Вебер. 1 его основное внимание будет уделяться индивидуумам и культуре
Скачать 21.81 Kb.
|
Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года, в городе Эрфурт, Пруссия. Вебер являлся немецким социологом и политическим деятелем, он стал наиболее известным благодаря своему тезису о «протестантской этике», связывающим протестантизм с капитализмом. Известность ему принесли и его идеи о бюрократии. Требования объективности Макса Вебера в науке, анализа мотивов и всех действий человека оказывали сильное влияние на его социологическую теорию. Считается, что в доме Верберов царила мрачная обстановка, отмеченная конфликтами между родителями Вебера. Его отец вёл авторитарный образ жизни, дома он потребовал от жены и детей абсолютного послушания, а мать социолога выросла в ортодоксальных кальвинистах, и обладала пуританским нравом и моралью. Их разные взгляды отдаляли их друг от друга и на этой почве происходили конфликты. Именно они способствовали внутренним агониям, преследовавшим Вебера во взрослой жизни. Социология для Макса Вебера - это «наука – интерпретирующая значение и понимание социального действия, чтобы объяснить его хода и последствия». В своей методологии Вебер достаточно сильно отличался от Дюркгейма, Маркса и других классических деятелей тем. А именно тем, что: 1) его основное внимание будет уделяться индивидуумам и культуре; 2) в отличие от таких теоретиков, как Конт и Дюркгейм, он не пытался создать какой-либо конкретный набор правил, регулирующих социологию или социальные науки в целом. В то время как Дюркгейм сосредоточился на обществе, Вебер сосредоточился на личности и ее действиях. По сравнению с Марксом, который выступал за примат материального мира над миром идей, Вебер ценил идеи как мотивирующие действия людей, по крайней мере, в большой картине. Для Вебера был первостепенен вопрос объективности и субъективности. Он различал социальное действие от социального поведения. Согласно Веберу, социальное действие – это то, как люди субъективно относятся друг к другу. Изучение социального действия с помощью средств интерпретации или понимания, должно основываться на понимании субъективного значения и цели, которые люди придают своим действиям. Социальные действия могут иметь легко идентифицируемые и объективные средства, но гораздо более субъективные цели, и понимание их учеными зависит от ещё одного уровня субъективного понимания (со стороны ученого). Вебер отметил, что важность субъективности в социальных науках делает создание надежных универсальных законов намного труднее, чем в естественных науках, и что объем объективного знания, которого могут достичь социальные науки, ненадежно ограничен. По его мнению, социальные явления рассматриваются с научной точки зрения только в той мере, в какой они охватываются моделями поведения целеустремленных индивидов. Это те модели, которые Вебер назвал «идеальными типами», от которых полностью отклоняются фактические исторические события из-за случайных и иррациональных факторов. Методология Вебера была разработана в контексте более широкой дискуссии о методологии социальных наук, была отражена в работе “Methodenstreit” («Споры о методах»). Позиция Вебера близка к историзму. Он тоже рассматривал социальные действия сильно привязанными к определённым историческим контекстам, и их анализ требует понимания социальных факторов индивидов. Методология учёного подчеркивает использование сравнительно-исторического анализа. Таким образом, Вебера интересовало в большей степени объяснение того, как определенный результат стал результатом исторических процессов, а не предсказание исхода данных процессов в будущем. Теории. Бюрократическая модель (рационально-правовая модель) Её также называют теорией социального действия. Эта теория пытается объяснить бюрократию с рациональной точки зрения. Вебер утверждал, что бюрократия «основана на общем принципе чётко определенных и организованных многогранных компетенций различных офисов», которые, в свою очередь, «подкрепляются правилами, законами или административными положениями». В частности, Вебер отметил три аспекта, которые являются основой бюрократического администрирования в государственном секторе, а также сформулировал основы бюрократического управления для частной компании: Жёсткое разделение труда. Это чётко определяет основные задачи и обязанности конкретной бюрократической системы. Строгие цепочки подчинения. Правила должны описывать строго установленные цепочки подчинения, обязанности и способность принуждать других подчиняться. Квалифицированные рабочие. Наём людей с определенной квалификацией, подтверждённой сертификатами (дипломами), способствует стабильному выполнению возложенных на них обязанностей. Вебер также дал несколько основных характеристик бюрократии: Специализация ролей Единые принципы размещения, продвижения и передачи в административной системе Карьеризм с систематической структурой заработной платы Иерархия, ответственность и подотчетность Подчинение служебного поведения строгим правилам дисциплины и контроля Политический нейтралитет Преимущества бюрократии по Максу Веберу. Реальная бюрократия менее оптимальна и эффективна, чем его модель идеального типа. Любой из принципов Вебера может ухудшиться, особенно когда он используется для анализа отдельных уровней организации. Однако, в организации можно достичь некоторой формы эффективности и результативности, особенно в отношении лучших результатов, если реализовывать работу в группах. Это особенно верно, когда бюрократическая модель подчеркивает квалификацию (заслуги), специализацию сферы деятельности (труд), иерархию власти, правила и дисциплину. Слабые стороны бюрократии по Максу Веберу. Компетенция, эффективность и результативность могут быть доставлять больше проблем, чем пользы, особенно при работе с чрезмерно упрощенными вопросами. Неменяющийся объем работы, для каждого работника, может стать рутинным и могут способствовать скуке. У работника, чаще всего, снижается продуктивность и внимательность. Таким образом, сотрудники иногда чувствуют, что они не являются частью идеи, работы и миссии организации. Следовательно, в долгосрочной перспективе у них нет чувства принадлежности. Этот тип организации также имеет тенденцию недооценивать потенциал сотрудников. Это связано с тем, что творческий потенциал работников отходит в сторону строгого соблюдения правил, положений и процедур. Рационализация Многие ученые сходятся во мнении, что рационализация и вопрос индивидуальной свободы – это главная тема работ Вебера. Эта тема находилась в более широком контексте взаимосвязи между психологическими мотивами, культурными ценностями и верованиями (в первую очередь религией) и структурой общества (обычно определяемой экономикой).Вебер понимал рационализацию, во-первых, как расчёт индивидуальных затрат и выгод; во-вторых, как более широкую бюрократическую организацию; и, наконец, в более общем смысле, как противоположность, понимания реальности через тайну и разочарование. Особенности рационализации включают в себя увеличение знаний, растущую безличность и усиление контроля над социальной и материальной жизнью. Вебер неоднозначно относился к рационализации. Признавая, что он был ответственен за многие достижения, в особенности, за освобождение людей от традиционных, ограничивающих и нелогичных социальных принципов, он также критиковал её за дегуманизацию людей как «винтиков в машине» и ограничение их свободы. Вебер считал, что она загоняет людей в бюрократическую железную клетку рациональности и бюрократизма. С рационализацией связан процесс разочарования, в котором мир становится более объяснимым и менее мистическим, переходя от политеистических религий к монотеистическим и, наконец, к безбожной науке современности. В антиутопической критике рационализации Вебер отмечает, что современное общество является продуктом индивидуалистического стремления реформации. Однако, это в обществе, созданном в данном процессе, всё меньше приветствуется индивидуализм. Вебер задавался вопросами: «Как это?», «Возможно ли спасти какие-либо остатки “индивидуальной” свободы передвижения в каком-либо смысле с учетом этой всемогущей тенденции? " Социология религии Работа Вебера в области социологии религии началась с эссе «Протестантская этика и дух капитализма» и продолжена его анализами в «Религии Китая», «Религии Индии» и «Древний иудаизм». Эссе были посвящены трём основным темам: влияние религиозных идей на экономическую деятельность; связь между социальной стратификацией и религиозными идеями; и отличительные характеристики западной цивилизации. Вебер считал религию одной из основных сил общества. Его цель состояла в том, чтобы найти причины различных путей развития культур Запада и Востока, хотя и не оценивая их, как некоторые современные мыслители, следовавшие парадигме социального дарвинизма. Вебер хотел объяснить отличительные элементы западной цивилизации. Он утверждал, что кальвинистские (и, в более широком смысле, протестантские) религиозные идеи оказали большое влияние на социальные инновации и развитие экономической системы Запада, но отмечал, что они не были единственными факторами в этом развитии. Другие примечательные факторы, упомянутые Вебером, включали рационализм научного поиска, слияние наблюдений с математикой, науку о науке и юриспруденции, рациональную систематизацию и бюрократизацию государственного управления и экономического предпринимательства. В конце концов, исследование социологии религии, согласно Веберу, сосредоточилось на одной отличительной части западной культуры - упадке веры или на том, что он назвал «разочарованием мира». Вебер также предложил социально-эволюционную модель религиозных изменений. В ней он показал, что в целом общества перешли от политеизма к пантеизму, монотеизму и, наконец, к этическому монотеизму. По словам Вебера, эта эволюция произошла по мере того, как растущая экономическая стабильность позволила профессионализировать и развить все более совершенное священство. По мере того, как общества становились все более сложными и включали разные группы, у них развивалась иерархия богов, власть в обществе становилась более централизованной, а концепция единого универсального Бога становилась всё более популярной и желанной. Однако, его работа над другими религиями была прервана его внезапной смертью в 1920 году. Также большое влияние Вебер оказал на своих современников в последние годы жизни, когда с 1916 по 1918 год он выступал против военных целей Германии. Макс Вебер был против на аннексии, выступал за усиление парламента. Он храбро пропагандировал трезвость в политике и науке, против апокалиптических настроений, в первые месяцы после поражения Германии в Первой мировой войне. Вскоре после оказания помощи в разработке новой конституции и в основании Германской демократической партии, Вебер умер от легочной инфекции в июне 1920 года. |