Главная страница
Навигация по странице:

  • Ищите сходство несходного

  • Тщательно примеряйте словесную «одежду».

  • ГЛАВА 4 Где найти сестру таланта, или Рассуждения о речевой избыточности и речевой недостаточности

  • Совет: «выпалывайте» однокоренные слова, стоящие рядом, поскольку им на одной грядке расти не рекомендуется.

  • Совет: будьте бдительны, увидев однородные члены. Они не должны быть тождественными по смыслу, не должны соотно- ситься как род и вид.

  • Анализируя словосочетания, где значение одного (главного) слова как бы уточняется зависимым словом, подумайте, не- обходимо ли это уточнение.

  • Наш совет: встаньте на место читателя и подумайте, нет ли в тексте пропусков, которые заставят его, читателя, почувство- вать себя дешифровщиком вражеских сообщений.

  • Интенсивный курс русского языка. Почему так не говорят по-русски. Учебное пособие 3 е издание, стереотипное .


    Скачать 0.62 Mb.
    НазваниеУчебное пособие 3 е издание, стереотипное .
    Дата01.04.2022
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИнтенсивный курс русского языка. Почему так не говорят по-русски.pdf
    ТипУчебное пособие
    #433244
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    ГЛАВА 3
    Опасные метафоры
    Желание найти необычный, яркий образ, оригинальную ме- тафору, вполне понятное и похвальное само по себе, может вас подвести.
    Попробуем сформулировать некоторые требования к образ- ным средствам и показать, к чему приводит их нарушение.
    1. Ищите сходство несходного! Между сравниваемыми пред- метами должно быть явное сходство. Если это перенос по сход- ству (метафора), то, как написано еще в античной риторике, он обязан «переходить с достаточным основанием на сходный пред- мет, дабы не казалось, будто он без разбора, необдуманно и жад- но перебежал на совсем несхожий предмет». Это правило явно игнорируется в следующих примерах:
    Пушкин — золотое сечение русской литературы.
    Наташа Ростова — живой маленький цыпленок.

    92
    Тихон Кабанов — продолжение луча, который освещает под-
    земное царство (мы уже не говорим о сомнительности такой трак- товки с точки зрения литературоведения).
    Умер чиновник оттого, что что-то оборвалось у него внутри,
    как у какой-то пиявки.
    Его (Базарова) родители — два старых пуховика — не могут
    понять сына.
    Он видит гордые сердца, попадающие под ногу смерти.
    2. Тщательно примеряйте словесную «одежду». Слова не долж- ны рождатьненужных (непрогнозируемых) ассоциаций.
    Особенно популярны среди абитуриентов следующие серии метафор.
    Алкогольно-гастрономическая

    Я засыпала хмельная от счастья и просыпалась не протрез-
    вевши. Так и хочется продолжить в том же духе: голова гу- дела, хотелось опохмелиться!

    Здесь у Булгакова сатира с горчинкой. Обычное выраже- ние горькая сатира показалась автору слишком пресным.
    Захотелось остренького: горчицы, перца, уксуса, грибоч- ков маринованных...
    Еще пример гастрономических изысков:

    В Петербурге Пьера представляли как начинку вечера. Ин- тересно, мясную, рыбную, грибную или сладкую?
    Сексуально-эротическая

    Роман Булгакова — его любовное дитя. Любимое детище
    правильно, но так привычно и неоригинально. Можем предложить свои варианты: внебрачный ребенок, плод бе-
    зумной страсти. Не думаем, что именно эти ассоциации хотел вызвать автор сочинения у своего читателя.
    Ну а следующую развернутую метафору мы не рискуем ком- ментировать — она достаточно красноречива:

    93

    Что такое семья? Я думаю, что это одно тело, где каждый
    член (семьи) как один какой-то орган... Свекровь как туча,
    она один большой орган, который своей силой воли не дает
    работать другим органам.
    Шпионско-садистская

    Здесь крушение надежды произвела сама жизнь. Неужели жизнь — диверсант, поджигающий бикфордов шнур, что- бы взорвать поезд?
    После этого уже не удивляют такие простенькие метафоры:

    Светское общество может больно укусить Онегина. Что ж,
    если жизнь способна взрывать, то почему светское обще- ство не может кусать, щипать, колоть или резать!

    Труженики пера и бумаги. Не знаю, как вам, а нам хочется запеть: «Работники ножа и топора, романтики с большой
    дороги». А метафора гиганты литературного слова застав- ляет вспомнить небезызвестного гиганта мысли, отца рус-
    ской демократии Кису Воробьянинова из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

    Может, Лука зря топчет свои усталые ноги по бескрайним
    донным просторам? — задает риторический вопрос абиту- риент, образовавший окказионализм от горьковской ме- тафоры «на дне».
    Другой вторит ему:

    Лука уходит, и тучи смыкаются над ночлежкой, закрыва-
    ют ее на замок. Теперь мерзкие свинцы общества будут жа-
    ловаться друг другу. Свинцовые мерзости каким-то нево- образимым путем превратились в мерзких свинцов (слово,
    не существующее в языке).
    3. Помните, что метафора, сравнение — это украшение. Как хорошая бижутерия не затмевает красоту того, кто ее носит, а лишь подчеркивает индивидуальность, так и метафора не долж- на отвлекать внимание от главного.

    94
    Кроме того, чем более разворачиваете вы образную картину,
    добавляете детали, тем больше рискуете создать логическое про- тиворечие. Психологи называют это двоением образа: в вообра- жении читателя воссоздаются две разные, несовместимые, не- согласованные картины.
    Эйнштейн сказал, что национализм — это «корь человечества»,
    то есть легкая простуда, которая может привести к тяжелым
    последствиям. Корь — это простуда? Масло — это вода? Писа- тель — это поэт? Глупость — это диагноз!
    А самым ярким метеором ХХ века является Горький, и, я наде-
    юсь, в XXI веке Россия пополнит свои запасы метеоров. Автор не силен не только в логике, но и в астрономии. Для него метео- ры — что-то вроде угля, нефти или никеля — полезных ископае- мых, образующих залежи. Добыча метеоров... Интересный об- раз! Метеородобытчик — чем не профессия!
    Получается, что в каждом человеке есть капля гениальности,
    пусть она до того мала, что еще не проявила себя, но есть. Под ее
    воздействием мы совершаем поступки на благо людей.
    Обратите внимание: субъект действия везде капля. Получа- ется, что капля проявляет себя, под воздействием капли соверша-
    ются поступки. Ну, уж если капля так могущественна, то страш- но подумать, что произойдет, если гениальность измерять дру- гой меркой: чашками, «бутылками-с, и пребольшими! Нет,
    бочками сороковыми»!
    В Родионе появляются две половины: одна, которая продолжа-
    ет жить по его теории, другая — светлая, похожая на его девушку
    Соню. Светлая половина Раскольникова по-доброму относится ко
    всем людям.
    Как вам эта картинка из фильма ужасов?! Казалось бы, Мая- ковский использовал похожую метафору в стихотворении «Про- заседавшиеся»: вижу, сидят людей половины... до пояса здесь, а ос-
    тальное там. Но ведь у Маяковского — это язвительная ирония,
    автор же процитированного фрагмента вполне серьезен. Инте- ресно, а как он представляет это разделение: по горизонтали или,
    может быть, по вертикали?
    А вот театр абсурда: вошь, занимающаяся самобичеванием! Это,
    кстати, тоже о Раскольникове:

    95
    Он вошь, способная перейти черту, отделяющую человека от
    деградации (?), но бичующая себя за это.
    НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ

    С большим недовольствием (!) прошелся Булгаков сатири-
    ческой косой по тылам так называемого литературного
    фрагмента.

    В произведениях Пушкина женский характер я сравню с ма-
    леньким пушистым котенком, который, взобравшись на по-
    доконник и раскинув свои мохнатые лапки, нежится на сол-
    нышке.

    И когда мне грустно и неуютно, то я открываю сборник со-
    чинений (все равно, на какой странице) и пью нектар их ду-
    шевной силы.

    Раскольников ломает голову над жизненной линией, кото-
    рую ему предстоит пересечь.

    Булгаков невольно или сознательно смягчает и затеняет
    свои сатирические впадины против тех или иных явлений
    действительности.

    Ионыч любил деньги. Он любил их считать, нюхать, и если
    бы можно было их съесть, то он их съел бы, наверное.

    Горький-драматург — это золотой мост, связующий собой
    традиции русской литературы XIX и XX вв.

    Лука воздействует на обитателей каморки, как бальзам на
    больное место: сначала успокаивает, а потом человек стал-
    кивается с действительностью.
    ГЛАВА 4
    Где найти сестру таланта, или Рассуждения
    о речевой избыточности и речевой недостаточности
    Афоризм А.П. Чехова о краткости, которая является сестрой таланта, известен всем, но он — увы! — отнюдь не объясняет,

    96
    почему Толстого, Достоевского и многих других авторов мы без сомнения называем гениальными, хотя краткость — не самая характерная черта их стиля. Наберемся смелости толковать сло- ва Чехова: думается, что (кроме всего прочего) он имел в виду и отсутствие в тексте лишних слов, неоправданных повторов — так называемую речевую избыточность. Посвятим и мы несколько строк этой проблеме.
    «ЧУВСТВУЕТСЯ СОЧУВСТВИЕ». ТАВТОЛОГИЯ
    «Чувствуется сочувствие автора», — сообщает нам абитури- ент, не замечая, что рядом оказались однокоренные слова. Ана- логичную ошибку (филологи ее называют «масло масленое»)
    встречаем в высказываниях:

    Люди все дальше и дальше отдаляются от природы.

    Плюшкин был одет в какое-то убогое одеяние.

    Любимыми героинями писателей являются любящие образы.
    Поистине ахиллесовой пятой «сочинителей» является глагол,
    сообщающий о том, что делает писатель. А что он может еще де- лать, кроме как писать или описывать?! «
    Писатель ярко (вырази-
    тельно, с юмором...) описывает» — излюбленный оборот многих.
    Чтобы не попасть в классическую ловушку тавтологии, рекомен- дуем создать небольшую коллекцию на эту тему: писатель пове-
    ствует, сообщает читателю, рассказывает нам, рисует, изобра-
    жает... Кто больше? Если же вы не можете обойтись без глагола
    описывает, то пусть это делает не писатель, а автор. А можно и вообще избавиться от шаблонной конструкции:
    Перед нами предстают картины...
    Мы наблюдаем, знакомимся...
    Из авторских замечаний мы узнаем...
    Тавтологию можно пропустить при написании текста, но ее легко устранить при редактировании.
    Совет: «выпалывайте» однокоренные слова, стоящие рядом,
    поскольку им на одной грядке расти не рекомендуется.

    97
    МОЖНО ЛИ БЫТЬ ТУПЫМ, НО НЕ ГЛУПЫМ?
    И СНОВА ОБ ОДНОРОДНОСТИ
    Одна из типичных ошибок неопытных авторов заключается в том, что они говорят буквально одно и то же, используя разные слова.
    После прочтения романа я много думала и размышляла.
    О чем говорит автор — о двух разных мыслительных действи- ях? Можно ли думать, не размышляя, или размышлять, не ду- мая? Слова тождественны по смыслу, и можно безо всякого ущер- ба для понимания вычеркнуть любое из них.
    Вот еще характерные примеры:
    Писатель показал нам ту глупость и тупость, которая при-
    сутствует в характерах помещиков.
    Глупость и тупость — это одно и то же или нечто различное?
    Можно ли быть тупым, но не глупым? Маловероятно. А может человек быть глупым, но вовсе не тупым? Исключено. (Навер- ное, если заглянуть в словари, можно обнаружить незначитель- ную разницу в толковании, но она будет актуальна, скорее все- го, только для специалиста, изучающего психические и интел- лектуальные особенности личности.)
    Героиня полностью отдается своим чувствам и эмоциям.
    Опять же, для психологов между понятиями «чувства» и
    «эмоции» существует тонкое терминологическое различие, но для рядового читателя оно незначимо, и, следовательно, пред- ложение можно безболезненно сократить, оставив одно из двух слов.
    Не столь явная, но похожая ошибка обнаруживается в следу- ющем примере.
    Везде и всюду происходило сжигание и убиение людей.
    «Везде и всюду» — совершенно тождественные понятия. А вот
    «сжигание» и «убиение» (оставим вне нашего внимания стилис- тическую уместность формы) лишь частично дублируют значе- ние друг друга. Просим прощения за «чернуху», но сжигание есть частный случай убиения. Поэтому автор скорее должен был упот- ребить конструкцию с уточнением: «Всюду убивали людей, их даже заживо сжигали».

    98
    Совет: будьте бдительны, увидев однородные члены. Они не
    должны быть тождественными по смыслу, не должны соотно-
    ситься как род и вид.
    А НЕОБХОДИМО ЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ?
    В одном из сочинений читаем: Вокруг пьесы было много кри-
    тических споров.
    Бывают ли не критические споры, а, например, хвалебные?
    Примирительные? Трудно представить. В значении слова спор
    есть такой смысл, как «критиковать», поэтому дополнитель- ного уточнения не требуется. Подобное «дублирование» зна- чения главного слова в зависимом от него определении, об- стоятельстве, дополнении — весьма распространенная рече- вая ошибка.
    С именем Ахматовой связаны высшие взлеты акмеизма.
    А какие еще бываю взлеты? Низшие? Небольшие? Значение слова взлет (в данном контексте) не предполагает дифференци- ацию по высоте.
    Мцыри трагически скитается.
    А можно ли скитаться без чувства трагичности? Бродить,
    странствовать можно и беззаботно, и вследствие трагедии, а вот скитаться иначе как трагически нельзя.
    Задумайтесь над следующими словосочетаниями: детальные
    подробности, документальные факты, в тот момент времени,
    драные лохмотья, семейный брак, христианская Библия... Какое слово является лишним, какое значение — само собой разумею- щимся?
    Итак, наш совет заключается в следующем.
    Анализируя словосочетания, где значение одного (главного)
    слова как бы уточняется зависимым словом, подумайте, не-
    обходимо ли это уточнение.
    Есть вещи, действия, которые не предполагают качествен- ной оценки либо указания на способ действия. Их можно либо сделать, либо не сделать вообще. Так, Б.С. Мучник отмечает:

    99
    «Нельзя тщательно раскрыть закономерность, хотя можно тща-
    тельно собирать материал и тщательно проанализировать его...
    Нельзя тщательно купить платье, хотя можно тщательно его ос-
    мотреть... Аналогично: нельзя тщательно выявить ошибки, хотя можно тщательно прочитать работу, чтобы таким путем выя-
    вить все до единой ошибки».
    В связи с этим рассуждением рассмотрите следующие слово- сочетания:
    — уничтожить навсегда;
    — великолепный шедевр;
    — вновь восстановлен (создан);
    — очень гениальный;
    — вернуться назад.
    Смысловая избыточность одного из слов в словосочетании,
    которая возникает тогда, когда значения слов частично пересе- каются, называется плеоназм. Вдумайтесь: лидировать впереди (но
    лидировать и значит «находиться впереди»), жестикулировать
    руками (а чем же еще можно жестикулировать?), мимика лица,
    впервые сделанное открытие, юность лет, своя автобиография,
    первый дебют и подобное.
    «Взаимное сотрудничество»
    Частотная ошибка из этого же ряда встречается в описании действий, происходящих между двумя (несколькими) лицами,
    либо отношений между двумя объектами. Классический при- мер — «взаимное сотрудничество». А может быть и не взаимное?
    Покажем еще несколько типичных примеров.
    Эти понятия очень близки между собой.
    Она искала золотую середину между ними.
    Но главным в любви являются не слова, а те чувства, которые
    испытывают люди, общаясь между собой.
    Основное место в повести уделено трем ее взаимопротивопос-
    тавленным героям.
    Давайте взаимно уважать друг друга.
    Все эти «между» и «взаимно» можно без сожаления исклю- чить из предложений. Смысл совершенно не изменится.

    100
    «Внутреннее самолюбие»
    Определение «внутренний» и его синонимы часто использу- ются в сочетании с такими словами, которые обозначают поня- тия, не подразделяющиеся на «внутреннее» и «внешнее»:
    — внутренние силы души;
    — глубоко внутреннее раскаяние (бывает, конечно, раскаяние на словах, но вот «мелко внутреннего» не бывает);
    — внутренняя глубина индивидуальности;
    — внутренняя чуткость.
    Будьте внимательны к сочетаниям со словом «внутренний» и руководствуйтесь предложенным выше советом.
    «Писатели русской литературы»
    Избыточными являются сочетания типа писатель... литера-
    туры, поэт литературы, писатель русской классики, художник
    живописи, виртуоз музыки и другие, в которых ключевое поня- тие (писатель, поэт) само, без зависимого слова, указывает на принадлежность человека к какой-либо сфере деятельности.
    Точно так же странно звучали бы сочетания «врач медицины»,
    «космонавт безвоздушного пространства», «рыболов реки». В
    предложении «Народный поэт русской литературы Некрасов от-
    крывает нам еще один образ женского характера» редакторские
    «ножницы» могут вырезать сразу два таких оборота.
    ТОПТАНИЕ НА МЕСТЕ, ИЛИ МНОГОСЛОВИЕ
    Речевая избыточность проявляется также и в неоднократном повторении одной и той же мысли, облеченной в разные словес- ные одежды.
    Гитлер поднимал одну расу и возвышал другую.
    Маяковский очень много писал о поэте и поэзии. В его поэзии
    есть очень много стихов, написанных на эту тему.
    Повторяясь, пишущий как бы подозревает в читателе тугоду- ма, не способного с первого раза понять мысль автора. Это, ко- нечно, не самый лучший способ завоевать читательское сердце.

    101
    Вспомним замечательную заповедь гостя: «Уходя — уходи!». По аналогии можно сформулировать столь же незамысловатый со- вет для пишущего: «Сказав нечто — переходи к новой мысли!»
    «МЫ ТУТ С ТОВАРИЩАМИ ОБМЕНЯЛИСЬ...»
    РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
    Стремление к лаконичности заслуживает всяческих похвал.
    Но краткость допустима лишь до определенного предела, иначе мы столкнемся с непониманием либо вызовем улыбку нашего собеседника. Редкий пародист, создавая образ первого и послед- него президента СССР, пройдет мимо таких, например, особен- ностей его высказываний:
    Мы тут собрались с товарищами, обменялись...
    Есть некоторые (не будем говорить кто), они нам тут подки-
    дывают. Но мы найдем для них достойный ответ.
    Тут некоторые стали себе позволять...
    Во всех приведенных примерах мы имеем дело с глаголами,
    которые без зависимых слов не употребляются, поскольку име- ют общую особенность: их лексическое значение неполно без слова-распространителя. Обменяться — чем? Подкидывать —
    что? Позволять — что? Подобная специфика словоупотребления наблюдается, конечно же, не только у глаголов:
    — свойственный (кому? чему?);
    — характерный (для кого? для чего?);
    — опора (кого? чего?) и т.д.
    Пропуск зависимых слов, или так называемое стяжение словосочетаний, часто встречается в устной речи (особенно в разговорной и профессиональной, в просторечии). При устном общении некоторые элементы действительно можно опустить,
    поскольку благодаря общей ситуации и зрительному контакту многое ясно без слов. Однако письменный текст требует более полного, развернутого выражения мысли, читатель не должен догадываться, что имел в виду сверхлаконичный автор.
    Комический эффект, возникающий вследствие речевой не- достаточности, можно проиллюстрировать текстами объявлений,
    производственных документов, школьных сочинений.

    102
    НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ

    Хлебозаводу требуются рабочие по выпечке хлебобулочных
    изделий и безалкогольных напитков.

    Гражданка Петрова принята на работу в качестве учени-
    цы кожаных перчаток.

    Поступило заявление от гражданки Вепревой. Просит ос-
    вободить ее от ночного сторожа.

    Школу ХХI века я представляю так: вместо учителей на
    стене висит большой плакат.

    Собаководы! Тщательно оботрите морды от слюны для об-
    легчения осмотра зубной системы.
    Проникают такие ошибки и в тексты профессиональных ав- торов.
    «Есть я и ты, а все, что кроме, легко уладить с помощью зон-
    та», — успокаивает своего любимого известная певица. Но пред- лог кроме неупотребляется без существительного — на то он и предлог, служебная часть речи. Сравните с фразой из сочинения:
    «Помещики вызывают только жалость и никаких чувств кроме».
    Вероятно, автор этого сочинения писал его под песню Ларисы
    Долиной и проникся... (последнее слово нами употреблено как раз в духе этой главы).
    Наш совет: встаньте на место читателя и подумайте, нет ли в
    тексте пропусков, которые заставят его, читателя, почувство-
    вать себя дешифровщиком вражеских сообщений.
    УПРАЖНЕНИЯ К ГЛАВЕ 4 1. Какой необходимый элемент речевой цепи пропущен?
    Отредактируйте предложения.
    1. Русская история свято хранит русских полководцев. 2. Ко-
    нечно, условия города отличаются от села. Да и психология че-

    103
    ловека не похожа на характер деревенского жителя. 3. Замысел
    художника — создать ученого в обыкновенной домашней обста-
    новке. 4. Эта проблема была решена голосованием палаты пред-
    ставителей в один голос. 5. Большую работу по неграмотности
    проводили и проводят учителя. 6. В городском управлении внут-
    ренних дел создано новое подразделение — управление по органи-
    зованной преступности. 7. За всем этим стоит человек. Он вы-
    ращивает, созидает, выводит, добывает, печет, наконец.
    8. Нельзя забывать прошлое, каким оно ни было. 9. Маргарита
    принимает предложение Воланда быть королевой на балу у Са-
    таны, после которого, если она выдержит, тот обещал испол-
    нить ее желание. 10. Настоящая, сложная жизнь заполняет, пе-
    реливается через край.
    2. За счет чего создается комизм в следующих диалогах, взя- тых из разговорной речи?
    Обсуждают новую жилетку, впервые надетую Б.
    А. Ну как твоя жилетка? Ты уже надевала на работу?
    Б. Жилетка произвела.
    А. Ведь не станет же он Петровой грубить?
    Б. Не станет. К Петровой он питает.
    А., уходя из дому в гости, к Б.:
    Ну, окинь меня!
    А папа пойдет в кино?
    Не знаю. Вообще-то он не изъявлял...
    Ну как квартира? Ремонт закончили?
    Да нет. Пока в стадии.
    3. Требуют ли, по вашему мнению, «распространителей» сле- дующие глаголы: поступить, провалить, гладить, сдать? А мо- жет, эти глаголы уже «впитали» в себя значение зависимого су- ществительного? Проверьте себя по словарю.

    104 4. Дополните выделенные слова и словосочетания необходи- мыми лексическими единицами.
    1. В ранних своих произведениях Горький выразил свободу. 2. На
    уроках они хорошо ведут, а на переменах бегают, кричат. 3. Во вре-
    мя Аустерлицкого сражения князь Андрей подхватывает знамя и
    ведет за собой солдат, чтобы поддержать у них дух. 4. Он даже не
    обратил на ее огорченное лицо, а сразу же сел за стол и занялся
    своими бумагами. 5. Наше предприятие уделяет значительное вни-
    мание повышению эффективности. 6. Хорошо, конечно, когда ра-
    ботники службы быта вас уважают. А вот когда обстоит иначе,
    настроение моментально портится. 7. Возможно, я несколько зао-
    стрю, если скажу, что экономика в стране находится в глубочай-
    шем кризисе. 8. Трагедия в «Борисе Годунове» заключается в осо-
    знании народа, в его пробуждении. 9. На пять минут остановились
    фабрики и заводы, отдавая дань гению этого человека.
    5. Определите, какая из двух ошибок — речевая избыточность или речевая недостаточность — допущена в предложениях. От- редактируйте их.
    1. В нашу студию пришли весьма известные люди, которые у
    всех на устах. 2. Жители уездного города встречаются, чтобы по-
    судачить о чьей-то женитьбе, обсудить наряды дам, поделиться
    об очередной покупке вещей. 3. Роман Толстого «Война и мир» —
    поистине гениальное произведение, вошедшее в число произведений
    мировой литературы. 4. Татьяна, расставшись с Онегиным, не пе-
    рестает любить его, а напротив. 5. Шолохов осознанно осмысли-
    вает то, что произошло с казачеством на Дону. 6. Толстой изобра-
    жает любовь Наташи к Андрею Болконскому и Анатолю Курагину,
    намеренно вводя в повествование героев, которые были противопо-
    ложными крайностями. 7. У героя была мысль стать выше мира, а
    это значит и есть обрести подлинную свободу. 8. Онегину пришлось
    смириться с тем, что Татьяна никогда не станет его женой, и
    жить с душевной раной в сердце. 9. Многие молодые люди в наше
    время настолько увлекаются своим хобби, что политика их совер-
    шенно не интересует. 10. В поэме А. Блока все двенадцать унасле-

    105
    довали в себе остатки «старого мира», поэтому поэт в своей по-
    эме этот старый мир изображает в образе паршивого пса. 11. По
    рамкам масштабности я назвал бы эту проблему глобальной. 12. Все
    это только внешняя оболочка, потому что на самом деле он глубо-
    ко чувствующий и легкоранимый человек. 13. Действие происходит
    в то время, когда наступает рубеж смены старого новым. 14. Поэт
    учит нас бороться с этой действительностью, под которой мож-
    но подразумевать жизнь, в которой тебя угнетают богатые и вла-
    сти, которые не заботятся о народе. 15. Будучи преданным рево-
    люционером, Маяковский презирал и не любил все, что мешало стро-
    ить новую, хорошую жизнь. 16. Дерзкий эпатаж Чацкого вызывает
    недовольство окружающих. 17. Любовь — одно из самых светлых
    чувств — находила отражение, накладывала отпечаток на многие
    произведения искусства и литературы. 18. Мне неприятен напы-
    щенный пафос речей Фамусова. 19. Автор целенаправленно собирал
    материалы для своей книги: все, что имело ценность, записывалось,
    документировалось. 20. Среди обезьян не было похожих на лицо.
    21. Следует иногда оглядываться назад, чтобы понять свои ошиб-
    ки и не повторять их.
    6. Укажите, в каких предложениях слово свой лишнее, а в ка- ких — необходимо. Ответ обоснуйте.
    1. Русская литература прошла длительный путь своего разви-
    тия. 2. Во время летних каникул он целыми днями занимался своей
    любимой химией. 3. Директор интерната свое главное внимание
    уделяет воспитательной работе. 4. Справка дана Ивановой А. в
    том, что ей действительно разрешается продать свое мясо. 5. Про-
    хожий снял свою шляпу и поклонился. 6. Всегда спокойный, неиз-
    менно корректный, М. Ауэзов заметно выделялся на фоне своего
    класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурс-
    ников. 7. Она отправила своего сына на дачу, но каждый день дума-
    ла о нем, скучала. 8. Он не только с интересом изучал свою родос-
    ловную, но и гордился ею, надеясь, что когда-нибудь сможет напи-
    сать свою книгу о родителях и дедах. 9. Вдруг Софья теряет свое
    сознание. 10. В момент задержания подсудимый Галицкий был сильно
    пьян, однако отдавал отчет в своих действиях и даже своими но-

    106
    гами зашел в помещение милиции. 11. Возьму для примера свою лич-
    ную кандидатуру.
    7. Исправьте все речевые ошибки, которые обнаружите.
    1. В прозе этого писателя есть наличие метафор и сравнений:
    дорожная колея вздыбилась, сосновый бор бушевал. 2. Очерк, опуб-
    ликованный во вчерашнем номере «Комсомольской правды», затра-
    гивает проблемы морали и нравственности. 3. В «Песне о Соколе»
    звучит мотив самопожертвования собой. 4. Слушаешь об ином ро-
    веснике твоих сверстников и удивляешься: откуда такое легкомыс-
    лие в двадцать с лишним лет! 5. Русская литература всегда имела
    большое воспитательное значение для молодежи: она воспитывала
    патриотизм, сострадание, гуманность, любовь к Родине. 6. В душе
    Есенина возникает какое-то трагическое противоречие, какая-то
    трагическая раздвоенность. 7. Автор рассказывает о тех событи-
    ях, участником которых является он сам, он не ограждает себя от
    реальной существующей жизни. 8. Это произведение не просто ув-
    лекло меня, оно меня очень потрясло, заставило страдать и му-
    читься вместе с героями. 9. В свои двадцать два года Сергей про-
    шел хорошую школу оперативной работы, научился действовать в
    экстремальных обстоятельствах, оперативно и быстро принимать
    решения. 10. Это люди с тонкой душой и с горячими, молодыми,
    умеющими любить сердцами, чуткие к людям и небезразличные.
    11. Раскольникову была страшна не ссылка, а духовные пережива-
    ния, которые не дают покоя. 12. Россия в обилии была насыщена
    антигуманными традициями. 13. Для всех очевидна внутренняя по-
    доплека этих заявлений.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта