1.Древневосточная деспотия III - I тысячелетия до н.э. (зарождение, принципы, основные тенденции развития). 1-я форма гос. упра-я в 4-3 тыс. до н.э. на территориях т.н. ирригац. обществах. Вост. десп-я – форма гос. устройства, при кот. все и вся в руках деспота.
Египет – путь войны, т.к. терр-я состоит из отд. протогос. формирований (номы). Ирригац. системы могли формироваться при войне. Ключевая фигура – номарх(завоеватель Египта). Расцвет деспотии в Древнем царстве.
Месопотамия – терр-я состоит из городов-гос-в, отделенных между собой большими пространствами – первонач-но военных столкновений не было. Главное-ументь строить ирригац. с-мы. На втором этапе развития появл-ся лугали(военные вожди). Но здесь деспотия более краткая, не так выражена. Развита во время Саргонидов и III дин-ии Ура.
Охарактеризовать древневосточную деспотию можно на примере развития державы Аккада и III Династии Ура. Основателем Аккадского царства стал Саргон. В результате многочис. военных походов Саргон присоединил к своим владениям северные города, шумерские города Персидского залива и дошел до гор Амана и Тавра. Итогом правления Саргона было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей державы в Передней Азии с центром в городе Аккаде. Существенные изменения в развитии восточной деспотии произошли за время более чем столетнего правления III династии Ура. Основную массу земель составлял царский земельный фонд, включавший в себя земли местных правителей, все храмовые владения и завоеванные территории. Царская земля делилась на несколько категорий: царская, храмовая и земля для административного и храмового персонала и профессиональным войнам. Общество приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер. Господствующее положение принадлежало рабовладельцам из числа служилой, в том числе военной знати, высшему жречеству, верхушке земледельческих общин. Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в эпоху III династии Ура имело законченную форму древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь с неограниченной властью. Власть царя идеологически обосновывалась религией. Со времен правления Шульги царям воздавались божественные почести и был учрежден их культ. Жречество было подчинено царю. Царю подчинялся и огромный бюрократический аппарат. Исчезает самостоятельность городов-государств и местная общинная знать.
Кризис деспотии начинается с зарожд-я собственности и появления законов (напр., Хаммурапи). Зарожд-е част. собственности – объективный процесс (подарки от царя для вельмож). В Египте если деспот разрешал, вельмоди вступали в право наследования. В момент зарождения част. собств-сть не играла экономическую роль. В Междуречье, по закону Шульги и Хаммурапи, част. собств. защищалась.
Правление 4-го царя старовавилонской династии Хаммурапи нельзя рассматривать как деспотию. В Египте никто не доказал наличие част. собств-сти и в Новом ц-ве.
| 2. Становление древнегреческой демократии (основные тенденции развития, этапы, лидеры). Гл. черта греческой архаики VII-V вв. до н.э. – становление принц. новой общественной организации – полиса (К. Маркс, Ф. Энгельс: город-гос-во, некая социально-экон. стр-ра; Запад, Шифман: коллектив граждан, равно- и полноправных). Гражданин полиса – свободный член общества, обладающий собственностью, правами и обязанностями общ-ва (оборона полиса, гос. упр-е полисом). Черты полисов: 1.В рамках одной структуры сосуществуют общественная (полисная) и частная (индивидуальная) собственность, причем, общественный принцип должен обладать относительным значением, а частный - безусловным. 2.Взаимная обусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. 3.Резкое противопоставление граждан полиса негражданам (чужеземцам) и рабам. 4.Общая тенденция античных полисов в сторону демократии. 5.Совпадение политической и военной организации (гражданин-собственник=воин). 6.Наличие особой полисной идеологии (высшая ценность-полис, определенная традиционная и консервативная направленность). 7.Сравнительно небольшие размеры гражданского коллектива и территории. Механизм образования полисов осуществлялся чаще всего посредством синойкизма, т.е. сселения или насильственного объединения всех или значительной части жителей данной области в одно большое, более укрепленное и более жизнеспособное поселение. Так, в Афинах примером синойкизма служит объединение проживавших в Аттике племен вокруг Акрополя. Виды: 1.Демократич. полис – власть демосу-народному собранию (Афины). 2.Олигарх. полис – власть группировки, родовой олигархии (Спарта).
Архонты-простаты – чрезвычайные лидеры полиса.
Развитие древнегреческой демократии, прежде всего, связано с именами Драконта, Солона, Клисфена. Драконт составил для Афинской республики в 621 г. до н.э. первые писанные законы. В политию Драконта входили народное собрание из 401 человека, ареопаг, архонты, стратеги, пританы и прочие должностные лица, назначаемые жребием; граждане делились на классы по имуществу и по праву избираемости на должности. Ко времени Драконта наступил переход натурального хозяйства к денежному, образовался класс граждан не знатных, но зажиточных, отвоевавших себе у родовой знати активное участие в управлении. Будучи избранным в 594-593 гг. до н. э. архонтом и айсимнетом, Солон провёл ряд реформ. Важнейшая из реформ состояла в том, что Солон ликвидировал долговое рабство и приказал снять все долговые камни, которые устанавливались ранее на земле должника. Солон произвел преобразование гос. строя. До реформ вся власть в Афинах принадлежала эвпатридам, народ не принимал участия в управлении государством. Солон привлёк к управлению государством не только эвпатридов, но и богатых людей простого происхождения. Он разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от их имущ положения (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты). Высшей законодательной властью в Афинах стало народное собрание. Для предварительного обсуждения законов был создан особый Совет четырехсот. Народ же утверждал или отвергал предложенные ему проекты законов. От народного собрания зависело также избрание высших должностных лиц. Охрана законов и наблюдение за их выполнением поручались ареопагу. Реформы Солона заложили основы для рабовладельческой демократии. Тирания. В Афинах в 560 г. до н.э. установилась тирания Писистрата. Захватив власть, тиран обычно начинал расправу со своими политическими противниками. Писистратиды действовали в интересах демоса (метод кнута и пряника). Но тиран малоприемлем для полиса. Убийство Гепарха и изгнание Гипия. К власти приходят Алкмеониды. Клисфен завершает фомирование демократического полиса. Отказывается от родовых фил и формирует территориальные филы (10), переход от родовой знати к демократии.
| 3. Древнегреческий полис классической эпохи. С V в. – классическая эпоха. Реформы Клисфена завершают собой первый этап борьбы за демократию в Афинах. В ходе этой борьбы афинский демос добился больших успехов, политически вырос и окреп. Воля демоса, выраженная путем общего голосования в народном собрании, приобретает силу обязательного для всех закона. Все должностные лица, не исключая и самых высших - архонтов и стратегов (коллегия из десяти стратегов, командовавших армией, была учреждена Клисфеном.), выбираются и обязаны отчитываться перед народом в своих действиях, а в том случае, если допущена какая-нибудь провинность с их стороны, могут быть подвергнуты тяжелому наказанию. Впрочем, до полного торжества демократических идеалов в Афинах было ещё далеко. Наибольшим значением в политической жизни Афин пользовалась прослойка зажиточного крестьянства, оттеснившая на задний план как старую земельную знать. Малоземельные крестьяне, равно как и городская беднота, активного участия в управлении государством в то время еще не принимали, хотя формально и те и другие считались афинскими гражданами. В нач. V в. до н.э. вся Эллада оказалась вовлеченной в военный конфликт с Персидской державой. Для греческих полисов персидская угроза рассматривалась как смертельная опасность, особенно для наметившегося пути их развития как полисных организмов с интенсивной рабовладельческой экономикой, активной политической жизнью граждан, с их самобытным стилем жизни и культуры. Греко-персидские войны продолжались полвека (500-449 гг. до н.э.), и в это время, несмотря на самое активное участие в военных действиях Афины продолжали совершенствовать свою демократическую государственность. К кон. 80-х гг. Фемистоклу удалось добиться принятия народным собранием морской программы, которая предполагала проведение наступательных действий против персов и активной внешней политики афинского государства. Морская программа имела не только военный, но и политический аспект. Ее реализация поднимала политическую роль низших слоев афинского гражданства, так как феты, не имея средств на приобретение дорогого снаряжения пехотинцев, могли служить главным образом во флоте. Морская программа существенно поднимала роль торгово-ремесленных слоев. В 462 г. до н.э. военно-политическая ситуация позволила новому демократическому лидеру Эфиальту осуществить реформы, направленные на углубление демократии. Проведя кампанию по дискредитации аристократического ареопага, обвинив ряд его членов в коррупции, Эфиальт провел через народное собрание закон, по которому ареопаг был лишен политических прав и полномочий и превращался в судебную инстанцию. Благодаря Эфиальту был принят еще один закон, направленный на защиту афинской демократии. Каждый гражданин получал право подать жалобу на противозаконие, если усматривал в принятом народным собранием законе угрозу для демократических устоев Афинского государства. Перикл (444-429гг. до н.э.)–"золотой век" Афин. Прежде всего Перикл стремился к тому, чтобы все граждане могли реально, а не формально занимать ответственные государственные должности. Исполнение должностей не оплачивалось, и бедные жители Афин не могли бросить свои занятия для исполнения общественных поручений. Перикл такую плату ввел. Перикл заботился и о культурном досуге сограждан: в праздник Дионисий, когда устраивались театральные представления, бедным гражданам выдавался "теорикон" (по 2 обола), чтобы они могли посетить театр. Не были забыты ремесленники и торговцы. В правление Перикла в Афинах было развернуто крупномасштабное строительство, потребовавшее больших затрат и обеспечившее работой ремесленников самых разных специальностей. Во время Пелопонесской войны из-за поражений в битвах Перикл в 432 г. не был избран стратегом, но через некоторое время его опять избрали. После этого он потребовал отмены закона о незаконнорожденных детях, по которому афинским гражданином мог стать лишь тот, чьи отец и мать также были афинскими гражданами (второй женой Перикла была милеткой).
| 4. Эпоха эллинизма и историческое значение эллинистической цивилизации. Эпоха эллинизма(IV-I в.до н.э.) –это история эллин. царств и полисов как с-мы социальных отн-й, слож-ся после завоеваний А. Македонского, и полит. перемен, приведших к созд-ю крупных эллин. держав и кардинальным изменениям в сфере к-ры. Одними учеными (И. Дройзен, В. Тарн, М.И. Ростовцев) синтез вост. и греч. начал понимается в плане объед-я нек. эл-в к-ры и религии или, самое большее, как взаимод-е греч. и вост. начал в обл. полит. учр-й, к-ры и религии. В отеч. ист-ии эллинизм понимается как сочет-е и взаимод-е греч. и вост. эл-в во всех областях жизни, производства и к-ры. В с-в эллин. мира вошла терр-я классич. Греции (включая Великую Грецию и Причерноморье) и т.н. классический Восток, т. е. Египет, Передняя и Средняя Азия (без Индии и Китая). Наиб. характ. черты эллинизма проявились в Египте и на Ближнем Востоке. Египет (дин. Птолемеев). Экон-ка, социально-класс. отн-я. В Египте издревле сложилась экон-ка, основой кот. было ирригац. земл-е. Птолемеи и их прав-во восприняли эту традиц. экон-ку, но они и усоверш-ли ее. Была восстановлена прежняя с-ма оросит. каналов. Построены новые каналы, что позволило увел-ть общую площадь пахотных земель и спос-ло процветанию егип. земл-я. Вместо ячменя стали выращ-ть пшеницу; лен, папирус, рис и хлопчатник. Гос-во также вмеш-сь в орг-ю самого земл-я. Был произведен тщат. кадастр всех земель с оценкой их кач-ва и возможной урожайности. Все земледельч. операции проводились под контролем царской админ-ии. Все эти меры спос-ли правильной обработке земель, обесп-ли стране хорошие и устойчивые урожаи, кот. хватало и на экспорт. Стр-ра агр. отн-й в эллин. Египте сочетала эл-ты древневост. цар. собств-сти на всю землю с эл-ми частновлад. хоз-в греч. типа. Царь считался верх. собств-ком всех земель. Знач. часть цар. земли обраб-сь мелкими земледельцами, кот. счит-сь ее арендаторами и платили за аренду ряд налогов, выполняли многие повинности в пользу царя. Они работали под постоянным контролем цар. адм-ии, были осн. производителями и наиболее угнет. классом егип. общ-ва. Но часть земельного фонда страны уступалась царем ряду привилег. лиц или учр-й и могла обраб-ся иным способом (за большие заслуги, за военную службу; егип. храмам). В целом статус этих земель был более свободным. В эллин. Египте получили дальн. разв-е разл. ремесло. Оно также была поставлено под жест. контроль цар. чиновников. Ремесла были сосредоточены в основном в городах. Основание новых городов греч. типа было одной из важн. черт политики эллин. правителей. Птолемеев в этом отн-ии имели свои особ-сти. Птолемеи активно следовали этой политике в своих внеегипет. владениях, где они основали свыше 30 городов греч. типа, кот. предоставили право на внутр. самоупр-е, нек. формы полис. жизни. Однако в самом Египте политика была иной — на всей его терр-ии Птолемеи основали лишь один город греч. типа — Птолемаиду на юге страны. Также городами греч. типа были столица Александрия и город Навкратис. Помимо этих трех городов греч. типа в долине Нила сущ-ло множество городов местных, подч-х царской администрации. Центрами номов, были местные города. В этих городах были сосредоточены многочисл. ремесл. мастерские, изгот-е изд-я из цвет. стекла, льняные, шерст. и шелк. ткани, папирус, керамику, изд-я из бронзы, меди и железа. Наряду с част. мастерскими сущ-ли цар. эргастерии. Ремесленники выплачивали неск. видов налогов, выполняли разл. повинности в пользу царя. Предст-ли ремесл. профессий, имели право на созд-е своих проф. объед-й. Важным произв-вом было изг-е осн. продуктов пит-я, как растит. масло и пиво. Маслоделие, как и пивоварение, было предметом царской монополии. Во многих сельских пос-х работали мастерские по произв-ву папируса, тканей, ювелирных изд-й. Известная рассредоточенность ремесел не только по городам, но и по сельским поселениям — характ. особ-сть егип. ремесл. произв-ва. Птолемеи вели широкую торговлю на мировых рынках. Птолемеи контрол-ли важн. мор. пути вост. половины Средиз. моря. Гос-во объявило внеш. торговлю своей монополией. Активной была и внутр. торговля. В III в. до н. э. набл-ся экон. подъем. Но этот подъем уже с нач.
| II в. до н. э. сменился застоем, а затем и серьезным кризисом. Нас-е, измученное налогами, многочисл. повинностями, контролем и произволом цар. адм-ии, стало уклоняться от вып-я работ, бежало из поселений и городов. Потеря многих внеегип. владений ухудшила полит. сит-ю, нарушила безопасность на торг. путях, что сказалось и на египетской торговле. Соц.-класс. стр-ра характ-ся большей сложностью и расчлененностью на разл. общ. группы, прослойки, сословия, чем егип. общ-во предш. времени. В целом можно говорить о двух больших соц. группах в составе господ. класса птолемеевского Египта: греко-македонян и местной знати. С течением времени происх-ло сближ-е обеих фракций господ. класса. Птолемеи раздавали земли, подарки, привилегии егип. храмам, и егип. жреч-во в целом поддерживало династию. Но деление на егип. знать и эллин. аристокр-ю, на египтян и эллинов сохр-сь до кон. правл-я Птолемеев и было причиной соц. напряжения в среде господ. класса, которое порой выливалось в серьезные соц. столкн-я и вынуждало правящую династию лавировать. Усложнилась стр-ра осн. классов-производителей. После греко-македон. завоевания в Египте возросло общее число рабов и их роль в произв-ве. Наблюдается стан-е рабовл. отн-й античного типа. Но большую часть основных производителей материальных благ сост-ли не рабы, а мелкие земледельцы (царские земледельцы) и ремесленники, кот. в сущности, экспл-сь рабовл. методами, что сближало их положение с положением юрид. несвободных рабов. С сер. II в. до н. э. набл-сь напряж-сть соц.-экон. обстановки. Представители егип. арист-ии, ущемленные в своих привилегиях по срав. с греко-македонской верхушкой, совместно с местным жречеством пытались использовать в своих интересах общее недов-во народ. масс, поднимали настоящие восстания против правящей династии. Гос. упр-е. В Египте утв-сь эллин. монархия, сочет. в себе как эл-ты вост. десп-ии, так и нек. инст-ты полисного строя и македонской примитивной монархии. Птолемеи сохр-ли все особ-ти древнеегип. гос-ва (деспотия). Цари, как и в Др. Египте во времена фараонов, обож-сь, считались неогранич. носителями власти и источником права. Царь был верх. собственником всей земли и единолич. распорядителем всех богатств. Ближ. окруж-е царя сост-ли его родств-ки и друзья, кот. делились на ранги и кот. в действ-сти были придворными чинами. Из их среды назнач-сь рук-ли центр. ведомств, высшие военачальники. Почти все высшие должности в центр. прав-ве были заняты греками и македонянами. Штат областных чиновников ведал жизнью номов, на которые делился Египет. Во главе нома стояли стратег, осущ-й военно-полит. власть, и номарх, ведавший гражд. делами. Важное место в областном упр-ии занимали распорядитель номовых финансов и цар. грамотей (писец), кот. были ближ. помощниками стратега и номарха. Номы делились на топы (районы) и комы (деревни). Рук-во топами и комами осущ-ли чиновники низшего ранга. В трех городах греч. типа — Александрии, Навкратисе и Птолемаиде — сущ-ли нек. выборные органы упр-я, что считалось важной привилегией в деспот. гос-ве Птолемеев. На иных началах было организовано упр-е внеегипетскими территориями. Здесь Птолемеи не создавали такого разветвл. аппарата, как в Египте, они огранич-сь посылкой своего комиссара, кот. контр-л органы мест. самоупр-я. Вместе с тем наряду с признанием мест. норм права, сформ-ся в условиях вост. десп-ии, Птолемеи широко внедряли греч. нормы права, созданные в усл-х полис. строя. Птолемеи строили много гимнасиев, где местные эллины воспитывали своих детей в духе греч., но не деспот. традиций. Во внеегипетских владениях Птолемеи, основывая многочисл. города греч. типа и сохраняя местное самоупр-е, выступали уже не как восточные деспоты, а как монархи, уважавшие полисные традиции. Эллин. к-ра стала синтезом греч. полисной и древневост. к-ры, но в этом синтезе гл. роль играла греч. к-ра, именно она определяла облик эллин. к-ры. Признанным языком был греч. Возд-е древневост. к-ры на разв-е эллин. к-ры прояв-сь не столько в общем хар-ре тех или иных напр-й культуры, сколько в оплодотворении ее рядом новых идей в философии, внедр-ии ряда дост-й в медицине, астрономии и др.
|