Главная страница
Навигация по странице:

  • Организация деятельности педагога по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ

  • 1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческого воображения старшего дошкольного возраста

  • 1.3. Потенциал занятий аппликацией в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

  • Курсовая. Организация деятельности педагога по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста


    Скачать 2.17 Mb.
    НазваниеОрганизация деятельности педагога по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
    АнкорКурсовая
    Дата23.10.2022
    Размер2.17 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла10Shapkina.pdf
    ТипРеферат
    #749245
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Министерство образования и науки Российской Федерации
    ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
    Институт педагогики и психологии детства
    Кафедра теории и методики воспитания культуры творчества
    Организация деятельности педагога по развитию творческого
    воображения у детей старшего дошкольного возраста
    на занятиях аппликацией
    Выпускная квалификационная работа
    Квалификационная работа допущена к защите
    Зав. кафедрой С.А. Новоселов
    ______ ______________
    дата подпись
    Исполнитель:
    Шапкина Светлана Юрьевна,
    обучающийся БУ-44z группы
    ______________________
    подпись
    Научный руководитель:
    Куприна Надежда Григорьевна, д-р пед. наук, профессор
    _________________
    подпись
    Екатеринбург 2017

    2
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ
    ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
    ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ
    1.1. Сущность понятия «творческое воображение» ………..…………...8 1.2. Психолого-педагогические особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………..18 1.3. Потенциал занятий аппликацией в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста ..………………23
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ
    РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ
    ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ
    2.1. Диагностическое исследование уровня развития творческого воображения на занятиях по аппликации у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы …..………………..33 2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией …..…….…48
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………62
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………66
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ..……………………………………………………………...71
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………….84

    3
    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность исследования обусловлена внесением изменений в систему образования. В соответствие с законом об образовании [46] дошкольное образование является первой ступенью образования, что повлекло за собой изменение требований к дошкольному образованию и подготовки детей к школе. Современные условия жизни призывают к воспитанию творчески активного и целеустремленного человека, что диктует необходимость создания оптимальных условий в дошкольной организации для воспитания такой личности. К одному из таких условий можно отнести развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
    В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [15], творчество — базовая национальная ценность, т. к. происходит формирование эмоционально-чувственной сферы личности ребенка как основы его отношений к природе, к искусству, к другим людям и самому себе, формирование положительных эмоционально-чувственных художественно-образных первоначальных представлений о разных компонентах художественного творчества.
    Творчество содействует становлению творческой личности ребенка как созидателя и преобразователя, содействует развитию ручных умений, формированию элементарных навыков рукоделия: работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природными материалами.
    В
    Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) творческое воображение является компонентом художественно-эстетического развития, которое предполагает развитие предпосылок понимания произведений искусства
    (изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей

    4
    старшего дошкольного возраста. В целевых ориентирах указываются направления развития ребенка «интеллектуального, духовно-нравственного, творческого» Одна из задач ФГОС ДО приводит к «созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [47].
    Один из принципов художественно-эстетического развития — это формирования познавательных действий ребенка и познавательных интересов через его включение в творческую деятельность. Проблема развития творческого воображения у детей стоит в ряду наиболее острых, поскольку этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
    Как показали исследования Т.С. Комаровой, Л.С. Выготского воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно- воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
    (далее ДОУ).
    Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по творческому развитию детей старшего дошкольного возраста и недостаточности методического обеспечения организации данного творческого процесса.
    Таким образом, нами была сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Организация деятельности педагога по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией».

    5
    Для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста аппликация имеет большое значение. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей в том числе и развитие творческого воображения. И.А. Лыкова утверждает, что старшие дошкольники, в процессе занятия аппликацией, способны выделять существенные свойства предметов и явлений, а так же устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
    В связи с актуальностью темы была поставлена цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по аппликации, направленный на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
    Объект исследования: процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией.
    Предмет
    исследования: комплекс занятий по аппликации, направленный на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
    Для анализа были разработаны задачи:
    1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие
    «творческое воображение».
    2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития творческого воображения старших дошкольников.
    3. Проведение опытно-поисковой работы по выявлению уровней развития творческого воображения на занятиях аппликацией у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
    4. В ходе опытно-поисковой работы разработать и провести комплекс занятий направленные на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации.

    6
    Теоретико-методологической основой исследованияслужат идеи по вопросам творческого развития в области дошкольного образования
    (И.А. Лыкова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева); по изучению воображения как основы творческих способностей (Л.Д. Столяренко,
    А.Я. Пономарев, А.В.Брушлинский, А.М. Матюшкин); развитие творческого воображения (А.А. Любинский, Л.С. Выготский).
    Для решения поставленных задач были использованы следующие
    методы исследования:
    Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
    Эмпирические методы исследования: педагогическое наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей.
    Сравнительно-сопоставительные методы исследования: анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
    Практическая значимостьрезультатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по развитию творческого воображения детей. Также следует отметить
    практическую значимость продукта проектной деятельности, который может использоваться на практике или организации досуговой деятельности.
    База опытно-поисковой работы: исследование проводилось на базе
    МАДОУ Детский сад № 51 «Лесовичок» города Новоуральска. В опытно- поисковой работе приняло участие 15 дошкольников старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
    Опытно-поисковая работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятии аппликацией осуществлялась в два этапа.
    На первом этапебыл проведен теоретический анализ психолого-

    7
    педагогической и методической литературы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятии аппликацией; определялись психолого-педагогические особенности старших дошкольников, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятии аппликацией.
    На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятии аппликацией, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятии аппликацией, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
    Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы 50 источников,
    2 приложения.

    8
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ
    ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ
    1.1. Сущность понятия «творческое воображение»
    Творческая деятельность возникает медленно, постепенно и развивается из простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя её форма. С этой точки зрения творчество – пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве. Во все времена были нужны творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Творческая деятельность и выявление творческих способностей, а именно творческого воображения, начинается уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является важным для развития и формирования творческой личности.
    «Творчество — это умение нестандартно мыслить, совмещать несвязанные между собой идеи, помогает решать сложные проблемы и совершать невероятные открытия» [16, с. 6]. Вопросы творчества и его развития, в области дошкольного образования, исследовали И.А. Лыкова, Л.С. Выготский,
    Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова.
    Т.С. Комарова [24, с. 94] определяет детское творчество как «создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта
    (рисунка, лепки, рассказа, сказки, песенки, игры, придуманной ребенком) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности, и результата; придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, в рассказе); придумывание своего начала, конца новых действий, характеристик героев; применение усвоенных ранее способов изображения

    9
    или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе усвоения формообразующего движения, обобщенных способов, образов героев сказок; в драматизации — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голоса); проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, сказок».
    Проблема развития творческого воображения у детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
    Как показали исследования Т.С. Комаровой, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова,
    В.А. Крутецкого и других, в которых говорилось о том, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения новых знаний у детей, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся у них знаний и способствует саморазвитию личности. В значительной степени воображение определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
    В старшем дошкольном возрасте развитие творческого воображения происходит очень интенсивно. При этом у старшего дошкольника направленность идет на результат, он осознает все свои действия и сам процесс создания творческой работы его очень интересует. Развитие творческого воображения представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития воображения представляет изобразительная деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
    В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец [18, c. 186] обращают внимание на «способность дошкольников в процессе включения в творческую деятельность по созданию аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен

    10
    в различных видах практической деятельности, в процессе которой формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал».
    На развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста влияют различные способы, среди которых можно выделить аппликацию как наиболее доступный и простой способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок), но и в создании картин, орнаментов.
    В процессе работы дети старшего дошкольного возраста проявляют свое творческое воображение, а так же высокую активность, оригинальность, самостоятельность и вариативность, рационально используют уже имеющийся опыт.
    Рассмотрим сущность понятия «творчество» у разных авторов (таблица 1)
    Таблица 1
    Анализ понятия «творчество»
    Понятие
    Определение
    Источник творчество сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства
    Флерина Е.А.
    Эстетическое воспитание дошкольника. – М.: Изд-во
    АПН РСФСР, 1961 творчество деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства
    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. Т
    II. - M.: Педагогика, 1989.
    - 328с

    11
    Продолжение таблицы 1
    творчество это такая деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью, какой – нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке
    Грибовская А. А. Юмор в изобразительном творчестве дошкольников.
    Методическое пособие. –
    М.: Педагогическое общество России, 2007.–
    208с
    Проанализировав понятия разных авторов можно сделать вывод, что творчество — это деятельность, в которой ребенок сознательно отражает окружающую действительность, а также способен создавать новое и оригинальное.
    Рассмотрим сущность понятия «воображение» у разных авторов
    (таблица 2)
    Таблица 2
    Анализ понятия «воображение»
    Понятие
    Определение
    Источник воображение психологический процесс, который заключается в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта
    Коджаспирова Г.М.,
    Коджаспиров А.Ю.
    Педагогический словарь:
    Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. —
    М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000.
    176 с воображение психологическая деятельность, которая заключается в создании представлений и мысленных ситуаций
    Дудецкий А. Я.
    Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск,
    1974.— 153с

    12
    Продолжение таблицы 2
    воображение способность сознания создавать образы, идеи, представления и манипулировать ими
    Гамезо М.В.,
    Домашенко И.А.
    Атлас по психологии:
    Информ.-метод, пособие курсу Г18 «Психология человека». - М.:
    Педагогическое общество России, 2004. -
    276 с
    Проанализировав понятия авторов можно сделать вывод, что воображение — это психологическая деятельность, которая заключается в создании новых представлений, образов и мыслей.
    Итак, из всего выше изложенного, можно сделать вывод, что творческое воображение — это деятельность, заключаемая в создании новых представлений, образов и мыслей, в которых ребенок отражает окружающую действительность. Воображение, по мнению Р.С. Немова [39], является особой формой человеческой психики, которая состоит отдельно их психических процессов и занимает промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением.Г.А. Урунтаева [45] утверждает, что воображение превращается в особую умственную деятельность, а при создании образа может служить не только подлинный объект, но изображения, которые сформулированные словами.
    Изобразительная деятельность, для ребенка, значит очень много.
    Поэтому для педагога очень важен анализ уровня творческого развития в изобразительной деятельности, а именно развитие творческого воображения, т. к. оно играет важнейшую роль в жизни детей старшего дошкольного возраста.
    Творческое воображение подразумевает формирование, проектирование новейших образов, уникальных мыслей, выраженных в продуктах творческой работы у старших дошкольников. Оно непосредственно имеет связь с мышлением, с мыслительными операциями

    13
    анализа, сопоставления. Л.С. Выготский [9] утверждал, что развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста представляет собой поэтапное развитие воображения вследствие перехода от элементарных образов к более сложным и следует единым закономерностям в творческой деятельности.
    К старшему дошкольному возрасту образы воображения у детей становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическим, личностным и познавательным смыслом. Для этого рассмотрим и проанализируем программные задачи, направленные на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, а именно на аппликацию.
    Программа под редакцией доктора педагогических наук профессора
    Т.С. Комаровой [22] «Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет».
    Задачи по изобразительной деятельности на старший дошкольный возраст:
    - развивать художественное восприятие, мышление, память и воображение;
    - обучать детей старшего дошкольного возраста передавать в изображении основных и важных свойств предметов, а именно формы, величины, цвета, а также соотношение предметов и их частей по величине, расположению относительно друг друга и по высоте;
    - воспитывать у старших дошкольников умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей;
    - развивать эстетическое восприятие, формировать эстетические представления и воображение у детей старшего дошкольного возраста;
    - развивать интерес к изобразительной деятельности — аппликации, использованию бумаги разной плотности в создании образа средствами вырезания и обрывания, включая работу ножницами и пальцами;

    14
    - формировать интерес и стремление к содержательному общению, связанному с творческой деятельностью.
    Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией И.А. Лыковой [32].
    Задачи по изобразительной деятельности на старший дошкольный возраст:
    - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; ознакомление с произведениями и художественным
    «языком» разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
    - развитие эстетического восприятия и творческого воображения, обогащение зрительных впечатлений, приобщение к родной и мировой культуре, формирование эстетических чувств и оценок, воспитание художественного вкуса, формирование эстетической картины мира;
    - обогащение художественного опыта детей; содействие дальнейшему освоению базовых техник аппликации; совершенствование умений во всех видах художественной деятельности;
    - развитие способностей к осмысленному восприятию и творческому освоению формы, линии, цвета, ритма, объема, пропорций, композиций как особого «языка искусства» и его изобразительно-выразительных средств;
    - формировать умения при создании образов: симметричное вырезание из сложенной бумаги, силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контуру;
    - поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать разные способы изображения.
    Сравнивая задачи рассмотренных программ можно сказать, что основной задачей в старшей группе детей дошкольного возраста является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания, а также эти программы направленны на развитие эстетического воспитания, на развитие

    15
    творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией, а именно обучают передавать в изображении основные формы, свойства, развивают мыслительные операции, поддерживают стремление самостоятельно сочетать знакомые техники.
    На основании рассмотренных программ рассмотрим разные диагностики развития творческого воображения.
    Т.С. Комарова [26] предлагает диагностику «Развития навыков изобразительной деятельности и творческих проявлений в ней», в которой выделяет такие показатели как: самостоятельное использование различных способов и приёмов изображения в зависимости от содержания, способность вербального оформления своих впечатлений и отношения к изображаемому и добавление новых деталей и предметов.
    Таблица 3
    Критерии и показатели развития навыков изобразительной деятельности и творческих проявлений в ней
    Критерии
    Показатели
    Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития
    Высокий уровень
    3 балла
    Средний уровень
    2 балла
    Низкий уровень
    1 балл умения самостоятельное использование различных способов и приёмов изображения в зависимости от содержания используется широкая цветовая гамма, рисунок очень выразителен, что проявляется в способах и приемах прорисовывания изображения рисунок носит элементарный характер, выполнен обычно в графической форме, цветовая гамма не богатая работа выполнена в схематической форме, не прорисованы детали, некоторые пропущены, цветовая гамма бедная (2-3 цвета), имеется попытка использовать средства выразительности: цвет, форма или положение на листе

    16
    Продолжение таблицы 3
    вырази- тельность способность вербального оформления своих впечатлений и отношения к изображаемому рисунок достаточно выразительный, что проявляется в цветах и оттенках, особенностях прорисовывания деталей, наблюдается эмоциональная отзывчивость имеется попытка использовать средства выразительности: цвет, форма или положение на листе, эмоциональная отзывчивость слабая средств выразительности нет, отсутствует эмоциональная отзывчивость творческая деятельность добавление новых деталей и предметов работа законченная, изображение выполнено в достаточно сложной форме, прорисованы многие детали, имеются новые детали в работе просматривается незаконченность, новых деталей и предметов на рисунке нет, рисунок не отличается оригинальностью, обычно копирование действительности работа характеризуется не законченностью,
    нет проявления творчества и оригинальности в рисунке
    Для определения творческого воображения у старших дошкольников была рассмотрена диагностика И.А. Лыковой [31] (таблица 4)
    Таблица 4
    Показатели развития творческого воображения
    Показатели
    Характеристика показателей разработанность содержания изображения с учетом творческого воображения ребенок, используя свое воображение, проявляет интерес к разным способам выполнения аппликации для создания нового образа; стремится к наиболее полному раскрытию замысла на основе аппликационных форм самостоятельность и выразительность замысла с использованием воображения ребенок проявляет эмоционально-ценностное отношение для выразительности образа; самостоятельно и мотивированно занимается аппликации для выразительности образа используя свое воображение

    17
    Продолжение таблицы 4
    использование различных способов и приемов изображения в зависимости от содержания замысла в творческой деятельности ребенок получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей в творческой деятельности
    В этой диагностике были выделены показатели такие как разработанность содержания изображения с учетом творческого воображения, самостоятельность и выразительность замысла с использованием воображения и использование различных способов и приемов изображения в зависимости от содержания замысла в творческой деятельности. В рамках моего исследования мы выбираем диагностику И.А. Лыковой, потому что она более подходит к детям старшего дошкольного возраста, близка к форме изобразительной деятельности — аппликации, в ней более четко отражены задачи творческой деятельности на основе творческого воображения.
    На основании изученной литературы И.А. Лыковой, Л.С. Выготского,
    Т.С. Казаковой, Т.С. Комаровой, Е.А. Флериной, С.Л. Рубенштейна,
    А.А. Грибовской, Р.С. Немовой, Г.А. Урунтаевой и др., сделаем следующие выводы:
    Творческое воображение — это деятельность, заключаемая в создании новых представлений, образов и мыслей, в которых ребенок отражает окружающую действительность. (А.В. Петровский).
    На основе анализа литературы и позиции ряда авторов, таких как А.В. Запорожца, И.А. Лыковой, Т.С. Комаровой, А.В. Петровского и др., мы определяем развитие творческого воображения в единстве трех показателей:
    разработанность содержания изображения с учетом творческого воображения,
    самостоятельность и выразительность замысла с использованием воображения,
    использование различных способов и приемов изображения в зависимости
    от содержания замысла в творческой деятельности. Разработанность
    содержания изображения с учетом творческого воображения проявляется когда

    18
    ребенок, используя свое воображение, проявляет интерес к разным способам выполнения аппликации для создания нового образа и стремится к наиболее полному раскрытию замысла на основе аппликационных форм;
    самостоятельность и выразительность замысла с использованием воображения
    — в эмоциональном-ценностном отношении для выразительности образа и самостоятельно, мотивированно ребенок занимается аппликацией для его выразительности, используя свое воображение; использование различных способов
    и приемов изображения в зависимости от содержания замысла в творческой
    деятельности проявляется когда ребенок получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей в творческой деятельности.
    1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческого
    воображения старшего дошкольного возраста
    В старшем дошкольном возрасте происходит последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования.
    Это произвольность таких психических процессов, как восприятия, памяти, внимания, воображения и других. Отсюда вытекает способность управлять своим поведением. Для формирования творческой активной личности наиболее благоприятен старший дошкольный возраст.
    Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а их основе – творческие способности. В дошкольном образовательном учреждении творчество развивается через различные виды деятельности ребенка, такие как: изобразительная, игровая, коммуникативная, продуктивная и другие. В этом возрасте знания, полученные в процессе

    19
    деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер.
    Воображение является одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы в творческой деятельности. Если в дошкольном периоде воображение не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.
    Интерес к проблеме воображения, как психического процесса, возник сравнительно недавно на рубеже XIX – XX вв. К этому времени относились первые попытки экспериментального исследования функции воображения
    (С.Д. Владычко, Ф. Матвеева, Л.Л. Мищенко). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширялись, разрабатывались методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, делались попытки взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами.
    Особую актуальность приобрели исследования по изучению воображения как основы творческих способностей (А.Я. Пономарев, А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин). Таким образом в психологии возрастает интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.
    В психической жизни старшего дошкольника важную роль играет воображение, которое проявляется ярко и интенсивно. Поэтому творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста психологи рассматривают как изначально заданную детскую творческую способность.
    А.В. Петровский [41] говорил, что творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются

    20
    в оригинальных и ценных продуктах творческой деятельности. Поэтому ребенок старшего дошкольного возраста, используя свое воображение, может проявлять интерес к разным способам выполнения аппликации для создания нового образа.
    С точки зрения А.А. Люблинской [33], воображение у детей старшего дошкольного возраста становится активным и носит творческий настрой, который способствует развитию способностей к творческой деятельности.
    Психолог Л.С. Выготский [7] доказал, что творческое воображение старшего дошкольника развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Все образы творческого воображения основываются на впечатлениях и представлениях, которые дети старшего дошкольного возраста получают в реальной жизни, а так же строятся из элементов, взятых из действительности, из опыта. В то же время Л.С. Выготский отмечал свежесть, яркость и эмоциональную насыщенность образов воображения у старших дошкольников. От использования различных приемов и способов изображения, ребенок получает эстетическое удовольствие от освоения нового, от достижения своего результата, от оригинальности замысла и от открытия своих возможностей в творческой деятельности.
    Воображение в жизни детей старшего дошкольного возраста является основой для любой творческой деятельности и играет важную роль для развития творческих способностей. Отличительной способностью творческого воображения является создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти и внутреннего плана творческих действий. В соответствии с требованиями
    ФГОС ДО для обеспечения успешности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста необходимо создать художественно- эстетическую психологически комфортную образовательную среду в условиях детского сада. В общих чертах воображение можно определить как творческую способность к изменению образов. Воображение всегда

    21
    направлено на практическую деятельность детей старшего дошкольного возраста. Ребенок, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической его деятельности. Физиологическую основу воображения у старших дошкольников составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте.
    Развивать творческое воображение можно через изобразительную деятельность. При проведении занятий используются традиционные материалы и репродуктивные методы обучения. Использовав технику аппликация, в изобразительном искусстве, будет являться необычным, доступным и безопасным средством для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Исследователь Т.С. Комарова [25] отмечала, что разнообразие материалов способствует расширению знаний об искусстве, стимулирует воображение и вызывает интерес к творческой деятельности. В связи с этим дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно заниматься аппликацией с интересом и в эмоционально- целостном отношении для выразительности нового образа, созданного ими.
    Психологи отмечали, что у воображения есть две функции — познавательная и аффективная. Познавательное воображение направленно на получение новых впечатлений. С его помощью старший дошкольник представляет целостность окружающего мира, воссоздает объективную реальность. Познавательное воображение помогает детям старшего дошкольного возраста перерабатывать информацию, манипулировать образами. Аффективная функция помогает старшему дошкольнику защитить себя как личность.
    По степени волевых усилий воображение можно разделить на произвольное и непроизвольное воображение. К произвольному воображению относятся воссоздающее воображение и творческое воображение. При воссоздающем образ предмета создается при его

    22
    описании. Детям старшего дошкольного возраста дается наглядный материал, словесное описание или образец и дошкольник практически копирует готовую работу. В таком случае образ в воображении ребенка получается более точным, отражает действительность. Образы в творческом воображении создаются путем разных мыслительных операций, а именно дети старшего дошкольного возраста используют ранее полученные представления о предметах.
    Таким образом, мы выяснили на основании анализа А.Я.Пономарева,
    А.В. Брушлинского, А.В. Петровского, А.А. Любинской, Л.Л. Мищенко и др., что старший дошкольный возраст является наиболее подходящий для развития творческого воображения. В этом возрасте старший дошкольник может самостоятельно создавать новые образы и идеи, которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты творческой деятельности, и его развитие играет большую роль в формировании познавательной сферы.
    И для того чтобы представить какой-то образ, идею дошкольник обращается к воображению.
    Одной из возможностей развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность, а именно занятия аппликацией. В ходе этих занятий ребенок, используя свое воображение, проявляет интерес к разным способам выполнения аппликации для создания нового образа (показатель разработанность содержания
    изображения с учетом творческого воображения); дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно заниматься аппликацией с интересом и в эмоционально-целостном отношении для выразительности нового образа, созданного ими (показатель самостоятельность и выразительность замысла с
    использованием воображения); от использования различных приемов и способов изображения, ребенок получает эстетическое удовольствие от освоения нового, от достижения своего результата, от оригинальности замысла и от открытия своих возможностей в творческой деятельности

    23
    (показатель использование различных способов и приемов изображения
    в зависимости от содержания замысла в творческой деятельности).
    Нужно развивать ребенка, учить его воспринимать объект, фантазировать, нестандартно мыслить, тем самым у него будет развиваться и воображение. Развитое воображение приводит детей старшего дошкольного возраста к множеству различных оригинальных идей, к творческому подходу при выполнении задания, а так же к успешному усвоению учебного материала.
    1.3. Потенциал занятий аппликацией в развитии творческого
    воображения у детей старшего дошкольного возраста
    В решении задач творческого развития детей старшего дошкольного возраста, изобразительная деятельность имеет большое значение. Различные виды изобразительной деятельности открывают широкие возможности для познания прекрасного, развивают эмоционально-эстетическое отношение к действительности, развивают творческие способности. Специфическое воздействие на старшего дошкольника имеет каждый вид изобразительной деятельности. Большое значение для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста имеет такой вид изобразительной деятельности как аппликация, которая способствует развитию и формированию многих психических, эстетических и личностных качеств каждого ребенка.
    В рамках нашего исследования основным видом развития творческого воображения является аппликация. «Аппликация — это вид декоративно- прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции» [38, с. 153].
    По определению М.А. Гусаковой [14 с. 27] «аппликация — это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

    24
    Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее использования». Это дает возможность детям широко использовать ее в оформительных целях, а так же в создании картин, коллажей, орнаментов.
    «Понятие аппликация включает способы художественных произведений из различных по свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации» [14, с. 4].
    И.А. Лыкова [31, с. 54] рекомендует «…в аппликации использовать разнообразные материалы: бумагу разного качества и свойства, ткань, природные материалы и вещества, бросовый материал. Использовать различные техники вырезания: симметричные, ажурные, использовать разнообразные способы прикрепления деталей на фон для получения более объемной аппликации...». По мнению М.А. Васильевой [3, с. 114] «занятия аппликацией развивает такие качества, как самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность».
    На занятиях по аппликации используются организационные формы:
    - совместно-индивидуальная форма — коллективная работа, представляющая собой соединение в целое панно индивидуальных работ детей старшего дошкольного возраста, сделанных с учетом поставленной задачи или со значением замысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается в конце занятия, когда индивидуально выполненные части композиции собираются в единое целое;
    - коллективная форма — выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда дети старшего дошкольного возраста делают свою часть задания, имея представление об общей результате и согласовывают свои действия с другими детьми. Эта форма работы создает благоприятные условия, формирует положительные взаимоотношения друг с другом, в процессе работы каждый ребенок становится источником знаний

    25
    для других участников;
    - индивидуальная форма — самостоятельная творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста при индивидуальном выполнении изображения, которая развивает у них творческое воображение, проявляет самостоятельность и выразительность замысла, а также интерес к разным способам выполнения аппликации для создания нового образа.
    Занятия по аппликации можно разделить по видам:
    - предметная аппликация — состоящая из отдельных изображений
    (лист, ветка, дерево, птица, человек, животное);
    - сюжетно-тематическая аппликация — отражает какие-либо события, явления, состоящая из нескольких разных фигур;
    - декоративная аппликация — включает геометрические и растительные элементы и узоры народного орнамента;
    - плоская аппликация — выполняют вырезанием, нашиванием или наклеиванием на основу деталей из ткани, кожи и других материалов;
    - объемная аппликация — пришивают или приклеивают на основу только части отдельных элементов. Кроме того, этот вид аппликации изготавливают, подкладывая под детали вату, синтепон, ватин, кусочки байки, фланели и другие материалы;
    - абстрактная аппликация — предусматривает упрощенное изображение общей картины, лишенной конкретности;
    - силуэтная аппликация — заключается в изображении определенных силуэтов людей, животных, птиц, растений, предметов;
    - простая аппликация — состоит из одного-двух простых элементов;
    - сложная аппликация — состоит из нескольких или многих элементов;
    - однослойная аппликация — изображения предметов и их деталей нашивают или наклеивают на основу в один слой;
    - многослойная аппликация — выполняют нашиванием или наклеиванием на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.

    26
    На занятиях по аппликации используются материалы: бумага, ткань, нитки, веревки, тесьма, природные материалы (листья, цветы, семена, солома, ветки, скорлупа, крупа, пух, перья, кожа) и нетрадиционные материалы (гофрированный картон, пластиковые упаковки, коробки, пробки, проволока, бисер).
    Рассмотрим нетрадиционные виды аппликаций:
    1. Обрывная аппликация — передача фактуры образа. Разрыв бумаги на кусочки, составляя из них изображение или обрывать контурный рисунок.
    Аппликация направлена на развитие мелкой моторики рук и на творческое мышление.
    2. Накладная аппликация — эта техника позволяет получить многоцветное изображение, путем накладывания и наклеивания деталей слоями, но чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
    3. Модульная аппликация (мозаика) — образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники или рваные бумажки.
    4. Симметричная аппликация — заготовку складывают пополам и, держа за сгиб, вырезают половину изображения.
    5. Ленточная аппликация — этот способ позволяет получить сразу много одинаковых изображений, разноцветных или связанных между собой.
    Широкий лист бумаги необходимо сложить гармошкой и вырезать изображение.
    6. Силуэтная аппликация — вырезание сложных силуэтов по контуру нарисованному или воображаемому.
    7. Аппликация из салфеток — из них можно делать разные поделки, возможность создавать работы без ножниц.
    8. Аппликация из ткани — разновидность вышивки, а именно укрепление

    27
    на определенном фоне из ткани куски другой ткани (укрепляется ткань пришиванием или приклеиванием).
    9. Аппликация из крупы — путем приклеивания на клей или пластилин различных видов круп, создавая творческую работу.
    10. Аппликация из соломы — солому необходимо приклеивать на нарисованную заготовку, создавая необычные работы. Можно делать картины, закладки для книг, рамки, шкатулки.
    11. Аппликация из засушенных растений — работа с природным материалом: цветы, трава, листья, путем наклеивания на основу. Развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.
    12. Квиллинг — работа выполняется из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги (бумагокручение). Композиции могут быть плоские или объемными.
    13. Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. С помощью торцевания можно создавать объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки.
    14. Коллаж — композиция заключается в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на основу предметы и материалы, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
    15. Оригами — Работа происходит в 2 этапа: 1) складывание квадрата из бумаги в определенную форму без применения клея и ножниц;
    2) складывание фигурок из бумаги определенной формы.
    На сегодняшний момент занятия аппликацией приобретают наибольший интерес, т. к. включает в себя разнообразные техники и приемы, которые позволяют развивать творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста. Старшие дошкольники, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания и умения, формируется у них восприятие и представления о свойствах и качествах предметов, формируется художественный вкус. В основу содержания художественного образа у детей старшего дошкольного возраста

    28
    закладывается интеграция познавательной и художественной деятельности.
    В.И. Волынкин [4, с. 99] отмечает, что «…данные методы позволяют ребенку адекватно описывать, чувствовать, понимать и оценивать картину окружающего мира и самого себя».
    Работа в различных техниках (обрывная, мозаика, торцевание, квиллинг и др.) и с различными материалами (бумага, ткань, веревки, листья, цветы и др.) расширяет возможности старших дошкольников, а именно развивает у них чувство цвета и гармонии, воображение, образное мышление.
    При выполнения различных видов аппликаций для детей старшего дошкольного возраста применяют следующие методы:
    - словесный метод (беседа), рекомендации и разъяснения педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа;
    - метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству;
    - наглядные методы, к которым относят репродукции картин, пособия, использование натуры изображения, показ педагогом приемов изображения и показ детских работ в конце занятия.
    Выделим основные приемы вырезания на занятиях по аппликации для детей старшего дошкольного возраста:
    - разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;
    - вырезывание округлых форм методом закругления углов, а также симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей;
    - вырезывание по контуру;
    - создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.
    Аппликация позволяет детям старшего дошкольного возраста отражать в творческой работе (композиции) свои впечатления об окружающей мире, свое отношение к окружающему, свои эмоции для выразительности образа,

    29
    самостоятельность, выразительность замысла, творческое воображение, а так же имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического трудового, нравственного и умственного развития. Главной задачей педагога, на занятиях по аппликации, является умение заинтересовать детей, развивать у них творческий интерес, не навязывая при этом собственного мнения.
    При занятии аппликацией у детей старшего дошкольного возраста развиваются интеллектуальные способности, мышление, мелкая моторика рук, память, воображение, учит ребенка думать, анализировать сравнивать и соизмерять и проявлять интерес к разным способам выполнения композиции. В процессе выполнения творческой работы ребенок испытывает разнообразные чувства такие как радость красивому изображению, которое он создал сам и огорчение, если что-то у него не получается.
    Одно из наиболее важных условий успешного развития творческого воображения — это разнообразие и вариативность в аппликации, новизна обстановки, сюрпризные моменты начала работы, красивые и разнообразные материалы, интересные и не повторяющиеся задания и темы, а так же возможность выбора для создания творческой работы. Т.С. Комарова [25, с. 127] утверждает
    «для развития творческого воображения посредством аппликации дошкольникам необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут».
    Для детей старшего дошкольного возраста новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные не повторяющиеся задания, возможность выбора влияет на их эмоциональное отношение для выразительности образа, на интерес к выполнению аппликации, а так же дети получает эстетическое удовольствие от освоения нового, от использования различных способов и приемов изображения. Важно, для педагога, создание новой ситуации так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить ранее усвоенные знания, навыки, умения, а с другой – искали новые решения, творческие подходы, проявляли самостоятельность, интерес и

    30
    стремились к наиболее полному раскрытию замысла на основе аппликационных форм. Именно это развивает у детей старшего дошкольного возраста творческое воображение и вызывает положительные эмоции, радостные удивление, желание созидательно трудиться.
    Последовательность выполнения аппликации на занятиях:
    1. продумывание композиции;
    2. подбор бумаги;
    3.заготовка деталей;
    4. детали изображения располагают на фоне;
    5. наклеивание и высушивание деталей изображения
    Для проведения занятия по аппликации для детей старшего дошкольного возраста мы разработали следующие структуры занятий:
    Таблица 5
    Структура занятия по аппликации для старшего дошкольного возраста
    Вариант 1
    Вводная часть
    Основная часть
    Заключительная часть рассматривание картин; беседа по картинам показ этапов работы; выполнение творческой работы обсуждение работ; просмотр выставки работ
    Вариант 2 рассматривание картин в разных техниках аппликации; беседа по картинам; рассматривание материалов индивидуальная форма работы (по выбору ребенка); выполнение творческой работы обсуждение работ; просмотр выставки работ
    Вариант 3 посещение музея
    (выставки); рассматривание картин; беседа по картинам изучение новой техники с выбором материалов; выполнение творческой работы обсуждение работ; просмотр выставки работ

    31
    Продолжение таблицы 5
    Вариант 4 рассматривание картин; беседа по картинам; рассматривание материалов; деление детей на группы коллективная форма работы; выполнение творческой работы; использование различных материалов итоговая коллективная работа; просмотр выставки работы
    Вариант 5 приглашение мастера; рассматривание картин; беседа по картинам; рассматривание материалов изучение новой техники; выбор материалов; выполнение творческой работы обсуждение работ; просмотр выставки работ
    Вариант 6 рассматривание картин; беседа по картинам совместно-индивидуальная форма работы; выполнение творческой работы соединение индивидуальных работ в общую композицию; просмотр выставки работы
    Таким образом, рассмотрев организацию занятий по аппликации, ее формы, виды, приемы, структуру можно сделать вывод, что аппликация — это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
    Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее использования (М.А. Гусакова). Она направлена на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
    Систематическое обучение детей старшего возраста техникой аппликацией разнообразными способами и видами, а так же используя различные материалы создает основу для проявления творческого воображения, расширяет кругозор ребенка и обогащает его эстетическое чувство.
    При занятии аппликацией у детей старшего дошкольного возраста развиваются интеллектуальные способности, мышление, мелкая моторика рук, память, воображение, учит ребенка думать, анализировать сравнивать и соизмерять и проявлять интерес к разным способам выполнения композиции
    (показатель разработанность содержания изображения с учетом творческого
    воображения); аппликация позволяет детям отражать в творческой работе свои

    32
    впечатления об окружающей мире, свое отношение к окружающему, свои эмоции для выразительности образа, самостоятельность, выразительность замысла, творческое воображение, а так же имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического трудового, нравственного и умственного развития. Главной задачей педагога, на занятиях по аппликации, является умение заинтересовать детей, развивать у них творческий интерес, не навязывая при этом собственного мнения (показатель самостоятельность
    и выразительность замысла с использованием воображения); для детей старшего дошкольного возраста новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные не повторяющиеся задания, возможность выбора влияет на их эмоциональное отношение для выразительности образа, на интерес к выполнению аппликации, и дети получает эстетическое удовольствие от освоения нового, от использования различных способов и приемов изображения (показатель использование
    различных способов и приемов изображения в зависимости от содержания
    замысла в творческой деятельности).

    33
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта