Главная страница
Навигация по странице:

  • Новоторговому уставу

  • Документ (4). 110 вопросы Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Типология цивилизаций


    Скачать 42.86 Kb.
    Название110 вопросы Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Типология цивилизаций
    Дата18.06.2022
    Размер42.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент (4).docx
    ТипДокументы
    #601986

    1-10 вопросы

    1. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Типология цивилизаций.

    2. Образование Древнерусского государства.

    3. Раннефеодальная монархия Киевская Русь и ее князья.

    4. Русь в период феодальной раздробленности: основные характеристики.

    5. Ордынское иго и его влияние на ход российской истории.

     

    1. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Типология цивилизаций.

    Общество как совокупность социальных групп не стоит на месте. Процессы, которые в нём происходят, ведут к процветанию или регрессу. На протяжении истории человечества многие мыслители пытались выявить законы его развития, создавали различные классификации. Наибольшее распространение получили формационный и цивилизационный подходы к типологии общества. Рассмотрим их основные положения.

    Формационный подход

    Основоположником данной классификации является немецкий философ Карл Маркс. В соответствии с типами экономического развития он выделял следующие формации:

    1. первобытнообщинная;

    2. рабовладельческое общество;

    3. феодальное общество;

    4. буржуазное государство;

    5. коммунистическое общество.

    Теория Маркса имеет свои достоинства: она позволяет выявить общие черты в развитии разных народов, представляет их историю как единый процесс. К недостаткам классификации можно отнести то, что некоторые народы не проходили перечисленные учёным стадии. Объяснение истории с точки зрения экономического развития исключает влияние духовных, социальных, политических факторов.

    Цивилизационный подход

    В основе данного подхода лежит понимание истории каждого народа как уникального пути. При этом основным понятием становится цивилизация — общество, обладающее специфическими чертами. Человек является двигателем прогресса. Он способен влиять на развитие государства.

    Отличие цивилизаций, приходящих на смену друг другу, состоит в особенностях политического устройства, уровне экономического развития, социальной структуре, духовно-нравственных ценностях.

    Сравнение подходов

    Формационный подход и цивилизационный подход к типологии государств и обществ имеют схожие черты и различия. Кратко познакомимся с ними.

    Сходство подходов

    Особенностью формационного подхода и цивилизационного подхода является выделение значительных этапов, через которые проходят разные страны и народы в своём развитии. Исследователи считают, что переход от одного этапа к другому чаще всего происходит посредством революционных изменений, то есть преобразований, затрагивающих основы общества и влияющих на все его сферы.

    В основе обоих подходов лежит признание в качестве источника преобразований тех процессов, которые ведут к изменениям в области материального производства. Вслед за ними меняется и социальная структура, и политический курс.

    Различие подходов

    Сравнение формационного и цивилизационного подходов позволяет выявить существенные различия, лежащие в основе обеих классификаций.

    В учении Маркса выявляются типичные для всех обществ законы развития, в то время как цивилизационный подход рассматривает путь каждого отдельного государства как уникальный процесс.

    В формационном подходе решающим является экономический фактор, в цивилизационном главная роль отводится духовным ценностям.

    Сравнительная характеристика двух классификаций позволяет выявить разные критерии прогресса: в учении Маркса это уровень развития производительных сил, а в цивилизационном подходе — степень свободы отдельной личности.

    Цивилизационный подход провозглашает деятельность человека как движущую силу эволюции.

     

     

     

    Главным недостатком цивилизационного подхода является невозможность представить историю государств мира как единый процесс. Они существуют изолированно друг от друга.

    2. Образование Древнерусского государства.

    История возникновения государства, объединяющего племена восточных славян, до сих пор вызывает много споров. Существует две теории образования Древнерусского государства: норманнская и антироманнская. О них, а также о причинах возникновения и развития государства на Руси сегодня и пойдет речь.

    Две теории

    Происхождение Древнерусского государства связывают с 862 годом, когда славяне из-за распрей между племенами пригласили «третью» сторону – скандинавских князей Рюриков для наведения порядка. Однако в исторической науке есть расхождения по поводу происхождения государства на Руси. Существует две основные теории:

    Норманнская теория (Г. Миллер, Г. Байер, А.Л. Шлецер, Н.М. Карамзин): ссылаясь на летопись «Повесть временных лет», создание которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, ученые пришли к выводу, что государственность на Руси – дело рук норманнов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора;

    Антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, Б.А. Рыбаков): последователи данной концепции не отрицают участия приглашенных варяжских князей в становлении государства, но полагают, что Рюрики пришли не на «пустое» место и данная форма правления уже существовала у древних славян задолго до описываемых событий в летописи.

    Ломоносов вел непримиримую борьбу с представителями норманнской теории. Ломоносов нередко ссорился с иностранными коллегами, работавшими в Академии наук. Приводя свои аргументы и доказательства в защиту антинорманнской теории, он подверг критике диссертацию Миллера «О происхождении имени и народа российского», а также труды Байера по русской истории.

    Причины образования древнерусского государства

    Ничего в этом мире не происходит просто так. Чтобы произошло то или иное событие, нужны причины. Существовали предпосылки и для образования государства у славян:

     

    Объединение славянских племен для противостояния более могущественным соседям: В начале IX  века славянские племена были окружены более сильными государствами. На юге раскинулось большое государство – Хазарский каганат, дань которому были вынуждены платить северяне, поляне и вятичи. На севере –  выносливые и воинственные норманны требовали откупа от кривичей, ильменских словене, чуди и меря. Только объединение племен могло изменить существующую несправедливость.

    Разрушение родового строя и родовых связей: Военные походы, освоение новых земель и торговля привели к тому, что в родовых общинах, основанных на имущественном равенстве и ведении хозяйства сообща, появляются более сильные и богатые семьи – родовая знать;

    Общественное расслоение: Разрушение родового и общинного строя у славян привело к появлению новых слоёв населения. Так образовался слой родовой знати и дружинников. К первым относились потомки старейшин, которые сумели нажить больше богатства. Ко вторым, дружинникам – молодые воины, которые после военных походов не возвращались к земледелию, а становились профессиональными воинами, защищавшими правителей и общину. Слой простых общинников в знак благодарности за защиту воинам и князьям преподносили дары, которые в дальнейшем превратились в обязательную дань. Кроме того, выделился и слой ремесленников, которые отошли от земледелия и обменивали свои «плоды» труда на продукты. Появились и люди, живущие исключительно за счёт торговли – слой купцов.

    Развитие городов: В IX веке большую роль в развитии общества играли торговые пути (сухопутные и речные).

            Все новые слои населения – знать, дружинники, ремесленники, купцы и земледельцы стремились селиться в поселках, стоящих на торговых путях. Таким образом, количество жителей увеличивалось, менялся общественный строй, появлялись новые порядки: власть князей превращалась во власть государственную, дань – в обязательный государственный налог, небольшие города – в крупные центры.

    Два центра

    Все вышеперечисленные основные этапы развития государственности на Руси закономерно привели в первой половине IX века к образованию на карте современной России двух центров  – двух ранних древнерусских государств:

    на севере – Новгородский союз племён;

    на юге – объединение с центром в Киеве.

     

    К середине IX века князья Киевского союза – Аскольд и Дир  добились освобождения своих племен от «подношений» дани Хазарского каганату. Иначе развивались события в Новгороде: в 862 году жители города из-за распрей пригласили княжить и владеть землями норманнского князя Рюрика. Он принял предложение и поселился на славянских землях. После его смерти его приближенный Олег взял правление в свои руки. Именно он в 882 году пошел в поход на Киев. Таким образом, он объединил два центра в одно государство – Русь или Киевская Русь. Эту дату принято считать образованием Древнерусского государства. В 907 и 911 г. Олег совершил успешные походы на Константинополь (Царьград). В результате этих походов он “установил свой щит на воротах Царьграда” и  заключил выгодные торговые договоры с греками.При Олеге в состав Древнерусского государства были включены  древляне, северяне и радимичи.

     

    3. Раннефеодальная монархия Киевская Русь и ее князья.

    Раннефеодальная монархия – это стадия, которую в своем экономическом и политическом развитии проходят государства в период раннего феодализма. На Руси это время пришлось на IX-XI века. Во главе государства находился киевский Великий князь (монарх). В управлении страной ему помогала Боярская дума – особый совет, в который входили младшие князья и представители племенной знати (бояре, дружинники). Раннефеодальная монархия – время, когда княжеская власть еще не была личной властью, неограниченной и наследственной. Феодальные отношения еще не сформировались окончательно, отсутствовала четкая система и иерархия службы, существовала неопределенность в поземельных отношениях, еще не закрепилась система феодальной эксплуатации крестьян. Политический строй Киевской Руси во многом определялся следующими особенностями. Отдельные земли были в руках родственников киевского князя - удельных князей или посадников. Важную роль в руководстве играла и княжеская дружина. Ее старший состав практически совпадал с представителями Боярской думы. Младшие дружинники в мирное время выполняли обязанности мелких управителей, а во время войны принимали участие в боевых действиях. Князь делился с ними военной добычей и частью собираемой дани. Старшие дружинники на ранних стадиях имели право собирать дань с определенных территорий, благодаря чему со временем превращались в собственников земли (вотчинников). Все население Древнерусского государства облагалось в обязательном порядке данью, которая была экономической основой, благодаря которой существовала раннефеодальная монархия. Сбор дани назывался полюдьем. Обычно он сопровождался исполнением князем судебных функций. Размер повинностей в пользу государства в то время не фиксировался, а просто регулировался обычаем. Но попытки увеличения размеров дани сопровождались открытым сопротивлением народа. В 945 году из-за этого был убит киевский князь Игорь. Его вдова Ольга впоследствии установила фиксированный размер дани и оброка. Единицей обложения было определено земледельческое крестьянское хозяйство. Практически вся собираемая дань становилась предметом экспорта. Ее по воде отправляли в Константинополь, где обменивали на золото и предметы роскоши. Раннефеодальная монархия на Руси опиралась на собственную систему права. Самый ранний письменный юридический памятник этого периода — «Русская правда». Самая старая часть ее называется «Правдой Ярослава» или «Древнейшей правдой». Уголовные преступления по этому своду законов наказывались штрафами в пользу князя и потерпевших. За наиболее тяжкие преступления (разбой, поджог, конокрадство) можно было лишиться всего имущества, быть изгнанными из общины или утратить свободу. Помимо гражданского права, раннефеодальная монархия опиралась и на церковное. Оно регулировало долю церкви в княжеских доходах и преступления, которые подлежали церковному суду (колдовство, богохульство, семейные преступления, а также суд над людьми, принадлежащими к церкви). Этот институт играл важную роль в жизни Руси. Церковь способствовала объединению земель в централизованную державу и укреплению государственности, развитию культуры.

    Проблема происхождения

    Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

    Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород.

    Местоположение Артании - третьего крупного объединения славян - точно не установлено.

    Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

    Первые русские князья и их деятельность

    РЮРИК (862 - 879 г.г.)

    Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь.

    Согласно "Повести временных лет" призван на княжение в 862 г. ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель. Княжил сначала в Ладоге, а затем во всех новгородских землях. Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) - Олегу.

    ОЛЕГ (879 - 912 г.г.)

    Первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути "из варяг в греки". В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира.

    Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей. Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 г.г.).

    ИГОРЬ (912 - 945 г.г.)

    Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове. Отразил набеги кочевников-печенегов.

    Организовал военные походы против Византии:

    1) 941 г. - закончился неудачей;

    2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.

    Убит древлянами при сборе дани в 945 г.

    ОЛЬГА (945 - 969 г.г.)

    Жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов.

    Впервые установила четкий порядок сбора дани ("полюдья") путем введения:

    1) уроков определения точных размеров дани;

    2) погостов - установления мест сбора дани.

    Посетила в 957 г. Византию и приняла христианство под именем Елена. В 968 г. руководила защитой Киева от печенего

    СВЯТОСЛАВ (964 - 972 г.г.)

    Сын князя Игоря и княгини Ольги.

    Инициатор и руководитель многих военных походов:

    - Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль (965 г.)

    - Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968 - 971 г.г.)

    - Военные столкновения с печенегами (969 - 972 г.г.)

    - Договор между Русью и Византией (971 г.)

    Убит печенегами во время возвращения из Болгарии в 972 г. на днепровских порогах.

    ВЛАДИМИР ПЕРВЫЙ СВЯТОЙ (978 (980)) - 1015 г.г.)

    В 972 - 980 г.г. происходит первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава - Владимиром и Ярополком. Владимир побеждает и утверждается на киевском престоле.

    980 г. - Владимир проводит языческую реформу. Создается пантеон языческих богов во главе с Перуном. Попытка приспособить язычество к потребностям Древнерусского государства и общества завершилась неудачей.

    988 г. - принятие христианства на Руси.

    ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019 - 1054 г.г.)

    Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.

    Способствовал расцвету Древнерусского государства, покровительствовал просвещению и строительству. Способствовал возвышению международного авторитета Руси. Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами.

    Осуществил военные походы:

    - в Прибалтику;

    - в польско-литовские земли;

    - в Византию.

    Окончательно разгромил печенегов.

    Князь Ярослав Мудрый - основатель письменного русского законодательства ("Русская Правда", "Правда Ярослава").

    ВЛАДИМИР ВТОРОЙ МОНОМАХ (1113 - 1125 г.г.)

    Сын Марии, дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха. Князь смоленский ( с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий киевский князь (с 1113 г.).

    Князь Владимир Мономах - организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111 г.г.)

    Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097 г.), на котором рассматривались вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель.

    Был призван на княжение в Киев во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка Второго. Княжил до 1125 г.

    Ввел в действие "Устав Владимира Мономаха", где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.

    Остановил распад Древнерусского государства. Написал "Поучение", в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.

    Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Харольда Второго - Гите.

    МСТИСЛАВ ВЕЛИКИЙ (1125 - 1132 г.г.)

    Сын Владимира Мономаха. Князь новгородский (1088 - 1093 и 1095 - 1117 г.г.), ростовский и смоленский (1093 - 1095 г.г.), белгородский и соправитель Владимира Мономаха в Киеве (1117 - 1125 г.г.). С 1125 по 1132 г.г. - единовластный киевский правитель.

    Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое Древнерусское государство. Присоединил к Киеву Полоцкое княжество в 1127 г.

    Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославовича. После его смерти почти все княжества выходят из повиновения Киеву. Наступает удельный период - феодальная раздробленность.

     

    4. Русь в период феодальной раздробленности: основные характеристики.

     

    Феодальная раздробленность – закономерный период в истории, характерный для любого государства. Через него прошли все раннесредневековые страны в Европе и Азии, включая и Древнюю Русь. Сегодня в центре внимания причины и последствия феодальной раздробленности на Руси.            

    Хронология

    Период, когда единое древнерусское государство распалось на отдельные русские княжества, называется удельным или периодом феодальной раздробленности на Руси. В отношении терминов у историков нет разногласий. Хотя некоторые историки считают, что в этот период сложилась “федерация” княжеств. Также существуют  споры по поводу отправной точки процесса распада страны. По вопросу хронологических рамок существует пять различных мнений:

    Начало периода удельной Руси связано со смертью и завещанием Ярослава Мудрого (А. Кузьмин, Н. Карамзин);

    Созыв Любеческого съезда в 1097 году, когда потомки Ярослава Мудрого договорились о содержании собственной вотчины, – исходная точка процесса развала единого государства (В. Кобрин, К. Базилевич);

    Смерть киевского князя Мстислава Великого в 1132 году привел к началу деления государства (О. Рапов, Б. Рыбаков);

    Монгольское нашествие на Древнюю Русь (1237-1241 годы) запустило процесс разложения государства (В. Кожинов);

    Сам факт существования единого Древнерусского государства до татаро-монгольского ига подвергается сомнению (И. Фроянов).

    Причины

    Действительно, первые предпосылки распада появились сразу после кончины Ярослава Мудрого. Княжеская семья разрослась и каждый из потомков великого князя, пользуясь поддержкой местных бояр, стремился к независимости. Таким образом, возникает целая система обособившихся княжеских владений, которую в 1097 году закрепляет Любеческий съезд. На съезде в Любече князья приняли решение: “каждый держит вотчину свою”.

            Следствием такого решения стало то, что князья стремились княжить и развивать только свою вотчину, становились независимыми и самостоятельными, обособленными от Киева.  Но князья Владимир Мономах, а затем и его сын Мстислав Великий сумели приостановить процесс распада, что помогло избавиться от внешнего врага – половцев. Общий враг и способность князя в Киеве удерживать контроль над другими землями и князьями-сородичами – вот главные составляющие «единства» страны.

    Когда «супротивник» был повержен, а наследник Киевского «стола» не обладал сильным характером, избежать распада оказалось невозможным. Нарушение единства территории Древней Руси было закономерным и необходимым. Несмотря на свою продуктивность, некую спасительность, оно было устаревшим к тому времени. Кроме того существовали и другие объективные и субъективные предпосылки к феодальной раздробленности:

    Нарушение принципов наследования великокняжеского престола: род Рюриковичей разделился на несколько династий, каждый из которых претендовал на главенствующую роль, что и привело к междоусобицам после смерти Ярослава Мудрого. У каждого князя была своя вотчина, в пределах которой складывался свой аппарат власти, своя дружина, которая не уступала киевской и была способная держать в узде зависимых людей-холопов. Со временем вотчина рассматривалась не как дар Киевского князя, а как своё княжество, которое можно передавать по наследству;

    Господство натурального хозяйства: такой вид хозяйства, когда производство ведётся преимущественно «для себя», а не для дальнейшей продажи, позволяет не зависеть от центра;

    Рост городов, городского населения и развитие ремёсел: данная тенденция приводила к тому, что появлялись новые политические и центры, экономические связи которых ограничивались ближайшей округой;

    «Оседание» княжеской дружины на земле: данный процесс способствовал появлению крупных землевладельцев – бояр-вотчинников, от которых юридически и экономически зависело землевладельческое население. Возможные конфликты между верхами и низами решались на месте и не требовали вмешательства центра. Поэтому бояре не желали делиться доходами с Киевским князем и всячески способствовали удельным князьям в борьбе против центральной власти.

    Плюсы и минусы

    У всякого явления есть свои положительные и отрицательные стороны. Феодальная раздробленность русских земель, продолжавшаяся до конца XV века, не относится к исключениям. К положительным последствиям в развитии страны стоит отнести экономический рост, развитие феодального землевладения, ремёсел, торговли, рост количества городов.

    Одновременно с прогрессом присутствовал и регресс – упадок и ослабление государства в целом. Выражался он в том, что отношения князей – это бесконечная борьба за военно-экономическое могущество, что выливалось в междоусобные войны. Кроме того, с увеличением обособленности усиливается уязвимость страны от внешней опасности. И она не заставила себя ждать: монгольское нашествие поработило русские земли на долгое время.

    В первой половине XII века после смерти Мстислава Великого Русь с единым центром в Киеве распалась на 12 удельных княжеств. Самыми крупными на карте были Новгородская земля, Галицко-Волынское княжество и Владимиро-Суздальская Русь, в каждом из которых была своя форма правления.

    В Новгородской республике главный орган управления – вече-собрание “золотых поясов” – бояр. Во Владимиро-Суздальском княжестве в городе Владимире правил князь, а в Суздале – боярский совет.

     

    5. Ордынское иго и его влияние на ход российской истории.

    Роль татаро-монгольского ига в русской истории.

    Татаро-монголы на Руси.

    Татаро-монгольское иго (в школьных учебниках оно называется ордынским владычеством) и его место истории на протяжении долгих лет остаётся предметом для исторических дискуссий. Одни историки (к примеру, Б.Рыбаков, Б.Сапунов) считают, что иго имело крайне негативные и разрушительные последствия для Древней Руси. Другие (Г.Вернадский, Л.Гумилёв), напротив, положительно оценили монгольское господство и даже говорили о русско-татаро-монгольском братстве.

    Какую же роль в развитии нашей страны на самом деле сыграло татаро-монгольское иго?

    Можно назвать следующие последствия золотоордынского ига:

    1. Социально-экономический кризис, отставание России от Запада

    Захват и сожжение Рязани

    Монгольское нашествие нанесло огромный урон Древней Руси и надолго затормозило её развитие:

    были сожжены и разграблены многие русские города (в том числе, две трети крупнейших городов), уничтожено около трети древнерусского населения, тысячи людей, в том числе талантливых ремесленников, были угнаны в рабство в Орду;

    временно прекращено каменное строительство и утрачены многие сложные ремёсла (украшения из стекла, полихромная керамика, перегородчатая эмаль и т.д.);

    понизилась грамотность населения, во многих городах прервалось ведение летописей, было сожжено большое количество исторических памятников и ценных книг;

    большие налоги в пользу ордынцев и общее разорение русских земель привели к тяжёлому экономическому кризису;

    пока на Западе развивалась цеховая промышленность, Древняя Русь была вынуждена вновь проходить прежние этапы развития, что привело к длительному сохранению натурального характера хозяйства;

    деспотическая власть и жестокость татаро-монголов отрицательно повлияли на русские нравы (к примеру, на Руси стала активно практиковаться смертная казнь).

    2. Установление самодержавия и крепостничества

    Иван III Васильевич - первый русский самодержец

    Сложные социально-экономические условия во многом определили характер российского государства. Чтобы освободиться от Орды, противодействовать литовским захватчикам и объединить разрозненные княжества, была просто необходима сильная власть. Именно таким сильным князем стал Иван III, пришедший к власти в 1462 году. Он осуществил все эти задачи и встал у истоков единой и независимой России. Им же были заложены основы самодержавия и крепостничества. В конечном итоге в основу Московского государства легло авторитарное царское правление и активная эксплуатация зависимых слоёв населения (это было нужно, чтобы быстро восстанавливать разрушенные хозяйство и экономику). Таким образом, поскольку страна находилась на грани выживания, для её сохранения был установлен жесткий политический режим, а демократические институты Киевской Руси остались в далёком прошлом.

    3. Территориальный передел Киевской Руси

    Старинная Москва

    До походов Батыя Русь представляла собой более 10 самостоятельных княжеств во главе с Киевом, но к 1480 году, когда прекратилось владычество Золотой Орды, эти территории изменились практически до неузнаваемости. Суздальские, Смоленские, Черниговские, Новгородские и иные бывшие северо-восточные княжества стали частью Великого княжества Московского – фактически это было уже централизованное русское государство во главе с Иваном III. Что касается южных и западных земель, они присоединились к Литовскому Великому княжеству – впоследствии здесь сформируются будущая Украина и Белоруссия.

    4. Сохранение и обогащение русской культуры

    Как ни парадоксально это звучит, но ордынское иго способствовало сохранению самобытной русской культуры. Объясняется это просто – татаро-монголы отличались веротерпимостью и не собирались насаждать на Руси свою языческую (а позже – мусульманскую) религию и культурные нормы. Совсем по-другому дело обстояло со шведами и литовцами, которые также претендовали на русскую землю и хотели обратить местное население в католицизм. Если на юго-западе эти планы частично осуществились, то северо-восточные княжества находились под властью Золотой Орды и не достались западным захватчикам.

    Русская культура, основанная на православии, была не только сохранена, но и обогащена тюркскими элементами:

    в наш язык вошло порядка 2000 новых слов, связанных с самыми разными областями жизни (к примеру, колпак, башмак, арбуз, казна, деньги, кирпич и др.);

    оружие и снаряжение (к примеру, пика, нагайка, монгольское седло);

    некоторые виды татаро-монгольской одежды (сафьяновые сапоги, золотые кафтаны и др.);

    традиция пить чай.

    Многие заимствования (особенно языковые) настолько прижились у русского народа, что стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.

    Какие выводы можно сделать на основе всего сказанного? Безусловно, ордынское нашествие принесло на русские земли много страданий, разрушений и потерь, надолго затормозив развитие экономики и хозяйства. Однако именно эти события стали толчком к формированию централизованной, сильной и независимой России.

    Закончить хотелось бы словами историка В.О.Ключевского:

    «Монгольское иго было суровой школой, в которой русская нация осознала себя, как таковую и приобрела черты характера, облегчавшие ей дальнейшую борьбу за существование».

    6) Возвышение Москвы и образование централизованного русского государства

    Возвышение Москвы — процесс постепенного превращения Москвы в столицу Киевской Руси, а Московского княжества — в политический центр единого русского государства.

    Предпосылки возвышения Москвы.В начале 13-го в. Русь находилась в сложной политической и экономической ситуации. Страна представляла собой несколько разрозненных и часто враждующих между собой княжеств и городов, которые подчинялись власти Киева, но только номинально, а по факту имели собственную политическую волю и претензии на власть. Постоянные усобицы между князьями привели к тому, что Русь не могла противостоять иноземным захватчикам и находилась под гнетом Золотой Орды. Чтобы противостоять набегам татаро-монголов, необходимо было создать единое государство. Поскольку Киев к тому моменту лишился своей власти, нужен был новый центр. На звание столичного города могли претендовать Москва, Тверь и Переяславль.

    История возникновения Москвы и Московского княжества

    Москва впервые упоминается в летописях в 1147 году, как город, построенный князем Юрием Долгоруким. Первоначально Москва (также носила название Москов, Кучково) была крепостью, построенной на южной границе Суздальского княжества для того, чтобы служить защитой от набегов со стороны Чернигова и Рязани. Во времена монголо-татарского ига город был разорен и частично разрушен ханом Батыем, который продвигался от границ государства к Суздалю и Владимиру.

    С 1147 по 1247 год Москва была лишь одним из многих провинциальных городов, не имела собственного княжества и подчинялась власти Владимира и владимирских князей. После смерти князя Александра Невского, на московский престол сел его сын Даниил и с тех пор началось постепенное возвышение Москвы и усиление влияния ее князей.

    Великое княжество Московское как самостоятельная территория начало существовать в 1283 году, тогда и было положено начало возвышению Москвы.

    Причины возвышения Москвы

    Возвышение Москвы имело несколько основных причин:

    • Особое географическое положение;

    • Грамотное управление и умелая политика Московских князей;

    • Ослабление власти Киева;

    7) Иван Грозный: централизация государственной власти (реформы и опричнина)

    Иван IV царствовал в России с 1547 по 1584 год. Его правление стало самым долгим за весь царский период, который с него, кстати, и начался. Следуя вызовам времени, он провел ряд реформ. Они охватили основные сферы жизни царства Русского второй половины XVII века

    1.1Реформы Избранной рады

    Первый этап реформ в эпоху Ивана IV связан с деятельностью неофициального правительства, существовавшего с 1549 по 1560 год. Оно получило название Избранной Рады, в него входили митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, воеводы Андрей Курбский и Алексей Адашев, дьяк Висковатый и, возможно, еще несколько представителей близкой к царю аристократии.

    Вскоре после воцарения был созван Земский собор. Этот факт свидетельствовал о начале периода сословно-представительной монархии в истории России. Для Европы того времени такая форма правления не была новшеством, она встречалась почти во всех королевствах. Земский собор не был постоянным учреждением, его созывали в случае необходимости. Последний раз – в 1684 году. В деятельности собора принимали участие представители всех сословий (духовенство, дворянство, купечество, служилое, городское), кроме крестьян, которые составляли абсолютное большинство населения государства, хотя иногда в деятельности собора принимали участие черносошные крестьяне.

    Следствием созыва Земского собора стало проведение нескольких реформ. Для наглядности их суть и значение лучше оформить в виде таблицы “Реформы Ивана Грозного”:

    Государственного управления

    Создание приказов. Они представляли собой органы отраслевого и территориального управления. Например, Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Посольский. Они существовали до начала XVIII века.

    Правовая

    В 1550 принят новый свод законов – Судебник 1550 года, он действовал до 1649

    Церковная

    Стоглавый собор 1551 года. Согласно его решениям, ужесточались правила к дисциплине в среде духовенства, происходила унификация обрядов

    Военная

    Создано стрелецкое войско (просуществовало до начала XVIII века), ограничено местничество, усилена артиллерия, появилось Уложение о службе 1556 года, вокруг Москвы расселена “Избранная тысяча” служилого дворянства

    Налоговая

    Введена новая единица сбора налогов – соха, существовала до периода правления царя Федора (1676-1682 годы)

    Местного управления

    Отмена кормлений, завершение губной реформы, которая проводилась с 1530-ых и земская реформа. В результате, власть на местах перешла от кормленщиков к земским и губным старостам

    Фактически первым новшеством Ивана IV стало принятие им царского титула. Вероятно, идея происходила от митрополита Макария.

    Реформы после 1560 года

    Самой крупной реформой 1560-ых можно считать разделение государства на Опричнину и Земщину в 1565 году. Первая представляла собой царский удел со столицей в Александровской Слободе, в него вошли северные и северо-восточные земли, примерно, от Суздаля до Белого моря, а еще некоторые города вокруг Москвы и даже столичные улицы (Волхонка).

    Такой способ управления государством во время Ливонской войны вызвал протесты боярства и духовенства. Война с Крымским ханством 1569-1571 оказалась тяжелой и кровопролитной. Крымский хан смог разорить Москву, но потерпел поражение при Молодях (чуть южнее столицы) и около Астрахани. Иван IV отменил Опричнину в 1572 году, но до 1581 года его резиденция находилась в Александровской Слободе.

    Среди новшеств позднего периода его правления следует назвать введение устава о сторожевой и пограничной службе в 1571 году – первый устав погранвойск России

    К первым годам после роспуска Избранной Рады относится реформа сфрагистики, то есть государственной печати. В начале 1560-ых годов появился устойчивый тип государственности печати в форме двуглавого орла с всадником на груди. Ей был скреплен договор с Данией в 1562 году

    1.2Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана Четвертого (Грозный)

    Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На эти территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с помощью угроз и силы.

    Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти. Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора)

    Начало и развитие опричнины. Основные события.

    Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, однако случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах. В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре. Все самые ужасные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками.

    Иван 4 уезжает в Александровскую слободу, где создает уединенное поселение вместе со своими опричниками. Оттуда царь регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать Ивану в его беззаконии вскоре погибали. В 1569 году Иван начинает подозревать, что в Новгороде плетут интриги и существует заговор против него. Собрав огромное войско, Иван движется в город и в 1570 году достигает Новгорода. После того, как царь попадает в логово, как он полагает, изменников, его опричники начинают свой террор – они грабят жителей, убивают невинных людей, жгут дома. Согласно данным, каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек.

    Следующей остановкой жестокого царя и его опричников стал Псков. Несмотря на то, что царь изначально планировал также совершать расправы над жителями, казнены в итоге были лишь некоторые из псковичан, их имущество конфисковали.

    После Пскова Грозный снова едет в Москву, чтобы найти там пособников новгородской измены и совершить над ними расправу.

    В 1570-1571 году в Москве от руки царя и его опричников полегло огромное количество человек. Не щадил царь никого, даже собственных приближенных, в итоге было казнено около 200 человек, среди которых самые знатные люди. Большое количество людей остались живы, но сильно пострадали. Московские казни считаются апогеем террора опричнины.

    Конец опричнины

    Разваливаться система начала в 1571 году, когда на Русь напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и по некоторым сведениям просто не явились на поле боя. Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась. Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор».

    Результаты опричнины Ивана Грозного

    Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

    Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.

    8) Россия в период "Великой смуты": конец XVI - начало XVII вв.

    Смутное время (1598 — 1613) — это полномасштабный кризис государственности, вызванный пресечением правящей династии Рюриковичей, и выразившийся в появлении самозванства, гражданской и крестьянской войны (под предводительством Болотникова), в децентрализации государственной власти и иностранной интервенции.

    Этот период занимает в истории России серьезное место. Это время исторических альтернатив. В этой теме много нюансов, которые вообще важны для понимания и скорейшего усвоения. В рамках этой статьи мы кратко разбрем ключевые события, причины и итоги этого периода.  Причины Первая (и основная) в пресечении династии потомков Ивана Калиты, правящей ветви рюриковичей. Последний царь этой династии — Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного — умер в 1598 году, и с этого же времени начинается период Смутного времени в истории России. Вторая причина — больше причина интервенции в этот период — что по завершении Ливонской войны Московское государство заключило не мирные договоры а лишь перемирия: Ям-Запольское — с Польшей и Плюсское со Швецией. Отличия перемирия от мирного договора в том, что первое является лишь перерывом в войне, а не ее завершением.

    Смутное время началось непосредственно со смертью Федора Иоанновича. Потому что это период «бескоролевья», бесцарствия, когда правили самозванцы и люди в общем-то случайные. Однако в 1598 году был созван Земский собор и к власти пришел Борис Годунов — человек, который долго и упорно шел к власти.  Правление Бориса Годунова продолжалось с 1598 года по 1605 год. В это время произошли следующие события в начале 17 века:

    Борис Годунов Страшный голод 1601 — 1603 годов, следствием которого было восстание Хлопка Косолапа, и массовое бегство населения на юг. А также недовольство властью. Выступление Лжедмитрия первого: с  осени 1604 года по июнь 1605 года. Правление Лжедмитрия Первого продолжалось один год: с июня 1605 по май 1606 года. В его царствование продолжались следующие процессы:

    Лжедмитрий Первый (он же Гришка Отрепьев) Рост недовольства его правлением у боярства, так как Лжедмитрий не уважал русских обычаев, женился на католичке, стал раздавать русские земли в вотчины польскому дворянству.В мае 1606 года самозванца свергли бояре во главе с Василием Шуйским. Правление Василия Шуйского продолжалось с 1606 года по 1610 год. Шуйский даже не был избран на Земском соборе. Его имя просто «прокричали», так он «заручился» поддержкой народа. К тому же он дал так называемую крестоцеловальную клятву, что будет во всем советоваться с боярской думой. В его правление произошли следующие события:

    Василий Шуйский Крестьянская война под предводительством Ивана Исаевича Болотникова: с весны с 1606 года по конец 1607 года. Иван Болотников выступил как воевода «царевича Дмитрия», Второго Лжедмитрия. Поход Лжедмитрия Второго с осени 1607 года по 1609 год. В ходе похода самозванец не смог взять Москву, поэтому сел в Тушино. Появилось двоевластие в России. Ни одна сторона не имела средств, чтобы одолеть другу сторону. Поэтому Василий Шуский нанял шведских наёмников. Разгром «Тушинского вора» войсками шведских наемников во главе с Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским. Интервенция Польши и Швеции в 1610 году. Польша и Швеция находились в это время в состоянии войны. Так как в Москве оказались шведские войска, пусть и наемников, Польша получила возможность начать открытую интервенцию, посчитав Московию союзницей Швеции. Свержение Василия Шуйского боярами, вследствие чего появилась так называемая «семибоярщина». Бояре де-факто признали в Москве власть польского короля Сигизмунда. Далее возникает период хаоса и анархии, конец которому положило Второе ополчение во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским в конце октября 1612 года. Таковы были участники и правители этого исторического явления

    Итоги для истории России Первым итогом Смуты стало избрание новой царствующей династии Романовых, которая правила с 1613 года по 1917 год, которая началась Михаилом и закончилась Михаилом. Вторым итогом стало отмирание боярства. Весь 17 век оно теряло свое влияние, а вместе с ним и старое родовое начало. Третий итог — разруха, хозяйственная, экономическая, социальная. Ее последствия были преодолены только к началу царствования Петра Великого. Четвертый итог — вместо боярства, власть сделала опору на дворянство. Так завершилась Смута в 1613 году.

    9) Крепостная Россия XVII века: экономическое и политическое развитие.

    После Смуты в России почти три десятилетия шел восстановительный процесс. Только с середины XVII в. в хозяйстве начинают проявляться новые, прогрессивные тенденции. В результате разгрома Золотой Орды в хозяйственный оборот вовлекаются плодородные земли Черноземного центра и Среднего Поволжья. Благодаря относительно высокой урожайности они дают некоторый излишек хлеба. Этот излишек идет на продажу в менее плодородные регионы, позволяя их населению постепенно переходить к другим занятиям, более соответствующим местным природно-климатическим условиям. Идет процесс районирования — хозяйственной специализации различных регионов. На северо-западе, в новгородских, псковских, смоленских землях культивируется лен и другие технические культуры. Северо-восток — ярославские, казанские, нижегородские земли — начинает специализироваться на скотоводстве. Заметное развитие в этих регионах получают и крестьянские промыслы: на северо-западе — ткацкий, на северо-востоке — кожевенный. Возрастающий обмен сельскохозяйственной и промысловой продукцией, развитие товарно-денежных отношений приводят к постепенному становлению внутреннего рынка (процесс завершается лишь к концу XVII в.). Торговля в XVII в. носила в основном ярмарочный характер. Некоторые ярмарки имели общероссийское значение: Макарьевская (под Нижним Новгородом), Ирбитская (Южный Урал) и Свенская (недалеко от Брянска). Новым явлением в экономике стали мануфактуры — крупные производства с разделением труда, пока в основном ручного. Количество мануфактур в России XVII в. не превышало 30; единственной отраслью, в которой они возникали, была металлургия.

    В социальном отношении все более значительной силой становится дворянство. Продолжая давать служилым людям земли за службу, правительство избегает их отбирать. Все чаще поместья переходят по наследству, т.е. становятся все больше похожими на вотчины. Правда, в XVII в. этот процесс не был еще подкреплен специальными указами. Крестьянство в 1649 г. Соборным Уложением было окончательно прикреплено к земле: Юрьев день отменялся навсегда; сыск беглых становился бессрочным. Это закрепощение носило пока еще формальный характер — у государства не было сил, чтобы реально прикрепить крестьянство к земле. До начала XVIII в. по Руси бродили в поисках лучшей доли ватаги "гулящих людей". Власть принимает меры для поддержания "торгового сословия", прежде всего его привилегированной верхушки — гостей. В 1653 г. принимается Торговый устав, заменивший множество мелких торговых пошлин одной, в размере 5% с цены продаваемого товара. Конкуренты русских купцов — иностранцы — должны были платить 8%, а по Новоторговому уставу 1667 г. — 10%.

    В плане политического развития XVII в. был временем становления самодержавного строя. Царская власть постепенно ослабляла и упраздняла ограничивавшие ее сословно-представительные органы. Земские соборы, к поддержке которых после Смуты первый Романов, Михаил, обращался чуть ли не каждый год, при его преемнике Алексее перестают созываться (последний собор был созван в 1653 г.). Боярскую думу царская власть умело берет под свой контроль, вводя в нее думных дьяков и дворян (до 30% состава), безоговорочно поддерживавших царя. Доказательством возросшей силы царской власти и ослабления боярства явилась отмена в 1682 г. местничества. Укрепляется и разрастается приказная бюрократия, служившая опорой царю. Приказная система становится громоздкой и неуклюжей: к концу XVII в. существовало более 40 приказов, часть из них носила функциональный характер — Посольский, Поместный, Стрелецкий и пр., а часть территориальный — Сибирский, Казанский, Малороссийский и пр. Попытка контролировать эту махину при помощи приказа Тайных дел не увенчалась успехом. На местах в XVII в. окончательно изживаются выборные органы управления. Вся власть переходит в руки к воеводам, назначаемым из центра и живущим кормлением за счет местного населения. Во второй половине XVII в. в России появляются полки нового строя, в которых служили за жалованье "охочие люди" — добровольцы. Тогда же на Волге был построен "Орел" — первый корабль, способный выдержать морское плавание.
     


    написать администратору сайта