Главная страница
Навигация по странице:

  • Общий композиционный план строения сложной фуги с

  • Анализ

  • полифония. 01-3 Композиция сложной фуги с раздельной экспозицией. 1. фуги с совместной экспозицией фуги с раздельной экспозицией


    Скачать 0.61 Mb.
    Название1. фуги с совместной экспозицией фуги с раздельной экспозицией
    Анкорполифония
    Дата14.05.2021
    Размер0.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла01-3 Композиция сложной фуги с раздельной экспозицией.pdf
    ТипДокументы
    #205001

    В зависимости от способа экспонирования тем сложные фуги могут быть двух основных видов:
    1.
    фуги с совместной экспозицией;
    2.
    фуги с раздельной экспозицией.
    Разновидности фуги с раздельной экспозицией (Н.А.Симакова):
    а) без последующего соединения тем, по аналогии со «сквозной имитационной формой»
    (
    Н.А.Симакова)
    эпохи
    Ренессанса
    («мотетная форма», В.В.Протопопов, Т.Н.Дубравская): Бах, Kyrie и
    Glorie из Мессы g-moll; Бах, финал Сонаты для скрипки с клавиром
    № 2; Гендель, оратория «Мессия», хор «Hallelujah» и др.;
    б) с частичным, неполным соединением тем: Бах. Органная фуга Es-dur BWV 552; Хиндемит, финал Сонаты для фортепиано
    № 3 и др.;
    в) с последующим соединением тем – основная разновидность этого вида фуги, представляющая наиболее полифонический тип композиции: Бах, ХТК, II/gis-moll, fis-moll; Пахельбель, Ричеркар для органа c-moll; Шостакович, фуги e-moll и d-moll ор. 87 и др.

    Общий композиционный план строения сложной фуги с
    последующим соединением тем:
    1. экспозиция первой темы;
    2. экспозиция второй и возможных последующих тем;
    3. совместные проведения всех тем в последней части или разделе.
    Строение
    сложной
    фуги
    с
    раздельной
    экспозицией
    отличается большими масштабами и разнообразием:
    трехчастная репризная форма – Бах, ХТК, II/gis; II/fis;
    рондо – Бах, Искусство фуги, Контрапункт № 11;
    старинная двухчастная форма – Бах, Искусство фуги,
    Контрапункт № 10.
    Для строения экспозиции второй и возможных последующих тем характерна свобода и неустойчивость, проявляющаяся в первую очередь в тональном плане. Для начала экспозиции второй темы характерна тональность доминанты:
    Бах,
    ХТК,
    II/gis-moll;
    Шостакович, фуга d-moll ор. 87 и др.

    Для композиции этого вида фуги характерна бóльшая сложность внутреннего строения частей, которые часто имеют разнородное строение и
    состоят из нескольких разделов образующих самостоятельные формы (II/gis-moll: А – старинная двухчастная форма, А/В – трехчастная репризная форма).

    Литература:
    Мюллер Т. Полифония: Учебник. М.: Музыка, 1988. Часть вторая —
    Сложные фуги.
    Чугаев А. Особенности строения клавирных фуг Баха. М.: Музыка,
    1975.
    Симакова Н.А. Контрапункт строгого стиля и фуга. Книга II. Фуга: ее логика и поэтика. – М., 2007. глава 5. Виды сложной фуги.
    Анализ:
    Бах, ХТК, II/gis; II/fis.
    Сочинить – в соответствии со схемой продолжать сочинять двойную трехголосную фугу с совместной экспозицией.
    Семантика сложной фуги с раздельной экспозицией
    Драматическая семантика сложной фуги с раздельной экспозицией. Приближение к сонатной форме за счет развития содержания на основе диалектической формулы тезис –
    антитезис – синтез. Достижение нового образного качества на заключительном этапе формообразования. Векторная направленность развития сюжета.


    написать администратору сайта