Презентация. Новый документ (18). "Проблема социального прогресса, процветания в обществе"
Скачать 75.84 Kb.
|
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" Философско-социологический факультет Эссе по дисциплине: “Письмо и критическое мышление” на тему: “Проблема социального прогресса, процветания в обществе” Выполнила: Студент группы 6921 Сырбу Ана Москва 2022 Общество развивается день за днем, так как является динамичной структурой. Мы живем в мире прогресса, удобств и свободы, где ключевым фактором является человеческий капитал. Каждый социальный субъект, человек или группа людей, стремится в своей жизни к достижению процветания, высокого уровня развития, посмертному наследию в виде памяти будущих поколений. Таким образом, существование социума неразрывно связано с понятием прогресса – поступательного движения вперед, от низшего к высшему, от менее высокого к более высокому. Но что же необходимо, чтобы жизнь прошла прогрессивно? Какими способами возможно обрести процветание? Хоть и прогресс - понятие противоречивое, именно эти вопросы я хочу рассмотреть в своем эссе. С теоретической точки зрения, социальным прогрессом можно назвать такое движение развития, которое характеризуется развитием от низшего к высшему, от легкого к сложному. Прогресс общества напрямую зависит не только от общего движения социума, но и от развития каждого субъекта. Как мы знаем, человек обладает биологическим и социальными чертами, ведь человек - это биосоциальное существо, содержащий в себе ряд характерных качеств. Изначально было очень сложно отличить человека от животного. Два типа можно было просто назвать - биологическое существо. С чего же все началось? Как материальный мир, включавший себя природу, столкнулся и с социумом? Люди еще в древности начали обогащаться такими качествами, как помощь ближнему, создание орудий труда, речь. Когда же у субъектов появились потребности выше и выше, они начали улучшать эти черты. Так, когда мужчины дрались за жилище или питание, то нравственно они обладали качествами мужества, упорства, что и отличало их от животных. Осознанная потребность в продвижении рода немаловажна. Ведь семья - это уже маленькое общество. И вот уже маленькими шагами мы смогли добраться до века высоких технологий. С одной стороны, это можно назвать великим успехом, ведь у нас есть, что нам нужно. С другой стороны, можно заметить регресс в некоторых сферах. Так, профессиональная деятельность стала легче: людей заменяют роботы, нравственное развитие каждого понижается; экология постепенно ухудшается, потому что прогресс в сфере промышленности губит природу; развитие ядерного оружия несмотря на возможную гибель всей планеты; контраст денежного дохода в разных странах. Человеческий капитал является главным ресурсом и постепенно мы от него отказываемся, никто не знает, что может произойти. В этом и заключается противоречивость общественного прогресса. Количество информации день за днем увеличивается, а люди находятся в стрессовых ситуациях, забывают про себя, про свое “эго”. Сложно назвать критерии прогресса, но большинство считают, что главным является развитие производительности и человеческих качеств. Действительно, технологии улучшается, мы находим точку гармонии с природой. Свобода может также являться критерием социального прогресса, ведь именно она может помочь раскрыть социальные качества. В любом случае центром прогресса является человек, следует то, высокий уровень гуманизма и есть критерий прогресса в обществе. Важно посмотреть на эту тему с точки зрения литературы и других источников, поэтому в качестве аргументов я взяла произведения Л.А. Жуховицкого, Артура Шопенгауэра, Жан-Поль Сартра. Проблему социального прогресса затрагивает Л. А. Жуховицкий в своем тексте “Банан за чуткость”. На этом произведении можно раскрыть сущность процветания общества. Писатель для иллюстрации размышлений приводит в пример легендарную страну – Древнюю Спарту. Данное государство отличалось крайней мужественностью, силой граждан, всеобщими утилитаристскими взглядами: «слабость» в человеке искоренялась с рождения; детей, не соответствовавших физическим требованиям, сбрасывали со скалы; матери, провожая сыновей на войну, не проливали слёз и наставляли: «Со щитом или на щите». Казалось бы, подобные качества населения должны были обусловить бессмертие, величие Спарты, но страна погибла, не оставив ни единого памятника культуры. Автор задавал себе вопросы: Почему Спарта погибла? Почему ее история такая бедная? Причины падения государства Жуховицкий видит в его бездарности: отбор людей лишь с высокими физическими показателями приводил к отсутствию деятелей науки и искусства, талантливых полководцев; запрет заботы о слабом порождал деградацию здоровых людей: В этой стране с бюрократической планомерностью сразу после рождения убивали“ гениев”. Всё это в итоге вылилось в разложение страны. Так, автор текста доносит до читателя идею о том, что прогресс никогда не сможет находиться рядом с бесчеловечностью, холодностью, стандартностью. Что же тогда его стимулирует? Для ответа на этот вопрос писатель упоминает Афины – древнее государство, политика которого диаметрально отличалась от спартанской: любой младенец имел право на жизнь, каждый гражданин являлся свободной в выборе деятельности развивающейся личностью, духовная сфера общества наполнялась внутренним богатством составлявших её людей, в состоянии бурного развития находились наука и искусство. Эта страна, сочетавшая как физически, так и интеллектуально развитых жителей, сумела достичь процветания, заложила фундамент современной культуры. Таким образом, Жуховицкий приводит к следующему выводу: прогресс возможен лишь в условиях гуманного отношения к индивиду, преобладания духовных потребностей над физическими. Окончив рассуждения в области стран, писатель выражает свою позицию относительно каждого жителя Земли: для достижения развития, конечно, немаловажное значение имеют такие качества, как воля и решительность, но именно человечность и свобода личности являются неотъемлемой основой процветания. Я считаю, что не только гуманность, развитие индивида, реализация его творческого потенциала, но и другие нравственные качества человека – истинные критерии прогресса, ведь лишь с помощью этих качество можно добиться больших высот, потому что, по моему мнению, главным ресурсом прогресса является человеческий капитал, а на примере текста Жуховицкого можно самим в этом убедиться. Данных воззрений придерживался Артур Шопенгауэр. В своём труде «Афоризмы житейской мудрости» философ выдвинул идею о том, что истинно счастливым можно назвать человека, духовные потребности которого превалируют над физическими. Он считал, что общество можно назвать огнем, где сообразительные личности находятся далеко от пламени и живут в тепле, в то время как глупые подходят близко и обжигаются, уходя в холод и говоря о том, как же горяч огонь. Уровень развития подобной личности позволяет, оставшись один на один с собой перед лицом смерти, не чувствовать тоски и страха, ощутить вес проведённой жизни, не сожалеть об упущенном времени, в чём и заключается истинное процветание. Я считаю, что точка зрения Шопенгаура просто и понятна. Здравомыслящий человек, который работал над собой, чтобы таким стать может достичь процветания. Подумав, что самое страшное смерть, надо выделять счастливые моменты жизни и понимать, что она прожита не зря, в чем и заключается прогресс. Подобные мысли выразил в романе «Тошнота» Жан-Поль Сартр. Главный герой произведения, Антуан Раконтен, занимается ежедневной рутиной – составляет биографию маркиза де Рольбона, что не приносит ему никакого удовольствия. Личностный прогресс персонажа остановился после потери интереса к делу, из-за чего Раконтен ощущает неприязнь к миру, «вязкость» существования. Чувство жизни, развития возвращается лишь после того, как Антуан решает прекратить гнетущую работу, обращается к внутреннему «я», находит своё призвание в написании художественных произведений, получает таким образом способность к самореализации. Я соглашусь с мнением Жан-Поль Сартра. Действительно, ежедневная работа, в которой нет ничего нового, может привести лишь к стагнации и к личностному регрессу. Лишь при успешном поиске себя можно достичь процветания, которое и является главной целью нашей жизни. В заключение хотелось бы ещё раз повторить: истинного прогресса, процветания, счастья достигает лишь гуманный, разносторонне развитый человек. Социальный прогресс базируется на личностном развитии кажодого индивида: нужно культивировать в себе духовность, человеколюбие, ведь только вместе с ними возможен личностный рост. Развитие в технологиях не ведет к прогрессу всего общества, потому что полный общественный прогресс также включает в себя совершенствование морали и интеллекта. Список литературы: 1. Л. А. Жуховицкий “Банан за чуткость” (33с.) https://www.litmir.me/br/?b=236028&p=33 2. “Афоризмы житейской мудрости” Артур Шопенгауэр https://librebook.me/aforizmy_jiteiskoi_mudrosti 3. “Тошнота” Жан-Поль Сартр https://librebook.me/nausea |