История развития педагогики в Древней Греции и Риме. 1. История развития педагогики в Древней Греции Педагогическая мысль в Древней Греции
Скачать 26.42 Kb.
|
1. История развития педагогики в Древней Греции 1.1. Педагогическая мысль в Древней Греции Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда - ребёнок, гогос - вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться - педагогикой. Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др. Становление и развитие педагогической мысли в Древней Греции связано с именами выдающихся философов Сократа, Платона, Аристотеля и др. Они оказали огромное влияние не только на античную педагогику, но и на последующее развитие педагогической науки. Их идеи представляют большой интерес и сегодня, поскольку лежат в основе многих современных педагогических воззрений. Педагогические суждения Сократа (470/469–399 гг. до н.э.) строятся на его убеждении в том, что суть человека – его душа. Она, как источник его совершенства и счастья, делает его лучшим. Поэтому в людях надо пробуждать внутреннее стремление к мудрости. Отсюда основой педагогических идей Сократа является его видение в качестве главной среди жизненных целей человека - его нравственное самосовершенствование. Наиболее верным путем для проявления способностей человека он считал самопознание. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. Платон (427-347 гг. до н.э.) выдвинул идею общественного воспитания детей. По его мнению, в идеальном обществе руководить делом образования должно первое лицо государства. Платон провозглашал принцип всеобщего обязательного обучения для свободных граждан. Он считал, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т. е. учитывать личные склонности учащихся. Интересны идеи Платона об игровом обучении, его трактовка принципа воспитывающего обучения. Несмотря на то, что у Платона не было специальных сочинений по проблемам воспитания, его уже более двух тысяч лет считают выдающимся мыслителем в области педагогики. Целью воспитания, по представлению Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), является гармоническое развитие всех сторон души. Он считал необходимым в связи с этим сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание. В вопросах воспитания и образования Аристотель придерживался возрастной периодизации: от рождения до 7 лет; от 7 до 14 лет; от 15 лет до 21 года. Аристотель отмечал особенности каждого возраста, цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Первостепенное значение Аристотель придавал общественному, государственному воспитанию. Учение Аристотеля оказало огромное влияние на философскую и педагогическую мысль как античности, так и средневековья. Его сочинения служили учебными пособиями в течение многих столетий. 1.2. Системы воспитания в древнегреческих городах-полисах Древняя Греция в VII-IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-государств, получивших название полисы. Сложившаяся в них культура оказывала свое влияние на развитие воспитания, школы, педагогической мысли. Наиболее влиятельными среди городов-полисов были Спарта и Афины. В них сформировались различные воспитательные системы. При этом общим не только для этих государств, но и для других было то, что только привилегированные сословия были приобщены к цивилизации и культуре, остальные этого права были лишены. Спарта возникла в результате завоевания дорийскими племенами юговосточной части полуострова Пелопоннес – Лаконии. Завоевателей оказалось значительно меньше побежденных (на 9 тыс. рабовладельцев-победителей приходилось 250 тыс. рабов). В результате в Спарте сложилось суровое военное общественное устройство. Спартанцы постоянно должны были находиться с оружием в руках. Все было подчинено строгой дисциплине, весь уклад жизни определялся обязательными правилами. Государство регулировало все вопросы, в том числе и домашнюю жизнь спартанцев, воспитание юношества. Оно было направлено на то, чтобы в каждом свободном человеке выработать твердую опору для государства. Воспитание в Спарте было военно-гимнастическим. Оно предполагало закаливание, приготовление тела и духа для войны. В этих целях дети приучались к перенесению таких трудностей, как холод, голод, жажда, непогода и боль. Одежда маленьких спартанцев была очень легка, ходили они всегда босиком, спали на сене, соломе, тростнике. Пища была скудная и простая. Чтобы приучить детей переносить боль, их подвергали сечению. Развитию ловкости и силы служили физические упражнения, среди них бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, игры в мяч, упражнения с оружием. Физическое воспитание молодых спартанцев дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особое внимание уделялось воспитанию немногословия, четкости и чистоты речи. (Отсюда понятие «лаконичная речь»). Грамоте и чтению в Спарте учили в самом минимальном объеме. До 7 лет спартанские дети воспитывались в семье, однако под контролем государства. С 7 и до 30 лет человек постоянно находился в системе государственного воспитания. Детей собирали в особые, одинаковые для всех заведения - агеллы, где они находились до 18 лет. Здесь мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником. С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, нередко принимали участие в облавах и расправах над рабами. В последующем не прекращались военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись сформированные нравственные и мировоззренческие установки. Лишь в 30 лет спартанцы становились полноправными членам общества. Воспитание девушек в Спарте преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, готовых в случае необходимости взять в руки оружие. Они не утруждали себя домашними делами, это был удел рабынь. Их задачей было воспитание детей, умное управление домом. Женщина как жена и мать пользовалась в Спарте большим авторитетом. Сложившаяся в Спарте система воспитания давала свои результаты. Она позволяла обеспечить военное превосходство над другими государствами Греции. Однако это узкое по своей направленности воспитание не могло обеспечить превосходства Спарты, ее внутреннего процветания в мирное время. Афины были другим по своему характеру государством, с иными идеалами жизни и воспитания. Это был очаг многосторонней духовной культуры. В отличие от Спарты, где гражданин принадлежал государству, в Афинах гражданам была предоставлена полная свобода индивидуального развития своих сил и дарований. Здесь родители могли воспитывать своих детей как угодно и как позволяли им средства. Государство требовало только, чтобы родители непременно давали детям образование. Законодательство обязывало каждого афинского гражданина получить музыкальное образование и грамотность, а также знать какое-либо ремесло, имелось в виду земледелие, судостроение, торговля и др., что могло бы дать ему средства к существованию. Афиняне ценили силу и красоту тела, однако еще больше они ценили силу и красоту души. Именно поэтому воспитание в Афинах состояло не только в развитии телесной выносливости и мощи. На первом месте стояло воспитание духа, ума человека, его художественного вкуса, нравственных стремлений и чувств. До 7 лет все свободнорожденные афинские дети воспитывались в семье. После 7 лет девочки по-прежнему оставались в семье, а мальчики начинали под присмотром «педагога» посещать платные школы. Обязанность педагога заключалась в том, чтобы ходить за своим питомцем, играть с ним, внушать ему правила добродетели и приличия, охранять от дурных влияний, провожать в школу, наблюдая за его занятиями и поведением. Образование молодого афинянина начиналось с посещения школы грамматиста (начального учителя). Здесь он учился читать, писать, считать, рассказывать, декларировать стихи. По окончании грамматического курса или одновременно с ним мальчик проходил еще общий музыкальный курс, посещая школу кифариста (по названию музыкального инструмента – кифары), где учился пению и музыке. По мере укрепления организма мальчики 12—14 лет, параллельно с занятиями у грамматиста и кифариста или после их окончания, начинали заниматься гимнастикой в палестре — школе состязаний. Здесь они осваивали классическое пятиборье: бег, прыжки, борьбу, плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, посредством которого вырабатывалась пластическая красота и изящная стройность тела. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. В палестре известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы. После окончании обучения в палестре состоятельные юноши могли продолжить обучение в гимнасии. Здесь они совершенствовались как в умственной, так и физической гимнастике. Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи. Таким образом осуществлялось свободное общение взрослых и подростков. С 18 до 20 лет все юноши поступали в двухгодичные военные государственные организации, где учились военному делу. В 20 лет они становились полноправными гражданами. В условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, что позволяло удерживать внимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты — странствующие учителя, среди которых были и писатели, и государственные деятели. Софисты произносили перед учениками образцовые речи, а потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои. Нередко возникали интересные 7 и увлекательные диспуты. Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования. Женское воспитание у афинян значительно отличалось от спартанского. Женщина была прикована к гинекею (женской половине дома), редко показывалась на улице, постоянно была с детьми и рабынями. Учение афинянок было весьма ограниченным. Не все из них умели читать и писать, зато старательно овладевали женским рукоделием. Среди нравственных качеств афинянок выделялись честность, кротость, нравственная чистота, бережливость и умелое ведение хозяйства. Сформировавшаяся афинская система воспитания получила признание, причем не только в греческих полисах, но и в других государствах античного мира. 2. История развития педагогики в Древнем Риме В истории древнеримского воспитания принято выделять четыре периода, каждый из которых отражает специфические особенности развития воспитательной образовательной системы, в соответствии с исторической эпохой: Первый этап. Период раннего римского воспитания (VIII-середина Ш вв.) – характеризуется устойчивыми семейными традициями в воспитании детей. В данный период основной школой для детей считалась семья. С самых ранних лет воспитанием мальчиков занимался отец, воспитанием девочек – мать. Задача родителей заключалась в том, чтобы передать детям свои знания о мире, стране, истории, общественном устройстве и передать необходимые жизненные умения и навыки. Именно в этот период предпринимаются первые попытки организовать учебные заведения, которые бы находились в ведении государства. Первые школы были частного характера и размещались в домах римлян. Второй этап. Период введения греческих школ (сер. III в. – середина I вв. до н.э.) – совпадает с эпохой могущества Древнего Рима. Начало этого периода характеризуется распространением элементарных школ, введением греческих грамматических школы. Кроме того, этот период связывают с учением Ливия Андроника, который осуществил перевод «Одиссеи» Гомера, чем вызвал неподдельный интерес римлян к греческому языку и литературе. Обязательными предметами, подлежащими изучению в школах, являются: основы римского права, греческий язык, риторика и грамматика латинского языка. Позже на базе данных школ создаются школы риторов. Третий этап. Период эллинизации римского воспитания (I в. до н.э. – II в. н.э.) – характеризуется тем, что процессы воспитания и обучения попали под влияние греков. Воспитательно-образовательным идеалом в этот период являются греческая культура, на первое место выходит всестороннее интеллектуальное развитие. В Древнем Риме организована и функционирует достаточно обширная сеть образовательных учреждений. В сеть воспитательно-образовательных учреждений входят: Элементарные школы – обеспечивают первоначальное обучение детей (письмо, грамота, чтение и т.д.); Грамматические школы – школы, более возвышенного типа, имеющие собственные образовательные программы, включающие в себя семь свободных искусств; Риторические школы – предоставляющую юношам подготовку для реализации себя в государственной и общественной карьере. В эти школы детей принимали с 15-ти лет, продолжительность обучения зависела от успехов ученика, его способностей и заинтересованности. Основная форма обучения – диспуты. Развитость сети образовательных учреждений требовала от государства значительных вложений. Это было связано с необходимостью построения помещений для школ, культурно-научных центров и т.д. Основная особенность системы воспитания и обучения на данном этапе является ее государственный характер. Правительство Рима устанавливает контроль за деятельностью школ, оказывает им помощь в организации и работе, назначает и выплачивает жалование учителям, а также предоставляет им ряд льгот и освобождение от некоторых налогов. Четвертый этап. Последний этап римского воспитания – характеризуется упадком, связанным с упадком Римской Империи. Падение наблюдается в государственных структурах и обществе, все это не могло не сказаться и на системе образования. Популярность вновь приобретает семейное воспитания и обучение детей. В отличие от греков римляне не имели особых склонностей к художественному творчеству и наукам. Первоначально римская система образования ограничивалась патриархальным семейным воспитанием. Дети воспитывались в строгости, скромности, почитании старших и предков, любви к отечеству. Их готовили к простой, незатейливой жизни. Детей оберегали от неприличных или сомнительных впечатлений. К нравственной дисциплине присоединялось и религиозное влияние. С религией связывались все важные моменты жизни. Обучение ограничивалось сообщением элементарных познаний и умений: учили читать, писать и считать, знакомили с важнейшими законами и развивали свободную речь. Начиналось обучение с семилетнего возраста ребенка. Оно происходило дома, поскольку в Риме больше дорожили семьей, чем заботой о публичности образования. Римского юношу к жизни готовили жизнью, главным его учителем был жизненный, практический опыт. Практицизм римлян сказался и на их более поздней системе образования, когда они завоевали мир и создали свою империю. В этот период появилась необходимость в более широком образовании. Рим использовал систему воспитания покоренных греков, внеся в него свой практический склад. Из наук, превозносимых греками, были заимствованы те, которые отвечали практическим интересам римлян, прежде всего, грамматика и риторика. Они необходимы были при публичном характере политической жизни, принятой в Риме. Медленно приобретали свое значение математические науки. Неприличным считалось занятие музыкальным искусством. Одновременно с этим большим успехом пользовалась астрономия, поскольку была весьма полезна для земледелия и мореплавания. В первые века нашей эры в Римской империи сложились устойчивая структура и содержание образования. Начальное образование дети небогатых свободорожденных родителей получали в течение двух лет, начиная с семилетнего возраста, в тривиальных школах. В них допускались и девочки. Детей знатных родителей учили, как правило, домашние учителя. С 12 до 16 лет они обычно обучались в частных грамматических школах. Юноши знатного происхождения, которые готовились к высшим государственным должностям, посещали риторические школы (школы ораторов). Крупнейшим представителем педагогической мысли Древнего Рима являлся Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. н.э.). Квинтилиан – автор знаменитого сочинения «О воспитании оратора», в котором рассматривались и общепедагогические вопросы. В течение 20 лет он содержал риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью. Квинтилиан внес свой вклад в понимание вопроса о роли природы человека в его развитии. Ему принадлежит прогрессивная мысль о том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных способностей. Серьезное внимание Кинтилиан уделял учету возрастных особенностей детей, особенно младшего возраста. Решительно выступал он против телесных наказаний, оскорбляющих чувство чести. Критикуя семейное воспитание, Квинтилиан требовал от родителей, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и дурное. Это, как утверждал он, следовало учитывать и при выборе товарищей-сверстников, и педагогов. Квинтилиан разработал методические рекомендации по обучению детей грамоте, став, по сути дела, первым в истории педагогики методистом. * * * Опыт формирования и развития образования в Древнем мире стал поистине бесценным для человечества. Особо значимы следующие, прошедшие через века, достижения: - появление школы как учреждения, имеющего целью образование человека; - складывание цельного образования, основанного на нравственных ценностях, исповедуемых обществом, и включавшего в себя основополагающие знания, востребованные современными для того времени условиями жизни; - формирование научных взглядов на воспитание детей, обоснование возможности их гармоничного развития, обеспечения связи содержания воспитания и его средств с возрастом детей. Источник: 1. Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: Учебное пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 143 с. |