Главная страница
Навигация по странице:

  • Внутренняя периодизация

  • Позднее средневековье

  • билеты по ср векм. Билеты Ср века. 1. Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья


    Скачать 20.76 Kb.
    Название1. Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья
    Анкорбилеты по ср векм
    Дата11.01.2021
    Размер20.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты Ср века.docx
    ТипДокументы
    #167039

    1. Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья. В эпоху СВ происходит формирование западноевропейских наций, гос-в, культур и языков, становление современных государственных институтов и правовых систем западной Европы. (идея сословно-представительных учреждений – парламент, англо-саксонская правовая система.) Начинается общемировой политический процесс, резко усиливается взаимосвязь между западной и восточной цивилизацией (благодаря крестовым походам и открытиям). Появляются первые представления об общеевропейском единстве: общий язык – латынь, общая религия – христианство, общая внутренняя политика – крестовые походы, феодализме, общая культура – гуманизм и эпоха возрождения. Впервые термин «средние века» стал использовать итальянский историк – гуманист 15 в. Флавио Бьондо, он отделил античность от эпохи возрождения. Полноценно термин внедрил Келлер в 17 веке.

    В различные исторические эпохи СВ оценивались по разному: Историки-гуманисты (Ф.Бьондо) рассматривали СВ как время общественного и культурного регресса. Развитие и обогащение человека считалось грехом. (Средние века = Темные века) Историки-консверваторы и романисты (Э.Берг) идеализировали средние века (отсутствие строгого деления общества на бедных и богатых). В 19 в. марксистская историография начинает рассматривать СВ как закономерный и необходимый этап развития любого общества (раб. Строй-феодализм-капитализм) Современная медиевистика признает снижение прогресса общества в эпоху Св, но также указывает, что цивилизация расширилась за счет центральной, северной и восточной Европы. Внешняя периодизация: Начало СВ падение Западной Римской Империи – 476 год., окончание– середина 17 в., когда произошла английская буржуазная революция (22 августа 1643 – 3 сентября 1651 гг)) С этим не все согласны: многие считают началом средневековья – начало 4в., когда столица империи поменялась из Рима в Константинополь, а концом - либо начало ВГО, либо падение Византии – 1453 г., либо начало реформации – 1517 г. Классическая периодизация применима только к странам западной Европы, в Византии, на Востоке средневековье имеет другие хронологические рамки.

    Внутренняя периодизация: Раннее средневековье: тёмные века 5-11 века нашей эры Это: варварские королевства. С 9 по 11 вв. феодальная раздробленность везде, кроме Англии. В экономике господствует натуральное хоз-во, упадок городов и торговли, крупная земельная собственность. Происходит формирование зависимого крестьянства и феодалов. Наблюдался упадок письменности, культуры, науки. Распространяется христианство. Исключением является Каролингское Возрождение конца 8-середины 9 веков нашей эры. Классическое (развитое) средневековье: наивысшее развитие феодализма-конец 11-15 века нашей эры: Образование централизованных государств в форме сословно-представительной монархии. В Англии возникает парламент (1265 г.), во Франции – Генеральные Штаты (1302 г.), в испанских гос-вах – кортесы, в Германии – рейхстаг и ландтаги. В экономике происходит подъем, возрождение городов и торговли, распространение товарно-денежных отношений, растёт эксплуатация крестьян. Крестьянство получает личную свободу, но усиливается поземельная зависимость, окончательно складываются вассально-ленные отношения (деление феодалов на сеньоров и вассалов), формирование нового сословия – бюргерства. Зарождается гуманизм-снижение авторитета церкви.

    Позднее средневековье: разложение феодализма и зарождение капитализма-16-17 века: В большинстве стран завершается формирование централизованных гос-в в форме абсолютной монархии (например: Франция). Зарождаются капиталистические отношения в Италии, Англии, Нидерландах. Разрушается сословный строй: главное не соц. статус, а твоё имущество. В результате реформации усиливается секуляризация сознания, появляется протестантизм

    2. Сущность «феодализма» в историографии. Признаки и периодизация феодализма. Особенности развития феодализма в различных регионах.

    Феодализм является дискуссионным термином: «феод» (фьеф, лен) – наследственное условное земельное держание, полученное вассалом от сеньора за несение военной или какой-либо другой службы. Цивилизационный подход рассматривал феодализм как чисто европейское явление (Ф. Гизо) Формационный подход считает феодализм одной стадией развития всемирной истории. Феодализм имел большие национальные отличия, классической страной феодализма является Франция. Признаки феодального строя: Экономика: Опора на естественные источники энергии. Главная отрасль – земледелие. Политика: главная форма власти – монархический строй, влияние феодальной раздробленности, + политическая власть всегда соединялась с владением землёй. Соц.сфера: иерархическая структура общества строго делится на 3 сословия (дворянство, духовенство и 3-е сословия, в которое входили все остальные категории). Корпоративность – все население придерживалось правил корпорации (крестьянская община, ремесленных цех, монашеский орден). Идеологическая сфера: господствует религиозность и чувство коллективизма. Периодизация феодализма: 5-11 вв. – ранний этап зарождения феодального строя. 11-15вв. – период наивысшего развития феодализма. 16-17вв. – переход от феодализма к капитализму.

    3. Становление зарубежной и отечественной медиевистики. Основные проблемы истории средних веков.

    Медиевистика — раздел исторической науки, изучающий историю европейского Средневековья. Первые попытки описать средневековую историю предпринимаются церковными деятелями, создаётся схоластическая историография, но она крайне необъективна, в ней господствует провиденциализм (зависимость всех явлений от воли Божьей). Произведения этих авторов начинались от сотворения мира и стремились к описанию всемирной истории. (Аврелий Августин, Павел Орозий и пр.)

    С 8в. англичанин Беда Достопочтенный начинает впервые использовать летоисчисление от Р.Х. С 13 в. начинает создаваться история отдельных гос-в. Главный вид исторического произведения – хроники или анналы, в которых история описывается в хронологической последовательности без анализа причин.

    Подлинное рождение медиевистики начинается в 14-15 вв., когда появляется гуманистическая историография. Гуманисты попытались избавить историю от влияния церкви, начинают критиковать источники, использовать систему ссылок. Предпринимаются попытки периодизации истории, создаются исторические произведения на национальных языках. Итальянский историк Л. Вала доказал ложный характер «Константинова дара». Л. Брунни написал многотомную историю Флоренции В эпоху нового времени появляются различные школы медиевистики.

    Историки эпохи просвещения: Ф.Гизо, О.Тьери и пр. исследовали феодализм. Историки- консерваторы – Берк, де Местр. Позитивисты – Конт, Спенсер, пытались выявить причинно-следственные связи между историческими событиями. Марксисты уделяли главное внимание социально-экономическому подходу. (формационный, цивилизационный подходы)

    Переломом в медиевистике стало появление во Франции школы анналов – М.Блок, Февр, ле Гов). Главной своей задачей школа анналов считала изучение не политических событий, а истории «Маленького человека». Это резко расширило сферу исторического исследования.

    Во 2 половине 20в. Складываются новые направления медиевистики. Хейзинги – «Осень Средневековья» Отечественная медиевистика начинает развиваться только в 19 в. – Ковалевский, Кареев, Виноградов. Медиевистика советского этапа концентрировалась на исследовании социально-экономических проблем. (Неусыхин, Гуревич) Современный этап – Басов, Карпов

    4. Классификация и проблемы изучения средневековых источников. Особенностью средневекового источниковедения является низкое качество и маленькое количество письменных источников, это связано с большим количеством фальсификатов, низкой грамотностью населения, отсутствием гос-в, низким уровнем развития экономики.

    Проблемой средневековых источников является несоответствие латинских терминов описываемым явлениям. Средневековые источники отражают только отельные стороны жизни незначительной части общества. Источники вне равной степени описывают различные регионы и периоды, лучше всего описана история Англии, французского региона и итальянского. Нарративные источники по средним векам представлены римскими произведениями (Цезарь, Тацит, биографии, трактаты, энциклопедии, анналы, хроники, мемуары) Законодательные источники по раннему средневековью представлены варварскими правдами и кодексом Юстинианы. Капитулярии – отдельные законы Карла Великого. Новеллы, привилегии, статуты – отдельные законы органов власти. Образцами феодального права является сборник предписаний – зерцало, городские хартии, цеховые статуты, «Книга ремесел города Парижа»

    Документальные источники : Капитулярии – копии документов. Формулы заполнения документов. В 1086 году в Англии издается «Книга страшного суда» - первая перепись населения в Европе. Наибольшее количество средневековых источников появляется в позднее средневековье, когда в связи с развитием экономики и усложнением госаппарата и развитием книгопечатания возрождаются архивы, библиотеки, появляются новые виды исторических источников (частная переписка, дневники, публицистика).

    5. Древние германцы. Источники. Политический и социально-экономический строй. Отношения с соседями.

    Германские племена к началу нашей эры населяли территорию, отграниченную Рейном па западе и Вислой на востоке, Альпами и Дунаем на юге, Северным и Балтийским морями на севере. Они жили также в южной части Скандинавского полуострова. Об уровне общественного развития германцев к концу I в. и. э. можно судить на основании произведений римского историка Тацита — «Германия», а также по археологическим памятникам. За полтора века, прошедших со времени Цезаря, общественное устройство германцев претерпело значительные изменения: германцы окончательно перешли к оседлости, повысился и уровень земледелия.

    Экономический строй: В I—II вв. н. э. распространился плуг с железным лемехом. Германцы выращивали ячмень, пшеница, рожь, овес, репу, лук, чечевица, горох, лен, конопля, вайда. Важную роль в хозяйстве продолжало играть скотоводство. Крупный рогатый скот использовался для с/х работ, лошадь для военных нужд и для перевозок. Скот: молоко, мясо, сало кожу, шерсть. Им уплачивали вергельд — возмещение за убийство, получаемое родственниками убитого от сородичей убийцы. Скот входил также в состав

    подарков рядовых общинников старейшинам, в брачный дар жениха невесте и т. д. Помимо выплавки металлов и кузнечного дела, германцам теперь известны были ткачество. С развитием производства возникает обмен между отдельными племенами-торговля, даже соседними народами. Предметом внутреннего обмена были соль, меха и металлы. Ввозились в Германию римскими купцами металлические изделия, украшения, вино. Вывозились рабы, кожи, скот, меха, янтарь. Но существенного значения для хозяйства германцев торговля не имела.

    Социальные отношения: Со времён похода цезаря тоже произошли серьезные изменения. Кровнородственную общину сменила «земледельческая община». Собственность на землю, включая и пахотные поля, оставалась общей, но процесс производства уже не являлся коллективным. Пользование пахотной землей и обработка ее перешли к «большим семьям» (3+ поколения). Общественные классы у германцев и во времена Тацита отсутствовали. Основным типом непосредственных производителей были по-прежнему свободные общинники. Зарождалась уже социальная дифференциация. У германцев имелись рабы. Источник рабов-война. Они были бесправны, их могли безнаказанно убить, однако при этом, они жили лучше, чем в классическом рабстве. У них был свой дом, хозяйство, а платили натуральным оброком. Социальное расслоение наметилось и среди свободных германцев. Знатные семьи отличались от других общинников имуществом и политическим влиянием, большим количеством скота, рабов, земли. Особенно сильно расслоение было заметно у племён, проживающих у римской границы.

    Политический строй: Жили догосудартсвенным строем. Высшая власть была за народным собранием: вопросы войны, мира и другие важнейшие дела, избирало старейшин и военных вождей племени, суд. Но помимо народного собрания большое значение приобрел совет старейшин (состоял из знати). Военный вождь командовал во время ведения войны, его избирали по его доблести. Складывается новый орган власти-королевская власть. Король выполнял те же функции и имел те же права, что и старейшина племени, но был ограничен народным собранием. Избирались всеми свободными людьми из узкого круга знатных родов. Часто он выполнял роль военного вождя. Важную роль играли жрецы: поддерживали порядок на собраниях, подвергали наказаниям совершивших преступления. Важную роль играли военные дружины: они превратились в постоянные военные отряды: жили во владениях своих предводителей, получали амуницию и жалование; дружины способствовали усилению власти военных вождей и королей.

    6.


    написать администратору сайта