Английский. Домосторой протокола Сильвестора о значении_211117_101722. 1 Биография
Скачать 84.42 Kb.
|
1)Биография •Сильвестр (конец 15 в. – ок. 1565) – церковный, политический и литературный деятель 16 в., протопоп Благовещенского собора Московского Кремля, один из членов и руководителей Избранной рады, ближайший советник царя Ивана Грозного. Сильвестр является автором 64-главы Домостроя (т.н. Малый Домострой). Ряд исследователей также считают его автором окончательной редакции Домостроя. Автор жития св. княгини Ольги, собирал рукописные книги, покровительствовал иконописцам Происхождение неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 г., когда он будто бы ходатайствовал об освобождении князя Владимира Андреевича; но это известие не подтверждается показаниями других источников, и появление Сильвестра в Москве с большим основанием можно отнести к промежутку времени между 1543 и 1547 гг.: он или был вызван из Новгорода митрополитом Макарием, знавшим его как человека книжного и благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом. Князь Курбский, увлеченный библейским образом пророка Нафана, обличающего царя Давида, рисует нам картину исправления молодого царя под влиянием Сильвестра. Еще более усилил краски своим риторизмом Карамзин, изобразив Сильвестра являющимся пред Иоанном в момент московского пожара 1547 г. «с подъятым, угрожающим перстом» и с пламенною обличительною речью.Как бы то ни было, влияние Сильвестра на молодого царя началось с 1547 г. Духовником царя Сильвестр не был, так как за время его близости к царю эту должность занимали другие лица; официального участия в церковных и государственных реформах лучшей поры деятельности Иоанна Сильвестр не принимал; воздействие его было неофициальное, через других выдающихся по своему положению людей. Благодаря его связям оно могло быть сильным: недаром же и для Иоанна, и для Курбского Сильвестр наряду с Адашевым являлся передовым вождем «избранной рады». В 1553 г. начинается «остуда» царя Ивана к Сильвестру из-за дела о престолонаследии, возникшего во время болезни Иоанна; в 1560 г. Сильвестр окончательно удаляется от двора.Мотивом к такому окончательному повороту была смерть царицы Анастасии, происшедшая, по мнению царя, также по вине бояр. Когда друзей Сильвестра постигла опала, он сам удалился в Кирилло-Белозерский монастырь, где и постригся 1)Биография •Сильвестр (конец 15 в. – ок. 1565) – церковный, политический и литературный деятель 16 в., протопоп Благовещенского собора Московского Кремля, один из членов и руководителей Избранной рады, ближайший советник царя Ивана Грозного. Сильвестр является автором 64-главы Домостроя (т.н. Малый Домострой). Ряд исследователей также считают его автором окончательной редакции Домостроя. Автор жития св. княгини Ольги, собирал рукописные книги, покровительствовал иконописцам Происхождение неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 г., когда он будто бы ходатайствовал об освобождении князя Владимира Андреевича; но это известие не подтверждается показаниями других источников, и появление Сильвестра в Москве с большим основанием можно отнести к промежутку времени между 1543 и 1547 гг.: он или был вызван из Новгорода митрополитом Макарием, знавшим его как человека книжного и благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом. Князь Курбский, увлеченный библейским образом пророка Нафана, обличающего царя Давида, рисует нам картину исправления молодого царя под влиянием Сильвестра. Еще более усилил краски своим риторизмом Карамзин, изобразив Сильвестра являющимся пред Иоанном в момент московского пожара 1547 г. «с подъятым, угрожающим перстом» и с пламенною обличительною речью.Как бы то ни было, влияние Сильвестра на молодого царя началось с 1547 г. Духовником царя Сильвестр не был, так как за время его близости к царю эту должность занимали другие лица; официального участия в церковных и государственных реформах лучшей поры деятельности Иоанна Сильвестр не принимал; воздействие его было неофициальное, через других выдающихся по своему положению людей. Благодаря его связям оно могло быть сильным: недаром же и для Иоанна, и для Курбского Сильвестр наряду с Адашевым являлся передовым вождем «избранной рады». В 1553 г. начинается «остуда» царя Ивана к Сильвестру из-за дела о престолонаследии, возникшего во время болезни Иоанна; в 1560 г. Сильвестр окончательно удаляется от двора.Мотивом к такому окончательному повороту была смерть царицы Анастасии, происшедшая, по мнению царя, также по вине бояр. Когда друзей Сильвестра постигла опала, он сам удалился в Кирилло-Белозерский монастырь, где и постригся с именем Спиридона. Курбский утверждает в своей «Истории», что Сильвестр был сослан в заточение в Соловецкий монастырь, но это известие не подтверждается другими источниками. Остаток жизни он провёл в монастырях, исповедуя философию нестяжательства. Год смерти Сильвестра неизвестен: Голохвастов принимает дату 1566 г., но прочных оснований для нее не указывает. •Биография Википедия Начинал духовную карьеру в Новгороде, затем стал священником Благовещенского собора в Московском Кремле. Был связан с митрополитом Макарием, который в 1542 году занял митрополичью кафедру и перевёл в Москву новгородца Сильвестра. Во время московского пожара и восстания 1547 года произнёс обличительную речь в адрес юного Ивана IV (Грозного), которая была воспринята благосклонно и сделала Сильвестра приближённым царя[2]. После сближения с царём стал во главе работ по восстановлению убранства кремлёвских соборов, пострадавших при пожаре[3]. Написанные сюжеты и иконы вызвали выступление ревнителя старины Ивана Висковатого[4] на Церковном соборе конца 1553 — начала 1554 года[5]. За помощью к Сильвестру обращался и Максим Грек, афонский монах называл Сильвестра своим «благодетелем»[6]. Сильвестр по поручению царя Ивана Грозного «экзаменовал» Артемия, когда решался вопрос о назначении того игуменом Троице-Сергиева монастыря[7]. Вместе с Алексеем Адашевым Сильвестр являлся передовым вождём «Избранной рады». В 1553 году во время тяжёлой болезни царя Сильвестр был близок к двоюродному брату царя князю Владимиру Старицкому, который претендовал на престол[8]. По выздоровлении царь охладел к Сильвестру, а в 1560 году после появления слухов о его причастности к смерти царицы Анастасии сослал его в Кирилло-Белозерский монастырь, а оттуда в Соловецкий монастырь, где он принял монашеский постриг. Остаток жизни он провёл в северных монастырях, исповедуя философию нестяжательства. •Семья и имущественное положение У Сильвестра был сын Анфим, который унаследовал от отца его обширные торговые связи. В Новгороде, до московского возвышения, Сильвестр с сыном занимались изготовлением икон и рукописных книг для продажи, но с именем Спиридона. Курбский утверждает в своей «Истории», что Сильвестр был сослан в заточение в Соловецкий монастырь, но это известие не подтверждается другими источниками. Остаток жизни он провёл в монастырях, исповедуя философию нестяжательства. Год смерти Сильвестра неизвестен: Голохвастов принимает дату 1566 г., но прочных оснований для нее не указывает. •Биография Википедия Начинал духовную карьеру в Новгороде, затем стал священником Благовещенского собора в Московском Кремле. Был связан с митрополитом Макарием, который в 1542 году занял митрополичью кафедру и перевёл в Москву новгородца Сильвестра. Во время московского пожара и восстания 1547 года произнёс обличительную речь в адрес юного Ивана IV (Грозного), которая была воспринята благосклонно и сделала Сильвестра приближённым царя[2]. После сближения с царём стал во главе работ по восстановлению убранства кремлёвских соборов, пострадавших при пожаре[3]. Написанные сюжеты и иконы вызвали выступление ревнителя старины Ивана Висковатого[4] на Церковном соборе конца 1553 — начала 1554 года[5]. За помощью к Сильвестру обращался и Максим Грек, афонский монах называл Сильвестра своим «благодетелем»[6]. Сильвестр по поручению царя Ивана Грозного «экзаменовал» Артемия, когда решался вопрос о назначении того игуменом Троице-Сергиева монастыря[7]. Вместе с Алексеем Адашевым Сильвестр являлся передовым вождём «Избранной рады». В 1553 году во время тяжёлой болезни царя Сильвестр был близок к двоюродному брату царя князю Владимиру Старицкому, который претендовал на престол[8]. По выздоровлении царь охладел к Сильвестру, а в 1560 году после появления слухов о его причастности к смерти царицы Анастасии сослал его в Кирилло-Белозерский монастырь, а оттуда в Соловецкий монастырь, где он принял монашеский постриг. Остаток жизни он провёл в северных монастырях, исповедуя философию нестяжательства. •Семья и имущественное положение У Сильвестра был сын Анфим, который унаследовал от отца его обширные торговые связи. В Новгороде, до московского возвышения, Сильвестр с сыном занимались изготовлением икон и рукописных книг для продажи, но в мастерских находилось место и для иных «рукоделий». Сильвестр понимал невыгодность труда холопов, поэтому освободил всю свою челядь и пользовался трудом наёмных работников[9]. Сильвестр с Анфимом вели обширную торговлю, а он сам с гордостью писал, что в торговых делах ему верили «и зде и иноземцы». В духовной грамоте князя Ю. А. Меньшого-Оболенского Анфим упоминается как крупный поставщик тканей[10]. Вместе с Хозяином Юрьевичем Тютиным Анфим поддерживал деловые отношения с торговыми людьми Вильно, которым в 1554 году компаньоны предъявили иск на 1210 рублей[11]. В 1550 году Анфим выдвинулся по государевой службе и стал «большим дьяком» в казначействе, а его компаньон Хозяин Тютин в 1555 году занял пост второго казначея[12][13]. К 1556 году Анфим сумел получить из поместья Троице-Сергиева монастыря двор в Китай-городе[14]. Купеческие дела были у Сильвестра и Анфима с бургомистром города Нарвы Иоахимом Крумхаузеном. В 1558 году, после взятия Нарвы русскими войсками, сыновья этого крупного купца, отвечая на вопрос о предательстве отца в пользу русских, указали, что задолго до начала войны их отец «схлопотал» через Сильвестра привилегии для своих торговых операций в России. В мае 1558 года сам Иоахим Крумхаузен сообщил совету Ревеля, что, по сведениям, полученным через Анфима, мира с Ливонией сохранить не удастся[15]. С прибалтийской торговлей были связаны не только новгородские купцы, но и священнослужители. Сам новгородский архиепископ Макарий был крупным поставщиком воска в Ревель[16]. Можно предположить, что Сильвестр и его сын, как и ряд русских торговых людей, были связаны с той частью немецкого купечества, которая была заинтересована в сохранении мира и устойчивых торговых отношений с Россией и даже согласны на известных условиях признать власть царя. Крумхаузен возглавлял делегацию горожан на переговорах в Москве о сдаче Нарвы в апреле 1558 года. В 1560 году, оказавшись перед перспективой войны с Литвою и Швецией, Адашев и Сильвестр предпочли дипломатическое урегулирование конфликта, за что Иван Грозный не раз упрекал их в нежелании действовать активно. Данная купеческая деятельность позволила отцу с сыном делать крупные пожертвования в монастыри, сравнимые с пожертвованиями князей и бояр. В Соловецкий монастырь от них было пожертвование 219 рублей и 66 книг. За столь богатый вклад монахи сделали ежегодный корм 10 октября по «старце Спиридоне, да по сыне его Анфиме». В Кирилло-Белозерский монастырь вклад: пуд ладана, полпуда сандала, пуд брынцу, 15 гривенок перцу, колокол 8 пуд, да старые колокола зазвонные перелил прибавил своей меди 4 пуда, 2 стопы бумаги. Анфим Сильверстов упомянут в 1561 году на службе в Смоленске с новым наместником Дмитрием Курлятевым. В качестве смоленского дьяка Анфим упомянут последний раз 7 мая 1566 года, а в июле того же года присутствовал на Земском соборе[17]. С тех пор имя Анфима не упоминается, а в 1568 году в ноябре — декабре в расходной книге Кирилло-Белозерского монастыря появилась запись: «Царь государь, князь великий велел дати по Анфиме по Сильверстове 30 рублей». Вероятно, к этому времени не было в живых и самого Сильвестра[18]. 2)Педагогические идеи Домострой - свод правил поведения горожанина, которыми он должен был руководствоваться в повседневной жизни, памятник светской письменности XVI века. Авторство и составительская работа приписываются протопопу Благовещенского монастыря в Москве, духовнику Ивана Грозного Сильвестру. Одной из вершин педагогической мысли того времени, несомненно, был «Домострой», составленный известным деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного — попом Сильвестром. Сильвестр был знаком не только с отечественным, но и с западноевропейским опытом составления подобных произведений — «Советы отца сыну» Смиля Фляшки, «Рассуждения об управлении семьей» Пандольфини, «Парижский хозяин» и др. Однако «Домострой» отражает сугубо русскую педагогическую мысль, густо окрашенную в православные тона. На первое место Сильвестр ставил задачу нравственного и религиозного воспитания, которую должны иметь в виду родители, заботясь о развитии своих детей. На второе место он выносил задачу обучения детей тому, что необходимо в «домашнем обиходе», и лишь на третье место — обучение грамоте, книжным наукам. "Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей" "Если воспитаешь детей своих в страхе Божьем в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если году на службе в Смоленске с новым наместником Дмитрием Курлятевым. В качестве смоленского дьяка Анфим упомянут последний раз 7 мая 1566 года, а в июле того же года присутствовал на Земском соборе[17]. С тех пор имя Анфима не упоминается, а в 1568 году в ноябре — декабре в расходной книге Кирилло-Белозерского монастыря появилась запись: «Царь государь, князь великий велел дати по Анфиме по Сильверстове 30 рублей». Вероятно, к этому времени не было в живых и самого Сильвестра[18]. 2)Педагогические идеи Домострой - свод правил поведения горожанина, которыми он должен был руководствоваться в повседневной жизни, памятник светской письменности XVI века. Авторство и составительская работа приписываются протопопу Благовещенского монастыря в Москве, духовнику Ивана Грозного Сильвестру. Одной из вершин педагогической мысли того времени, несомненно, был «Домострой», составленный известным деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного — попом Сильвестром. Сильвестр был знаком не только с отечественным, но и с западноевропейским опытом составления подобных произведений — «Советы отца сыну» Смиля Фляшки, «Рассуждения об управлении семьей» Пандольфини, «Парижский хозяин» и др. Однако «Домострой» отражает сугубо русскую педагогическую мысль, густо окрашенную в православные тона. На первое место Сильвестр ставил задачу нравственного и религиозного воспитания, которую должны иметь в виду родители, заботясь о развитии своих детей. На второе место он выносил задачу обучения детей тому, что необходимо в «домашнем обиходе», и лишь на третье место — обучение грамоте, книжным наукам. "Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей" "Если воспитаешь детей своих в страхе Божьем в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним." Вообще Сильвестр, обращаясь к родителям, задачу нравственного и религиозного воспитания ставил на первое место. На второе место выносил задачу обучения детей ведению домашнего хозяйства, что необходимо «в домашнем обиходе», и лишь на третьем месте - обучение грамоте, книжным наукам. Рассматривая жизнь и домостроительство 16в. именно в преемственности поколений и взаимосвязи этого процесса с природой, географией, автор четко обозначает содержание дидактических и воспитательных целей своего времени: «…учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым». Детей надо воспитывать в страхе перед наказанием, необходимо их ругать, чтобы из них выросли порядочные люди, таким образом дети спасаются страхом: «Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей». Особое внимание уделялось воспитанию девочек: «Если дочь у тебя, направь на нее свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят. Если выдашь дочь свою беспорочной - словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее». Не менее важным считалось и воспитание сыновей: «Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои». Воспитывая детей в запретах и страхе, поучениях и наставлениях, тем самым родители должны были обеспечить достойную «взрослую» жизнь своим детям, а себе -гордость и спокойную старость: «Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабищь - в большом пострадаешь скорбя, живут они по заповедям господним." Вообще Сильвестр, обращаясь к родителям, задачу нравственного и религиозного воспитания ставил на первое место. На второе место выносил задачу обучения детей ведению домашнего хозяйства, что необходимо «в домашнем обиходе», и лишь на третьем месте - обучение грамоте, книжным наукам. Рассматривая жизнь и домостроительство 16в. именно в преемственности поколений и взаимосвязи этого процесса с природой, географией, автор четко обозначает содержание дидактических и воспитательных целей своего времени: «…учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым». Детей надо воспитывать в страхе перед наказанием, необходимо их ругать, чтобы из них выросли порядочные люди, таким образом дети спасаются страхом: «Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей». Особое внимание уделялось воспитанию девочек: «Если дочь у тебя, направь на нее свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят. Если выдашь дочь свою беспорочной - словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее». Не менее важным считалось и воспитание сыновей: «Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои». Воспитывая детей в запретах и страхе, поучениях и наставлениях, тем самым родители должны были обеспечить достойную «взрослую» жизнь своим детям, а себе -гордость и спокойную старость: «Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабищь - в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.» В нравственно-религиозном плане «Домострой» ставил перед родителями такую задачу: «Если воспитаешь детей своих в страхе божьем, в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним». Домашнее воспитание, описанное в «Домострое», исполняло первые воспитательные функции: развивало возрастно-половые и индивидуальные свойства ребенка, вырабатывало темперамент и задатки, а затем устанавливало статус человека в обществе, наполняя его социальной ролью и ценностной ориентацией, то есть воплощало определенный социальный тип. Новаторство «Домостроя» состоит в том, что он по-новому описывает характер воспитания, его направленность на конечный результат. 3)Кратко о "Домострое" «Домострой» появился в XVI веке благодаря духовному наставнику Ивана Грозного протопопу Сильвестру, выходцу из богатых купцов Великого Новгорода. Однако считать его автором книги было бы неверно. Сильвестр, скорее, ее составитель и редактор. Литературоведы считают, что в основу книги легли многие уже существующие источники как русского, так и европейского происхождения. Например, старинные сборники поучений: Домострой» состоит из трех частей. Первая часть написана как отцовское обращение к своему сыну. Отец убеждает молодого человека, что жить нужно с верой в Бога, бояться его. По наставлению отца, мужчина несет ответственность за воспитание своих чад и поведение жены. Если же члены семьи ведут себя неподобающе, то виноват он, муж и отец. и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.» В нравственно-религиозном плане «Домострой» ставил перед родителями такую задачу: «Если воспитаешь детей своих в страхе божьем, в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним». Домашнее воспитание, описанное в «Домострое», исполняло первые воспитательные функции: развивало возрастно-половые и индивидуальные свойства ребенка, вырабатывало темперамент и задатки, а затем устанавливало статус человека в обществе, наполняя его социальной ролью и ценностной ориентацией, то есть воплощало определенный социальный тип. Новаторство «Домостроя» состоит в том, что он по-новому описывает характер воспитания, его направленность на конечный результат. 3)Кратко о "Домострое" «Домострой» появился в XVI веке благодаря духовному наставнику Ивана Грозного протопопу Сильвестру, выходцу из богатых купцов Великого Новгорода. Однако считать его автором книги было бы неверно. Сильвестр, скорее, ее составитель и редактор. Литературоведы считают, что в основу книги легли многие уже существующие источники как русского, так и европейского происхождения. Например, старинные сборники поучений: Домострой» состоит из трех частей. Первая часть написана как отцовское обращение к своему сыну. Отец убеждает молодого человека, что жить нужно с верой в Бога, бояться его. По наставлению отца, мужчина несет ответственность за воспитание своих чад и поведение жены. Если же члены семьи ведут себя неподобающе, то виноват он, муж и отец. В основном первая часть «Домостроя» посвящена канонам христианства. Она учит как нужно молиться, христосоваться, наставляет в вере, рассказывает о правильном наложении креста. Так, например, в книге утверждается, что христиане должны верить в Святую Троицу, воскрешение усопших, Иисуса Христа и тому подобное. «Домострой» советует людям чаще просить у духовного отца указаний, как поступить в какой-либо ситуации. Чтить и слушаться Бога всегда, следовать его заповедям, исповедоваться ему, честно рассказывать о своих грехах и просить прощения. Если человек заболеет, лечиться нужно усердно молясь и раздавая милостыню нищим. Вторая часть книги описывает роль семьи в обществе. Семья – это малая церковь, главой которой является мужчина. Он обязан быть мудрым и опытным, отвечать за всех своих чад и домочадцев перед людьми и Богом. У всех прочих членов семьи имеются свои обязанности. В этой части книги большое внимание уделено воспитанию подрастающего поколения. Родители обязаны вырастить детей благочестивыми, добрыми, трудолюбивыми, прививать им любовь к ближнему. Детям тоже даны наставления. Им велено относиться к родителям с почтением, слушаться их и не прекословить. Применять к детям телесные наказания рекомендуется в самом крайнем случае. И нельзя делать это «в сердцах», в состоянии гнева. Жене в семье отводится вторая по значимости роль после мужа. Ей положено подчиняться своему мужу, но при этом она является его верной помощницей и советчицей. Помимо уклада в семье, «Домострой» дает советы, как ладить с соседями, говорит о необходимости повиноваться власти, служению и Богу, и царю. В третьей части можно было найти различные практические советы. Женщинам там предлагались кулинарные рецепты, они могли с помощью этой книги освоить рукоделия. «Домострой» учил рачительному ведению домашнего хозяйства, рациональному планированию расходов. В книге уделялось внимание труду, описывались всевозможные ремесла, сельскохозяйственные работы. В основном первая часть «Домостроя» посвящена канонам христианства. Она учит как нужно молиться, христосоваться, наставляет в вере, рассказывает о правильном наложении креста. Так, например, в книге утверждается, что христиане должны верить в Святую Троицу, воскрешение усопших, Иисуса Христа и тому подобное. «Домострой» советует людям чаще просить у духовного отца указаний, как поступить в какой-либо ситуации. Чтить и слушаться Бога всегда, следовать его заповедям, исповедоваться ему, честно рассказывать о своих грехах и просить прощения. Если человек заболеет, лечиться нужно усердно молясь и раздавая милостыню нищим. Вторая часть книги описывает роль семьи в обществе. Семья – это малая церковь, главой которой является мужчина. Он обязан быть мудрым и опытным, отвечать за всех своих чад и домочадцев перед людьми и Богом. У всех прочих членов семьи имеются свои обязанности. В этой части книги большое внимание уделено воспитанию подрастающего поколения. Родители обязаны вырастить детей благочестивыми, добрыми, трудолюбивыми, прививать им любовь к ближнему. Детям тоже даны наставления. Им велено относиться к родителям с почтением, слушаться их и не прекословить. Применять к детям телесные наказания рекомендуется в самом крайнем случае. И нельзя делать это «в сердцах», в состоянии гнева. Жене в семье отводится вторая по значимости роль после мужа. Ей положено подчиняться своему мужу, но при этом она является его верной помощницей и советчицей. Помимо уклада в семье, «Домострой» дает советы, как ладить с соседями, говорит о необходимости повиноваться власти, служению и Богу, и царю. В третьей части можно было найти различные практические советы. Женщинам там предлагались кулинарные рецепты, они могли с помощью этой книги освоить рукоделия. «Домострой» учил рачительному ведению домашнего хозяйства, рациональному планированию расходов. В книге уделялось внимание труду, описывались всевозможные ремесла, сельскохозяйственные работы. |