|
1. Декоративные качества строительных материалов цвет, фактура, текстура, форма материалов
1. Декоративные качества строительных материалов: цвет, фактура, текстура, форма материалов.
спектрального состава светового потока, отраженного поверхностью материала.
Характеристики – цветовой тон, светлота, насыщенность.
Фактура – видимое, пластическое строение материала, кот.отражает способ его добычи, изготовления или обработки.
Текстура – характер рисунка на поверхности материала, характеризующий его внутреннее строение
|
2. Цвет материала, психология его восприятия, возможности использования в архитектуре.
Цвет материалов – зрительное ощущение, которое зависит от спектрального состава светового потока, отраженного поверхностью материала.
Характеристики – цветовой тон, светлота, насыщенность.
Цв. тон показывает к какому участку видимого спектра относится цвет материала. Количественно цветовые тона измеряются длинами волн.
Светлота характеризуется относительной яркостью поверхности материала, определяемой коэффициентом отражения, который представляет соответственно отношение отраженного светового потока к падающему.
Насыщенность цвета – степень отличия хроматического цвета от ахроматического, той же светлоты.
Цвета: действительный, измененный, наносной.
Действительный цв. – получаемый в результате традиционного изготовления материала (дерево, кирпич).
Измененный – полученный в результате обработки естественного мат. или спец. способа изготовления (пропитка доски).
Наносной – цвет облицовочного слоя, кот. полностью скрывает цвет поверхности мат.
Цвет ассоциативно влияет на восприятие масштаба, размеров (одноцветный объект больше, чем многоцветный), выступающих и западающих частей, на восприятие формы объекта.
Многоцветные и темные цв. скрывают фактуру, светлые – усиливают. Яркие цвета приближают объект, серые, голубые, ненасыщенные – отдаляют, цвет влияет на раскрытие объекта во внутреннем пространстве (последовательное, обратная перспектива)
| 4.Текстура материала и ее связь с внутренним строением материала.
Текстура – характер рисунка на поверхности материала, характеризующий его внутреннее строение. Рисунок– различные по форме, размерам, расположению, сочетанию, цвету линии, полосы, пятна и др. элементы на лицевой поверхности материала. Если упомянутые эл-ты создала природа, рисунок наз. Текстурой (например, текстура древесины, природного камня). Известны рисунки, вызывающие функциональные аналоги (растительный орнамент), геометрические, слабо или явно (ярко) выраженные, крупно- или мелкомасштабные. Рисунок (текстура), как и др. эстетические хар-ки, влияет на своеобразие наружной и внутренней отделки зданий и сооружений. Текстура – преимущественная ориентация кристаллических зёрен в поликристаллах или молекул в твёрдых аморфных мат-ах, приводящая к анизотропии их св-в. У природных и большинства искусственных м-ов текстура образ. видимыми на их пов-ти различными по форме, размеру, хар-ру пространственного расположения, цвету отдельными составными эл-ами: у древесины – годичными слоями, сердцевидными лучами, сосудами, волокнами; у естественного камня – зёрнами, прожилками, порами; у бетона – цементным камнем, мелким или крупным заполнителем.
| 5.Фактура материала: классификация, виды фактур и определение.
Фактура – видимое, пластическое строение материала, кот. отражает способ его добычи, изготовления или обработки.
Характеристики: по степени рельефа (гладкий – величина элементов поверхности настолько мала, что не воспринимается глазом; шероховатый – величина элементов пластики воспринимается глазом, но определить их кол-во на единицу площади не возможно; рельефный – величина эл. настолько большая, что они воспринимаются поштучно, число их свободно определяется на ед. площади), по степени блеска (матовый, блестящий), по виду рельефа (организованный, неорганизованный)
Методы оценки фактуры: визуальный, инструментальный (линейки, рулетки, микрометры, вискометры и др.). Определение количества элементов пластики на единицу площади.
| 6.Форма строительных материалов и их связь с тектоникой здания.
При рассмотрении композиционно законченного сооружения и его влияния на эстетическое восприятие принято учитывать две главные особенности: восприятие «формы поверхности»ивосприятие«самой формы». В современной архитектуре форма поверхности облицовочных материалов, как правило, лаконична. Квадрат, прямоугольник, реже - круг, овал. Лицевая поверхность или поверхности, олицетворяющие форму материалов, воспринимаются визуально (зрительно) и непосредственно влияют на своеобразие фасадов или интерьера зданий.
Эстетика формы подразумевает композицию или какой-либо другой прием, при помощи которого физические качества объекта преобразуются в художественные.
В строительстве всегда применялись логически обоснованные строительные материалы и изделия, составляющие конструкцию здания, которые выявляли тектонику сооружения( художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания)
В современной архитектуре эта тектоничность, закономерность строения, получила еще большее развитие. При этом выявлению эстетики формы способствует сам материал. Правдивость материала всегда являлась существенной частью восприятия архитектуры. «Сила воздействия архитектурного памятника на человека, тектоническая мощьвыражения стены – писал И.В.Жолтовский, - в большой степени зависят от умения правдиво подать материал, из которого возведено здание, - чтобы камень максимально играл всей своей сущностью, мрамор был мрамором и дерево – безусловно деревом».
| 7.Определение, исторические сведения использования древесины в качестве строительных материалов.
Древесные материалы получают путем обработки древесины различных пород деревьев, а так же на основе отходов упомянутой обработки.
Древесина наряду с пр. к. м. является самым древним строительным материалом. В разное время на территории различных государств, в том числе России и Белоруссии, создавались замечательные сооружения из древесины: мосты, крепостные сооружения, храмы, дворцы.
В зап. Европе уже начиная с 1 в. н. э. было широко распространено фахверковое строительство. В Норвегии до нашего времени сохранились деревянные церкви, например Андреевская церковь в г. Боргунне.
В средней полосе России тоже сохранились сотни памятников русского деревянного зодчества. В д. Стрельниково сохранилась церковь, возведенная в 1628 г. Более 600 лет сохраняются в Кижах деревянные здания, жемчужиной среди них является Кижский погост.
В Минске на ул. К. Маркса за костелом сохранилось деревянное здание 1630-х годов. В пинских болотах археологи обнаружили древнейшие селения на деревянных сваях, которым более 6 тыс. лет.
| 8.Цвет, фактура и текстура различных видов дерева.
Все природные древесины подразделяются на хвойные и лиственные. Хвойные отличаются лучшими техническими свойствами, а у лиственных более богатые декоративные качества. Цвет древесине придают ей красящие, дубильные и смолистые вещества. Однако у одной и той же породы цвет древесины может изменяться в зависимости от возраста, условий роста, времени после срубки и т. п. Текстура древесины зависит от особенностей строения и направления среза. Хвойные породы как правило имеют более однообразную текстуру по сравнению с лиственными.
Сосна – самый распространенный строительный материал. Имеет красивый янтарный цвет с многочисленными тонкими прожилками и выразительной структурой. Ель – по распространенности занимает 2 место, Древесина ели однородно-белая с чуть золотистым или желтоватым оттенком, легче и мягче сосновой. Листвинница считается примадонной деревянной архитектуры. Имеет красивую древесину – от красно-коричневой до бурой, по твердости не уступает дубу.
Дуб отличается высокой эстетической привлекательностью. Цвет ядра – от золотисто-каштанового до темно-шоколадного. Наиболее характерной чертой дуба являются частые и широкие сердцевинные лучи, которые видны на всех разрезах ствола. Дуб легко окрашивается и морится до черного цвета. Древесина осины однородно-белого цвета, белее, чем у других лиственных пород. Лицевая поверхность изделий из осины отличается оригинальным серебристым оттенком. Береза является самой распространенной в наших лесах лиственной породой, имеет молочно-белый цвет с легким желтоватым или красноватым оттенком.
| 9.Области применения строительных материалов из дерева в современной архитектуре.
Деревянные материалы применяются в современной архитектуре как конструкционные, но чаще как конструкционно-отделочные и отделочные.
Пиломатериалы для производства сборных элементов малоэтажных зданий в больших объемах применяют в Финляндии, Швеции, Норвегии, США, Канаде, а также в странах с ограниченными запасами сырья – Германии, Англии, Франции и даже Японии. Известны примеры изготовления и применения сборных элементов жилых зданий из материалов на основе отходов деревообработки.
Существуют несущие клееные конструкции (балки, арки, рамы, фермы, пространственные оболочки, купола и т. п.), так же из древесины производят ограждающие конструкции (стеновые панели, покрытия).
Широкое распространение получили ДСП и ДВП. Из древесины изготавливается огромное количество напольных покрытий, декоративных деталей интерьера и т.д. Древесина так же используется при реставрациях и реконструкциях памятников архитектуры.
| 10.Эстетические качества материалов из дерева.
Эстетические характеристики древесины, как и всех материалов, связаны с цветом, блеском, и текстурой, которые зависят не только от породы дерева, а и от климата, в котором оно произрастало, его возраста, времени и условий хранения.
Следует отметить, что лиственные породы деревьев обладают более богатыми эстетическими качествами, по сравнению с хвойными. Они имеют более яркую окраску, текстура, благодаря хорошо заметным сосудам и различным по размеру и характеру сердцевинным лучам, разнообразнее.
У древесины растущей в южных районах окраска более яркая.
Цвет древесины может меняться на менее яркий, приобретать более темный оттенок под влиянием воздуха и света.
Наличие и степень блеска связана с плотностью дерева, а также с видом разреза или раскола.
| 11.Эксплуатационно-технические свойства древесины.
К положительным эксплуатационно-техническим свойствам уникальной природной структуры древесины относятся сравнительно низкая средняя плотность при прочности, обеспечивающей функциональную надежность разнообразных конструкций жилых, общественных, промышленных зданий. Коэффициент конструктивного качества (отношение предела прочности к средней плотности) у материалов из массивной древесины – 0,8, у стали – 0,5, у керамического кирпича – 0,05.
К отрицательным характеристикам древесины относят возможность образования пороков, сравнительно высокая гидроскопичность и водопоглощение, низкая биостойкость, в том числе возможность загнивания. Так при увеличении влажности прочность древесного материала снижается, заметно повышается теплопроводность. При изменении влажности также происходит усадка или набухание древесины. При этом они различны в тангенциальном и радиальном направлениях, высыхание происходит не равномерно. В результате внутренние напряжения в материале могут вызвать коробление или растрескивание.
Принимая во внимание различное сопротивление вдоль и поперек волокон материала, древесина хорошо работает на сжатие, изгиб, растяжение вдоль волокон, и хуже поперек волокон. Плохо работает на скалывание.
| 12.Основные виды строительных материалов из дерева.
Материалы и изделия из древесины подразделяют на круглые лесоматериалы, пиломатериалы, фрезерованные, в том числе погонажные изделия, шпон, изделия и полуфабрикаты, термообработанную и модифицированную древесину, древесные пластинки и изделия на базе отходов древесины.
Круглые лесоматериалы – очищенные от коры и сучьев отрезки бревен, различаются в зависимости от диаметра (бревна, подтоварник, жерди).
Среди пиломатериалов различают пластины, четверти, брусья, бруски, доски (обрезные, полуобрезные), лага, горбыль.
Погонажные изделия – доски для полов с пазлом и гребнем. Существует много видов паркетных досок: штучный паркет, мозаичный, щитовой, паркелит, ламинированный паркет.
Шпон – тонкие срезы древесины в виде непрерывной широкой ленты, получаемые лущением или строганием.
К материалам из уклеенных полуфабрикатов относятся элементы деревянных клееных конструкций, оконные, дверные блоки, щиты, фанера, дсп, двп, мдф.
| 13.Определение, исторические сведения применения природного камня в архитектуре.
Природные каменные материалы получают из различных горных пород путем механической обработки или без нее.
Природный камень в качестве строительного материала используется очень давно, первыми сооружениями были кромлехи, дольмены, пирамиды др. Египта (песчаник, известняк). Характерная особенность др. сооружений – преобладание массы материала над внутренним пространством.
Парфенон (пантелийский камень), Колизей. Из камня возводились целые города (напр. др. город в Камбоджа, др. города Крыма, руины города майя).
Тадж-Махал выложен из белого мрамора, Нотр Дам де Пари.
В современной архитектуре в основном используется как материал для фундамента и др. несущих конструкций, так же используется в качестве отделочного и конструктивно-отделочного.
| 14.Декоративные качества природного камня.
По характеру обработки фактуры природного камня можно разделить на 2 основные группы: ударные (точечные, бороздчатые, бугристые, рельефные, скальные) и абразивные (пиленная, шлифованная, полированная).
Текстура пр. к. м. во многом определяется способом образования гор. породы, например текстура глубинных изверженных пород ограничена соотношением в них полевых шпатов и зерен кварца, гораздо разнообразнее текстура осадочных и метаморфических пород (ракушечник, мрамор, кварцит).
По цвету, его насыщенности, светлоте пр. к. м. могут быть самыми разнообразными, например кварцит(бел., роз., вишневый, красный), габбро(серый, черный), диорит(черный, зеленый).
Благодаря всему разнообразию своих декоративных и конструктивных качеств, природные каменные материалы являются одними из самых дорогих, поэтому используются в основном в общественных знаниях и при частном строительстве.
| 15.Приемы фактурной обработки камня.
По характеру обработки фактуры природного камня можно разделить на 2 основные группы: ударные (точечные, бороздчатые, бугристые, рельефные, скальные) и абразивные (пиленная, шлифованная, полированная).
Ударные фактуры образуются по большей части из-за способа получения материала: скалывание (скалывание клиньями, скалывание взрывным способом, методом замораживания), резание (камнерезными машинами, канатная распиловка), термическое воздействие (с помощью газоструйной горелки). Абразивные фактуры получают за счет дальнейшей обработки полученного материала (шлифование, полирование).
| 16.Области применения природного камня в архитектуре.
В архитектурно-строительной практике пр. к. м. используются как конструкционные (блоки для фундамента, стен), конструкционно-отделочные (плиты для пола, лестниц), отделочные (плиты, профильные изделия для наружной и внутренней облицовки).
Блоки из пр. к. для фундаментов и кладки наружных стен применяются, как правило, как местный материал для 2-х, 3-х и 5этажных жилых, общественных и промышленных зданий.
Блоки для кладки стен из песчаника, известняка, туфа различных цветов и оттенков оказывают большое влияние на эстетическую выразительность зданий.
Отделочные материалы для наружной и внутренней облицовки отличаются более высокой долговечностью по сравнению с аналогичными материалами не из природного камня.
|
17.Эксплуатационно-технические свойства природного камня.
Преимущества пр. к. м.: высокая прочность, долговечность, морозостойкость упругость. Плохо работает на растяжение.
Эксплуатационно-технические свойства различаются в зависимости от структуры горной породы. По генетическому происхождению различают магматические (глубинные, излившиеся), осадочные, метаморфические. Глубинные горные породы плотные, прочные, с высокой морозостойкостью и низким водопоглощением. Излившиеся являются аналогами глубинных по строению, но отличаются пониженной атмосферостойкостью. Осадочные отличаются небольшой плотностью и малой теплопроводностью. Метаморфические(мрамор) отличаются высокой плотностью, прочностью при сжатии, малое водопоглощение и небольшая твердость.
Долговечность пр. к. м. связана с их твердостью. Различают очень долговечные ( первые признаки разрушения через 500 лет), долговечные (до 500 лет; габбро, сиенит), относительно долговечные (1-ые признаки до 100 лет; мрамор, гипсовый камень).
|
18.Определение,исторические сведения о прим. Керамики в арх. Керамические материалы обладают поликристаллической структурой, получаемой в результате формования и тепловой обработки глин с добавками.. Известно, что за 12 тыс. лет до н.э. в Древнем Египте возводились глинобитные сооружения из сырого кирпича (без специальной тепловой обработки, чему способствовал сухой климат) и изготовлялись керамические изделия для облицовки (XXVIII век до н.э.).В Месопотамии, в долине рек Тигра и Евфрата, самую значительную роль в архитектуре играл керамический кирпич. Последний широко использовался при строительстве дворцов, каналов, мостов, культовых сооружений — зиккуратов. В Древней Индии также широко применялись керамические материалы. Археологические раскопки в Пенджабе показа, что за 3 тыс. лет до н.э. строились двух- и трехэтажные здания из керамического кирпича. Еще в Неолите в Древнем Китае изготовлялись керамические изделия. Всемирно известным памятником середины 1-го тысячелетия до н.э. является Великая Китайская стена. Ее начали строить в IV веке до н.э. из керамического кирпича и камня с засыпкой землей. Ведущее место керамические кирпич и черепица заняли при строительстве в эпоху Возрождения. Примерами стены, своды, сферические купола большинства флорентийских и сиенских дворцов.
|
19.Обработка лицевой поверхностикерамических материалов связана с их видом и производится различн. Технологич.способами, выделяют: механическую обработку, ангобирование, глазурование, сериографию,шелкографию.Механическая обработка предполагает использ. Спец. приспособлений, позволяющих получать рельефный рисунок в проц. формования материала или после него. Ангобирование –нанесение механич. способом на лицевую поверхность белых или цветных жидких глиняных масс толщиной 0,25 – 0,4 мм. После обжига образуется матовое покрытие Глазурование –покрытие различн. способами слоем жидкой глазури толщиной 0,15 – 0,3 мм. Глазури, состоящие из кварца, полевого шпата, каолина и других компонентов, образуют после обжига стекловидный слой, отличающийся блеском. Реже применяют глазури, позволяющие получать матовую фактуру – со слабым блеском. Способсериографиипредполагает изготовление по фотоснимку рисунка сетки-трафарета, с помощью которой красящий состав наносят на материал, затем изделие глазуруют и обжигают. Шелкография– нанесение орнаментированного рельефа глубиной до 1 мм при прессовании мат-ала металлич. штампом с рисунком. Рельефный рисунок может быть получен также при пульверизации глазури на металлич. трафарет, который устанавл. на высушенный материал.
| |
|
|