Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ

  • «ценность»

  • А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн

  • К.А. Абульханова- Славская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов

  • Б.Г. Ананьев);  «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн );  «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев

  • В.Н. Мясищев ).По мнению Б.Ф. Ломова

  • А.Г. Здравомыслова

  • А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич

  • М.С. Яницкого и М.С. Серого

  • 2. Знакомство с порталом «Единое содержание образования»

  • Конспект монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого. Монографии А. В. Серого, М. С. Яницкого ценностносмысловая сфера личности


    Скачать 26.71 Kb.
    НазваниеМонографии А. В. Серого, М. С. Яницкого ценностносмысловая сфера личности
    Дата26.12.2022
    Размер26.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонспект монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого.docx
    ТипКонспект
    #864967

    Конспект монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого

    «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ»:

    Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке - философии, социологии, психологии, педагогики

    Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента - ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личность, поскольку тесно соприкасаются с изучением человеческого поведения и побуждений.

    Глава 1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ

    Существует множество определений понятия «ценность», имеющих, как общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели

    В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Эти ценности постигаются сознанием в ходе освоения культуры. Также понятию «ценность» может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

    1.       Ценность как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.

    2.       Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков.

    3.       Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей.

    Понятию «ценность», как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах.

    Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. «Супер Эго» Фрейда представляет собой по существу хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установок, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей или цензором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы. Фрейд в своих работах указывает на три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. По его мнению, задачей совести является ограничение, запрещение сознательной деятельности; задачей самонаблюдения - оценка деятельности независимо от побуждений и потребностей.

    Многие неофрейдизмы, в частности Э. Фромм, пытались социализировать теорию Фрейда. Так, по мнению Э. Фромма, у каждого человека имеется потребность в ценностях, которые направляют его поступки и чувства. Он делит их на две категории:

    1.       официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности;

    2.       действительные, бессознательные (порожденные социальной системой).

    Вторая группа является непосредственными мотивами человеческого поведения. Обе группы структурированы и образуют иерархию, «... в которой высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых соотносительные понятия».

    Типология социальных характеров американского социолога психоаналитического направления Д. Рисмена построена на внешнем или внутреннем происхождении ценностных ориентаций личности. Д. Рисмен как основные описывает исторически обусловленные "ориентированный изнутри" и "ориентированный извне" типы социального характера.

    1.       "Ориентированная изнутри" личность является более целеустремленной, динамичной, предприимчивой, более открытой к переменам и нововведениям, требующей или осуществляющей "позитивное лидерство".

    2.       Поведение "ориентированной извне" личности определяется не собственными принципами, а "другими", т.е. ценностями окружающих, модой, внешними влияниями, существующей системой общественных связей. При этом "ориентированный извне" человек характеризуется не только слабым "суперэго", представляющим собой интернализованную систему норм и ценностей, но и слабым самостоятельным "Я".

    Совершенно иной подход к проблеме ценностных ориентаций в структуре личности сложился в "понимающей психологии". По Шпрангеру, ценностная ориентация личности - продукт общей ценностной ориентации человечества. Это чисто духовное начало, определяющее у каждого человека понятие мира и являющееся производной частью общего человеческого духа. Исходя из этого, Шпрангер выделяет шесть типов личности:

    1)       теоретический человек - основная ценность - это поиск истины;

    2)       экономический человек - основной акцент делается на полезных и практических ценностях;

    3)       эстетический человек - наивысшей ценностью считаются стиль и гармония, окружающая действительность оценивается и воспринимается с точки зрения изящества или соответствия ситуации.

    4)       социальный человек - главная ценность это любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству;

    5)       политический человек - основная ценностная направленность - личная власть, влияние, известность, не ограниченные сферой политики.

    6)       религиозный человек - ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы.

    Выделенные типы не представляют собой некую классификацию людей, они лишь показывают их различия не по психофизиологическим параметрам, а по ценностным ориентациям человека. Эти типы трактуются Шпрангером как универсалии человеческой природы, независимые от места и времени, без учета конкретных исторических и социальных условий, т.е. абстрактно-метафизически.

    Центральным звеном теории личности А. Маслоу является само актуализация – стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которое является высшей ступенью в иерархии потребностей. По его мнению, все самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации «бытийных» ценностей. Для них эти ценности выступают как жизненно важные потребности. А. Маслоу полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому человеку:

    • Б-ценности (ценности бытия) — высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность);

    • Д-ценности (дефициентные ценности) — низшие ценности, поскольку, они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности, которая не удовлетворена или фрустрирована.

    Ценности у Маслоу являются частью мотивационно-потребностной сферы, однако они рассматриваются без учета определяющей роли социальных и исторических факторов развития личности.

    Таким образом, ценностные ориентации, как предмет психологического исследования, занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания.

     

    В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности.

    В одних школах личность рассматривается в связи с анализом ее деятельности (А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн), в других центральное место занимает изучение психологических отношений личности (В.Н. Мясищев), в третьих личность исследуется в связи с общением (К.А. Абульханова- Славская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов) или в связи с установками (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили).

    Несмотря на различие трактовок личности в отечественной психологии, в качестве ведущей личностной характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному:

             «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев);

             «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн);

             «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев);

             «доминирующие отношения» (В.Н. Мясищев).

    По мнению Б.Ф. Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Таким образом, в направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности. Подчеркивая психологический характер ценностей как объекта направленности личностиВ.П. Тугаринов использует понятие «ценностные ориентации», определяемые им как направленность личности на те или иные ценности. Он условно делит их на три категории:

    1.       Материальные ценности - техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями.

    2.       Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость.

    3.       Духовные ценности - образование, наука, искусство.

    По мнению Б.Г. Ананьева, исходным моментом индивидуальных характеристик человека как личности является его статус в обществе, равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе социального статуса личности формируются системы ее социальных ролей и ценностных ориентаций, которые образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения и, во взаимодействии с ними, характер и склонности человека.

    С.Л. Рубинштейн также пишет, что ценности «производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека». По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром.

    О.Г. Дробиницкий выделяет два полюса ценностного отношения к миру - предметные ценности, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания или ценности-представления. Первые есть объекты наших оценок, а вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок. Предметные ценности выражают деятельную потребность человека, они являются "знаками", опредмеченными во внешних объектах человеческих способностей и возможностей, символизирующих последние в виде "значения" предметов, получивших социальную санкцию.

    А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич под предметными ценностями понимают "любые материальные или идеальные явления ради получения, сохранения и обладания которыми индивид, социальная группа, общество предпринимают усилия, то есть ценности - это то, ради чего люди живут". Они выделяют две категории ценностей:

    Сквозные ценности, являющиеся основными в любой сфере деятельности (трудолюбие, инициативность, честность, порядочность, терпимость, доброжелательность, вера, милосердие и др.).

    Фундаментальные ценности, не зависящие от сферы и обстоятельств жизнедеятельности.

    Субъективные ценности служат нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности, такой формой, которая, еще не раскрывая индивиду предметного содержания объектов и законов его деятельности.

    По мнению А.Н. Леонтьева основное средство принятия личностью ценностей общества может рассматриваться понятие «деятельность», т.к. реальным базисом личности человека выступает совокупность общественных ценностей, которые реализуются его деятельностью.

    По мнению М.С. Яницкого и М.С. Серого, понятийный аппарат ценностно-смысловой проблематики определяется такими категориями исследования, как объект, детерминанты, механизмы, процессы, цель и результат развития, раскрывающий уровень сформированности и зрелости ценностно-смысловой сферы личности.

     

    Вывод: Проблема целостности ценностно-смысловой сферы рассматривается в различных научных школах психологии как одна их ключевых в изучении детерминации становления и развития личности.
    В целом подавляющее большинство авторов рассматривают ценности и смыслы как взаимообусловленные личностные динамические образования, психологическая природа которых связана с содержанием целевых ориентиров личности, определяющих внутриличностную согласованность, вариабельность и стабильность личностного функционирования.

    Мне как педагогу данная монография привнесла много нового, в частности, учебная деятельность играет значительную роль в образовании ценностных ориентиров  личности. Формирование ценностей человека является важной задачей образования. В процессе обучения происходит знакомство человека с мировой культурой, историей, формируются представления об обществе и общечеловеческих ценностях. Важным фактором развития системы ценностей является личностное влияние взрослых, например учитель, наставник. Инструментом развития такой системы выступает общение с учителем, которому важно уметь вести диалог с обучающимся, создавать атмосферу доверия, творческую среду. Общение со сверстниками также выступает важным средством принятия ценностей.

    Таким образом,  на каждой стадии личностного развития человек сталкивается с рядом факторов, влияющих на формирование и развитие системы ценностных ориентаций, а областью пересечения и взаимодействия этих факторов выступает деятельность, в которой в свою очередь и проявляется степень развитости системы ценностных ориентаций и личности в целом.

    2. Знакомство с порталом «Единое содержание образования»

     

    Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка - долг, честь, совесть, достоинство. Обозначенные ценности в свете современных негативных тенденций информационного общества становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения.

     

    Для решения этих вопросов Министерство образования Российской Федерации внедрила предстоящий или скажем, уже начавшийся большой проект «Разговоры о важном». Эта тема так актуальна и важна для нашей страны, тем более в нынешнее время. Поэтому позвольте остановиться на конкретных моментах этого проекта, с которым мы все уже знакомы.


    написать администратору сайта