Курс на Си. Подбельский. Курс программирования на Си. В., Фомин С. С. Курс программирования на языке Си Учебник
Скачать 1.57 Mb.
|
|
long i = 12L; | /* | Определение переменной | */ |
float brig; | /* | Определение переменной | */ |
brig = (float)i; | /* | Явное приведение типа | */ |
brig получает значение 12L, преобразованное к типу float.
Преобразования типов арифметических данных нужно применять аккуратно, так как возможно изменение числовых значений. При преобразовании больших целочисленных констант к вещественному типу (например, к типу float) возможна потеря значащих цифр (потеря точности). Если вещественное значение преобразуется к целому, то возможна ошибка при выходе полученного значения за диапазон допустимых значений для целых. В этом случае результат преобразования не всегда предсказуем и целиком зависит от реализации.
1.5. Разделители
Этот параграф может быть опущен при первом чтении, так как смысл почти всех разделителей становится очевиден при разборе той или иной конструкции языка. Однако полнота изложения сведений о лексемах и их назначениях требует систематического рассмотрения разделителей именно здесь, что мы и делаем. В дальнейшем этот раздел можно использовать для справок. В некоторых примерах данного параграфа пришлось использовать понятия, вводимые в следующих главах (например, структурный тип или прототип функции).
Разделители, или знаки пунктуации, входят в число лексем языка:
[ ] ( ) { } , ; : ... * = #
Квадратные скобки. Для ограничения индексов одно- и многомерных массивов используются квадратные скобки [ ]. Примеры:
int A[5]; А - одномерный массив из пяти элементов;
int x, e[3][2]; e - двумерный массив (матрица) размером 3x2.
Круглые скобки. Назначение круглых скобок ( ):
выделяют выражения-условия (в операторе «если»):
if (x < 0) x = -x;
/*абсолютная величина арифметической переменной*/
входят как обязательные элементы в определение и описание (в прототип) любой функции, где выделяют соответственно список параметров и список спецификаций параметров:
float F(float x, int k) /* Определение функции*/
{ тело_функции }
float F(float, int); /* Описание функции - ее прототип */
круглые скобки обязательны при определении указателя на функцию:
int (*pfunc)( ); /* Определение указателя pfuncна функцию */
группируют выражения, изменяя естественную последовательность выполнения операций:
y = (a + b) / c; /* Изменение приоритета операций */
входят как обязательные элементы в операторы циклов:
for (i=0, j=1; i
while ( i
do тело_цикла while ( k>0 );
в макроопределениях настоятельно рекомендуется применение круглых скобок, обрабатываемых препроцессором.
Фигурные скобки. Для обозначения соответственно начала и конца составного оператора или блока используют фигурные скобки { }. Пример использования составного оператора в условном операторе:
if (d > x) { d--; x++; }
Пример блока - тело любой функции:
float absx (float x)
{
return x>0.0?x:-x;
}
Обратите внимание на отсутствие точки с запятой после закрывающейся скобки '}', обозначающей конец составного оператора или блока.
Фигурные скобки используются для выделения списка компонентов в определениях структурных и объединяющих типов:
/* Определение структурного типа cell: */ struct cell
{
char *b;
int ee;
double U[6];
};
/* Определение объединяющего типа mix: */ union mix
{
unsigned int ii;
char cc[2];
};
Обратите внимание на необходимость точки с запятой после определения каждого типа.
Фигурные скобки используются при инициализации массивов и структур при их определении:
/* Инициализация массива: */
int month [ ] = { 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 };
/* Инициализация структуры stock типа mixture */ struct mixture
{
int ii;
double dd;
char cc; }
stock = { 666, 3.67, '\t' };
В примере mixture - имя структурного типа с тремя компонентами разных типов, stock - имя конкретной структуры типа mixture. Компоненты ii, dd, cc структуры stock получают значения при инициализации из списка в фигурных скобках. (Подробно о структурах см. в главе 6.)
Запятая. Запятая может быть использована в качестве операции, а может применяться как разделитель. В последнем случае она разделяет элементы списков. Списками определяют начальные значения элементов массивов и компонентов структур при их инициализации (примеры только что даны).
Другой пример списков - списки параметров аргументов в функциях.
Признак препроцессорных директив. Символ '#' (знак номера или диеза в музыке) используется для обозначения директив (команд) препроцессора. Если этот символ является первым отличным от пробела символом в строке программы, то строка воспринимается как директива препроцессора. Этот же символ используется в качестве одной из препроцессорных операций (см. главу 3).
Без одной из препроцессорных директив обойтись практически невозможно. Это директива
#include <stdio.h>
которая включает в текст программы средства связи с библиотечными функциями ввода-вывода.
Выражения
Введя константы, переменные, разделители и знаки операций, охарактеризовав основные типы данных и рассмотрев переменные, можно конструировать выражения. Каждое выражение состоит из одного или нескольких операндов, символов операций и ограничителей, в качестве которых чаще всего выступают круглые скобки ( ). Назначение любого выражения - формирование некоторого значения. В зависимости от типа формируемых значений определяются типы выражений. Если значениями выражения являются целые и вещественные числа, то говорят об арифметических выражениях.
Арифметические выражения. В арифметических выражениях допустимы следующие операции:
+ - сложение (или унарная операция +);
- - вычитание (или унарная операция изменения знака);
* - умножение;
/ - деление;
% - деление по модулю (то есть получение остатка от целочисленного деления первого операнда на второй).
Операндами для перечисленных операций служат константы и переменные арифметические типы, а также выражения, заключенные в круглые скобки.
Примеры выражений с двумя операндами:
a+b 12.3-x 3.14159*Z k/3 16%i
Нужно быть аккуратным, применяя операцию деления '/' к целочисленным операндам. Например, как мы уже упоминали выше, за счет округления результата значением выражения 5/3 будет 1, а соответствует ли это замыслам программиста, зависит от смысла той конкретной конструкции, в которой это выражение используется.
Чтобы результат выполнения арифметической операции был вещественным, необходимо, чтобы вещественным был хотя бы один из операндов. Например, значением выражения 5.0/2 будет 2.5, что соответствует смыслу обычного деления.
Операции *, /, % (см. табл. 1.4) имеют один ранг (3), операции +, - также ранг (4), но более низкий. Арифметические операции одного ранга выполняются слева направо. Для изменения порядка выполнения операций обычным образом используются скобки. Например, выражение (d+b)/2.0 позволяет получить среднее арифметическое операндов d и b.
Как уже говорилось, введены специфические унарные операции ++ (инкремент) и — (декремент) для изменения на 1 операнда, который в простейшем случае должен быть переменной (леводопустимым значением). Каждая из этих операций может быть префиксной и постфиксной:
выражение ++m увеличивает на 1 значение m, и это полученное значение используется как значение выражения ++m (префиксная форма);
выражение —k уменьшает на 1 значение k, и это новое значение используется как значение выражения —k (префиксная форма);
выражение i++ (постфиксная форма) увеличивает на 1 значение i, однако значением выражения i++ является предыдущее значение i (до его увеличения);
выражение j— (постфиксная форма) уменьшает на 1 значение j, однако значением выражения j— является предыдущее значение j (до его уменьшения).
Например, если n равно 4, то при вычислении выражения n++*2 результат равен 8, а n примет значение 5. При n, равном 4, значением выражения ++n*2 будет 10, а n станет равно 5.
Внешнюю неоднозначность имеют выражения, в которых знак унарной операции ++ (или —) записан непосредственно рядом со знаком бинарной операции +:
x+++b или z d
В этих случаях трактовка выражений однозначна и полностью определяется рангами операций (бинарные аддитивные + и - имеют ранг 4; унарные ++ и — имеют ранг 2). Таким образом:
x+++b эквивалентно (x++)+b z d эквивалентно (z—)-d
Отношения и логические выражения. Отношение определяется как пара арифметических выражений, соединенных (разделенных) знаком операции отношения. Знаки операций отношения (уже были введены выше):
== равно; != не равно;
< меньше, чем;
> больше, чем;
<= меньше или равно;
>= больше или равно.
Примеры отношений:
a-b>6.3
(x-4)*3==12
6<=44
Логический тип в языке Си отсутствует, поэтому принято, что отношение имеет ненулевое значение (обычно 1), если оно истинно, и равно 0, если оно ложно. Таким образом, значением отношения 6<=44 будет 1.
Операции >, >=, <, <= имеют один ранг 6 (см. табл. 1.4). Операции сравнения на равенство = = и != также имеют одинаковый, но более низкий ранг 7, чем остальные операции отношений. Арифметические операции имеют более высокий ранг, чем операции отношений, поэтому в первом примере для выражения а-b не нужны скобки.
Логических операций в языке Си три:
! - отрицание, то есть логическое НЕ (ранг 2);
&& - конъюнкция, то есть логическое И (ранг 11);
|| - дизъюнкция, то есть логическое ИЛИ (ранг 12).
Они перечислены по убыванию старшинства (ранга). Как правило, логические операции применяются к отношениям. До выполнения логических операций вычисляются значения отношений, входящих в логическое выражение. Например, если a, b, c - переменные, соответствующие длинам сторон треугольника, то для них должно быть истинно, то есть не равно 0, следующее логическое выражение: a+b>c && a+c>b && b+c>a
Несколько операций одного ранга выполняются слева направо, причем вычисления прерываются, как только будет определена истинность (или ложность) результата, то есть если в рассмотренном примере a+b окажется не больше c, то остальные отношения не рассматриваются - результат ложен.
Так как значением отношения является целое (0 или 1), то ничто не противоречит применению логических операций к целочисленным значениям. При этом принято, что любое ненулевое положительное значение воспринимается как истинное, а ложной считается только величина, равная нулю. Значением !5 будет 0, значением 4 && 2 будет 1 и т. д.
Присваивание. Как уже говорилось, символ «=» в языке Си обозначает бинарную операцию, у которой в выражении должно быть два операнда - левый (модифицируемое именующее выражение - обычно переменная) и правый (обычно выражение). Если z - имя переменной, то
z = 2.3 + 5.1
есть выражение со значением 7.4. Одновременно это значение присваивается и переменной z. Только в том случае, когда в конце выражения с операцией присваивания помещен символ «;», это выражение становится оператором присваивания. Таким образом,
z = 2.3 + 5.1;
есть оператор присваивания переменной z значения, равного 7.4.
Тип и значение выражения с операцией присваивания определяются значением выражения, помещенного справа от знака «=». Однако этот тип может не совпадать с типом переменной из левой части выражения. В этом случае при определении значения переменной выполняется преобразование (приведение) типов (о правилах приведения см. ниже в этом параграфе).
Так как выражение справа от знака «=» может содержать, в свою очередь, операцию присваивания, то в одном операторе присваивания можно присвоить значения нескольким переменным, то есть организовать «множественное» присваивание, например:
c = x = d = 4.0 + 2.4;
Здесь значение 6.4 присваивается переменной d, затем 6.4 как значение выражения с операцией присваивания «d=4.0+2.4» присваивается x и, наконец, 6.4 как значение выражения «x=d» присваивается c. Естественное ограничение - слева от знака «=» в каждой из операций присваивания может быть только леводопустимое выражение (в первых главах книги - имя переменной).
В языке Си существует целый набор «составных операций присваивания» (ранг 14 в табл. 1.4). Как уже говорилось в §1.4, каждая из составных операций присваивания объединяет некоторую бинарную логическую или арифметическую операцию и собственно присваивание. Операция составного присваивания может использоваться следующим образом:
имя_переменной ор=выражение;
где ор - одна из операций *, /, %, +, -, &, л, |, <<, >>. Если рассматривать конструкцию «ор=» как две операции, то вначале выполняется ор, а затем «=». Например:
x*=2; z+=4; i/=x+4*z;
При выполнении каждого из этих операторов операндами для операции ор служат переменная из левой части и выражение из правой. Результат присваивается переменной из левой части.
Таким образом, первый пример можно рассматривать как обозначение требования «удвоить значение переменной х»; второй пример - «увеличить на 4 значение переменной z»; третий пример - «уменьшить значение переменной i в (x+4*z) раз». Этим операторам эквивалентны такие операторы присваивания:
x=x*2; z=z+4; i=i/(x+4*z);
В последнем из них пришлось ввести скобки для получения правильного результата. Обратите внимание на то, что использовать операции составного присваивания можно только в тех случаях, когда одна переменная используется в обеих частях. Более того, для некоторых операций эта переменная должна быть обязательно первым (левым) операндом. Например, не удастся заменить составными следующие простые операторы присваивания:
a=b/a; x=z%x.
Приведение типов. Рассматривая операцию деления, мы отметили, что при делении двух целых операндов результат получается целым. Например, значением выражения 5/2 будет 2, а не 2.5. Для получения вещественного результата нужно выполнять деление не целых, а вещественных операндов, например, записав 5.0/2.0, получим значение 2.5.
Если операндами являются безымянные константы, то заменить целую константу (как мы только что сделали) на вещественную совсем не трудно. В том случае, когда операндом является именованная константа, переменная или выражение в скобках, необходимо для решения той же задачи использовать операцию явного приведения (преобразования) типа. Например, рассмотрим такой набор определений и операторов присваивания:
int n=5, k=2;
double d;
int m;
d=(double) n/ (double) k;
m=n/k;
В этом фрагменте значением d станет величина 2.5 типа double, а значением переменной m станет целое значение 2.
Операция деления является только одной из бинарных операций. Почти для каждой из них операнды могут иметь разные типы. Однако не всегда программист должен в явном виде указывать преобразования типов. Если у бинарной операции операнды имеют разные типы (а должны в соответствии с синтаксисом выражения иметь один тип), то компилятор выполняет преобразование типов автоматически, то есть приводит оба операнда к одному типу. Например, для тех же переменных значение выражения d+k будет иметь тип double за счет неявного преобразования, выполняемого автоматически без указания программиста. Рассмотрим правила, по которым такие приведения выполняются.
Правила преобразования типов. При вычислении выражений некоторые операции требуют, чтобы операнды имели соответствующий тип, а если требования к типу не выполнены, принудительно вызывают выполнение нужных преобразований. Та же ситуация возникает при инициализации, когда тип инициализирующего выражения приводится к типу определяемого объекта. Напомним, что в языке Си присваивание является бинарной операцией, поэтому сказанное относительно преобразования типов относится и ко всем формам присваивания, однако при присваиваниях значение выражения из правой части всегда приводится к типу переменной из левой части, независимо от соотношения этих типов.
Правила преобразования в языке Си для основных типов определены стандартом языка. Эти стандартные преобразования включают перевод «низших» типов в «высшие».
Среди преобразований типов выделяют:
преобразования в арифметических выражениях;
преобразования при присваиваниях;
преобразования указателей.
Преобразование типов указателей будет рассмотрено в главе 4. Здесь рассмотрим преобразования типов при арифметических операциях и особенности преобразований типов при присваиваниях.
При преобразовании типов нужно различать преобразования, изменяющие внутреннее представление данных, и преобразования, изменяющие только интерпретацию внутреннего представления. Например, когда данные типа unsigned int переводятся в тип int, менять их внутреннее представление не требуется - изменяется только интерпретация. При преобразовании значений типа double в значение типа int недостаточно изменить только интерпретацию, необходимо изменить длину участка памяти для внутреннего представления и кодировку. При таком преобразовании из double в int возможен выход за диапазон допустимых значений типа int, и реакция на эту ситуацию существенно зависит от конкретной реализации. Именно поэтому для сохранения мобильности программ в них рекомендуется с осторожностью применять неявные преобразования типов.
Рассмотрим последовательность выполнения преобразования операндов в арифметических выражениях.
Все короткие целые типы преобразуются в типы не меньшей длины в соответствии с табл. 1.5. Затем оба значения, участвующие в операции, принимают одинаковый тип в соответствии со следующими ниже правилами.
Если один из операндов имеет тип long double, то второй тоже будет преобразован в long double.
Если п. 2 не выполняется и один из операндов есть double, другой приводится к типу double.
Если пп. 2-3 не выполняются и один из операндов имеет тип float, то второй приводится к типу float.
Если пп. 2-4 не выполняются (оба операнда целые) и один операнд unsigned long int, то оба операнда преобразуются к типу unsigned long int.
Если пп. 2-5 не выполняются и один операнд есть long, другой преобразуется к типу long.
Если пп. 2-6 не выполняются и один операнд unsigned, то другой преобразуется к типу unsigned.
Если пп. 2-7 не выполнены, то оба операнда принадлежат типу int.
Таблица 1.5. Правила стандартных арифметических преобразований
Исходный тип | Преобразованный тип | Правила преобразований |
char | int | Расширение нулем или знаком в зависимости от умолчания для char |
unsigned char | int | Старший байт заполняется нулем |
signed char | int | Расширение знаком |
short | int | Сохраняется то же значение |
unsigned short | unsigned int | Сохраняется то же значение |
enum | int | Сохраняется то же значение |
Битовое поле | int | Сохраняется то же значение |
Используя арифметические выражения, следует учитывать приведенные правила и не попадать в «ловушки» преобразования типов, так как некоторые из них приводят к потерям информации, а другие изменяют интерпретацию битового (внутреннего) представления данных.
На рис. 1.2 стрелками отмечены «безопасные» арифметические преобразования, гарантирующие сохранение точности и неизменность численного значения.
Рис. 1.2. Арифметические преобразования типов, гарантирующие сохранение значимости
При преобразованиях, которые не отнесены схемой (рис. 1.2) к безопасным, возможны существенные информационные потери. Для оценки значимости таких потерь рекомендуется проверить обратимость преобразования типов. Преобразование целочисленных значений в вещественные осуществляется настолько точно, насколько это предусмотрено аппаратурой. Если конкретное целочисленное значение не может быть точно представлено как вещественное, то младшие значащие цифры теряются и обратимость невозможна.
Приведение вещественного значения к целому типу выполняется за счет отбрасывания дробной части. Преобразование целой величины в вещественную также может привести к потере точности.
Операция поразрядного отрицания (дополнения или инвертирования битов) обозначается символом «» и является унарной (одноместной), то есть действует на один операнд, который должен быть целого типа. Значение операнда в виде внутреннего битового представления обрабатывается таким образом, что формируется значение той же длины (того же типа), что и операнд. В битовом представлении результата содержатся 1 во всех разрядах, где у операнда 0, и 0 в тех разрядах, где у операнда 1. Например:
unsigned char E='\0301', F;
F=E;
Значением F будет восьмеричный код '\076' символа '>' (см. приложение 1). Действительно, битовые представления значений E и F можно изобразить так:
11000001 - для значения переменной Е, то есть для '\0301';
00111110 - для значения переменной F, то есть для '\076'.
За исключением дополнения, все остальные поразрядные операции бинарные (двухместные).
Операции сдвигов >> (вправо) и << (влево) должны иметь целочисленные операнды. Над битовым представлением значения левого операнда выполняется действие - сдвиг. Правый операнд определяет величину поразрядного сдвига. Например:
5<<2 будет равно 20;
5>>2 будет равно 1.
Битовые представления тех же операций сдвига можно изобразить так:
101<<2 равно 10100, то есть 20;
101>>2 равно 001, то есть 1.
При сдвиге влево на N позиций двоичное представление левого операнда сдвигается, а освобождающиеся слева разряды заполняются нулями. Такой сдвиг эквивалентен умножению значения операнда на 2N.
К автору: во сколько раз?
Сдвиг вправо на N позиций несколько сложнее. Тут следует отметить две особенности. Первое - это исчезновение младших разрядов, выходящих за разрядную сетку. Вторая особенность - отсутствие стандарта на правило заполнения освобождающихся левых разрядов. В стандарте языка сказано, что когда левый операнд есть целое значение с отрицательным знаком, то при сдвиге вправо заполнение освобождающихся левых разрядов определяется реализацией. Здесь возможны два варианта: освобождающиеся разряды заполняются значениями знакового разряда (арифметический сдвиг вправо) или освобождающиеся слева разряды заполняются нулями (логический сдвиг вправо).
При положительном левом операнде сдвиг вправо на N позиций эквивалентен уменьшению значения левого операнда в раз с отбрасыванием дробной части результата. (Поэтому 5>>2 равно 1.)
Операция «поразрядное исключающее ИЛИ». Эта операция имеет очень интересные возможности. Она применима к целым операндам. Результат формируется при поразрядной обработке битовых кодов операндов. В тех разрядах, где оба операнда имеют одинаковые двоичные значения (1 и 1 или 0 и 0), результат принимает значение 1. В тех разрядах, где биты операндов не совпадают, результат равен 0. Пример использования:
char a='A'; /* внутренний код 01000001 */
char z='Z'; /* внутренний код 01011010 */
a=az; /* результат: 11100100 */
z=az; /* результат: 01000001 */
a=az; /* результат: 01011010 */
Переменные a и z «обменялись» значениями без использования вспомогательной переменной!
Поразрядная дизъюнкция (поразрядное ИЛИ) применима к целочисленным операндам. В соответствии с названием она позволяет получить 1 в тех разрядах результата, где не одновременно равны 0 биты обоих операндов. Например:
5 | 6 равно 7 (для 5 - код 101, для 6 - код 110);
10 | 8 равно 10 (для 10 - код 1010, для 8 - код 1000).
Поразрядная конъюнкция (поразрядное И) применима к целочисленным операндам. В битовом представлении результата только те биты равны 1, которым соответствуют единичные биты обоих операндов. Примеры:
5&6 равно 4 (для 5 - код 101, для 6 - код 110);
10&8 равно 8 (для 10 - код 1010, для 8 - код 1000).
Условное выражение. Как уже говорилось в §1.4, операция, вводимая двумя лексемами '?' и ':' (она имеет ранг 13), является уникальной. Во-первых, в нее входит не одна, а две лексемы, во-вторых, она трехместная, то есть должна иметь три операнда. С ее помощью формируется условное выражение, имеющее такой вид:
операнд_1 ? операнд_2 : операнд_3
Все три операнда - выражения. Операнд_1 - это арифметическое выражение и чаще всего отношение либо логическое выражение. Типы операнда_2 и операнда_3 могут быть разными (но они должны быть одного типа или должны автоматически приводиться к одному типу).
Первый операнд является условием, в зависимости от которого вычисляется значение выражения в целом. Если значение первого операнда отлично от нуля (условие истинно), то вычисляется значение операнда_2, и оно становится результатом. Если значение первого операнда равно 0 (то есть условие ложно), то вычисляется значение операнда_3, и оно становится результатом.
Примеры применения условного выражения мы уже приводили в §1.4.
Контрольные вопросы
Какие типы данных приняты в языке и как они определяются (описываются)?
Какие операции над данными допустимы в языке, как строятся с их помощью выражения и как они выполняются?
Дайте определение служебного слова.
Как используются служебные слова для обозначения типов данных?
Перечислите типы констант.
Какой тип имеет целочисленная константа без суффикса?
Совпадают ли коды символов '\0' и '0'?
Перечислите суффиксы, определяющие тип целой константы.
Перечислите суффиксы, определяющие тип вещественной константы.
Объясните назначения эскейп-последовательностей.
Чем различаются знаковые и беззнаковые целые?
Каковы размеры участков памяти, выделяемых для представления арифметических констант?
Из каких частей состоит вещественная константа?
Как в языке Си определяется понятие объекта?
Что такое «переменная»?
Приведите форму определения переменных.
Перечислите арифметические операции в порядке возрастания их рангов.
Объясните различия между префиксной и постфиксной формами операций декремента и инкремента.
Объясните возможности применения запятой в качестве операции.
Приведите примеры использования поразрядных операций и операций сдвигов.
Знаки каких бинарных операций могут использоваться в составных операциях присваивания?
Какого типа должны быть операнды тернарной (условной) операции?
К каким операндам применимы операции ++ и —?
В чем особенность деления целочисленных операндов?
Назовите правила выполнения операции %.
Перечислите арифметические преобразования, гарантирующие сохранение значимости.