философия 3 семестр. Философия 3 семестр. 1. Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления
Скачать 101.79 Kb.
|
Тема 4. Общество: основы философского анализа Вопросы темы: 1. Теоретические модели общества и их философские основания. 2. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Дискуссионные проблемы формационного анализа общества. Цели и задачи. Цели и задачи изучения темы – рассмотреть общество как подсистему объективной реальности, выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы, движущие силы развития в контексте различных концепций общества. Изучив данную тему, студенты должны: · Знать: особенности основных моделей социальной реальности, их достоинства и ограниченности; базовые философские категории, раскрывающие сущность общества; сущность дискуссионных вопросов, связанных с философским осмыслением социума. · Уметь: анализировать основные теоретические модели общества, их достоинства и ограниченности; охарактеризовать сущность дискуссионных проблем различных концепций общественного развития; охарактеризовать особенности и специфику социальных законов и роль субъективного фактора в их реализации. · Приобретает навыки: анализа теоретических моделей общества и их основных принципов; Изучая тему, необходимо сконцентрировать внимание на следующих понятиях: · общество; · идеалистическая модель; · натуралистическая модель; · геополитика; · материалистическая модель; · общественное бытие; · общественное сознание; · общественно-экономическая формация; · идеальные отношения; · материальные отношения; · цивилизация; · культура; · факторная модель; · социальные законы; · детерминизм. Теоретический материал по теме Вопрос 1. Теоретические модели общества и их философские основания. Общество как подсистема объективной реальности изучается социальной философией. Философско-теоретический анализ предполагает исследование общества как сложной системы «человек -общество». Основанием этой системы являются общие законы структуры, функционирования, развития общества, его движущих сил. Задача социальной философии – выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы, дать анализ общественной сущности человека. Рассмотрение сущности социальных явлений, причин и основ развития общества, его движущих сил занимали существенное место в истории социально-философской мысли. Эти и другие фундаментальные проблемы бытия общества в социальной философии рассматриваются с разных точек зрения. Можно выделить четыре основные модели, подхода к их решению: идеалистическую, натуралистическую, материалистическую и плюралистическую (факторную) модель. Идеалистическая модель имела широкое распространение в истории философии и господствовала до середины XIX в. Она основывается на признании абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. Аргументом является то обстоятельство, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные мотивы, цели, установки, которые предшествуют их реальным действиям. Идеалистическая интерпретация общества имеет реальные основания – сложность общественных процессов и их познания. В обществе, в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием и волей, которые ставят перед собой определенные цели и действуют под влиянием сознательных побуждений. Абсолютизация роли сознания в жизни общества и привела к выводу, что сознание является конечной причиной исторических событий. Идеалистическое объяснение сущности общества приводит к отрицанию объективных законов его развития. Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества предопределило и решение проблемы движущих сил истории. Решающая роль отводилась великим личностям, духовной элите, творческому меньшинству. История предстала результатом их деятельности, народу отводилась роль инертной, пассивной массы, толпы. Натуралистическая модель (или географическое направление) ведущую роль в развитии общества отводит природным условиям. С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л, Мечников), природная среда (климат, почва, полезные ископаемые и т, д.) определяет характер, психику людей, установление того или иного политического строя (например, монархия или республика), диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности. В XX в. эти идеи легли в основу реакционного философского направления – геополитики (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, Р. Челлен). Однако натуралистическая модель, справедливо подчеркивая значение природных условий в развитии общества, определенную зависимость развития отдельных стран, в том числе и психики, поведения людей от тех или иных природных, климатических факторов, в то же время преувеличивает, абсолютизирует их роль в социальных процессах. Противоположной идеалистической и натуралистической модели является материалистическая теория общества, основные принципы которой сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом. Данная концепция означала материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу. Не отрицая существования в общественной жизни идейных побудительных мотивов, отвечая на вопросы о конечных причинах возникновения и существования этих мотивов, материалистическая модель основывается на том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание. Общественное бытие – это объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу и существенное содержание которого составляет производство материальных благ. Общественное сознание – духовная сторона общественной жизни: взгляды, представления, теории, идеи, в которых отражается общественное бытие. Первичность и определяющая роль общественного бытия аргументируется следующим образом: · общественное сознание возникает на основе общественного бытия и без него не существует, являясь его отражением; · общественное сознание заимствует из общественного бытия свое содержание; · источником изменения общественного сознания являются, в конечном счете, потребности развития и изменения общественного бытия. В материалистической модели получил обоснование закономерный характер развития общества, его рассмотрение как продукта сознательной деятельности людей, различных социальных общностей. При этом решающая роль отводится народу – создателю материальных и духовных ценностей. Плюралистическая (факторная) модель (М. Вебер, Р. Арон) в отличие от рассмотренных моделей, исследующих общество в рамках монистического подхода к объяснению исторического процесса, рассматривает его как результат действия равнозначных явлений (экономики, религии, права, морали и др.), отрицая наличие единого детерминирующего фактора. Сравнительный анализ теоретических моделей общества позволяет сделать вывод, что ни одна из них не может служить универсальным ключом к раскрытию сущности социума и его причинно-следственных связей, но каждый из этих подходов обладает определенными познавательными возможностями. Задания для самопроверки: 1. Раскройте основные принципы идеалистической модели общества, ее достоинства и ограниченности. 2. Укажите особенности историко-материалистической модели социальной реальности и ее отличие от идеалистической модели. Вопрос 2. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Дискуссионные проблемы формационного анализа общества. Важнейшая роль в философском осмыслении общества, его развития принадлежит категориям «общественно-экономическая формация» и «цивилизация». Общественно-экономическая формация – это конкретно-категорический тип объекта, представляющий систему общественных отношений, функционирующую и развивающуюся по объективным законам на основе способа производства материальных благ. Это понятие позволило обосновать системный характер общества, основой которого являются материальные и, прежде всего, экономические (производственные) отношения, представить его развитие как закономерный и прогрессивный процесс смены различных этапов, выявить единство всемирной истории. Вместе с тем следует подчеркнуть ограниченность, односторонность формационного анализа общества: недооценка многообразия исторического процесса, упрощенное понимание общественного развития как линейной смены пяти формаций, абсолютизация экономической основы общества и некоторая недооценка его социокультурных явлений, отрицание вероятностного характера развития общества, трактовка формационного подхода как универсального, единственно возможного способа его исследования. Наряду с формационным анализом общества в современной философии утвердилась цивилизационная концепция,основывающаяся на позитивных достижениях всей предшествующей теоретической мысли. Кардинальная разработка цивилизационного анализа общества принадлежит русскому историку XX в. Н. Данилевскому, английскому историку XX в. А. Тойнби, немецкому философу XX в. О. Шпенглеру. А. Тойнби рассматривал человечество как совокупность отдельных цивилизаций, которые объединяют страны и народы, связанные общей ментальностью, устойчивыми стереотипами мышления и чувствования. Важнейшую основу духовной консолидации цивилизации составляет характер религиозных верований, что позволило выделить пять крупных цивилизаций: китайскую, индийскую, исламскую, русскую, западную. При этом развитие цивилизаций носит локальный, замкнутый характер, проходя ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, надлом, распад. Распад цивилизаций носит универсальный характер, что в итоге приводит к полному ее исчезновению. Главную роль в росте цивилизаций А. Тойнби отводит элите, творческому меньшинству – носителю жизненного порыва. Типологическая схема А. Тойнби подвергается критике со стороны многих исследователей. В частности, она не учитывает связь и преемственность между различными цивилизациями, феномен повторяемости, отрицает прогрессивную направленность мировой истории. Но это не умаляет ценности цивилизационного подхода к периодизации всемирной истории, позволяющего объединить страны и народы на основе общих черт присущей им культуры. В современной обществоведческой литературе вопрос о содержании данного понятия является дискуссионным. Многие авторы трактуют «цивилизацию» как обозначение той эпохи, которая приходит на смену «варварству» (Ф. Энгельс, А. Тоффлер); другие рассматривают ее как синоним культуры (А. Тойнби); третьи – как стадию деградации, упадка культур (О. Шпенглер); четвертые рассматривают ее как выражение высших достижений человека в различных сферах его деятельности; пятые употребляют это понятие для обозначения своеобразия той или иной страны, группы стран на определенном этапе развития (античная цивилизация, цивилизация инков). Неоднозначность употребления данной категории требует охарактеризовать наиболее существенные черты, которые лежат в основе всех цивилизаций. Возникновение цивилизации по времени совпадает с формированием рабовладельческого общества, с переходом от собирательного хозяйства к производящему, возникновению классов. Этот переход означал не только рост и развитие производительных сил, но и разрыв кровнородственных связей и начало действительных социальных связей. Поэтому цивилизация представляет такую стадию в развитии человечества, когда социальные связи начинают доминировать над природными и когда общество функционирует и развивается на своей собственной основе. Возникновение цивилизации – качественно новый этап в истории человечества, откуда и начинается его подлинная история. Фундамент цивилизации – общественное богатство в единстве материальных и духовных ценностей, что находит свое выражение в культуре, охватывающей все стороны жизни человека во всем многообразии его свойств и потребностей. Связь и взаимозависимость культуры и цивилизации настолько велики, что многие философы отождествляют эти понятия, что не случайно. Цивилизация и культура едины: не существует цивилизации без своей культуры, но не существует и культуры без цивилизации. Качество цивилизации как социокультурного образования, критерий ее развития определяется положением человека в обществе. Дискуссионный характер понятия «цивилизация», неоднозначность его употребления темнее менее позволяют определить ее как целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах и охарактеризовать наиболее существенные черты, которые лежат в основе всех цивилизаций. Различают типы цивилизаций, через которые исторически проходило человечество в своем развитии: космогенная, техногенная и формирующаяся в настоящее время антропогенная цивилизация (информационное общество). Цивилизационный анализ в его современной разработке как более общий подход к рассмотрению общества не отменяет и не заменяет теорию формационного развития, они являются взаимодополняющими, представляя различные ресурсы изучения социума. Задания для самопроверки: 1. Раскройте значение категорий «цивилизация» и «общественно-экономическая формация» в объяснении общества. 2. Охарактеризуйте соотношение и различие понятий «цивилизация» и «культура». Тема 5. Общество как саморазвивающаяся система Вопросы темы: 1. Социальная система и ее характерные особенности. Материально-производственная и социальная сфера как подсистемы общества. 2. Политическая сфера общества, ее основные элементы. Духовная сфера и ее структура, роль в обществе. Цели и задачи изучения темы. Цели и задачи – рассмотреть общество как саморазвивающуюся систему, выявить системообразующие структурные связи, которые обеспечивают целостность социальной системы, возможности ее функционирования и развития, раскрыть ее важнейшие структурные элементы. Изучив данную тему, студенты должны: Знать: характерные черты социальных систем и их отличие от природных систем; основные подсистемы общества и особенности их философского анализа; материально-производственной сферы как подсистемы общества; содержание понятий, раскрывающих структуру основных сфер общества, их роль в обществе. Уметь: охарактеризовать особенности социальных систем; анализировать роль различных сфер как подсистем общества; раскрыть основные структурные элементы подсистем общества. Приобрести навыки: рассмотрения общества как системного образования; философского анализа основных сфер как подсистем общества; рассмотрения важнейших структурных элементов основных сфер общества; определения собственной мировоззренческой позиции в оценке роли различных сфер общества. Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях: · социальная система; · подсистема общества; · материально-производственная сфера; · социальная сфера; · социальная общность; · класс; · социальная стратификация; · социальная мобильность; · политическая сфера; · государство; · тип государства; · форма государства; · духовная сфера; · общественное сознание; · общественная психология; · идеология; · формы общественного сознания. Теоретический материал по теме Вопрос 1. Социальная система и ее характерные особенности. Материально-производственная и социальная сфера как подсистемы общества. В социальной философии XX века в качестве основной парадигмы исследования общества утвердили системный подход, в разработку которого наибольший вклад внесли мыслители XIX–XX вв.: О. Кант, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Социальная система представляет собой упорядоченную, самоуправляемую целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы. От всех природных систем (физических, биологических) общество отличается особой сложностью в силу многообразия социальных отношений, в которые включаются люди, и имеет иерархический характер. Вместе с тем общество выступает как некая целостность, т. е. состоит из взаимосвязанных, опосредующих друг друга и целое частей. Подобная взаимозависимость частей и целого проявляется в особых интегральных свойствах системы, не свойственных ее частям, а присущих системе в целом, сплачивающих ее в целостность. Социальная система является самоуправляемой, что предполагает наличие специальной подсистемы управления, которая обеспечивает согласованность действий всех компонентов системы. Особая специфика социальной системы – в уникальности ее основного элемента – человека, который обладает свободой выбора форм и способов деятельности, придающей развитию общества в значительной степени неопределенность, непредсказуемость. В обществе как сложно структурированном целом можно выделить четыре подсистемы (сферы): материально-производственную, социальную, политическую и духовную. Эти сферы выполняют разные функции, имеют свою специфику. Материально-производственная сфера связана с деятельностью людей по созданию материальных условий сохранения и поддержания их жизни; социальная – сфера взаимоотношений различных социальных групп по поводу условий их жизнедеятельности; политическая сфера связана с регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность общества; духовная сфера – это производство знаний, опыта, ценностей, т. е. производство информации. Обратимся к анализу этих подсистем, их роли в жизни общества и индивидов. Материально-производственная сфера общества(экономическое бытие) –сложное образование, ядром которого является материальное производство. Рассматривая его как системообразующий компонент социума и используя формационный и цивилизационный подходы, его можно представить как единство двух видов отношений – отношений людей к природе (производительные силы) и отношений друг к другу в процессе производства (производственные или экономические отношения). Производительные силы – это система вещественных (техника, технология, предмет труда) и личностных элементов. Техника и технология являются обобщенным показателем уровня цивилизационного развития, а решающим элементом производительных сил являются люди с опытом, навыками, знаниями. Особое место в структуре производительных сил занимает наука. Производственные отношения – это система отношений, складывающаяся между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления, основой которой являются отношения собственности, т.к. они определяют цель производства, стимулы к труду и все другие элементы производственных отношений. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений, в котором определяющей стороной являются производительные силы, а производственные отношения оказывают на них активное воздействие (либо способствуют развитию, либо препятствуют), объясняет функционирование общества как саморазвивающейся системы. Социальная сфера общественной жизни. Общество представляет собой не просто сумму индивидов, в нем действуют различные взаимосвязанные группы людей, т. е. социальные общности. Совокупность исторически сложившихся относительно устойчивых и взаимодействующих социальных общностей составляет социальную сферу общества, его социальное бытие. Это сложное и многоплановое образование, которое включает различные по характеру, масштабу, общественной роли общности. В основу их выделения могут быть положены разнообразные признаки – классовые, национальные, половозрастные, профессиональные, территориальные и др. Поэтому социальная сфера включает такие взаимосвязанные и взаимодействующие общности как классы и социальные слои, профессиональные и отраслевые группы, этнические общности (род, племя, народность), демографические группы, территориальные общности, производственные коллективы, семья и другие образования. При этом в социальной сфере общества можно вычленить макроструктуру (например, народ, классы, нации) и микроструктуру, включающую такие малые социальные группы, как семья, трудовые коллективы, учебные коллективы и т. д. Среди общностей на макроуровне особенно заметное место занимают нации, которые характеризуются общностью территории, языка, экономической жизни, своеобразием культуры, психологического склада, а также классы, различающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам доли общественного богатства. В современном социально-философском знании наряду с классовым анализом общества широко используется слоевой подход, широко известный в современной западной философии и социологии как теория «социальной стратификации», основные идеи которой сформулированы американским социологом П. Сорокиным. Страт (слой) – это группа людей, отличающихся по положению в ступенчатой иерархии на основании таких признаков как доход, власть, престиж, образование, квалификация, религиозная принадлежность, место жительства и т.д. Стратификационная модель имеет значительную познавательную ценность, так как позволяет рассматривать социальную сферу как неоднородную, сложную, многомерную систему, дает возможность глубже проследить динамику ее изменений. Эти изменения проявляются в социальной мобильности, которая, по определению П. Сорокина, представляет переход индивидуума из одной социальной позиции в другую и является важной стороной функционирования социальной сферы. Формационные и цивилизационные изменения современного общества в конце XX века обусловили усложнение социальной структуры, существенные изменения в содержании социальных общностей, характере их взаимодействия. Появляются новые признаки в определении социальных общностей, меняются структура и интересы современных классов, формируется правящий класс, класс производственных и непроизводственных работников, средний класс, активно протекают процессы социальной дифференциации. Эти изменения объективно порождают новые закономерности развития социальной сферы: отказ от классовой борьбы и переход к компромиссу, частичному соглашению, социальному партнерству, не классовая борьба, а общечеловеческие ценности становятся приоритетами, возрастает социальная мобильность. Задания для самопроверки: 1. Раскройте особенности социальных систем. 2. Покажите различия таких общностей, как «классы», «нации», «страты». Вопрос 2. Политическая сфера общества, ее основные элементы. Духовная сфера и ее структура, роль в обществе. Политическая сфера как подсистема общества связана с регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность социума. Эта сфера охватывает взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, центральным моментом которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти, т.е. отношение к государственной власти. Поскольку эти отношения строятся через определенные учреждения и организации, система учреждений (институтов), регулирующих отношения между социальными общностями с целью сохранения общественной структуры в интересах правящего класса и общества в целом, составляет политическую сферу (политическую систему). К ней относятся государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения, политические организации. В современной литературе существует более широкое понимание этой сферы, в которую включают политические отношения, политические институты и организации, политические действия и политическое сознание. Исторически первым и важнейшим политическим институтом, ядром политической системы является государство. Его возникновение обусловлено двумя основными причинами: 1) внутриобщественными противоречиями, связанными с разделением общества на противоположные классы; 2) общественными потребностями в выполнении общих дел, поддержании порядка, управлении. Иначе говоря, государство имеет двойственную природу, что нашло свое проявление в двух рассмотренных ранее подходах (формационном и цивилизационном), и было бы неверно сводить сущность государства исключительно к насилию и подавлению эксплуатируемых, что особенно проявилось в марксизме. Государств как формационный и цивилизационный институт имеет признаки и функции. Основные признаки государства: · наличие особого слоя людей, занятых управлением, т. е. аппарата чиновников, сбор налогов, издание законов; · публичная власть, т.е. органы политического принуждения (армия, полиция, суд, тюрьмы, разведка и т. д.); · территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления, при помощи которых государственная власть охватывает своим влиянием все население страны. Государство выполняет целый ряд функций, которые представляют направления его деятельности и в которых прослеживается переплетение формационных и цивилизационных функций. Основными функциями государства являются: внутренняя (хозяйственно-экономическая, культурно-воспитательная, организационная, и др.) и внешняя (защита интересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны либо военная и политическая экспансия в отношении других государств и т.д.). Кроме государства важное место в политической сфере общества принадлежит партиям. Их социальной основой являются классы. Партии отражают в своей деятельности положение класса в обществе, его коренные интересы, всю систему его отношений с другими классами, организациями. Государство как ядро политического бытия общества различается «типом» и формой. Тип государства раскрывает его формационный смысл и определяется тем, какому классу (или классам) оно служит. Поэтому можно выделить три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное. Вопрос о социалистическом государстве как типе государства в современном обществознании остается дискуссионным. Один и тот же тип государства может существовать в различных формах. Форма государства – это способ организации, а также приемы и методы осуществления власти. Форма государства выражается: · формой правления (указывает, кому принадлежит верховная власть в стране); существуют две разновидности формы правления: монархия и республика; · формой государственного устройства: подразделяется на унитарные, федерацию, конфедерацию; · политическим режимом, т.е. системой методов осуществления государственной власти, реальным состоянием демократических прав и свобод, отношением органов государственной власти к правовым основам их деятельности. С точки зрения политического режима государства могут представлять: а) демократию; б) диктатуру; в) тоталитарный режим; г) авторитарный режим. Анализ показывает неоднозначность понятия «форма» государства. Этот вывод имеет не только научную ценность, так как вопрос о форме государства – один из важнейших вопросов реальной политики. Вместе с тем категории «тип» и «форма» государства позволяют правильно сориентироваться при оценке того или иного государства, нацеливают на выявление его сущности и тенденций развития, обусловленных формационными и цивилизационными изменениями. Существенным моментом эволюции государства, обусловленной сменой цивилизационных этапов общества, является становление правового государства, в котором утвердилось верховенство закона и которое является предпосылкой развития гражданскогообщества, являющегося сферой реализации особенных, частных интересов отдельных индивидов. Духовная сфера общества. Духовная сфера как подсистема общества связана с производством, обменом и потреблением духовных, т.е. идейных ценностей – взглядов, теорий, концепций, принципов, образов, что отражено в понятии «общественное сознание». Эта сфера включает духовные потребности, духовную деятельность и созданные на этой основе духовные ценности, а также духовные отношения. Важнейшим элементом духовного бытия общества является общественное сознание, которое формируется как отражение социальной действительности. Но при этом общественное сознание имеет и внутреннюю логику развития, собственные законы функционирования, что говорит об отсутствии жесткой зависимости общественного сознания от общественного бытия. Для общественного сознания характерны специфические особенности развития, проявляющиеся прежде всего в преемственности, в использовании достижений человеческой мысли предшествующих эпох. Оно может как отставать от общественного бытия, так и опережать его развитие. Различные формы общественного сознания – политические, правовые, религиозные и др. – оказывают влияние друг на друга. При этом одна из форм нередко выступает в качестве определяющей (религия в эпоху Средневековья). Наконец, общественное сознание оказывает активное влияние на общественную жизнь. Идеи, теоретические концепции, политические доктрины могут играть как прогрессивную, так и реакционную роль в развитии общества, ускорять его развитие, или, наоборот, вести к деградации и разрушению. При этом сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей. Поэтому это влияние тем больше и заметнее, чем больше те или иные идеи, концепции, теории отвечают интересам людей и общества в целом. Общественное сознание обладает сложной структурой. В исследовании общественного сознания доминируют два подхода:гносеологический(выяснение того, что и как отражает общественное сознание), выделяющий обыденный уровень(стихийное отражение явлений повседневной жизни) и теоретический(более глубокое отражение сущностных связей и отношений в виде системы идей, понятий. Законов), и социологический подход – выяснение роли общественного сознания в жизни людей (его функции), выделяющий общественную психологию и идеологию. Общественная психология –несистематизированная, стихийно сложившаяся совокупность духовных образований (представлений, чувств, привычек и т.д.), отражает повседневные условия жизни людей и выполняет, главным образом, коммуникативную функцию. Идеология – это система взглядов, идей, выражающая коренные интересы различных, главным образом, больших социальных общностей, которая разрабатывается специалистами, идеологами и может быть прогрессивной, консервативной и реакционной. Элементами структуры общественного сознания являются и его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, философское, научное сознание, отличающиеся друг от друга по объекту и способу отражения, по общественным потребностям и социальной роли, выполняемой в обществе. Начиная рассмотрение форм общественного сознания с науки, необходимо иметь в виду, что в современном мире наука – не только одна из форм общественного сознания, но и сложное многоплановое социальное явление, в основе которого лежит знание сущности и причин явлений, а также законов, действующих в объективной действительности и познании. Наука развивается на основе исторически определенных потребностей общества и используется в интересах человека и человечества. Науке присущи системность, целостность и логическая обоснованность выводов, а социальные функции ее сводятся к познавательной, объяснительной, прогностической, мировоззренческой и функции социальной памяти. Содержание политического сознания заключается в отражении (через систему программ, уставов и деклараций различных партий и общественных организаций) экономических от ношен и истого или иного общества и их реализацию через отношение к власти, в центре которого стоит вопрос о государстве. Поэтому идеологическая функция политики, с одной стороны, служит узакониванию государственной власти, а с другой – оправданию различных актов социального возмущения. Являясь одним из моментов духовно-практической деятельности, политика теснейшим образом связана с правовойсферой общества, включающей правовое сознание и правовую деятельность как совокупность правовых взглядов, теорий, чувств; знание и реализацию правовых норм и их оценку, определяемую интересами и потребностями различных социальных слоев, в силу чего право является нормативной сферой жизнедеятельности общества, Другой регламентирующей сферой является одна из древнейших форм общественного сознания – мораль, понимаемая как совокупность норм, правил и принципов поведения, исторически выработанных обществом и реализующихся в практике поведения. Регулирование отношений между людьми мораль, в отличие от нрава, осуществляет благодаря общественному мнению. Содержание нравственных норм и категорий исторически изменчиво, но основные принципы и понятия морали заключают в себе и общечеловеческое, вечное начало (уважение к старшим, забота о детях и т.д.). Главные функции морали – регулятивная, оценочно-императивная и познавательная, но ей присущи также воспитательная, прогностическая и коммуникативная функции. Особое место в обществе занимают эстетические отношения и эстетическая деятельность, наиболее концентрированным выражением которой является искусство – особая форма отражения и выражения жизни (природной и социальной действительности, внутреннего мира человека) в форме художественных образов, представляющих собой единство объективного и субъективного (реальный мир в восприятии художника); единичного и общего (неповторимость каждого образа и элемент собирательности, типичного в нем); рационального и эмоционального (определенная информация через призму чувственных переживаний). Однако создание произведения искусства – это лишь одна сторона эстетической деятельности, другая же, не менее важная сторона "бытия" произведения – это процесс его эстетического восприятия, чем и определяется главная функция искусства – эстетическая, наряду с которой оно выполняет и такие функции, как познавательная, воспитательная, идеологическая, коммуникативная. Огромную мировоззренческую роль в обществе исторически играла религия, основывающаяся на вере в сверхъестественное, господствующее над человеком и не подвластное ему. Как общественное явление религия имеет социальные (объективные факты общественной жизни), гносеологические (стремление человека к познанию и объяснению окружающего мира) и психологические (отрицательные эмоции и переживания человека, неудовлетворенность реальной жизнью) корни и включает религиозное сознание, представленное религиозной психологией и религиозной идеологией, и религиозную деятельность, объединяющую религиозные действия и религиозные институты. Главными функциями религии наряду с мировоззренческой, являются миротворческая, иллюзорно-компенсаторная, идеологическая, воспитательная и коммуникативная. Задания для самопроверки. 1. Раскройте особенности взаимодействия общественной психологии и идеологии как сфер общественного сознания. 2. Охарактеризуйте различия понятий «тип» и «форма» государства, их роль в исследовании политического бытия общества. |