Главная страница
Навигация по странице:

  • Общая характеристика этапов развития конфликтологии

  • Эволюция конфликтологических взглядов

  • Новое время и эпоха Просвещения

  • Первая половина XIX века

  • Вторая половина XIX века – начало ХХ века

  • 3. Развитие конфликта в рамках самостоятельной науки.

  • Задания по теме: 1. Составьте таблицу эволюции взглядов на конфликт. В таблице должны быть отражены представители всех периодов

  • Теоретико-методол. основы конфл. Теоретикометодологические основы конфликтологии


    Скачать 223.5 Kb.
    НазваниеТеоретикометодологические основы конфликтологии
    Дата13.02.2022
    Размер223.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТеоретико-методол. основы конфл.doc
    ТипЛекция
    #359919

    Лекция 1.

    Тема: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ
    План

    1. Общая характеристика этапов развития конфликтологии

    2. Эволюция конфликтологических взглядов.

    3. Развитие конфликта в рамках самостоятельной науки.
    Литература

    Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для ВУЗов. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2015.

    Гришина Н.В. Психология конфликта. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

    Дмитриев А.В. Конфликтология учебник/ А.В. Дмитриев - 3-е изд., перераб. - М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2013.

    Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.

    Чернова, Г.Р. Конфликтология: учеб. пособие для СПО / Г.Р. Чернова, М.В. Сергеева, А.А. Беляева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 203 с. - (Серия : Профессиональное образование). ISBN 978-5-534-10104-1.

    1. Общая характеристика этапов развития конфликтологии
    Любой человек и любая социальная группа имеют конкретные социальные, экономические, политические интересы и часто они не совпадают с аналогичными интересами других людей. В современных условиях рынка успех делового человека определяется его коммуникативными качествами и умением решать и предотвращать конфликтные ситуации.

    Этапы развития конфликтологии - это совокупность сменяющих друг друга периодов возникновения, становления и развития конфликтологии как самостоятельной науки, изучающей все многообразие сфер и проявлений межличностных и групповых конфликтов, складывающихся в обществе.



    В развитии конфликтологии выделяют три основных этапа. Эти этапы охватывают разные по длительности периоды.

    1. донаучный, или философский этап - от периода античности до начала масштабного исследования конфликтов в конце XIXв.

    2. монодисциплинарный этап - когда каждая наука самостоятельно исследовала конфликт

    3. междисциплинарный этап - предпринимаются попытки создания дисциплины, комплексно исследующий конфликт.

    2. Эволюция конфликтологических взглядов
    Проанализируем эволюцию научных воззрений на конфликт, выделяя следующие исторические периоды:

    а) Древнейшие времена

    б) Древний мир

    в) Средние века

    г) эпоха Возрождения

    д) Новое время и эпоха Просвещения

    е) Первая половина XIX в

    ж) Вторая половина XIX в начало ХХ в

    з) Современный период
    Древнейшие времена

    В основе современных примирительных механизмов лежат идеи, сформировавшиеся в человеческом обществе еще в первобытный период. При родовом строев в ходе прогресса сознания шаг за шагом формировались все более совершенные подходы к разрешению конфликтов.
    У же в наиболее древних формах выражения мыслей и переживаний людей - наскальных рисунках, легендах, сказаниях, прослеживается отпечаток борьбы и противоречий, существующих между людьми во все времена.

    В мифах и преданиях, идеях и высказываниях историков, философов и писателей прошлых веков содержатся многочисленные, довольно глубокие замечания о причинах всевозможных конфликтов и путях их преодоления. В те далёкие времена основным средством разрешения конфликта было обращение к священной власти (старейшине). Однако это не всегда помогало, так как формирование личностных, ранее государственных структур, не всегда приводило к порядку, а зачастую еще больше обостряло социальную несправедливость, усиливало и обнажало борьбу за существование.

    Прежде всего, в качестве защитного регулятивного механизма сформировалась обычная норма о том, что за нанесенную обиду/ущерб обязательно должно последовать возмездие.

    Затем общество пришло к тому, что такое возмездие не должно превышать размер ущерба.

    Наконец утвердилось правило, что возмездие может не наступить, если обидчик и жертва (каждая из сторон, впрочем, могла быть одновременно и обидчиком и жертвой) договорятся о возмещении ущерба и примирятся.

    Эта способность мирно улаживать споры выделила человека из мира природы. Она стала решающим этапом эволюции, становления человека как такового, ознаменовала переход человека от дикого состояния к цивилизации.

    Одно из первых упоминаний о конфликте принадлежит китайскому философу Конфуцию (551-479 гг. до н.э.). Источником конфликтов он считал социальное неравенство людей. Отсюда вытекает, что необразованность и невоспитанность простых людей ведет к нарушению человеческих взаимоотношений, к нарушению справедливости и далее к столкновению интересов, т.е. конфликту.
    Древний мир

    На протяжении тысячелетий люди жили надеждой: на изменение и совершенство отношений в будущем; на прекращение войн во всех концах земли; на исчезновение вражды и споров.

    Специфика обозначенного этапа состояла в том, что философы не выделяя самостоятельный предмет для исследования, стремились к поиску ответов на вопросы о сущности войн и иных человеческих противоречий, определению их роли в жизни общества и т.д.

    В результате, с учетом обозначенной неотъемлемости конфликта в жизни человека, древние философы первоначально исходили из идеи о естественном характере конфликта в жизни общества и говорили о необходимости их полного принятия.

    Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плохо и не хорошо, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже понимали, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь его часть.

    Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие.

    Термин «конфликт» древние греки не употребляли, но считали, что противоречия есть, но они - не вся жизнь. Лао Дзы (579—499 гг. до н. э) считал: «В сражении побеждают те, кто не любит войну. Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие. Мир ценнее, чем война». Существует два начала мира: Ян - светлое начало мира, Инь - темное начало мира. Эти начала постоянно борются и дополняют друг друга, их сосуществование образует гармонию.

    Гераклит (520-460 гг. до н.э.) считал, что источник конфликта - в сущности мира; «... конфликты - это универсальное свойство мира, но кроме противоречий в мире есть и согласие. Война - отец всех вещей, а мир - их мать. Все сущее сложено в гармонию через противообращенность».

    Гераклиту принадлежит идея о том, что столкновение и единство противоположностей является всеобщим и универсальным способом развития. В связи с этим, он оправдывал войну, как способ разрешения социальных конфликтов.

    В отличие от него, Платон (427-347 гг. до н.э.) осуждал войну, рассматривая ее как величайшее зло.

    У Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) можно найти идеи о том, что государство является инструментом примирения людей.

    Демократ (460-370 гг. до н.э.) в качестве основной причины конфликтов выделял зависть.

    Некоторые из древних философов высказывали утопические надежды на возможность воздания общества, в котором будут устранены все противоречия и конфликты. Например, Эпикур (341—270 до н. э.) считал, что «бедствия, связанные с бесконечными войнами, вынудят людей жить в состоянии постоянного мира». Подобные утопии обнаруживали притягательную силу и привлекали внимание вновь и вновь.

    Однако впоследствии, в результате развития знаний о конфликтах и военных столкновениях исследователи все больше уверялись в значимости мира для человечества и необходимости его построения.
    Средние века

    Во времена Средневековья, когда утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добиться прочного мира между людьми опять-таки не удалось. Причем, столкновения продолжались не только между верующими и неверующими, но и между самими единоверцами.

    Конфликтологические взгляды ученых того времени носили преимущественно религиозный характер. Так, например, Аврелий Августин (354-430 гг. до н.э) подчеркивал единство человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположных и неразделимых сферах. Отсюда следовал вывод о предопределенности конфликтов на почве столкновения религиозных и общечеловеческих представлений.

    Фома Аквинский (1225-1274) также придерживался взглядов о царстве философского познания и богословия, о человеческом бытии и жизни Бога, о светской и духовной власти.

    Эразм Роттердамский считал, что «наибольший абсурд заключается в том, что Христос присутствует в общих лагерях» (конфликт между христианами (гугенотами и протестантами) за Христа).

    Пытаясь как-то объяснить и оправдать бесчисленные проявления зла в мире, созданном Богом, религиозная философия разработала специальное учение, получившее наименование «Оправдание Бога», или «теодицея». Суть этого учения сводилась к выяснению того, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты: глобальные катастрофы, жестокие войны, коварные убийства, несчастья и страдания людей. Постановка этих вопросов явилась одним из источников зарождения богоотрицания, атеизма. Например, Тердулиан (III в.) считал, что «природа Бога, его замыслы не поддаются человеческому разуму; верую, потому что абсурдно».

    Поэтому различного рода попытки ответить на эти вопросы, начавшись еще на заре христианства, не прекращаются до сих пор.
    Эпоха Возрождения.

    Конфликтологические взгляды этого периода отражали идею о развитии и величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира.

    Восприятие человеческих проблем постепенно освобождалось от власти религиозного сознания.

    Таких взглядов придерживались Николай Кузанский (1401-1464), Николай Коперник (1473¬1574), Джордано Бруно (1548-1600), Никколо Макиавелли (1469-1527). Последнего считают автором первых научных трудов по конфликтологии.
    Новое время и эпоха Просвещения

    Эта эпоха характеризовалась мощным экономическим и культурным подъемом европейских стран. Такой подъем создал предпосылки для перехода к системному подходу в познании явлений окружающего мира, в том числе и в исследовании конфликтов.

    Наиболее яркие конфликтологические идеи того времени содержались в работах Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Томаса Гоббса (1588-1679), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Адама Смита (1723-1790). Например, Ф. Бэкон применил системный подход к анализу причин социальных конфликтов внутри страны. Т. Гоббс разработал теорию естественного состояния общества, как «войне всех против всех».

    В ходе обсуждения выявились два различных подхода к пониманию природы социального конфликта, которые можно определить как пессимистический и оптимистический.

    1. Пессимистический подход наиболее четко выразил английский философ Томас Гоббс (1588—1679). В книге «Левиафан» он негативно оценивал человеческую природу. Человек, полагал он, по своей естественной природе является существом эгоистическим, завистливым и ленивым. Поэтому первоначальное состояние человеческого общества он оценивал как «войну всех против всех». Когда это состояние стало для людей непереносимым, они заключили между собой договор о создании государства, которое, опираясь на свою огромную силу, сравнимую лишь с мощью библейского чудовища Левиафана, способно избавить людей от бесконечной вражды. Таким образом, негативно оценивая человеческую природу, Гоббс не видел другого способа преодоления порочности людей кроме применения государственного насилия.

    2. Оптимистический подход представлен французским философом Жан-Жаком Руссо (1712—1778), который в отличие от Гоббса считал, что человек по своей природе добр, миролюбив, создан для счастья. Источником конфликтов в современном обществе, по его мнению, явились недостатки в его организации, заблуждения и предрассудки людей и, прежде всего, их приверженность к частной собственности. Важнейшим инструментом восстановления естественных для людей отношений мира и согласия должно стать создаваемое ими по взаимному договору демократическое государство, опирающееся преимущественно на ненасильственные, воспитательные средства, которые в наибольшей степени соответствуют сущности человека. И в последующий период исследователи данной проблемы или придерживались одной из указанных двух концепций, или же разрабатывали ту или иную разновидность их синтеза.
    Первая половина XIX века

    Данный период характеризуется как период расцвета классической немецкой философии, представители которой - Иммануил Кант (1724-1804), Георг Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872) внесли заметный вклад в теоретическое исследование конфликтов, имеющих социальную природу. В этот период были сформулированы идеи о вечном мире (И. Кант) и о войне, как средстве нравственного очищения (Г. Гегель).
    Вторая половина XIX века – начало ХХ века

    Данный период занимает исключительное место в становлении конфликтологии, как самостоятельной научной теории.

    Это обстоятельство обусловлено возникновением и оформлением таких отраслей научного знания, как экспериментальная психология, социология, марксистская философия.

    Поэтому наиболее значительные конфликтологические идеи содержались в трудах Вильгельма Вундта (1832-1920), Огюста Конта (1798¬1857), Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Кроме них, необходимо отметить труды Карла Клаузевица (1780-1831), Георга Зиммеля (1858-1918), Питирима Сорокина (1889-1968) и Зигмунда Фрейда (1856-1939).

    В. Вундт основатель экспериментальной психологии центральную роль в душевной жизни отводил воле. В книге «Психология народов» давая обоснование мифов, религии, искусству говорит о мире и бесконфликтности. Г. Зиммель первый, кто ввел в научный оборот термин «социальная конфликтология».

    П. Сорокин исторический процесс рассматривает как цикл основных типов культур (ценностей, символов). По его утверждению цикл имеет: начало, развитие, кризис и опять начало и т. д.

    В целом, развития конфликтологии в этот период было обусловлено следующими основными факторами:

    1. К этому времени в науке накоплен достаточно большой объем информации по проблемам конфликта. Научные знания о причинах и динамике конфликта содержались в основных трудах многих выдающихся мыслителей прошлых эпох;

    2. Этот период характеризовался сильнейшими социальными потрясениями - войнами, экономическими кризисами, социальными революциями. Внимание общества и науки к исследованию социальных проблем было повышенным;

    3. В этот период возникает ряд новых научных концепций, которые коренным образом изменили человеческие возможности социального познания.

    4. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии в начале 20 века.

    В целом общий диапазон представлений ученых относительно роли и места конфликта в динамике жизни общества представляет довольно разнообразное сочетание: одни ученые рассматривают конфликт, как второстепенное явление в общей структуре развития общества, другие же рассматривают развития общества исключительно через конфликт.
    Современный период

    Обращаясь к указанному периоду глубокого осмысления и понимания оценки конфликта и эволюции, важно понять, что он занимает исключительное место в становлении конфликтологии как относительно самостоятельной теории, которое обусловлено следующими факторами:

    1. К пятидесятым годам ХХ века был накоплен достаточно большой объем информации по проблеме конфликта. Он содержался во взглядах выда-ющихся мыслителей прошлых лет.

    2. Это время характеризовалось сильнейшими социальными потрясениями войнами, экономическими кризисами, социальными революциями и т. п. Все это требовало глубокого научного анализа, новых теоретических подходов к исследованию социальных проблем.

    3. В этот период возникает целый ряд новых наук и концепций, коренным образом, изменившим человеческие возможности социального познания. Среди этих наук: а) марксистская философия, основы которой заложил Карл Маркс и Фридрих Энгельс; б) социология, ведущая свое начало с работ Огюста Конта; в) психология, у истоков которой, стоял Вильгельма Вундт.

    В историю эволюции конфликтологического мировоззрения этого периода вошли: Р. Дарендорф, Л.Казер, М. Шериф, Д. Рапопорт, Л. Томпсон, К. Томас, М. Дойч, Д. Скотт, Ч. Осгуд, Р. Фишер, У. Юрии.

    3. Развитие конфликта в рамках самостоятельной науки.
    В конце пятидесятых годов ХХ века конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии и получила название «Социология конфликта».

    Социология конфликта относительно самостоятельное направление конфликтологии в социологии в конце 50-х годов ХХ века. Научная и методологическая основа социологии конфликта является социология наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах и процессах.

    Основателями данной Концепции являются Ральф Дарендорф (Германия), он изложил свою концепцию в книге «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957 г.) и Льюис Казер (США). Он изложил свою концепцию в книге «Функции социальных конфликтов» (1956 г.). Л. Казер утверждал: а) не существует социальных групп без конфликтов; б) конфликт имеет позитивное значение для функционирования общественной системы; в) чем больше конфликтов, тем стабильнее общество, тем сложнее разделить его на два блока. М. Шериф подчеркивал, что конфликт это явление вызываемое объективно-конкретной ситуацией (спортивные соревнования временный конфликт, а потом они совместно готовятся к соревнованиям).

    В этот же период наблюдается аналогичная ситуация в психологии. Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотта психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление.

    Психология конфликта относительно самостоятельное направление конфликтологии в психологии в 50-х годах ХХ века. Как методологический подход, объясняющий социальные отношения и структуры на основе психологических данных, свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей.

    Психолог видит в конфликтном взаимодействии столкновение противоположных мотивов, взглядов, интересов, которые не могут быть удовлетворены одновременно.

    Таков конфликт, переживаемый молодым человеком при выборе между двумя интересными профессиями.

    Весьма болезненным может быть внутренний конфликт при выборе между двумя, поджидающими человека неприятностями, опасностями. Так, человек может захотеть избавиться от неудовлетворяющей его, неприятной работы, но вместе с тем одновременно он может бояться стать безработным.

    Испытываемые при подобного рода конфликтных ситуациях чувства дискомфорта, тревоги могут стать настолько сильными, что превратятся в источник невроза или стресса.

    Незамедлительно идет процесс становления конфликтологической практики. В семидесятые годы ХХ столетия Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии.

    Ч. Освуд разработал методику ПОИР (GRIT) (аббревиатура фразы «Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности») действия, направленные на снижение международной напряженности. Предназначенные для разрешения международных конфликтов переговорные методики разрешения конфликта (Д. Скотт, Ш. и Г. Буэр, Г. Келман и др.).

    Появляются посредники медиаторы. В США создаются (в 70-80 годы) учебные заведения по подготовке медиаторов. Медиатор профессиональный посредник, миротворец в переговорах по разрешению конфликта. В ООН создается центр по разрешению конфликта. В 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается первый международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликта создан в Санкт Петербурге в начале 90-х годов (1993 году).

    Таким образом, главные предпосылки для возникновения конфликтологии в качестве самостоятельной дисциплины были созданы развитием философии, социологии и психологии.

    Вопросы по теме:

    Кто является основоположником оптимистического понимания конфликта?

    В чем суть пессимистического подхода к понятию «конфликт»?

    В каком году конфликтология выделилась в отдельную отрасль науки?
    Задания по теме:

    1. Составьте таблицу эволюции взглядов на конфликт. В таблице должны быть отражены представители всех периодов
    Эволюция взглядов на конфликт

    Период

    Имена

    Положительное отношение к конфликту

    Отрицательное отношение к конфликту














    написать администратору сайта