Главная страница

философия. реф Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм. Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм


Скачать 57.06 Kb.
НазваниеЭкологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм
Анкорфилософия
Дата04.02.2023
Размер57.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареф Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм.docx
ТипРеферат
#919410


РЕФЕРАТ по курсу «Философия»

Тема: «Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм»

Содержание





Содержание 3

Введение 4

1. Современная экологическая проблема и пути ее решения 5

2. Экологическая философия и её роль в решении экологической проблемы 9

3. Понятие и сущность биоэтики и экогуманизма 18

Заключение 26

Список использованной литературы 27

27


Введение


В начале ХХI века становится актуальной проблема загрязнения окружающей среды и угроза жизни всего живого на земле. Эта проблема кроется в неосознанности человека своего бытия и неразвитости экологического сознания. В комплексе глобальных проблем человечества экология перестала быть только биологической наукой, изучающей взаимодействие живых организмов между собой и окружающей средой. Сегодня термин экология несет в себе и духовную составляющую, под этим понимается: чистота мыслей, чистота взаимоотношений, благоприятность развития связей, внутренняя умиротворенность человека и т.п. В связи с этим появляются такие новые направления как экологическая политика, экологическое право, социальная экология, экологическая психология, экология человека и т.п., все это постепенно находит свое специфическое отражение и в философии, в ее особом разделе – экологической философии. Этой актуальной теме и будет посвящена данная работа.

Целью данной работы является изучение теоретических основ экологической философии, биоэтики и экогуманизма.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть современную экологическую проблему и пути ее решения;

- изучить понятие экологической философии и определить ее роль в решении экологической проблемы;

- рассмотреть понятие биоэтики и экогуманизма.

Теоретической базой данного исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, таких как Б.Н. Бессонов, В.М. Вундт, Л.Л. Сатуева и др.

Структура данного исследования обуславливается его целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Современная экологическая проблема и пути ее решения



Экологическая философия – это один из самых молодых разделов философского знания, формирование которого началось в последние десятилетия XX века. Так первое упоминание экологической философии в отечественной литературе встречается в 1991 году, в словаре «Современная западная философия». Экологическая философия определяется как «комплекс социально-философских исследований взаимодействия общества и природы»1.

Однако это не значит, что экологическая философия занимается какими-то такими вопросами, которые появились только недавно или только на западе.

Объектом исследования экологической философии является система «природа-общество-человек», а предметом исследования – экологические отношения между человеком, обществом и природой. И вопросы эти возникли отнюдь не в XX веке.

Вопросы, которыми занимается экологическая философия, берут начало в эпоху неолита, когда произошла так называемая неолитическая революция - переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. До этого времени человек, как и животные, насекомые, птицы, рыбы, был естественной составляющей экосистем, жил по законам природы, вписывался в кругообороты ее веществ. Но, с изобретением земледелия, а затем и животноводства, взаимоотношения человека и природы начинают качественно меняться.

Сельскохозяйственная деятель­ность создает искусственные эко­системы, которые живут по собственным законам и для своего поддержания требуют постоянного участия человека. Вслед за сельскохозяйственной деятельностью, человек постепенно начинает извле­кать полезные ископаемые. И в результате еще больше меняет характер кругообо­рота веществ в природе, то есть ме­няет сам характер окружающей среды. С ростом населе­ния, с ростом потребностей человека свойства среды обита­ния меняются все больше и больше. Людям кажется, что их деятельность ведет к адап­тации к существующим условиям, но эта адаптация носит локальный ха­рактер, и зачастую, улучшая условия для себя, отдельный человек может не улучшать, а ухудшать условия обитания для рода, племени, де­ревни, города. Выбросив отходы со своего двора, он загрязняет чу­жой, что в конечном итоге оказы­вается вредным и для отдельного человека. И так происходит не толь­ко в малом, но и в большом.

Однако до последнего времени изменения окружающей среды происхо­дили столь медленно, что общество могло позволить себе не задумываться о них. Изменения безусловно были, и люди о них знали – меньше лесов на определенной территории, меньше зверей и рыбы, - но их глобальность не осознавалась.

И так продолжалось вплоть до XX века, когда общество не только вынуждено было задуматься об экологической обстановке, но и признать наличие огромной экологической проблемы, которую оказалось не эффективно решать сугубо практическими методами.

Начиная с промышленной революции, ситуация с изменениями в окружающей среде стала стремительно меняться. Во взаимодействии человека и природы проявляется множество тревожных симптомов, угрожающих существованию планеты Земля и всего человеческого рода. К негативным аспектам научно-технической революции относятся в первую очередь нарастание загрязнения окружающей среды продуктами техногенного происхождения, угроза исчерпания природных ресурсов, изменение климата и т.п.

Так, например, прямое негативное влияние на воду, почву и воздух оказывает добыча полезных ископаемых. Они вносят в круговорот веществ то, чего раньше там не было, и тем самым меняют окружающую среду. А изменения в окружающей среде сказались на растительном и животном мире, начала сокращаться чис­ленность и, главное, разнообразие живого мира.

Влияние деятельности человека на окружающую среду масштабно и многообразно, трудно выделить какую-то одну область в окружающей среде и рассматривать ее отдельно, все взаимосвязано. И именно поэтому весь широкий круг вопросов, связанных с взаимодействием общества-человека-природы, объединяется под общим названием «экологической проблемы».

И эта проблема имеет очень глубокие корни, так как с одной стороны человеческая деятельность с неизбежностью меняет характер окружающей среды, причем, как правило, изменения оказывают негативное влияние на человека и все живое. И это понятно, живой мир за сотни лет приспособился ко вполне определенным условиям обитания, и подстроиться под их резкое изменение он просто не успевает. Но с другой стороны именно человеческая деятельность – это и есть источ­ник жизни челове­ка, основа его существования.

Получается, что человек неизбежно ме­няет окружающую среду, иначе он просто не сможет жить, а изменения порождают экологическую проблему, которая создает угрозу жизни человека и человечества.

Было время, когда экологическая проблема не рассматривалась как комплексная проблема существования человека. Подразумевалось, что для улучшения экологической ситуации нужно просто не загрязнять природную среду. И именно такой подход определил два главных направления практической деятельности экологов.

Первое направление практической деятельности – это так называемая промышленная экология, то есть создание таких технологий, которые в наименьшей степени влияют на окружающую среду. По мере развития промыш­ленности, по мере того, как люди начинают понимать, что существо­вать в среде, созданной из соб­ственных отбросов, они не могут, роль этого направления все время растет.

Одна из главных идей этого направления – идея безотходных производств. Вполне логично, что чем лучше мы научимся использовать отходы одного производства в качестве сырья для другого, тем меньше будет от­бросов, загрязняющих окружающую среду. И это же позволит экономить природные ресурсы, проблема ограниченности которых так же является частью общей экологической проблемы2.

И именно поэтому такое развитие в XX веке получают новые научные дисциплины: экология горнодобываю­щей промышленности, экология энергетики, экология химических производств и т.д. Эти дисциплины имеют общую цель – предельно сократить влияние промышленной деятельности на процессы круго­оборота веществ в природе и заг­рязнения окружающей среды.

Второе направление практической деятельности – это так называемый экологический мониторинг, т.к. оценка промышленной деятельности. В рамках этого направления выделяются значи­мые параметры окружающей сре­ды, разрабатываются способы их изме­рений и создаются системы норм до­пустимых загрязнений, ведь незагрязняющих производств быть не может.

Основная идея этого направления – концепция предельно допустимых норм кон­центрации вредных веществ в воздухе, в воде, в почве и т.д., которая подразумевает и умение мерить те или иные характерис­тики окружающей среды, и сведение их в систему. И, что наверно, самое важное – понимание того, что надо мерить в первую очередь, ну и, конечно, разработать и обосно­вать сами нормы ПДК. И именно эта концепция зачастую приходит на ум, когда начинают говорить об экологии.

Однако для кардинального изменения экологической обстановки и решения всех составляющих экологической проблемы промышленной экологии и экологического мониторинга явно недостаточно. И формирование экологической философии как отдельного раздела знания – это признание того, что для решения экологической проблемы требуется философское осмысление разных аспектов этой проблемы.


2. Экологическая философия и её роль в решении экологической проблемы



Взаимоотношения человека и природы всегда были предметом пристального философского внимания. Для сравнения предметом исследования экологической философии являются экологические отношения между человеком, обществом и природой, а предметом исследования философии вообще является отношение между человеком и миром в целом (бытием). Если посмотреть на отношения человек – мир с экофилософской позиции, то мир берется не в полной совокупности всех его свойств, а только в той части, которая касается отношений человека с природой или общественно-социальной средой (как часть бытия).

То есть то, что сейчас включается в область изучения экологической философии, всегда было важной составляющей философии, во многом определяющей то или иное направление философской мысли.

«Философия, как и экология, нацелена на целостное рассмотрение сложной структуры субъект-объектных отношений в отличие от преобладающего в современном естествознании стремления к строго объективному знанию и превалирующей в современном искусстве тенденции к выражению преимущественно субъективных переживаний автора»3.

Можно провести аналогию между экологией как чем-то переходным между конкретными науками и философией в предметном плане, и методологией, как тоже чем-то переходным, но в методологическом плане.

Философский инструментарий экологической проблемы позволяет выявить глубинные предпосылки экологических трудностей, путем выявления и исследования противоречий в таких категориях, как сознание и материя, дух и тело. А есть основания думать, что именно эти противоречия, отягощенные социальными и гносеологическими причинами, привели к усилению противоречий в системе «человек-природа-общество» в эпоху научно-технической революции. Ведь основные экологические трудности связаны с производством и стилем жизни, которые в свою очередь зависят от социально-политических особенностей. А социальный строй и связанные с ним развитие науки и техники в какой-то мере определяются до философским климатом эпохи, в частности способом решения философских проблем соотношения индивидуальных и общественных целей, рационального и чувственного компонентов познания и т. п.

Философия помогает экологической переориентации современной науки, влияет на социально-политические решения в экологической области и способствует ценностной модификации общественного сознания.

Как уже говорилось выше, несмотря на молодость экологической философии, вопросы, которыми она занимается совсем «не молоды», и даже больше, они всегда составляли важную часть философии, просто не выделялись в отдельный раздел. И тем интереснее проследить, что думали философы в разных странах и в разное время.

Так, в Древней Греции философы понимали, что потребности могут расти и расти, до бесконечности, а возможности удовлетворения потребностей всегда ограничены. Поэтому признаком мудрости было ограничение потребностей. Именно с тех времен известно высказывание «есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть», или отношение к богатству: «чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам». Эту линию поддерживали и киники. Когда кто-то возразил, что высшее благо – это иметь все, чего хочется, Менедем ответил: «Нет, гораздо выше желать того, что тебе и вправду нужно». И, развивая эту мысль: «лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им»4. Своеобразную точку в этом вопросе поставил Эпикур, разделив желания на естественные необходимые, естественные не необходимые и неестественные. Но главное в том, что в Древней Греции много внимания уделялось вопросу понимания, что тебе действительно нужно и умеренности в своих желаниях, умения властвовать над ними, и это почиталось мудрым. Если бы в дальнейшем в истории, люди и государства продолжали придерживаться принципа умеренности, экологической проблемы в таком масштабе, в каком она есть сейчас, наверно, не было бы.

В средние века в вопросе взаимоотношений человека и природы определяющим было христианское отношение, собственно философия, фактически, бездействовала. И, судя по тем последствиям, которые имеем сейчас, христианского отношения оказалось недостаточно.

В Новое Время набрала силу идея господства над природой. Хотя этому направлению противостоял, например, пессимизм Паскаля, который считал человека подчиненным «тварям», но в целом именно идея господства начала играть решающую роль.

Представитель франкфуртской школы «негативной диалектики» Т. Адорно писал в «Диалектике Просвещения», что с переходом мифа в знание, а природы в чистую объективность люди платят за возрастание своего могущества отчуждением от того, на чем они это могущество осуществляют, – от природы.

И вот тут появляется вторая задача экологической философии, которая не чуть не менее важна, чем решение экологической проблемы, а, возможно, и более важна, т.к. определяет в целом существование человека, для чего собственно и нужно решать экологическую проблему. И эта задача – задача возвращения человека к целостному бытию.

Экологическая философия, которая начала формироваться из необходимости решения экологической проблемы, вынуждена решать задачу возвращения человека к целостному бытию, так как именно к потере такого бытия кроется первопричина экологического кризиса.

И большой вопрос, сможет ли экологическая философия сохранить свою дисциплинарную специфику или станет чем-то существенно большим? Например, экософией Арне Нейсса, который писал:

«Под экософией я понимаю философию экологической гармонии или баланса. Как и любая «софия», она содержит нормы, правила, постулаты, приоритеты и гипотезы, касающиеся состояния дел во Вселенной. Направление интересов экософии вариативны, и включают не только факты загрязнения, ресурсы, население и т. д., но и ценностные приоритеты»5.

Но уже сейчас понятно, что основной принцип экологической философии – принцип гармонии человека и природы, при этом «гармония понимается не только в психологическом смысле, а как реальная вещь. То, что находится между человеком и природой, не менее важно, чем человек и природа как таковые. Между субъектами гармонии не перегородка, а сфера взаимодействия, превращающая их в единое целое. Оно не находится в начале или конце, а становится в процессе развития. Лишь исходя из этой философской предпосылки, можно решить экологическую проблему – проблему встречи человека и природы, их глубинного общения, преображающего обе стороны взаимодействия. Именно как такое целое древнегреческие философы понимали космос, а современные экологи понимают сферу взаимодействия человека с окружающей средой»6.

И основной вывод, который напрашивается в результате беглого обзора взглядов философов разного времени – это насколько чревато для человечества отдаляться от природы и превозноситься над ней. Такой подход разрушает единство человека и природы, и нарушает целостность самого человека. И в результате трещина проходит не только в природе – то, что мы называем экологической проблемой, но и в самом человеке – то, что сейчас начинают изучать в разделе «экология человека».

Изучая научную и учебную литературу, сам собой возникает вопрос, насколько ясное представление сложилось в понимании предмета экологической философии. И как соотносятся понятия экофилософии (или экософии) и экологической философии.

Экологическая философия уже существует, она упоминается в философских словарях и в учебниках по философии, ее преподают в учебных заведениях как часть курса общей философии, но в настоящее время у нее не выработалось четкой структуры.

К экологической философии относят биосферно-ноосферную тематику, основу которой заложили П. Теяр де Шарден и В.Вернадский; проблемы глобализации; инвайроментализм, распространенный в Западной социологии; глубинную экологию, имеющую эзотерическую окраску; этику и экологическую эстетику, философию жизни, а также экологию человека, социальную экологию, правовую экологию, экологию духа, общую теорию экологии и пр.7

И такой набор теорий, подходов, концепций приводит к определенной путанице в проблемах и понятиях на философском уровне. Путаются частно-научные, философские и общенаучные проблемы, а это в свою очередь приводит к определенному – и вполне оправданному – недоумению со стороны традиционных экологов, к которым, прежде всего, относятся биологи и представители экологических факультетов университетов. Они не принимают новые философско-экологические идеи, указывая на путаницу в понятиях и размытость целей и задач.

Чтобы внести ясность, нужно размежевать экологию как науку и экологическую философию. А для этого нужно иметь ввиду сложность классификации знаний в рамках самой экологии. Есть частно-научная экология – экология как биологическая наука в классическом смысле, так, как ее понимал Геккель, вводя термин экология. Есть междисциплинарная экология, которая включает в себя социальную экологию, экологию человека, экологию культуры. Есть общенаучная экология, объединяющая в себе общую теорию экологии, всеобщую экологию, экоситуационный подход. И есть экологическая философия.

Для различения предмета экологической философии и предмета экологии как частной науки, нужно в полной мере учитывать специфику философии. А чтобы экопроблема не потеряла свою четкость в философском знании, нужно помнить и выдерживать экологическую специфику. И на стыке философской и экологической специфики возникает серьезный вопрос об характерных особенностях экологического знания.

И первый вопрос, который возникает, это о какой окружающей среде должна идти. Действительно, в основе экологической тематики лежит идея сопоставления некоторого объекта, будь то животное, человек или общество, с окружающей его природной средой. В самом общем плане, по-видимому, нужно говорить о каких-либо двух, произвольно выделенных объектах, один из которых является внешним, а другой – внутренним. Или, говоря другими словами, один из них – это объект, а другой – обстановка, условия существования первого объекта.

Второй спорный момент в вопросе экологии, это собственно предмет экологии. В современной интерпретации с экологией часто связывают задачу сохранения среды, в которой обитает объект, но у Э. Геккеля, который ввел термин экология и трактовка которого считается классической, экология является учением о взаимосвязи живых организмов с природным окружением, но не охранение природного окружения. Первоначально в экологии присутствует только идея гармоничного сосуществования живого объекта и природного окружения, что является важнейшим условием обеспечения процветания экологического взаимодействия системы «объект-среда».

Но тут важно отметить, что гармония в системе «объект-среда», должна отвечать требованиям оптимальности и эффективности. Что является соблюдением одного из законов, имеющих общеэкологическое значение: закона минимума. Этот закон был выведен Ю. Либихом в 1840 году. И известен также под названием «закон толерантности» или «закон лимитирующего фактора». В последнем случае речь идет о тех факторах среды, которые необходимы для существования объекта8.

В целом же содержание раздела экологической философии должно соответствовать философии в целом: ее предмету, рассматриваемым проблемам, структуре знания, функциям философии, которые вытекают из структуры знания и предмета. К аспектам философского уровня в экологии – т.е. к тому, чем должна заниматься экологическая философия и для чего она необходима, - в соответствии со структурой философии можно отнести следующие аспекты: мировоззренческий (или, по-другому, всеобщий онтологический), методологический (или, по-другому, гносеологический), социально-философский, философско-антропологический, аксиологический, этический, эстетический и др.

При этом все экологические идеи – во всех перечисленных выше аспектах - должны быть облечены в философскую форму и представлены в философских ракурсах. И именно такого рода исследования составят предмет экологической философии.

Важной частью также является история формирования экологического отношения к среде существования, которое, как уже говорилось выше, шло на протяжении всего существования философии, а не появилось вместе с разделом экологической философии. Общество неразрывно связано с природой – как бы и насколько бы оно ни забывало об этом. И взаимодействий природы и общества являются предпосылкой и необходимым условием существования и развития общества.

Природа это не только фон, на котором развиваются те или иные исторические события, но и их незримый, неявный участник. Существенную роль играет и состояние окружающей среды, и климат, и разнообразие животного мира. Представить, что на планете Земля произошли глобальные изменения, другая температура, другой воздух, другие животный и растительный мир, и история человечества сразу станет другой.

Нужно всегда помнить, что отдельный человек и общество в целом, связаны с природой прежде всего своим происхождением. Общество вышло из природы и было создано на фоне природы, и это не могло не оказать влияние на то, каким оно получилось. Еще раз, представить развитие общества на фоне другой природы – и это будет другое общество, с другими принципами, с другим мироощущением.

А человек сохраняет биологическую телесную организацию. Все в человеке тесно связано с состоянием окружающей среды. Его общее состояние, выносливость, мыслительные способности, гармональный настрой – все это зависит от состояния окружающей среды. На фоне другой природы будут другие возможности и потребности, и, значит, будет другой человек.

Не стоит так же забывать, что функционирование и развитие современного общества во многом, если не во всем, определяется производством и потреблением материальных средств жизни. Которые в свою очередь берутся и создаются человеком из материала природы. Так или иначе, но абсолютно все материальные блага берутся из природы. Нет природы, нет абсолютно никаких материальных благ.

Карл Маркс характеризовал материальное производство как специфический обмен веществ между обществом и природой. А это, если вдуматься, означает, что материальное производство выражает собой ни больше, ни меньше - единство общества и природы.

И это, безусловно, философский вопрос, который странно было бы рассматривать в границах какого-либо другого раздела знания, кроме как философии. Для его осмысления и проработки требуется философский подход, его методы и подходы. А без осознания и осмысления глубинных связей с природой не только по происхождению человека, не только через его телесную организацию, но и через материальное производство, т.е. в основе социально-общественного существования человека, который вроде как противостоит природному аспекту – вряд ли получится решить экологическую проблему или вернуть человеку целостность его бытия.

Ну и в заключение хочется подчеркнуть, что техническая деятельность человека не только разрушает, но может поддерживать организацию географической среды и биосферы. По мнению основоположников биосферно-ноосферную тематики – французского геолога и теолога Пьера Тейяр де Шардена и русского ученого В.И. Вернадского - по мере развития человечества Земля должна перейти к новой стадии своего развития: биосфера должна постепенно превратиться в ноосферу, то есть сферу разумной, организованной и управляемой деятельности человека.

И вот именно этому, возможно, и должна способствовать экологическая философия. Не стараться вернуть человека к первобытному единству с природой, что не возможно. И не пытаться затормозить сколько возможно развитие промышленности, чтобы дать возможность отдохнуть и восстановиться природе, что по многим причинам нежелательно. А вывести человека на принципиально новый уровень жизни и деятельности, превратить биосферу в ноосферу.


3. Понятие и сущность биоэтики и экогуманизма




По определению, биоэтика – есть «система представлений о нравственных пределах и границах проникновения человека в глубины окружающей среды; в настоящее время конституируется как специальная область междисциплинарных исследований, фокус которых определяется в зависимости от типа рассматриваемых вопросов и природы этического анализа»9.

Культурное основание биоэтики заключается в том, что человеку нужно осмыслить свои неразрывные связи с природой и вытекающую из этой связи моральную ответственность за сохранение природы.

И где-то рядом находятся проблемы ценностного характера, включающие в себя, в том числе и социальные вопросы. И в первую очередь – это критерии, которыми следует руководствоваться при проведении тех или иных исследований на человеке, способных изменить его поведение, мышление, реакции и, в конечном счете, дающих возможность манипулировать личностью.

В общем плане в биоэтике можно выделить проблемы трех этических направлений: медицинского, профессионального и социального. В проработке этих проблем участвуют философы, специализирующиеся в разных сферах, например, в сфере этики и в сфере науки, юристы, теоретики и практики медицины, теологи, биологи и т.п.

Особая актуальность проблем обусловлена научно-техническим прогрессом, а также развитием генной инженерии, и, конечно, биотехнологии. Развитие этих отраслей дает человеку такое могущество, которым он раньше не обладал. Человек может целенаправленно и очень быстро менять окружающую. среду. Естественной эволюции могло требоваться миллионы лет, а человек теперь может сделать за пару десятков лет. Генная технология применяется в биотехнологии, в клеточной биологии, в генетике. С ее помощью человек может лучше и глубже понять процессы, которые происходят на молекулярном уровне и которые необходимо понять, чтобы улучшить наследственность, победить болезни.

Генная и биотехнологии уже сейчас начинают вмешиваться в судьбу человека. Например, рекомбинация ДНК, то есть направленное изменение наследственного материала. Или клонирование, что в научной среде определяется как идентичное воспроизведение генетически запрограммированной особи. Ни что не мешает создать гибрид человека и животного, создание самостоятельно организующихся и размножающихся биороботов.

Или примеры того, что когда-то прямо запрещалось религиями, а сегодня уже стало привычным – трансплантация, вживление искусственных органов, искусственное деторождение и оплодотворение, замораживание эмбриона.

Все это делает возможным дать или продлить жизнь одного человека, но, возможно, ставит под угрозу жизнь всего человечества таким, какое оно сейчас есть. Ведь речь идет о возможной перестройке физиологических процессов развития человека, его естественного рождения, становления и смерти.

По каким критериям осуществлять генетическое вмешательство, на какие идеалы ориентироваться, какую цену платить? Из всех направлений общеэтических учений, в биоэтике широкое применение находят деонтологический или утилитаристкий подходы, которые восходят к классической традиции различения нормативного характера. В оценках экспериментирования на человеке деонтологии на первое место ставят интересы того, на ком проводится эксперимент, а утилитаристы – возможные результаты эксперимента для других людей.

Но в любом случае, идеалы и ценности гуманизма приводят к необходимости этического контроля над наукой. И контроль этот обязательно должен быть открытым и направленным на защиту экологических и социальных интересов людей.

Прорабатывая экологическую проблему, осмысляя проблемы биоэтики, человек пришел к тому, что принципы гуманизма должны соотноситься не только с человеком, но и с природой. Добавляя к рассмотрению природу, гуманизм перестает быть гуманизмом в чистом виде, т.е. так, как его понимали в XIX веке и позднее: «Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека; провозглашает вне-и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин «сверхчеловеческого» происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира»10, и становится экогуманизмом.

Природу необходимо добавить, потому что именно любовь человека, выросшая на идее господства над природой и направленная только на него самого, привела, в конечном счете, к экологической проблеме. Экогуманизм, в отличие от традиционного гуманизма, видит в природе символическое бытие человека. И именно в силу символического бытия, человек должен относиться к природе так же бережно, как к самому себе.

А это в развитии превращается в некоторую экологическую идеологию, на основе которой должна быть создана экологическая культура.

И сразу нужно оговориться насчет словосочетания «экологическая идеология». Оно может показаться неуместным в наше время, когда существовавшая много лет коммунистическая идеология уже ушла, а никакая новая на ее смену не пришла, но идеология в обществе нужна. Вспомнить хотя бы саркастические строки Маркса и Энгельса, которые создали одну из самых влиятельных идеологий в мире: «Иидеология – это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным. Истинные движущие силы, которые побуждают его к деятельности, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом. Он создает себе, следовательно, представления о ложных или кажущихся побудительных силах»11.

Единственное, что для точности хочется сразу напомнить, что «ложный» означает «частично истинный» – для данного времени и места. И что, рассуждая с позиции Абсолютной Идеи, идеология как система взглядов, которая выражает интересы определенного круга лиц, например, класса или нации, является ложной по определению, так как по определению же ограничена определенными потребностями и запросами.

Но свободный человек сам должен формировать свои взгляды и убеждения, не ограничиваясь интересами только класса, только нации или господствующей идеологии. Но вопрос – готово ли общество к такому формированию. Готово ли большинство людей самостоятельно формировать свои убеждения, задаваясь вопросами не только частного, но и самого общего философского характера. Это вопрос сродни необходимости государства.

Для решения экологической проблемы, нужна экологическая идеология. Такая, которая будет не ложным сознанием, но системой взглядов, помогающей людям объединяться во имя общих посюсторонних целей.

Сколько бы ни говорили о нужности и важности деидеологизацию, идеологии все равно существуют и, вероятно, будут существовать. И в условиях нависшей угрозы над видом вообще, экологическая идеология поможет человеку ориентироваться в том, что и как ему стоит делать, чтобы не только он, но и его дети, и внуки могли продолжать жизнь на планете. Это тем более важно, что все другие идеологии, например, господствующая негласно идеология потребления, ведут к краху.

Идеология представляет собой массовую систему взглядов, призванную объединить общество или его часть. Например, идеология классовой солидарности (коммунистическая), национальной солидарности (фашистсткая), религиозной (православие, индуизм, ислам). Или более мягкого типа, которые остаются на уровне общечеловеческих интересов и не противопоставляют интересы одной части общества интересам другой (потребительские, нравственные вроде учения Конфуция, Сократа, Платона).

Экологическая идеология попадает к более мягким, общечеловеческим идеологиям. Ее отличительной особенностью является то, что она преодолевает все – и классовые, и национальные, и религиозные разногласия, и также свойственный практически всем существующим идеологиям антропоцентризм. И достигает этого, ориентируясь не только на общечеловеческие, но и на ценности жизни в самом широком ее понимании, общие для человека и природы.

Экологическая идеология – это идеология Жизни с большой буквы, это идеология единства человека и природы. Она в корне отлична от потребительской идеологии, т.к. в единстве с природой нужно отказаться от доминанты частных потребностей.

Вообще, в период зарождения идеологии, обычно бывает несколько направлений, из которых какие-то потом остаются, а какие-то исчезают. Так, Маркс и Энгельс различали несколько видов социализма: консервативный, христианский и т. п. И сейчас в отношение экогуманизма можно выделить тоталитарный, этический и т. д. Но у них есть общие составные части и общие источники.

Во-первых, экзистенциальная философия, прежде всего в работах Ясперса и Хайдеггера, призывающих отказаться от разделения сущего на субъекты и объекты, и выдвинувших задачу «вопрошания бытия», подошла к пониманию огромного, решающего, наиважнейшего значения природной среды для существования и развития человечества.

Выход Хайдеггера к бытию – философская основа экологической идеологии. Или А. Швейцер с его концепцией «благоговения перед жизнью». Можно так же говорить о глубинной экологии, экософии, ноософии, витософии – все то, о чем говорилось в разделе «Экологическая философия» - все это является основой для новой, экологической идеологии12.

Более того, если смотреть с точки зрения претворения философских идей в жизнь для решения экологического кризиса и восстановления целостности бытия человека – для этого нужна именно экологическая идеология и построенная на ее основе экологическая культура.

И говоря об экологической культуре, сразу встает вопрос об «экологических» науках. Конкретные науки помогают загрязнять, а иногда и уничтожать природную среду, но они же дают средства и для предотвращения и/или ликвидации последствий отрицательного воздействия человека на окружающую среду, т.е. их значение двойственно. И в рамках экологической идеологии развиваются не только экологические направления - имеются ввиду направления, в рамках экологии как науки о взаимоотношении организмов со средой, - но и происходит изменение ориентации методологических подходов во всем естествознании.

В XX веке возникло несколько новых подходов, таких как системный подход, которые демонстрируют важность целостного видения мира. Системное видение привело к пониманию того, что все в мире взаимосвязано и необходимо. А это в свою очередь дало понимание синергетики, позволило разработать учение о биосфере Вернадского. Все это является естественнонаучной базой экологического движения.

Противоречия между человеком и природой обострились, поставив вопрос о необходимости учета интересов и обеспечения сохранности природы. И это вызвало определенную реакцию общественности. Сначала стихийно, на волне осознания экологического кризиса и его возможных последствий. Но потом все более организованно и целенаправленно, оформляясь в виде организаций и «зеленых» партий, которые в части стран стали такой политической силой, с которой приходится считаться.

Возникали новые движения такие как «Гринпис» и «Вахта мира» и объединялись в широкий поток «зеленого движения» с давно существующими и возникшими до кризиса, например, вегетарианскими обществами.

В идеологии всегда присутствуют рациональные и иррациональные составляющие, что помещает ее между философией, которая преимущественно рациональна, и религией, которая преимущественно иррациональна.

Более того, может возникать смешение религий. Например, использование принципов йоги, таких как ахимса – ненасилие, или понятие восточной философии дао – естественный путь развития, И это придает экологической идеологии новую глубину.

Какие же принципы экологической идеологии? Во-первых, обязательная оценка реакции природной среды на какую-либо человеческую деятельность. Деятельность не должна наносить вред природы, она не должна быть независимой от нее, деятельность должна происходить в глубоком созвучии с природой, с учетом ее законов и возможностей к восстановлению.

Сейчас прорабатывается концепция прав природы и уже в недалеком будущем принцип бережного отношения к природе может стать неотъемлемой частью юридической практики.

Отметим, что в основе прорабатываемой концепции лежит принцип равноправности всех форм жизни, без учета очевидных различий в строении и уровни организации. Что по своей сути означает уход от принципа господства человека над природой, который имел преобладающее значение со времен эпохи Возрождения, и становится частью природы, не имеющей юридически ценностных преимуществ перед другими формами жизни. И этот же принцип равноправия находит продолжение в экологической этике, в которой формулируется то, что называется «золотым правилом» экологии. Под «золотым правилом» подразумеваются три принципа. Превый – практический, второй – юридический, и третий – нравственный. они не исчерпывают суть экологической идеологии, но достаточно полно позволяют о ней судить.

Вообще, термин «экология», будучи введенным в XIX веке для обозначения определенного научного направления в биологии, в настоящее время существенно расширил границы применимости. Сегодня говорят об экологии культуры, об экологии человека, духа и т. д. И это, видимо, естественный процесс, который Гегель называл «саморазвитием понятия».

Будучи подверженным, этому явлению и сама экологическая идеология не ограничивается отношениями человека с природой, но рассматривает и другие, более глобальные проблемы человеческого существования, например, проблему целостности бытия. И действительно, трудно представить себе мир и согласие в душах людей без очеловечивания экологических отношений в системе «человек-общество-природа». Программы «зеленого движения» дают ответы на самые общие, идейные вопросы населения, и это говорит о том, что экологическая идеология уже существует.

Она вбирает в себя отдельные общесоциальные принципы, например, экологическая идеология, тяготеет к социалистическим идеям свободного совместного труда и формам прямой содержательной демократии – участию населения в непосредственном принятии решений, а не к формальной демократии, которая ограничивается подсчетом голосов избирателей. В этом смысле экологическая идеология ближе к тому представлению о демократии, которое было присуще древним грекам – родоначальникам демократии.

Также экологическая идеология говорит о важности нравственности в сравнении с формами экономического и политического устройства. В рамках экологической идеологии общество проходит две стадии. Первая – это единство и гармония человека с природой, и вторая – разрыв между человеком и природой. Сегодня человечеству необходимо выйти на новый уровне гармонии человека и природы – создание экологического общества, созданию ноосферы. И главная трудность, что оно не произойдет само собой. Потребуются усилия многих и многих людей. Но без этого не будет будущего.


Заключение



Экологическая философия как самостоятельный раздел начала формироваться совсем недавно, несколько десятилетий назад. Однако вопросы, которыми она занимается, восходят к эпохе неолита, когда человечество от охоты и собирательства перешло к земледелию и животноводству. Именно тогда произошло качественное изменение в отношениях между человеком и природой. Человек перестал быть естественной частью природы и начал создавать искусственные экосистемы, которые с неизбежностью оказывают влияние на окружающую среду.

Но долгое время процесс изменения окружающей среды шел настолько медленно, что казался почти незаметным, и только в XX веке он принял столь масштабный и столь пугающий последствиями характер, что игнорировать его стало невозможно. И человечество принялось решать возникающие экологические вопросы, в первую очередь практическими способами. Появилось такое направление, как промышленная экология, главная цель которого уменьшить влияние промышленности на окружающую среду. Появился экологический мониторинг, главная задача которого отслеживать, систематизировать и делать выводы о допустимости тех или иных изменений в окружающей среде.

Однако довольно быстро стало понятно, что сугубо практический подход не достаточен. Требуется философское осмысление экологических вопросов. И проблемным в итоге оказывается сам подход господства над природой, превознесение себя над природой, а это не решается практическими методами, это требует изменения общественного сознания во всех сферах человеческой деятельности, от научной до повседневной.

И тем важнее именно такие, глобальные изменения в сознании человека и человечества, что вопросы экологии уже давно вышли за рамки состояния окружающей среды и стали вопросами выживания человеческого вида вообще.

Список использованной литературы





  1. Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Б. Н. Бессонов. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с.

  2. Вундт, В. М. Введение в философию : учебник для вузов / В. М. Вундт. — 5-е изд., стер. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.

  3. Дараган Н.Д. Гуманизм и экологическая этика // Философия, этика, религоведение. - 2015. - С. 303-308.

  4. Китова Т.Н. Биоэтика как этап развития гуманизма // Ученые записки СПбГМУ им. И.П. Павлова. - 2015. - С. 31-34.

  5. Липский, Б. И. История философии : учебник для академического бакалавриата / Б. И. Липский, Б. В. Марков. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 102 с.

  6. Сатуева, Л. Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания / Л. Л. Сатуева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 27-30.

  7. Филипенко, В. Ю. Экологическое сознание: антропоцентризм и экоцентризм / В. Ю. Филипенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1818-1822.







1 Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Б. Н. Бессонов. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — С. 83.

2 Сатуева, Л. Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания / Л. Л. Сатуева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 27.

3 Филипенко, В. Ю. Экологическое сознание: антропоцентризм и экоцентризм / В. Ю. Филипенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1818.

4 Вундт, В. М. Введение в философию : учебник для вузов / В. М. Вундт. — 5-е изд., стер. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — С. 144.

5 Дараган Н.Д. Гуманизм и экологическая этика // Философия, этика, религоведение. - 2015. - С. 303.

6 Липский, Б. И. История философии : учебник для академического бакалавриата / Б. И. Липский, Б. В. Марков. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — С. 48.

7 Филипенко, В. Ю. Экологическое сознание: антропоцентризм и экоцентризм / В. Ю. Филипенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1819.

8 Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Б. Н. Бессонов. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — С. 98.

9 Китова Т.Н. Биоэтика как этап развития гуманизма // Ученые записки СПбГМУ им. И.П. Павлова. - 2015. - С. 31.

10 Китова Т.Н. Биоэтика как этап развития гуманизма // Ученые записки СПбГМУ им. И.П. Павлова. - 2015. - С. 32.

11 Китова Т.Н. Биоэтика как этап развития гуманизма // Ученые записки СПбГМУ им. И.П. Павлова. - 2015. - С. 33.

12 Китова Т.Н. Биоэтика как этап развития гуманизма // Ученые записки СПбГМУ им. И.П. Павлова. - 2015. - С. 34.


написать администратору сайта