Главная страница
Навигация по странице:

  • Таким образом, можно сделатьследущие выводы.

  • Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии. 1 Особенности культурноисторического и деятельностного подхода в психологии личности 6


    Скачать 101.5 Kb.
    Название1 Особенности культурноисторического и деятельностного подхода в психологии личности 6
    АнкорКультурно-исторический и деятельностный подход в психологии
    Дата27.05.2022
    Размер101.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКультурно-исторический и деятельностный подход в психологии.doc
    ТипАнализ
    #552882

    Содержание

    Введение 4

    2. описать наиболее значимые теории личности в рамках культурно-исторического и деятельностного подхода, выявить их отличия от зарубежных теорий; 5

    3. описать основные направления и результаты исследований в психологии личности и их соответствие положениям культурно-исторического и деятельностного подхода. 5

    1 Особенности культурно-исторического и деятельностного подхода в психологии личности 6

    Анализ строения деятельности Леонтьев приложил к характеристике личности. Главными психологическими составляющими деятельности являются ее мотивы. Леонтьев разделяет мотивы на два вида: мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Включением понятия смысла в структуру деятельности он подчеркнул психологичность понимания личности. Леонтьев отметил особую функцию понятия «смысл» в структуре личности. 7

    Смысл получил характеристику личностного. В нем содержится отражение в сознании личности отношения мотива к цели. Личностный смысл выступает как особое сверхчувственное качество личности. Личностные смыслы интегрируются друг с другом в связанную систему, обозначенную Леонтьевым термином «смысловые образования личности». 7

    Иерархические связи мотивов образуют ядро личности. «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий». «Внутренние соотношения основных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль» личности». Выстроенные на едином деятельностном основании представления о личности позволили Леонтьеву рассмотреть широкий круг психологических явлений в мотивационной (потребности, эмоции), поведенческой (действия, деятельность) и когнитивной сферах. 8

    В когнитивной сфере особое место занимают сознание и самосознание. В сознании происходит процесс объединения деятельностей, развития и распада связей между ними. В концепции Леонтьева категории личность, сознание, деятельность выступают в своем диалектическом взаимодействии, триединстве. 8

    2 Теории личности в рамках культурно-исторического и деятельностного подхода 9

    3 Основные направления исследований в психологии личности, их соответствие положениям культурно-исторического и деятельностного подхода 11

    Заключение 17

    Список использованных источников 18

    2.Волкова, М. Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии / М.Н. Волкова. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007. – 78 с. 18

    Введение



    Актуальность темы. определяется тем обстоятельством, что анализ культурно-исторического и деятельностного подхода в современной психологии личности выступает необходимым этапом в решении одной из наиболее актуальных проблем современного общества - проблемы становления самостоятельной личности.

    Идеи Л.С. Выготского о культурно-исторической природе сознания и поведения и их дальнейшее развитие в ряде отечественных и зарубежных исследований создают богатейший психологический контекст, который многие десятилетия определял и еще долго будет определять основные направления развития гуманитарного знания.

    В работе «История развития высших психических функций» Л.С. Выготский представил культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации [3].

    Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»), например, механическая память становится логической, импульсивное действие – произвольным, ассоциативные представления – целенаправленным мышлением, творческим воображением.[10]

    Этот процесс – следствие процесса интериоризации, т.е. формирования внутренней структуры психики человека посредством усвоения структур внешней социальной деятельности. Это становление подлинно человеческой формы психики благодаря освоению индивидом человеческих ценностей.

    Суть культурно-исторической концепции можно выразить следующим образом: поведение современного культурного человека является не только результатом развития с детства, но и продуктом исторического развития.

    В методологии педагогической науки утверждается деятельность как основа, способ, средство и решающее условие развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др.) [4,6,13]. При этом разнообразие и продуктивность деятельности является условием усвоения общечеловеческой и профессиональной культуры личности.

    Цель работы: рассмотреть реализацию принципов культурно-исторического и деятельностного подхода в современной психологии личности.

    Задачи:

    1. раскрыть особенности культурно-исторического и деятельностного подхода в психологии;

    2. описать наиболее значимые теории личности в рамках культурно-исторического и деятельностного подхода, выявить их отличия от зарубежных теорий;

    3. описать основные направления и результаты исследований в психологии личности и их соответствие положениям культурно-исторического и деятельностного подхода.


    Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

    1 Особенности культурно-исторического и деятельностного подхода в психологии личности


    Становлению культурно-исторического и деятельностного подхода в психологии мы обязаны, прежде всего, трудам видного советского психолога Л.С. Выготского и его последователей: В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева и других психологов. Они опирались на общефилософские представления о том, что сознание человека формируется обществом и культурой. Культурно-историческая психология связана с анализом роли медиаторов-посредников (знак, слово, символ, миф) в становлении и развитии мышления и сознания человека.

    Культурно-историческая психология рассматривает развитие как взаимодействие двух линий: одна – естественное развитие, органический рост и созревание ребенка и другая – тесно связанное с этими процессами культурное совершенствование психологических функций, выработка новых способов мышления, овладение орудиями и культурными средствами поведения.

    На базе культурно-исторического подхода Л.С.Выготского строится психология развития. Основные положения культурно-исторической концепции Выготского [5]:

    - основой психического развития человека выступает качественное изменение социальной ситуации.

    - всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание.

    - исходной формой деятельности является развернутое ее выполнение человеком во внешнем или социальном, или коллективном плане.

    - психологические новообразования, возникающие у человека, производны от интериоризации исходной формы его деятельности.

    - существенная роль в процессе интериоризации лежит в различных знаковых и символических системах.

    - важное значение в деятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.

    Деятельностный подход в психологии личности разработан А. Н. Леонтьевым и явился одним из методологических принципов отечественной социальной психологии личности. Ключом к подлинно научному пониманию личности Леонтьев считал «исследование процесса порождения и трансформации личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях».

    Деятельность порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В отличие от индивида личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается». В основе представлений о личности лежит учение о деятельности, ее строении, ее развитии и ее преобразованиях, о различных ее видах и формах. Из всех этих разновидностей в качестве главной выделяется предметная деятельность.

    Исходными единицами психологического анализа личности являются деятельности субъекта, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций. Для понимания структуры личности важной представляется мысль Леонтьева об иерархическом отношении деятельностей. Соподчинение деятельностей, порождаемых ходом их развития, лежит в основании личности.
    Анализ строения деятельности Леонтьев приложил к характеристике личности. Главными психологическими составляющими деятельности являются ее мотивы. Леонтьев разделяет мотивы на два вида: мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Включением понятия смысла в структуру деятельности он подчеркнул психологичность понимания личности. Леонтьев отметил особую функцию понятия «смысл» в структуре личности. Смысл получил характеристику личностного. В нем содержится отражение в сознании личности отношения мотива к цели. Личностный смысл выступает как особое сверхчувственное качество личности. Личностные смыслы интегрируются друг с другом в связанную систему, обозначенную Леонтьевым термином «смысловые образования личности». Иерархические связи мотивов образуют ядро личности. «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий». «Внутренние соотношения основных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль» личности». Выстроенные на едином деятельностном основании представления о личности позволили Леонтьеву рассмотреть широкий круг психологических явлений в мотивационной (потребности, эмоции), поведенческой (действия, деятельность) и когнитивной сферах. В когнитивной сфере особое место занимают сознание и самосознание. В сознании происходит процесс объединения деятельностей, развития и распада связей между ними. В концепции Леонтьева категории личность, сознание, деятельность выступают в своем диалектическом взаимодействии, триединстве.
    Наиболее полная реализация деятельностного подхода в социальной психологии личности представлена в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений, разработанной А.В. Петровским. [1] Социально-психологический акцент этой концепции состоит в том, что основополагающими категориями в ней являются: личность, деятельность и коллектив. Важность этих категорий вынесена в название его книги «Личность. Деятельность Коллектив». Суть концепции деятельностного опосредования сводится к следующему. Межличностные отношения в группе опосредованы содержанием и ценностями группы.

    Спецификация деятельности, рассматриваемая с позиций деятельностного подхода, в концепции Петровского определяется тем, что эта деятельность совместная, социально детерминированная. Социально-психологические явления в группе определяются содержанием этой деятельности, многоуровневой структурой групповой активности, уровнем развития групп. Вектор этого развития – от диффузной группы до развития коллектива, который представляет собой группу, где «межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности».

    2 Теории личности в рамках культурно-исторического и деятельностного подхода


    К числу теорий, определивших лицо современной отечественной психологической науки, относится культурно-историческая теория Л.С. Выготского и общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Сторонники названных подходов были заняты изучением различных вопросов психологической науки и практики, в том числе и процесса формирования (становления) личности ребенка в зависимости от условий обучения и воспитания. Л С Выготский писал: «Открыть реально совершающиеся процессы развития, стоящие за обучением, значит открыть двери научному педологическому анализу» [4, с. 389-390].

    Рассмотрим характеристику культурно-исторической психологии Л. С . Выготского и деятельностной психологии А. Н. Леонтьева.

    А. Н. Леонтьев разделял собственно школу, школу в узком смысле слова и школу как направление – как известную программу, которая развивается и меняется Далее он отмечал, что его собственные взгляды «прямо исходят из общей жизненной программы Выготского» [8].

    Результаты соотнесения культурно-исторической и деятельностной психологии получили отражение в работах известных отечественных психологов. А. Н. Ждан в соответствии с известной метафорой Р. Декарта о дереве наук предлагает уподобить культурно-историческую психологию Л С Выготского его корням, а общие принципы психологической теории деятельности как конкретно-научную методологию – его стволу [7]. По мнению А.Н. Ждан, смысловое содержание культурно-исторической психологии Л. С . Выготского включает в себя следующее:

    – методологию системного историко-генетического анализа различных психических феноменов в контексте биогенеза, аноропогенеза, социогенеза и персоногенеза;

    – идею об изобретаемых в истории культуры знаках как «психологических орудиях» овладения поведением человека и социальных групп.

    Попытки сравнительного анализа деятельной психологии с другими психологическими теориями уже были предприняты. По мнению Д. А. Леонтьева, многие идеи В. Франкла сближают его концепцию с идеями деятельностного подхода [12]:

    – гипотезу об интериоризации, приводящей к преобразованию мира культуры в мир личности;

    – концепцию системного анализа развития и распада высших психических функций человека (социальных по происхождению, опосредованных по строению и произвольных по функционированию);

    – историко-генетическую системную концепцию мышления и речи;

    – представление о динамических системах как единстве аффекта и интеллекта и единицах анализа личности;

    – концепцию о зоне ближайшего развития высших психических функций ребенка и обоснование идеи об обучении как движущей силе психического развития ребенка [7].

    А. Н. Ждан приходит к выводу: «Анализ психологической системы Выготского позволяет утверждать: он признавал деятельность в качестве формы бытия человека. Деятельность – то целое, в котором поведение и сознание существуют в единстве» [7].

    Таким образом, идеи Л. С. Выготского составили коренную основу теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна. Концепция С. Л. Рубинштейна развивалась независимо от Л. С. Выготского, однако сформулированный им принцип единства сознания и деятельности стал органической частью общепсихологической теории деятельности.

    В В Давыдов формулирует шесть принципов культурно-исторической концепции Выготского, Леонтьева и всей научной школы Выготского:

    – основой психического развития человека выступает качественное изменение социальной ситуации или, говоря терминами Леонтьева, изменение деятельности человека;

    – всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание;

    – исходной формой деятельности является развернутое её выполнение человеком во внешнем или социальном, или коллективном плане;

    – психологические новообразования, возникающие у человека, производны от интериоризации исходной формы его деятельности;

    – существенная роль в процессе интериоризации лежит в различных знаковых и символических системах;

    – важное значение в деятельности сознания человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.

    Эти принципы нашли отражение в той или иной форме во всех научных отечественных школах, в том числе и школе П. Я . Гальперина, что и позволило А. Н. Ждан прийти к следующему выводу: «Созданная им общепсихологическая теория, органично связанная с культурно-исторической психологией Выготского, имеет статус методологической основы общей психологии» [7]

    3 Основные направления исследований в психологии личности, их соответствие положениям культурно-исторического и деятельностного подхода


    В настоящий время основные положения психологической теории деятельности и культурно-исторической концепции Л.С. Выготского все больше ассимилируются в западной традиции. Например, М. Коул проанализировал факты, полученные как в социо- и этнокультурных исследованиях, так и в области экспериментальной психологии и психологии развития [9]. Он пытается «описать и обосновать один из путей создания психологии, не игнорирующей культуру в теории и практике», предлагая строить новую культурную психологию на основе культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и его ближайших коллег - А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьева.

    По мнению М. Коула, культурная психология должна опираться «на идеи российской школы культурно-исторической психологии, американский прагматизм начала XX в. и некий гибрид идей, заимствованных из ряда других дисциплин».

    Деятельностный подход является основным подходом к изучению закономерностей развития сознания и личности человека в отечественной психологии.

    Условно можно выделить три направления исследований деятельностного подхода в психологии [10]:

    1 знаково-символическое направление в развитии психики (разрабатывалось Л. С. Выготским);

    2 личностное направление: личность формируется в деятельности (разрабатывалось С. Л. Рубинштейном);

    3 деятельность как самостоятельный предмет исследования (разрабатывалось А. Н. Леонтьевым).

    Приоритет переноса философской категории «деятельность» на психологическую почву принадлежит С. Л. Рубинштейну. Именно С. Л. Рубинштейн впервые выделил предметную деятельность как предмет психологической науки. Он обратил внимание на тот аспект, что формирование идеального плана может осуществляться в самодеятельности человека, результатом которой являются его развивающиеся психические свойства.

    А. Н. Леонтьев обратился к проблематике деятельности значительно позже С.Л. Рубинштейна, но именно ему принадлежит развернутая общепсихологическая теория деятельности.

    Теория деятельности – система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы.

    Категория деятельности тесно взаимосвязана с базовыми категориями психологии.

    А. Н. Леонтьев в качестве категорий, наиболее важных для построения целостной системы психологии как науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности выделяет категорию предметной деятельности, категорию сознания человека и категорию личности. Категория деятельности отмечается при этом как не только исходная, но и важнейшая [11].

    Б. Ф. Ломов в качестве базовых категорий психологии рассматривает категории отражения, деятельности, личности и общения.

    Категория деятельности тесно взаимосвязана с базовыми категориями психологии. Категория деятельности и психического отражения взаимосвязаны.

    Личность, по А. Н. Леонтьеву, есть «относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» [11, C. 135], это особое качество, социальное, которое возникает по мере существования человека в мире. Деятельность при этом является основанием формирования личности. Личность, согласно А. Н. Леонтьеву, не предсуществует деятельности, она в этой деятельности порождается. Такое понимание дает основание для структурирования личности: структура личности – это структура деятельностей и стоящая за ней структура мотивов и потребностей. Именно деятельности являются, согласно А. Н. Леонтьеву, единицами психологического анализа личности. [2]

    В психологической теории деятельности категория деятельности стала центральной в объяснении механизмов формирования, природы, особенностей строения и функционирования сознания.

    Разрабатывая теорию личности как субъекта единства сознания и деятельности, С.Л.Рубинштейн делает следующие важные теоретические обобщения относительно основных особенностей деятельности [13]:

    1. Деятельность субъектна, т. е. может осуществляться только человеком, сознательно преследующим свою цель.

    2. Деятельность предполагает взаимодействие субъекта с объектом, то есть всегда предметна, реальна, содержательна.

    3. Деятельность сознательна и целенаправленна.

    4. В деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются.

    Деятельность – это всегда целеустремленная система, со сложными связями между ее компонентами, нацеленная на результат. Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования (совокупность действий) и его результат.

    Благодаря деятельности личность человека, ее психические процессы развиваются, формируются способности и характер, а целенаправленное воздействие на объект ведет к удовлетворению потребностей человека.

    Механизм социального развития в процессе деятельности заключается в следующем. Самостоятельная, осознанная деятельность, самодеятельность возникает у человека как средство достижения значимой для него цели, средство удовлетворения его потребности.

    Принципиальная схема развития личности на основе деятельности заключается в том, что на одних этапах изменяются потребности и мотивы (это деятельность по усвоению норм человеческих отношений). На других этапах развиваются человеческие возможности (предметно-практическая деятельность). Звенья в этой цепи чередуются, вступая в противоречие и подталкивая друг друга к саморазвитию.

    Для объяснения роли деятельности в развитии личности используется понятие «ведущая деятельность». Это как деятельность, выполнение которой формирует основные психологические новообразования человека на определенной ступени развития его личности, или по-другому деятельность, ведущая за собой развитие. Внутри ведущей деятельности происходит подготовка, возникновение и дифференциация других видов деятельности.

    Предметом концепции А.Н. Леонтьева является личность как иерархия деятельностей, за которой стоят соподчиненные мотивы. Основные задачи: исследовать роль деятельности в функционировании и развитии человека, а также личностные структуры с точки зрения их формирования в деятельности [11, с. 98].

    Изучение основ двух методологических функций категории деятельности было начато еще Л. С. Выготским. В своей теории высших психических функций Л. С. Выготский акцентировал внимание на изучении первой методологической функции деятельности – деятельности как общем методологическом принципе, при этом деятельность рассматривалась им как категория надиндивидуального, культурного уровня.

    Идея деятельности как главного объяснительного принципа разрабатывалась С.Л. Рубинштейном, а также присутствовала в исследованиях А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Деятельность в качестве особого предмета исследования, т.е. второй ее методологической функции интенсивно изучалась А. Н. Леонтьевым и его последователями. А. Н. Леонтьевым проведен развернутый анализ макроструктуры деятельности, выделены ее формы и виды.

    А. Н. Леонтьев рассматривал категории психического отражения, личности в неразрывной связи с категорией предметной деятельности. В своих работах он подчеркивал, что психическое отражение порождается именно в процессе развития чувственно-практической деятельности и вне целостной ее системы не может быть понято. В тоже время данная линия исследований проводилась С. Л. Рубинштейном и его последователями. В работах С. Л. Рубинштейна мы находим общую схему психологического анализа деятельности и ее основных компонентов: мотивов, целей, действий, операций.

    Идеи, выдвинутые С. Л. Рубинштейном при разработке проблемы деятельности, развивались его учениками и последователями – К. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинским и др. Данное направление деятельностной проблематики в отечественной психологии получило название субъектно-деятельностного подхода.

    В разработку проблемы деятельности внесли большой вклад исследования Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, В. В. Давыдова, Е. А. Климова, В. Д. Шадрикова и другие.

    В деятельностном подходе раскрывается положение о том, что анализ системы деятельностей, реализующих жизнь человека в обществе, приводит к раскрытию такого многоуровневого системного образования, как личность.

    Использование культурно-исторического подхода в психологии в настоящее время открывает новые горизонты не только в различных отраслях психологии, но и в сферах образования, медицины, этносоциологии, семейной терапии и т. д. По словам А.Г. Асмолова, «сегодня нет одной культурно-исторической психологии школы Л.С. Выготского, а есть множество культурно-исторических психологий». Существуют три фактора, без которых нет современной культурно-исторической психологии: деятельностный стиль мышления, уникальная деятельностная методология; особый тип эксперимента, доказавший свою состоятельность при изучении памяти, восприятия, других высших психических функций и, наконец, само действие; идея развития, истории, новый недарвинистский эволюционизм. [1]

    В свое время А.И. Леонтьев определил основные направления развития психологии в XXI веке - ценностная этическая драматическая психология; культурно-историческая психология; психология как социальное конструирование миров. Неклассическая психология, вырастающая из культурно-исторической деятельностной программы школы Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева и А.Р. Лурия, имеет шанс стать ведущей наукой о человеке XXI века.

    Заключение


    Таким образом, можно сделатьследущие выводы. К числу теорий, определивших лицо современной отечественной психологической науки, относится культурно-историческая теория Л.С. Выготского и общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.

    Сторонники названных подходов были заняты изучением различных вопросов психологической науки и практики, в том числе и процесса формирования (становления) личности ребенка в зависимости от условий обучения и воспитания.

    Культурно-историческая психология рассматривает развитие как взаимодействие двух линий: одна – естественное развитие, органический рост и созревание ребенка и другая – тесно связанное с этими процессами культурное совершенствование психологических функций, выработка новых способов мышления, овладение орудиями и культурными средствами поведения. Культурно-исторический подход изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры.

    Теория деятельности – система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Деятельностный подход является основным подходом к изучению закономерностей развития сознания и личности человека в отечественной психологии. В деятельностном подходе раскрывается положение о том, что анализ системы деятельностей, реализующих жизнь человека в обществе, приводит к раскрытию такого многоуровневого системного образования, как личность.

    Культурно-исторический и деятельностный подходы все более актуальны в самых различных отраслях психологического знания. В частности, к культурно-историческому подходу велик интерес в области семейной терапии, где много внимания уделяется кросскультурным сравнениям, а также изучению специфики психологической работы с семьями в конкретной культуре.

    Список использованных источников


    1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. – М.: Академия, 2007. – 528 с.
    2. Волкова, М. Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии / М.Н. Волкова. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007. – 78 с.


    3. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.

    4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.

    5. Гуляев, Ю.Ю. Проблема становления личности в культурно-исторической (культурно-деятельностной) и гуманистической психологии: психолого-педагогический анализ / Ю.Ю. Гуляев, М.А. Степанова // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2017. – № 2. – С. 20-39.

    6. Давыдов, В.В. Психическое развитие и воспитание / В.В. Давыдов // Философско-психологические проблемы развития образования / под ред. В.В. Давыдова. – М., 1981. – С. 146–169.

    7. Ждан, А.Н. Л.С. Выготский и научные школы Московского университета: единство в разнообразии / А.Н. Ждан // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 1. – С. 29-34.

    8. Интервью с Алексеем Николаевичем Леонтьевым // Культурно-историческая психология – 2013 – № 4 – С. 2-24.

    9. Коул, М. Культурно-историческая психология / М. Коул. Наука будущего. – М., 1997.

    10. Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании : учеб.-метод. пособие / сост. О.А. Еник. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013. – 127 с

    11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

    12. Леонтьев, Д.А. Франкл Виктор // Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П . Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003 – С 578.

    13. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л Рубинштейн. В 2 т. – М.: Педагогика, 1989.








    написать администратору сайта