Главная страница

конспект. Конспект. Занятие 12 Мастерство ораторской речи Вопросы Виды публичной речи


Скачать 127.09 Kb.
НазваниеЗанятие 12 Мастерство ораторской речи Вопросы Виды публичной речи
Анкорконспект
Дата01.12.2021
Размер127.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонспект.docx
ТипЗанятие
#288042
страница1 из 3
  1   2   3

ПЛАНЫ КОНСПЕКТОВ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Речевая культура педагога»
Занятие №1-2

Мастерство ораторской речи

Вопросы:

1. Виды публичной речи.

Публичная речь и ее содержание будет зависеть от назначения и основных целей выступления. Помимо этого, важными характеристиками являются также место проведения, особенности аудитории и подготовленность оратора.

Различаются следующие виды публичной речи:

1. Информационная публичная речь содержит в себе новые данные, которые будут обеспечивать их понимание и способствовать запоминанию. Она является самым распространенным жанром коммуникации, имеющимся в современном обществе.

Для того чтобы устная публичная речь была успешной, выступающему необходимо учесть особенности информированности, а также интеллектуальную подготовленность аудитории.

На основании этого оратор сможет выбрать один из основных видов информационной речи для выступления: объяснение, когда дается информация о явлении; инструкцию, содержащую данные о способе и порядке действий; сообщение о фактах и событиях; изложение собственной точки зрения; доклад, содержащий развернутое сообщение на конкретную тему; отчет, в котором излагается информация о сделанной работе, которая дополняется фактическим и цифровым материалом.

2. Убеждающая публичная речь имеет своей целью воздействие на чувства и сознание аудитории, а также изменение в поведении слушающих. Оратору необходимо учесть восприимчивость, а также эмоциональную атмосферу аудитории. Убедить слушателей будет непросто. Поэтому рекомендуется применять логические доводы, опровергая "невыгодные" суждения. Жанровыми разновидностями являются прения, заявления, выступление на митинге и так далее.

3. Специальная публичная речь предназначается для специального события. Она характеризуется рядом особенностей: наличием особого повода; индивидуализированностью; краткостью; простотой языка; высоким эмоциональным настроем.

В специальной речи не должно быть информации, которую слушатели смогут расценить как спорную и дискуссионную. Выделяют несколько ее видов: траурная, протокольная; неформальная и торжественная. Рассмотрим их более подробно.

Протокольной речью рекомендуется "обрамлять" событие (ответное слово, приветствие, напутствие, ответная речь и так далее).

Траурная должна содержать слова прощания, а также отличаться обязательным компонентом – словами поддержки, в которых указываются соболезнования близким, заслуги умершего и роль его деятельности.

Торжественную речь произносят по поводу какого-либо события (праздник, юбилей, вручение знаков отличия, официальная встреча, церемония открытия и т. д.).

Неформальную речь используют в свободной и публичной обстановке. Самой распространенной ее формой является тостовая речь.

2. Внешние (экстралингвистические) и внутренние (интралингвистические) факторы, влияющие на публичное выступление.

Экстралингвистические (внешние) факторы – это факторы, принадлежащие внеязыковой социальной действительности, и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств. Иначе говоря, речь приобретает свои стилевые характеристики в зависимости от контекста и ситуации.

К экстралингвистическим факторам в глобальном плане относят:

1. Ряд демографических параметров (плотность, способ расселения).

2. Возрастную разницу.

3. Социальную структуру общества.

4. Численность населения, являющегося носителям языка, на котором происходит диалог.

5. Культурно-языковые особенности.

6. Письменные традиции.

7. Языковые культурно обусловленные контакты.

Интралингвистические факторы – это внутренние причины, характеризующиеся наличием в самом устройстве языка огромных потенциальных возможностей обновления языковых средств. Это обеспечивает появление новых слов и эволюцию в системе языка в целом.

3. Академическое красноречие (определение академического рода речи, 2 вида и 4 подвида академического красноречия, жанры, выдающиеся представители этого рода красноречия).

Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой.

Виды академического красноречия:

1. Собственно академическое (в среде ученых);

2. Вузовское (школьное).

Жанры академического красноречия — это вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция.

В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX века с пробуждением общественно-политической мысли. К выдающимся представителям академического красноречия можно отнести ученых XIX-XX вв., таких как Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев, В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, Н. И. Вавилов, – прекрасных лекторов, которые завораживали аудиторию.

4. Духовное красноречие (определение духовного рода речи, 2 вида и подвиды духовного красноречия, жанры, выдающиеся представители этого рода красноречия).

Духовное красноречие — это древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Оно отличается от других типов красноречия духовно-нравственной направленностью, т.е. ориентированностью на формирование системы религиозных ценностей: определенных правил поведения, духовных и нравственных качеств личности.

Виды духовного красноречия:

1. Красноречие дидактическое (учительное) – преследовало цели морального наставления и воспитания (проповедь);

2. Панегирическое, или тождественное, которое посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям.

Основные речевые жанры: проповедь, наставление (назидание), послания (патриархов, митрополитов, Римских пап).

Замечательные образцы духовного красноречия — «Слово о законе и благодати» Илариона (XI в.), проповеди Кирилла Туровского (XII в.), Семеона Полоцкого (XVII в.), Тихона Задонского (XVIII в.), митрополита Московского Платона (XIX в.), митрополита Московского Филарета (XIX в.), патриарха Московского и всея Руси Пимена (XX в.), митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (XX в.).

5. Судебное красноречие (определение судебного рода речи, 2 вида и подвиды судебного красноречия, жанры, выдающиеся представители этого рода красноречия).

Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.
Жанры судебного красноречия: речи обвиняющей стороны; речи защищающей стороны; судебный процесс – дискуссия и другие.

К выдающимся представителям этого рода красноречия можно отнести С. А. Андреевский, А. Ф. Кони, В. Д. Спасович, К. К. Арсеньев, Н. П. Карабчевский, Ф. Н. Плевако.

6. Социально-политическое красноречие (определение социально-политического рода речи, 2 вида и подвиды социально-политического красноречия, жанры, выдающиеся представители этого рода красноречия).

Социально-политическое красноречие — это род речи, призванный отражать общественную жизнь страны с ее необходимыми политическими, хозяйственными, бытовыми проблемами.

К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.

К выдающимся представителям этого рода красноречия можно отнести: А. В. Суворов, М. И. Голенищев-Кутузов, П. А. Кропоткин, Г. В. Плеханов.

7. Социально-бытовое красноречие (определение социально-бытового рода речи, виды и подвиды социально-бытового красноречия, жанры, выдающиеся представители этого рода красноречия).

Социально-бытовое красноречие – это юбилейная, или похвальная, речь, застольное слово, или тост, а также надгробная, или поминальная, речь. Оно отражает определенные общественные отношения, представляя вместе с тем известные явления быта и давно сложившиеся обычаи, народные традиции. Причем тост и поминальная речь – явления наидревнейшие, возникли у большинства народов мира наряду с формированием у них определенного уклада жизни. И тот факт, что юбилейная, застольная и поминальная речи не играют такой роли в общественной и государственной жизни, как другие виды красноречия, вовсе не умаляет их значимости, поскольку социально-бытовое красноречие – составная часть духовной культуры общества в не меньшей мере, чем другие виды ораторского искусства.

Виды социально-бытового красноречия:

1. Протокольная (речь на официальных приемах);

2. Застольная;

3. Ритуальная.

8. Основные этапы подготовки к публичному выступлению.

Этап 1. Определение цели выступления.

Этап 2. Заготовка материалов. Это изучение тематики, сбор литературы, ее изучение.

Этап 3. Планирование. Одной из важных стадий любого мероприятия является планирование. На данной подготовительной стадии проводится деление собранного материала на группы, выстраивание данных в логической последовательности.

Этап 4. Корректура или литературная обработка текста. На этой стадии, текст «шлифуется». Стиль подачи информации должен максимально точно решать задачи, которые поставлены перед речью.

Этап 5. Заучивание информации. Подготовка к публичному выступлению предполагает и заучивание отобранной, откорректированной информации. Произнесение речи в уме и вслух.

9. Правила, методы, средства, приемы публичной речи.

Правила публичной речи:

1. Сформулировать тему и цель выступления;

2. Определить мотивацию слушателей;

3. Выделить главную идею выступления;

4. Определить ключевые слова;

5. Тщательно продумать и соблюсти структуру и план выступления (введение, основная часть, заключение – выводы);

6. Использовать иллюстрации (яркие примеры, схемы, таблицы);

7. В определенное заранее время использовать приемы взаимодействия с публикой;

8. Внимательно следить за использованием нормированного родного языка.

Методы публичной речи:

1) краткие, понятные тексты;

2) полезная, достоверная информация;

3) ощущение аудитории;

4) соответствие нормам этики.

В таблице 9.1 представим средства публичной речи.

Таблица 9.1 – Средства публичной речи

Средства публичной речи

1. Психологические приемы работы с аудиторией и методы самоконтроля

2. Приемы невербального воздействия на аудиторию, организационно-методические средства

3. Методы аргументации, доказательства

4. Фактические средства

5. Логика, тактические методы

6. Структурно-композиционные методы


Приемы публичной речи. Выступая перед большой аудиторией, необходимо поддерживать с ней контакт. Основной прием привлечения внимания в публичной речи — это обращение к аудитории. Также полезно начинать публичную речь с парадоксальных афоризмов и выражений. Чтобы слушатели не устали и не потеряли интереса к выступлению, можно рассказать занимательную историю или пошутить, если это уместно. Риторические вопросы, вопросно-ответный прием (говорящий задает вопрос и сам же на него отвечает), диалог со слушателями — все это приемы публичной речи, позволяющие удержать внимание аудитории.

10. Тропы и фигуры для выразительности речи (таблица).

Тропы — это слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений.

Представим виды тропов и их характеристику в таблице 10.1.

Таблица 10.1 – Виды тропов

Тропы

Характеристика

Аллегория

Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа

Гипербола

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение

Ирония

Употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки

Литота

Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления

Метафора

Употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии

Метонимия

Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними

Олицетворение

Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ

Перифраза

Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

Развернутые метафоры

Несколько метафор, связанных между собой по смыслу

Синекдоха

Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними

Сравнение

Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются творительным падежом, формой сравнительной степени прилагательного или наречия, оборотами со сравнительными союзами

Эпитет

Художественное, образное определение


Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи) — термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии. Фигуры можно разделить на три группы: фигуры добавления, фигуры убавления и фигуры расположения или перемещения. Как правило, тропы считаются разновидностью риторических фигур.

Представим стилистические фигуры и их характеристику в таблице 10.2.

Таблица 10.2 – Виды стилистических фигур

Фигуры

Характеристика

Анафора

Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание

Антитеза

Это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия

Бессоюзие

Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями

Градация

Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение

Инверсия

Обратный порядок слов

Многосоюзие

Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения

Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

Риторический вопрос

Вопрос, не требующий ответа

Риторическое обращение

Обращение к неодушевлённому предмету

Умолчание

Сознательно выраженная не до конца мысль

Эллипсис

Конструкция со специально пропущенным, но подразумеваемым каким-либо членом предложения для усиления динамичности

Эпифора

Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или близко расположенных друг к другу строк, фраз


11. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Функционально-смысловые типы речи:

1. Повествование – это тип речи, в котором описываются события в определенной последовательности.

Цель повествования в речи – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия.

Развернутая речь-повествование строится по схеме:

1) завязка – событие, с которого все началось, причина, по которой дальше развернулась цепочка взаимосвязанных действий;

2) развитие с кульминацией или без нее: перечисление основных этапов, взаимосвязь узловых моментов;

3) развязка – последнее звено в цепи событий.

Динамичный характер изложения, смена действий, последовательная логика изложения (хронология) – особенности повествовательной речи. Этот эффект достигается за счет использования следующих грамматических средств: простые или составные глагольные сказуемые; вид и время глаголов соответствуют логике повествования; однородные сказуемые; прямой порядок слов в предложении.

2. Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

Цель описания в художественной речи – передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях. Цель описания в том, чтобы слушатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается на самых ярких деталях.

В речи научного или делового характера при помощи описания указывают назначение того или иного объекта, способы, сфера, особенности функционирования, принадлежность к определенной категории, виду, классу.

Структура развернутой речи-описания:

1) предмет – портрет героя, пейзаж, интерьер, объект исследования, ситуация;

2) детализация – характеристика отдельных деталей, складывающихся в общую картину;

3) общее представление, целостная картина.

Общим представлением описываемого объекта речь может начинаться или заканчиваться. Портретные, интерьерные описания обычно статичны: переходя от одной детали к другой, автор дополняет общую картину. Пейзажные описания могут быть динамичными, когда отдельные объекты общей картины появляются в поле зрения и описываются по ходу движения.

В художественной речи характеристика деталей предполагает использование изобразительных средств:

1) лексических: эпитет, метафора, гипербола, литота, сравнение и другие тропы; просторечная, экспрессивная лексика и другие;

2) синтаксических: ряды однородных членов предложения, прямой или обратный порядок слов, составные именные сказуемые;

3) морфологических (вневременное использование глаголов в настоящем, прошедшем времени).

3. Рассуждение – это тип речи, где автор размышляет, обдумывает что-то, старается при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому либо выводу.

Цель этого функционально-смыслового типа речи – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые речи такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.

Структура речи-рассуждения:

1) тезис – предмет рассуждения, основное положение;

2) доказательства – аргументы за и против;

3) вывод – умозаключение, вытекающее из размышления.

Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для речи, содержащей рассуждение.

12. Композиционные модели публичной речи.

Композицию публичного выступления можно определить как расположение всех частей выступления, мотивированное назначением речи, замыслом автора и содержанием выступления.

В риторике с античных времен сложилось каноническое представление о том, как, в какой последовательности должно разворачиваться высказывание:

1) начало речи — вступление;

2) середина речи — основная часть;

3) завершение речи — заключение.

Каждая часть выполняет свои задачи, имеет свой внутренний состав и подчиняется логике движения мысли.

Представим элементы традиционной композиционной модели публичной речи на рисунке 12.1.
  1   2   3


написать администратору сайта