1. История Кыргна неотъемлемая составная часть мировой истории История
Скачать 90.19 Kb.
|
18. Барсбек – каган енисейских кыргызов В конце VII в., когда образовался Второй тюрский каганат, во главе антитюркских сил стало государство Кыргыз, которым правил ажо Барс-бег. Это был выдающийся политический деятель своего времени, происходил из древней правящей кыргызской династии с редким титулом – Умай-бег. Очень рано остался без отца. Яркой личностью он стал благодаря своему упорству В конце VII в. Барс-бег, накопив силы кыргызов, принял титул кагана с тронным именем Ынанчу Алп Бильге, бросив тем самым открытый вызов Второму тюрскому каганату во главе с Капаган-каганом. Каган тюрок решил покончить с кыргызской опасностью и предпринял ряд походов на Енисей. Первый из них, который возглавил принц Бильге, закончился неудачно. Войска подошли к границам кыргызов, но были ими остановлены. Капаган признал Барс-бега каганом и отдал ему в жены свою племянницу. В начале VIII в. Барс-бег проводит активную антитюркскую внешнюю политику. К 710 г. ему удалось создать мощную антитюркскую коалицию, в которую кроме кыргызов вошли империя Тан и Тюргешский каганат. Тюрки преодолели Саянский хребет зимой 710–711 ггобрушились на лагерь к-в.В битве при черни Сунга Барс-бег пал. По величине Барсбек – это историческая личность, которая по суждениям известных историков олицетворяет образ Манаса Великодушного. Народ помнит его имя. а значит он бессмертен. 20. Чингиз-хан и кыргызы. Завоевание монголами Средней Азии Громким именем-титулом «Чингисхан» кочевой «потрясатель мира» завладел уже в преклонных годах. Настоящее его имя – Темучин (г.р. 1162 г.) происходил из очень знатного монгольского племени кият в мест-ти Делигюн-Болдок, а мать Темучина – из знатного племени конграт. Он рано остался сиротой. В конце XII в. он стал самым авторитетным предводителем в монгольских кочевьях, сумев объединить все монгольские племена. В 1206 г. на курултае у истоков р. Онон Темучин был провозглашен повелителем всех монголов; ему было присвоено имя – титул «Чингисхан». В 1207 г. старший сын Чингисхана Джучи выступил против народов Южной Сибири. Кыргызы, которые к тому времени были раздроблены, решили подчиниться Чингисхану без напрасного кровопролития: все три кыргызских владения – Еди-Орун (ср. Енисей), Тува и Алтай – были включены в состав империи Чингисхана. В 1217 г. тюркоязычные туматы – одно из племен, входивших в кыргызское владение Тува, восстали против монгольского гнета. Монголы потопили восстание в крови. Последняя схватка кыргызов с монголами произошла в 1273 г. кыргызы осадили резиденцию монгольского наместника на левом берегу р. Элегест до 1280 г. Он был разбит кыргызами. В 1293 году кыргызская государственность на Енисее была уничтожена окончательно полководцем хубилая кыпчаком Тутуха. Завоев-ие вост-ых обл-ей Тенир-Тоо проходили в выгодных для Чингиз-хана условиях. Его полководец Джебэ-Нойон во главе 20-тыс. армии в 1218 г. с пом-ю уйгуров и карлуков разгромили силы найманов в Семиречье. В 1218 г. Семиречье и Центр-ый Тенир-Тоо были полностью под властью монголов. Тумены Чингиз-хана покорили народы Туркестана силой меча. Разбили монголы в 1219 г. разрозненные силы Хорезм-шаха Мухамеда. Сотни городов и сел Туркестана были сожжены и разрушены. Умер Чингиз-хан в 1227 г. В 1219 г. армия Чингисхана захватила всю Среднюю Азию, Афганистан, и часть Ирана. Они были разделены между 4 его старшими сыновьями. Обострение отношений между потомками Чингисхана в 60-х г. XIII в. Привело к развалу империи монголов. Основателем нового гос-ва был Хайду-хан. На проведенном курултае Хайду выбрали ханом и объявили о создании нового гос-ва. Хайду пытался заново отстроить города и возродить караванную торговлю, укреплял границы гос-ва, завоевательные войны не вел, провел денежную реформу, упорядочил налоговую политику. 21. Государство Хайду. Возрождения экономики и торговли На покоренных землях Средней Азии в 60-е годы XIII в. с центром в Тянь-Шане возникло самостоятельное государство, правителем которого стал Хайду – правнук Чингисхана. В 1269 г. курултай монгольских князей, собравшихся на р. Талас, объявил о полной независимости нового государства от Монголии. Государство Хайду включало в себя земли бывших улусов Угэдэя и Чагатая, занимая территорию от Алтая до Амударьи, включая Восточный Туркестан. Ставка нах. В Чуйской долине, а его сына Шаха в Тал.долине. Хайду пытался заново отстроить города и возродить караванную торговлю, укреплял границы гос-ва, завоевательные войны не вел. Росту экономического благосостояния государства способствовало успешное проведение денежной реформы. Хайду организовал регулярную чеканку серебряной монеты одинаковой пробы и веса по всей территории государства. Быстро возрождались разрушенные монгольскими завоевателями города и села в оседло-земледельческих областях: Согде, Хорезме, Фергане. Северного Кыргызстана этот процесс почти не коснулся. Хайду давал решительный отпор нападениям, вел искусную дипломатическую игру, поддерживал сепаратистские движения во враждебном стане. Умер в 1301 г. Согласно свидетельствам современников, хан Хайду отличался кач-вами выдающ-ся гос. деятеля и полководца. Хайду прекрасно понимал, что сила и стабильность гос-ва напрямую связаны с его экономическим развитием. Поэтому он предпринял ряд существенных мер для улучшения хоз-ва, развития торговли как внутри, так и с соседними гос-вами. Проводились работы по восстановл. Разрушенных монгольскими завоевателями городов и сел. Была проведена денежная реформа повсеместно введены в обращение равновесные и одинаков. кач-ва монеты из серебра. Решение экономических проблем тесно связывалось с налоговой политикой. Нарушителей законов подвергали суровому наказанию. Чтобы сохранить достигнутые успехи в экономической жизни, Хайду стремился избегать захватнических войн. Х. Хан неоднократно оказывал поддержку алтайским и енисейским кыргызам, восставшим против гнета монгольской империи, посылая туда свои войска, однако всякий раз безуспешно. В 1293 г., стремясь выручить кыргызов, он опять потерпел поражение от войск Хубилая и после этого уже ничего ни мог предпринять для предотвращения резвала госуд-венности кырг-ов. После смерти Хайду, м-у Чингизидами началась длительная война за власть. Это довершило начавшийся процесс раздробления Кырг-на. К 14в. из множества поселений Чуйской и Таласской долин остались лишь единицы, цветущие когла-то земледельч. территории монгольск феодалы превратили в пастбище для скота. Сепаратизм монгольских феодалов принес свои плоды и на покоренных землях Ср. Азии. Здесь в 50г 13в с центром в Тянь-Шане возникло самостоятельное государство, правителем которого стал правнук Чингизхана Хайду. В 1269 г. курултай монгольских князей, собравшихся на р. Талас, объявил о полной независимости нового государства от Монголии, вследствие чего монгольский хан – Хубилай предпринимает ряд попыток с целью подчинения сепаратистов, но эти попытки не имели успеха. Гос-во Хайду включало в себя земли бывших улусов Угэдэя и Чагатая, занимая таким образом территории от Алтая до Амударьи включая и Восточный Туркестан. Поскольку Хайду пришел к власти благодаря поддержки многих феодалов – чингисидов, он щедро одаривал их ярлыками на правление отдельными районами гос-ва. Чуйская долина стала личной вотчиной Хайду, здесь располагалась его ставка. По преданию здесь он и был захоронен. Хайду отличался качествами выдающегося гос деятеля и полководца, и понимал что мощь гос-ва прямо зависит от эконом благосостояния. Он предпринял ряд мер по улучшению торгово – эконом связи между соседними гос-ми, и призывал своих вассалов разумно относиться к нуждам простого народа. Было принято решение об установлении твердого налогообложения – превышение нормы сбора податей каралась по закону, кочевникам было запрещено выпасать свой скот на засеянных полях, нарушение влекло солидный штраф в пользу землевладельца. Росту экономических благосостоянию способствовало проведение денежной реформы (регулярная чеканка серебряных монет одинаковой пробы). Быстро возрождались ранее разрушенные монгольскими завоевателями села и города. стремясь сохранить достигнутые в экономической жизни страны позиции Хайду избегал дорогостоящих завоевательных войн, ограничиваясь лишь обороной. В 1293 г. Хайду послал свои войска для помощи кыргызам, которые восстали против империи монголов, но не смог предотвратить гибель гос-ва Кырг, зато ему удалось защитить от репрессий кыргызов на Алтае и в Восточном Тянь-Шане. Со смертью Хайду началась длительная междоусобная война что привело к полному разорению Кырг 22. Гос-во Амир-Темира. Походы на моголистан В обстановке частых нашествий моголов и народных волнений феодалы и купечество Мавераннарха стали искать сильную личность которая могла бы отразить нашествия захватчиков и держать в узде народные массы и они нашли ее – это был Тимур (1336–1405) выдающийся полководец и гос-й деятель. Вся жизнь Тимура была посвящена захватническим войнам. К концу жизни он создал империю. Самарканд стал политико-административным центром нового государства, известного в истории как «государство Тамерлана». В одном из походов Тимур получил ранение в ногу и заметно хромал, поэтому его звали «Тимур-ленг», т.е. «Тимур – хромец», в европейском произношении «Тамерлан». В 1371 г. Он выступил в поход на улус Камар ад-дина. Войска достигли Иссык-Куля, но край был почти пустынен. В 1375 г. Тимур вновь вторгся в моголистан через г. Сайрам. Правители двух основных могольских улусов враждавали между собой (Камар ад-дин и Хаджи-бек) решили объедениться и дать отпор регрессору, но хитроумный Тимур сумел опередить их и разбить поодиночке, однако полностью разгромить войска Камар ад-дина в которых было много кыргызов не удалось. Достигнув Иссык-Куля, Камар ад-дин дал сражения войскам Тимура и последние неся большие потери отступили и вернулись в Самарканд. Взбешенный Тимур позже сам привел свою армию в прииссыкулье, но кочевые племена уже шли к тому времени на р. Или. В 1377–1379 Тимур повторил завоевательные походы на моголистан, на этот раз ему удалось в районе Боомского ущелья разбить войска Камар ад-дина. В результате похода 1383 г. возникла анти тимуровская коалиция в которую входили золотоордынский хан Тохтамыш, Камар ад-дин, кырг. правитель Баймурат-черик и ряд др. владетелей притяньшаньский улусов. Воспользовавшись участием Тимура походом на Иран в 1388 г. Союзники напали на Мавераннахри и осадили ряд важнейших его городов, Андижан, Сайрам, Ташкент. В 1389 г. Тимур предпринимает поход на моголистан с целью захвата новых рабов. Антитимуровская коалиция практически распалась и войска Тимура практически не встечая сопротивления быстро продвигались к Алтаю. Поход был кровавым, война велась на уничтожение моголов. Для того, чтобы окончательно сокрушить сопротивление Тимур разбил армию на 5 отрядов, они грабили и разоряли аилы и селения, угоняли в плен тысячи мирных жителей, но это давлось им нелегко, т. к. везде они встречали яростное сопротивление, особенно кровавым было сражение в местности Бикут. В 1390 г. Тимур направил последние 2 войска в Тянь-Шань. Один следовал северным путем, другой Южным, отряды соеденились на Иссык-Куле и пытаясь настичь отступающего Камар ад-дина, дошли до Иртыша. К середине XIV в. на востоке Средней Азии образовалось новое государство – Моголистан. Самые крупные племена моголов носили и тюркские, и монгольские названия. Среди них выделялись дуглаты, канглы, киреиты, аргинуты, баарины и др. многие из этих племен впоследствии вошли в состав кыргызской народности. Государство Моголистан занимало территорию от оз. Баркуль на востоке до Сырдарьи на западе. Сев.границей было оз. Балхаш, на юге Вост. Турк. Первый хан 1348 г. Моголистана Тоглук-Тимур, стремясь укрепить свою власть, в 1354 г. сам принял ислам, объявив его официальной религией государства, силой принуждал рядовых кочевников принимать новую религию. Племена кыргызов тогда не приняли ислам. Став мусульманином, Тоглук-Тимур получил право претендовать на власть во всей Средней Азии. В 1360,1361 гг.он совершил два похода на Мавераннахр. Войска Мав-хра возглавили эмиры Хусейн и Тимур. В 1364 г. Тоглук-Тимур умер, ханом стал его сын Ильяс-Ходжа, кот. В 1365 г. разбил войска Мав-хра на р. Сырд. Хан вскоре был убит эмиролм Камар ад дином. 24. Гипотезы и научные объяснения этнонима «кыргыз» Ученые расчленяя этноним «кыргыз» на основные части и используя лингвистические и ономастические методики исследования выстраивают самые разные варианты происхождения и трактовки этого слова. Например: 1. кырк-уйс (кырк-жуз) сорок сотен – В. Радлов. 2. кырк-эр (кырк-киши) сорок человек Ахмед Тоган. 3. Кара-гыз черноволосый народ, Д. Айтмуратов. 4. кырк плюс суффикс множественного числа «ыз» К. Петров. При нализе этнонима ученые учитывали схожесть компонентов «гыз», «гуз», «гар» «ар» «аш» «ас» (Огуз, болгар, чуваш, уйгур) в названиях соседних тюркоязычных народов. Широкая распространенность этнонима «кыргыз» у средневековых кочевников, позволяет думать что оно как и название «тюрки» в древние времена означало понятие «храбрые и отважные люди». В связи с этим вполне реальным могло быть предложение, что большинство кочевых племен старались называть себя «кыргызами». Когда-то кыргызами называли всех кочевников, живущих на территории Азии., а намного позже великий русский поэт А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» называл кыргызами все народы к востоку от реки Урал. Эту традицию широко использовали и западноевропейские авторы. Таким образом этноним кыргыз, возникший как самостоятельное название рода или объединения родов, в последующем превратился в общее название многих народов Центральной. Начиная с XVIII в. ученые высказали множество предположений о происхождении кыргызов и о их значении Тянь-Шаня. Одни уверены, что енисейские кыргызы переселились на Тянь-Шань. Други отрицают переселение и утверждают, что современные кыргызы всегда жили на Тянь-Шане, что древние усуни это и есть кыргызы. Третьи происхождение современных кыргызов считают результатом смешения переселенцев из Центральной Азии с древними местными племенами. Персидский историк XI в. Гардизи сказал, что кыргызы произошли от славян, белая кожа и красные волосы, но они монголоидны. Существует более 10 гипотез, кот-е делят на 3 группы: – кыргызы переселились с Енисея на Тенир-Тоо. Во второй половине 1 в. до н.э. появился этноним «кыргыз», в 9–10 в. распространился по всей Ц. Азии. позже на Тенир-Тоо окончательно сформировались как народ (16 в.) – кыргызы сформировались от племен, издревле живущих на Тенир-Тоо и не переселялись ниоткуда. – более распространена гипотеза: кыргыз. народ сложился в рез-те взаимодействия 2 этнич. компонентов – центр-азиатского и местно-среднеазиат-го. Существенно – признание цент.-азиат. населения основным компонентом в этногенезе кыргызов. Основу образовашегося в XIV–XVII вв кырг-го народа составляют: местные тюркоязычные племена, переселившаяся гр., состоящая из тюркоязычных, южносибирских и центральноазиатских племен, выходцы из монгольских и казахо-ногойских племен, а также енисейский компонент. В 1994 г. на конференции в г. Бишкеке участники признали, что поледний этап форм-я кыргызов проходил на центр. Тенир-Тоо в 15–16 в. и стал завершением процесса влияния 2 осн. компонентов – древних и средневековых обьединений вост. части Тенир-Тоо и кырг. племен, переселившихся из Юж. Сибири. в конце 15 в. произошло возрождение этнополитической структуры кыргызов. В 9–14 в. произошло фомирование кырг. языка, что явилось важн. условием становлением кырг. народности. 25. Завершение формирования кыргызского народа Важным этапом формирования кыргызской народности стало объединение всех племен в 2 «крыла» – традиционное объединение всех тюркских кочевников, начиная с гуннов. В правое крыло (онг канат) вошли такие крупные племена, как сарыбагыш, Бугу, саяк, солто, жедигер, тынымсеит, монголдор, багыш, баарын, черик, жору и др., проживающие главным образом в Западном и в Центральном Тянь-Шане. В левое крыло (сол канат) вошли племена кушчу, Сару, мундуз, жетиген, кытай и др. в треть группу, южнокыргызских племен, названную «ичкилик», вошли племена адыгене, кыпчак, найман, тейит, кесек и др. Все три объединения включали как кыргызские, так и монгольские племена на равноправной основе. Все племена, вошедшие в новую административно-военную систему, стали именоваться общим этнонимом «кыргыз». Этот важный в истории Тянь-Шаня акт произошел в конце XV – начале XVI в. Пожалуй, с этого времени можно говорить о завершении основного процесса формирования кыргызской народности на Тянь-Шане. 26. Мухаммед-Кыргыз Во времена мучительной агонии Моголистана во главе кыргызских родоплеменных объединений встал Мухаммед-кыргыз, активно способствоваший усилению процесса консолидации кыргызских родов и племен, росту этнического самосознания кыргызов. В 1508 г. на белой кошме был поднят и кыргызским правителем объявлен Мухаммед-Кыргыз. Регион, находившейся под его управлением назывался «кыргызским улусом». Мухаммед-кыргыз вошел и сохранился в истории кыргызов под легендарным именем Тагай-Бия и считается родоначальником кыргызов, и их первым верховным правителем. От тех времен практически не сохранилось прямых воспоминаний о личности Мухаммеда. однако прослеживая его действия нетрудно представить, что это был человек сильной политической воли, неукротимой энергии и целеустремленности Целью его было соединение кыргызов и создание в тех условиях самостоятельной кыргызской гос-ти. Для этого он укрепил связь «правого» и «левого» крыльев кыргызских племен и нацелил их на совместные действия. Важнейшим шагом стало создание союза с Казахским ханством как наиболее важным союзником в борьбе с общими противниками. Руководство Моголистана хорошо осозновало опасность той линии, которую активно проводил Мухаммед _Кыргыз. Могольские войска под руководством Саид-Хана осенью 1517 г. напали на ставку Мухаммеда-Кыргыза., находившуюся на южном берегу Иссык-Куля, кыргызский лидер был взят в плен. Из за боязни Сайд – Хана столкнуться с кыргызами в случае гибели их лидера, был вынужден после пятилетнего пребывания ею в плену в Кашгаре отпустить Мухаммеда на родину. Стойкость и неукротимая политическая воля Мухаммеда после этого испытания проявилась еще с большей силой. Он не упал духом. Упрочился также казахско-кыргызский (с тахир ханом) союз. Мухаммед_кыргыз принадлежал к числу наших великих предков, которые боролись за независимость своего народа и создание собственного кыргызского гос-ва, жертвуя для этого своей жизнью. Кыргызы до сих пор помнят его и почитают как выдающегося национального героя. В конце 16–17 вв. дело Мухаммеда – Кыргыза продолжили Манап – Бий, Кокум-Бий.В результате их совместной деятельности кыргызские племена севера и юга Кыргызстана пришли к согласию, оказав достойное сопротивление ойрастко-калмаксим завоевателям. |