Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: Основы философии Практическое занятие №8 Выполнил: Обучающийся Абдурахимова Оксана Юрьевна Преподаватель

  • Романенкова Наталья Дмитриевна Задание 1

  • Данная теория называется теорией припоминания

  • Автором этой теории был Платон.

  • Эмпирический

  • Гносеология

  • Философия. практическая 8. практическая 8 философия Абдурахимова. Занятие 8 Обучающийся Абдурахимова Оксана Юрьевна Преподаватель Романенкова Наталья Дмитриевна


    Скачать 111.07 Kb.
    НазваниеЗанятие 8 Обучающийся Абдурахимова Оксана Юрьевна Преподаватель Романенкова Наталья Дмитриевна
    АнкорФилософия. практическая 8
    Дата22.11.2022
    Размер111.07 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлапрактическая 8 философия Абдурахимова.rtf
    ТипЗанятие
    #804959

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


    Программа среднего профессионального образования

    44.02.01 Дошкольное образование

    Дисциплина: Основы философии

    Практическое занятие №8


    Выполнил:

    Обучающийся Абдурахимова Оксана Юрьевна

    Преподаватель:

    Романенкова Наталья Дмитриевна


    Задание 1: Существует известная теория познания. Суть ее выражена в следующих словах: «…ведь искать и познавать – это как раз и значит припоминать… А ведь найти знание в самом себе – это и значит припомнить, не так ли?»

    Ответьте на вопросы:
    а) Как называется данная теория?

    Данная теория называется теорией припоминания.

    Теория припоминания составляет суть гносеологического учения Платона, основанного на тезисе «знание – это припоминание». Познание – это «анамнез», т.е. некая форма воспоминания того, что душа некогда знала, а впоследствии забыла.

    б) Кто был ее автором?

    Автором этой теории был Платон.
    в) Какой смысл вкладывается в «припоминание»?

    В «припоминание» вкладывается смысл восстановления памяти, т.е. это то состояние, при котором память восстанавливает тот или иной фрагмент, или то или иное событие.

    г) Что общего между данной теорией и методами научного поиска?

    Данная теория «припоминания» – это часть эволюционирующего научного познания.

    В данном случае, теорию и научный поиск объединяет – познание какого-то предмета, здесь ключевую роль играют память и органы чувств.

    Задание 2: Проанализируйте высказывание Леонардо да Винчи:

    «Глаз, называемый окном души, есть главный путь, благодаря которому общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии созерцать бесконечные произведения природы… Разве ты не видишь, что глаз охватывает красоту всего мира?»

    Ответьте на вопросы:
    а) Что считает Леонардо главным способом познания?

    Главным способом здесь считается чувственно познание. Его еще называют эмпирическим.

    Эмпирический или чувственный метод – это научное познание окружающей действительности опытным путем, предполагающим взаимодействие с изучаемым предметом при помощи экспериментов и наблюдений
    б) Является ли выбранный Леонардо путь познания философским, научным или, может быть, это иной путь познания? Поясните свой ответ.

    По мнению Леонардо да Винчи, если познать человека, то можно познать окружающий его мир, а также природу вещей. По его словам, у искусства есть великая сила – познание мира и тайны бытия. А путь познания, по которому пошел автор, на мой взгляд, это художественный путь. Он отдает предпочтение познанию мира через красоту, через художественные образы.

    Задание 3: Раскройте смысл лозунга Ф. Бэкона «Знание — сила».

    Ответьте на вопросы:
    а) Какие перспективы он раскрывает перед человечеством?

    Ф. Бэкон раскрывает перспективы перед человечеством, при раскрытии лозунга – во-первых, это развитие экономики, на мой взгляд – это самое важное, ведь при развитии экономики – повышается уровень жизни населения. Во-вторых, это помощь, для того, чтобы добиться новых, и усовершенствовать уже выработанные навыки в деятельности.

    б) Какое отношение к природе формирует данный лозунг?

    Данный лозунг говорит о том, что при достаточном накоплении знаний, человек получит такую силу, при которой сможет покорить себе природу, а также сможет преобразить культуру, на основе его познания природы.
    в) Не является ли владение знанием одной из причин экологической катастрофы?

    По моему мнению, не владение знанием – есть одна из причин экологической катастрофы, а неправильное применение этих самых знаний, а еще наиглавнейшей причиной выступают человеческие пороки. К ним можно отнести – жадность, потребительное отношение ко всему, не подумав о том, что нашим детям и детям наших детей и всем остальным нужна та природа, при которой будет комфортное проживание. В большинстве случаев, человеку важно жить себе в удовольствие и выжимать все по максимуму, не зависимо от того, что это за источник и как долго он после всего этого будет восстанавливаться. И пока человек не научится усмирять свои пороки, будет угроза возникновения природных катастроф. И повторюсь, накопленные и полученные знания здесь совершенно не при чем.

    Задание 4: И. Кант замечал в «Критике чистого разума»:

    «Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание».

    Ответьте на вопрос:

    Правильна ли эта точка зрения? Обоснуйте свой ответ. 

    Ответ: В своей точке зрения И. Кант повествует об идее единства рационального и чувственного – они необходимы для достоверности знания.

    По мнению автора, ни один из подходов, по отдельности, не поможет достичь истины, по причине своей неполноценности.

    Их сочетание и четкая упорядоченность – это залог правильности суждения.

    Задание 5: «Чувственного опыта и интуиции хватает на очень немногое. Большая часть нашего знания зависит от дедуцирования и посредствующих идей… Способность, которая отыскивает средства и правильно применяет их для выявления достоверности в одном случае и вероятности в другом, есть то, что мы называем «разумом»…

    Разум проникает в глубины моря и земли, поднимает наши мысли до звезд, ведет нас по просторам мироздания. Но он далеко не охватывает действительной области даже материальных предметов, и во многих случаях он изменяет нам…

    Но разум совершенно изменяет нам там, где не хватает идей. Разум не простирается и не может простираться дальше идей. Рассуждения поэтому прерываются там, где у нас нет идей, и нашим соображениям приходит конец. Если же мы рассуждаем о словах, которыми не обозначаются никакие идеи, то рассуждения имеют дело только со звуками, и ни с чем иным…» (Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избр. произв. Т. 1. М., 1960. С. 659. С. 660)

    Ответьте на вопросы:
    а) Какое направление в гносеологии представлено в данном суждении?

    В данном суждении представлено направление в гносеологии – теория познания. Если даже взять определении гносеологии, в самом определении выделяется смысл теории познания.

    Гносеология – это один из разделов философии, который исследует проблемы природы и возможностей познания, соотношения знания с реальностью, изучает всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и истинности.
    б) Какую роль в процессе познания, по Локку, играет разум?

    «Если общее познание, как было показано, состоит в восприятии соответствия или несоответствия наших идей, а познание существования всех вещей вне нас… приобретается только при посредстве наших чувств, то какое же остается место для деятельности какой-нибудь иной способности, помимо внешнего чувства и внутреннего восприятия?

    Для чего же нужен разум?

    Для очень многого: и для расширения нашего знания и для регулирования признания нами чего-либо за истину. Разум… необходим для всех наших других интеллектуальных способностей, поддерживает их и действительно заключает в себе две из этих способностей, а именно проницательность и способность к выведению заключений. С помощью первой способности он отыскивает посредствующие идеи, с помощью второй он так размещает их, чтобы в каждом звене цепи обнаружить ту связь, которая держит вместе крайние члены, и тем самым как бы вытащить на свет искомую истину. Это мы и называем «умозаключением» или «выводом»…

    в) В чем ограниченность человеческого разума в процессе познания?

    По моему мнению, процесс познания мира – это возможность иметь какие-то определенные достоверные, проверенные чем-либо, или опирающиеся на что-либо, знания о нем. Но познавательные способности человеческого разума ограничены, как бы печально это не звучало. В тот момент, когда разум человека, совсем накопленным багажом знаний пытается за рамки, он тут же наталкивается на неразрешимые противоречия. От этого происходит непонимание. Ограниченность разума подразумевает под собой смысл того, что познаваемый мир бесконечен, и мы не можем знать все, но нужно стремиться не останавливаться на достигнутом, радоваться тому или иному успеху в познании чего-то. Нужно идти к неизведанному, не пройденному, и кто знает, может там где-то и наступит понимание, осознание и придет оно…счастье.

    Задание 6: «Познание духа есть самое конкретное и потому самое высокое и трудное. Познай самого себя – это абсолютная заповедь ни сама по себе, ни там, где она была высказана исторически, не имеет значение только самопознания, направленного на отдельные способности, характер, склонности и слабости индивидуума, но значение познания того, что подлинно в человеке, подлинно в себе и для себя, – познание самой сущности как духа…

    Всякая деятельность духа есть поэтому постижение им самого себя, и цель всякой истинной науки состоит только в том, что дух во всем, что есть на небе и на земле, познает самого себя» (Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т. 3. С. 6, 7).

    Ответьте на вопросы:
    а) Какая форма гносеологии представлена в данном суждении?

    Представленная форма – рациональное познание.

    Рациональное познание – это мышление человека, дающее возможность проникнуть в сущность предметов, вещей и явлений. Мышление позволяет расширить границы чувственного познания, так как закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только мышлением.
    б) Корректно ли сократовский принцип «познай самого себя» расширять до «познания самой сущности как духа»?

    Здесь можно сказать так: понял что-то одно – понимаешь, что есть необходимость в познании чего-то другого. Главное – не останавливаться на достигнутом. Здесь речь в другом. А возможно ли полностью познать себя так, чтобы расширить это до смысла познания самой сущности как духа. На мой взгляд, это очень сложный и разносторонний вопрос, требующий кропотливого изучения и анализа. Но на данный момент, я скажу, что данный сократовский принцип не слишком корректен.

    Список литературы

    1. Алексеев, П. В. История философии. Учебник / П.В. Алексеев. — М.: Проспект, 2017. — 240 c.

    2. Герцен. А. И. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1948. С. 314.

    3. Замалеев, А. Ф. Летопись русской философии. 862-2002 / А.Ф. Замалеев, А.В. Малинов, Т.В. Орлова. — М.: Летний сад, 2017. — 348 c.

    4. Западная философия XIX века. Учебник. — М.: Проспект, 2015. — 504 c.
      Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. — М.: Проспект, 2017. — 608 c.

    5. Иванов, О. Е. История философии. Курс лекций. Учебное пособие / О.Е. Иванов. — М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2016. — 608 c.

    6. Иконникова, Г. И. История философии XIX — начала ХХI века / Г.И. Иконникова, Н.И. Иконникова. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2018. — 304 c.

    7. История русской философии. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 640 c.

    Самыгин, С. И. История философии / С.И. Самыгин, А.М. Старостин, И.В. Тумайкин. — М.: Феникс, 2017. — 192 c.

    1. Свергузов, А. Т. Философия. Учебное пособие / А.Т. Свергузов. — М.: Альфа-М, Инфра-М, 2015. — 192 c.

    2. https://yandex.ru/q/question/korrektno_li_sokratovskii_printsip_poznai_15bd7e79/;

    3. https://studopedia.ru/3_88248_ratsionalnoe-poznanie-i-ego-formi.html;

    4. https://studopedia.su/14_157617_tema--filosofskaya-teoriya-poznaniya.html;

    5. https://studref.com/450132/filosofiya/gnoseologiya_platona.

    Пермь - 2020


    написать администратору сайта