Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Сформулируйте социальный подход к пониманию инвалидности

  • 7.Какова роль философии в познании и изучении процессов социальной и образовательной интеграции

  • 3 - уважать нашу жизнь и жизнь других людей

  • 5 - Будь верным Лояльность - одна из самых прекрасных добродетелей людей, поскольку она подразумевает верность, честность и благородство..6 - жить по правилам общества

  • 8 - Альтруизм Быть альтруистом означает помогать другим, не ожидая ничего взамен.9 - Живи по воле Божьей

  • 10 - Не делайте другим то, что мы не хотели бы, чтобы они делали с нами

  • 2 - Благотворительность Благотворительность - это добродетель, которая включает в себя доброжелательность по отношению к другим людям.3 - Уважение

  • 8 - Честность Честный человек - это честный человек, чье поведение морально и нравственно, он делает то, что говорит, и не пытается использовать других.9 - правосудие

  • Инклюзивное образование. Срс1. 1. Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования


    Скачать 74.24 Kb.
    Название1. Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования
    АнкорИнклюзивное образование
    Дата12.01.2023
    Размер74.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСрс1.docx
    ТипДокументы
    #882418
    страница3 из 3
    1   2   3

    5. Опишите модели восприятия инвалидности в обществе.

    В современном обществе понятию равноправия уделяется все больше внимания, в том числе это касается и инвалидов. В умах многих засело убеждение, что недостатки, которые лишают человека привычных функций, автоматически принижают его по сравнению со здоровыми членами общества. Сами инвалиды часто ощущают давление со стороны социума, что только мешает их адаптации и восприятию самих себя. Это выражается в том, что некоторые даже пугаются, когда видят человека в коляске или с синдромом Дауна; они думают, что это ненормально, и такие люди не смогут быть полноправными членами общества.
    Для преодоления этой проблемы и были созданы медицинская и социальная модели инвалидности. Они помогают рассмотреть ситуацию с разных сторон и найти рычаги давления на общество и госслужбы.
    Виды моделей инвалидности В науке выделяют несколько подходов: Медицинский. В нем инвалидность объясняется через призму патологии, которую нужно лечить. Социальный. Его основа – избавление от барьеров, которые общество ставит вокруг инвалидов. Политико-правовой. Его корни уходят в положения, которые женщины и негритянские расы адресовали действующему законодательству. В условиях отсутствия доступа к информации, инвалиды не могут принимать участие во всех аспектах жизни социума. Согласно подходу к изучению инвалидности, ситуацию нужно исправлять, так как они являются полноправными членами общества. Культурный плюрализм. Данный утопический подход невозможно осуществить в реальности. Он отражает мир, в котором все люди равны, а интересы и особенности всех индивидуумов гармонично сочетаются
    друг с другом

    6.  Сформулируйте социальный подход к пониманию инвалидности

    Социальный подход к пониманию инвалидности закреплен в Конвенции о правах инвалидов: «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

    7.Какова роль философии в познании и изучении процессов социальной и образовательной интеграции?

    Социальная философия рассматривает социальную интеграцию как форму совместного бытия обычных людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которую поддерживают и развивают (или не поддерживают) общество и его подсистемы (в том числе подсистема институтов образования) и по отношению к участию в которой все члены общества имеют право свободного выбора. Интеграция как форма социального бытия предусматривает для человека с особыми потребностями ничем не ограниченное участие во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессах досуга, в работе, при реализации различных социальных ролей и функций и свободу выбора степени такого участия, его форм и способов. Это право законодательно закреплено в большинстве развитых стран мира. Фундаментальный философский принцип интеграции (и инклюзии) — свобода выбора. Он реализуется соответствующей социальной политикой государства в сфере образования, закрепленной в государственном законе об образовании.

    Интеграция в образовании рассматривается как право выбора каждым обучаемым места, способа и языка обучения; для учащихся с ООП в случае выбора ими в качестве места обучения образовательной организации общего назначения предусматривается создание условий, адекватных возможностям специальных коррекционно-образовательных учреждений (СКОУ), и полное включение в учебный процесс образовательной организации общего назначения (инклюзия). Для обычных учащихся образовательная интеграция (инклюзия) означает свободу выбора между инклюзивным и обычным классом и обеспечение для них качества и темпа обучения, предусмотренных государственным образовательным стандартом.

    Указанные выше представления об образовательной интеграции и ее достаточно успешная реализация в зарубежных странах за прошедшие полвека подтверждены деятельностью мировой системы образования и подкреплены конкретными философскими позициями, соответствующими им научными теориями и методологическими подходами.

    Каковы же теоретико-методологические основания инклюзивного обучения и перспективы его реализации, исходя из философского осмысления данного феномена?

    Для философии как одной из форм общественного сознания имеют большое значение разработка мировоззренческого фундамента образовательной интеграции как новой социокультурной реальности и выработка методологических основ познания закономерностей внедрения и развития инклюзивных процессов. Это осуществляется в таких философско-методологических аспектах, как: историко-философский, онтологический, гносеологический, аксиологический, философско-антропологический, социально-философский.

    Принимая во внимание существование принципа методологической относительности, в соответствии с которым та или иная педагогическая парадигма (традиция, система) обусловлена определенными (нередко — разными) философско-методологическими установками и нормами, можно констатировать, что отечественные и зарубежные исследователи при изучении феномена образовательной интеграции и способов ее реализации в образовательной практике опираются на различные (хотя и имеющие много общего) методологические, а значит философские и научно-теоретические позиции. Так, например, отечественные исследователи (Кобрина Л.М., Разу- мова О.Ю. и др.) в изучении вопросов теории и практики интегрированного обучения ориентируются на идеи марксистской философии как методологической основы советской психологии (Блонский П.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Рубинштейн С.Л. и др.) и дефектологии (Боскис Р.М., Власова Т.А., Зыков С.А., Лубовский В.И., Шиф Ж.И.) в отношении проблем, значимых для специальной педагогики и специальной психологии, — культурноисторическую психологию, теорию деятельности, концепцию единства закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизон- тогенеза и др.

    В основе зарубежных концепций интегрированного (инклюзивного) обучения лежат философские идеи экзистенциализма, прагматизма, постмодернизма, феноменологии, в теории и методологии конкретных наук — психологии, педагогики, социологии, — преломляющиеся в интерактивный подход, который в своем развитии произвел персоналистское, социально-феноменологическое и социально-экологическое направления, ставшие в зарубежной педагогике теоретико-методологическим основанием инклюзивного образования. Широкое распространение здесь получила и конструктивистская методология.

    В философии интеграции получила признание феноменологическое понятие «жизненный мир» (Г. Антор, К. Молленхауэр,

    О. Шпек и др.). Ссылаясь на Т.В. Фуряеву (2002), приведем определение этого понятия, предложенное К. Молленхауэром: «Педагогическое пространство как смысловая конструкция должно быть продумано в рамках конкретных общественно-исторических условий, влияющих на педагогический процесс. Исходя из этого, педагогическая смысловая конструкция определяется не сама по себе, но в контексте своего общественного местоположения. Для данного общественного местоположения мы выбираем название “жизненный мир”. Жизненный мир превращается в педагогическое пространство, когда в нем присутствует деятельность, или деятельностные намерения всех взаимодействующих сторон, где смыслообразующим элементом выступает интерсубъектность. Такое понимание воспитательного пространства позволяет учитывать ситуацию саморазвития ребенка с ограниченными возможностями, его интересы и потребности в самореализации, которые формируются в социальной среде и под ее влиянием».

    В 1980-х гг. во многих европейских странах и в США стало шириться экологическое движение как ответная реакция на недостатки индустриального общества позднего модернизма (увеличение дистанции между бедностью и богатством, отсутствие равных стартовых возможностей для детей, экологический кризис, селективность школ и социальных институтов и др.). В педагогике возникла и была признана экологическая парадигма. В ней важная роль отводится социальному окружению ребенка, которое представляет собой не просто сумму различных факторов, а их системное объединение, предполагающее участие в создании благоприятных условий для развития ребенка. Понятие «экология» происходит от греческого oikos «дом, убежище» и по смыслу означает место, комфортное для жизни («я у себя дома»). Как в биологии, где у того или иного живого существа имеется своя «биологическая ниша», так и у человека должна быть своя, комфортная для него «жизненная ниша» (Шпек О., 2003). Применительно к инклюзивному обучению экологический подход означает, что вся педагогическая деятельность предназначена служить тому, чтобы ребенок с нарушениями развития, несмотря на имеющиеся у него ограничения, чувствовал себя комфортно в своем жизненном пространстве. Именно поэтому педагогическая помощь такому ребенку должна быть направлена на его включение в систему экологичных для данного возраста, изменяющихся социальных многоуровневых и комплексных взаимосвязей.

    В развитие и распространение эколого-системной и эколого-феноменологической ориентаций значительный вклад внес известный американский психолог и деятель в сфере образования У. Бронфен- бреннер. В его работе «Экология человеческого развития» в психологию было введено системное представление о социальном контексте жизни детей, представляющее собой совокупность различных систем, расположенных в виде концентрических окружностей (микросистем, мезосистем, экзосистем и макросистем). Экологическая теория Бронфенбреннера базируется на социологической структурно-системной теории американского ученого Т. Парсонса, на психологической теории поля, жизненного пространства К. Левина, на модели «поведенческого сеттинга» Р. Баркера и Р. Райта и теории деятельности А.Н. Леонтьева.

    В контексте экологической теории проблемы детей с нарушениями развития следует рассматривать не изолированно как таковые, а комплексно на основе системного подхода, как результат восприятия ребенка, включенного в сложную структуру системной организации человеческого бытия. При этом особое значение придается преобразованию системы ценностей, взаимосвязанных с технологическими и экономическими факторами.

    Экологические проблемы нарушенного развития напрямую выходят на идеи и принципы интеграции. Как отмечает О. Шпек (2003), интеграция (инклюзия) представляет собой нормативное экологическое понятие. Ее целью является воссоздание нарушенной социальной экологии ребенка с ограниченными возможностями, восстановление или создание заново целостных жизненных взаимосвязей, являющихся частью его жизненного мира. В этом контексте изменяются задачи общей и специальной педагогики. Ориентацию на нарушенное развитие и исследования возможностей педагогического воздействия при конкретном нарушении сменяет парадигма «жизненной автономности». Согласно этой парадигме, дефект (нарушение) занимает вторичное место и рассматривается как фактор, лишь ограничивающий автономию. Задача инклюзивного образования состоит в поиске путей обеспечения человеку с ограниченными возможностями условий для максимально самостоятельной (автономной) и независимой жизни.

    На таких же позициях строится обоснование социальной интеграции с точки зрения философии экзистенциализма.

    Философия экзистенциализма предложила иной взгляд на человека с ограниченными возможностями, на его индивидуальное и социальное бытие, выдвинув центральную идею — экзистенцию, т.е. наличие центрального ядра человеческого «Я», благодаря которому каждый человек выступает как единственная в своем роде, неповторимая и свободная личность, самостоятельно выбирающая и «строящая» свою жизнь, ответственная за собственные действия по отношению как к себе, так и к окружающему миру.

    Таким образом, социальные условия, а значит, и условия образования должны способствовать тому, чтобы бытие человека с ограниченными возможностями стало максимально самостоятельным, независимым, а сам человек, занимая активную и ответственную жизненную позицию, был равноправным членом общества, реализующим себя в этом обществе. Концепция самостоятельного и независимого образа жизни людей с ограниченными возможностями сегодня определяет подходы к формированию целей и содержания инклюзивного образования. Феноменология и экзистенциализм служат философскими истоками гуманистической психологии, которая, в свою очередь, обеспечивает развитие гуманистической педагогики и разработанных в ее русле педагогических технологий инклюзивного обучения.

    Педагогическая концепция социально-феноменологического подхода (а также интерактивного подхода) наиболее полно представлена в работах Молленхауэра К., Томаса Т., Гофмана Э.. В педагогической практике феноменологическое направление выражается в осмыслении природы ребенка, осознании и учете опыта его чувственной жизни, который достигается в определенной социально детерминированной пространственно-временной и языковой среде. Наиболее оптимальной для развития ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности представляется инклюзивная образовательная среда.

    Современный персоналистский подход как теоретическая основа, разработанная зарубежными последователями образовательной интеграции, объединяет несколько направлений: позицию гуманистической психологии (Маслоу А., Мерфи Г., Мюррей Г.А., Олпорт Г., Роджерс К. и др.); концепцию социальной теории аутопоэза (Варела Ф., Матурана У.), теорию интегрированного обучения также питают идеи функциональной школы в социологии Т. Парсонса и психологические теории — экологическая теория человеческого развития Бронфенбреннера У., теория поля и жизненного пространства Левина К.

    Различные философские дисциплины дают возможность мировоззренческого изучения проблем инклюзивного образования. Так, с позиций философской и педагогической антропологии исследователи подходят к изучению антропологических аспектов проблемы обучения и развития человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях инклюзивного образования, исходя из положения о том, что именно такой человек в большей степени, чем любое другое человеческое существо, нуждается в образовании, которое создает для него возможность саморазвития и самореализации как единства телесного, духовного и душевного развития. Это достигается только в диалогическом процессе постоянного и активного взаимодействия с социокультурным окружением на протяжении всей жизни и деятельности в условиях определенного исторического времени.

    Аксиологические (ценностные) позиции некоторых современных философских направлений помогают анализировать проблемы ценностного отношения к самому феномену инклюзивного образования и существованию человека с ограниченными возможностями в условиях этого образования. Результаты такого осмысления могут способствовать решению онтологических проблем, таких, например, как качество бытия человека с ограниченными возможностями при наличии, или при отсутствии инклюзивного обучения. Характер решения указанных проблем (и многих других) определяет особенности социально-философского осмысления жизнедеятельности человека с ограниченными возможностями в современном мире и, в первую очередь, его образования, социализации и выживания.

    8. Раскройте на примерах из жизненной и образовательной практики реализацию концептуальных основ этики жизни.

    Каждый день мы сталкиваемся с проблемами этический и моральный; эти два элемента определяют личность, отношение и поведение человека.

    Часто термины «этический» и «моральный» путают и используют как синонимы; Тем не менее, между этими.

    Слово «этика» происходит от греческого ethikos, что означает характер; тогда как слово "мораль" происходит от греческого слова МОС, что означает обычай.

    Другими словами, моральное поведение отвечает ряду обычаев, установленных группой лиц, в то время как этическое поведение определяется характером личности..

    В следующей таблице указаны различия между этикой и моралью:

    Вас также могут заинтересовать эти примеры моральных норм.

    Примеры морали

    Мораль относится к культурным и религиозным убеждениям группы, которые определяют, что правильно, а что неправильно.

    Мораль предлагает ряд правил относительно того, что является правильным или правильным для любой ситуации. В этом смысле можно сказать, что то, что считается морально правильным, не всегда объективно правильно.

    Вот десять примеров морального поведения:

    1 - Скажи правду

    Честность является одним из принципов морали, говорящим правду в любое время. Однако говорить правду не всегда правильно.

    Возьмите следующий пример: если преследователь спросит вас, знаете ли вы, куда бежал запуганный юноша, было бы правильнее сказать «нет», и если бы вы знали, где находится молодой человек, о котором идет речь.

    2 - не обманывать

    В наших ежедневных действиях мы должны быть честными с собой и с другими людьми. Обман - это противоположность честной процедуре, поэтому мы должны избегать такого поведения, чтобы жить морально.

    3 - уважать нашу жизнь и жизнь других людей

    В христианстве одна из заповедей Божьего закона гласит: «Не убий». Это означает, что мы должны уважать жизнь других людей, а также нашу. Следует отметить, что существуют случаи, такие как эвтаназия, когда этот принцип порождает конфликты..

    4 - Будь щедрым

    Щедрость - это моральная ценность, которая относится к способности людей делиться тем, что у них есть, не только материальными, но и нематериальными аспектами, такими как радость и оптимизм..

    5 - Будь верным

    Лояльность - одна из самых прекрасных добродетелей людей, поскольку она подразумевает верность, честность и благородство..

    6 - жить по правилам общества

    Наше общество создает правила для каждого аспекта нашей жизни. Например: как мы должны вести себя дома, в школе, на работе и т.д. Следование этим правилам делает нас моральными личностями.

    7 - Не завидую

    Зависть - это дискомфорт, порождаемый желанием человека иметь собственность другого человека. В этом смысле моральное поведение отходит от зависти; вместо этого он предлагает быть счастливым за благополучие других людей.

    8 - Альтруизм

    Быть альтруистом означает помогать другим, не ожидая ничего взамен.

    9 - Живи по воле Божьей

    Для христиан жизнь по воле Божьей является высшим принципом морали. В этом смысле Десять Заповедей закона Божьего являются правилами, которые регулируют нравственность людей.

    10 - Не делайте другим то, что мы не хотели бы, чтобы они делали с нами

    «Не делай другим того, чего мы не хотели бы, чтобы они делали нам» - это фраза, которую мы слышали от маленьких в наших домах, в школе и в других местах, которая обобщает моральные принципы.

    Если мы хотим, чтобы другие были щедры с нами, давайте начнем с того, что будем щедрыми; Если мы хотим, чтобы нас уважали, давайте сначала уважать себя.

    Примеры этики

    Этика - это раздел философии, который отвечает за изучение принципов, управляющих поведением человека. Этические принципы зависят от ситуации, в которой находится человек, и варьируются от одного человека к другому..

     1 - Принятие

    Одним из этических принципов является принятие ко всему, что отличается. В этом смысле расизм, гомофобия и ксенофобия являются неэтичным поведением.

    2 - Благотворительность

    Благотворительность - это добродетель, которая включает в себя доброжелательность по отношению к другим людям.

    3 - Уважение

    Уважение - это отношение вежливости к другим людям..

    4 - Сострадание

    Сострадание - это чувство сочувствия к страданию другого человека. Например, человек с неизлечимым раком может потребовать применения эвтаназии.

    Мораль говорит нам, что мы не должны покушаться на жизнь другого человека. Однако в некоторых случаях профессиональная этика позволяет применять самоубийство с помощью.

    5 - Ответственность

    Ответственность - это этический принцип каждого человека, который относится к выполнению приобретенного обязательства и факту ответа на наши действия..

    6 - Сочувствие

    Сочувствие - это способность людей аффективно «связываться» с другим человеком, делиться и понимать свои эмоции и чувства. Быть эмпатичным позволяет нам понять поведение других людей.

    7 - Равенство

    Равенство означает, что с людьми обращаются так, чтобы все могли получить одинаковые результаты независимо от конкретных факторов, которые обуславливают каждого человека.

     8 - Честность

    Честный человек - это честный человек, чье поведение морально и нравственно, он делает то, что говорит, и не пытается использовать других.

    9 - правосудие

    Справедливость - это добродетель, которая гласит, что каждый человек должен получать то, что он заслуживает.

    10 - Прозрачность

    Прозрачность - это этический принцип, связанный с честностью. Например, если вам нужно взять интервью у друга, чтобы предложить работу, и вы даете ему работу, даже если он не соответствует требованиям, ваша процедура будет не прозрачной, а предвзятой.
    1   2   3


    написать администратору сайта