Главная страница

лит 11. I уровень Установите соответствие между названием стилистической фигуры и фрагментом, в котором она представлена


Скачать 195.09 Kb.
НазваниеI уровень Установите соответствие между названием стилистической фигуры и фрагментом, в котором она представлена
Дата18.04.2022
Размер195.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлалит 11.docx
ТипДокументы
#483065

11 класс

I уровень

  1. Установите соответствие между названием стилистической фигуры и фрагментом, в котором она представлена. (5б.)

А) Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

(А.С.Пушкин)

1) лексический повтор

Б) Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(А. Блок)

2) градация

В) Ужасно, ужасно! но всего ужаснее то – позвольте это вам сказать откровенно, полковник, – всего ужаснее то, что вы стоите теперь передо мною, как бесчувственный столб, разиня рот и хлопая глазами, что даже неприлично, тогда как при одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи… что я говорю! реки, озера, моря, океаны слез!.. (Ф. М. Достоевский.)

3) параллелизм

Г) В синем море волны плещут,
В синем небе звезды блещут.
(А.С. Пушкин)

4) анафора

Д) Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

(А.С. Пушкин)

5) эпифора

  1. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно). (10б.)

  1. Понятие «болдинская осень» неразрывно связано с именем М.Ю. Лермонтова.

  2. Акмеизм – литературное направление, возникшее в России в начале 19 века.

  3. Объём произведений А.П. Чехова продиктован требованиями редакторов, которые принимали в печать произведения из 200 слов, а не из 250.

  4. А.П. Чехов и М.А. Булгаков занимались врачебной практикой.

  5. А.А. Блок, закончив поэму «Двенадцать», сказал: «Сегодня я – гений!»

  6. И.А. Бунин – первый лауреат Нобелевской премии в области литературы из России.

  7. На смену реализму в России пришёл романтизм.

  8. Образ Полиграфа Полиграфовича Шарикова – это типичный образ «маленького» человека в литературе.

  9. Прототип – это действительно существующее лицо как источник для создания литературного образа.

  10. Литературная сказка, притча, баллада, рассказ, роман – жанры эпоса.




  1. Назовите имена писателей, а также укажите названия произведений, в которых раскрывается тема «лишнего человека». (5б)




  1. Прочитайте отрывки. Назовите имя поэта, о котором идёт речь. (10б.)

  1. “Фамилия <…> - русская - коренная, в ней звучат языческие корни - Овсень, Таусень, осень, Ясень - связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками. Сам<…>, действительно, деревенский, русый, кудреватый, голубоглазый, с задорным носом”. (А. Толстой)

  2. “Наивность, доверчивость, какая-то детская нежность уживались в <…> рядом с озорством, близким к хулиганству, самомнением, недалеким от наглости. В этих противоречиях было какое-то особое очарование. И <…> любили. <…> прощали многое, что не простили бы другому. <…> баловали, особенно в ... литературных кругах”. (Г. Иванов)

  3. «Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах.» (<…> «Автобиография»)

II уровень

  1. Имена авторов, названия произведений и их жанры перемешались между собой. Верните утраченный порядок. (10б.)

А.П. Чехов, Максим Горький, «Герой нашего времени», Е. Замятин, «Человек в футляре», поэма-эпопея, «На дне», социально-психологический роман, М.Ю. Лермонтов, «Кому на Руси жить хорошо», повесть («рассказ в рассказе»), Л.Н. Толстой, «Война и мир», социально-философская драма, «Евгений Онегин», Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание», «Анна Снегина», «Мы», антиутопия, А.С. Пушкин, роман в стихах, роман-эпопея, С. А. Есенин, поэма, Н.А. Некрасов, рассказ, психологический роман, Н.С. Лесков «Очарованный странник».


  1. Прочитайте стихотворения. Назовите их тему (2б.), вид лирики (2б.), символику 2б.), особенности композиции (2б.). Определите смысловую нагрузку слов с приставкой без- (бес-). (2б) Назовите своеобразные «точки пересечения» данных стихотворений.(5б.) Объясните, почему именно эти два стихотворения подлежат сравнению между собой. (5б.)


Валерий Брюсов

Юному поэту

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.


Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.


Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
Николай Гумилёв

Волшебная скрипка

Валерию Брюсову
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,

Не проси об этом счастье, отравляющем миры,

Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,

Что такое темный ужас начинателя игры!
Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,

У того исчез навеки безмятежный свет очей,

Духи ада любят слушать эти царственные звуки,

Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.
Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,

Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,

И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,

И когда пылает запад и когда горит восток.
Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,

И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, –

Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи

В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.
Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,

В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.

И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,

И невеста зарыдает, и задумается друг.
Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!

Но я вижу – ты смеешься, эти взоры – два луча.

На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ

И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!
III уровень
Творческое задание (1 задание: С20б. + ЯО10б. = 30б.).

Напишите небольшое эссе на одну из предложенных тем:

«Противостояние человека и общества в произведениях русских писателей XIX-XX вв.»

«Как вы понимаете высказывание А.И. Солженицына: «История – это сами мы»?»

«Человек – это то, что он читает». (И. Бродский)

«Только ли Толстой, Достоевский и Чехов?» (Свой взгляд на авторитетность русской литературы в мире).
IV уровень
Выразительное чтение наизусть (10б.)

  1. Художественное чтение.

  2. Поясните выбор художественного произведения.

КЛЮЧИ

Задание 1.

1. 4

2. 5

3. 2

4. 3

5. 1

Задание 2.

  1. Нет. (связано с именем А.С. Пушкина)

  2. Нет. (акмеизм возник в начале ХХ века)

  3. Да.

  4. Да.

  5. Да.

  6. Да.

  7. Нет. (нет, романтизм был до реализма)

  8. Нет. (образ Шарикова – это образ «нового» человека)

  9. Да.

  10. Нет.(баллада – жанр лирики)

Задание 3.

Тема «лишнего» человека раскрывается в таких произведениях:

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (образ Евгения Онегина)

А.С. Грибоедов «Горе от ума» (образ Чацкого)

И.С. Тургенев «Отцы и дети» (образ Базарова)

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (образ Печорина)

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (образ Раскольникова)

И. А. Гончаров «Обломов» (образ Обломова)

Задание 4.

Сергей Александрович Есенин.

Задание 6.
Тема: творца и служения его искусству.

Вид лирики: философская.

Символика: скрипка – поэзия; три завета – три принципа существования поэта.

Особенности композиции:

«Юному поэту» - по смыслу делится на две части:

первая – что нужно делать, чтобы стать настоящим поэтом;

вторая – что произойдёт, если следовать рекомендациям.

«Волшебная скрипка» - по смыслу делится на три части:

Первая – своеобразное вступление-обращение к мальчику;

Вторая – открывающиеся «перспективы» в жизни того, кто решил стать поэтом;

Третья – вывод, поддержка тому, кто всё-таки выбрал путь поэта.

Смысловая нагрузка слов с приставкой без- (бес-):

В стихотворении «Юному поэту» используются слова «беспредельно», «безраздумно», «бесцельно» для того, чтобы передать высшую степень преданности искусству, отказ от мирского в пользу поэзии.

В стихотворении «Волшебная скрипка» используется в словах

«безмятежный» - для контраста между тем, что было, и тем, что будет;

«Точки пересечения» данных стихотворений:

  1. Написаны поэтами «серебряного века»;

  2. Тема поэта и поэзии;

  3. Образ юноши – мальчика;

  4. Вид лирики – философская;

  5. Литературное направление – символизм.


В. Брюсов был наставником Н. Гумилёва, отсюда посвящение В. Брюсову как учителю и перекликающиеся по смыслу стихотворения. Нельзя в этой связи не вспомнить обращение Брюсова к юноше бледному и три совета ему. В стихотворении Брюсова юноша не терпит никаких лишений, наоборот, он возвышается над толпой, поклоняется лишь искусству. Стихотворение Гумилёва говорит о жертвах, которые должен принести поэт на пути поэзии.
КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ МЕЖЛИЦЕЙСКОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

2019-2020 учебный год

ЛИТЕРАТУРА

11 класс
1. С творчеством каких поэтов серебряного века связаны данные предметы (0,5*6=3 балла)

а) муаровое платье

б) брабантские кружева

в) смычок и струны

г) ананасы в шампанском

д) чёртовы качели

е) шлейф, забрызганный звездами


Ключи

а) И. Северянин

б) Н. Гумилев

в) И. Анненский

г) И. Северянин

д) Ф. Сологуб

е) А. Блок


2. Перед Вами фрагменты литературных произведений. О каких литературных героях в них говорится? (0,5*3=1,5 б.) Назовите героя, произведение (0,25*3=0,75 б.) и его автора (0,25*3=0,75 б.). (3 балла)

А)

Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. <…> Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

Б)

<…> как сейчас помню, ещё молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, детской. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживёт…»

В)

Ужин кончался, и (он), сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ. <…> Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления.


Ответ.

А)

Акакий Акакиевич Башмачкин. Н.В. Гоголь «Шинель»

Б)

Раневская. А.П. Чехов «Вишневый сад»

В)

Пьер Безухов. Л.Н. Толстой «Война и мир»


3. Определите писателя по фактам биографии (1*3=3 б.). Дополните предложенную последовательность 2 фактами из его жизни (0,25*2*3=1,5 б.) и назовите 2 его произведения (0,25*2*3=1,5 б.). (6 баллов)

А)

Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич, – врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. В 1831 г. приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. Мать, Мария Федоровна (урожденная Нечаева), из купеческо-интеллигентной семьи, состояла в родстве с московским купцами Куманиными.

В январе 1854 г. был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск). 6 февраля 1857 г. в Семипалатинске женился на М.Д. Исаевой, вдове губернского секретаря А.И. Исаева…




Два факта из жизни:

а)

б)




Два произведения:

а)

б)

Б)

Родился в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство провел на хуторе Бутырки Орловской губернии. Увлекся идеями Л.Н. Толстого. Совершил «хождение» к толстовцам в Полтаву. В 1920 году эмигрировал сначала в Константинополь, потом – София, Белград, Париж.




Два факта из жизни:

а)

б)




Два произведения:

В)

Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны, внучки сына эфиопского князя.

18 февраля 1831 г. обвенчался с красавицей Натальей Николаевной…




Два факта из жизни:

а)

б)




Два произведения:

а)

б)


Образец ответа (1б.+0,5б.+0,5б.=2*3=6 б.)

А)

Ф.М. Достоевский

Участник революционного кружка М.В. Петрашевского,

приговорен к смертной казни, которая была заменена 4-летней каторгой. «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Братья Карамазовы».

Б)

И.А. Бунин

Совершил путешествие на остров Цейлон,

за границей продолжает писать на русском языке,

получил Нобелевскую премию.

«Жизнь Арсеньева», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи».

В)

А.С. Пушкин

Окончил Царскосельский лицей,

был сослан в Михайловское.

«Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанская дочка».


4. Какие из этих вопросов являются названиями литературных произведений (отечественных и зарубежных). Укажите их авторов. (Не менее пяти) (5 баллов)

 

Задание: Что такое счастье? Что делать? Кто виноват? Как нам обустроить Россию? Любите ли Вы Брамса? Есть ли жизнь на Марсе? Почему самолеты летают, а крыльями не машут? Как украсть миллион? Кто хочет стать миллионером? А вы могли бы? Когда же придет настоящий день? Кто он? Вы слышите их? Что такое хорошо и что такое плохо?
Ответ:

«Что такое счастье» – стихотворения Э. Асадова, Н. Асеева, книги А. Суркова и С. Михалкова.

«Что делать?» – роман Н. Чернышевского и статья В. Ленина.

«Кто виноват?» – роман А. Герцена

«Как нам обустроить Россию?» – статья А. Солженицына.

«Любите ли Вы Брамса?» – роман Ф. Саган.

«А вы могли бы?» – стихотворение В. Маяковского.

«Когда же придет настоящий день?» – статья Н. Добролюбова.

«Кто он?» – стихотворения А. Майкова, С. Маршака и В. Маяковского.

«Вы слышите их?» – роман Н. Саррот.

«Что такое хорошо и что такое плохо?» – стихотворение В. Маяковского.

 

Примечания:

  • Названия некоторых произведений в ряде изданий не содержат вопросительного знака. Несмотря на это ответы, в которых были указаны данные названия, засчитывались как правильные.

  • При подсчете баллов также засчитывались названия опубликованных произведений современных авторов.

  • В качестве правильного засчитывался в том числе ответ: «Как украсть миллион?» – название сценария к одноименному фильму, автор Дж. Брэдшоу.


5. Перед вами фамилии литературных персонажей – героев произведений русских писателей. Укажите их имена и отчества (если о них можно узнать из текста произведения) (0,5*6=3 б.). Как называются произведения (0,25*6=1,5 б.), кто их автор (0,25*6=1,5 б.)? (6 баллов)

Башмачкин, Беликов, Вронский, Калитина, Ларина, Мещерская
Ответ:

  • Акакий Акакиевич Башмачкин (Н. Гоголь, «Шинель»)

  • Беликов (А. Чехов, «Человек в футляре»)

  • Алексей Кириллович Вронский (Л. Толстой, «Анна Каренина»)

  • Елизавета Михайловна Калитина (И. Тургенев, «Дворянское гнездо»)

  • Татьяна (и Ольга) Дмитриевна Ларина (А. Пушкин, «Евгений Онегин»)

  • Ольга Мещерская (И. Бунин, «Легкое дыхание»)

6. Выполнит задание (7 баллов). Перед вами список, состоящий из фамилий и псевдонимов русских писателей. Сколько лиц упомянуто? (4 б.) Расставьте, где нужно, ударения (косая черта после ударной гласной) (2 б.), поставьте точки над ё (0,5*2=1 б.)

Акунин, Ахматова, Белый, Бугаев, Гликберг, Горький, Казак Луганский, К. Р., Лотарев, Надоумка, Надеждин, Пешков, Северянин, Черный, Чехонте, Чхартишвили

Образец ответа

Аку/нин (Борис Акунин – псевдоним Григория Шалвовича Чхартишвили),

Ахма/това,

Бе/лый (Андрей Белый – псевдоним Бориса Николаевича Бугаева),

Буга/ев,

Гли/кберг,

Го/рький (Максим Горький – псевдоним Алексея Максимовича Пешкова),

Каза/к Луга/нский (псевдоним Владимира Ивановича Даля),

К. Р. (псевдоним великого князя Константина Романова),

Лотарё/в,

Надоу/мка (Никодим Надоумка – псевдоним Николая Ивановича Надеждина),

Наде/ждин,

Пе/шков,

Северя/нин (Игорь Северянин – псевдоним Игоря Васильевича Лотарёва),

Чё/рный (Саша Чёрный – псевдоним Александра Михайловича Гликберга),

Чехонте/ (Антоша Чехонте – псевдоним Антона Павловича Чехова),

Чхартишви/ли.
Речь идет о десяти писателях.

II й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

  1. Решите литературную задачу (10 баллов)

Дайте ответы на вопросы (0,5*7=3,5 б.). Из полученных ответов сложите ключевое слово (по принципу создания акростиха) (2 б.), перечислив имена русских писателей (0,5*5=2,5), получивших мировое признание в связи с присуждением этой награды мирового значения (2 б.).

1) Имя литературного героя «ницшеанского» типа, ставшего символом воинствующего эгоизма.

2) Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств.

3) Синоним к слову «заключенный», ставший названием одного из вольнолюбивых стихотворений А.С. Пушкина

4) Повторение какого-либо стиха или ряда стихов в конце строфы (в песнях – припев).

5) Фамилия одного из самых известных представителей «новокрестьянской поэзии» Серебряного века.

6) Единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.

7) Строфа из трех стихов, рифмующихся таким образом, что ряд образует непрерывную цепь тройных рифм: аба бвб вгв и т.д. и замыкается отдельной строкой.
Образец ответа

Ларра

Аллегория

«Узник»

Рефрен

Есенин

Анафора

Терцина
И.А. Бунин, М.А. Шолохов, Б.Л.  Пастернак, А.И  Солженицын, И.А. Бродскийлауреаты Нобелевской премии


  1. Выполните культурологический анализ. Внимательно рассмотрите иллюстрации Д.А. Шмаринова «Родион Раскольников в каморке» (к первой части романа) и «Соня Мармеладова со свечой» (к четвёртой части романа). Как с помощью языка живописи (обратите внимание на изображение внешности, художественные детали, тональную гамму, символику) Д.А. Шмаринову удалось передать характеры героев, их состояние, выражаемые ими идеи? (20 баллов)









Образец ответа:

  1. На иллюстрации к первой части романа изображен Родион Раскольников в каморке, похожей, как сказано в романе, на шкаф, сундук, гроб. По признанию героя, она во многом способствовала созреванию его идеи («Да, квартира много способствовала…»). Замкнутое пространство передано деталями: крохотное оконце, низкий скошенный потолок (комнатка Раскольникова находилась под самой кровлей высокого пятиэтажного дома).

На иллюстрации видно, что человек, если бы захотел встать, даже не смог бы выпрямиться в полный рост (в романе говорится, что «крошечная клетушка» была «до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок»). Потрескавшиеся стены подчеркивают жалкий вид жилища человека, «задавленного бедностью».

В центре изображён Родион Раскольников. Обращает на себя внимание напряжённая фигура (согбенная поза, прижатая к груди рука) и выражение лица (широко открытые глаза, застывший взгляд); эти выразительные детали выполняют функцию психологической характеристики героя, передают состояние мечущегося в беспросветном одиночестве человека, накал его внутренней борьбы, погружённость в свои раздумья, разъединённость с миром, замкнутость в себе. Чёрно-белая техника рисунка усиливает напряжённость и драматизм состояния. Чёрный угол, оттеняющий фигуру Раскольникова, передает языком искусства безысходность, тупиковость состояния и шире – авторское видение идеи героя как мрачной, уродливой, бесчеловечной.

  1. В рисунке «Соня Мармеладова со свечой» Шмаринов мастерски воплощает словесный портрет героини в волнующем графическом образе. Соня держит в руках свечу, которой она освещена сбоку и снизу, отчего контрастно на чёрном фоне высвечивается её лицо. Традиционно свеча – символ света во мраке, озарения, живительной силы. Таким «светом» для Раскольникова в романе становится Соня. Горящая свеча также символизирует человеческую жизнь (вспомним, когда умирает Мармеладов, погасает огарок свечи), душу, пламень веры (важную роль играют свечи в христианских ритуалах и верованиях, где соотносимы с божественным светом, сияющим в мире, выступают эмблемой Христа, благочестия, освященного любовью). И в романе, и в иллюстрации свет становится выразительным «эпитетом» характеристики Сони. Бледное лицо героини на фоне огромной чёрной тени её силуэта, динамика в развороте фигуры, полные страдания глаза, взгляд, в котором прочитывается сострадание, выражают трепет и внутренне горение, желание помочь, облегчить мучения Раскольникова. Изображение Сони выполняет и психологическую, и характерологическую функции, раскрывая не только состояние, но и характер персонажа, воплощаемую Соней христианскую идею страдания, сострадания, милосердия и любви к ближнему – авторский идеал Ф.М. Достоевского.

Таким образом, иллюстрации Д.А. Шмаринова «Родион Раскольников в каморке» и «Соня Мармеладова со свечой» зримо воплощают состояния, психологию, характеры, идеи главных героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


написать администратору сайта