Главная страница

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. В образовательном процессе вуза


Скачать 109.35 Kb.
НазваниеВ образовательном процессе вуза
Дата28.01.2023
Размер109.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.docx
ТипМетодические рекомендации
#909240
страница2 из 3
1   2   3

4.Представитель от группы защищает общие наработки, демонстрируя карточки аудитории. После этого карточки, зафиксированные скотчем на доске, комментируются каждой группой, а затем проводится классификация и систематизация предложений, выделяются сходные варианты.

Варианты

  1. Если группа многочисленная, то может использоваться такая схема: индивидуальная работа — работа в тройках — работа в шестерках — пленарное обсуждение наработок.

  2. Представление карточек со своими наработками группы могут осуществлять по принципу дополнения: после того как представит свои предложения микрогруппа, первой выполнившая задание, все остальные сопоставляют свои карточки с выставленными на доске и убирают совпавшие предложения. Точно такую же работу участники проводят после выступления каждой последующей микрогруппы, выставляя на доску только не повторяющиеся предложения.


Как уже было отмечено выше, дискуссия не только может использоваться как самостоятельный интерактивный метод обучения, но, и является необходимым элементом всех методов интерактивного обу­чения, описанных ниже.

3. ДЕЛОВАЯ УЧЕБНАЯ ИГРА
Деловая учебная игра — моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в определенном условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием.

Существует множество сценариев деловых игр, но для большинства из них характерны следующие особенности.
Этапы проведения деловой учебной игры

  1. Ориентация. Преподаватель представляет изучаемую тему, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.

  2. Подготовка к проведению. Преподаватель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков, примерном типе решений в ходе игры.

  3. Проведение игры как таковой. Преподаватель организует проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий (следит за подсчетом очков, характером принимаемых решений), разъясняет неясности и т.д.

  4. Обсуждение игры. Преподаватель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор-характеристика «событий» игры и их восприятия участниками. Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры, сбор предложений по внесению в нее поправок, изменений.


Действия преподавателя и учащихся. В процессе проведения игры преподаватель выступает в нескольких «ролях».

Инструктор. Необходимым для участия в игре является понимание правил, представление о последствиях игровых действий. Преподавателю не стоит стремиться к максимально подробному, полному разъяснению всех деталей игры. Многие правила по-настоящему уясняются участниками лишь по ходу игры. Чрезмерное инструктирование до начала самой игры может запутать студентов или привести к снижению их интереса. В принципе инструктирование лучше свести к минимуму. Что же касается обсуждения последствий тех или иных игровых решений, «ходов», то их имеет смысл проводить уже после завершения игрового действия, когда их содержание становится более ясным для участников.

Судья-рефери. Ход игры безусловно нуждается в контроле и какой-то степени руководства со стороны преподавателя. Организационная сторона его деятельности обеспечивает педагогическую результативность игры. Это сказывается, например, на характере распределения ролей, при котором преподаватель стремится добиться активного включения всех студентов в деятельность.

Действуя в качестве рефери, преподаватель лишь поддерживает ход игры, т.е. соблюдение игровых правил (правил взаимодействия между играющими), но не вмешивается в него.

Тренер. В некотором смысле преподаватель выступает и в качестве тренера. Он может даже давать студентам прямые подсказки, направленные на то, чтобы помочь им полнее использовать возможности игры. Речь идет о подсказках, помогающих студентам использовать потенциал игрового действия (например, какие возможности дает то или иное правило, какой выбор действий связан с тем или иным поворотом сюжета и т.д.).

Председатель — ведущий. Данная роль относится к завершающему игру обсуждению, в ходе которого преподаватель избегает «предлагать» группе свои выводы и обобщения. Он ставит перед студентами такие вопросы, которые побуждают их сопоставлять игровую модель и имитируемые реальные явления, обдумывать связи между содержанием игры и изучаемым предметным материалом. Немало творческих идей и обобщений можно обнаружить в совместном обсуждении, если попросить студентам предложить свои собственные поправки и дополнения к сценарию или правилам игры.

Примерная схема организации учебной деятельности
в деловой игре


1.Ознакомление с имитационной моделью объекта.

1.1.Организационно-технологическая структура производства или его подразделения, имитируемая в данной игре:

  • производственные подразделения, вычлененные из реальной организационной структуры для целей игры;

  • содержание деятельности этих подразделений;

  • взаимосвязь производственных подразделений.

1.2.Ролевое распределение обязанностей участников игры:

  • обязанности участников, обусловленные содержанием имитируемой деятельности (что конкретно должен делать каждый в соответствии с имеющимся на производстве должностным распределением обязанностей);

  • характер принятого на производстве взаимодействия: какие конкретно вопросы решаются работником самостоятельно, что требует согласования с другими подразделениями или вышестоящими инстанциями;

  • принципы распределения обязанностей с учетом сформулированных требований (рекомендации преподавателя, сложившееся в группе ролевое распределение, учет прошлого опыта участника, личная инициатива, коллективное решение);

  • характер формального и неформального общения в процессе игры.

1.3.Необходимый инструментарий и другой игровой материал, организация рабочего места.

1.4.Требования к конечному результату деятельности:

  • индивидуальные результаты, включаемые в конечный продукт деятельности;

  • конечные результаты работы коллектива;

  • оформление результатов учебно-игровой деятельности.

2.Самоорганизация индивидуальной и коллективной деятельности.
2.1.Определение целей квазипрофессиональной деятельности:

  • цели игрового коллектива (производственные, организационные, совершенствование способов действий и решения задач;

  • индивидуальные цели и задачи, которые должны быть решены каждым участником и подразделением (профессиональные, организационные, межличностные, развитие и совершенствование качеств специалиста);

  • уточнение характера результатов, которые должны быть получены отдельными участниками, подразделениями, организацией в целом (промежуточные, конечные, их уровень).

2.2. Определение требований к участникам игры:

  • к «специалистам» определенного профиля (к их знаниям, умениям, опыту, готовности решать стандартные и нестандартные задачи, к действиям в непредвиденных ситуациях);

  • к должностным лицам — членам производственного коллектива, деятельность которых воспроизводится в игре (принятие ответственности, которую возлагает на них коллектив, соблюдение производственной дисциплины, установление системы деловых отношений);

  • к членам игрового коллектива (быстрота включения в игровую ситуацию, компетентность, корректность поведения, доброжелательность, сознательное и свободное действие, предполагающее максимально эффективное использование своих возможностей и их совершенствование).

3.Выбор системы «оценки—санкции»:

  • разработка критериев оценки действий и поступков «должностных лиц» и способов такой оценки — формализованных и неформализованных;

  • подготовка «платежной матрицы» (если она предусматривается) системы поощрений и штрафов за успешные решения или нарушения правил принятия решений, регламента игры;

  • предусмотрение возможности выработки оценок и санкций самим коллективом игроков в процессе игры.

Таким образом, в деловой игре как форме обучения студент находится в активной позиции по отношению, как к предметной, так и социальной стороне его квазипрофессиональной деятельности.
4. РОЛЕВАЯ ИГРА
Ролевая игра предполагает деятельность студентов в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направления и исход игры.

Понятия ролевой и деловой игр не тождественны, хотя частично их содержание совпадает (рис. 2).


Деловая игра Ролевая игра

Дискуссия
Рис. 2.Соотношение содержания дискуссии, ролевой и деловой игр.
.
Деловые игры тоже предполагают распределение ролей между участниками, но процедура деловых игр в отличие от ролевых структурирована и регламентирована, в то время, как ролевые игры представляют собой свободный процесс импровизации в рамках ролевых «ограничений», направление которого определяется самими участниками в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Если в деловой игре, как правило, перед игроками стоит необходимость достижения общей цели, то в ролевой игре ролевые цели игроков могут не совпадать и даже противоречить.

В ролевых играх одну и туже роль в заданной ситуации могут последовательно проигрывать несколько участников, что позволяет анализировать разные варианты поведения и их эффективность.

Ролевая игра позволяет расширять репертуар поведенческих реакций, развивать профессионально-важные качества личности (креативность, гибкость, способность к эффективному межличностному взаимодействию и т.п.). Однако управление ролевой игрой, анализ ее процесса и результата требует от преподавателя специфических умений и компетентности в психологии групповых процессов. В частности, умение организовывать групповую рефлексию, которой должна завершаться любая ролевая игра, во время которой личные впечатления, переживания и самооценка участников игры соотносится с впечатлениями, переживаниями и оценками наблюдателей, а так же с объективными результатами игры.

Существенные признаки ролевой игры:

  • наличие игровой ситуации;

  • набор индивидуальных ролей;

  • несовпадение ролевых целей участников игры, принимающих на себя и исполняющих различные роли;

  • игровое взаимодействие участников игры;

  • проигрывание одной и той же роли разными участниками, многовариативность решений;

  • групповая рефлексия процесса и результата.


Так, например, на занятиях по правовым дисциплинам проигрываются ролевые игры «судебное заседание», «решение трудового спора» и др., в которых только распределяются роли участников и задается фабула ситуации, но не задаются жестко этапы игры, не регламентируется поведение игроков, демонстрирующих многообразные формы индивидуального поведения, определяющие направления и результаты игры.

Этапы подготовки и проведения ролевой игры

1.Этап планирования требует от преподавателя определения цели ролевой игры, выбора формы ее проведения, т.е. способа разыгрывания содержания ситуации и действий участников игры, подготовки ее методического оснащении (инструкций, карточек с описаниями ролевых характеристик, оборудования, необходимого для ее проведения.

2.Доигровой этап предполагает непосредственное взаимодействие преподавателя с участниками игры с целью их инструктирования, распределения ролей, подготовки пространства для разыгрывания.

3.Собственно игровой этап представляет собой погружение в ситуацию и разыгрывание ее участниками в соответствии с их трактовкой ролей и опытом игрового взаимодействия. Этот этап предполагает ротацию в форме поочередного проигрывания участниками одной и той же роли, повтора ситуации с разным составом участников, сменой ролей и т.п.

4.Четвертый этап включает в себя рефлексию полученного игроками опыта ролевого взаимодействия по выходу из предложенной ситуации, урегулированию конфликтных отношений, реализации намеченных целей, и подведение ведущим итогов, выделение наиболее значимых результатов, обобщение, установление взаимосвязей игровой ситуации с реальными жизненными ситуациями и личностными позициями участников.

Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

  1. АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ

(CASE-STUDY)
Анализ конкретных ситуаций (case-study) — метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач.
Названный метод характеризуется следующими признаками:

  • наличие конкретной ситуации;

  • разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуаций;

  • публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием;

  • подведение итогов и оценка результатов занятия.


Критерии, отличающие кейс от других учебных занятий:

  1. Процесс отбора информации. При отборе информации для кейса на первое место всегда ставятся учебные цели. При этом содержание ситуации должно быть весьма реальным, (близким к жизни) способным вызвать неподдельный интерес.

  2. Содержание. Кейс должен содержать дозированную информацию, которая позволила бы студенту быстро войти в проблему иметь все необходимые для решения данные, но не иметь избыточной информации, не быть перенасыщенным ею.

  3. Проверка. Одна из форм проверки – выяснение реакции студентов на кейс в группах, где он уже был опробован, или в новой группе, непосредственно в ходе занятия.

  4. Устаревание. Материалы кейса постепенно устаревают, поскольку изменяющиеся ситуации требуют новых подходов, поэтому их надо постоянно обновлять.

  5. Наиболее распространенная модерация работы с кейсом. Чтобы максимально активизировать работу с кейсом, вовлечь студентов в процесс анализа ситуации и принятия решений, каждая студенческая группа разбивается на подгруппы (3-5 человек), которые выбирают себе модератора (руководителя). На нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между ее участниками и принимаемые решения. Именно модератор делает примерно 10-минутный доклад о результатах работы его подгруппы.


Виды ситуаций:

  • Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель студентов: найти решение ситуацию или прийти к выводу о его невозможности.

  • Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель студентов: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

  • Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель студентов: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.

  • Ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель студентов: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.


Таблица 1
Этапы проведения case-study

Этапы

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студента

До занятия

1.Подбирает кейс (конкретную ситуацию).

2.Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов.

3.Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получает кейс и список рекомендованной литературы.

2.Готовится к обсуждению ситуации.

Во время
занятия

1. Организует предварительное обсуждение кейса.

2. Делит группу на подгруппы.

3.Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает студентов дополнительными сведениями.

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения других.

3. Принимает или участвует в принятии решений.

После занятия

1. Оценивает работу студентов.

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.

Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме.



6. МЕТОД КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кооперативное обучение — это технология обучения в малых группах.

Кооперироваться в рамках учебного процесса — значит работать вместе, объединяя свои усилия для решения общей задачи, при этом каждый «кооперирующийся» выполняют свою конкретную часть работы. Впоследствии студенты должны обменяться полученными знаниями. Суть данного метода: «Каждый достигает своих учебных целей лишь в том случае, если другие члены группы достигают своих».

Схема кооперативного обучения, в принципе, достаточно проста. После получения заданий и инструкций от преподавателя студенческая группа разделяется на несколько малых групп. Затем каждая малая группа самостоятельно работает над заданием до тех пор, пока все ее члены разберутся в нем и успешно его выполнят. Результатом кооперативных усилий является общая польза, поскольку успех в выполнении заданий обусловлен характером деятельности каждого члена группы. Очевидно и социальное значение такой модели обучения: акцентируется роль каждого студента в выполнении общей задачи, формируются групповое сознание, позитивная взаимозависимость, коммуникативные навыки.
6.1.Кооперативные методы, используемые

на аудиторных занятиях

Кооперативный метод обучения может быть реализован в следующих формах.
Обучение в командах достижений

Данный метод кооперативного обучения предусматривает группу из 4-5 студентов и уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена малой группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над заданием, подлежащему изучению. Таким образом, задача каждого студента состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый студент малой группы овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся малая группа знала, чего достиг каждый ее участник.

Схема реализации этого метода может быть представлена следующим образом: лекция  групповая работа с текстом  индивидуальная самостоятельная работа.

Этапы проведения

1.Преподаватель дает обзорную лекцию по новому материалу с акцентом на тех моментах, по которым команды будут выполнять индивидуальные задания. Лекция должна быть достаточно емкой по содержанию и одновременно практически-направленной.

2.Далее студенты работают в командах над конспектами лекции, помогая друг другу понять ее содержание. Студенты могут задавать друг другу вопросы, проясняя непонятные для себя моменты. Вопросы преподавателю разрешается задавать только тогда, когда никто из членов команды не может ответить на них.

3.После проработки конспекта лекции учащиеся выполняют индивидуальные работы. На данном этапе помощь друг другу исключается, каждый член команды работает самостоятельно. Главная особенность данного метода заключается в системе оценки индивидуальных работ.

Оценка осуществляется по прогрессивно-сравнительному признаку: студент может пополнить копилку команды только в том случае, если его оценка за данную работу выше средней его оценки за предыдущие работы. Команда, набравшая по итогам изучения темы наибольшее количество баллов, считается победившей.
Метод Jigsaw

Другой подход в организации кооперативного обучения был разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 году и назван Jigsaw (в дословном переводе с английского ажурная пила, машинная ножовка).
Этапы проведения

1.Студенты организуются в группы по 4-6 человек для работы над заданием, которое разбито на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член малой группы находит материал по своей части.

2.Затем студенты, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных малых группах, встречаются и обмениваются данной информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

3. Далее они возвращаются в свои малые группы и обучают всему новому, что узнали сами от других членов малых групп. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Поскольку единственный путь усвоения материала всех фрагментов состоит в том, чтобы внимательно слушать партнеров по команде и делать записи, никаких дополнительных усилий со стороны преподавателя не требуется. Студенты заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свое задание, так как это отражается на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом.

4.На заключительном этапе преподаватель может попросить любого члена команды ответить на любой вопрос по данной теме.
Метод Jigsaw-2

В 1986 году Р.Славин разработал модификацию этого метода Jigsaw-2. Данный метод предусматривает работу студентов группами в 4-5 человек.
Этапы проведения

1.Вместо того чтобы каждый член малой группы получал отдельную часть общей работы, вся малая группа работает над одним и тем же заданием. Но при этом каждый член группы получает задание, которое разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом.

2.Проводятся встречи экспертов из разных групп.

3.В конце занятия все студенты проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты студентов суммируются. Малая группа, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.
Метод Learning Together

Вариант метода кооперативного обучения «Учимся вместе» (Learning Together) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (David Johnson, Roger Johnson).
Этапы проведения

1.Учебная группа студентов разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек.

2. Каждая малая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какого-либо задания, над которым работает вся учебная группа. В результате совместной работы малых групп достигается решение общего задания.

Оценивается работа малой группы в зависимости от достижений каждого студента. Поэтому и в этом случае задания в группах дифференцируются по сложности и объему.

Обязательным остается требование активного участия каждого члена малой группы в общей работе, но в соответствии со своими возможностями. По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено вопросу комплектации малых групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке заданий для каждой конкретной малой группы.
Метод структурированного противоречия

Этапы проведения

1.В малой группе из четырех человек выделяются две пары студентов.

2.Малая группа получает задание, выражающееся в проблеме противоречивого характера и имеющей противоположные решения.

3.Каждая пара обсуждает одну сторону проблемы, но с целью не победить, а набрать как можно больше материала для объяснения проблемы в целом.

4.Затем каждая пара обсуждает противоположную сторону проблемы.

Итогом должно стать целостное решение проблемы всей малой группой.

Трехступенчатое интервьюирование

Этапы проведения

1.В группах из четырех человек студенты образуют пары и проводят в них однонаправленное интервью по теме программы.

2.Студенты меняются ролями, и интервью проводит бывший интервьюируемый.

3.По завершении своих интервью, студенты вкруговую, по очереди обмениваются информацией, полученной из интервью.
Нумерация студентов

Этапы проведения

1.Студентов делят на малые разнородные группы, где каждому участнику присваивается определенный порядковый номер (первый, второй, третий, четвертый).

2.Преподаватель задает вопрос и просит, чтобы «студенты вместе подумали над ответом».

3.Преподаватель называет номер и только студенты с этим номером могут поднимать руки для ответа.
Метод командной поддержки индивидуального
обучения


Суть этого метода заключается в предоставлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе.
Этапы проведения

1.Студенты работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией. Студенты также могут проверять работы друг у друга, помогать исправлять допущенные ошибки. Преподаватель, в свою очередь, наблюдает за работой малых групп, а также поочередно разъясняет новый учебный материал малым группам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу.

2.Индивидуальные задания проверяются специально назначенными преподавателем студентами-«мониторами» из разных групп. Они снабжаются листами-ответами для оперативной проверки индивидуальных работ. В это время преподаватель имеет возможность индивидуально работать с каждой малой группой.

3.В конце освоения курса подводится итог: каков суммарный учебный результат группы по индивидуальным заданиям.
Метод дискуссии Л.М. Митиной (2009)

Этапы проведения

1.Студенты сами выдвигают интересующие их проблемы. Затем в процессе групповой дискуссии они располагают проблемы по степени важности, значимости и выделяют наиболее «острую» для изучения в малых группах.

2.Преподаватель предъявляет группе необходимый материал (концепции, принципы, факты, взгляды) – базовые сведения по изучаемой проблеме, а также научную литературу, справочники, словари.

3.Выделенная проблема становится предметом изучения и обсуждения в каждой малой группе.

4.Все группы последовательно предъявляют свой материал (факты, примеры, выработанную точку зрения, позиции) всей учебной группе.

5.Далее следует общая дискуссия: анализ высказанных позиций, принятие наиболее перспективных, дополнение, взаимообогащение разных точек зрения, расширение представлений, установок, способов поведения, изменение отношения к себе, к другим, к миру.

6.По окончании работы проводится опрос, при котором члены группы должны ответить на несколько вопросов: 1) Активно ли вы участвовали в работе группы? Увлек ли вас этот процесс, если нет, то почему?; 2) Чувствовали ли вы излишнее влияние на себя со стороны других членов группы?; 3) Хорошо ли вам было работать в этой группе? Хотели бы вы работать в том же составе и дальше?; 4) Считаете ли вы необходимым включение таких форм работы в учебный процесс?
Метод проблемного семинарского занятия

Этапы проведения

1. Постановка и осмысление проблемы. Преподаватель либо кто-то из студентов предлагает некоторое видение определенной пробле­мы. Затем в ходе дискуссии (не более 5 минут) студенты предлагают свое понимание проблемной ситуации, определяются «правила игры», оговаривается то, что необходимо получить в конце занятия.

2. Генерирование вариантов решения проблемы. Студенты предлагают свои способы решения существующей проблемы, при этом высказываемые идеи озвучиваются без доказа­тельств. Принимаются к рассмотрению все идеи: и реальные, и фан­тастические, и смешные, и трудновыполнимые. Их фиксация произ­водится либо преподавателем, либо одним из студентов. Каждому из выступающих отводится не более 30 секунд. Максимальный пре­дел идей – половина от числа обучаемых.

3. Поиск аргументов в поддержку предложенных решений. В ходе этого этапа студенческая группа делится на подгруппы (3-5 человек). Происхо­дит жеребьевка ранее выдвинутых вариантов. Далее команды долж­ны за 7-10 минут предоставить как можно больше предложений по аргументации доставшейся идеи. Следует отметить, что студенты должны будут работать даже с теми вариантами, которые им не нра­вятся, но достались в ходе жеребьевки.

4. Отбор наиболее аргументированных вариантов решений. Для отстаивания своей идеи от каждой подгруппы делегируется по 1 представителю, который должен представить работу подгруппы пе­ред аудиторией за 1-2 минуты. По итогам выступлений отбирается половина наиболее удачных докладов, над которыми и продолжат работу студенты.

5. Критика отобранных решений. Студенческая группа вновь разбивается на подгруппы (3-5 человек), среди которых вновь и происходит же­ребьевка оставшихся идей (вариантов). Задача подгрупп на этот раз также за 7-10 минут высказать наибольшее количество критичес­ких замечаний в адрес доставшейся идеи, обнаружить ее слабые стороны. Чем больше недостатков, слабостей, неясностей обнару­жит подгруппа в варианте решения проблемы, тем лучше удастся найти решения на более поздних стадиях.

6. Отбор решений, наиболее устойчивых к критике. Этот этап аналогичен четвертому. В результате останется только половина идей, критика которой будет наиболее убедительной.

7. Продумывание способов реализации отобранных решений. Вновь происходит укрупнение подгрупп, а также осуществляется же­ребьевка оставшихся способов решения проблемы, поставленной в начале занятия. Задача каждой из подгрупп – разработка конкретных способов реализации оставшихся предложений, т. е. собственно ре­шения проблемы.

8. Обсуждение этих способов. В ходе третьего тура обсужде­ния допускаются как позитивные, так и негативные выступления. Це­лесообразно, чтобы в итоге оказалось несколько победителей. Следо­вательно, основная задача данного этапа – показать студентам, что не существует единственно верного способа решения проблемы.

9. Подведение итогов. Здесь преподаватель подводит итог про­деланной работы. Он может отметить способы решения проблемы, которые оказались вне поля зрения студентов, может предложить план конкретных действий, а также попросить студентов произвес­ти самоанализ прошедшего занятия и своей работы в нем (см. доп. Гузеев В.В., 2001, С. 70-79).


    1. Метод проектов как вариант

кооперативного обучения
Цель проектного обучениясоздать условия, при которых студенты:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

  • развивают системное мышление.


Исходные теоретические позиции проектного обучения:

  1. в центре внимания — студент, содействие развитию его творческих способностей;

  2. образовательный процесс строится не в логике учебной дисциплины, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в учении;

  3. индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития;

  4. комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций студентов;

  5. глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.


Таблица 2

Этапы выполнения проекта

Этапы

Содержание
работы


Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

1.Организационно-подготовительный этап

Этап мотивации и целеполагания

а)определение темы;

б)выявление одной или нескольких проблем;

в)уточнение целей конечного результата;

г)выбор рабочих групп.

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы.

Мотивирует обучающихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает.

Этап планирования

а)анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез;

б)определение источников информации, способов ее сбора и анализа;

в)постановка задач и выбор критериев оценки результатов;

г)распределение ролей в команде.

Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяет источники информации.

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.

Этап принятия решений

а)обсуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»);

б) выбор оптимального варианта;

в) определение способа представления результата, г)сбор информации – интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

Обсуждают методы проверки.

Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации.

Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит.

2.Технологический этап

Этап выполнения проекта

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта.

Работают с информацией.

Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект.

Преподаватель наблюдает, контролирует, консультирует.

3.Обобщающий (рефлексивный) этап

Этап защиты проекта

а)подготовка и оформление доклада;

б)обоснование процесса;

проектирования

в)объяснение полученных результатов; г)коллективная защита проекта.

Защищают проект.

Наблюдает Направляет процесс

защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника.

Этап проверки и оценки результатов

а)анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов

и неудач);

б)анализ достижения поставленной цепи;

в)оценка результатов, выявление новых проблем.

Коллективный самоанализ проекта и самооценка.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
1   2   3


написать администратору сайта