1. Законы Хаммурапи. Законы вавилонского царя Хаммурапи
Скачать 486 Kb.
|
157 Дословно «женщина-мужчина». Категория жриц-трибад? 158 Кадиштум и кульмашитум — категории жриц — храмовых блудниц. 159 Дословно: «свою дочь-шугетум». Очевидно, шугетум могла еще вступить в полноправный брак. 160 Законы об усыновлении проводят принцип соблюдения единства семьи, когда возврат усыновленного к родным родителям предельно затруднен. 161 Т.е., при усыновлении он не знал своих родных родителей, чем эта ситуация и отличается от ситуации ст.185. 162 Ст.192, 194, 218, 226 и 253 проводят принцип членовредительских «символических» наказаний (сложная модификация талиона), когда отсечению подвергается «провинившаяся» часть тела. 163 Ст.195-214 касаются умышленных и неумышленных телесных повреждений. 164 Ст.196 и 200 аналогичны хорошо известной древнееврейской формуле талионного права как такового: «око за око, зуб за зуб». 165 Ст.210, 230 свидетельствуют о том, что дети рассматривались прежде всего как собственность (а еще точнее — как часть) отца и в этом качестве подлежали в рамках талиона уничтожению в отместку за смерть чужих детей (по модели «часть тела за часть тела», ср.ст.196, 200). 166 Ст.215-225 посвящены врачебным операциям, их тарификации и карам за врачебную ощибку. В данный раздел законов они включены по ассоциации: в целом раздел посвящен членовредительству, а врачебная ошибка эквивалентна членовредительтву сама по себе. 167 Ст.226-282 касаются операций с движимостью и найма имущества, людей и скота, а также связанных с этим преступлений. 168 Судно, которое идет по течению, труднее удержать, поэтому параллельной статьи о нем нет. 169 Ст.241-249, 268-271/272 касаются найма скота. 170 Статья, вероятно, устанавливает минимум, за который можно отдать в залог вола. Ср. со ст.114. 171 Переднее животное при запряжке цугом тратит меньше сил, чем заднее, впряженное непосредственно в плуг и поэтому именующееся «рабочим». 172 Обращаем внимание на роль территориально-общинного подразделения — квартала. 173 Ст.253-258, 261-267, 273-274 касаются найма работников (ст.273) — в общем виде. 174 Со стороны третьего лица. 175 Под «страной» имеется в виду, как видно, держава Хаммурапи, под ее «детьми» — ее уроженцы. Таким образом, рабство в чужеземной стране засчитывается «детям страны» в зачет рабства у себя дома! 176 Ст.282 вводит нас в интересную проблему судебных дел рабов, отрицающих законный характер своего порабощения. Как видно из статьи, такое заявление разбиралось в суде, и, если оно было ложным, наказывалось максимально сурово (ужесточение наказания, например, смертная казнь, означало бы заодно и совершенно бессмысленное наказание господина, лишающегося того самого раба, которого он хотел удержать, обращаясь в суд!). Документы (в основном — следующего тысячелетия) богато илллюстрируют такого рода судебные дела, неизменно заканчивающиеся победой господина. Однако не следует заключать отсюда, как обычно делается, что суд был в сильнейшей степени предубежден против раба, и тому было заведомо невозможно добиться справедливости: в этом случае подобные иски попросту перестали бы подавать (ведь участь возвращенного господину строптивого раба, несомненно, осложнялась на долгие годы). Предложим другое объяснение. Несомненно, документ, фиксирующий победу одной из сторон, оставляла у себя только сторона-победительница (другой он был попросту не нужен). Между тем документ, оставленный у себя рабовладельцем (т.е. судебное решение против раба) имел неизмеримо больше шансов дойти до нас, чем документ, оставленный у себя бывшим рабом (хотя бы потому, что у него не было шанса попасть в семейный архив). Видимо, этим и объясняется характер попавших нам в руки документов. 177 Прежде всего царство «Субарту» с центрами в Ашшуре и Шубатэллиле. 178 Прежде всего царство Ларсы. 179 Дословно «хорошую плоть». 180 Богиня-супруга Мардука. 181 Божество-мать, супруга Эллиля. 182 Заключительные требования ЗХ (угроза всевозможными бедствиями царю и стране, которые осмелились бы хоть в чем-то отступить от ЗХ) уникальны для законодательных сборников Месопотамии. Они доказывают, что Хаммурапи, едва ли не единственным из всех правителей Месопотамии, искренне полагал, что ему удалось найти оптимальный государственный порядок «на все времена», и свидетельствуют о серьезных (однако недолговечных) идеологических сдвигах в его правление, сделавших возможным публичное провозглашение этой уверенности как основы государственной политики. |