Анализ произведений стихов А.С. Пушкина и М. Лермонтова. Я помню чудное мгновенье
Скачать 0.93 Mb.
|
Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” – одни из самый трогательных и нежных стихов о любви, написанных А. С Пушкиным. Это произведение по праву входит в “Золотой фонд” русской литературы. Анализ “Я помню чудное мгновенье…” по плану. Краткий анализ Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я помню чудное мгновенье. История создания – стихи написаны в 1825-ом году и посвящены А. П. Керн. Опубликованы в альманахе “Северные цветы” в 1827 г. Тема стихотворения – стихи о любви, которая спасает человека, возвышает его душу и наполняет жизнь смыслом. Композиция – Стихотворение состоит из трёх условных частей. первая часть – ностальгическая, где герой тоскует о возлюбленной, вторая – описывает чувство одиночества и страдания героя, третья – возвращает героя к жизни, спасает от отчаяния вновь воскресшее чувство любви. Жанр – любовное послание. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой АВАВ. Метафоры – “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты” Эпитеты – “небесные черты”, “безнадежная грусть”, “чудное мгновенье”. Сравнения – “как мимолетное виденье, как гений чистой красоты”. История создания История создания стихотворения напрямую связана с тем, кому посвящено это искреннее признание в любви. Стихи Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, замужней женщине, которая пленила сердце поэта своей глубокой и сдержанной красотой, едва они познакомились с ней на одном светском приеме в 1819 году. Правда, стихотворение было написано лишь спустя несколько лет после знакомства – в 1825-ом, когда Пушкин вновь встретился с пленительной красавицей Петербурга в имении Тригорское, которое находилось по соседству с родным поместьем поэта – Михайловским, – где Александр Сергеевич отбывал ссылку. Там, он наконец признался Анне в своих чувствах, и она ответила Пушкину взаимностью. Возможно, что у Керн Пушкин вызывал интерес в первую очередь как молодой поэт, и поэтому внимание знаменитости тешило её тщеславие. Так или иначе, но за Анной Петровной ухаживал не только Пушкин, что вызывало в последнем жгучую ревность, которая всегда становилась причиной раздоров между влюбленными. Очередная ссора положила конец любовным отношениям Пушкина и Керн, но всё же поэт посвятил ей несколько чудесных стихотворений, среди которых “Я помню чудное мгновенье…” занимает особенное место. Лицейский друг Пушкина Дельвиг опубликовал его в альманахе “Северные цветы” в 1827-ом году. Тема Главной темой стихотворения Пушкин избрал описание чувства любви. В стихотворении есть весь спектр эмоций, эволюция которых проста: вначале лирический герой испытывает любовное томление, в своем воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной. Но постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли. И лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа словно бы умирает. Но вот спустя время герой вновь встречает её, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта. Только в любви Пушкин видит смысл, только она, по его мнению, может избавить от отчаяния и боли и заставить человека вновь почувствовать себя живым. Любовь воскрешает к жизни – вот главная идея произведения. Композиция Стихотворение условно состоит из трёх частей. В первой настроение лирического героя ностальгическое. Он вновь и вновь возвращается в своих воспоминаниях к встрече и знакомству с прекрасной женщиной. Лирическому герою долго снятся “милые черты” и слышится её “голос нежный”. Затем Пушкин описывает мрачные дни своего “заточенья” в глуши. Он признаётся, что одиночество ссылки лишило его даже вдохновенья, и жизнь, некогда полная яркими эмоциями, превратилась в существование. В третьей части стихотворения лирический герой вновь чувствует радость жизни, так как встреча с забытой возлюбленной возрождает в его сердце любовь, а вместе с ней возвращается и вдохновение, и страсть, и желание жить. Жанр Жанром стихотворения является любовное послание, так как в стихотворении лирический герой, обращаясь к возлюбленной, рассказывает ей историю своих чувств к ней: влюблённость – забытье – печаль – возрождение к жизни. Средства выразительности В стихотворении присутствуют метафоры: “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты”, “душе настало пробужденье” “сердце бьётся в упоенье”; есть в нём и другие средства выразительности: сравнения: “как мимолётное виденье, как гений чистой красоты” и несколько эпитетов – “небесные черты”, “безнадёжная грусть”, “чудное мгновенье”. Стихотворный размер произведения очень типичен для Пушкина – это четырёхстопный ямб с перекрестным способом рифмовки АВАВ. Благодаря сквозным рифмам (виденье – заточенья – вдохновенья – пробужденье) и аллитерация на согласные «м», «л», «н». ритм стихотворения становится очень чётким и музыкальным. Мелодичность стихов также усилена волнообразным чередованием ямбических стоп. Стихотворение «19 октября» История создания стихотворения было написано Пушкиным для встречи друзей лицеистов, на которую он не смог попасть в 1825 году по причине ссылки в село Михайловское. Пушкину было запрещено покидать село, и он не смог поехать в Петербург. Поэтому он решил отправить вместо себя стихотворение. Он назвал его «19 октября» в честь дня основания лицея и начала лицейской дружбы. Подробнее читайте здесь Тема Главной темой стихотворения является тема лицейской дружбы. В нем автор обращается к самым близким товарищам (Пущин, Горчаков, Дельвиг, Кюхельбекер). К тем, кто находится далеко от родных мест и друзей (моряк Матюшкин). И воздает память тем лицеистам, которых уже нет в живых (Корсаков). Пушкин возвышает лицейские годы и призывает всех лицеистов не забывать о них. Подробнее здесь Тематика Тематика произведения — это совокупность тем, которую автор рассматривает в том или ином своем произведении. Если «подняться» чуть выше над темой дружбы, которая является главной в произведении, мы увидим, что в этом стихотворении автор использует также темы жизни и смерти, быстротечности времени и конечности всего на земле. Таким образом, тематикой стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года является необратимость хода времени. Жанр Лирическим жанром стихотворения является послание. Пушкин обращается в нем к своим друзьям, на встречу с которыми он не смог попасть. Композиция Композиция стихотворения состоит из следующих частей: описание своего состояния и настроения, обращение ко всем лицеистам, личное обращение к некоторым лицеистам, восхваление лицейского братства, размышление о будущем, обращение к последнему живому лицеисту. Лирический герой Лирическим героем стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «19 октября», написанного в 1825 году, является сам автор. Настроения главного лирического героя на протяжении всего текста меняются от грустных к радостным. Подробнее здесь Настроения произведения Стихотворение также пронизано настроениями грусти и радости, которые поочередно сменяют друг друга. Поэт печалится о том, что не может встретиться со своими лицейскими друзьями. А после представляет скорую встречу с товарищами и радуется ей в своих мечтах. Лексика Лексику стихотворения можно характеризовать как разнообразную. Ключевыми словами, при помощи которых автор передает нужные настроения, являются: друг, дружба — стихотворение посвящено лицейской дружбе; один, разлука, глушь — чтобы передать ощущение одиночества и грусти. Нельзя сказать, что стихотворение написано простыми словами. В нем активно используются архаизмы (устаревшие слова): вотще — напрасно, в очах — в глазах, лоно — грудь, к устам — ко рту и прочие. Метафоры Кроме того, при выполнении разбора произведения «19 октября» можно легко заметить, что оно наполнено различными художественными средствами выразительности. В нем содержится большое количество метафор: убор леса — яркая листва, пустынная келья — комната поэта, с огнем в очах — радостно. Все метафоры здесь Олицетворения Текст богат олицетворениями, когда неживые предметы наделяются чертами живого существа: роняет лес — о падении листвы, проглянет день и скроется — о закате и рассвете, дни бегут — о быстротечности времени и т.д. Все олицетворения здесь Эпитеты А для создания более ярких образов автор прибегает к эпитетам: багряный убор, увянувшее поле, горьких мук, бурные дни. Все эпитеты здесь Все средства художественной выразительности здесь Звуковые приемы Автор применяет звукопись — использование звуков, которые передают настроение описываемой ситуации. Например, в этом отрывке используется аллитерация — повторение гласных звуков, в данном случае это звуки «з» и «с». Таким образом автор усиливает настроение суровости: «…Из края в край преследуем грозой, Запутанный в сетях судьбы суровой…» При прочтении можно почувствовать суровость ситуации, будто звук холодного зимнего ветра присутствует в этих строках. Все звукописи здесь Рифма В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «19 октября» 1825 года используется рифма с ударением на второй слог. То есть когда первый слог в строке остается безударным, второй слог — ударный, третий слог — снова безударный, четвертый слог — снова ударный. Пример на первых двух строках стихотворения: ронЯет лЕс багрЯный свОй убОр сребрИт морОз увЯнувшЕе пОле Ударные и безударные гласные чередуются. Стихотворный размер Стихотворение написано пятистопным ямбом. Пятистопный ямб — это когда в каждой строчке есть 5 гласных, которые выделяются ударением при произношении: ронЯет лЕс багрЯный свОй убОр сребрИт морОз увЯнувшЕе пОле Более подробное объяснение здесь Рифмовка В стихотворении используется 2 способа рифмовки, которые повторяются каждые 8 строк: кольцевая АВВА и перекрестная АВАВ: кольцевая (первая строка рифмуется с 4-й, а вторая строка рифмуется с третьей): «Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор…» перекрестная (первая строка рифмуется с третьей, а вторая строка рифмуется с 4-й): «…Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук…» Место в творчестве поэта Это стихотворение стало одним из ярчайших произведений поэта, относящихся к периоду вольнолюбивой лирики. Произведение положило начало небольшому циклу из пяти стихов, посвященных годовщине основания лицея — 19 октября. Это послание стало ярчайшим стихотворением Пушкина, посвященное теме дружбы. В.Г. Белинский писал: «Пушкин умер не без наследника». М.Ю. Лермонтов был поразительным человеком. Он прожил короткую жизнь, неполных 27 лет, его литературная слава была оглушительной, а характер соткан из противоречий. Вы уже знаете это имя и знакомы с некоторыми его произведениями, а многое о нем и его поэзии услышите впервые. Запись в тетрадях: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.) «Мы узнаем в Лермонтове поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова». (В.Г. Белинский) - Вглядимся в портрет поэта. Молодой красивый человек, высокий умный лоб, умные, но печальные глаза. Послушайте сонет В. Брюсова «К портрету М.Ю. Лермонтова». Казался ты и сумрачным и властным, Безумной вспышкой непреклонных сил; Но ты мечтал об ангельски прекрасном, Ты демонски-мятежное любил. Ты никогда не мог быть безучастным, От гимнов ты к проклятиям спешил, И в жизни верил всем мечтам напрасным: Ответа ждал от женщин и могил! Но не было ответа. И угрюмо Ты затаил, о чем томилась дума, И вышел к нам с усмешкой на устах. И мы тебя, поэт, не разгадали, Не поняли младенческой печали В твоих как будто кованых стихах! (Сонет читает подготовленный ученик). - Перед нами один из стихотворных «портретов» Лермонтова, созданный на рубеже XIX и XX веков. В этом стихотворении, быть может, наиболее отчетливо выразилось ощущение противоречивости, изменчивости, загадочности духовного облика поэта. Иван Сергеевич Тургенев вспоминает о встрече с Лермонтовым… «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых, нешироких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал каждый». Вы видите лермонтовские портреты разных авторов: Ф. Будкина, Е. Мешкова, Н. Заболоцкого, П.Е. Заболотского, В. Фаворского, Л. Пастернака, И. Глазунова и других. - «Итак, в Лермонтове готовился тот, кто должен был, по словам Николая I, заменить Пушкина, великий живописец русского быта, по убеждению Гоголя, истинный печальник народа, по мнению Достоевского, и в ком была сломлена, по словам В. Розанова, самая крона русской литературы, а не ее боковые сучья, ибо и Гоголь, и Достоевский, и Толстой, и Некрасов, но все-таки по отношению к Лермонтову, как и к Пушкину, пусть могучие, все-таки боковые сучья. А еще тот, кто уже прорывался в космос и умел сурово и благодатно говорить с Богом». Н. Скатов. Запишем тему сегодняшнего урока: «М.Ю. Лермонтов – певец родины и свободы». Эпиграфы: «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». (М.Ю. Лермонтов) И толковала чернь тупая: «Зачем так звучно он поет?» (А.С. Пушкин) - Как сложилась судьба М.Ю. Лермонтова? Чем усерднее вчитываемся мы в дошедшие до нас строки воспоминаний, тем более убеждаемся, что Лермонтов действительно был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражениях и петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке. Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь, каким он действительно был и каким хотел быть… Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перечитывая томики его сочинений, мы можем узнать историю его души и понять его как поэта и человека. - Обратимся к выставке книг. (Ее представляет подготовленный ученик). (Чтение учащимся стихотворения «Пиршество»). На буйном пиршестве задумчив он сидел Один, покинутый безумными друзьями, И в даль грядущую, закрытую пред ними, Душевный взор его смотрел. И помню я, исполнены печали, Средь звона чаш, и криков, и речей, И песен праздничных, и хохота гостей, Его слова пророчески звучали. Он говорит: «Ликуйте, о, друзья! Что вам судьбы дряхлеющего мира? Над вашей головой колеблется секира, Но, что ж!.. Из вас один ее увижу я». - Приятелям запомнилась его любимая поза: облокотившись на одну руку, Лермонтов читает принесенную из дома книгу, и ничто не может ему помешать: ни разговоры, ни шум. - Самые яркие, лучшие, печальные и радостные впечатления – это детские. Послушайте стихотворение «Ангел», написанное в 1831 году, в котором передается воспоминание о песне матери, услышанной в 3-х летнем возрасте. Он помнил, что плакал от нее, и был уверен, что «если бы услыхал ее, она бы произвела прежнее действие». - Известный поэт XX века Д. Мережковский выдвинул предположение, что «вся поэзия Лермонтова – воспоминание об этой песне, услышанной в прошлой вечности», перед которой ничтожен весь жизненный опыт. Это радостные и светлые впечатления о детстве, чувства душевной тяги мятежного поэта к светлому, «ангельски прекрасному». - Тема свободы звучит в стихотворениях «Тучи» и «Парус». (Дети слушают запись романса «Парус»). Буря под парусом ему предпочтительнее. - Одной из главных тем лирики Лермонтова является тема Родины. Вспомните «Бородино», «Над Москвой великой златоглавой», «Люблю Отчизну я…» Любимый город у Лермонтова – Москва. (Чтение стихотворения «Москва»). - В стихотворении «Родина» зримый образ России, ее ширь, раздолье. Судьба поэта, его «проселочный путь» в стихе как сопричастность к судьбам Родины, с ее неброской, а между тем величественной красотой. (Ученик читает стихотворение). - Но пришлось расстаться с Россией. Поэт едет в вынужденную ссылку на Кавказ. Появляется его стихотворение «Прощай, немытая Россия». Скорбь и боль России: отповедь прощания. Поэт не по своей воле покидает родину. Это стихотворение-прощание. «Прощай, немытая Россия» - это «одна, но пламенная страсть», натиск чувств, страстность отповеди. «Родина» же – стихотворение-размышление. - Еще одно из любимых мест поэта – Кавказ. «Люблю я Кавказ», - говорил Лермонтов. (Чтение стихотворения «Кавказ» учащимся). - «Тревоги дикие войны». Есть один Кавказ. (Чтение «Казачьей колыбельной). - Как вы встретили «Колыбельную»? Что особенно изумило в ней? Какие строки остались в памяти? - Да, о «злом чеченце», что точит свой кинжал. Эта тема обрывается, но остается тревога матери-казачки за судьбу сына, хоть и богатыря, казака, сильного духом! И образок святой, и благословение. А разве сейчас не отправляют на войну своих сыновей матери, не благословив их? Ведь совсем недавно закончилась война в Чечне, и многие семьи потеряли там своих сыновей. «Стихотворение необычно просто: молодая казачка-мать, ее младенец, колыбельная песня, отец младенца… Но через изображение простых людей Лермонтов выявил нечто особенное: представление миллионов людей разных поколений о жизни истинной, основанной на нравственном долге, любви к Богу и Отчизне. Такова глубинная суть лермонтовского шедевра». (И.П. Щеблыкин). - Есть Кавказ в стихотворении «Валерик». Это картина войны. Кавказской войны. Здесь жанр письма, редчайший в поэзии. Кажется, что оно написано ради вас. Валерик – это речка смерти. Совсем недавно мы сидели у экранов телевизоров и ждали новостей о военных событиях на Кавказе. Плакали родители, братья, сестры и просто чужие люди, когда видели бои, убитых и раненых мальчишек. Вся страна ждала возвращения из плена русских солдат. Особенно трагичны были сюжеты пыток и издевательств над русскими молодыми ребятами. Вот поэтому война на Кавказе, описанная Лермонтовым, отзывается болью и сейчас у всех нас. - О, если бы Лермонтов знал, что на Кавказе он погибнет! Если бы поэт знал, как оборвется его жизнь! И все-таки у него было предчувствие дуэли и смерти. В стихотворении «Сон» поэт с большой долей точности предугадал свою гибель. Поэт XX века В. Соловьев писал: «Одного этого стихотворения, конечно, достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный через голову многих поколений переданный ему гений». (Ученик читает стихотворение «Сон»). - 15 июля 1841 года у подножья горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт М.Ю. Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было около 27 лет. Лермонтова похоронили на Кавказе. В Пятигорске поставлен памятник на могиле поэта. Но его бабушка добилась, чтобы тело было перевезено в имение Тарханы, где сейчас и находится могила М.Ю. Лермонтова. В Москве есть памятник поэту. Итоги урока: - Да, ему было неполных 27 лет. И все, что им было создано за 13 лет творчества, - это подвиг во имя свободы и родины. Это и в стихах, непосредственно написанных о родине, и в тех, где прямо не говорится ни о родине, ни о свободе, но – о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни… Посмотрите еще раз на эпиграфы к нашему уроку. - Исследователь творчества Лермонтова И. Андронников писал: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого». К 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова Ю.В. Лебедев написал статью «Звезды и небо! – а я человек!», в которой дал свое видение творчества поэта и его личности. В частности он подчеркнул: «Значение творчества Лермонтова в истории русской литературы огромно. В своей лирике он открыл простор для самоанализа, самоуглубления, для диалектики души. Этими открытиями воспользуется потом русская поэзия и проза. Именно Лермонтов решил проблему «поэзии мысли». В своей лирике он открыл путь к прямому, личностно окрашенному слову и мысли, поставив это слово и мысль в конкретную жизненную ситуацию и в прямую зависимость от духовного и душевного состояния поэта в каждую данную минуту…» О прекрасном поэте хочется закончить также поэтическими строками: Он был рожден для счастья, для надежд И вдохновений мирных! – Но безумный Из детских рано вырвался одежд И сердце бросил в море жизни шумной, И мир не пощадил – и Бог не спас! Но до конца среди волнений трудных, В толпе людской и средь пустынь безлюдных В нем тихий пламень чувства не угас… Поэма Лермонтова «Мцыри» – одно из “кавказских” сочинений поэта, она считается классикой русского поэтического романтизма. Поэта с детских лет привлекала величественная природа Кавказа, его гордые и свободолюбивые люди. «Мцыри» – сочинение, сочетающее в себе всё это вместе с образом романтического героя. Предлагаем краткий анализ поэмы «Мцыри» по плану . Материал может быть использован при работе по подготовке к сочинению, на уроке литературы в 8 классе. Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной. Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет. Краткий анализ Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Мцыри. Год написания – 1838–1839 гг. История создания – Есть предположения о том, что идею «Мцыри» поэт взял из предания монаха, с которым встретился на грузинских просторах. В истории создания были использованы и фольклорные мотивы. Тема – Главенствующей темой «Мцыри» является свобода физическая и духовная. Тема одиночества: именно одиночество среди чуждых по духу людей вынудило героя совершить побег из ненавистных стен монастыря. На втором плане остаются темы войны и любви: сиротой он стал по вине войны, а встреча с молодой девушкой разбудила в нём незнакомые чувства. Композиция – Поэма разделена на две части. В первых двух главах дана экспозиция – рассказ о том, как Мцыри попал в монастырь, его жизнь в тех стенах. Затем происходит завязка сюжета – побег из плена. Во второй, большей части поэмы, звучит исповедь беглеца о его свободной жизни, продолжавшейся всего лишь несколько дней. Жанр – Жанр «Мцыри» – поэма. Направление – Поведение и жизненная цель юноши, его желание приобрести свободу любой ценой – всё это относит его к романтическому герою, и направление поэмы – романтизм. История создания Когда Лермонтов отбывал ссылку на Кавказе, однажды он столкнулся с монахом, который рассказал поэту историю своей жизни. Он поведал поэту, как в детстве был захвачен в плен генералом, как заболел и его оставили у монахов. Его не оставляла мысль о свободе, и пленённый горец делал неоднократные попытки убежать в горы. Есть вероятность того, что этот рассказ и взят за основу сюжета произведения. В поэме использован и местный фольклор: в одном из эпизодов, где происходит схватка юноши с барсом, основой послужила грузинская песня, героями которой были молодой юноша и тигр. Год написания поэмы – 1839, она претерпела много редакций, чтобы пройти через цензуру. Поэту пришлось убрать много фрагментов из глав, где особенно сильно воспевалась свобода, а также, где были ярко выраженные антиправославные эпизоды. Название поэмы сначала было другим, так же, как и эпиграф, в поэтическом сборнике писателя поэма была издана под названием «Мцыри», это слово у грузин имеет два значения. Одно из них – «послушник», а другое – «чужеземец», и это название полностью отобразило суть поэмы. Первая публикация поэмы датируется 1840 годом, она вошла в прижизненный томик произведений поэта. Посмотрите, что еще у нас есть: для самых рациональных - Краткое содержание «Мцыри» для самых нетерпеливых - Очень краткое содержание «Мцыри» для самых компанейских - Главные герои «Мцыри» для самых занятых - Читательский дневник «Мцыри» для самых крутых - Читать «Мцыри» полностью Тема Анализ произведения «Мцыри» ясно показывает основную мысль поэмы, которая затрагивает проблему личностных отношений. Поэту были близки проблемы угнетения народа, когда власти действуют насильственными методами, стараясь подавить и уничтожить волю мирных жителей. Тема свободы выражена в двух измерениях, в одном случае, затрагиваются проблемы Грузии, подчинённой империи России, а во втором – воля к свободе отдельного человека, в данной поэме – главного героя. Мцыри, воспитанный в неволе, чувствующий себя одиноким среди чуждых ему монахов, мечтает о свободной и вольной жизни, его тяготят монастырские стены, и он совершает побег. Он является жертвой военных действий, развязанных властью, по их вине мальчик остался сиротой, и оказался в плену у чужих людей. На три дня свободолюбивый и гордый Мцыри стал свободным человеком, вся беда его в том, что он не умеет жить самостоятельно и снова оказывается в плену монастыря. Мцыри никогда не был любим родными людьми, не чувствовал заботы близких людей. Когда он встретил молодую девушку, то понял, что в жизни всё может быть по-другому, но судьба распорядилась иначе, юноша не в силах найти дорогу, и возврат в монастырь неизбежен. Общая характеристика этой поэмы – открытый призыв к свободе, к борьбе против угнетателей. Поиски правильного пути, стремление к лучшей жизни – в этом заключается смысл произведения. Композиция Строение поэмы «Мцыри» является замкнутой композицией – действие возвращается туда, откуда оно и начиналось – в монастырь. Действие начинается с описания того, как Мцыри попадает в монастырь к монахам. В первых двух главах описывается его воспитание и жизнь. Завязка поэмы – побег юноши из плена. В остальных главах описана жизнь на воле и кульминация поэмы – схватка героя с барсом. Это главный и пафосный момент, где Мцыри вступает в борьбу и одерживает победу. Многообразие художественных средств «Мцыри»,: эпитеты, метафоры, сравнения – всё это придает поэме накал страстей, особую эмоциональность и одухотворённость. Но злой рок сильнее юноши, не приспособленного к самостоятельности, герой не может найти дорогу и вновь оказывается в монастыре. Мцыри находится на грани жизни и смерти, и он открывается старому монаху. Звучит исповедь Мцыри, в которой он описывает свои три дня, проведённые на свободе. Он не сожалеет ни о чем: эти три дня дали герою больше, чем вся его жизнь под неусыпным надзором монахов. Он был свободен, дышал полной грудью воздухом свободы. И действие приходит к развязке: Мцыри уже умирает, но он счастлив и никого не хочет проклинать. Главные герои О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Мцыри», а для основных подготовили отдельные страницы: Характеристика Мцыри Жанр Жанр «Мцыри» относится к поэме. В ней рассказывается о периоде жизни героя, начиная с раннего детства и до времени, когда он находится на краю смерти. Юноша всю свою жизнь стремится к свободе, ради неё он готов пожертвовать своей жизнью, всё это говорит о романтическом герое, и потому “Мцыри” – романтическая поэма. Это была эпоха романтизма, и Лермонтов, сам бунтарь и борец, не мог не использовать романтического направления в своих произведениях. Критики восторженно приняли поэму Лермонтова, они увидели в Мцыри отражение самого поэта, его горячность и бунтарский пыл. |