Главная страница
Навигация по странице:

  • Специальность

  • Понятие сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как высшая форма отражения объективного мира. Его общественная природа. Сознание и мозг. Сознание и язык.

  • Философское учение об истине. Понятие истины. Объективность, относительность, абсолютность и конкретность истины. Практика — критерий истины.

  • Критерии истины

  • Объективность истины

  • Абсолютность и относительность истины

  • политология реферат. ДКР Философия. Луганского национального университета имени владимира даля


    Скачать 42.54 Kb.
    НазваниеЛуганского национального университета имени владимира даля
    Анкорполитология реферат
    Дата21.11.2022
    Размер42.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДКР Философия.docx
    ТипКонтрольная работа
    #802757

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

    КОЛЛЕДЖ

    ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

    ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ
    Специальность: «Техническое обслуживание и ремонт

    автомобильного транспорта» «23.02.03»
    «Философия»
    Домашняя контрольная работа
    2 Вариант

    Выполнил студент

    Группы 1А-19з

    Сегеда Александр
    Проверил

    Ременюк Надежда Николаевна

    Луганск 2021

    Понятие сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как высшая форма отражения объективного мира. Его общественная природа. Сознание и мозг. Сознание и язык.
    1.Проблема сознания в философии

    Определение места и роли человека в мире - задача, которую, так или иначе, приходится решать представителям всех философских направлений. Этим уже само по себе обусловливается необходимость выявления природы сознания. Кроме того, те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления, детерминируя неизменную актуальность данной проблемы.

    Представителями идеалистических направлений в философии считают

    сознание активным началом материи. Вследствие этого Сознание наделялось

    сверхматериальным, сверхприродным характером. Фактически сознание

    отрывалось от человека и природы, ему приписывали самостоятельное

    независимое субстанциональное существование. Поэтому, утверждали

    идеалисты, сознание может быть понято лишь из самого себя.

    Согласно дуалистическому подходу, в мире всегда существовали две

    самостоятельные субстанции - материя и сознание, независимые одна от

    другой. Сознание, как и материя, вечно, оно не возникало и не рождалось.

    Соответственно отпадала и необходимость решения вопроса о его проис-

    хождении. Близкой к идеалистической трактовке сознания является концепция

    французского философа, ученого и богослова Пьера Тейяра де Шардена. Он

    считал, что в земной материи была скрыта некоторая масса элементарного

    сознания, психической энергии. Следовательно, сознание также первично, как

    и материя. Посему не следует удивляться, что оно пробилось на свет из тьмы

    подсознания. Никто, в том числе и наши предки, не заметил появление разума

    на земле, «человек вошел в мир бесшумно». Сознание возникло «между двумя

    индивидами»: на «точечном уровне» произошла некоторая «мутация от нуля

    ко всему». Поэтому конкретный механизм разума, по мнению Шардена,

    постигнуть невозможно.

    Материализм 17-18 вв., отбросив идеалистические и дуалистические

    представления о сознании, рассматривает его как познавательный образ, как отражение мира в мозгу человека, как функцию особым образом

    организованной материи. Вместе с тем материализм того периода так и не смог

    раскрыть общественную природу и активный характер сознания. Сознание не

    было осмыслено в качестве результата и идеального компонента чувственно -

    предметной деятельности человека. Это открыло возможности для вульгарно

    - материалистических концепций (Л. Бюхнер, К. Фогхт, Я. Молешот),

    которые идеальное отождествляли с материальным, мысль - с нервно -

    физиологическими структурами мозга, а также способствовало активизации

    механистического толкования сознания, когда оно рассматривалось как

    всеобщее свойство, атрибут материи (Б. Спиноза), которая лишь

    количественно отличается на определенных уровнях ее организации

    (гилозоизм). Гегель вплотную подошел к проблеме социально - исторической природы

    сознания, обратив внимание на разные уровни его организации, на активность

    и историзм. Он исходил из того, что сознание личности (субъективный дух)

    необходимо связано с объектом, зависит и определяется историческими

    условиями жизни.

    В диалектико-материалистической концепции сознание, во-первых,

    рассматривается как функция головного мозга, во-вторых, как необходимая

    сторона практической деятельности человека. Оно возникает, функционирует

    и развивается в процессе взаимодействия человека с реальностью, на основе

    его чувственно - практической деятельности, общественно - исторической

    практики.

    Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках таких специальных

    гуманистических и естественных наук как социология, психология,

    языкознание, кибернетика, информатика и другие всегда опирается на

    определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке

    сознания. В свою очередь, развитие специальных научных исследований

    стимулирует разработку и углубление собственно философской пробле-

    матики сознания.

    Мировая философская мысль 20 века преимущественное внимание уделяла

    роли субъективных факторов в его существовании. Большинство

    представителей философских школ подчеркивали, что в их теоретических

    концепциях в противовес предшествующей «метафизике» речь будет идти о

    создании «особой онтологии человеческого сознания и субъективности».

    При этом «онтология субъективности и сознания» представителями разных

    школ трактовались неоднозначно. Одни из них (Гуссерль, Ж.П. Сартр)

    описывали сознание в его сущностной чистоте, другие (Ф. Ницше, М. Мерло

    - Понти) фиксировали жизнь сознания на феноменально - телесном уровне,

    третьи выявляли детерминацию сознания через языковые (герменевтика) и

    другие структуры бессознательного - психоанализ, структурализм.

    Диалектико-материалистическая философия отнюдь не отрицает того

    принципиального обстоятельства, что способ бытия человека в мире всегда

    предполагает сознание. Вторичность сознания по отношению к бытию

    означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой,

    «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия.

    Для философского анализа сознания плодотворными являются обобщения

    современной антропо — социогенетики, которая утверждает, что проблему

    происхождения сознания нужно рассматривать в единстве с проблемой

    возникновения человека и общества.

    2.Отражение как всеобщее свойство материи. Начиная с Эпикура, а в

    Новое время со Спинозы, материя рассматривается как причина самой себя,

    как causa suj. Она самореализуется благодаря ее бесконечному движению,

    изменению и развитию. Пребывая в универсальной взаимосвязи, предметы и

    явления, воздействуя друг на друга, производят те или иные изменения,

    которые выступают в виде определенного «следа», что обусловливает наличие

    такого всеобщего свойства материи как отражение.

    Отражение определяется как способность материальных явлений, пред-

    метов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других

    явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними.

    Содержание отражения выражается в том, какие изменения произошли в

    отражающем предмете и какие стороны в воздействующем предмете, явлении,

    системе они воспроизводят. Формы же отражения зависят от специфики и

    уровня структурной организации взаимодействующих предметов, явлений,

    систем.

    При простейших формах отражения в неживой природе след, отпечаток

    воздействия одного объекта на другой не становится для последнего каким-либо

    ориентиром его собственной деятельности. К примеру, воздействие

    солнечных лучей на камень вызывает нагревание камня, но никак не стиму-

    лирует какой-либо активности камня. Но существует и информационное от-

    ражение, связанное с использованием результатов внешних воздействий.

    Информацию здесь следует понимать достаточно широко: как свойство явлений

    быть побудителем известных действий, способствовать активной ориентации в

    окружающем мире. Этот тип отражения в эволюции материального мира

    появляется на стадии живой природы.

    Генетически исходной формой отражения, свойственной всем живым

    организмам, является раздражимость - способность организма к простей-

    шим специфическим реакциям в ответ на действие определенных раздра-

    жителей (свет, изменение температуры и др.). Следующий этап в развитии

    форм отражения в живой природе - появление чувствительности (способ-

    ности к ощущению). Если раздражимость присуща и растениям, то ощущение -

    форма отражения, специфическая для животного мира. Оно появляется уже

    на уровне простейших животных и предполагает способность отражать

    отдельные свойства вещей в виде ощущений. Более высокого уровня

    отражение достигает у позвоночных, у которых возникает способность

    анализировать сложные комплексы раздражителей и отражать их в виде

    восприятия - целостного образа ситуации.

    Ощущение и восприятие являются образами вещей. Это означает появление элементарных форм психики как функции нервной системы и своеобразной

    формы отражения действительности.

    Высокий уровень развития психики животных свидетельствует о том, что

    сознание имеет свои биологические предпосылки и что между человеком и его

    животными предками существует известная преемственная связь. Но здесь

    никак нельзя говорить о тождестве их психики. Животные не обладают

    понятийным мышлением. Они не в состоянии осознать свое отношение к

    среде.

    3.Социальная природа сознания. Сознание - высшая форма психического

    отражения, особое свойство высокоорганизованных материальных

    образований, свойство человека как социального существа.

    Сознание не существует вне деятельности головного мозга. Оно есть

    функция мозга, но явления сознания вместе с тем идеальны, т.е. им не могут

    быть приписаны физические характеристики. Мысль не обладает массой,

    энергией, она не имеет пространственных свойств в том же смысле, в каком их

    имеет всякий физический объект.

    Явления сознания - наши чувственные образы, мысли, идеи - пред-

    ставляют собой информацию об объектах материального мира, которая

    необходимо воплощена в мозговой нейродинамике. Например, когда человек

    переживает образ Луны, то в том же интервале времени в его головном мозгу

    существует определенная нейродинамическая система, ответственная за

    переживаемый им образ Луны, которая является материальным носителем

    информации об этом объекте. Образ Луны и его мозговой

    нейродинамический эквивалент есть явления одновременные и од-

    нопричинные.

    Связь между явлениями сознания (объективным образом) и мозговым

    процессом есть связь между информацией и ее носителем. Это особый тип

    связи. Он может быть назван кодовой связью, т.к. информация всегда

    воплощена в своем материальном носителе, а материальный носи-' тель

    данной информации всегда является ее определенным кодом. Мозговой

    нейродинамический носитель Луны сам по себе не является образом Луны.

    Это - сложная мозговая динамическая система, которая представляет собой

    связь множества возбужденных нервных клеток. Она выступает в качестве

    кода, существующего объективно, но переживаемого личностью именно в

    форме субъективного образа, в форме определенной информации о внешнем

    объекте.

    Человек устроен так, что в его сознательных переживаниях ему дана

    информация как бы в «чистом» виде, поскольку ее мозговые носители им

    непосредственно не отображаются, никак не ощущаются. Эта способность

    иметь информацию как бы в «чистом» виде и возможность оперировать ею

    есть то, что мы называем идеальным.

    Социальное и биологическое в природе человека, в генеалогии сознания

    тесно переплетены. Сам по себе мозг, каким он выходит «из рук природы», не может мыслить «по-человечески». Он становится органом человеческого

    сознания лишь тогда, когда человек вовлекается в общественную жизнь.

    Изучая вопрос о возникновении человека и его сознания, необходимо

    выделить три основные причины, обусловившие этот процесс: труд;

    общение в коллективе, основанном на трудовой деятельности; членораз-

    дельную речь.

    Разум человека развивается соответственно тому, насколько он научился

    изменять окружающую среду. С помощью средств труда, которые

    одновременно выступали и средствами познания, он постигал свойства

    объективного мира. Изготавливая орудия труда, в которых закреплялись

    выявленные свойства предметов, человек учился в мыслях их выделять,

    обобщать, абстрагировать. Логика чувственно - предметной деятельности

    фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления.

    В процессе трудовой деятельность, которая с самого начала носит об-

    щественный характер, люди вступают друг с другом в те или иные формы

    отношений, общения. Общение - это одно из условий социализации

    личности. В общении человек не только получает рациональную инфор-

    мацию, формирует способы деятельности, но и путем наследования и

    перенятая усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. Как

    правило, различают межличностное и социальное общение.

    К сожалению, с развитием техники рамки межличностного общения

    заметно сужаются. Но при этом нельзя забывать, что личный контакт имеет

    большую эмоциональную силу, поскольку в нем непосредственно действует

    социально - психологический «механизм» духовного общения, ак-

    туализируется то «поле разума», которое объединяет людей, стимулирует

    духовное притяжение одного человека к другому.

    Наконец, труд, поскольку он с самого начала носит общественный

    характер, порождает потребность передавать другим людям поставленную

    цель и возможные средства к ее достижению, обусловливает необходимость

    языка.

    Таким образом, трудовая деятельность - решающий фактор развития

    мышления, сознания, языка как средства общения и взаимопонимания. В

    процессе этой деятельности человек создает средства, позволяющие «от-

    чуждать» психические образы, сохранять и передавать их содержание в

    форме, доступной для восприятия другим людям (речь, письменность,

    произведения искусства).

    Сознание и речь едины. Но это внутренне противоречивое единство

    различных явлений. Сознание отображает действительность, а язык обо-значает ее и выражает мысли. Речь мощное средство развития сознания. В ней

    наши представления, мысли, чувства облекаются в материальную,

    чувственно воспринимаемую форму, превращаясь из личного достояния в

    достояние других людей, становясь средством их взаимного общения, обмена

    опытом, знаниями, чувствами, идеями, связывая людей данной социальной

    группы, поколения, разных поколений, фактором преемственности

    исторических эпох.

    Итак, сознание - это специфически человеческая форма отражения и

    духовного освоения действительности, свойство высокоорганизованной

    материи - человеческого мозга, которое заключается в создании субъек-

    тивных образов объективного мира, в удержании, сохранении и переработке

    информации, в выработке программы деятельности, направленной на

    решение определенных задач в активном управлении этой деятельностью.

    Сознание является общественно - историческим продуктом. Оно возникает

    вместе с человеческим обществом в процессе становления и развития

    трудовой деятельности и языка, формируясь только в условиях социальной

    среды. Постоянного общения индивидов между собой.

    4.Струкгура сознания и его основные уровни. Психика человека состоит из

    таких духовных образований, как сознательное и бессознательное. Понятие

    «сознание» более узкое, нежели «психика человека».

    Сознание - это, прежде всего знания. В современной философской

    литературе многие исследователи указывают на важную роль познавательной

    (когнитивной), эмоциональной и мотивационно - волевой форм дея-

    тельности сознания. Логическая структура когнитивной деятельности че-

    ловека состоит из чувственно - сенситивного, абстрактно - мысленного и

    интуитивного уровней. На этих уровнях возникают чувственные и понятийные

    образы, которые составляют содержательную основу мышления. А само

    мышление является процессом оперирования чувственным содержанием и

    логическими формами, с целью синтеза чувственного и рационального

    накопления новой познавательной информации. К познавательным

    способностям человека принадлежат также внимание и память. Однако в

    когнитивной сфере сознания ведущая роль принадлежит понятийному

    мышлению.

    Эмоциональная сфера сознания - сложное и мало исследованное

    явление. Попытка выделить ее структуры и типологизировать их не удалось.

    Эмоции — это отражение объекта в форме психического переживания,

    душевного волнения, непосредственного переживания жизненного смысла

    явлений и ситуаций и оценочного отношения к тому, с чем человек имеет

    дело. Эмоциональную сферу составляют чувства (радость, горе, любовь,

    ненависть и др.), аффекты (злость, страх, отчаяние), страсти и самочувствия.

    Мотивацонно — волевая сфера представлена мотивами, интересами,

    потребностями субъекта в единстве со способностями в достижении целей.

    Наряду с сознанием во «внутреннем мире» человека существует уровень бессознательного, включающий сновидения, гипнотические состояния,

    явления сомнамбулизма, состояния расстройства сознания, а также

    инстинкты. К структуре бессознательного относят также автоматизмы и

    интуицию, которые могут зарождаться на уровне сознания, а со временем

    погружаться в сферу бессознательного.

    Структура психической деятельности индивида не исчерпывается

    сознательным и бессознательным. В субъективной реальности человека есть

    и такая структура как самосознание - динамичное исторически раз-

    вивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных

    формах.

    Первой формой самосознания (самочувствием) является элементарное

    сознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей.

    Второй, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в

    качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или

    иной культуре и социальной группе. Третий, самый высокий уровень развития

    этого процесса - возникновение сознания «Я» как совершенно особого

    образования, похожего на «Я» других людей и вместе с тем в чем-то

    уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и

    нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность

    контроля над своими действиями и их оценку.

    Для того чтобы осознать самого себя, нужно видеть себя как бы со

    стороны. Но со стороны меня может видеть только другой человек, а не я.

    Чтобы видеть самого себя, человеку необходимо иметь зеркало. Увидев свой

    образ в зеркале и запомнив его, человек получает возможность уже без

    зеркала, в своем сознании видеть себя как бы «со стороны», как «другого», т.е.

    в своем сознании выходить за его пределы. Но для того, чтобы человек

    увидел себя в зеркале, он должен осознать, что в зеркале отражен именно он, а

    не какое-то другое существо. Здесь нужно обратить внимание на тот факт, что

    животное не узнает себя в зеркале. Оказывается, для того, чтобы человек

    увидел себя в зеркале, он должен уже обладать определенными формами

    самосознания. Формы эти не даны изначально. Человек их усваивает и

    конструирует с помощью другого зеркала - общества других людей. Человек

    не только себя воспринимает по аналогии с другими людьми, но и другого по

    аналогии с собой.

    Самосознание существует не только в разных формах и на разных уровнях,

    но и в разной степени проявленности. Когда человек воспринимает какую-то

    группу предметов, то с этим необходимо связано осознание «схемы тела»,

    места, которое занимает его тело в системе других предметов и их

    пространственных и временных характеристик, осознание отличия сознания

    этого человека от воспринимаемых им предметов. Однако все эти факты

    сознания находятся в данном случае не в его «фокусе», а как бы на его

    «периферии».

    Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания

    становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта,

    носят название рефлексии. Важно подчеркнуть, что рефлексия -это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, но одновременно и переделка

    самого человека, попытка выхода за границы того уровня личности, который

    был достигнут.

    Образ самого себя, который творит человек в разных формах само-

    сознания, далеко не всегда адекватен своему предмету. Между ними может

    существовать разрыв, возможность которого велика как раз на стадии

    развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Дело в том, что человек

    в целом не открывается себе в акте индивидуальной рефлексии, а

    обнаруживается наиболее всесторонне в своих отношениях с другими

    людьми, в своих действиях и социально значимых поступках.

    Таким образом, самосознание не только возникает в процессе совместной

    деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с

    отношением к себе «с точки зрения другого», но оно постоянно проверяется,

    корректируется, исправляется и развивается в ходе включения человека в

    систему человеческих отношений.

    Философское учение об истине. Понятие истины. Объективность, относительность, абсолютность и конкретность истины.

    Практика — критерий истины.

    Истина — это соответ­ствие (адекватность, тождество) знания о предмете само­му предмету.

    В вопросе о том, что такое истина, разграничивают две стороны.

    1. Существует ли объективная истина, т.е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, соответствие которого объекту не зависит от субъекта? Последовательный ма­териализм на этот вопрос отвечает положительно.

    2. Могут ли человеческие представления, выражаю­щие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, условно, относительно? Этот вопрос есть вопрос о соот­ношении истины абсолютной и относительной. Совре­менный материализм признает существование абсолют­ной и относительной истины.

    С точки зрения современного (диалектического) материализма истина существует, она единосущна, т.е. – объективна, абсолютна и относительна.

    Критерии истины

    В истории развития философской мысли вопрос о критерии истины решался по-разному. Выдвигались различные критерии истины:

    • чувственное восприятие;

    • ясность и отчетливость представления;

    • внутренняя согласованность и непротиворечивость знания;

    • простота (экономность);

    • ценность;

    • полезность;

    • общезначимость и общепризнанность;

    • практика (материальная чувственно-предметная деятельность, эксперимент в науке).

    Современный материализм (диалектический мате­риализм) рассматривает практику как основу позна­ния и объективный критерий истинности знания, поскольку она обладает не только достоинством всеоб­щности, но и непосредственной действительности. В естественных науках аналогичным практике крите­рием считается эксперимент (или экспериментальная деятельность).

    Абсолютность практики как критерия истины заклю­чается в том, что помимо практики не существует ника­кого другого окончательного критерия истинности.

    Относительность практики как критерия истинности состоит в том, что: 1) посредством отдельного единичного акта практического испытания и проверки нельзя дока­зать полностью, раз и навсегда (окончательно) истинность или неистинность какой-либо теории, научного положе­ния, представления, идеи; 2) всякий данный единичный результат практической проверки, доказательства и оп­ровержения может быть понят и истолкован по-разно­му, исходя из предпосылок той или иной теории, причем каждая из этих теорий хотя бы частично подтверждается или опровергается практикой, данным конкретным экс­периментом и поэтому является относительно истинной.

    Объективность истины

    Объективная истина — это такое содержание знаний, соответствие которого объективной действительности (предмету) не зависит от субъекта. Однако объективность истины несколько иного рода, чем объективность материального мира. Материя нахо­дится вне сознания, тогда как истина существует в созна­нии, но по своему содержанию не зависит от человека. Например: не зависит от нас то, что некоторое содержа­ние наших представлений о предмете соответствует это­му предмету. Земля, говорим мы, вращается вокруг солн­ца, вода состоит из атомов водорода и кислорода и т.п. Эти утверждения объективно истинны, так как их содер­жание обнаруживает свое тождество с действительнос­тью, независимо от того, как мы сами оцениваем это содержание, т.е. считаем ли мы сами его определенно истинным или определенно ложным. Независимо от этой нашей оценки оно либо соответствуетлибо не соответ­ствует действительности. Например, наше познание от­ношения Земли и Солнца выразилось в формулировке двух противоположных утверждений: «Земля вращается вокруг Солнца» и «Солнце вращается вокруг Земли». Ясно, что только первое из данных утверждений (даже если мы ошибочно отстаиваем нечто противоположное) оказывается объективно (т.е. независимо от нас) соответ­ствующим действительности, т.е. объективно истинным.

    Абсолютность и относительность истины

    Абсолютность и относительность истины характери­зует степень точности и полноты знаний.

    Абсолютная истина представляет собой полное тожде­ство (совпадение) содержания наших представлений о предмете и содержания самого предмета. Например: Земля вращается вокруг Солнца, я существую, Наполеон умер и т.п.Она есть исчерпывающее, точное и верное отраже­ние самого предмета иди отдельных его качеств, свойств, связей и отношений в сознании человека.

    Относительная истина характеризует неполное тож­дество (совпадение) содержания наших представлений о предмете и самого предмета (действительности). Отно­сительная истина — это относительно точное для данных условий, для данного субъекта познания, относительно полное и относительно верное отражение действительно­сти. Например: сейчас день, материя есть вещество, со­стоящее из атомов и т. п.

    Согласно диалектике, абсолютная истина складыва­ется из суммы относительных истин, подобно тому, как, например, разбитый на части предмет можно аккуратно сложить, соединив похожие и совместимые его части, тем самым дать полную, точную, верную картину целого предмета. При этом, разумеется, каждая отдельная часть целого (относительная истина) отображает, но не полно, частично, фрагментарно и т.д. целый предмет (абсолют­ная истина).

    +Следовательно, можно заключить, что исторически условна (конечна, изменчива и преходяща) форма, в которой выражено зна­ние, а не сам факт соответствия знания объекту, его объек­тивное содержание.

    ЛИТЕРАТУРА.

    1. Введение в философию в 2-х томах, учебник для вузов под редакцией академика Фролова И. Т. «Политиздат» 1989 г.



    1. Философия. Учебное пособие для студентов вузов под редакцией Осичнюка Е. В. Киев, 1996г.



    1. Сучасна соцiальна фiлософiя. Курс лекцiї у 2-х томах. В. Андрущенко, М. Михальченко Киев, 1993 г.



    1. Основы философских знаний В. Г. Афанасьев, М. 1989 г.



    1. Школьникам о философии, В. Букин, А. Малышевский, М. 1992 г.



    1. Основи сучасного суспiльствознавства, ч. 1 Основи фiлософських знань. Навчальний посiбник для начальних закладiв з пiдготовки молодших спецiалистiв, Київ, НМК ВО Мїносвїти, 1992 р.



    1. Философский словарь.


    написать администратору сайта