ГОСЫ. Блок Теория государства и права
Скачать 24.54 Kb.
|
Блок «Теория государства и права» 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина: предмет, объект, методы, функции. Место и роль теории государства и права в системе юридических и общественных наук. Понятие ТГП- это наука изучающая государственные и правовые явления общественной жизни. Понятие ТГП употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле по ТГП подразумевается вся юридическая наука. В этом значении данное понятие употребляется очень редко т.к. вместо него обычно используется такие понятия как правоведение, юриспруденция. Под ТГП в узком смысле подразумевается одна из юридических наук, которую традиционно именуют ТГП. ТГП как наука - это совокупность знаний и представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития, и функционирования Государства и Права. ТГП как учебная дисциплина - это юридическая дисциплина, изучаемая в высших учебных заведениях обобщающая достижения науки теории государства и права и излагающая эти достижения в установленных формах. Предметом ТГП выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.). Объект ТГП - государство и право, государственно-правовые явления. Метод теории государства и права — система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений. 1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика); 2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки: а) общефилософские — методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика); б) исторический — метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием; в) функциональный — метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций; г) логический — метод, основанный на использовании: — анализа — разделения объекта на части; — синтеза — соединения в единое целое ранее разделенных частей; — индукции — получения знаний по принципу «от частного к общему»; — дедукции — получения знаний по принципу «от общего к частному»; — системности — исследования государственно—правовых явлений как систем; 3) частнонаучные (специальные) методы, направленные на изучение особенностей предмета познания: а) формально—юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий; б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.; в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах; г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы: — статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений; — моделирования. Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов; — синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д. Функции теории государства и права — основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике. Функции теории государства и права: 1) онтологическая — функция, которая изучает государственно—правовые явления, исследует их и анализирует; 2) гносеологическая — функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций); 3) прогностическая — функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы; 4) методологическая — функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно—правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно—правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов; 5) прикладная — функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно—правовой действительности; 6) политическая (политико—управленческая или организационно—управленческая) — функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики; 7) эвристическая — функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права; 8) идеологическая — функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно—правовых явлений; 9) практически—организаторская — функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно—правового строительства, законодательства и юридической практики; 10) воспитательная — функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания; 11) теоретико—познавательная — функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно—правовых явлений; 12) учебная — функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку. Можно выделить роль и место теории государства и права в системе юридических наук: • теория государства и права — это система знаний, концентрирующая всю совокупность юридических наук; • теория государства и права изучает общие закономерности государственно-правовых явлений, а отраслевые юридические науки — лишь отдельные стороны (например, уголовное право — преступление и уголовную ответственность, а теория государства и права — правонарушение и юридическую ответственность вообще); • для отраслевых юридических наук теория государства и права выступает базовой, фундаментальной дисциплиной — вырабатывает основные понятия и категории путем обобщения знаний отдельных дисциплин, систематизирует эти знания; • теория государства и права черпает эмпирический материал из отраслевых юридических наук и в значительной степени занимается разрешением наиболее общих методологических проблем; • занимая особое место в системе юридических учебных дисциплин, теория государства и права дает студентам знания о наиболее общих закономерностях государственно-правовой жизни общества, закладывает фундамент общей юридической культуры, юридического мышления, а также дает первичные представления об основных понятиях и категориях государства и права, без которых невозможно изучение других юридических дисциплин. 2. Общая характеристика теорий происхождения государства. Теории происхождения государства и права — это научные концепции, объясняющие условия и причины возникновения государства. Основные теории происхождения государства и права: Теологическая теория; Патриархальная теория; Органическая теория; Теория насилия; Психологическая теория; Теория общественного договора (естественного права); Историко-материалистическая теория. Теологическая, патриархальная, органическая теории Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения государства и права. Она объясняла их происхождение исключительно божественной волей. Представители теологической теории: религиозные деятели средневековой Европы (XIII век — Фома Аквинский), Древнего Востока, идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты). Теологическая теория отстаивает идеи вечности и незыблемости государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле, как воле Бога, которая проявляется через религиозные организации и церковь. Теологическая теория недоказуема, ее невозможно прямо опровергнуть. Вопрос об истинности теологической теории решается только вместе с вопросом о существовании Высшего Разума, Бога и т.п. Патриархальная теория. Ее основатель — Аристотель (III в. до н.э.). Идеи патриархальной теории высказывали и поддерживали Михайловский, Фильмер и др. Суть теории в том, что государство появляется из разрастающейся во времени, из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится монархом, главой государства. Его власть является продолжением власти отца. Монарх выступает отцом всех подданных. Все население должно подчиняться законам и государственной власти. Патриархальная теория полностью опровергнута исследованиями современных ученых. Не существует ни одного исторического свидетельства, подтверждающего эту теорию. Доказано, что патриархальная семья и государство появились одновременно в процессе разложения первобытнообщинного строя. Родственные связи в таком обществе достаточно быстро утрачиваются. Органическая теория возникла в XIX веке в результате определенных успехов в естествознании. Еще древнегреческие мыслители сравнивали государство с живым организмом, законы которого представляли собой процессы человеческой психики. С появлением дарвинизма социологи и юристы стали применять некоторые биологические закономерности (эволюция, межвидовая и внутривидовая борьба, естественный отбор и т.д.) на социальные процессы. Наиболее яркие представители этой теории: Г. Спенсер, Блюнчли, Прейс, Вормс и др. Согласно органической теории человечество появляется в виде результата эволюции животного мира: Развитие человечества привело к объединению людей, обусловленных процессом естественного отбора (противостояние и борьба с соседями) в единый организм — государство. В этом организме функции мозга выполняет правительство, которое управляет всем организмом, используя право в качестве импульсов, передаваемых мозгом. Низшие классы выполняют функции обеспечения жизнедеятельности организма (внутренние функции), а господствующие классы — внешние функции (нападение, оборона). Органическая теория проявила свою несостоятельность. Все существующее в ней выстроено с учетом разных уровней проявления, жизнедеятельности и бытия. Развитие каждого уровня обусловлено характерными для этого уровня законами (классической и квантовой механики, биологии, химии и т.п.). Как нельзя объяснить эволюцию исходя только из законов естественных наук, так и нельзя распространить на развитие человеческого общества биологические законы. Отдельные положения органической теории можно использовать, как аналоги для понимания процессов возникновения государства. Теория насилия появилась в XIX веке. Основные представители: К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг и др. Теория насилия объясняет происхождение государства и права определенными аспектами военно-политического характера — союзом племен. Государственный аппарат создавался для подавления порабощенного племени, принимались нужные законы. Возникновение государства — реализация закономерности принципа подчинения слабого сильному. Сторонники теории опирались на факт происхождения таких государств, как: венгерское раннегерманские и др. Психологическая теория появилась XIX веке. Ее представители: Л.И. Петражицкий, Г. Тард и др. Появление государства и права объяснялось развитием и проявлениям свойств человеческой психики: подражанием, потребностью подчиняться, осознанием справедливости определенных вариантов отношений и действия, зависимости от элиты первобытного общества и др. Социальные закономерности могут реализоваться только через человеческую деятельность и поведение. Свойства психики оказывают некоторое влияние на реализацию этих закономерностей, но при этом не являются решающими. Сама психика формируется под воздействием соответствующих социальных, экономических и других внешних условий. Теория естественного права, или общественного договора. Теория возникла в XVII-XVIII вв., ее разрабатывали Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, В. Спинозы, А.Н. Радищева Ж.Ж. Руссо, и др. Большинство концепций рассматривает идею «естественного права», наличия у каждого естественных и неотъемлемых прав, полученных от Природы или Бога. В процессе развития права одних людей входят в противоречие с правами других; возникает насилие и нарушается порядок. Для обеспечения нормальной и полноценной жизни люди заключают договор о создании государства, при этом часть прав от одних людей передается другим. Отдельные положения отображены в конституциях ряда европейских стран. Историко-материалистическая теория связана с именами Л. Моргана, К. Маркса и Ф. Энгельса. Суть теории в том, что государство появляется, как естественный результат развития религии, первобытного общества, экономического развития, которое обеспечивает материальные условия появления государства и права, определяет социальные трансформации общества, представляющие важные условия и причины возникновения государства и права. Историко-материалистическая теория включает 2 подхода: Решающая роль принадлежит возникновению классов, противоречиям между ними и непримиримости классовой борьбы; государство представляет собой продукт непримиримости, орудие подавления иных классов господствующим классом; Общество усложняется в результате экономического развития, что требует усовершенствования форм управления и приводит к возникновению государства. 3. Понятие и признаки государства. Разнообразие подходов к понятию и определению государства. Государство - это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. К числу обязательных признаков государства принято относить: Территорию, которая представляет собой пространственную основу государства, его физическую и материальную базу. Важность данного признака состоит в том, что без территории, площадь которой может изменяться в результате определенных исторических событий, государство не может существовать в принципе; Население – человеческое общество, территория проживания которого совпадает с территорией государства, ввиду чего, а также в связи с наличием общих черт культуры и исторического сознания, население обладает свойством принадлежности к государству; Публичная власть – наличие государственно-властного аппарата, способного влиять на существующие в обществе процессы, выраженного в единой иерархичной системе органов и учреждений; Наличие правовой системы, состоящей из совокупности общеобязательных правил поведения, реализация которых обеспечивается возможностью применения принудительной силы государства; Система правоохранительных органов, деятельность которого выражается в функционировании органов судебной власти, органов прокуратуры, внутренних дел и т.д., для целей обеспечения безопасности государства и граждан от внутренних и внешних угроз; Государственный суверенитет, предполагающий верховенство государства в решении вопросов, связанных с реализацией внутренней политики и независимость государства в решении вопросов на международной арене; Фискальная система, предполагающая взимание государством налогов, то есть обязательных безвозмездных платежей в заранее установленных размерах и сроки, необходимых для содержания аппарата управления и принуждения, поддержки социальной сферы, создания резервов и т.д. |