Законов власти Роберт Грин 48 законов власти 1 Роберт Грин 48 законов власти
Скачать 5.87 Mb.
|
ПОРАЗИ ПАСТЫРЯ — И ПАСТВА РАССЕЕТСЯ СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА (1) Незадолго до конца VI века до н. э. город-государство Афины одного за другим низверг иелый ряд мелких тиранов, которые доминировали в политике десятилетиями. Этот порядок пришел на смену более чем столетней демократии, принесшей Афинам власть и самые славные завоевания и победы. Но, по мере того как развивалась демократия, возникла и проблема, с какой афинянам ранее не приходилось сталкиваться: как поступать с теми, кого не волновала сплоченность небольшого города, окруженного врагами, кто не трудился на общее благо и не заботился о процветании Афин, а вместо этого думал только о себе, собственных амбициях и мелких интригах. Афиняне понимали, что такие люди, если дать им волю, посеют распри и раздоры, разделят город на группировки, будут внушать тревогу, и все это вместе приведет к гибели демократии. Суровые наказания не приличествовали новому цивилизованному порядку, построенному в Афинах. Вместо них был найден другой, не такой жестокий и вполне удовлетворительный способ обходиться с согражданами, отличавшимися антиобщественным поведением. Раз в год все жители Афин собирались на рыночной площади, и каждый, взяв глиняную табличку, остракон, писал на нем имя человека, которого, как он считал, необходимо было изгнать из города на десять лет. Если одно и то же имя оказывалось нанесенным на всех шести тысячах табличек, человека тут же изгоняли. Если никто не набирал шести тысяч голосов, десятилетнему остракизму подвергался набравший максимальное количество остраконов. Это ритуальное изгнание приобрело характер празднества — такое удовольствие все получали от возможности избавиться от этих Роберт Грин «48 законов власти» Роберт Грин «48 законов власти» 326 раздражающих, доставляющих беспокойство личностей, которые хотели возвыситься над людьми, вместо того чтобы служить им. В 490 году до н. э. Аристид, один из величайших полководцев в истории Греции, участвовал в победном сражении против Персии при Марафоне. В мирное же время он исполнял обязанности судьи, и за свою честность и справедливость на этом поприще получил прозвище Юст — Справедливый. Но с годами отношение афинян к нему изменилось и стало неприязненным. Он был настолько безупречен, что это, как казалось окружающим, выдавало его чувство превосходства и презрения к простому человеку. Его активная позиция, настоящая вездесущность в политике Афин, стала невыносимой. Граждане устали слышать, как его называют Юстом. Они боялись, что он человек такого типа — рассудительный, но высокомерный, который в конце концов приведет к серьезным разногласиям в обществе. ______________________________ ЗАВОЕВАНИЕ ПЕРУ Борьба вокруг носилок [на которых несли Атауальпу, правителя государства инков] разгорелась с новой силой. Схватка становилась все более жестокой, и, в конце концов, после того как многие дворяне, защищавшие правителя, были убиты, он был низвержен. Индейского монарха грубо сбросили на землю с такой силой, что он разбился бы, если бы Писарро и кое-кто из его офицеров не подхватили его на руки. Солдат мгновенно сорвал с его висков UMi гераторскую повязку, и несчастный правитель под стражей был препровожден в соседнее здание, где его содержали как пленника. Теперь все попытки сопротивления были подавлены. Весть о расправе над верховным инком. [Атауалъпой] быстро разнеслась по городу ираспространилась по всей стране. Рассеялись те чары, которые еще моглисобрать индейцеввместе. Каждыйтеперь думал толькоо спасении собственной жизни.Даже воины инка,встревоженные ипонимающие, что имгрозит, разбежались кто куда, недожидаясь, пока ихнастигнутторжествующиепреследователи,ждать от которых милости неприходилось. Когданочь, болеемилосердная, чемлюди, раскинула надбеглецами своепокрывало, рассеянныеотряды Пucappoстали собираться позвуку трубы накровавую площадьКахамарки ... О [Атауальпе]говорили сблагоговением,подобающим нечеловеку, а божеству.Он не был болееПравителемгосударства, но в немвидели некоесредоточие — краеугольный каменьвсего политическогоустройства,которому предстоялоразвалиться на куски под своимсобственным весом,после того как этоткамень из основания был убран. Так и случилось после казни Атауальпы. Не только то, что после его смерти трон остался незанятым, поскольку [Атауальпа] не оставил наследника, но то, какой была эта смерть, указало народу, что рука, куда более сильная и жестокая, чем прежде, захватила скипетр и что династия Детей Солнца навсегда ушла в небытие. Уильям X. Прескотг, «Завоевание Перу», 1847 В 482 году до н. э., невзирая на важность бесценного опыта Аристида для ведения продолжающейся войны с Персией, они собрали остраконы и изгнали его. После того как Аристид был подвергнут остракизму, главным лицом в городе стал прославленный полководец Фемистокл. Но победы и заслуги опьянили его, так что вскоре он начал постоянно напоминать афинянам о своих воинских триумфах, о храмах, построенных им, об опасностях, которые он отразил. По его словам выходило, будто без него городу грозит гибель. И вот в 472 году до н. э. имя Фемистокла оказалось на остраконах, и город избавился от его отравляющего присутствия. Величайшей политической фигурой в Афинах V века был, без сомнения, Перикл. Хотя и ему много раз грозил остракизм, он избежал этой участи, поддерживая тесные связи с народом. Возможно, он получил в детстве урок от любимого наставника, несравненного Дамона, который превосходил всех жителей Афин умом, талантом музыканта и красноречием. Именно Дамон обучил Перикла искусству править. Но и он, в свою очередь, подвергся остракизму из-за своего Роберт Грин «48 законов власти» Роберт Грин «48 законов власти» 327 высокомерия и оскорбительных манер по отношению к простым людям, вызывавшим слишком сильное негодование. Ближе к концу века жил человек по имени Гипербол. Современники описывали его как самого никчемного человека в городе. Ему не было дела до того, кто и что о нем думает, сам же он мог оболгать и оклеветать любого, кто ему не нравился. Некоторых это развлекало, но большую часть сограждан он приводил в раздражение. В 417 году до н. э. Гипербол увидел возможность настроить общество против двух ведущих политических деятелей того времени — Алкивиада и Никия. Он рассчитывал, что хотя бы одного из этих двоих удастся подвергнуть остракизму, и тогда он сам получит возможность занять его место. Задуманное им, казалось, шло как по маслу: афинянам претил вызывающий и беспечный образ жизни Алкивиада, а богатство и отчужденность Никия вызывали настороженность и неприязнь. Все указывало на то, что один из них непременно станет жертвой остракизма. Но Алкивиад и Никий — хотя в другое время они были врагами — мобилизовали все свои силы, и им удалось обратить общественное осуждение вместо себя на Гипербола. Этого невыносимого человека, убеждали они, можно было исправить, только изгнав его прочь. Прежними жертвами остракизма были люди замечательные, сильные. Наказав низкого шута Гипербола, афиняне поняли, что остракизм выродился. Они прекратили эту практику, которая почти сто лет способствовала поддержанию мира в Афинах. ТОЛКОВАНИЕ Жители древних Афин обладали социальными инстинктами, не знакомыми нашим современникам. Граждане в буквальном смысле этого слова — афиняне чувствовали опасность, исходящую от асоциального поведения. Они видели, что такое поведение часто проявлялось в других формах: позиция «я лучше и праведнее всех», за которой проступает стремление навязать свои стандарты окружающим; чрезмерное тщеславие, удовлетворяемое в ущерб интересам общества; комплекс превосходства; тихое интриганство; разного рода социальность. Некоторые из этих типов поведения вели к созданию группировок, сеяли рознь, другие подрывали демократические устои общества, заставляя простых граждан ощущать рядом с ними собственную неполноценность и завидовать. Все это разрушительно сказывалось на благоденствии города. Афиняне не делали попыток перевоспитать людей, ведущих себя подобным образом, или как-то обособить их, или же применить по отношению к ним жестокие наказания — все эти подходы лишь привели бы к появлению новых проблем. Выход был простым и действенным: избавиться от них. Внутри любой группы можно проследить и обнаружить источник неприятностей — несчастливого, хронически неудовлетворенного человека, постоянно стоящего в оппозиции и заражающего общество своим образом мыслей. Вы не успеваете отдать себе отчет в том, что происходит, а неудовлетворенность, инакомыслие уже расползаются. Действуйте, пока еще можно распутать узел неприятностей и понять, кто все заварил. Прежде всего определите возмутителей спокойствия — вы их узнаете по заносчивому или повелительному виду. Обнаружив, не пытайтесь что-то в них изменить или потакать им — это только повредит делу. Атаковать их тоже не следует — ни напрямую, ни косвенно, ибо они небезопасны, агрессивны по природе и не остановятся ни перед чем, пока не уничтожат вас. Поступите по примеру афинян: избавьтесь от них, пока не поздно. Отделите их от группы, прежде чем они поднимут смуту. Не давайте им времени внести разлад и заронить тревогу или недовольство, нельзя позволить им развернуться. Пусть пострадает один ради того, чтобы остальные получили возможность жить спокойно. Когда дерево падает, обезьяны разбегаются. Китайская пословица СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА (2) В 1294 году кардиналы католической церкви собрались в Риме, чтобы избрать нового Папу. Их выбор пал на кардинала Гаэтани как человека весьма проницательного, сильного и жестокого. Роберт Грин «48 законов власти» Роберт Грин «48 законов власти» 328 Такой Папа мог бы принести Ватикану огромную власть. Приняв имя Бонифация VIII, Гаэтани скоро доказал, что высокое мнение о нем кардиналов было заслуженным: все свои действия он тщательно и дальновидно планировал, а затем не останавливался ни перед чем. Придя к власти, Бонифаций быстро избавился от противников и объединил Папскую область. Европейские властители в страхе перед политикой нового Папы стали направлять к нему посланников для переговоров. Король Альбрехт Австрийский уступил папству часть территории. Все шло по плану, намеченному Бонифацием. Один пункт не укладывался в схему — это была Тоскана, богатейшая провинция Италии. Если бы Бонифацию удалось заполучить Флоренцию, самый сильный город Тосканы, весь регион перешел бы в его руки. Но Флоренция была независимой республикой, и захватить ее было нелегко. Папе приходилось тщательно продумывать каждый свой ход. Флоренция была поделена на две соперничающие группировки — Белых и Черных. К Белым относились семьи горожан — торговцев и купцов, только недавно получивших богатство и власть. Черные были нобили — аристократы, обладатели накопленных веками состояний. Белые были более популярны в народе, и им удавалось одерживать верх, что вызывало растущее негодование Черных. Вражда между группировками становилась все более ожесточенной. Бонифаций решил использовать это в своих интересах: он задумал помочь Черным завладеть городом, после чего Флоренция была бы у его ног. По мере того как он изучал расстановку сил, его внимание все больше привлекал один человек, сильный соперник, Данте Алигьери, знаменитый литератор, поэт, убежденный приверженец Белых. Данте всегда живо интересовался политикой. Он страстно верил в республику и часто критиковал своих сограждан за мягкотелость. Он также был и самым красноречивым оратором в городе. В 1300 году (год, когда Бонифаций начал осуществление своих замыслов относительно Тосканы) единомышленники Данте проголосовали за избрание его на высший выборный пост в Тоскане, сделав его одним из шести приоров города. За полгода пребывания в этой должности Данте вел себя как бескомпромиссный противник Черных и противостоял всем попыткам Папы и его сторонников посеять в городе смуту. К 1301 году у Бонифация созрел другой план: он призвал Карла Валуа, могущественного брата короля Франции, помочь навести порядок в Тоскане. Пока Карл продвигался по Северной Италии, а Флоренция была охвачена тревогой и страхом, Данте сразу проявил себя как человек, сумевший объединить людей. Он страстно восставал против политики попустительства захватчикам и бился изо всех сил, чтобы вооружить горожан и организовать сопротивление Папе и его марионетке — французскому принцу. Бонифацию нужно было любой иеной нейтрализовать Данте. Поэтому, наводя страх на Флоренцию приближающейся армией Карла Валуа, другой рукой он протянул оливковую ветвь — предложил переговоры в надежде, что Данте клюнет на эту приманку. И Флоренция в самом деле решила послать депутацию в Рим и постараться добиться мира. Депутацию, как легко было предсказать, должен был возглавить Данте. ________________________________ ВОЛКИ И ОВЦЫ Однажды давным-давно волки направили к овцам посла, желая до поры до времени наладить с ними мир. «Почему, — сказали они, — мы должны всегда враждовать? Эти злые собаки — вот кто причина всех бед; они беспрестанно лают на нас и этим нас раздражают. Отошлите их прочь, и тогда ничто не помешает нашей вечной дружбе и миру». Глупые овцы послушались, собак прогнали, и стадо, лишившись своих лучших защитников, стало легкой добычей для своих коварных врагов. Эзоп (VI век до н. э.), «Басни» Кое-кто предостерегал поэта, что это уловка коварного Папы, желающего устранить Данте из города. Однако тот все же поехал в Рим, прибыв туда, когда войска французов подошли к воротам Флоренции. Он был убежден, что сумеет переубедить Папу и спасти город. Но Папа встретил депутацию грозно, нагнав, по своему обыкновению, страху на флорентийцев. «На колени Роберт Грин «48 законов власти» Роберт Грин «48 законов власти» 329 передо мной! — прогремел он. — Не противьтесь моей воле! Я говорю вам искренне, что хочу только мира». Присмиревшие и напуганные властным тоном, флорентийцы слушали Папу, а тот обещал, что будет поддерживать их интересы. Он посоветовал им возвращаться домой, оставив здесь для переговоров кого-нибудь одного. Бонифаций дал понять, что этим человеком должен быть Данте. Он говорил теперь подчеркнуто приветливо, но не оставляя сомнений в том, что сказанное следует считать приказом. Так получилось, что Данте остался в Риме. Пока он и Папа вели переговоры, Флоренция пала. Некому было сплотить Белых. Карл Валуа, используя финансовую поддержку Папы для запугивания и подкупа, быстро добился разобщения Белых — одни из них согласились на переговоры, другие переметнулись на противоположную сторону. Узнав об усилении позиции Черных, Папа немедленно отправил Данте из Рима. Черные приказали Данте вернуться домой, где ему предстояло узнать о предъявленных ему обвинениях и предстать перед судом. Поэт отказался. Тогда Черные приговорили его к смертной казни, которой надлежало быть приведенной в исполнение в том случае, если когда-нибудь он ступит на землю Флоренции. Данте влачил жалкую жизнь в опале, скитаясь по всей Италии, изгнанный из любимого им города. Он так и не вернулся во Флоренцию, даже после смерти. __________________________ ЖИЗНЬ ФЕМИСТОКЛА Так как уже и сограждане из зависти охотно верили разным наветам на Фемистокла, ему приходилось поневоле докучать им в Народном собрании частыми напоминаниями о своих заслугах. «Почему вы устаете, — сказал он недовольным, — по нескольку раз получать добро от одних и тех же людей?» Он навлек на себя неудовольствие народа также и постройкой храма Артемиды, которую он назвал «лучшей советницей», намекая этим на то, что подал городу и всем эллинам самый лучший совет, и к тому же построил этот храм близ своего дома в Мелите... Ввиду всего этого Фемистокла подвергли остракизму, чтобы уничтожить ею авторитет и выдающееся положение. Так афиняне обыкновенно поступали со всеми, чье могущество они считали тягостным для себя и несовместимым с демократическим равенством. Плутарх, (ок. 45—ок. 120 гг.) « Жизнеописание Фемистокла» ТОЛКОВАНИЕ Бонифаций знал, что, стоит ему устранить Данте со своего пути, Флоренции не выстоять. Он разыграл трюк, старый как мир — одновременно запугивая и предлагая мир, — и Данте попался на уловку. Заманив Данте в Рим, Папа без труда справился с задачей удерживать там поэта столько времени, сколько потребовалось для осуществления его замыслов. Бонифацию был ведом один из важнейших принципов игры власти: один непокоренный, сильный духом человек может превратить покорных баранов во львов. Поэтому он устранил нарушителя спокойствия. Лишившись вожака, овцы разбрелись. Помните: не теряйте времени, нанося во все стороны удары потому, что враг вам кажется многоголовым. Найдите одну голову, человека, обладающего сильной волей, умом или — и это важнее всего — харизмой. Во что бы то ни стало удалите этого человека с пути: когда он будет далеко, его воздействие ослабеет. Устранение может быть физическим (изгнание, отлучение от двора), политическим (ограничение политической и финансовой поддержки) или психологическим (разобщение его с группой единомышленников с помощью инсинуаций и клеветы). Рак начинается с единственной клетки. Устранив ее, вы предупредите распространение опухоли. КЛЮЧИ К ВЛАСТИ В прошлом целой нацией мог управлять король с горсткой приближенных. Только элита имела доступ к власти. С течением времени власть постепенно становилась все более демократичной и расчлененной. Это, однако, порождает обычное ложное ощущение, что у Роберт Грин «48 законов власти» Роберт Грин «48 законов власти» 330 группировок нет более центров власти, что власть равномерно распределена между многими людьми. В действительности, однако, власть, претерпев количественные изменения, осталась неизменной по существу. Возможно, поубавилось число могущественных тиранов, вершивших судьбы миллионов, но по сей день существуют тысячи карликовых деспотов, которые распоряжаются в своих мелких владениях, навязывая свою волю с помощью скрытых рычагов власти, харизмы и других механизмов. В каждой группе власть сконцентрирована в руках одного- двух человек, потому что это одна из тех областей, где природа человека всегда останется неизменной: люди всегда будут концентрироваться вокруг сильной личности, подобно планетам, обращающимся вокруг светила. Пребывать в заблуждении, что подобные центры власти не существуют более, означало бы делать бесконечные ошибки, тратить впустую энергию и время и никогда не достичь цели. Сильные люди никогда не теряют времени даром. Они могут сделать вид, что верят, будто власть поделена между многими, — но между тем будут внимательно следить за ключевыми фигурами группы, у которых на руках все козырные карты. Именно от них все зависит. Если начинаются неприятности, нужно искать, что лежит в основе, и вычленить из обшей картины одну сильную фигуру, человека, которого необходимо изолировать или убрать, чтобы буря улеглась. Доктор Милтон X. Эриксон, работая в качестве семейного психотерапевта, обнаружил, что если в семье разлад и неприятности, то неизбежно обнаруживается один человек, который является причиной этому. На своих сеансах он символически изолировал «гнилое яблоко», сажая его или ее в стороне от остальных, пусть даже всего в одном-двух метрах. Постепенно другие члены семьи начинали видеть в физически отстраненном от них человеке источник своих проблем. Если вы разобрались, кто является возмутителем спокойствия, очень важно суметь указать на это окружающим. Крайне важно осознать, кто управляет происходящим в группе. Помните: подобные люди процветают, прячась за спины других членов группы, скрывая свои подрывные действия за реакциями других. Сделайте их «работу» видимой, и они не смогут нарушать спокойствие и выводить всех из равновесия. Ключевым элементом стратегических игр является изоляция сил врага. В шахматах вы стараетесь загнать в угол короля. В китайских шашках го задача игрока — изолировать шашки врага в тупиках, где они делаются неподвижными и бесполезными. Часто лучше изолировать врага, чем уничтожить, — вы будете выглядеть менее жестоким при равном результате, поскольку в играх власти изоляция равносильна смерти. Наиболее эффективная форма изоляции — отделить жертву от основания ее власти. Когда Мао Цзэдун хотел исключить врага из правящей элиты, он не вступал в прямую конфронтацию с этим человеком. Он тихо и незаметно работал над тем, чтобы изолировать врага, разобщая его соратников, обращая их против него, уменьшая количество тех, кто его поддерживал. Вскоре получалось так, что человек незаметно сходил со сцены вроде бы сам по себе. В играх власти очень важно быть на виду, присутствовать физически. Один из законов науки обольщения гласит, что следует, особенно на ранних стадиях этого процесса, постоянно встречать свой предмет или создать впечатление, что вы постоянно находитесь рядом. Если вы будете часто отлучаться, чары рассеются. У первого министра королевы Елизаветы Роберта Сесила было два основных соперника: фаворит королевы граф Эссекс и сэр Уолтер Рейли, ее прежний фаворит. Министр выдумал для них поручение, отправив обоих с миссией в Испанию. Удалив их от королевы, он добился того, что их влияние на королеву было ослаблено, и сумел обвить ее своими щупальцами, укрепившись в положении верховного советника. Из этого эпизода можно извлечь двоякий урок. Первый: ваше отсутствие при дворе прежде всего опасно для вас, и поэтому ни под каким видом нельзя покидать сиену в ответственные моменты — ваше отсутствие может символически и реально стоить вам власти. Второй: своевременное удаление со сиены соперников — сильнейший ход. Изоляцию можно применять и с другими стратегическими целями. Если вы хотите соблазном привлечь к себе людей, бывает полезно вырвать их из привычной социальной среды. Оказавшись в изоляции, они будут более уязвимы, и ваше появление произведет удвоенный эффект. Так аферисты часто стараются вырвать свои жертвы из знакомого окружения, поместить Роберт Грин «48 законов власти» Роберт Грин «48 законов власти» 331 их в непривычную обстановку, где бы они чувствовали себя неуютно. В такой ситуации люди слабеют и легче поддаются на обман. Изоляция, таким образом, может оказаться сильным инструментом подавления воли людей. Часто можно встретить сильных, влиятельных людей, отделяющих себя от коллектива. Вероятно, власть опьянила их и заставила вообразить себя высшими существами. Возможно, они утратили навык общения с обычными людьми. Помните: это делает их крайне уязвимыми. Такого рода люди, сколь бы могущественными они ни были, легко могут лишиться всего. Последнее: когда по пастуху наносят удар, это безмерно пугает овец. Когда Фернандо Кортес и Франсиско Писарро вели свои отряды против империй ацтеков и инков, они избежали ошибки вести бои на многих фронтах и не поддались страху, увидев несметное войско противника. Они нанесли главный удар, захватив королей, Монтесуму и Атауальпу. Огромные империи пали. Когда ушли вожди, исчез смысл жизни. Ось, вокруг которой все вращалось, исчезла, и вся конструкция рухнула. Цельтесь в лидеров неприятеля, свергайте их, а затем наблюдайте за смятением в рядах врага и используйте бесчисленные возможности, которые при этом возникают. Образ: стадо разжиревших овей. Не тратьте драгоценное время на попытки выкрасть одну или двух овечек, не подвергайте риску свою жизнь и здоровье, сражаясь с овчарками, охраняющими стадо. Цельтесь в пастуха. Прогоните его — и псы последуют за ним. Сразите его — и стадо разбредется; теперь вы можете перетаскать овей одну за другой. Авторитетное мнение. «Натягивая лук — тяни изо всех сил. Выбирая стрелу — бери самую длинную. Чтобы подстрелить всадника, целься сначала в его коня. Чтобы одолеть разбойников, прежде схвати главаря. Подобно тому как соблюдаются границы государства, нужно соблюдать меру, убивая людей. Если атаку врага можно остановить, сразив одного предводителя, то к чему убивать и ранить остальных?» (китайский поэт Ду Фу, династия Тан, VIII век). ОБОРОТНАЯ СТОРОНА «Всякий урон, причиняемый человеку, должен быть облечен в такую форму, чтобы не пришлось потом опасаться его мести», — писал Макиавелли. Если вы собираетесь изолировать врага, постарайтесь, чтобы он ничего не понял и не пожелал отплатить вам той же монетой. Другими словами применяйте этот Закон с позиции превосходства, так, чтобы вам не приходилось опасаться мести и недовольства. Эндрю Джонсон, преемник Авраама Линкольна на посту президента США, считал присутствие Улисса С. Гранта в кабинете министров крайне нежелательным. Поэтому он изолировал Гранта, настояв на его выходе из правительства. Это возмутило великого генерала, и он ответил на насильственную меру тем, что занялся формированием республиканской партии и, победив на следующих выборах, сам стал президентом. Было бы умнее придержать человека, подобного Гранту, при себе, так он причинил бы меньше вреда; это лучше, чем вызывать у него желание отомстить. Часто полезно иметь людей на своей стороне, поближе к себе, чтобы можно было за ними приглядеть, чем сражаться с ними с риском нажить опасных врагов. Держа их под рукой, вы можете тихо заниматься ослаблением их базы, так что, когда придет время разделаться с ними, их падение совершится стремительно и жестко, а они и не поймут, что послужило его причиной. |