, что Татьяна не сможет жить в высшем свете,
    но, вспомнив твердость ее решений, поостерегся (оставим в стороне логику этого утверждения и обратим внимание только на явно неуместное разговорное поостерегся).

    Собакевич сначала вроде тоже неплохой мужик!

    57

    Студента Хлестакова приняли за ревизора и стали высти-
    латься перед ним как перед настоящим.

    Получив отказ от Онегина, Татьяна не озлобилась и не впа-
    ла в истерику — пишет девушка, видимо сравнивая пове- дение Татьяны с собственным опытом переживания труд- ных жизненных ситуаций.

    Такие, как Шерлок Холмс, всегда готовы помочь в трудную
    минуту, иногда просто за спасибо.

    Недавно по ящику показывали фильм.

    Следователь начинает давить на их молодую психику.
    Пример другого рода — неудачное употребление слова с вы- сокой, книжной окраской: Начинку для пирожков и ватрушек
    здесь творят из мясопродуктов, овощей и ягод, закупаемых у насе-
    ления.
    Еще более разнообразны проявления канцелярита — так ког- да-то назвал Корней Чуковский эту «болезнь» языка — употреб- ление казенно-бюрократических, «суконных» оборотов.

    Пушкин обращает внимание Дантеса на недопустимость
    оказывания знаков внимания его жене (торжественно кля- немся: мы не придумали это — у нас просто не хватило бы воображения!).

    В плане любви Печорин считает себя опытным, но не все
    так просто, ведь в жизни имеет место неразделенная лю-
    бовь.

    (О детях) Им было 4 и 6 по факту, но 14 и 16 в душе.

    Она терпит поражение по двум направлениям: любовному и
    общественному.

    Пушкин внедрил Татьяну в роман для образного противопо-
    ставления.

    Раскольников поддерживал связь со старухой-процентщи-
    цей (ах, как чувствуется увлеченность не классикой, а
    «шпионскими страстями»).

    58
    Явно не повезло Петру I. То ли личность он слишком нео- рдинарная, то ли что другое... Однако в одном из сочинений ав- тор пишет: На Петра мог заругаться любой человек, в другом ут- верждается, что Царь заботился о росте национальных кадров, а в третьем и вовсе — Пусть Петр I и кутилка, но он явился гениаль-
    ным метеором.
    ГЛАВА 6
    Классика в кривом зеркале современного сознания
    Стилистическая «глухота» часто является симптомом более тяжелой болезни — изложения истории, ситуаций истории, клас- сической литературы в преломлении современного примитив- ного сознания, не отягощенного всем опытом мировой культу- ры, который выработало человечество.
    Талант Александра Сергеевича помогал ему в той большой об-
    щественной работе, которую он вел — это, если вы еще не дога- дались, о Пушкине!

    Выход из своей ситуации Раскольников видит в убийстве по-
    жилой женщины, которая работала комендантшей в обще-
    житии, где он жил. Все правильно: ведь Раскольников —
    студент, где же ему и жить, как не в общежитии! Старухе процентщице вообще сильно не повезло: слово процент-
    щица («дающая в долг под проценты») современному мо- лодому человеку неизвестно и непонятно, поэтому он за- меняет его более известным и привычным: если уж не ко-
    мендантша, то хотя бы кладовщица или кассирша!

    Общение Пьера Безухова с солдатами происходит не как ба-
    рина с подчиненными, а как с коллегами, на равных.

    Лука дает ночлежникам вторую путевку в жизнь.
    А знаете ли вы, что представлял собой Петербург времен Го- голя? «Те, кто перебрал, тут же засыпали, а те, кто был в состо-

    59
    янии что-либо делать, шли в публичные дома и брали проститу-
    ток», — просвещает нас автор одного из сочинений.
    Как вы думаете, где хорошо и ярко описан произвол, который
    творился среди ответственных работников? Правильно, в гого- левском «Ревизоре»! Отсюда один шаг до вульгарного пересказа содержания литературного произведения, панибратского обра- щения с героями и автором. Некоторые, не стесняясь, обраща- ются прямо к классику: «Помните, Николай Васильевич, как вы
    говорили в “Мертвых душах”: “Ты начальник, я дурак, я начальник,
    ты дурак?”»
    Володя Ленский, Наташа Гончарова, Женя Онегин... Помните,
    мы вправе называть героя только так, как это делает автор: Ка-
    терина (не Екатерина, не Катенька) Кабанова, княжна Марья
    (не Маша и не Мария), но Маша (не Мария) Троекурова, княжна
    Мери, Элен (а не Елена Курагина).
    Иногда приходится решать настоящие головоломки, пыта- ясь понять, какого героя имеет в виду пишущий: Сквозняк-Му-
    хановский, доктор Вацон, Клещ и Татар (Актер?), Данко и Ари
    (Ларра), Паша Ростов.
    Всю жизнь не везло Акакию Акакиевичу Башмачкину, не по- везло и в качестве литературного персонажа. Как только не ис- коверкали его имя абитуриенты: и Акак, и Акакьевич, и даже Акак
    Акакович Акаков!
    Бич современных абитуриентов — наивная интерпретация классических произведений, с которыми незадачливый абиту- риент знаком в лучшем случае по пересказам в хрестоматиях. Вы хорошо помните «Горе от ума»? Может, скажете, когда Молча- лин говорит Чацкому: «Нужно срывать цветы удовольствия». «Да,
    но сорвал один — посади два, три, четыре», — отвечает Чацкий?
    Особенно страдают герои Пушкина и Достоевского (по-ви- димому, чтение произведений этих авторов представляется пре- тендентам на высшее образование чем-то вроде читательского подвига!).
    Вот как не мудрствуя лукаво передает содержание романа
    «Евгений Онегин» один из абитуриентов:
    Мать Тани не поняла, что дочь влюблена, и решила, что она
    засиделась в девках. Тогда Таню насильно увезли в Петербург. Но

    60
    сильно-то женихи на нее не льстились, так как внешность у нее
    была незаметная, а приданое небогатое.
    Другой добавляет: Татьяна осталась верна Онегину душой, а
    мужу телом, третий считает, что Татьяна выходит замуж за хо-
    рошего человека, который уважает в ней женщину и мать. Ну, а четвертый явно не согласен с такой характеристикой мужа:
    Что мешало Татьяне оставить старого лысого мужа-инвали-
    да и завести себе любовника в качестве Онегина?
    Кстати, у Пушкина о нем сказано только «важный генерал»
    да еще «муж в сраженьях изувечен». Сердобольные абитуриенты же полагают, что он калека, инвалид, а важный превращается то в лысого, то в толстого. Кстати сказать, в пушкинское время ге- нералы 1812 года были еще отнюдь не стары!
    Ну как тут не воскликнуть, чуточку перефразировав Пушки- на: «Татьяна, бедная Татьяна! С тобою вместе слезы лью!»
    УПРАЖНЕНИЕ К ГЛАВАМ 5, 6 1. Найдите стилистический разнобой в предложениях, взя- тых из сочинений.
    1. Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский... что же они
    такого увидели в обычной русской бабе? 2. Автор использует сон
    Татьяны, чтобы оповестить читателя о «преданьях старины», о
    вере людей в предсказания, сновиденья. 3. Семья Мармеладовых го-
    лодует. 4. Шикарные дамы, кавалеры, а на столах много всякой
    пищи. 5. Чичиков маленько отличается от других героев. 6. Лиза
    («Горе от ума») боится потерять свое служебное положение.
    7. У Пушкина маленький человек — молодой парень, которого отец
    отправил в армию. 8. В прошлом году к нам в класс пришла женщи-
    на и поведала нам, что ее детям-первоклашкам не в чем ходить в
    школу. 9. (О Чехове) Его кратенькие рассказы — целая энциклопе-
    дия. 10. Мне стало завидно, когда я услышала от подруги о дружбе
    у них казахов и русских. 11. Если говорить по бывшему СССР, его
    кумирами были герои труда, покорители космоса. 12. Тихон Каба-
    нов — наивный алкаш, не способный на мужские поступки. 13. По-

    61
    том он сел в кресло, скурил сигарету и выстрелил к себе в виски.
    14. Все детективы были маленько и юристами. 15. Гоголь хотел со-
    брать всех и за одним разом посмеяться. 16. (О наркомании) Од-
    нажды, словив этот кайф, человек не остановится. 17. Тяжелые
    каменные стены, неухоженность жилого помещения — все это на-
    чиная с начала пьесы создает угнетающий настрой на дальнейшее
    знакомство с этим произведением. 18. О человеке всегда судили по
    его работе, а не по одеже. 19. Книги классиков важны для пользо-
    вателей, особенно для маленьких, которые впервые приходят в биб-
    лиотеку. 20. Грушницкий неоднократно наезжал на Печорина.

    62
    Ч А С Т Ь I I
    ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ...
    ЕЩЕ МОЖНО ИСПРАВИТЬ
    Ошибки, устраняемые при саморедактировании. Помните, как у
    Пушкина: «И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо — к бумаге,
    Минута — и стихи свободно потекут»?.. Жаль, что Муза посещает нас не так часто, как поэта, и не все, что выходит из-под нашего пера, отмечено печатью вдохновения. Но рано или поздно напи- санное нами обретает вид законченного произведения (будь то школьное сочинение, письмо другу или текст объявления о зна- комстве). Кажется, что этот рожденный в муках Текст и есть предел наших интеллектуальных и творческих возможностей. Редко встре- тишь автора, который знает, как сделать лучше, но не хочет. Чаще к написанному тексту относятся как к песне, из которой «слова не выкинешь». Да и зачем выкидывать: мысль вроде бы выражена ясно,
    все слова понятны и стоят на месте — ни убрать, ни переставить...
    Наверное, именно так рассуждают абитуриенты, сдавая после тща- тельной проверки свои сочинения экзаменаторам.
    Зайдем через несколько часов в святая святых приемной ко- миссии университета — аудиторию, где идет проверка «скорб- ных трудов» поступающих. Почему на глазах преподавателей слезы? Их что-то невероятно растрогало? Да, до слез. Но не рас- трогало, а рассмешило! Ну можно ли остаться невозмутимым при чтении следующих строк?

    В старухе Изергиль есть одно положительное качество —
    девичья гордость.

    Увидев в Пушкине молодого себя, Белинский разволновался
    и, «в гроб сходя, благословил». (Рассуждение о том, кто из них раньше сошел в гроб, оставим для знатоков.)

    Мастер многим редакторам показывал свой роман, но все
    говорили, что у произведения нет конца. И с каждым разом
    у него все ниже и ниже опускались руки.

    63

    Много стихов поэтесса посвящает своим близким: мужу, де-
    тям, себе.
    Однако наступим на горло собственной песне и не будем сыпать соль на раны неудачника-абитуриента. Он хотел напи- сать «как лучше», а получилось «как всегда». Попробуем ему по- мочь (хотя в некоторых случаях медицина, как говорится, бес- сильна). Наша задача — показать типичные речевые ошибки,
    которые можно обнаружить лишь на стадии редактирования го- тового текста. Как уже говорилось в предисловии, общий прин- цип проверки заключается в том, чтобы сменить роль — из Ав- тора стать Читателем будто бы незнакомого Вам текста. Необхо- димо взглянуть на него заново — как будто его написал кто-то другой, не Вы. И это новое восприятие текста может дать не- ожиданные эффекты: в некоторых случаях обнаружится, что хо- тели сказать одно, а получилось другое. Часто нестыковки в тол- ковании текста Читателем и Автором возникают в результате речевых ошибок. Их можно классифицировать по-разному, но лингвистическая точность классификации далеко не всегда об- ладает очевидной объяснительной силой. Мы предлагаем дру- гой путь — «инструктивный». Это означает, что мы дадим Вам несколько советов-инструкций по редактированию текста. Сле- дуя им, Вы сможете избежать наиболее частотных недочетов при работе над любым текстом, и сочинением в частности.
    ГЛАВА 1
    Здравый смысл как руководство к действию.
    Логические ошибки
    А КАКОЕ ЭТО ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ?
    Этотвопрос часто возникает при отсутствии логической связи между фрагментами текста (иногда частями сложного предло- жения, иногда — между отдельными предложениями, стоящи-

    64
    ми рядом). Выражение «В огороде бузина, а в Киеве дядька» как нельзя лучше иллюстрирует этот тип повествования.
    Базаров — нигилист, а его отец — Павел Кирсанов.
    Союз а предполагает противопоставление по какому-то од- ному основанию(например, Татьяну и Ольгу из романа Пушки- на «Евгений Онегин» можно сравнить по красоте, по склоннос- ти к уединению и т.п.). Сообщение о взглядах Базарова (ниги- лист) и непосредственно за этим упоминание о его отце подготавливает читателя к тому, что будет сообщено и о его взгля- дах. Ан нет! Эта логическая ошибка обыгрывается Н.В. Гоголем в известной повести: «Иван Иванович несколько боязливого ха- рактера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строением».
    Бывают и менее заметные логические нестыковки.
    В восемнадцать лет Онегин познал светскую жизнь. Печорину
    тоже наскучила светская жизнь.
    Но ведь о том, что эта самая «светская жизнь» наскучила
    Онегину, автор не сказал ни слова! Познать — еще не значит пре- сытиться. Чтобы устранить смысловой разрыв, необходимо вста- вить хотя бы одну переходную фразу (типа «Но она недолго ув- лекала его»).
    ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!
    Именно эти слова хочется сказать при чтении некоторых высказываний, не укладывающихся в сознании здравомысляще- го человека. Остается загадкой, как рождаются под пером фразы типа:

    Епиходов глуп, и эта глупость действует облагораживаю-
    ще на окружающих.

    Катерина ушла из жизни, оправдала доверие, оказанное ей
    Богом и самой любовью. (Бог оказал ей доверие, позволив ей
    покончить жизнь самоубийством?!)

    Многие писатели, которые попадали в лагерь специально (?),
    чтобы описать лагерную жизнь, так и не вернулись оттуда.

    65
    Удивительно, но факт: самые нелепые высказывания чаще всего затрагивают тему смерти и мучений.

    Только после того, как Печорин все-таки застрелил Груш-
    ницкого, он успокаивается и прощает его.

    Ниловна не видела в жизни счастья, кроме побоев мужа.

    Классическая музыка связана с важнейшими событиями нашей
    жизни. К таким событиям относятся свадьба и похороны.

    Спокойная смерть несколько скрасила неприятное впечат-
    ление, оставшееся от Базарова.

    А. Блок вспоминает лучшие минуты своей жизни. Среди этих
    минут была и смерть его жены.

    Отец Чацкого умер в детстве.
    Но не будем о грустном! Тем более что в подобных случаях наши рекомендации, пожалуй, бесполезны.
    Кстати, к парадоксам здравого (или не здравого?) смысла мож- но отнести и неточное цитирование. Характерной особенностью приведенных ниже цитат является то, что пишущий нисколько не задумывается, какой смысл обретает то, что он заключил в ка- вычки, — как будто само по себе включение цитаты является доб- лестью, снимающей все вопросы о смысле сказанного.

    «Когда твое лицо в простой оправе Передо мной лежало на
    столе» (А. Блок).

    «Он застрелился, слава Богу. Попробовать не захотел»
    (А. Пушкин).

    «Пора, мой друг, пора! Какое сердце просит...» (А. Пушкин).
    Задание для знатоков: а как должно быть на самом деле?
    МОЖНО ЛИ БЫТЬ ЧЕСТНЫМ И НЕЧЕСТНЫМ
    В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ?
    Интуитивно мы с вами хорошо знаем закон, который в логи- ке называется законом противоречия и звучит так: «Две проти-

    66
    воположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время в одном и том же отношении не могут быть одновре- менно истинными». То есть если мы утверждаем, что на диване сидит кошка, было бы весьма неожиданным через несколько минут заявить, что это животное не кошка. По этому поводу, как свидетельствует Михаил Жванецкий, один восточный мудрец,
    живший в Одессе, сказал: «Нельзя быть честным и нечестным в одно и то же время, даже если это происходит в разных местах».
    Однако в сочинениях приходится встречаться с подобными па- радоксами обыденного сознания.
    Но затем Настена себя одергивала, находила оправдание, ко-
    торое приписывало и ей вину: «А может, я тоже повинна в том,
    что он здесь?».
    Трудно предположить, что автор не знает значения слова оп-
    равдание. Но тогда что же чувствовала несчастная Настена? Оп- равдывала она себя или винила?
    Хотя этим фильмам уделяют немало времени, но их показ бы-
    вает очень редко.
    Когда все низко сложили голову перед судьбой, Лермонтов белел
    одиноким парусом среди людей, жадно толпившихся у трона.
    Оставим для другой главы изысканную метафору «парус...
    у трона» и зададимся вопросом: так все-таки сложили голову все или кто-то остался и толпился у трона? Аналогичный вопрос возникает и при чтении фразы: «Поэт остался в гордом одиноче-
    стве, но рядом с ним были его друзья и близкие».
    Увы, но эти вопросы часто остаются без ответов.
    МНИМЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
    Рассмотрим несколько высказываний из сочинений абиту- риентов.

    Хотя историки называют войну гражданской, но я считаю,
    что она братоубийственная.

    Хотя это произведение относится к военной тематике, но
    тема дружбы здесь тоже присутствует.

    67

    Хотя Соня является лишь героем романа, но ее судьба — это
    призыв быть мужественными.

    Татьяна много читала романов, но это не помешало ее люб-
    ви к русской природе.
    Думаем, что не составит особого труда путем несложных опе- раций, доступных и не посвященным в правила умозаключений,
    обнаружить логику авторов.

    Братоубийственная и гражданская войны — это «две боль-
    шие разницы».

    В произведениях военной тематики обычно отсутствует
    тема дружбы. (Вероятно, описываются исключительно ба-
    тальные сцены.)

    Герои художественных произведений не могут воздейство-
    вать на нас в качестве примеров для подражания.

    Чтение романов в общем-то не способствует пробуждению
    любви к природе.
    Комментарии здесь, вероятно, излишни, а вот совет возможен.
    Будьте внимательны к «хотя», «но», «все же», «однако», ко-
    торые выражают отношения противопоставления либо уступ-
    ки. Задумайтесь: а нужно ли вам противопоставление (или
    уступительное значение)? Может быть, вы хотели передать
    совсем иной смысл — следствия, уточнения? Но для этого не-
    обходимы иные лексические единицы.
    «ЧТО В ОБРАЗЕ ТЕБЕ МОЕМ?»
    МИР ГЕРОЕВ И МИР ОБРАЗОВ
    В одном из сочинений автор пишет:
    В основном все женские образы, которыми наполнены пушкинс-
    кие произведения, воплощены в виде молоденькой девушки, очень
    романтичной, утонченной.

    68
    Могут ли быть «образы... воплощены в виде девушки»? Что- бы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в том, что же та- кое образ и как это понятие соотносится с понятиями «герой» и
    «автор».
    Образ — одно из основных понятий литературы. Оно связа- но с изображением в художественном произведении человечес- кой жизни — во всем ее многообразии. В частности, мы упот- ребляем понятие образа применительно к человеческим типам —
    героям того или иного произведения. Образ определенного че- ловека, с одной стороны, имеет обобщенный характер: писатель отбрасывает случайные подробности, добавляет важные, по его мнению, черты, проясняющие тип героя.С другой стороны, об- раз отличается индивидуальностью, он не схема: чтобы мы по- верили писателю, образы героев должны быть похожи на реаль- ных людей. Из этого следует, что образ — это результат творчес- кой фантазии автора, художественный вымысел. Поэтому,
    употребляя слово образ, мы акцентируем внимание на авторс- ком замысле, пытаемся проникнуть в его творческую мастерс- кую. И здесь уместны высказывания следующего типа: «в образе
    Татьяны автор хотел показать...», «образ Наташи противопо-
    ставлен образу Элен» и т.п. Образ — как художественный вымы- сел — можно создать, противопоставить, наделить какими-либо чертами, в нем можно отразить какие-то особенности реальной жизни.
    Но как только мы опускаем слово образ и начинаем говорить о героях (Татьяне или Онегине, Наташе Ростовой или Расколь- никове), мы ведем речь как бы о реальной жизни, известной нам в чьем-то пересказе. Мы в эту жизнь поверили: герои любят друг друга, вступают в споры, женятся и ссорятся. И в эту «вторую реальность» мы не можем допустить автора с его творческим «ин- струментарием» (если, конечно, в произведении он не создал образ Автора, как в «Евгении Онегине»).
    В Татьяну Пушкин вложил самое сокровенное представление о
    женской красоте.
    В Татьяну? Нет, по образу Татьяны мы можем судить (не вло-
    жил он, все-таки), каким было представление поэта о женской красоте.

    69
    Взаимодействие автора и героев (своего рода социальное со- трудничество!) — типичная логическая ошибка многих пишущих.
    Вот еще подобные примеры.

    После отъезда Онегина из деревни поэт поручает Татьяне
    одно из важнейших дел — разгадку того, что же представ-
    ляет из себя Евгений.

    Толстой жалеет Анну Каренину, но ничем не может ей по-
    мочь.

    Блок вводит в поэму старушку, не понимающую смысла ло-
    зунга.

    Салтыков-Щедрин одному градоначальнику голову набил
    бифштексами. (Какую неожиданную жестокость проявил
    Михаил Евграфович!)
    Итак, практический совет для тех, кто понимает, что мир ге- роев и наш реальный мир — это не совсем одно и то же.
    Во-первых, описывая происходящие в произведении события,
    используйте имена героев либо слова-заменители (герой, ге-
    роиня).

    Образ Мастера, свободного человека, погибает. (Мастер по- гибает — мы ведь поверили, что так было.)

    Образ Половцева оглянулся по сторонам. (Оглядывается ге- рой, а не его образ. Это все равно что сказать: «Вымысел
    Шолохова оглянулся по сторонам».)

    В его творчестве мы находим романтические и пылкие об-
    разы, обладающие сильным характером. (Характером об- ладает герой, но не образ).
    Во-вторых, анализируя художественное произведение, его
    систему образов, используйте словосочетание «образ героя».

    70

    От одного помещика к другому углубляется процесс оскуде-
    ния человеческой личности. (Процесс можно наблюдать не от помещика к помещику, а от образа к образу.)

    В своем романе Гоголь ярко рисует Коробочку, в которой от-
    ражен процесс распада помещичье-крестьянской России.
    (Опять же процесс отражен не в гоголевской героине, а в ее образе).
    Употребляя слово образ, некоторые пишущие считают, что авторской фантазии не может быть так много, чтобы хватило на всех героев.
    Знание женской натуры помогло поэту создавать свои образы,
    большинство (?) из которых было выдумано.
    Понятно, автор данного высказывания намекает, что у неко- торых героинь были известные прототипы — но наличие их не мешало, а напротив, помогало создавать полноценные художе- ственные образы (о значении слова прототип мы уже писали —
    см. Главу 1).
    Вернемся к предложению в начале параграфа и поможем ав- тору выразить мысль. «Большинство женских образов у Пушки-
    на — это молоденькие девушки», либо «Чаще всего героини Пуш-
    кина — это молоденькие девушки», либо «Любимый тип героини у
    Пушкина — это молоденькая девушка». Кажется, именно это хо- тел сказать автор неудачного высказывания.
    ЛЮДИ ЛИ ЖЕНЩИНЫ?
    ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ В ЗЕРКАЛЕ ЛОГИКИ
    Несколько лет назад пассажиры московского метрополите- на на каждой остановке слышали фразу-намек: «Уважаемые то- варищи! У нас принято уступать место женщинам и лицам по- жилого возраста». Остается лишь догадываться, предполагали ли авторы изысканного призыва, что среди лиц пожилого воз- раста тоже встречаются женщины... Смысл приведенной выше реплики примерно такой же, как в словосочетании «люди и женщины».

    71
    В подобных примерах мы имеем дело не с чем иным, как с классификацией. Что же такое классификация и какое она име- ет отношение к культуре речи? Это одна из обычных операций нашего мышления, по сути — частный случай деления на груп- пы какого-нибудь исходного понятия. При этом необходимо учитывать основание деления: в зависимости от того, по какому признаку мы делим, группы (или классификации) могут разли- чаться. Эту особенность обыгрывает польский юморист С. Лец в своих «Непричесанных мыслях»: «Людей можно делить по-раз- ному! Это известно всем. Можно на людей и нелюдей. И сказал удивленный палач: “А я их делю на головы и туловища!”»
    Для чего нам понадобился этот экскурс в логику? Дело в том,
    что к операции деления приходится прибегать едва ли не в каж- дом рассуждении. Чаще всего ошибки обнаруживаются при по- строении ряда однородных членов (недаром их называют одно- родными: они по определению должны быть одного рода).
    Рассмотрим несколько примеров.

    Марья Болконская — женщина с русской душой и западным
    акцентом.

    Взобравшись на курган, Пьер увидел свиту Кутузова и кра-
    соту зрелища.

    Фамусову свойственны медлительность, невежество, вальяж-
    ность.

    Его маленький рост компенсируют большие усы и талант.
    Можно ли отнести к одному типу понятий русскую душу и
    «западный акцент» (даже если автор имеет в виду не особеннос- ти речи, а особенности воспитания княжны)? Свиту и красоту?
    Медлительность и невежество? Рост, усы и талант?! С точки зре- ния здравого смысла нельзя. И с точки зрения грамматики — тоже нельзя. В противном случае может возникнуть непрогнозируе- мый комический эффект: У него были большие руки, мировоззре-
    ние, светлые широкие брови...
    Существует элементарное логическое правило: деление дол-
    жно производиться по одному основанию.

    72
    Неверным является деление людей на мужчин, женщин и де- тей, обуви — на мужскую, женскую и резиновую и т.д. Соедине- ние в одном ряду несопоставимых понятий — излюбленный при- ем сатириков и юмористов. Его, например, использует Н.В. Го- голь: «Прочие тоже были люди просвещенные: кто читал Карамзина,
    кто “Московские ведомости”, кто даже и совсем ничего не читал».
    Ср. у А.П. Чехова: «Как только я выдержала экзамены, то сейчас
    же поехала с мамой, мебелью и братом на дачу».
    Кстати, нарушение принципа соединения логически одно- родных понятий нередко обыгрывается в шутках, анекдотах, а также в рекламе.

    Я потерял на этой неделе жену и зонтик.

    Сержанту Иванову удалось объединить категории про-
    странства и времени: он приказал копать от забора до обе-
    да.

    Весна... Тают лед и цены.
    Разновидностью этой логической ошибки является объеди- нение слов, обозначающих род (более общее) и вид (частное).

    В восстановлении разрушенного хозяйства больших успехов
    добились рабочие фабрик, заводов и промышленных предпри-
    ятий. (Но фабрики и заводы — это и есть промышленные предприятия.)

    Горький написал ряд произведений, которые посвятил рево-
    люционерам, в частности человеку. (Что является более об- щим понятием: революционер или человек?)
    Ошибочным является также объединение слов, обозначаю- щих частично совпадающие понятия.
    Роскошь, в которой жили помещики, богачи и духовенство, со-
    ставляла разительное противоречие с нищетой народных масс. (По- мещики и духовенство — это и есть по преимуществу богачи.)
    Сопоставление несопоставимого можно обнаружить не толь- ко в рядах однородных членов — эта ошибка встречается и в более крупных фрагментах текста. У всех на слуху «крылатая фраза» ли-

    73
    дера ЛДПР В. Жириновского, у которого «мать русская, а отец —
    юрист». Приведем еще несколько аналогичных примеров.

    У него была сильная воля, которую он выработал. Была у него
    и девушка.

    Вышло так, что в один год пала корова, а затем лошадь.
    В этом же году умер отец.

    У Морозки тогда не было идеала в жизни. У Морозки была
    жена Вера.
    Во всех случаях пишущие не заметили, что рядом стоящие предложения, независимо от авторского замысла, выстраиваются в один смысловой ряд: была воля и девушка, пала корова, лошадь...
    и отец, не было идеала — (зато?) была жена. Сравните также с примером выше: маленький рост компенсировался талантом и
    усами.
    Логические ошибки, непосредственно связанные с пробле- мой однородности (что с чем можно сопоставлять), встречаем и в конструкциях с союзами не только... но и, как... так и.
    Не только героизм Корчагина проявляется во время войны, в бою,
    но и в мирные дни.
    В ряду однородных оказались члены предложения «не толь-
    ко героизм..., но и в мирные дни». Невооруженным глазом видно,
    что это не однородные члены. Проявить можно не только геро- изм, но и терпение например. А если автор хочет сделать акцент на том, когда этот героизм проявился, то следует сказать: «...не
    только на войне, но и в мирные дни».
    Аналогично строятся конструкции с союзом как ... так и.
    Имя Александра Сергеевича Пушкина как для нас, живущих в
    конце ХХ века, так имело значение и для его современников.
    Однородными являются дополнения: (для кого? чего?) «как
    для нас, так и для современников», а в приведенной выше фразе получилось «как для нас, так имело значение».
    Отметим еще одну логическую тонкость. При помощи союза
    не только... но и соединяются неравноправные понятия: первое
    (после не только — главное; второе (после но и) — дополнитель- ное, второстепенное.

    74
    В творчестве Пушкина меня привлекают не только крупные
    произведения (например, «Евгений Онегин»), но и небольшие лири-
    ческие стихотворения, сказки.
    Неправильными являются предложения, где после первой части союза стоит второстепенное понятие, не главное.
    Пушкин посвящал свои стихотворения не только Анне Керн, но
    и своей жене — Наталье Гончаровой, которую он очень любил. (По- гиб поэт, и некому заступиться за честь его любимой жены!)
    Итак, сформулируем важное правило для однородных членов.
    Проверьте, являются ли они действительно однородными, то
    есть можно ли их с точки зрения здравого смысла объединить
    в один понятийный ряд.
    Не забудьте также еще два правила для однородных: о про- верке всех однородных членов на сочетаемость с управляющим словом по смыслу и с точки зрения грамматических норм (см.
    часть I, гл. 2).
    НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ

    Между ними вспыхнула платоническая любовь, пропитан-
    ная страстью.

    Эйнштейн сказал: «Национализм — это корь человечества»,
    то есть легкая простуда может привести к ужасным по-
    следствиям.

    Для повышения развития Холмс употребляет наркотики.

    Ленского охватила ревность Онегина к Татьяне.

    Ум Коробочки так же мал, узок, как у настоящей коро-
    бочки.

    По разговору Раневской можно сказать, что она женщина
    образованная, интеллигентная, потому что в разговорной
    речи у нее мало встречается ругательных слов. Можно ска-
    зать, совсем не встречается, а есть слова с ласковыми суф-
    фиксами.

    75

    Татьяна стала светской женщиной, так как ее лицо стало
    таким, как у всех светских женщин.

    Масштабность работы Пушкина и малость работы Дос-
    тоевского достойны одинакового уважения.

    Уметь читать — великое дело, а уметь понять то, что чи-
    таешь, — еще более великое дело.

    До сих пор личность Григория Распутина привлекает к себе
    разных людей со всего мира. Его именем названа водка.

    Он просил прощения, стоя у нее на коленях.
    УПРАЖНЕНИЯ К ГЛАВЕ 1 1. Найдите предложения, в которых в ряду однородных чле- нов объединены понятия, не сопоставимые с точки зрения логики. Исправьте те предложения, в которых обнаружите не- дочеты.
    1. У каждого ребенка было увлекательное занятие по дому: уход
    за цветами, за яблонями, за садом. 2. В камышовых джунглях оби-
    тает до пятидесяти видов птиц. Здесь можно встретить и лебе-
    дя, и пеликана, и даже индийский лотос. 3. Сначала, до поселения
    жильцов, необходимо выяснить, имеется ли сырость, водопровод,
    канализация и другие условия для проживания. 4. Срочно продается
    кухонный стол, холодильник и другая мебель из гарнитура. 5. При-
    чески создаются с помощью рук и других предметов повседневного
    пользования. 6. У каждого народа есть свои черты. Наш народ до-
    рожит своей выносливостью, красотой, родной природой. 7. Бэла
    очень нежное и в то же время дикое создание. 8. Еще в период ста-
    новления литературы славяне любили и уважали остроумную шут-
    ку, бани. 9. Клещ теряет инструменты и последнюю надежду на
    хорошую жизнь. 10. На тему войны созданы не только кинофиль-
    мы, но и поставлены замечательные спектакли. 11. Мне очень нра-
    вятся произведения Пушкина, особенно тема любви, природы.
    12. Паратов красив, умен, богат, имеет много друзей, с особой сим-

    76
    патией к нему относились цыгане. 13. Раскольников целые дни про-
    водит, бродя по городу, задумавшись или лежа у себя на кровати.
    14. У Раскольникова на каторге появились новые черты: похудел,
    стал задумчив. 15. Шукшин отражает неграмотность и соци-
    альную жизнь советской деревни.
    2. Найдите логические ошибки, укажите их разновидности и исправьте.
    1. Наибольший интерес для нас представляет образ Раскольни-
    кова. Не менее интересен и образ его антипода — Свидригайлова.
    2. Несмотря на недостатки, Дикой жесток. 3. Лучше один раз про-
    жить стоя, чем всю жизнь на коленях. 4. Наташу Ростову я люб-
    лю за ее близость к народу, за ее прямоту и доброту, поэтому я не
    мог пройти мимо такой девушки. 5. На бал были приглашены чи-
    новники, офицеры и дворяне. 6. Когда Игорь увидел, что войско его
    разбито, и он в том числе, он решил бежать из плена. 7. По степи с
    конским ржанием несутся всадники. 8. Ведя праздную жизнь, Ноз-
    древ готов проиграть все свое состояние. Поэтому у него иногда
    даже бакенбарда одна меньше другой. Дойти до такой жизни мог
    человек только легкомысленный, у которого ничтожные интере-
    сы. 9. Народу нужен такой руководитель, который отдаст за него
    не только жизнь, но и самое дорогое, что у него есть. 10. Одним из
    представителей критического реализма является роман Тургенева
    «Отцы и дети». 11. Некоторые приезжали для того, чтобы погля-
    деть на их дочку, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнад-
    цатилетнюю девицу.
    3. Покажите, в чем заключается логическая ошибка в следу- ющих высказываниях. Исправьте все замеченные вами речевые недочеты.
    1. Раскольников надеется, что, убив старуху, он изменится, ведь
    старуха была отрицательным героем. 2. Печорин — эгоист, хотя
    смог хладнокровно застрелить человека и искренне рыдать над умер-
    шим конем. 3. В отместку за свою свободу и гордость он убил свою
    возлюбленную. 4. Базаров — выходец из бедной семьи, но он начитан

    77
    и чрезвычайно занимательный молодой человек. 5. Ради цели человек
    делает много ошибок и жертв. Иногда даже во вред самому себе.
    6. Произведения А.П. Чехова полны юмора, но в то же время насто-
    раживают своей точностью. 7. В основе чувства Онегина лежат
    свободолюбие, эгоизм. 8. «Что это там?» — затаив дыхание, удив-
    ленно спрашивали собравшиеся. 9. За последнее время у нас увеличи-
    лось количество автопроисшествий по вине владельцев частных ма-
    шин, что свидетельствует о росте нашего благосостояния. 10. У На-
    таши Ростовой все события отражаются в душе, поэтому она
    непредсказуема. 11. Дружба, друзья, подруги... Это неотъемлемые
    части нашей жизни. 12. В пьесе не существует конфликта. Есть
    несколько, но ни один не существует как главный. 13. Природа стала
    для него художественным образом, который помог написать мно-
    жество стихотворений. 14. Пуаро всегда с палочкой и хитрым взгля-
    дом. 15. Каждое слово в строке — это образ, обладающий своими
    мыслями и чувствами. 16. Что нужно сделать, чтобы человек стал
    свободным? На этот вопрос отвечает образ Клеща.
    4. Кто найдет больше ошибок в предложенном ниже фраг- менте текста?
    В подразделениях указанных организаций требуются рабочие
    всех строительных специальностей, не имеющие специальность
    могут получить на месте.
    А также переселяет семьи в сельские районы, которые получа-
    ют единовременное денежное пособие, бесплатное денежное посо-
    бие, жилплощадь и место в общежитии.
    5. В предложенных фрагментах текста имеются смысловые разрывы. Сконструируйте переходные фразы, чтобы устранить их.
    1. В семье Татьяну Ларину не понимали. Она часто сидела у окна,
    любила «предупреждать зари восход». 2. Роман «Война и мир» от-
    разил нравственные искания Л. Толстого 60-х годов. В романе
    «Воскресенье» еще более резко обличается фальшь и бездушие свет-
    ского общества. 3. Роман Достоевского «Преступление и наказа-
    ние» занимает центральное место в творчестве этого писателя.

    78
    В «Униженных и оскорбленных» тоже рассматривается образ ма-
    ленького человека. 4. Антонина Петровна пользуется заслуженным
    уважением в своем коллективе: ее ценят коллеги за умение органи-
    зовать работу, наладить отношения с цехами и сторонними орга-
    низациями. Особенно хорошо она печет пирожки. 5. Люди во время
    праздников никогда не видели хорошего стола. От тоталитарной
    системы люди доходили до отчаяния. 6. Вдруг Германн услыхал скрип
    рессор. Это была старая княгиня.
    6. В чем состоит неудача автора? Какая логическая ошибка допущена? Помогите автору точнее выразить мысль.
    1. Прототипом Базарову служит Печорин. 2. Мать в стихах
    Есенина — это не только дорогой человек, но и светлый образ.
    3. В роли нового образа изображен представитель нарождающего-
    ся класса, интеллигенции (о Чацком). 4. Поэт наделил Татьяну сти-
    хией народности. 5. Во втором томе Пьер разводится с Элен. 6. Ри-
    суя сражение, Толстой вводит в действие различные рода войск:
    артиллерию, кавалерию, пехоту. 7. Автор наделяет Кутузова ред-
    кими душевными качествами: справедливостью, благородством,
    щедростью. 8. Каждому герою автор привил те черты, которые
    характеризуют все дворянское общество. 9. На средства от по-
    терь, которые несут старые комбайны, можно обновить весь тех-
    нический парк.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта