Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Философия и мировоззрение

  • 5. Функции Философии

  • 8. Натурфилософcкие и антропологические учения АФ.

  • 9. Средневековая философия

  • Нагорная проповедь

  • шпаргалка по философии. пособий. 1. Философия как наука


    Скачать 33.39 Kb.
    Название1. Философия как наука
    Анкоршпаргалка по философии
    Дата10.03.2022
    Размер33.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапособий.docx
    ТипДокументы
    #390083

    пособий, т.к. лекций по этим темам еще не было.
    1. Философия как наука

    Предмет философии

    Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:

    а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.

    б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.

    Специфика философского знания

    Специфика – отличительные признаки данного объекта от другого.

    1. Предметное самоопределение в культуре человечества, относительно точное обозначение и понимание исследуемой сферы бытия. По этому вопросу существуют разные мнения. Стандартно:

    Философия – мировоззренческая наука о сущности, всеобщих качествах, законах формирования и развития бытия, его познания, отношениях человека к миру.

    2. Дифференциация на систему философских наук – относительно самостоятельные области философии – по предмету исследования.

     Онтология – философская наука о бытии.

     Гносеология (эпистемология) – теория познания.

     Аксиология – философская наука о ценностях.

     Этика – философская наука о морали и нравственности, т.е. о нормальном поведении на основе идеалов Добра, Гуманности и Справедливости. С середины 19 века сформировалась прикладная этика вне философии.

     Эстетика – философская наука о сущности прекрасного и его модификаций и законов эстетического понимания бытия.

     Логика – философская наука о законах, правилах и формах истинного мышления.

     Социальная философия – философская наука об обществе.

     Натурфилософия – философская наука о природе на основе логического рассуждения и аксиом природы.

     История философии – философская наука о законах исторического развития философии.

     Психология – философская наука о психике (душе) человека. С середины 19 века психология выделилась в самостоятельную науку.

     Метафизика – философская наука о предельно общих сущностях, качествах бытия, принципах его познания и отношении человека к миру.

     Философия науки и техники

     Философия культуры

     Философия права

     Философия экономики

     Философия образования

     Философия антропологии и т.д.

    3. Принадлежность к системе знаний. Как знание, философия имеет следующие признаки:

    1) рациональность: логическая точность понятий, суждений и выводов, а также четкая последовательность мышления, в котором выделяется связь "цель → средство → результат".

    2) предельный уровень абстракции: философия достигает максимального уровня в отвлечении от чувственной наглядности исследуемого объекта.

    3) теоретичность: отсутствие опытной (экспериментальной) базы, утилитарности.

    4) доказательность: любое утверждение истинно или ложно.

    5) универсальность: охват всех уровней бытия, его познания и оценки.

    6) эвристичность: максимально содействует приросту новых знаний.

    7) дуализм содержания: объединяет признаки науки и мировоззрения.

    4. Прогрессивное развитие в истории культуры с 8 века до н.э.

    5. Плюрализм философской системы знаний. Множественность учений, теорий, школ, направлений и типов.

    Философское учение – это система философии, созданная отдельным мыслителем.

    Философская школа – это философская система, созданная мыслителями, развивавшими идеи своего учителя.

    Философская теория – это философская система, которая логически завершена, отличается четкостью определений, доказательностью и создается либо одним мыслителем, либо группой мыслителей.

    Философское направление – это философская система, которая решает проблемы на основе сложившихся традиций, в которых однозначно определенный принцип является организующим началом разных философских учений. Напр., идеалистическое и материалистическое направления.

    Тип философии – это система философии, основанная на национальных и культурно-исторических традициях мышления данной эпохи.

    Универсальные типы философии: восточный, западный, русский.

    Исторические типы философии: Др. Индии, Др. Китая, античные и т.д.
    2. Философия и мировоззрение

    Мировоззрение (Мр) – [система знаний о мире, месте человека в нем и смысле жизни]. Оно многоообразно, т.к. непосредственно применяется в динамике личной и общественной жизни людей.

    Виды:

    Жизненно–практическое Мр – […], создающаяся в процессе индивидуального существования человека.

    Его виды:

    1) Пессимистическое Мр – […] с точки зрения последующего ухудшения, деструкции и роста негативизма. Различают два варианта пессимистического Мр:

    а) все к худшему в этом худшем из миров.

    б) все к худшему в этом лучшем из миров.

    2) Оптимистическое Мр – […] с точки зрения улучшения, прогресса, позитивности:

    а) все к лучшему в этом лучшем из миров.

    б) все к лучшему в этом худшем из миров.

    3) Реалистическое Мр – […] с учетом позитивных и негативных сторон индивидуального существования.

    4) Эгоистическое Мр – […] с точки зрения личной выгоды без учетов интересов других

    5) Альтруистическое Мр – […] с точки зрения пользы для других (даже в ущерб собственным интересам).

    6) Прагматическое Мр – […] с точки зрения личной пользы с учетом интересов других.

    Философия изучает эти виды мировоззрения , но относится ко второму типу мировоззрения, т.к. ее знание отличается общезначимостью и непосредственной связью с интересами государства:

    Общественно-историческое Мр – […], созданное специалистами, пропагандируемое среди населения и отличающееся общезначимостью.

    Общественно-историческое Мр используется для управления населением методом убеждения и для формирования культуры личности.

    Виды:

    1) Мифическое Мр – […] , основанная на особом почитании возможных состояний бытия, которым нужно поклоняться, чтобы была успешной деятельность индивида и коллектива.

    Миф – форма объединения людей на предметном уровне культуры, когда авторитет руководства не оспаривается.

    Мифы существуют у каждого из народов. Они становятся недостаточны по мере развития познания и практики.

    В XX веке мифы составляют часть художественной культуры человечества.

    Миф преодолевается религиозным Мр.

    2) Религиозное Мр – […], основанная на вере в реальное существование сверхестественных сил (силы) и организованном поклонении им в форме конфессий (официально установленный вариант вероисповедания).

    Религиозное Мр основано на эмоциях страха и веры, оно позитивно для людей в целом, но недостаточно практически, т.к. жизнь людей и могущество государства зависят от науки, техники, производства и политики.

    3) Научное Мр – […], основанное на практически проверенных и логически доказанных знаниях.

    Его недостатки:

    - Не учитывает ценностные потребности людей,
    - Ограничивается возможностями человека к усвоению больших объемов информации.

    4) Социальное Мр – […], основанное на обобщении интересов и потребностей социальных групп, этносов и государства.

    В рамках социального Мр возникает Идеология – теоретическое выражение особенностей интересов социальных групп в обществе. Социальное Мр ограничено субъективизмом социальных групп.

    Все перечисленные четыре вида Мр имеют ограничения и мыслители пытаются создать универсальное Мр:

    5) Философское Мр – […], основанное на обобщении всех достижений культурного опыта человечества в целостное универсальное миропонимание.

    Особенности философского Мр:

    1. Максимальная степень рационализации знания: в философии знание представлено не эмоциями (вера и т.п.), а точными, логически определенными понятиями, их смыслами, последовательностями рассуждений, в которых четко выделенысредства, цели и результаты.

    2. Логически доказанная по правилам и законам формальной логики – науки об организованном мышлении.

    3. Практическая направленность:

    - в систему управления населением,

    - в систему образования для формирования требуемых обществу качеств мышления населения,

    - на формирование творческого мышления специалистов.

    4. Деление на два альтернативных типа, которые взаимонесовместимы по исходным основаниям:

    а) Материалистическое философское Мр (МФМ) – […], в котором доказывается первичность вещественно-энергетического бытия над идеальным.

    б) ­Идеалистическое философское Мр (ИФМ) – […], которое доказывает первичность идеального бытия над вещественно-энергетическим.

    У каждого из этих типов свои понятия и своя роль в культуре.

    Основные понятия МФМ: материя, вещество, природа, причина, закон, сущность и т.д.

    Теоретики МФМ: Демокрит, Гальбах, Гельвецкий, Лометри, Богданов, Чернышев, Энгельс, Маркс и др.

    Роль МФМ в культуре:

    1) Материальное – это основа техногенной цивилизации, т.е. общества, в котором приоритетны наука, техника, производство, политика, свобода личности, демократия.

    2) МФМ – теоретическая основа естествознания (в том числе и медицины), частично – общественных наук, в первую очередь – экономических и политических.

    3) МФМ – теоретическая основа принципа реализма в мировой культуре и реалистического Мр в целом.

    Основные понятия ИФМ: дух, душа, высшее мировое сознание – в качестве универсальных, а остальные понятия интерпретируются с точки зрения основы идеализма. (Понятия "дух", "душа", "бог" также интерпретируются и в МФМ, но "со своей колокольни".)

    Теоретики ИФМ: Пифагор, Платон, средневековые философы (напр., Фома Аквинский), Гегель и др.

    Роль ИФМ:

    1. ИФМ – теоретическая основа ценностных форм культуры – религия, мораль, искусство. Впервые идеалы (высшие цели жизни: добро, красота, истина, гармония, гуманность, совершенство, бог как высшее совершенство) были определены в ИФМ.

    2. ИФМ в восточной философии – это основа традиционных обществ, т.е. государств, в которых приоритетны подавление личности, отсутствие демократии, господство религии над наукой, отсталость техники и производства. В Западной Европе с 17 века начало развиваться техногенное общество, в котором ИФМ обеспечивал потребности разума (рациональной организации общественных процессов), однако практика культуры западной цивилизации материалистична.

    3. ИФМ благодаря двусмысленности используемых понятий способствует развитию творческих способностей человека к познанию неизведанного, скрытого смысла бытия.

    5. Функции Философии

    Функция – значение одного элемента по отношению к другому в рамках системы или во взаимосвязи с другими системами.

    Функции философии – её роль для общества, личности и культуры человечества.

    Культура – это система средств человеческой деятельности, созданная людьми для программирования, реализации и стимуляции активности индивида, социума и человечества. По содержанию культура делится на три типа.

    1) Материальная культура – система вещественно-энергетических средств деятельности, которые создают и поддерживают физическое (материальное) бытие. К ней относятся: техника, материальные условия жизни (зарплата), физкультура.

    2) Социальная культура – система правил взаимодействия людей в межличностных (этикет, сексуальная культура) и специальных условиях жизни (правовых, политических, экономических, военных, конфессиональных и пр.).

    3) Духовная культура – система знаний, информации, смысла и оценок, которые создаются специалистами и людьми благодаря сознанию, которое реализуется в предметной деятельности.
    Философия принадлежит культуре и выполняет в ней особые функции (f):

    1. Идеационная f – обоснование особой роли в обществе идеалов – высших целей жизни, к которым стремятся и никогда не достигают, чтобы преодолеть природный эгоизм и природно-животные ограничения жизни. Универсальные идеалы: Истина, Добро, Красота, Справедливость, Свобода; Гармония, Гуманность, Совершенство и Бог – как высшее Совершенство.

    2. Гуманистическая f – обоснование идеи, что человек есть высшая ценность бытия (в сравнении с государством, богатством, богом, природой и т.п.).

    3. Критическая f – нахождение противоречий между идеалом и действительностью.

    4. Мировоззренческая f – создание моделей миропонимания или их теоретических основ.

    5. Методологическая f – разработка эффективных методов познания.

    6. Праксиологическая f - разработка эффективных методов предметной деятельности.

    7. Сотериологическая f - разработка эффективных методов развития духовности.

    8. Культуротворческая f – создание новой общезначимой информации о бытии и человеке, а также обобщение культурного опыта человечества в понятия – универсами культуры, категории (пространство, аремя, общество, культура).

    9. Эвристическая f – содействие развитию мышления и творческих способностей людей.

    10. Социально-идеологическая f – теоретическое обоснование систем идеологии и их пропаганда.

    8. Натурфилософcкие и антропологические учения АФ.

    Специфика АФ

    АФ – исторический тип философии, существовавший с 7-6 в. до н.э. по 529 г. н.э. в цивилизациях Древней Греции и Римской Империи.

    1. АФ – первый европейский вариант рациональной философии, который стал основой современной техногенной цивилизации (15-17 в.) – такого общества, которое основано на науке, технике, производстве и демократии.

    2. АФ – первый вариант рациональной философии в истории человечества – такой системы философии, в которой все понятия, суждения и выводы четко определены по правилам логики и соблюдается последовательность "цель  средства  результат" в мышлении.

    3. Сформулированы и частично решены все группы философских проблем. Способ их решения признан классическим, т.е. образцовым, соответствующим традиции первичности разума (а не эмоций, веры и т.п.) в мышлении.

    4. АФ имеет следующую периодизацию:

    1- досократовский период: натурфилософия (6 век до н.э. – середина 5 века до н.э.). Теоретики: Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Демокрит и др.

    2- классический период (вторая половина 5 в. до н.э. – 338 г. до н.э.). Теоретики: Платон, Аристотель, Сократ и др.

    3- эллинистический период (338 г. до н.э. – 30 г. н.э.). Теоретики: Эпикур, Зенон, Циррон.

    4- римский период (1 в. до н.э. – 529 г. н.э.).

    Натурфилософские учения

    Натурфилософия – это система философии, созданная мыслителями на основе логических рассуждений по поводу достижений естествознания того времени и жизненного опыта человека, отношений с природой.

    Первая философия Др. Греции – материалистическая, т.к. началом бытия признанно вещественное микросостояние, аналогичное воде, воздуху, огню и т.д. Этим она отличается от древневосточной философии.

    Материализм первых философов обеспечил преимущественное развитие естествознания в Греции, и она стала развитой цивилизацией древнего мира.

    Натурфилософские учения

    Милецкая школаФалес Энаксимандр ввел идею материального субстрата бытия.

    Демокрит – гений АФ и МФ. Идеи:

    1. Атомарного строения бытия: всё в природе, сам человек, души и бог – всё состоит из микровещества (атомов). В ХХ веке эта идея стала научной.

    2. Идея причинности: всё в бытии имеет основание своего существования, которое может быть познано или нет.

    3. Идея монизма в объяснении разнородных состояний бытия: тело, душа, боги – состояния атомов, движущихся в пустоте. Эта идея в ХХ веке не подтвердилась, т.к. считается, что сознание, тело, душа не вещественны.

    4. Идея атеизма: в бытии нет сверхъестественных сущностей, а есть познанное и непознанное. Официальные боги – выдуманные персонажи для эффективного управления населением. в бытии (panta rheae – все течет), об энергетическом первоначале бытия.

    ► Учение Пифагора о первооснове бытия в форме числа и геометрической фигуры. Дало развитие математики.

    В целом натурфилософия способствовала развитию математики и естествознания.

    Антропологические учения АФ

    Это системы, в которых исследуются вопросы о сущности, качествах и смысле жизни человека.

    ► Учение софистов о первичности полезности вещественных ценностей жизни относительно индивида.

    Протогор. Человек – мера всех вещей. Нет единой истины и единого стандарта, т.к. люди разные. (Идея релятивизма.)

    Горгий развил идею агностицизма – невозможность существования истины, т.к. у двух людей разные мнения. "Ничего не существует. Если существует, то непознаваемо. Если познаваемо, то невыразимо."

    Софисты разработали правила логического доказательства, используя и ложные аргументы. Подали идею, что человек – сложное существо, которое имеет собственные интересы.

    ► Учение Сократа о первичности общезначимых ценностей (добродетели: мудрость, справедливость, отвага, умеренность, законопослушность). Смысл жизни по Сократу: "Познай самого себя, чтобы быть добродетельным." Сократ – символ духовности в мировой философии. О Сократе сообщает в своих трудах Платон.

    ► Учение Эпикура (342-271 гг. до н.э.) включает и онтологию, и гносеологию, и этику, но главное – учение о добродетельном поведении на основе стремления к наслаждению, начиная с низшего – чувственного и заканчивая высшим – интеллектуальным наслаждением. Наслаждение для человека – это счастье, потребности общества же вторичны по сравнению со счастьем человека.

    ► Учение стоицизма. Теоретики: Зенон, Сенека, Эпиктет. Философия стоиков также включала онтологию, гносеологию и этику. Но главное – учение о добродетельном поведении на основе стремления к самосохранению при условии следования своей судьбе, своей природе, знания о которых возможно только разумом, мышлением. Стоики – это символ беспристрастия в условиях враждебности внешних условий жизни.

    ► Учение Аристотеля о человеке. Аристотель впервые дал классическое определение человека: "zoon politicon" (политическое животное). Его смысл в том, что базовые качества человека это разум, деятельность и коллективность жизни. Все иные существа – либо боги, либо животные.
    АФ с начала новой эры (н.э.) уступила место новому варианту культуры – Христианству. Со 2 в. н.э. в Римской Империи начала развиваться христианская философия, которая полностью побеждает в 6 веке.
    ► Учение Гераклита о развитии бытия благодаря борьбе противоположностей, о всеобщих изменениях

    9. Средневековая философия

    Средневековая философия – исторический тип философии, существовавший со 2 в. по первую половину 14 века в Европе и до 19-20 вв. в Азии.

    Специфика средневековой философии

    1. Теоцентичность – исследование всех философских проблем на основе идеи первичности Бога.

    2. Догматичность – способ исследования проблемы, при котором общепризнанное знание не критикуется, а только доказывается как истинное любыми средствами. Такие догмы установились решениями религиозных руководителей.

    3. Конфессиональность – принадлежность философии к конкретному официально утвержденному религиозному направлению:

    Христианская философия развивается со 2 по 10 века (1054 г.) в рамках западной и восточной христианской религии, а после раскола церкви – как католическая и православная философии, проклявшие друг друга (в 1965 г. эта анафема была снята).

    Арабская философия – в рамках ислама.

    Еврейская – в рамках иудаизма.

    Индийская – в рамках буддизма.

    4. Схоластичность – способ исследования проблем, при котором сознательно отвлекаются от конкретных общественных проблем и аналзируют логические особенности рассуждений на заданную тем. Темы рассуждений задавались религией, она их контролировала и решала: признать или отвергнуть.

    5. Наличие позитивных и негативных функций в культуре.

    Позитивное значение

    1) Разработка темы Бога и его качеств, атрибутов, особой роли для людей.

    2) Разработка проблем логики – доказательство, опровержение, определение, правила силлогизма и т.д.

    3) Теоретическое обоснование общечеловеческих ценностей, особенно христианской культуры. Они представлены в Декалоге и Нагорной проповеди.

    Декалог – десять правил, изложенных в Ветхом Завете от имени Бога Моисею (руководителю еврейского народа):

    1. Вера в единого Бога.

    2. Запрет на изображение (сначала – всего, затем – неканонических людей или событий, Бога-отца).

    3. Запрет на употребление имени Бога понапрасну.

    4. Правило седьмого дня (отдыха в седьмой день недели).

    5. Почитай родителей.

    6. Не убий.

    7. Не прелюбодействуй.

    8. Не укради.

    9. Не лги.

    10. Не завидуй.

    Нагорная проповедь – правила, изложенные Иисусом в Новом Завете своим ученикам:

    1. Искренняя любовь к Богу.

    2. Правило альтруизма (бескорыстной помощи нуждающимся в ней).

    3. Правило взаимности: как ты хочешь чтобы к тебе относились люди, так и ты относись к ним.

    4. Правило справедливости (обещание лучшей жизни пострадавшим за веру, истину, мир и прочим обездоленным, в основном – в потустороннем мире).

    5. Правило равенства всех людей в истинной религии (во Христе).

    4. Создание первой теории прогресса общества по нравственным критериям.

    5. Доказательство общечеловеческой идеи, что добро абсолютно, а зло относительно.

    Негативное значение

    1. Запрет свободомыслия в философских рассуждениях, т.е. запрет отступать от догм. О их критике нельзя даже помышлять. Тот, кто критиковал догмы, объявлялся отступником (со всеми вытекающими последствиями).

    2. Запрет светского варианта культуры, особенно морали, права и реалистической философии.

    3. Запрет на развитие естествознания, особенно эмпирических исследований (физика, медицина и др.).

    4. Ограничение принципа реализма как основного содержания человеческой культуры, а именно, вместо реальных идеалов, проблем пропагандировалась духовность в религиозном варианте, т.е. любовь, бескорыстие, альтруизм, доброта – всё во имя Бога.

    Христианская философия

    Является самой развитой. Этапы развития:

    1 – восточная и западная патристика (2 в. – нач. 11 в.)

    2 – схоластика (11 в. – первая половина 14 в.)

    Учения:

    ► Учение Тертуллиана (160-220 гг.). Идеи:

    1. Идея Первичности веры в Бога в христианском варианте над мышлением (разумом). "Верую, ибо абсурдно для разума."

    2. Идея о троичности христианского Бога. (В Библии нет точных указаний, что Бог – Троица, но философы стали доказывать, что это так.

    ► Учение "отцов церкви" восточной патристики.Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и др. четко доказали троичность Бога и в 381 г. этот догмат был официально подтвержден.

    ► Учение Августина Аврелия Блаженного (354-430 гг.). Идеи:

    1. Идея прогресса общества от "града земного" к "граду божьему".

    Град земной – люди, которые в суете, аморальны, вне истинной религии, живут физическими потребностями.

    Град божий – люди живут в истинной религии, абсолютно моральны и высокодуховны.

    2. Идея абсолютности добра (оно от Бога) и относительности зла (оно от человека). Все виды зла есть нарушение христианских норм.

    3. Августин Блаженный дал первое теоретическое доказательство первичности Бога в онтологии, гносеологии и аксиологии.

    ► Учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.). Фома Аквинский – гений католического варианта философии и всей христианской философии.

    1. Дал завершенное философско-теоретическое обоснование католической веры. Это учение официально поддерживается католицизмом до сих пор.

    2. Формулировка идеи о необходимости разума для понимания сущности Бога и веры в целом. Эта идея помогала мыслителям избегать преследования инквизиции. Разум помогает человеку познать могущество Бога, поэтому его можно использовать, а не отвергать ради веры.

    3. Классификация христианских добродетелей: любовь, надежда, вера, мудрость, отвага, справедливость, умеренность.

    4. Идея о бессмертии души как субстанции бытия в составе тела человека. Она [душа] абсолютно невещественна, вечна во времени, неуничтожима.

    5. Сформулировал понимание иерархии общества и смысл государства, а именно, бóльшая часть общества – это люди, которые должны заниматься физическим трудом. Меньшая часть общества занимается умственным трудом. Священники и государство имеют смысл деятельности в том, чтобы помочь людям перейти в потусторонний мир с положительными эмоциями и верой.

    ► Учения прогрессивных философов:

    Бэкон Роджер (13 в.) впервые мысль "Знание – сила".

    Оккам Уильям (1390-1450 гг.). Идея: "Не умножай сущностей при объяснении" – стремись объяснить бытие конкретными реальными причинами минимального количества. В естествознании (и медицине) это идеал.

    Пьер Абеляр (1079 г. – 12 в.). Идея: "Общие понятия – это имена, а в реальности их не существует".

    Проблемы христианской философии

    1. Теологические проблемы: Бог – персона (личность), которая обладает всевозможными совершенствами, находящимися за пределами физического мира, абсолютно идеальна и требует к себе особого почитания.

    Доказательства бытия Бога:

    1) Онтологическое (Кентерберийский Ансельм): идея о том, что Бог существует, потому что люди мыслят о том, что он существует.

    2) Доказательство по принципу "так должно быть":

     Если есть причины, то должна быть первая причина.

     Если есть движение, то должно быть начало движения.

     Если есть необходимость (случайность), то должна быть первая необходимость.

     Если есть совершенство и безобразие, то должно быть высшее совершенство.

     Если есть цель, то должна быть высшая цель бытия.

    Всё это есть Бог!

    2. Проблема соотношения разума и веры. Варианты веры:

     абсолютное преобладание веры над разумом

     разум второстепенно помогает вере (блаженный).

     разум помогает вере при условии первичности веры (Фома Аквинский).

    3. Проблема реальности существования общего и единичного

    1) Общее – это звуки речи и понятия мышления, она существует идеально, равноценно номинализму (Абиляр).

    2) Общее существует реально в мире идей, в сфере духа равноценно реализму (Фома Аквинский).

    3) Общее и единичное существуют в вещах как их стороны (Р.Бэкон)

    и др.

    Арабская философия средневековья

    Учения мыслителей, появившиеся с 7 в. в рамках исламской традиции мировой культуры.

    Гении: Авиценна, Аверроэс.

    Авиценна (980-1037)

    Энциклопедист, врач.

    1. Идея трех форм существования общих понятий:

    а) в Боге,

    б) в реальных вещах как их сущность,

    в) понятие.

    2. Идея дуализма бытия: материя (вещество) и дух – начало разнообразия природы.

    3. Идея атрибутов бытия: движение, пространство, время.

    4. Идея приоритета науки в проблемах общественной жизни.

    Аверрок (1126-1196)

    Энциклопедист, врач, гений философии.

    1. Идея двойственности истины: истина не одна (религиозная), а две – научная и религиозная. Каждая дает знания по предметам, существующим самостоятельно.

    2. Идея деизма: мысль, что Бог, создал мир, но далее не вмешивался в него, и все развивалось по естественным законам.

    Индуизм

    Нагарджуна и его школа разрабатывали классические учения древнеиндийской философии: Санкхья, Вайшешика. В них доказывалось, что смысл жизни – спасение от физического мира путем развития духовности. В буддийской философии развивается онтологическое содержание (Васубандху и др.).

    В рамках буддизма возникает дзэн-буддизм, который принят в Японии и отличается высоким уровнем атеизма.


    написать администратору сайта