Курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо, а в 1896 возглавил кафедру социальной науки
Скачать 19.08 Kb.
|
1. Биография: С именем Эмиля Дюркгейма принято связывать формирование социологии как науки. Этот французский исследователь, предшественник структурно-функционального анализа, посвятил жизнь изучению общества. Дюркгейм родился 15 апреля 1858 года в городе Эпиналь. Его родители были верующими евреями. Эмиль начинал обучение в раввинской школе, но вскоре решил отказаться от семейных традиций и в 1879 с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение 3-х лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо, а в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра по социологии во всем мире. 2. Основные труды: «Элементы социологии» (1889) «О разделении общественного труда» (1893) – докторская диссертация Дюркгейма. Дюркгейм выдвигает гипотезу, согласно которой разделение труда присутствует не только в экономической сфере жизни общества, но и во всех остальных, общество сможет удержаться в равновесии только благодаря специализации занятии «Самоубийство» (1897) Он выделял несколько видов самоубийств: Эгоистическое. Характеризуется полным разрывом связи между личностью и его социальной группой. Альтруистическое. Утрата связи человека с обществом по независящим от индивида причинам. Аномическое. Возникает из-за серьёзных социальных потрясений. Фаталистическое. Характеризуется страхом личности перед утратой авторитета. Кроме того, Эмиль Дюркгейм вёл подробную статистику самоубийств и обнаружил несколько любопытных фактов. Например, он выяснил, что процент суицидов высок среди протестантов, вдов и разведённых людей. Количество самоубийств увеличивается в период войн, революций, экономических кризисов. Люди, проживающие в городах, склонны к суициду больше, чем население, находящееся в сёлах и деревнях. Учение о природе самоубийства до сих пор используется современными психологами всего мира. 3. Научный вклад Э. Дюркгейма в развитие социологии: Теоретически обосновал и выделил специфический предмет социологии – социальную сферу, дал убедительное онтологическое обоснование необходимости социологии (социальный факт). Разработал методологические принципы социологического мышления, конкретные методы, правила и процедуры (причинный и функциональный анализ, социологизм, метод статистических корреляций и др.). Внес вклад в самые разные отрасли социологического знания: социология религий, исследование солидарности (механическая и органическая), самоубийств, нормы и патологии и др. В институционально-организационном аспекте, социология во Франции стала университетской дисциплиной (школа Э. Дюркгейма). Работы Дюркгейма оказали очень серьезное влияние на формирование и развитие социологии. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей. 4. Социологическая теория Дюркгейма: Французский ученый Э. Дюркгейм был первым из ученых, кто сделал вывод, что отклоняющееся поведение зависит от социальных условий. Во времена кризисов, бурных потрясений в обществе рушатся социальные нормы, люди теряют ориентацию. Социологическая теория Эмиля Дюркгейма основывалась на концепции коллективных представлений. Общество – это исходная, первичная реальность, наделенная чертами превосходства над индивидом. В определении предмета социологии Дюркгейм шел по пути поиска особого рода деятельности – реальности «социальных фактов», существующих объективно, независимо от индивида и оказывающих принудительное давление на него. Основной проблемой социологии Э. Дюркгейм считал проблему социальной солидарности (сплоченности людей как представителей какой-либо группы). Общество существует благодаря тому, что люди определенным образом солидарны, т.е. они имеют общие представления, говорят понятным языком, придерживаются определенных норм. Солидарность - это основа гармонии, порядка, организованности. Отсутствие солидарности приводит к конфликтам, революциям и войнам. Дюркгейм выделил два вида солидарности: Механическая солидарность свойственна архаическим (примитивным) обществам. В таких обществах личность не принадлежит себе и поглощается коллективом: во всем царит коллективное сознание как совокупность общих верований и норм, которые разделяют все члены общества. Органическая солидарность характерна для индустриальных (цивилизованных) обществ. Развитое общество основано на органической солидарности, в основе которой лежит разделение труда. Чем глубже разделение труда, тем больше люди зависят друг от друга, тем больше в обществе разнообразия, тем выше взаимная терпимость людей между собой. 5. Заключение Дюркгейм оказал огромное влияние на развитие западной социологии, наряду с Марксом и Вебером. Он рассматривал важнейшие для теоретической социологии проблемы, такие как природа общества, его интегративное начало, его «здоровое» и патологическое состояния, методы социологического исследования, а также статус социологии как науки. Он признан классиком социологии, чьи концепции легли в основу формирования теоретического фундамента современной социологии, а основные постулаты его методологии актуальны для социологов до сих пор. |