культурная политика Норвегии. Культурная политика Норвегии. 1. Характерные особенности норвежской культуры и культурной политики Норвегии 5
Скачать 39.81 Kb.
|
СодержаниеВведение 3 1.Характерные особенности норвежской культуры и культурной политики Норвегии 5 2.Организация системы управления культурой в Норвегии 10 3. Региональный и местный уровень 12 Заключение 17 Список использованных источников 19 ВведениеКультура Норвегии прочно связана с историей и географическим положением страны. Корни норвежской культуры восходят к традициям викингов, средневековой «эпохе величия» и сагам. Хотя обычно норвежские мастера культуры испытывали влияние западноевропейского искусства и впитали многие его стили и сюжеты, тем не менее в их творчестве отражается и традиционная народная культура. Уникальная крестьянская культура, сохранившаяся и по сей день, возникла благодаря скудности природных ресурсов, обусловленной холодным климатом и гористым ландшафтом, но также на неё во многом повлияли средневековые скандинавские законы. Бедность, борьба за независимость, восхищение природой — все эти мотивы проявляются в норвежской музыке, литературе и живописи (в том числе декоративной). Природа всё ещё играет важную роль в народной культуре, об этом свидетельствуют необычайное пристрастие норвежцев к спорту и жизни на лоне природы. Наибольшее влияние на культуру Норвегии оказали Дания и Швеция. В Средние века большое значение имела культура Германии с лютеранством, в XVIII веке на смену Германии пришла Франция, затем в XIX веке лидирующие позиции вновь заняла Германия, а после Второй мировой войны Норвегия стала ориентироваться на англоязычные страны. За последние 30 лет страна из этнически гомогенной превратилась в мультикультурную благодаря большому количеству мигрантов. Особенно в столице Норвегии, Осло, где около четверти населения иностранцы, заметна многокультурность общества. Культура Норвегии построена на принципах эгалитаризма (равенства всех людей), любые проявления элитизма сильно критикуются обществом. Норвежцы являются одной из самых толерантных к однополым отношениям наций, Норвегия стала шестой по счёту страной, разрешившей однополые браки на своей территории. Цель работы- изучить культурную политику Норвегии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Охарактеризовать особенности норвежской культуры и культурной политики Норвегии. 2.Обозначить организацию системы управления культурой в Норвегии. 3. Выявить региональный и местный уровень культурной политики в Норвегии. 1.Характерные особенности норвежской культуры и культурной политики НорвегииВо многом культура Норвегии сложилась под влиянием географического расположения и климатических особенностей. Для коренного населения оленеводство и рыболовство занимают основное место в жизни. В стране чтят свои национальные особенности: музыкальные произведения, работы местных мастеров и живописцев. Кроме того норвежцы внимательно относятся к природе, благодаря чему в стране зарегистрировано 7 объектов ЮНЕСКО.1 Культура Норвегии и ее культурная политика имеет много общих черт с другими европейскими странами. Но существуют также явные различия и особенности, обусловленные национальными традициями. Уровень государственной поддержки культуры в Норвегии достаточно высок. Норвегия представляет небольшой рынок для сбыта художественной продукции, особенно для тех видов искусства, которые зависят напрямую от норвежского языка, например, литературы. Это одна из причин, почему художественная продукция получает значительные государственные субсидии и поэтому относительно защищена от рыночной конкуренции. В качестве иллюстрации: все театральные организации – театры, оперы и симфонические оркестры – покрывают до 80 – 95% своих текущих расходов за счет государственных органов. Ряд государственных мер, таких, как программа приобретения норвежской литературы, был принят для поддержки национальной культуры и искусства. Планы финансовой поддержки отдельных литераторов также более значительны и разнообразны, чем в большинстве других стран. Около 500 профессиональных деятелей искусства получают «гарантированный доход» обычно начиная с 50 лет и до конца своей профессиональной деятельности. Норвежцы традиционно скептически относятся к культурной политике, имеющей рыночную ориентацию. Хотя за последнее время такое отношение претерпело изменения, наблюдается мало стимулов поддержки частного финансирования культуры. 2 Уровень частного финансирования может, тем не менее, возрасти в ближайшем будущем, в основном за счет признания и принятия на себя частными компаниями большей ответственности в вопросах культуры.3 Культурная политика Норвегии опирается на развитую организационную систему по сравнению с культурными политиками других стран. Это означает, что государственное финансирование культуры и искусства обычно проходит через долгосрочные или постоянные культурные учреждения, постоянные программы финансирования, т.д. Меньшая поддержка оказывается специальным и экспериментальным видам деятельности. В этой связи норвежский Совет по вопросам культуры несколько отличается. Он поддерживает большое число неинституциональных видов деятельности. Активно действующая сеть ассоциаций является краеугольным камнем местной и региональной культурной жизни в Норвегии. Данные ассоциации поддерживают местную социально-культурную деятельность на очень высоком уровне: это относится, например, к самодеятельной музыке, любительскому театру. Ассоциации, действующие в сфере молодежной политики и спорта, а также сохранения культурного наследия, тоже являются движущими факторами культурной жизни в регионах и на местах. Когда в 1970-х была введена так называемая «новая культурная политика», данные ассоциации были признаны важными инструментами культурной политики. Так, до определенной степени, муниципальные управления культуры действуют как «слуги» этих ассоциаций в их культурной деятельности. В Норвегии, как и в других странах Западной Европы, развитие структурированной культурной политики в значительной степени является послевоенным феноменом, тесно связанным с развитием современного общества всеобщего благосостояния. Тем не менее, корни норвежской культурной политики уходят глубоко в историю. Вследствие длительного периода подчиненности другим странам в Норвегии отсутствовали сильные традиции церковной или королевской финансовой поддержки культуры. Первые государственные дотации были предоставлены деятелям искусства в 1830-х. Некоторые важные учреждения культуры – в сфере театрального и изобразительного искусства – были созданы после 1840 года. В то же самое время по всей стране создавались социально-культурные организации4. Первая постоянно действующая организация деятелей искусства была основана до 1900 года. Государственная система библиотек постепенно складывалась со второй половины XIX века. Забота о сохранении культурного наследия возрастала с ростом движения за национальное освобождение. Общество сохранения древних памятников Норвегии было образовано в 1844 году. Тогда же появился ряд музеев. Центральное ведомство по национальным памятникам было основано в 1912. После Второй мировой войны постепенно сложилась прочная организационно-административная инфраструктура культурной политики, вызванная заботой о «культурной демократии». 5 Первый период, с 1945 по 1975 год, был отмечен наивной верой в возможность успешной «демократизации» высокой культуры. В данном ключе в первые десятилетия после Второй мировой войны были созданы национальный передвижной театр, передвижная художественная галерея и государственный центр общенационального содействия развитию музыки. Введение «новой культурной политики» означало существенное изменение концепции «демократизации культуры»: начиная с этого времени осуществлялись попытки демократизации доступа к культуре путем включения социально-культурных самодеятельных видов творчества. Впоследствии значительно увеличился масштаб социально-культурной активности и расширилась сеть региональных управлений культуры. Однако в этот же самый период времени государство осуществило также ряд мер по улучшению материального положения индивидуальных творческих деятелей искусства. Кроме того, был отмечен значительный рост учреждений театрального искусства, особенно на региональном уровне: создавались региональные театры и группы региональных музыкантов6. Благодаря местным предпринимателям и системе щедрой финансовой поддержки с 1975 года значительно расширился музейный сектор. Если местные власти тратили на музеи один миллион норвежских марок, то правительство было вынуждено израсходовать три миллиона. В результате было создано много новых музеев, некоторые из которых были невелики и имели местное значение. В начале 1980-х эта модель финансирования была в значительной степени модифицирована, поскольку являлась слишком дорогостоящей для правительства. 7 В 1992 году министр культуры Норвегии выразил возрастающую озабоченность в связи с некоторым застоем в деятельности главных (центральных) учреждений, при этом не забыты были и основные элементы децентрализованной социально-культурной политики. Но в последних публичных дебатах присутствовала также и противоположная тенденция, ставящая под сомнение уровень институциализации культурной политики. Ставились вопросы: соответствуют ли традиционные учреждения исполнительского искусства задачам и требованиям национальной культурной политики, и побуждает ли в действительности «гарантированный доход» к творческой деятельности. Можно предсказать определенную деинституциализацию норвежской культурной политики. Похожие тенденции наблюдаются в ряде стран Европы. Кроме того, развилось более критичное отношение к корпоративности в культурном секторе. 8 Таким образом, профессиональные ассоциации деятелей культуры имеют меньшее влияние на принятие государственных решений в области культуры и искусства, чем всего несколько лет назад. 2.Организация системы управления культурой в НорвегииНа национальном уровне затраты культурного сектора Норвегии составляют около 0,3% валового национального продукта или 0,7% национального бюджета. На окружном уровне сумма затрат составляет до 1 – 2% текущих расходов, на муниципальном – около 5%. Культурная политика Норвегии располагается между этими двумя моделями. Самым важным национальным проводником культурной политики является Министерство культуры. 9 Кроме того, основную ответственность за сохранение культурного наследия несет Министерство окружающей среды. Норвегия располагает также рядом организаций, находящихся на «почтительном расстоянии», но выполняющих важные функции в культурной политике, таких, как норвежский институт кинематографии, национальные архивы и центральное управление по охране исторических памятников. 10 Наиболее важная из данных организаций – норвежский Совет по культуре, созданный по модели британского Совета по искусству. Однако функции норвежского Совета уже: он не отвечает за театральные учреждения и за большую часть программ постоянного финансирования индивидуальных деятелей искусства. Основная задача норвежского Совета по культуре заключается в том, чтобы стимулировать развитие профессионального искусства и поддерживать сохранение культурных ценностей. В последнее время Совет оказывает поддержку деятельности, носящей скорее социальнокультурный характер. В частности, Совет выделяет деньги на многие вневедомственные и экспериментальные виды деятельности. Совет включает 13 членов: четыре избираются парламентом и девять назначаются правительством. Это обеспечивает Совету большую степень автономности по отношению к правительству и центральной администрации. Хотя предполагалось, что Совет станет инструментом поддержки экспериментальной деятельности, он также управляет программами долгосрочного финансирования. 11 Наиболее важной является программа приобретения норвежской литературы. Она подразумевает, что Совет покупает 100 копий новых художественных произведений норвежских авторов, изданных так называемыми «серьезными» издателями, и предлагает их бесплатно национальным библиотекам. Существует похожая программа по приобретению произведений детской и юношеской литературы (1550 копий каждой книги). Совет создал также структуру экспертных комиссий, в которых широко представлена культурная жизнь Норвегии. Например, существуют группы экспертов по вопросам литературы, изобразительного искусства и ремесел, охраны культурных ценностей, музыки, архитектуры и дизайна, детской и юношеской культуры, средств массовой информации, культуры и здоровья, культурных сооружений, театра и исследований12. Данная сеть контактов с культурной жизнью также укрепляет функцию Совета как совещательного органа Министерства культуры. 3. Региональный и местный уровеньНачиная с середины 1970-х годов во всех 19 округах Норвегии и каждом из 435 муниципальных советов были образованы независимые управления культуры, которые, по крайней мере официально, не должны были получать указаний со стороны государственного уровня. 13 Управления подчинялись окружным и муниципальным советам в лице окружных и муниципальных комиссий по вопросам культуры. До определенного времени управления отвечали за профессиональное искусство, охрану культурных ценностей, самодеятельное искусство и отдых, а также спорт. В результате начавшегося процесса реорганизации целый ряд независимых управлений культуры или исчез, или интегрировал в другие области муниципальной деятельности, такие, как образование, охрана окружающей среды, социальная работа. 14 Данная реорганизация и процесс интеграции были вызваны беспокойством, связанным с неопределенностью положения регионального и местного сектора культуры. Некоторые муниципалитеты восстанавливают управления культуры в новой организационной модели. Однако рано еще делать окончательные выводы относительно воздействия процесса реорганизации на культуру. За последние 50 лет были приложены существенные усилия к демократизации культуры, но традиционное социальное неравенство в культурной деятельности среди населения существует. Таким образом, результаты политики демократизации успешными не назовешь. В 1980-х и 1990-х годах также прилагались усилия к тому, чтобы использовать культуру как инструмент экономического развития. Но исследования показали, что экономический эффект культурных инвестиций ограничен, и сам по себе экономический эффект не оправдывает затраты государства на культурную деятельность. В Северных странах была разработана система дотаций частично для того, чтобы способствовать повышению творческой активности. Однако хотя дотации и важны для защиты экономического положения ряда деятелей искусства, совершенно необязательно, что они действительно содействуют творческой активности. 15 Приведенные примеры требуют нового обсуждения вопроса об общих целях культурной политики. Необходимо также дать объективную оценку старым инструментам и попытаться выработать новые. Один из возможных путей – меньше полагаться на программы постоянной финансовой поддержки и ведомственные решения и направлять большую часть государственных средств на краткосрочные проекты и экспериментальные виды деятельности. 16 В период ограниченных государственных ресурсов необходимо мыслить шире и больше экспериментировать с решениями, осуществляемыми за счет частных средств. С другой стороны, нельзя поддаваться иллюзиям, что подлинная творческая активность во всем ее разнообразии способна существовать без государственной поддержки. Хотелось бы подчеркнуть, что существуют важные задачи, обусловленные более открытым международным культурным обменом и более открытым рынком труда для деятелей искусства. Культурный протекционизм в будущем, возможно, будет иметь ограниченное воздействие как на модели потребления, так и на движение художников через границы. Рост международных отношений породил потребность в совершенствовании системы авторских прав. Кроме того, интернационализм негативно влияет на внутреннюю культурную ситуацию в Норвегии. Множественность культур в Норвегии обуславливает потребность разработки новых методов в области культурной политики.17 Учитывая эти тенденции и дилеммы, необходимо всесторонне обсудить организацию культурной политики Норвегии на национальном уровне. В настоящее время организация и управление центральной культурной политики в Норвегии несколько разрозненны: это отражает наше нежелание выбирать между моделью Министерства культуры и Совета по искусству. Разделение функций между различными министерствами и между Министерством культуры и рядом внешних органов в области охраны культурных ценностей, политики в отношении искусства, литературы и международного культурного сотрудничества нечеткое В последнее время однако Министерство культуры (как и другие министерства) стало делегировать больше полномочий как государственным, так и некоторым частным учреждениям и организациям. Этот процесс делегирования проходит медленно и прагматично; едва ли он руководствуется скоординированной и долгосрочной стратегией с определенными целями в области культурной политики. Поэтому необходимо новое обсуждение вопроса организации центральной норвежской культурной политики и управления на основании следующего: 1) Демаркационная линия между «управлением» и «осуществлением» культурной политики нечеткая. 18 Не должна ли Норвегия ввести более четкое разделение функций между: а) организациями, ответственными за общее руководство культурной политикой, и имеющими к ней отношение министерствами б) организациями, отвечающими за оперативное осуществление культурных проектов (дистанцированные органы, учреждения культуры), как в Великобритании и Швеции? 2) Необходимо также обсудить диапазон вмешательства в сферу искусства/ культуры: какие организационные решения наиболее эффективно способствуют повышению творческой активности? 19 3)Где должна проходить демаркационная линия между общими «государственными интересами/государственными органами» и «профессиональными организациями/интересами групп»? Должны ли профессиональные ассоциации деятелей культуры утратить свое непосредственное влияние на распределение государственных дотаций? 4)Дальнейшая передача обязанностей от Министерства дистанцированным органам и более упрощенная организация управления центральной культурной политики могут привести как к повышению, так и потере эффективности: возможно ли в таком случае снизить административные расходы путем упрощения организационной структуры в данной сфере? 5)Дальнейшая передача обязанностей от Министерства дистанцированным органам и более упрощенная организация управления центральной культурной политики могут вызвать как рост, так и снижение профессиональной компетенции. 20 ЗаключениеВ заключение следует отметить, что необходимо широкое и всестороннее обсуждение следующих задач в области норвежской культурной политики: 1)Разделение функций между государственными органами по вопросам культурной политики и управления культурой и статус принципа «вытянутой руки» в норвежской культурной политике. 2)Компетенция профессиональных организаций/групп интересов в осуществлении национальной культурной политики в свете возможного корпоративизма. 3)Степень институциализации культурной жизни в связи с проблемой противопоставления бюрократии и творческой активности. 4)Степень делегирования обязанностей региональным и местным органам, баланс между национальным равенством и местной демократией. 5)Явная потребность в проведения более систематичных исследований и оценок, которые послужили бы базой для разработки более обоснованной культурной политики и структуры управления культурой. Те, кто хотя бы один раз побывал в Норвегии, остались навечно влюблены в это самое северное из всех европейских государств. В этой стране перемешались традиции викингов, средневековые обычаи различных народов Европы и быт простых крестьянских семей, которые потом и кровью добывали себе пропитание. Можно сказать, что культура Норвегии стала своеобразным коктейлем, который формировался в течение нескольких веков под влиянием разных народностей и исторических периодов. В первую очередь норвежцы ассоциируются у многих людей с отважными и свирепыми викингами, которые являлись их предками. Эти люди оставили наследство в виде народного фольклора, в котором отражены всех их походы и подвиги. Благодаря этому современные норвежцы приобрели такие черты, как выдержанность, честность, достоинство и смелость. Они превозносились в легендах и сказаниях, став со временем частью культуры Норвегии. Список использованных источниковБеляева, Е. Е. Культурная интеграция как основная стратегия культурной политики Европейского союза : автореф. дис. ... канд культурологии. М., 2011 Толстикова, И.И., Мировая культура и искусство. : учебное пособие / И.И. Толстикова. — Москва : КноРус, 2021. — 416 с. Демченко, А.И., Мировая художественная культура : учебное пособие / А.И. Демченко. — Москва : КноРус, 2021. — 470 с. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие / Л.Г. Емохонова. - М.: Academia, 2018. - 566 c. Соколова, М.В. Мировая культура и искусство: Учебник для студентов учреждений высш. профессионального образования / М.В. Соколова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 384 c. Толстикова, И.И. Мировая культура и искусство: Учебное пособие / И.И. Толстикова. - М.: Инфра-М, 2015. - 416 c. Интернет-ресурсы Культура Норвегии- [Электронный ресурс]- https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_Норвегии (дата обращения 22.03.2022) Культурная политика Норвегии- [Электронный ресурс]- https://studfile.net/preview/11673608/ (дата обращения 22.03.2022) Особенности культуры и традиций в Норвегии-[Электронный ресурс]- https://womanadvice.ru/kultura-norvegii (дата обращения 22.03.2022) Культура Норвегии- [Электронный ресурс]- https://travel247.ru/254-kultura-norwegii (дата обращения 22.03.2022) 1 2 Соколова, М.В. Мировая культура и искусство: Учебник для студентов учреждений высш. профессионального образования / М.В. Соколова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 384 c. 3 Культурная политика Норвегии- [Электронный ресурс]- https://studfile.net/preview/11673608/ (дата обращения 22.03.2022) 4 Культура Норвегии- [Электронный ресурс]- https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_Норвегии (дата обращения 22.03.2022) 5 Толстикова, И.И., Мировая культура и искусство. : учебное пособие / И.И. Толстикова. — Москва : КноРус, 2021. — 416 с. 6 Культурная политика Норвегии- [Электронный ресурс]- https://studfile.net/preview/11673608/ (дата обращения 22.03.2022) 7 Толстикова, И.И., Мировая культура и искусство. : учебное пособие / И.И. Толстикова. — Москва : КноРус, 2021. — 416 с. 8 Культура Норвегии- [Электронный ресурс]- https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_Норвегии (дата обращения 22.03.2022) 9 Культура Норвегии- [Электронный ресурс]- https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_Норвегии (дата обращения 22.03.2022) 10 Толстикова, И.И. Мировая культура и искусство: Учебное пособие / И.И. Толстикова. - М.: Инфра-М, 2015. - 416 c. 11 Толстикова, И.И., Мировая культура и искусство. : учебное пособие / И.И. Толстикова. — Москва : КноРус, 2021. — 416 с. 12 Культурная политика Норвегии- [Электронный ресурс]- https://studfile.net/preview/11673608/ (дата обращения 22.03.2022) 13 Соколова, М.В. Мировая культура и искусство: Учебник для студентов учреждений высш. профессионального образования / М.В. Соколова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 384 c 14 Толстикова, И.И., Мировая культура и искусство. : учебное пособие / И.И. Толстикова. — Москва : КноРус, 2021. — 416 с. 15 Культурная политика Норвегии- [Электронный ресурс]- https://studfile.net/preview/11673608/ (дата обращения 22.03.2022) 16 Культура Норвегии- [Электронный ресурс]- https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_Норвегии (дата обращения 22.03.2022) 17 Соколова, М.В. Мировая культура и искусство: Учебник для студентов учреждений высш. профессионального образования / М.В. Соколова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 384 c 18 Соколова, М.В. Мировая культура и искусство: Учебник для студентов учреждений высш. профессионального образования / М.В. Соколова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 384 c 19 Толстикова, И.И., Мировая культура и искусство. : учебное пособие / И.И. Толстикова. — Москва : КноРус, 2021. — 416 с. 20 Культурная политика Норвегии- [Электронный ресурс]- https://studfile.net/preview/11673608/ (дата обращения 22.03.2022) |