В 2005 году американский издатель и активист движения за свободн. Всемирная паутина (от англ. World Wide Web)
Скачать 17.63 Kb.
|
Всемирная паутина (от англ. World Wide Web) – это самая большая информационная сеть, с помощью которой пользователи могут обмениваться информацией, читать и записывать данные через компьютер и мобильные устройства, подключенные к Интернету. Однако большое количество пользователей не отличают Интернет от web, являющихся двумя отдельными, но в то же время родственными понятиями. Интернет – это глобальная сеть, связывающая компьютеры между собой для дальнейшего взаимодействия. Веб – это стандарт, который с каждой новой ревизией предоставляет пользователям новые возможности взаимодействия с глобальной сетью. В этой главе будет рассмотрено возникновение и развитие стандарта web. 1.1 Предпосылки создания и появления web 1.0 В конце ХХ - начале ХХІ века мы наблюдали появление нового стандарта Web 1.0, который помогал прежде всего в переносе печатных средств массовой информации, книг, музыкальных, видео-композиции и т.д. в сети Интернет. Основателем web считается Тим Бернерс-Ли, британский ученый и бывший сотрудник CERN. 12 марта 1989 г. Бернерс-Ли написал предложение о создании в CERN локальной коммуникационной системы, которая в конечном счете стала всемирной сетью. Система предназначалась для общения между сотрудниками CERN, но в своем предложении Бернерс-Ли указал на возможность расширения сети на весь мир[1]. В 1990 г. Бернерс-Ли и бельгийский ученый Роберт Кайо предложили использовать гипертекст для связи и доступа к разного рода информации, размещаемой в веб-узлах (веб-сайтах), которые пользователь может просматривать по своему желанию. Бернерс-JIi закончил создание своего первого веб-сайта и в декабре того же года, а первый тест сайта был выполнен около 20 декабря 1990, после чего Бернерс-JIi сообщил о проекте на телеконференции 7 августа 1991 [1]. Вновь страницы были исключительно статические, и пользователи не могли вносить в них изменения, а только просматривали предоставленную. В сети начали появляться личные веб-страницы пользователей, преимущественно размещенные на бесплатных хостинговых серверах, таких как GeoCities. Компании начали использовать новые возможности Web для рекламы и расширения выпускаемой продукции [2]. Главной целью веб-сайтов было обнародование информации, доступной для любого и в любое время. Наглядно принципы работы по стандарту Web 1.0 отображены на рисунке 1.1/ Рисунок 1.1 – Принцы работы Web 1.0 Основные веб-протоколы, используемые в web 1.0 – это HTML, HTTP, URI. 3 временем к списку протоколов добавились XML, XHTML и CSS и т.д. Важно отметить, что при появлении новой технологии начали активно использовать серверные и клиентские сценарии, так как ASP, PHP, JSP, CGI, PERL (на стороне сервера) и JavaScript, VBscript, Flash (на стороне клиента) [3]. 1.2 Социальная революция через призму стандарта web 2.0 В 2004 году термин Web 2.0 официально был признан Дейлом Догерти, вице-президентом O'Reilly Media, на конференции, проведенной O'Reilly и MediaLive International. Новый стандарт был оценен как бизнес13 рной индустрии, вызванной переходом к более совершенной платформе в Интернете революции в компьютере 1.2 Главной особенностью стал переход от статических к динамическим веб На рисунке [4]. страниц. изображена схема взаимодействия пользователей между собой и с сетью.Рисунок 1.2 Взаимодействие пользователей между собой и с сетью Ориентированный на пользователя дизайн Философия Веб 2.0 (Usercentered design (UCD). полностью построена вокруг конечного пользователя, его потребностей и предпочтений. дизайн проектов Речь идет о соответствии принципов проектирования вебпроектов стандарта 1999 г. «Людиноориентированные процессы проектирования ISO 13407: я интерактивных систем» Этот стандарт определяет ориентированный на пользовательский дизайн (от Design, HCD), англ. разработки программной системы, для достижения прозрачного понимания назначенных требований и соответствующего распределения функций между пользователями и технологиями, а также вовлечение в работу специалистов. дизайнеров, серв существующих Рисунок 1.2 Взаимодействие пользователей между собой и с сетью Ориентированный на пользователя дизайн Философия Веб 2.0 (Usercentered design (UCD). полностью построена вокруг конечного пользователя, его потребностей и предпочтений. В этих условиях важное место занимал дизайн проектов. Речь идет о соответствии принципов проектирования вебпроектов стандарта 1999 г. «Человекоориентированные процессы проектирования ISO 13407 : я интерактивных систем» Этот стандарт определяет ориентированный на пользователя дизайн (от Design, HCD), англ.Human Centered, который характеризуется активным вовлечением пользователя в процесс разработки программной системы, для достижения прозрачного понимания назначенных требований и соответствующего распределения функций между пользователями и технологиями. , а также привлечение к работе специалистов Под последним подразумевается привлечение к разработке проекта различных категорий специалистов: руководителей, конечных пользователей, программистов, разных категорий дизайнеров, сервисных 14 специалистов, консультантов, инструкторов и др. При этом важно, чтобы разработкой занимались как технические специалисты , да и те, кто владеет компьютерными технологиями на уровне пользователей [5]. Web 2.0 поддерживает такие веб-технологии и услуги, как блоги, сайты, социальные сети, вики, инструменты коммуникации и т.д. По мнению В. И. Дрожжникова и А. М. Райкова, также важна возможность разработки интерактивных приложений нового типа [1]. Разработчики используют три основных подхода к разработке приложений в сфере Web 2.0: асинхронный JavaScript и XML (AJAX), Flex и Google Web Toolkit [2]. - асинхронный JavaScript и XML-AJAX – это подход веб-разработки, используемый для разработки большинства интерактивных веб-сайтов путем извлечения небольшого объема данных из веб-сервера и отображения его в веб-приложении без перезагрузки всей страницы. AJAX включает в себя несколько технологий: XHTML или HTML, каскадные таблицы стилей (CSS), JavaScript и XML. - Flex – это набор средств для разработки программного обеспечения (SDK), предназначенный для создания межплатформенных, многофункциональных интернет-приложений (RIA) в Интернете. Flex основан на Flash и поддерживает общие шаблоны проектирования. - Google Web Toolkit – это среда разработки Java с открытым исходным кодом, которая упрощает создание приложений AJAX. Это позволяет веб-разработчикам настраивать программы AJAX на языке Java, используя средства разработки Java по своему выбору. GMT предоставляет компилятор и специальный веб-браузер, который помогает разработчикам отлаживать приложения [4]. 1.3 Семантический веб и роль высококачественных сервисов в его развитии В 2006 году Джон Марков в статье, опубликованной в газете The New York Times, назвал следующий этап эволюции глобальной сети – Web 3.0. Также этот этап называется семантическим Интернетом, подчеркивающим помощь машин людям в Интернете, ее агрегирование и получение из 15 неочевидных выводов [1]. Основная идея Web 3.0 – определить структурные данные и связать их для более эффективного обнаружения, автоматизации, интеграции и повторного использования в различных приложениях. Стандарт способен улучшить управление данными, поддерживать доступность мобильного интернета, моделировать креативность и инновации, повышать заинтересованность клиентов и помогать организовывать сотрудничество в социальных сетях. Особого внимания заслуживает процесс введения Искусственного интеллекта. Сегодня можно все чаще встретить новые продукты с использованием машинного обучения, нейронных сетей, значительно упрощающих и облегчающих процессы разработки. На рисунке 1.3 изображена архитектура семантического веба. В наши дни поисковые системы могут гораздо точнее предоставлять информацию, пользователи более тесно связаны со своими коллегами и друзьями с помощью веб и мобильных приложений, предоставлены более широкие возможности для хранения и обработки информации, что делает web 3.0 полезным для пользователей сети. Принято выделять следующие ключевые элементы для лучшего понимания нового стандарта: – семантическая сеть. Семантическая сеть призвана помогать пользователям в нахождении новой информации, понимать смысл найденного материала и его контекста, в котором они используются. Информация структурирована таким образом, что ИИ понимает инфоweb 3D. нормацию так же, как и человек. В последние несколько лет виртуальный трехмерный мир, такой как Second life, Red Light местах. Web 3D и т.д. набрали огромную популярность у общественных дает возможность людям жить в виртуальном мире, 16 исследовать его, знакомиться с другими участниками, участвовать в индивидуальной и коллективной деятельности и т.д. Для лучшего понимания различий в версиях ключевые отличия между ними. В таблице 1.1 web, нужно исследовать отраженное сравнение параметров стандартов Web первых трех поколений. новейших Рисунок 1.3Архитектура семантического веба Рисунок 1.3Архитектура семантического веба Таблица 1.1- Сравнение параметров стандартов Web первых трех поколений Итак, исходя из вышеперечисленных данных следует проанализировать автоматическую генерацию веб-сайтов в стандартах Web 4.0. Отдельное внимание следует сосредоточить на роли интеллектуальных агентов и их взаимодействие между собой. |