Главная страница

Философия. карточка по философ. В античной философии выделяют 4 основных периода


Скачать 49.25 Kb.
НазваниеВ античной философии выделяют 4 основных периода
АнкорФилософия
Дата19.02.2022
Размер49.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакарточка по философ.docx
ТипДокументы
#367322

В античной философии выделяют 4 основных периода:

Школа

Главные представители

Основные идеи

Что является первоосновой мира

Ранние натурфилософы

Милетская школа

Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.) – основатель школы

Природа отождествляется с Богом

Вода

Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.)

Существует бесчисленное множество миров, которые появляются и исчезают

Апейрон –абстрактная материя, находящаяся в вечном движении

Анаксимен (ок. 588-ок. 525 гг. до н.э.)

Основал учение о небе и звездах (античную астрономию)

Воздух

Эфесская школа

Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.)

Все в мире изменчиво – «в одну реку нельзя войти дважды»

Первоогонь – символ всеобщей, разумной и одушевленной стихии

Элейская школа (элеаты)

Ксенофан из Колофона (ок. 570-после 478 гг. до н.э.)

Человеческие чувства не дают истинного знания, а приводят лишь к мнениям

«Единое» – вечное, совершенное бытие, которое и есть Бог.

Парменид (ок. 515 г. до н.э. – ?)

Подлинную истину –«алетейю»-можно познать лишь разумом

Вечное бытие без начала и конца

Зенон Элейский (ок. 490-ок 430 гг. до н.э.)

Движения не существует, т.к. движущийся предмет состоит из множества покоящихся точек (Ахиллес и черепаха)




Поздние натурфилософы

Учение Пифагора и его последователей – пифагорейцев

Пифагор (2-я пол. 6-начало 5 вв. до н.э.)

Гармония, порядок и мера – главное в жизни и человека, и общества

Число-символ мировой гармонии

Эмпедокл из Агригента (484-424 гг. до н.э.)

Движущие силы мира – противостояние Любви и Вражды

Четыре стихии: вода, воздух, земля и огонь.

Стихийное материалистическое направление

Анаксагор (500-428 гг. до н.э.)

Нус,Ум (интеллект) –упорядочивает хаотичную смесь семян, вследствие чего возникают вещи

«Семена» – бесконечное множество мельчайших частичек

Атомистический материализм

Левкипп, Демокрит из Абдер (?-ок. 460 в. до н.э.)

Все тела образуются в результате многообразных соединений атомов

Атомы – бесчисленные, постоянно движущиеся элементы

Главные особенности классического этапа:

  • появляются систематизированные учения (оригинальные философские системы);

  • переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление;

Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.

Софисты (в пер. с греческого – «мудрецы, знатоки») – группа древнегреческих просветителей середины 5-первой пол. 4 вв. до н.э. Их можно назвать философами-профессионалами, поскольку софисты за плату обучали желающих логике, ораторскому искусству и другим дисциплинам. Придавали особо значение умению убеждать и доказывать любые положения (даже неверные).

Особенности философии софистов:

  • поворот от натурфилософской проблематики к человеку, обществу и проблемам повседневности;

  • отрицание старых норм и опыта прошлого, критическое отношение к религии;

  • признание человека «мерой всех вещей»: свободным и независимым от природы;

Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности.

К старшим софистам причисляют (2-я пол. 5 века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.

К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха.

Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.

Главные идеи Сократа:

  • Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели.

  • Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.

  • Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля.

Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему.

Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.

Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии.

Основу учения Платона составляют три понятия: «единое» (основа всякого бытия и действительности), ум и душа. Главный вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального и идеального.

Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:

  • мир становления – реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные предметы вторичны и являются лишь подобием своих идеальных образов;

  • мир идей, или «эйдосов» – чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе собственную идею. Наивысшая идея – это идея Бога, творца мирового порядка (демиурга).

В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.

Свои идеи Платон излагал в основном в жанре писем и диалогов (главным действующим лицом которых является Сократ). Всего его сочинения включают 34 диалога. Наиболее известные из них: «Государство», «Софист», «Парменид», «Теэтет».

Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени.

Аристотель(384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии. После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э. основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику.

Аристотель развил основные положения философии Платона, но при этом подверг критике многие ее аспекты. Допустим, он считал, что к высшей истине ведет не созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и исследование реального мира.

Основные положения философии Аристотеля:

  • в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи);

  • философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам;

  • основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума;

  • решающее значение имеет поиск первой или конечной причины;

  • главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни.

Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей. Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.)

Школа

Главные представители

Основные идеи

Киники (циники)

Антисфен из Афин (ок. 444–368 гг. до н.э.) – основатель школы, ученик Сократа;

Диоген Синопский (ок. 400–325 гг. до н.э.).

Отказ от богатства, славы, удовольствий – это путь к счастью и достижению внутренней свободы.

Идеалом жизни является аскетизм, пренебрежение к общественным нормам и условностям.

Эпикурейцы

Эпикур (341–270 гг. до н.э.) – основатель школы;

Лукреций Кар (ок. 99 – 55 вв. до н.э.);

Гораций.

 

 

Основа человеческого счастья есть стремление к наслаждению, безмятежности и душевному спокойствию (атараксии).

Стремление к наслаждению – не субъективная воля человека, а свойство человеческой природы.

Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью.

Стоики

Ранние стоики:

Зенон из Кития (336-264 гг. до н.э.) – основатель школы.

Поздние стоики:

Эпиктет (50-138 гг. до н.э.);

Сенека;

Марк Аврелий.

 

Счастье есть главная цель человеческой жизни.

Благо есть то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – все, что направлено на его уничтожение.

Жить нужно в согласии с естественной природой и своей совестью.

Стремление к собственному сохранению есть не-нанесение вреда другому.

 

Скептики

Пиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.);

Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг. до н.э.).

Вследствие своего несовершенства человек не в силах познать истину.

Не нужно стремиться познать истину, нужно просто жить, опираясь на внутреннее спокойствие.

Эклектизм

Филон (150-79 гг. до н.э.);

Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.);

Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).

Соединение прогрессивных философских мыслей и идей греческих мыслителей классического периода.

Ценность разума, морали, разумное отношения к жизни.

 

Завершающий этап (3-6 вв. н.э.)


Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. На этом этапе происходил кризис в римском обществе, что нашло отражение и в общественной мысли. Интерес к рациональному мышлению угасал, росла популярность различных мистических учений и влияние христианства.

Самым влиятельным учение этого периода стал неоплатонизм, наиболее известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.).

Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения. Главными идеями неоплатонизма были:

  • Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза.

  • Суть познания – познание божественного принципа, воплощающего подлинность бытия.

  • Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм.


Основные особенности средневековой философии


Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. Наиболее устоявшийся и принятый период в современном мире – II-XIV вв. Поскольку он пересечен с христианством, логично считать его началом периода время появления Библии. В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге. Выделяют следующие особенности средневековой философии:

  1. Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром.

  2. Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью.

  3. Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни.

  4. Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее».

  5. Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям.

  6. Авторитарность – обращение к Библии.

  7. Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами.

  8. Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование.

  9. Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества.

Помимо теоцентризма, для средневековой философии характерны и следующие особенности:

  1. Монотеизм – Бог не только един, но и отличен от всего сущего.

  2. Креационизм – понимание мира, как сотворение Богом из ничего.

  3. Провиденциализм – непрерывное осуществление божественного замысла – спасение мира и человека, на протяжении истории.

  4. Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, и представление человека особым существом, который уподобен Богу в безгрешности, святости и любви.

Яркими и известными философами средневековья, на которых основывалась философия того периода, являлись:

  • Альберт Великий, благодаря работам которого, общество восприняло идеи и методы аристотелизма;

  • Тертуллиан, изучавший и толковавший практичные темы: отношение христиан к язычеству, христианскую мораль;

  • Дунс Скот, оказавший влияние на церковную и светскую жизнь;

  • Мейстер Экхарт, утверждающий, что в каждом человеке есть «божественная искорка».

Средневековая философия – господство религиозного сознания, период обслуживание веры философией. Этот период подарил миру неповторимый по содержанию и форме духовный мир. Философия повлияла на формирование университетов и научных дисциплин.

История развития философии эпохи Возрождения



Периоды и их ключевые достижения


Эпоху Возрождения разделяют на 3 периода. Каждый из этих периодов философии имеет своих знаменитых последователей:

  1. Гуманистический этап. Начался в середине 14 века и продлился до середины 15 века. Ранний век развития философии Возрождения акцентирует внимание на человеке, как творце. Он достоин счастливой жизни и должен к ней стремиться. Высшая задача человека – уподобиться Богу.

  2. Неоплатонический этап. Продлился с середины 15 века до середины 16 века. Философы стремились объединить в общественном сознании образ Бога и человека. Вопреки церковным представлениям о ценности загробной жизни, они выдвигали идею о смертности души. Высказывались революционные призывы свержения правящего режима и установления социального равенства.
    Натурфилософский этап. Начался ближе к концу 16 века и закончился к

  3. Натурфилософский этап. Начался ближе к концу 16 века и закончился к середине 17 века. В этот период, активно развивались естественные науки. Впервые была выдвинута теория о бесконечности Вселенной.

К концу 17 века, окончательно сформировалось восприятие Бога и Вселенной, как единого целого. Попытки Церкви запретить распространение нового восприятия не увенчались успехом. Основные идеи философии Возрождения распространялись, несмотря на появление инквизиции, постоянные гонения и казни.

Характерные черты Ренессанса


Среди общих черт, характеризующих периоды эпохи Возрождения, можно выделить следующие особенности:

  1. Богоборчество. Философы пытались найти компромисс между своими представлениями о мире и устоявшимся взглядами, диктуемыми христианством. Они не оспаривали существование Бога, но старались отойти от концепта божественного превосходства.

  2. Естественнонаучный способ познания мира. В основу развития науки лег принцип рационализма – познания методом опыта. Сначала выдвигалась гипотеза, после проводились опыты, и полученный результат либо подтверждал, либо опровергал первоначальную версию.

  3. Быстрое распространение новых культурных тенденций. Основы философской идеи, зародившиеся в Италии, проникли во все европейские страны.

  4. Благотворительность. Основанное на ценностях гуманизма, постепенно сформировалось резко негативное отношение к финансовому неравенству. Благотворительность, как идея разделения богатства поровну, нашла живой отклик у многих общественных деятелей.

  5. Толерантность. Терпимость к иному – прямое следствие принятия уникальности человеческой личности.

  6. Отрицание демагогии. Любые споры, основанные на теоретических знаниях, считались пустой тратой времени и попыткой отвлечь разум человека от его истинного предназначения – активного изучения мира.

  7. Индивидуализм. Поощрялось саморазвитие, удовлетворение своих личных потребностей, которые могли не соответствовать общественным ожиданиям.

Отдельные черты эпохи Возрождения поддерживали одну общую мысль – счастливым может быть только свободный человек.

Последователи


Среди знаменитых философов эпохи Возрождения, присутствуют следующие:

  1. Н. Макиавелли. Он стал первым философом, критиковавшим и отвергшим идею теократии – непосредственного влияния Церкви на правящую монархию. Согласно идеям Макиавелли, государство должно базироваться на светском принципе управления. По его мнению, человек алчен по своей сути и стремится к эгоистичному удовлетворению своих желаний. Только государство, построенное на ненасильственных методах управления, отсутствие коррупции и развитая юриспруденция позволят управлять человеческой сущностью и совершенствовать ее.

  2. Д. Алигьери. Поэт, автор «Божественной комедии». В своем творчестве он описывает модель мира, похожую на средневековую. Согласно ей, центром мироздания является Земля, а единственным творцом – Бог. Но основным предназначением человека было не служение божьей воле, а достижение совершенства в рамках своей земной жизни. Данте верил в величие человека и его безграничные возможности.

  3. Ф. Петрарка. Его называют «первым гуманистом». Петрарка прославился как лирический писатель, автор сонетов, пьес и мадригалов. Также он писал философские трактаты, в которых пропагандировал гуманистические ценности. Отказавшись от учебы в престижном схоластическом университете, Петрарка предпочел самообразование и стал одним из самых почитаемых мыслителей своего времени.

  4. Н. Кузанский. Согласно его учению, Бог – недостижимое для человека начало. Человек способен постигать тайны природы и узнавать истинную суть предметов и явлений. Разум – нить, связывающая человека и с Богом и с природой. Свои идеи Казанский изложил в сочинениях «Об ученом незнании» и «О предположениях».

  5. Э. Роттердамский. Известен как автор учения «Философия Христа». Он утверждал, что любому человеку под силу следовать заповедям Иисуса и стать христианином в истинном понимании этого слова. Он порицал феодальный строй, самодовольство и войны. В своем сочинении «О свободе воли», он отстаивал право человека на самоопределение. Его близкий друг и соратник Т. Мор издал сочинения «Утопия» с похожими идеями. В нем, Мор рассматривал общественное устройство, основанное на принципах общественной собственности.

  6. М. Монтень. Он исследовал вопросы человеческого бытия. Свои идеи Монтень изложил в сочинении «Опыты» – монументальной работе, затрагивающей многие аспекты общества. Его взгляды остаются актуальными, приемлемыми и в 21 веке.

  7. Д. Бруно. Написал несколько философских трактатов, в которых утверждал о единстве и бесконечности Вселенной. Является автором гипотезы о неразрывности пространства, времени и материи. По мнению Бруно, конечная цель человеческого познания – созерцание божества. Оно доступно только энтузиастам – активным, целеустремленным людям, не приемлющим ханжества и аскетизма. Придерживался идей пантеизма и гелиоцентризма. За свои воззрения был осужден и казнен, как еретик.

  8. Г. Галилей. Ученый, опирающийся на принципы методологии. Изучал географию, физику, химию. В его представлении, философия и наука неразрывно связаны и должны развиваться параллельно. Написал несколько научных трудов, на которые опирались ученые 18-19 веков.

Эпоха Возрождения – период расцвета научной мысли. Благодаря ему зародилось восприятие человеческой жизни, как высшей ценности, отказ от средневекового аскетического мировоззрения, стремление к созданию равноправного общества. Достижения современной науки стали возможны благодаря открытиям, совершенным с 14 по 17 век, а имена их авторов известны и почитаемы по сей день.

Философия Нового Времени

Главные идеи


Среди основных идей Нового времени можно выделить:

  1. Размышляющий субъект становится центром философского мировоззрения того периода.

  2. Методическое сомнение, согласно Декарту, — это инструмент, с помощью которого постигается истинное знание. Французский мыслитель считал, что все должно подвергаться сомнению и критически осмысляться. Единственное, что не поддается сомнению — это человеческое сознание. Именно об этом говорит известное изречение философа: «Мыслю, следовательно, существую».

  3. Индуктивно-эмпирическая модель, идея которой принадлежит Бэкону. Он считал, что поиск и постижение знания строится на основе опыта и индуктивного обобщения. По мнению английского философа, человеческий разум по своей природе не может быть инструментом познания вне опыта и его последующего анализа. Считалось, что помимо государственных и церковных законов, человек имеет свой собственный опыт, который постигается каждым индивидуально.

  4. Рационально-дедуктивный метод был основан Декартом в противопоставление идее Бэкона. Декарт считал, что в человеческом интеллекте хранятся врожденные знания и идеи, которые самостоятельны и не постигаются опытным путем. Следовательно, только разум имеет значение и лишь с его помощью можно открыть настоящую истину.

Основные представители


Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Английский мыслитель и государственный деятель считается первым философом Нового Времени. Несмотря на то что его деятельность протекала еще в период Возрождения, его взгляды были ближе к эпохе 17 века. Среди современников он больше был известен как высокопоставленный чиновник. В 1618 году Бэкон удостоился должности лорда-канцлера Англии, но спустя три года был арестован по обвинению во взяточничестве и решением суда навсегда лишен возможности занимать государственные посты. 

Бэкон был основателем эмпиризма и, будучи верующим человеком, отделял науку и религию, считая, что это совершенно не взаимосвязанные области. Основные работы: «Нравственные и политические очерки», «О мудрости древних», «Новый Органон или Истинные указания для истолкования природы», «Новая Атлантида».

Томас Гоббс (1588-1679)

Английский философ, эмигрировавший из-за своих взглядов во Францию перед первой английской революцией. Гоббс был основателем концепции механического материализма, которая рассматривала природу как совокупность материальных тел, различающихся размером, фигурой, положением и движением. Материя, по мнению философа, вечна и ей тоже присуще движение. 

Основные работы: «Элементы законов, естественных и политических», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

Рене Декарт (1596-1650)

Французский философ и естествоиспытатель имел дворянское происхождение и получил образование в лучшей европейской школе того времени. Большую часть работ он написал в Голландии, куда переехал на 20 лет.

Декарт считается основоположником новоевропейского рационализма. Основные работы: «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии».

Бенедикт Спиноза (1632-1677)

Философ из еврейской семьи родился в Амстердаме. В 16 лет стал помогать отцу-предпринимателю, но после его смерти не стал продолжать семейное дело и переключился на изучение философии и латыни. В 1677 году Спиноза был вынужден переехать в Гаагу, так как из-за своих атеистических взглядов подвергся гонению. После публикации своего первого труда, его пригласили на работу в Гейдельбергский университет, но он отказался.

Спиноза развивал идеи рационализма и был поклонником философии Декарта. Основные работы: «Принципы философии Декарта, изложенные в геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей», «Богословско-политический трактат», «Этика».

Джон Локк (1632—1704)

Английский педагог и философ, преподававший в Оксфордском университете древнегреческий язык. В 1667 году он стал домашним врачом и воспитателем графа Шефтсбери, затем спустя 22 года навсегда вернулся в Англию. Здесь стал одним из самых влиятельных и успешных философов современности.

Локк развивал идею о бесконечных возможностях разума и врожденных знаниях, которые есть у каждого человека. Он изучал философию с гносеологической точки зрения. Основные работы: «Письмо о веротерпимости», «Опыт о человеческом разумении», «Некоторые мысли о воспитании», «Второй трактат о гражданском правлении».

Результаты философии Нового Времени


Прогрессивные идеи мыслителей Нового Времени заложили фундамент современного научного знания и продолжают влиять на современные открытия и теории. Среди главных результатов, которые были достигнуты философами того периода, можно выделить:

  • создание методов юриспруденции;

  • формирование основы защиты свободы человека и человеческих прав;

  • становление капитализма;

  • научно-техническая революция;

  • борьба с социальным неравенством;

  • формирование экспериментально-математического мировоззрения.


Немецкая философия новый взгляд на мировоззрение


Немецкая философия — это влиятельное течение мыслей мыслителей Нового времени. Именно с неё началось замена мыслей об анализе природы на мысли об исследовании человека, его мира и истории. Именно в то время мыслители пришли к выводу, чтобы люди живут не в мире природы, а культуры.

Немецкая философия характеризуется следующими чертами:

  • подчеркнутая роль науки в работе над проблемами гуманизма, а также её попытки переосмыслить жизненный путь человека;

  • философы говорили, что данная наука должна быть голосом всей человеческой культуры;

  • философия играла большую роль в истории человечества и развития культуры всего мира.

Человеком, который стал основоположником немецкой философии, был Иммануил Кант. Он говорил, что изучение природы, вещей и человека не играет собой роли в теоретических знаниях. Вместо этого нужно уделить внимание исследованиям, что способно стать познавательной деятельностью личности человека, а также установить законы познания и его границ.

Что такое немецкая классическая философия


Немецкая классическая философия относится к началу XVIII века, когда ее представители в своем творчестве отразили мысли об окружающем мире и связи человека с ним. Рассматриваемая мыслительная наука стала основой для развития философии Просвещения, которая получила начало во французских революционных лозунгах 1789–1794 гг.

К классикам немецкой философской науки относятся учения:

  • Иммануила Канта;

  • Иогана Фихте;

  • Фридриха Шеллинга;

  • Георга Гегеля;

  • Людвига Фейербаха.

Немецкая философия представляет собой творчество мыслителей Нового времени. Влиятельное течение мыслей того периода послужило началом анализа человека, который пришел на замену исследованию природы. Философы рассматриваемого периода сделали вывод о том, что люди живут в культуре, а не мире природы.

Характерные особенности немецкой философии:

  • акцент на значимости науки в сфере проблем гуманизма, научные попытки переосмысления человеческого жизненного пути;

  • исследование человеческой сущности наравне с историей человечества;

  • рассмотрение философии как голоса культуры всего человечества;

  • представление философской науки как системы;

  • понимание роли философской мысли в истории развития человечества и культуры.

Представители

Иммануил Кант (1974–1804)


Основоположником классической немецкой философии считается Иммануил Кант. Авторству ученого принадлежит революционный переворот в развитии философской мысли. По Канту, познание рассматривается как деятельность, существующая по своим правилам и законам. Наиболее значимыми трудами Иммануила Канта являются «Критика чистого разума», «Критика Практического разума», «Критика способности суждения». 

Кантовскоетворчество принято делить на два периода: 

  1. Докритический период (1746–1770 гг.), когда философ уделял внимание вопросам возникновения Вселенной и ее развития. К этому периоду относится учение «Всеобщая естественная история и теория неба», где Кант говорит об образовании Вселенной из так называемой «первоначальной туманности». На основе законов Ньютона Кант объяснил происхождение солнечной системы. По мнению ученого Космос — это движущаяся и развивающаяся система. Данное утверждение известно как «гипотеза Канта–Лапласа», поскольку французский астроном Пьер-Симон Лаплас развил космогоническую концепцию немецкого философа.

  2. Критический период(1770–1804 гг.) характеризуется работой над этическими и гносеологическими вопросами. Название данного временного промежутка в творчестве Канта обусловлено характером его трудов, в которых он подвергает критике те или иные явления. В учении «Критика чистого разума» философ подверг сомнению человеческие возможности познания. Работа «Кри­тика практического разума» посвящена анализу природы нравственности человека. В данных трудах немецкого ученого сформировалась суть его философских учений, которая заключается в ответах на главные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?».

Теория познания Канта


«Критика чистого разума» известна также как теория познания Канта. Философ считает, что знания складываются из опыта и чувственного восприятия. Ученый сомневается в истинности знаний человека о мире, поскольку человек в попытках познания сути вещей искажает знания из-за органов чувств. Кант считал, что сначала необходимо определить границы человеческих способностей к познанию. Он полагал, что знания о предметах — это лишь знание о том, как вещи являют нам себя, но не знания о сущности этих вещей. В этой связи Иммануил Кант ввел термин «вещь в себе», обозначающий знание о сущности предмета. Рассматриваемое понятие описывается как непознаваемое. Гносеологическая теория Канта называется агностицизмом.

В основе теории познания Канта стоит признание существования априорного (доопытного) знания, которое является врожденным. К первым из таких форм относятся время и пространство. Познание человека чего-либо происходит в условиях времени и пространства, однако данные формы не присущи «вещам в себе». Познавательный процесс проходит путь от чувств к рассудку, от рассудка к разуму. Рассудок вне границ опыта считается разумом. По Канту, разум стоит выше других возможностей человека к познанию. Врожденная способность человека к ориентировке в пространстве и времени, то есть к сверхчувственному познанию, немецкий философ обозначил как трансцендентальная апперация. Благодаря этому умению в сознании человека накапливаются знания, а затем переходят от врожденных мыслей к идеям познания разумом.

Философскую концепцию Иммануила Канта также принято называть критическим или трансцендентальным идеализмом. Трансценденталии — это интуитивно познаваемые понятия. 

Как полагает немецкий мыслитель, человек познает мир посредством практического разума с применением знаний, которые получены с помощью «чис­того» или теоретического разума. Практический разум используется для формирования жизненного и общественного поведения человека, которое основано на «автономной воле» и принятых в социуме правилах. Автономная воля отвечает за побуждение человека к добрым или злым поступкам. Поведение человека наиболее существенно регулирует закон морали или категорический императив, который способен ограничивать волю человека.

Значение морали в философии Канта


Максимумы (правила), на которых должно основываться человеческое поведение (по Канту):

  1. При совершении поступков следуй правилам, которые могут стать законом, общим для всех.

  2. Человек — это наивысшая ценность. Поступай, исходя из этого утверждения.

  3. Совершай поступки на благо обществу.

Этическое учение Иммануила Канта является значимым теоретически и практически. По Канту, мораль и следование ей имеют огромную ценность для человека и социума. Недопустимо пренебрежение нормами морали ради своего эгоизма. Общественная мораль должна опираться на следование чувству долга: люди должны проявлять себя по отношению друг к другу как разумное, ответственное и беспрекословно следующее моральным правилам существо.

Иммануил Канту принадлежит идея создания нового «эти­ческого общественного строя», который основывался бы на категорическом императиве и изменил жизнь людей в социуме.

Философ полагал, что человек живет в двух измерениях:

  • в государстве с его регламентом;

  • в обществе с его нормами морали.

Кант считал, что государственная жизнь не является истинным человеческим миром, поскольку в ней царят обман, предрассудки, пережитки животных влечений в человеке.

По-настоящему свободным человек может стать только при условии добровольного соблюдения законов морали, в первую очередь, категорического императива. Сформулированный Кантом нравственный императив звучит так: «поступай так, чтобы твое пове­дение могло стать всеобщим правилом».

Кроме того, классик немецкой философии выдвинул идею о «вечном мире», в основе которого лежит невыгодность войны с точки зрения экономики и ее правовой запрет.

Иоган Готлиб Фихте (1762–1814)


Фихте является продолжателем идей Иммануила Канта. Его теория носила название «Наукоучение». По мнению Фихте, философская наука является основополагающей и помогает в создании единого способа познания. Основой философского познания ученый считал интуицию интеллекта. Познание происходит следующим образом: сознание познающего при взаимодействии с познаваемым объектом выступает в качестве активного творческого начала.

По Фихте, познавательный процесс состоит из трех этапов:

  1. «Я» создает само себя.

  2. «Я» противопоставляет себя «Не-Я», или объекту.

  3. «Я» и «Не-Я» ограничивают друг друга, тем самым образуя синтез.

На вопрос «Существует ли объект без субъекта?» философская концепция Фихте однозначно отвечает: если нет субъекта, то и объекта не существует. Таким образом, лишь активное «Я» или воля познающего через взаимодействие с объектом, могут изменить мир и ут­вердиться в нем.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831)


Творчество Георга Гегеля считается одним из наиболее значимых среди учений классиков немецкой мыслительной науки. Концепция этого философа является вершиной развития западной философии Нового времени. Среди главных произведений Гегеля «Философия духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». 

Ученый рассматривал вопрос равенства мышления и бытия. По мнению Гегеля, в процессе эволюции человеческое сознание проходит этапы, аналогичные тем, через которые прошло человечество за всю историю существования. Следовательно, человек способен дать оценку своей жизни через призму завершившейся истории или «абсолютного духа». Таким образом, мышление и бытие уравниваются.

Эволюция сознания отдельного индивида реализуется с помощью движения от абстрактного к конкретному. Неотъемлемой частью каждой новой стадии этого движения является воспроизведение накопленного на предыдущих этапах опыта на более высоком уровне.

Существует три этапа развития сознания:

  1. На первой ступени созерцающее сознание противоположно человеческому «Я».

  2. Для второго этапа характерно превращение сознания в самосознание, то есть человек осознает себя как личность.

  3. На третьей стадии окружающий мир осознается как духовный, и человек ощущает себя частью этого мира.

В своем учении Гегель объединяет все проявления бытия в одно понятие — «абсолютную идею». Это явление также развивается через движение с помощью природы, созданной Богом для появления человека и его духа.

Георг Гегель является автором трех основных философских законов:

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные, который гласит, что любое развитие осуществляется путем накопления некоторых количественных изменений. В какой-то момент эти изменения выходят за пределы нормы и преобразуются в качественные.

  2. Закон о взаимопроникновении противоположностей предполагает следующее. Постоянно движущиеся противоположности переходят друг в друга, начиная определять и предполагать себя, одновременно отрицая.

  3. Закон отрицания описывает эволюцию, проходящую в три этапа: приобретение тезиса, антитезис (то есть отрицание тезиса) и снятие отрицания или противоречия.

Философские мысли Гегеля способствовали развитию социологии. Его творчество оказало влияние на взгляды Карла Маркса и определили возникновение социологии конфликта. Авторству немецкого философа принадлежит концепция гражданского общества, в которой происходит разделение социума на гражданскую и государственную сферу. Классик мыслительной науки своими трудами повлиял на становление многих философских направлений.

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775–1854)


В своем творчестве немецкий философ Фридрих Шеллинг стремился к созданию единой системы знаний посредством исследования познаний истины в отдельных сферах. Позже этот подход получил название «натурфилософия». Данное понятие описывало попытку объединить научные достижения под наблюдением ученого.

Основной идеей обобщенной системы является образ «идеальной природы», основой которой служит мысль о духовности активности природы. Итогом творчества философа в натурфилософском направлении стало доказательство того, что любая сущность является единством противоположных сил. Шеллинг ввел для обозначения явления целостности термин «популярность». В произведениях немецкого мыслителя дается объяснение таким сложным природным процессам как жизнь и организм.

Книга Фридриха Шеллинга «Система трансцендентального идеализма» описывает разницу между теоретической и практической философией. По мнению философа теория — это объяснение высших принципов знания. Практическая часть философской науки применяется в поисках решения проблем свободы человека.

Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872)


Концепция Людвига Фейербаха основывается на борьбе несовместимых мировоззрений — религии и философии. Мыслитель стремился к объяснению материалистической формы духа и критиковал христианскую религию. В своих произведениях философ утверждал, что бог является только образом, а не божественным существом. Этот образ появился в сознании людей как отражение сущности человека.

По Фейербаху, возникновение религии обусловлено страхом людей перед явлениями природы. Именно это служит причиной появления могучих образов в людском сознании. Таким образом, бог — это всего лишь творение разума человека, приобретающее форму творца, контролирующего человеческую волю и судьбу. Фейербах считает, что религия античеловечна, так как лишает человека стремления совершенствовать реальную жизнь, призывая его ждать будущего вознаграждения от божественного существа.

Характеристика философской мысли в Средние века:

  1. Теоцентризм, предполагающий определение реальности в следующем утверждении: Бог — это личность над миром, которая олицетворяет все сущее в нем. 

  2. Связь философских концепций с религией и церковью.

  3. Мировоззренческие ориентиры человека меняются в связи с мыслями и о сверхъестественном. Следовательно, происходит переоценка истории, поиск смысла жизни.

  4. Мышление становится ретроспективным, то есть истиной является настоящее, а настоящим — более древнее. 

  5. Мыслители Средневековья отрицают новаторство, считая его грехом. Наиболее ценным считается соблюдение традиций (традиционализм).

  6. Философские теории находятся в авторитарном подчинении Библии, которая не анализируется и не критикуется, а лишь трактуется.

  7. Преобладающим жанром в мыслительной науке Средневековья является комментаторство.

  8. Дидактический характер средневековой философии.

Наряду с теоцентризмом, в философской науке рассматриваемого периода имеют место следующие понятия:

  1. Монотеизм, подразумевающий единство Бога и его отличие от всего сущего.

  2. Креационизм, предполагающий, что Бог сотворил мир из ничего.

  3. Провиденциализм, описывающий спасение мира и человека на протяжении всего их существования как непрерывное осуществление божественного замысла.

  4. Эсхатологизм, утверждающий, что исторический процесс конечен, и он завершится тем, что человек станет безгрешным.

Наиболее известными философами эпохи Средневековья были:

  • Августин (произведения «Исповедь», «О граде Божием», «О Троице»);

  • Фома Аквинский («Сумма философии», «Суммы теологии», «О правлении государей»);

  • Аль-Фарби;

  • Альберт Великий;

  • Тертуллиан;

  • Дунс Скот;

  • Мейстер Экхарт.

Реформация (XVI–XVII вв.)


Движение Реформации возникает в XVI–XVII вв. как попытка пересмотра религиозной идеологии и отношений между человеком и церковью. Данное течение становится основой для протестантизма.

Главным идеологом Реформации был Мартин Лютер. Он выступал против продажи индульгенций. Инициатор Реформации является автором 95 тезисов о злоупотреблении духовенства, которые он вывесил на дверях церкви. Это послужило толчком для всех оппозиционеров церкви, чтобы выступить в защиту национальной и религиозной свободы Германии. Главной идеей Лютера было исключение посредника (то есть духовенства) между Богом и человеком.

Представители реформационного движения отличались по своим общественным устремлениям. Были и радикальные течения, такие как кальвинизм, цвинглианство и другие. Тем не менее, все ветви протестантства были едины в одном — они утверждали внутреннюю религиозную независимость человека, ценность усилия личности, изменение человеческой роли в мироздании.

Самыми яркими представителями данного периода, кроме Мартина Лютера, являются:

  • Жан Кальвин;

  • Томас Мюнцер;

  • Цвингли и др.

Просвещение (XVII–XVIII вв.)


Эпоха Просвещения характеризуется верой в прогресс. Идеи, пропитанные гносеологическим оптимизмом, получили наибольшее распространение во Франции, а также по всей Европе. Перед идеологами данного периода встают проблемы просвещения народа, освобождение его от предрассудков, воспитать в людях критическое отношение к религии и социальным вопросам.

Представители Просвещения опирались на научное знание, поскольку именно в нем в полной мере используется разум человека. Философы того времени защищали человеческие и гражданские права, критиковали суеверие, религии, пропагандировали концепции религиозной толерантности.

Мыслители рассматриваемого периода толковали разум как возможность истины, то есть предполагалось, что он не дает бесспорных истин и не гарантирует познание тайн бытия. На разуме основывается деятельность, он помогает выстроить контакты между явлениями и событиями. Умение искать истину считалось ключевым свойством человеческого разума.

Примечание

Ученые эпохи Просвещения утверждали, что все действия, мысли и чувства человека должны быть осмыслены разумом, поскольку он разумное существо. Таким образом, ничего в человеке не может оставаться неосмысленным.

Развитием идей Просвещения занимались: 

  • Филипп Вольтер;

  • Шарль Луи Монтескье;

  • Жан–Жак Руссо;

  • Джон Тойланд;

  • Антони Шефтсбери;

  • Адам Смит;

  • Xристиан Вольф;

  • Готхольд Лессинг и другие.

Основным итогом творчества мыслителей классической немецкой философии стало изменение мышления в европейской, а следовательно, и в мировой культуре. Новшество заключалось в том, что стиль мышления стал более широким и универсальным. 

Философская наука «освежилась», получив новые понятия, такие как идеи эволюции путем разрешения противоречий, активности познающего, единой природы духа и сознания.

Благодаря трудам представителей немецкой философии современное мышление приобрело исторический характер, что является главной заслугой мыслителей рассматриваемого течения.


написать администратору сайта