Главная страница

Техника сторителлинг. Творческие технологии не заменимы в работе учителя начальных кл. Творческие технологии не заменимы в работе учителя начальных классов


Скачать 43 Kb.
НазваниеТворческие технологии не заменимы в работе учителя начальных классов
АнкорТехника сторителлинг
Дата02.03.2022
Размер43 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТворческие технологии не заменимы в работе учителя начальных кл.doc
ТипДокументы
#380373

Творческие технологии не заменимы в работе учителя начальных классов.

Романова Лариса Викторовна

Педагог – психолог, МОУ ОШ № 79

г.Волгоград
«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»

(Г. С. Альтшуллер).
Почему мы ищем всё новые и новые пути работы с учениками? Зачем нам изобретать что-то новое, когда много технологий, идей из прошлого? А вот зачем.  Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.  Требуется от человека не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению больших и малых проблем.

В Федеральном государственном образовательном стандарте четко указано, что «в ходе осуществления образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, искать и продуцировать средства и способы решения проблем, т. е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным».

В процессе использования в работе технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, разработанная ученым Г.С. Альтшуллером) у детей формируются: стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.

Еще одной особенностью применения ТРИЗ–технологий в работе учителя начальных классов является интеграция различных деятельности у учащихся.

ТРИЗ – это технология деятельностного типа, в которой учитель не дает готовые знания, а ставит ребенка в ситуацию познания, что соответствует принципам развивающего образования.

Работа по системе ТРИЗ с детьми осуществляется постепенно: вначале дети учатся находить и различать противоречия, которые окружают их повсюду, далее детей учат фантазировать, изобретать и решать задачи, придумывать разные сказки с помощью методов ТРИЗ, затем учащиеся применяют полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учатся находить выход из любой сложной ситуации.

В ходе работы с учащимися по ТРИЗ технологии, создаётся предметно-развивающая среда; формируются умение рассуждать, объяснять, доказывать; развиваются творческие способности, умение нестандартно мыслить; воспитывается речевая и познавательная активность; формируются УУД.

Предлагая учащимся творческие задания, я в своей работе учитываю дидактические принципы:

- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляю учащемуся право выбора.

- Принцип открытости. Предоставляю учащемуся возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.    

- Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.

- Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения учащимися мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих заданий.

- Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы учащихся.

В арсенале ТРИЗ используются идеи диалектики, игровые приёмы и методы, позволяющие раскрыться творческому потенциалу каждого ребенка и приобрести не только знания, но и умение пользоваться ими в жизни.

Диалектика – искусство спорить, вести рассуждение. Это логическая форма и способ теоретического мышления, имеющий своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.

Предлагаемый вашему вниманию материал – это обобщение опыта обучения детей младшего школьного возраста элементам прикладной диалектики и некоторым технологиям творчества.

Мною изучена, разработана система игр и игровых упражнений составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. С некоторыми из них в данной статье познакомлю вас.

Весёлая этимология - это осмысление морфемного состава слова и мотивировка его значения на основе сближения с созвучными словами, отличными от него по происхождению. 

Одним из самых серьезных предметов филологических исследований последних лет стала природа языковой игры, лингвистических шуток, приемов, основанных на разного рода игре слов.

    Один из многочисленных видов такой игры - заведомо ложная этимология, основанная на переосмыслении внутренней формы слова. Благодаря применению этого приема у слова проявляется новое неожиданное (как выражаются лингвисты, окказиональное) значение. 
      Ну, например, такие: завалинка - экзаменационная сессия; левша - самка льва; заводила - Иван Сусанин; малярия - побелочно-покрасочная работа;автомат - грубая самокритика; соплеменник - большой насморк и т. д. 

Весёлая этимология(ложная) -это осмысление морфемного состава слова, переделка и переосмысление слова. Ложная этимология -это лексическая ассоциация.
    Данная техника мною использована в целях развития не только мыслительных процессов у младших школьников в виде языковой игры, но и для развития воображения, внимания, памяти, восприятия окружающего мира, коммуникативного взаимодействия учащихся.
      Я предлагаю учащимся слова для толкования, а они переосмысляют внутреннюю форму данного слова. Эта игра слов увлекает их, затягивает. Сначала им было трудно переделывать слова, находить их внутреннюю форму, но через некоторое время их нельзя было остановить. Причём данная игра увлекла не только учащихся , но и их родителей.

Передо мною встала задача – как сделать так, чтобы ученика заинтересовало в слове не только его содержание, но и его форма? При совместной работе с учителем, ученик делит слово на части, соответствующие этимологическому составу слова и видит, как написание слова оправдывается его значением, на наших занятиях всё происходит в игровой форме.

Весёлая этимология развивает способность у учащихся к анализу, абстрактному мышлению, воображению, создавая благоприятные условия для нормального восприятия понятия, обогащает их словарный запас. В воображении ученика рисуется ряд живых картин иллюстрирующих то, чего наглядно бывает представить нельзя в данный момент.

В своей работе я использую ещё одну результативную технику –техника «Сторителинг» - эффективный вариант нестандартного обучения. Она построена на использовании историй с определённым сюжетом, как способ передачи опыта ребёнка, нестандартного мышления в процессе его обучения.

Основные функции техники «Сторителинг»:

-Мотивационная. Это инструмент убеждения учащихся, позволяющий воодушевить, вдохновить их на проявление инициативы в учебном процессе и т.п..

-Объединяющая. Истории служат инструментом развития дружеских, коллективных взаимоотношений в классе, группе обучающихся.

-Коммуникативная. Истории повышают эффективность общения на разных уровнях.

-Инструмент воздействия. Расширяет арсенал средств мотивации учащихся, укрепляет уверенность в себе.

- Утилитарная. В ряде случаев это самый простой способ донести до других содержание поставленной перед ними задачи или проблемы.

Эта техника проста, уникальна и находка для учащихся начальной школы.Она помогает развивать мыслительные процессы ребенка, особенно креативное мышление, логику, память, внимание, воображение, восприятие. Учащиеся из одной картинки могут создать совершенно разные по смыслу, типу, жанру рассказы, сказки и т.д. при этом используются ТРИЗ-технологии.

Данная техника может использоваться не только, как ТРИЗ -технология, но и как диагностический материал, особенно у учащихся с ЗПР, так как данная группа детей в силу своих особенностей, низким уровнем концентрации внимания, работоспособности, высокой утомляемостью затрудняется отвечать на вопросы тестов. Здесь нам приходит на помощь техника «Сторителинг», которая позволит из рассказов, рисунков учащихся узнать и о их семье, тревожности, переживаниях, страхах, агрессии; оценить их познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные, речевые способности исследовать моторику рук, ориентирование на листе бумаги и т. д.( данная техника может использоваться в сочетании с другими: арт – терапией, пескотерапией, музыкотерапией и т.д.).

В моём арсенале имеются и другие интересные техники, методики, приёмы ТРИЗ – технологий, но о них я напишу в следующей статье.

Целью данных методик является развитие творческого потенциала обучающихся, их личности, формированию УУД, развития интереса, желания, умения учиться. В конце XIX века французский психолог Рибо установил, что творческое воображение (а это основа творческого потенциала вообще) растёт с годами до 15 лет, и ранний возраст наиболее подходящее время для его развития.

Таким образом, при применении данных техник на уроках в начальной школе коммуникативная направленность обучения перестаёт быть обычной декларацией, а становится одним из принципов образовательного процесса. Так же реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт, развитие личности школьника, его творческого потенциала, интереса к обучению. Происходит формирование желания и умения учиться, грамотно излагать свои мысли, идеи. Эти техники предлагают уникальные возможности для развития коммуникативной компетенции в эмоционально комфортных для младших школьников условиях, учитывая их психологические особенности.

Литература

1.Вестник Библиотека РО. Интеллектуальные возможности младших школьников Д.Б.Элькони.// ww.experiment.lv/ rus/ biblio/vestnik_6/v6_biblro_elkonin.htm/

2. П. М. Горев, В. В. Утёмов. Полёт к горизонтам творчества.Учебное пособие -Киров. Издательство «О-Краткое», 2013.-112с.

3. Л.А. Введенская и Н.П. Колесникова "От серьезной науки до словесных шуток"М., 1996.
4.В.З. Санникова "Русский язык в зеркале языковой игр" М., 1999

5. Т.А. Гридина "Языковая игра: стереотип и творчество" Екатеринбург, 1996


написать администратору сайта