Главная страница

программирование на паскале2. Учебное пособие по курсу Высокоуровневые методы информатики и программирования для студентов Гуманитарноприкладного института


Скачать 0.89 Mb.
НазваниеУчебное пособие по курсу Высокоуровневые методы информатики и программирования для студентов Гуманитарноприкладного института
Анкорпрограммирование на паскале2.doc
Дата25.05.2018
Размер0.89 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлапрограммирование на паскале2.doc
ТипУчебное пособие
#19648
страница10 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Приложение 1. Краткая инструкция по работе в среде
Turbo (Borland) Pascal.


  • Вызов среды: bp (turbo) (или указать полное имя файла bp.exe (turbo.exe)); директория, из которой вызвали среду, будет считаться текущей, т. е. из нее будут браться (по умолчанию) и в ней сохраняться программы.

  • Изменение текущей директории: гл.меню/FILE/Change Dir.

  • П
    ереход в главное (File Edit… - см. рис. 17) меню – функциональная клавиша F10 (или мышью).

  • Создание нового файла: главное меню/FILE/NEW; после этого в окне среды можно набирать текст новой программы.

  • Сохранение файла: гл.меню/FILE/SAVE или SAVE AS (под другим именем)

  • Открытие ранее созданного файла: главное меню/FILE/OPEN

  • Трансляция программы: Compile/Compile

  • Запуск программы на выполнение: Главное меню/RUN/RUN

  • Просмотр результатов: ALT-F5

  • Переход в окно с нужным номером: ALT-№окна или с помощью пункта главное меню/ WINDOW или мышью.

  • Просмотр каталога:File/Open, в качестве имени файла ввести имя_каталога\*.*

  • Отладка программы:

  • Организации трассировки программы:

F8 - без захода в процедуры;

F7 - с заходом в процедуры;

F4 – запустить программу до места, указанного курсором.

  • Просмотр значений переменных в ходе трассировки: Ctrl-F4 или Ctrl-F7.

  • Работа с точками прерывания: главное меню/DEBUG.

  • Выход из среды: File/EXIt или Alt-X.

Внимание! Путь к файлам модулей должен быть указан в пункте меню OPTIONS/DIRECTORIES/UNIT DIRECTORIES
Режимы компиляции программы, использующей модули

Существует три режима компиляции: Compile, Make, Build. Они отличаются только способом перекомпиляции модулей, присоединенных к компилируемой программе с помощью предложения USES. Каждому из них соответствует пункт в подменю опции COMPILE.

При использовании режима Compile все модули, перечисленные в предложении USES, должны быть предварительно откомпилированы. Система сначала делает попытку отыскать файлы с расширением TPU в текущем каталоге, а затем, в случае неудачи, в каталоге, указанном в OPTIONS/DIRECTORIES/UNIT DIRECTORIES.

В режиме Make перед компиляцией программы система проверяет наличие TPU-файлов для каждого модуля из предложения USES. Если какой-либо TPU-файл не обнаружен, то делается попытка найти одноименный файл с расширением .PAS (т.е. исходный текст модуля) и откомпилировать его. Кроме того, в этом режиме система следит за возможными изменениями любого используемого модуля. Если в PAS-файл были внесены изменения, то производится его компиляция независимо от существования одноименного TPU-файла.

В режиме Build для каждого модуля, перечисленного в предложении USES, система отыскивает и компилирует соответствующий файл с расширением PAS. Существующие TPU-файлы игнорируются.

Приложение 2. Краткая инструкция по работе в режиме консольного приложения среды Delphi.


Создание консольного приложения

Д
ля создания консольного приложения надо через главное меню Delphi набрать команду File/New и в появившемся диалоговом окне NewItems (см. рис.18) выбрать значок Console Application (Мастер консольного приложения).

Система Delphi выдаст окно (см. рис.19) текстового редактора консольного приложения с заготовкой паскаль-программы, имеющей автоматически сгенерированное имя Project1 (Project2, и т. д.).

Под заголовком программы расположена директива {$APPTYPE CONSOLE}, которая собщает компилятору, что данная программа является консольным приложением.

Следующая строка показывает подключение стандартного модуля Sysutils с помощью инструкции uses. Эту инструкцию можно использовать для подключения других модулей, требуемых задачей (см. §2.6.3).

Далее разделы программы добавляются в обычном порядке. Комментарий Insertusercodehere (Вставьте сюда свой код) показывает место раздела действий программы. Остальные разделы (констант, типов, переменных, процедур и функций) занимают свое обычное место перед имеющимся ключевым словом begin. Обратите внимание, что, кроме обычных для Паскаля фигурных скобок, в Объектном Паскале комментарии могут отмечаться двумя знаками /

в
начале строки (тогда вся данная строка считается комментарием).

Сохранение консольного приложения.


Сохранение осуществляется с помощью главного меню File/Save all или соответствующей кнопкой панели инструментов. В появившемся диалоговом окне сохранения следует указать нужную папку и имя файла (совпадающее с указанным в инструкции program). Среда Delphi приписывает программе расширение .dpr. Одновременно создаются два файла с расширениями .dof и .cfg, характеризующие конфигурацию и настройки среды Delphi. При переносе программы в другую папку или на другой компьютер последние два файла переносить необязательно. Рекомендуется для каждого проекта приложения Delphi иметь отдельную папку.

К
омпиляция и запуск программы
осуществляется активизацией пункта главного меню Run/Run, или кнопки панели инструментов, или нажатием функциональной клавиши F9.

Отладка программы

Создание точки останова: щелчок на левом поле около оператора, при этом на поле ставится красная точка, а оператор закрашивается красной полосой.

Организации трассировки программы:

F8 - без захода в процедуры;

F7 - с заходом в процедуры;

F4 – запустить программу до места, указанного курсором.

Просмотр значений переменных в ходе трассировки: Ctrl F5 или Ctrl F7.

Принудительное завершение программы (если нормальное невозможно): Run/ProgramReset или Ctrl F2/

Выход из среды: File/EXIt.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Что такое операторы программы?

  2. Что такое описания программы?

  3. Какова структура простейшей программы на Паскале?

  4. Зачем нужны комментарии в программе? Как они оформляются?

  5. Что понимается под ячейкой памяти? Перечислите свойства ячейки памяти.

  6. Что характеризует тип данных?

  7. В чем состоит назначение операторов присваивания, ввода, вывода?

  8. Какие критерии качества программ Вы знаете?

  9. Что понимается под термином структурное програамирование?

  10. Из каких этапов состоит проектирование программ?

  11. Что понимается под отладкой программ?

  12. Что такое алгоритм? Какие свойства алгоритма Вы знаете?

  13. Какой блок в схеме алгоритма имеет более одного выхода?

  14. Что такое базовые алгоритмические структуры? Какие базовые алгоритмические структуры Вы знаете?

  15. Как различные базовые алгоритмические структуры кодируются на Паскале?

  16. Что такое цикл с предусловием? С постусловием? Параметрический цикл? Кратный цикл?

  17. Какие примеры сложных структур данных Вы знаете?

  18. Что такое массив? Для чего нужны массивы в программировании?

  19. Что такое запись? Для чего нужны записи в программировании?

  20. Какие разделы имеет Паскаль-программа?

  21. Что такое подпрограмма? Для чего нужны подпрограммы?

  22. Какие способы передачи данных между программой и подпрограммой Вы знаете?

  23. Что такое формальные параметры подпрограммы? Фактические параметры?

  24. Какие имена включаются в список формальных параметров подпрограммы?

  25. Что понимается под заменой формальных параметров подпрограммы на фактические «по ссылке» и «по значению»?

  26. В чем состоит основное различие между процедурами и функциями?

  27. В каких задачах необходим процедурный тип?

  28. Что такое глобальные переменные? Локальные переменные?

  29. Что такое стек процедур?

  30. Что понимается под областью действия имен? Временем жизни переменных?

  31. В чем состоит назначение модулей Паскаля?

  32. Что такое строковый тип? В каких задачах он используется?

  33. Сравните возможности строк и записей для обработки данных сложной структуры?

  34. Зачем нужны файловые типы в программировании?

  35. Какие виды файлов в Паскале Вы знаете? Как применяются различные виды файлов?

  36. Что такое статическое распределение памяти? Динамическое распределение памяти?

  37. В чем состоит основное применение указателей?

  38. Какие возможности по работе с динамическими массивами имеются в Паскале?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В пособии изложены основы алгоритмизации и программирования на базе алгоритмического языка Паскаль. Автор надеется, освоение этого материала станет надежной ступенью для последующего изучения разнообразных современных возможностей программирования и самостоятельной практической работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ


  1. Батасова В.С. Начала программирования на базе СИ. – М.: изд-во МГСУ «Союз», 2003. – 88 с.

  2. Вирт Н. Алгоритмы+структуры данных = программы. - М.: Мир, 1985.

  3. Зубов В.С. Программирование на языке Turbo Pascal. - М.: Филинъ. 1997. – 304 с.

  4. Зубов В.С. Object Pascal. Практикум в среде Delphi. - М.: изд-во МЭИ, 2004. – 272 с.

  5. Фаронов В.В. Основы Турбо Паскаля. - М.: Учебно-инженерный центр «МВТУ-ФЕСТО ДИДАКТИК», 1992. – 304 с.

  6. Батасова В.С. Вводный курс по Паскалю для ПЭВМ. - М.: изд-во МЭИ, 1994. – 62 с.

  7. Батасова В.С., А.А. Крюков. Основы программирования на Паскале. – М.: изд-во МГСУ «Союз», 1999. – 76 с.

  8. Глаголев В.Б. Visual Basic 6.0. Сборник заданий для лабораторно-практических занятий. Москва, МЭИ, 2000. –116 с.

  9. Маран М.М. Delphi. Начальный курс. М. изд-во МЭИ, 2002. –100 с.

  10. Маран М.М. Изучаем Delphi. М.: Информэлектро, 2003. –48 с.

Содержание


ВВЕДЕНИЕ 3

Часть . Основы программирования на Паскале 6

1.1. Структура простейшей Паскаль-программы 6

1.2. Данные и операции над ними 7

1.2.1. Свойства ячейки памяти. Переменные и константы 7

1.2.2. Типы данных 9

1.2.3. Правила записи констант 12

1.2.4. Описание переменных и именованных констант
в Паскале 13

1.2.5. Выражения 14

1.3. Операторы преобразования данных 17

1.3.1. Оператор присваивания 17

1.3.2. Понятие ввода и вывода 17

1.3.3. Оператор вывода 18

1.3.4. Оператор ввода 19

1.4. Разработка простейших программ 21

1.4.1. Понятие о качестве программы и основные технологические принципы разработки программ 21

1.4.2. Алгоритм и способы его записи. 23

1.4.3. Изображение алгоритмов в виде блок-схем 24

1.4.4. Базовые структуры алгоритмов и их кодирование
на Паскале 25

. 28

1.4.5. Примеры разработки программ 30

1.5. Массивы 34

1.5.1. Понятие массива.
Основные правила работы с массивами в Паскале 34

1.5.2. Примеры программ с массивами 37

1.6. Структура паскаль-программы 48

Часть . Подпрограммы 52

2.1. Общие сведения о подпрограммах 52

2.2. Процедуры в Паскале 54

2.2.1.Описание процедур 54

2.2.2. Обращение к процедуре 55

2.3. Функции Паскаля 60

2.3.1. Описание функций 60

2.3.2. Обращение к функции 60

2.4. Глобальные и локальные имена 62

2.5. Использование подпрограммы в качестве параметра другой подпрограммы 67

2.6. Модули 69

2.6.1. Общие сведения 69

2.6.2. Структура модуля 70

2.6.3. Использование модулей 73

2.6.4. Модули как средство программирования 74

Часть . Обработка символьной информации и документов сложной структуры 74

3.1. Обработка символьной информации 74

3.1.1. Символьный тип 74

3.1.2.Строковые типы 76

3.1.3. Подпрограммы, работающие со строками 80

3.2. Тип запись 84

3.3. Файлы 87

3.3.1. Общие понятия 87

3.3.2. Файлы в Турбо Паскале 89

3.3.3. Текстовые файлы 90

3.3.4. Типизированные файлы 93

3.3.5. Нетипизированные файлы 97

Часть IV. Работа с динамическими массивами 98

4.1О статическом и динамическом распределении памяти 98

4.2Указатели в Паскале 99

4.3Динамические массивы 100

4.4Формальные параметры-массивы без указания границ 102

Приложение 1. Краткая инструкция по работе в среде
Turbo (Borland) Pascal. 105


Приложение 2. Краткая инструкция по работе в режиме консольного приложения среды Delphi. 107

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 110

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ 112

Содержание 112




1 ключевое слово - набор символов в языке программирования, который имеет определенное назначение и не может быть использован в других целях (например, в качестве имени переменной).

2 Более строго понятие переменной будет определено в п.1.2.

3 Предполагается, что читатель имеет представление об уровнях памяти компьютера, а также о двоичной системе счисления и организации памяти компьютера (битах, байтах и т.д.)

4 В рассматриваемых версиях языка Паскаль некоторые именованные константы (например, pi=3.1415926535897932385)являются стандартными, встроенными в язык.

5 Данные логического типа могут принимать два значения: истина и ложь. Предполагается, что читатель знаком с основными логическими операциями.

6 comp – условно вещественное число, по набору допустимых операций; в памяти представлено как 64-разрядное целое; применяется в бухгалтерских расчетах с денежными суммами, выраженными в копейках, где округление недопустимо.

7 см. сноску 6.

8 Данные с фиксированной точкой, 64-разрядное целое, четыре десятичных цифры отводится на дробную часть; отнесено к вещественным типампо способу использования (также как comp).

10 О порядковых типах см.§1.6

11 переменная с индексом – элемент массива (см. п.1.5)

12 и единственно возможным в стандартной версии Паскаля

13 Принципы выбора типа данных описаны в §1.2.2

14 При первом чтении этот параграф можно пропустить без ущерба для дальнейшего восприятия.

15 Кавычки присутствуют потому, что в вводу и выводу эти термины здесь отношения не имеют

16 Здесь имеется некоторая аналогия с формулой. Вместо обозначений, участвующих в формуле можно подставить другие обозначения, числа или выражения.

17 Иногда используются эквивалентные термины “по адресу” или “по имени”

18 Обращение подпрограммы к самой себе называется рекурсивным обращением.

19 В Объектном Паскале возможно четыре части – см. далее.

20 EOF -сокращ. от англ. End Of File - конец файла

21 В Объектном Паскале AssignFile

22 В Объектном Паскале CloseFile

23 В Объектном Паскале TextFile.

24 EOLN - сокращ. от англ. End Of LiNe - конец строки.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта