Главная страница

реферат философия. РеФерат. 1. 1 Смысл жизни как этическая категория


Скачать 24.7 Kb.
Название1. 1 Смысл жизни как этическая категория
Анкорреферат философия
Дата06.05.2022
Размер24.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеФерат.docx
ТипДокументы
#515818

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1

1.1 Смысл жизни как этическая категория……………………………………...4

1.2 Религиозный и действенно-гуманистический смысл жизни………………6

1.3 Смысл жизни в семье…………………………………………………………7

Глава 2

2.1 Счастье…………………………………………………………………………8

2.2 Счастье как эмоциональное переживание…………………………………..9

2.3 Условия счастья……………………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12

Введение

Каждый человек ищет цель и смысл своей жизни. С момента взросления он выбирает сферу деятельности, круг общения, строит семью. По завершению этих этапов один человек поймет, что это есть все то, что для него было важно в жизни, другой же, оглянувшись назад, осознает, что это не то, чего он на самом деле хотел, не то, что ему было нужно. Получается, что два человека не могут иметь одного понятия «смысла жизни» на двоих, у каждого есть своя индивидуальная цель, пусть стремления двух людей будут синонимичны, но, по сути, будут совершено разными. В поисках счастья люди тоже не всегда идут по правильному пути. Может быть, проблема заключается в том, что человек просто не имеет правильного понимания понятий «счастье и смысл жизни, цель жизни»?
Глава 1

1.1 Смысл жизни как этическая категория.

Счастье, смысл жизни, цель и идеал человеческой жизни. Трудно найти другие категории этики, которые с древнейших времен и до наших дней не вызывали бы такой живой интерес. Зачем живет человек? Каково его предназначение в мире? Есть ли какой-то смысл в его жизни, если он конечное существо, т.е. смертен?

Эти и другие подобные вопросы, которые Г. Гейне назвал в свое время проклятыми, не могут не волновать каждого мыслящего человека, ибо вопрос о смерти и бессмертии - это глубоко нравственный вопрос - только человеку свойственно задумываться о конечности своего существования. Именно в такие моменты он с особой силой ощущает и осознает потребность определить, в чем же заключается для него смысл жизни, счастлив ли он. Это момент нравственной самооценки человека.

В истории этики известно множество ответов на вопросы о смысле жизни человека.

Все их можно разделить на три основных направления:

1) одни усматривали смысл жизни в индивидуальном благополучии;

2) другие видели его в реализации каких-то внеземных задач;

3) провозглашали бессмысленность и абсурдность человеческого бытия.

Индивидуалистические концепции счастья и смысла жизни мы находим в гедонизме и эвдемонизме. Кроме того, в том или ином варианте понимание счастья как максимума удовольствий встречается в этике утилитаризма.

Второе направление в понимании смысла жизни ярче всего проявляется в религиозной этике. Наивысшей ценностью понимается, провозглашается потусторонний мир, а земное бытие понимается как некое испытание, ниспосланное Богом человеку. Поэтому смысл земной жизни - это перенесение всяческих испытаний, трудностей, но во имя искупления первородного греха, во имя спасения бессмертной души. В противоположность гедонистической концепции религиозная этика делает принципом земной жизни отказ от наслаждения, аскетизм, ее идеал - это человек аскет.

Третье направление в понимании смысла жизни можно назвать пессимистическим. Это отрицание какого-либо смысла человеческого существования, глубокое убеждение в абсурдности, полной бессмысленности человеческого бытия. С этой точки зрения жизнь человека лишена какой-то объективной определенности, а поэтому всегда бессмысленна и абсурдна.

Отцом пессимизма в европейской философии признается А. Шопенгауэр, согласно которому желания человека никогда не смогут быть удовлетворены и поэтому "жизнь со всех сторон по существу своему - страдание" (Смысл жизни и цель жизни - не равнозначные понятия, хотя они и тесно связаны между собой. Смысл жизни - это объективная независимая от желания человека значимость его жизни, она имеет место, хочет того человек или нет. Цель жизни ставится самим человеком, это внутреннее, личное осознание человеком смысла и содержания жизни, конкретизация его в каком-либо деле, или явление.

1.2 Религиозный и действенно-гуманистический смысл жизни

К ряду форм смысла жизни, выводимого из опыта разума, примыкает также и соответствующая религиозная проблематика. Не нужно доказывать, что аскетизм может быть религиозным. А многие его только таким и признают. Еще ближе к такой возможности смысл жизни в форме смирения. Да и у категорического императива религиозная координата просматривается достаточно четко. Как известно, постулат свободы, на который опирается данный императив в кантовской моральной системе, с необходимостью дополнен постулатами бессмертия души и существования Бога.

Что же, однако, это такое - религиозный смысл жизни? Если кратко, он заключается в самоотверженном служении Богу, в выполнении религиозных заповедей и предписаний, прежде всего заповедей любви и непротивления злу насилием, в приготовлении к достойному переходу в вечность, т.е. к жизни иной, на том свете.

Как нетрудно понять, сама по себе земная жизнь человека в религиозной её интерпретации лишена всякого смысла, всякой ценности и цели. Она бессмысленна так же, как бессвязны выдранные из книги клочки страниц. Собственное, внутреннее содержание всего человеческого не может не отдавать ничтожностью и пустотой.

«Прах ты и в прах превратишься» - так очерчивается в Библии круг земного существования человека. «...Все - суета и томление духа! - это о тщете и бесполезности всех земных человеческих дел, забот и стремлений. И еще: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей».

Цель жизни, можно сказать, - в спасении души. Смерть - «врата вечной жизни», единение верующего с Христом. Из земной «юдоли скорби и печали» в эту вечную жизнь переходит лишь душа. Все остальное исчезает вместе со смертью. Как сказано в Библии: «И возвратится прах в землю, чем он был; а дух возвратится к Богу, который дал его».

1.3 Смысл жизни в семье.

Возможно это один из самых благородных вариантов, среди всех неправильных ответов. Люди, которые считают, что смысл жизни в служении семьи — готовы принести свою жизнь в жертву ради благополучия своих детей. Когда люди доводят до крайности этот пункт, то они продают свои органы и тратят деньги на детей.

В этом пункте есть некоторые сложности, трудно определить, кто важнее в семье и на кого нужно ориентироваться. Кто-то тратит время на супруга или супругу, всячески угождает своей второй половинке, а дети растут без присмотра. Кто-то поступает на оборот и обе крайности опасны и вредны.

У этого подхода есть существенный недостаток, когда люди приносят себя в жертву семье — они становятся несчастными, а несчастливый человек не может научить, как стать счастливым и полноценным.

Также получается, что люди не смогли создать свою семью или потеряли семью — не имеют смысла жизни. Именно поэтому и люди совершают самоубийства, если для них смысл жизни это семья, то с утратой семьи они теряют смысл жизни.

Кроме того, если считать что воспроизведение рода человеческого (что является основным назначением семьи) это и есть смысл жизни, то мы ничем не отличаемся от животных, потому что они занимаются воспроизведением своего рода.

Глава 2

2.1 Счастье

Счастливые люди - есть, их много, они очень разные, но счастливый человек легко узнается со стороны. Счастливый человек – это, обычно, человек живой, бодрый, улыбающийся, энергичный, человек, по лицу которого видно, что у него все хорошо. Счастливый человек как будто светится изнутри, ему нравится, как он живет, он радостно показывает всем, что ему это нравится, и он нравится сам себе. Он влюблен в жизнь.

Если же разбираться не с внешними признаками, а с внутренним миром счастья, все будет гораздо сложнее. Счастье разнообразно, как и мы с вами. Счастье бывает знанием (пониманием от головы) и живым переживанием, при этом переживание счастья у кого-то спокойное, у кого-то острое до боли... Кто-то узнает счастье, заглядывая в себя и свои ощущения, кто-то говорит о счастье, глядя на жизнь вокруг себя... Для одного счастье - получить больше всех, для других - много отдать лучшим людям...

Какое же внутреннее переживание говорит нам о счастье? Когда-то это может быть переживание восторга и объятий, когда-то - тонкие касание пальчиков близкого тебе человека. Для кого-то настоящее счастье - всегда очень спокойное и прозрачное, для кого-то - предельно пиковые переживания, и едва ли стоит спорить, какое счастье более настоящее. Как состояние внутреннего мира, счастье - это понимание, состояние и переживание полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо. Как внутренний опыт, счастье - это красота в доме души. Как знание, счастье утверждает, что «мир прекрасен, и все, что в нем происходит — правильно».

2.2 Счастье как эмоциональное переживание

Счастье как эмоциональное переживание чрезвычайно "многоцветно". Основываясь в целом на положительной оценке человеком своей жизни, оно включает в себя разнообразные эмоциональные состояния, в том числе и отрицательные. Отождествление счастья с непрерывно длящимся наслаждением дезориентирует человека, установка на "сплошное блаженство" (выраженная на современном молодежном сленге девизом "все - в кайф") искажает систему ценностей и порождает, как правило, разочарование жизнью.

Кстати говоря, физиологические исследования состояний остpoгo наслаждения показывают, что при нем в работу вовлекаются две системы: парасимпатическая, связанная с положительными эмоциями, и симпатическая, являющаяся одним из нервных коррелятов отрицательных эмоций Додонов Б.И. Эмоция как ценность.- М, 1978.. Не случайно, поэтому, отрицательные эмоции (слабой степени интенсивности) могут оказаться притягательными для индивида, который стремится (чаще всего бессознательно) утолить свой "эмоциональный голод".

"...Не миновать нам двойственной сей грани: из смеха звонкого и из глухих рыданий созвучие вселенной создано". (Вл. Соловьев)

2.3 Условия счастья

Этическая традиция выделяла в качестве условий счастья наиболее сущностные его основания, носящие как бы вневременной, "вечный" характер. В индивидуальных же ценностных ориентациях структура и содержание условий счастья значительно подвижнее и более подвержена воздействию времени.

Есть смысл чуть подробнее остановиться на тех условиях счастья, которые значимы для наибольшего количества людей.

а) Оптимальное удовлетворение материальных потребностей издавна считалось условием счастливой жизни. Наличие материального благополучия, определенная комфортность существования для большинства людей весьма значимы и представляют предпосылку положительной оценки жизни. Бедность, тяжкий труд по добыче хлеба насущного, ограничивающий духовные запросы и возможности их реализации, чаще всего воспринимаются как детерминанты несчастья.

б) Счастье связано с самореализацией личности, раскрытием ее внутренних потенций, духовного богатства. Поскольку "действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений" (К. Маркс), постольку общение является одним из главных условий счастья. Эта идея утверждалась в этической традиции ("Дружба есть самое необходимое для жизни, ибо никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага" - Аристотель), описывалась в других формах духовной культуры, она достаточно убедительна и для обыденного сознания.

Процесс интенсификации межличностного общения, характерный для нашего времени, представляется, с одной стороны, благом, т.к. расширение круга личностных связей способствует приобщению человека ко все большему числу разнообразных ценностных ориентации других людей, нравственно и интеллектуально обогащает, расширяет возможности самореализации.

Заключение

Соблазн использования другого человека в качестве средства для собственной пользы (даже если последняя понимается достаточно утонченно) существовал всегда и всегда извращал нравственные основания общения, подлинность, полноценность и положительная значимость которого определяются степенью его бескорыстности. Бескорыстие утверждает не только нравственную ценность нашего партнера по общению, но и нашу собственную. Реализация бескорыстного отношения к другу возможна для морально развитой личности. Вообще надо отметить, что нравственные и морально-психологические особенности личности существенно влияют на характер ее общения, поэтому исправляя и совершенствуя себя, мы тем самым предопределяем свой путь к счастью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кочеров, С. Н. Философия : учебник для вузов / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09969-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491452

  2. Михалкин, Н. В. Философия для юристов : учебник и практикум для вузов / Н. В. Михалкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 471 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01517-1.

  3. Кузнецова, Е. В. Философия : учебно-методическое пособие / Е. В. Кузнецова. — Саратов : Вузовское образование, 2017. — 118 c. — ISBN 978-5-906172-27-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART

  4. Дробжева, Г. М. Введение в философию : учебное пособие для бакалавров и специалистов дневного и заочного отделений / Г. М. Дробжева, О. А. Бурахина. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2014. — 81 c. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART

  5. Светлов, В. А. Философия : учебное пособие для академического бакалавриата / В. А. Светлов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 339 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06928-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].



написать администратору сайта