Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель

  • Предметом

  • Деревянное зодчество в древнерусский период

  • Деревянное зодчество в петровское время

  • Отношение к дереву русских зодчих

  • Глава 2. Деревянное зодчество в Архаринском районе 2.1 Развитие и особенности

  • 2.2 Памятники деревянного зодчества

  • Глава 3. Создание учебного пособия 3.1. Идея для создания

  • 3.2. Технология и этапы изготовления

  • Проект Деревянное зодчество. проект дерев. зодчество. Жетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новоспасск проект деревянное зодчество


    Скачать 39.32 Kb.
    НазваниеЖетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новоспасск проект деревянное зодчество
    АнкорПроект Деревянное зодчество
    Дата08.06.2022
    Размер39.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапроект дерев. зодчество.docx
    ТипРеферат
    #576703

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    С. НОВОСПАССК

    ПРОЕКТ

    Деревянное зодчество

    Выполнил:

    ученик 10класса

    Медведев Кирилл

    Руководитель: Кардава В.А.,

    учитель истории

    Новоспасск, 2021

    СОДЕРЖАНИЕ




    Введение………………………………………………………………….

    3

    1.

    История и традиции русского деревянного зодчества………………...

    4




    1.1.

    Зарождение и развитие русского деревянного зодчества……….

    4




    1.2.

    Деревянное зодчество в древнерусский период…………………

    4




    1.3.

    Деревянное зодчество в петровское время………………………

    5




    1.4.

    Отношение к дереву русских зодчих……………………………..

    5




    1.5.

    Процесс создания деревянного шедевра…………………………

    6

    2.

    Деревянное зодчество в Архаринском районе…………………………

    7




    2.1.

    Развитие и особенности…………………………………………...

    7




    2.2

    Памятники деревянного зодчества……………………………….

    8

    3.

    Создание учебного пособия……………………………………………..

    8




    3.1.

    Идея для создания…………………………………………

    8




    3.2.

    Технология и этапы изготовления………………………..

    8




    Заключение……………………………………………………………….

    10




    Литература………………………………………………………………..

    11




    Приложение………………………………………………………………

    12





    Введение

    Строительство деревянных домов в современном мире является доступным, как в информативном плане, так и в материальном. Огромное количество рекламных роликов по телевизору, на радио, богатейший выбор строительных материалов на полках магазинов – все это является отличной «подпиткой» знаний о современных способах строительства. А как строилидеревянные избы в древней Руси? Ведь то, что делали со своими домами люди пару веков назад, без интернета и рекламы просто поражает.Я думаю, не стоит забывать о способах строительства наших предков. Они строили здания на века: некоторые из них даже сохранились до наших дней. Тем более, данная информация может помочь ученикам в изучении истории России.

    Цель моего исследования: рассказать школьникам о русском деревянном зодчестве и помочь им в изучении истории родной страны и истории их малой Родины.

    Задачи проекта:

    1. Найти информацию о русском деревянном зодчестве.

    2. Создать учебное пособие «Русская изба и инструменты для её создания.

    3. Рассмотреть, как обстоит ситуация с деревянным зодчеством в Архаринском районе.

    4. Приготовить фотографии традиционных деревянных зданий, расположенных на моей малой Родине.

    Предметом моего исследования будут памятники деревянного зодчества, находящиеся в селах Архаринского района.

    Объектами моего исследования будут: способы строительства русских мастеров по дереву; история развития русского деревянного зодчества; шедевры деревянного зодчества, находящиеся на моей малой Родине. В своем исследовании я буду использовать метод поиска и анализа информации.

    Глава 1. История и традиции русского деревянного зодчества

    1.1 Общая характеристика русского деревянного зодчества

    Деревянное зодчество Древней Руси и России — это народная архитектура, «единственным материалом которой было дерево, а единственным орудием возведения был топор» (Я.В. Малков). Она выражает мировосприятие русского народа, его вкусы и образ жизни.

    Строения из дерева c древних времён до нас не дошли. Но так как навыки и принципы строительства сохранялись из поколения в поколение, мы можем судить о них по постройкам более позднего времени, сохранившимся изображениям и описаниям в письменных источниках.

    8 характеристик русского деревянного зодчества:

    1. Бережное отношение к окружающей среде.

    2. Единственность строительного материала.

    3. Следование традиционным способам и приёмам возведения построек.

    4. Взаимосвязь дерева с мироощущением и потребностями человека.

    5. Сочетание эффективного, логичного и творческого использования природных форм дерева в сооружении.

    6. Слияние практичности и красоты.

    7. Способность постройки длительно выполнять требуемые функции в определённых условиях.

    8. Возможность разборки и перевозки.




      1. Деревянное зодчество в древнерусский период

    Воссоздать основные этапы развития деревянного зодчества Древней Руси можно, если сохранившиеся образцы сопоставить с изображениями и описаниями в исторических документах.Мы мало знаем о древних языческих храмах славянских племён. В начале ХХ века польский архитектор Казимир Молковский по описаниям немецких путешественников реконструировал храмы поморских славян Х века — контыны. Русский исследователь народной архитектуры М. В. Красовский пришёл к выводу, что эти реконструкции в общих чертах весьма близки к истине.План храмов простой и соответствует плану жилой избы: прямоугольник, разделённый на 2 части. Материалом для строительства служили колоссальные бревна, отесанные на четыре канта, и такие же доски. Стены рубились в углах «с остатком» и, для поддержания широких свесов кровель, устраивались «повалы». Вокруг капища (храма), приблизительно на 1/3 высоты его стен, делали дополнительную кровлю.Бесценные сведения о более древнем периоде развития деревянной архитектуры дают нам письменные документы с описаниями городов, церквей, теремов и мостов.Авторы источников отмечают, что русские плотники строили «по старине», «как водится». О верности народных мастеров традициям деревянного зодчества говорят сохранившиеся постройки крестьянских изб и усадеб, формы утраченной Кондопожской церкви (1774 год), конструкции церкви Преображения в Кижах (1694—1714 ) и другие. Деревянное зодчество Древней Руси прошло огромный путь — от примитивного сруба до грандиозных хором дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Оно выработало настолько совершенные приемы композиции и структуры зданий, что они не требуют замены их новыми.Кроме жилых домов и храмов из дерева строили мосты и фортификационные сооружения. Археологические раскопки в Новгороде обнаружили деревянные водопроводы и мостовые. Интересно, что улицы в Новгороде мостили уже в Х веке. А это на 2 века раньше, чем в Париже, и на 5 веков раньше, чем в Лондоне.


      1. Деревянное зодчество в петровское время

    На рубеже XVII-XVIII веков в России Пётр I в корне менял весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего сословия. Агрессивно насаждались ценности западноевропейской культуры. Основным строительным материалом становится камень. Изменение образа жизни, стремление угодить власть имущим привело к тому, что старинные деревянные храмы переделывали, меняли их внешний вид и внутреннее убранство. Бревенчатые стены древних построек обшивали и красили, тесовые и лемеховые кровли заменяли железными, шатровые крыши колоколен превращали в шпили. Неузнаваемыми становились интерьеры. Крестьяне в центральной части российских земель продолжали строить из дерева, но архитектура упрощалась, а навыки терялись.

      1. Отношение к дереву русских зодчих

    Не каждое дерево могло стать строительным материалом. Кроме породы леса, времени и способа заготовки строители-«древодели» обращали внимание на все естественные конструктивные, эстетические качества дерева и на его мифологическое значение. Например, конструктивная деталь безгвоздевой крестьянской крыши - «курица». В.И.Даль дает точное функциональное определение: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю». Делали их из тонкоствольной ели, крюк (окручье) вытесывали из её корневища. Кроме практической, она выполняла декоративную функцию и оберегательную. Мифологически ель относится к миру предков, а живущие обращались к предкам с просьбой о защите. Это же можно говорить в отношении повала сруба, который увеличивает свес крыши и защищает стены от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен. Консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища, балконы и другие детали украшали символами магического узорочья.

    Русские зодчие всё конструктивно-функциональное делали одновременно архитектурно-художественным. К дереву относились как к материалу творчества. Традиционные архитектурно-конструктивные приёмы деревянного зодчества Руси выработаны и отточены веками. Из сочетания многократно повторяющихся форм создаётся разнообразие и неповторимость построек. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.

      1. Процесс создания деревянного шедевра

    Строительный процесс начинался с валки леса. Срубленное дерево нужно было очистить от сучьев и коры. Несмотря на то, пилы уже тогда получили известность, все же главным орудием был топор. Пила использовалась в основном в столярном деле. А вместо привычных гвоздей, забивали костыли из дерева. После того, как «сруб» был готов к использованию, бревна скрепляли по 4 штуки и они образовывали, так называемый «венец».Фундамент древнерусской избы складывался из массивных валунов на основании из камня. Люди считали, что такая постройка отлично сохраняет тепло и меньше подвержена гниению. 

    Существуют 3 вида «срубов», различающихся скреплением:

    • «в режь» - не тесно уложенные бревенчатые доски, порой их даже не скрепляли, они просто были разделены по парам. Такое скрепление характерно для кладовых помещений;

    • «в лапу» - концы бревен не выходили за пределы стены. Здесь бревна были сложены более плотно, но зимой в углах могло задувать;

    • «в обло» - скрепленные концы бревен слегка выходят за пределы стены. Оно было самым надежным и именно его применяли для строительства жилых помещений. 

    Двери в дома делали низко, ближе к земле, а окна наоборот выше, таким образом, тепло лучше сохраняется. Над окнами крепили козырьки-наличники. Делалось это для того, чтобы защитить окна от снега и дождя. Также на оконные рамы крепили ставни. Соседям было удобно понимать проснулись уже хозяева или нет, в зависимости от того закрыты ставни или открыты. Поразительно, что при необходимости избу можно было разобрать по бревнышку, перенести в другое место и снова собрать. Как уже упоминалось выше, гвозди не использовались в постройках древнерусских домов. Часть бревен, уменьшающаяся к концу, использовалась для окончания работ с двумя торцевыми стенами. На них лесенкой выкладывали длинные продольные деревянные шесты. А сверху вниз устанавливали тоненькие деревянные стволы, они поддерживали выдолбленное дерево – «потолок». Стык между досками в верхней части закрывали с особым вниманием, поскольку было необходимо защитить избу от дождливой погоды. Самой главной частью дома является крыша, в древности ее называли «верхом». На русских избах ее покрывали самыми различными материалами. Некоторые люди связывали соломенные пучки и выкладывали вдоль крыши, кто-то щепки от осиновых палений насыпал в 2-3 слоя, образовывалась чешуйчатая поверхность. Но самым ценным покрытием был «тес», т.е. доски. Бревно раскалывали вдоль на максимальное количество частей и выкладывали на крыше, в щели забивали клинья. Крышу обязательно покрывали в несколько слоев. «Верх» делали с тем расчетом, что если какая-то доска придет в негодность, должна быть возможность заменить исключительно ее, не разрушая при этом всю кровлю. Делалась она в зависимости от финансового положения строителя: «клетский» - по другому, его называли «шатровым», это наиболее бюджетный вариант «верха», имел вид пирамиды с восемью гранями. «куб» был еще мудреней, с виду напоминал громоздкую луковицу с четырьмя сторонами. Самой сложной считалась «бочка», она представляла собой двускатное покрытие с едва заметными очертаниями кривых линий, на конце был острый гребень. Наибольшее распространение среди русского народа получили «шатровые» крыши. Избы на Руси поражают качеством постройки: построены без единого гвоздя, а стоят так, что не сдвинуть. Стройка, как правило, начиналась в начале весны, а заканчивалась к началу зимы.Особенностью древнерусского зодчества было то, что при строительстве в качестве инструмента использовалисьтолько топоры. Пилы применялись только при внутренних работах, потому что она при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для впитывания воды. Топор же сминает волокна, как бы запечатывает торцы бревен, и они дольше служат.Поэтому до сих пор в ходу выражение «срубить избу». И гвозди не использовали, а применяли деревянные костыли — «шканты».

    Глава 2. Деревянное зодчество в Архаринском районе

    2.1 Развитие и особенности

    Уже в конце 19 века, во время начала активного освоения Дальнего Востока, на территории Архаринского района появились первые поселения, такие как Домикан и Иннокентьевка, основанные казаками-переселенцами. Переезжая на новое место жительства, переселенцы брали с собой и обычаи домостроительства. Деревянные рубленые избы и церкви мало чем отличались от традиционных строений в центральной России. Поселенцы лишь приспосабливали их к суровому амурскому климату. До революционных событий 1917 года деревня Домикан была одной из самых зажиточных по всему течению Буреи, у многих староверов, живших в ней, были настоящие двухэтажные терема. Старообрядчество предполагало соблюдение традиций во всем, в том числе в строительстве домов. В соседних деревнях дома были поскромнее, но традиции строительства нарушены не были. Многие жители, отказавшись от теса, крыли крыши железом. Огромные запасы леса и льготы со стороны царской власти способствовали росту и процветанию деревень. Все изменилось после прихода советской власти. Многих крестьян раскулачили, а их дома разобрали и растащили на строительство бараков. Последующие война и репрессии уничтожили большую часть плотников, владеющих этим сложным искусством. Широкое распространение получил брус, и все дома стали делать из него. Строя дома на скорую руку, никто уже не заботился об их украшении.

    2.2 Памятники деревянного зодчества

    В ходе работы над проектом я делал фотографии памятников деревянного зодчества (приложение 1). В моем родном селе сохранилась всего одна рубленая изба традиционного устройства.

    Глава 3. Создание учебного пособия

    3.1. Идея для создания

    Анализируя информацию по теме, я очень заинтересовался устройством и способами украшения деревянной избы. Конечно, у меня нет возможности построить настоящую избу. Но я могу создать учебное пособие в виде плаката. Данное изделие может стать помощником на уроках истории или просто радовать взгляд. Не зря же говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

    3.2. Технология и этапы изготовления

    Технология изготовления моего учебного пособия довольна проста. Нужно взять большой лист плотной бумаги, нарисовать на нем нужную зрителям информацию и сделать приспособление для крепления на стену.

    Заключение

    Русское деревянное зодчество - великое достояние, доставшееся нам от наших предков. В традиционных домах красота сочетается с практичностью и экологичностью. Наша область в этом плане уникальна. Здесь русское зодчество получило распространение относительно недавно, и многие дома сохранились до сих пор, а в некоторых даже живут люди. Села Архаринского района – не исключение. Здесь памятники деревянного зодчества представлены в основном старинными деревянными жилыми домами. В российской истории были эпохи, когда про деревянное зодчество просто забывали, уничтожали его. Но некоторые памятники и умения мастеров чудом дожили до наших дней. Наша задача – позаботиться о том, чтобы эти навыки не были забыты, а строения радовали людей своей красотой и оригинальностью как можно дольше. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: отечественные деревянные памятники активно реставрируются российскими и зарубежными мастерами. Более того, в последнее время многие индивидуальные застройщики заинтересовались постройкой домов в древнерусском стиле, и в деревнях и поселках мы можем любоваться новыми домами, построенными в русских традициях. Но, а дальнейшая судьба русского деревянного зодчества зависит только от нас.


    написать администратору сайта