Главная страница
Навигация по странице:

  • Наро́дничество

  • 2.Причины возникновение движения декабристов

  • 3. Какие внутренние причины появления Декабризма.

  • Когда произошла смена декабристов на революционных народников Почему она произошла.

  • 5) Что такое «экстремизм» Как он повлиял на народничество

  • 6) Отношение народников и декабристов к: крестьянству ,революции, реформам, демократии.

  • Поощрение. 1. Из каких интеллектуальных (или политических) течений появились Декабристы, Народники, Большевики в россии


    Скачать 30.68 Kb.
    Название1. Из каких интеллектуальных (или политических) течений появились Декабристы, Народники, Большевики в россии
    Дата25.12.2022
    Размер30.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПоощрение.docx
    ТипДокументы
    #862831

    1.Из каких интеллектуальных (или политических) течений появились: Декабристы , Народники, Большевики в россии.

    1. Декабристы - участники российского антиправительственного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х годов, организовавшие на Сенатской площади в Петербурге восстание 14 (26) декабря 1825 года и получившие название по месяцу восстания.

    Формированию идеологии будущих декабристов способствовали:

    • знакомство многих офицеров, участвовавших в Заграничном походе русской армии для разгрома Наполеона, с политической и общественной жизнью в государствах западной Европы;

    • влияние работ западных писателей эпохи Просвещения: Вольтера, Руссо, Монтескьё, Ф. Р. Вейсса;

    • несогласие с политикой правительства императора Александра I.

    Идеология декабристов не была единой, но в основном была направлена против самодержавия и крепостного права. При этом Декабрьское движение было тесно связано с польскими тайными обществами, с которыми с 1824 года имело соглашение о совместном восстании.

    1. Наро́дничество — идеология, существовавшая в Российской империи в 1860—1910-х годах, позиционирующая себя на «сближении» интеллигенции с простым народом в поисках своих корней, своего места в государстве и мире

    • Движение народничества было связано с идеей потери интеллигенцией своей связи с «народной мудростью», «народной правдой». Господствовавшее в 1860—1880 годах в России течение социально-политической мысли

    • В советской историографии народничество представляло второй («разночинский») этап революционного движения в России, пришедший на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавший «пролетарскому» (марксистскому) этапу.

    Идеология народничества основывалась на системе «самобытности» и самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 1840—50-х годов А. И. Герценом.

    «Русский социализм» Герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название «крестьянского социализма». Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землёй без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны.

    1. Большеви́зм (от большевик) — социалистическое революционное марксистское течение политической мысли и политический режим, связанный с формированием жёстко централизованной, сплочённой и дисциплинированной партии социалистической марксистской революции, ориентированной на свержение существующего капиталистического государственного строя, захват власти и установление диктатуры пролетариата

    • Зародилось в начале XX века в Российской империи и было связано с деятельностью большевистской фракции в составе РСДРП — и в первую очередь, Владимира Ленина.

    • Оставаясь на почве марксизма, большевизм в то же время вобрал в себя элементы идеологии и практики революционеров второй половины XIX века и имел немало точек соприкосновения с такими отечественными леворадикальными течениями, как народничество и анархизм.

    2) Какие внешние причины появления Декабризма.

    2.Причины возникновение движения декабристов:

    - отказ власти от проведения реформ (ликвидации крепостного права и ограничения императорской власти),

    - введение военных поселений и ужесточение дисциплины в армии,

    - ужесточение цензуры и усиление надзора за деятельностью университетов.

    - На формирование политических идей декабристов оказали влияние: Отечественная война 1812 года ("Мы дети 1812 года") и личный опыт участников заграничных походов, революционные события в странах Европы, идеи Просвещения, Французская революция конца XVIII века.

    Одним из ключевых внешних факторов появления Декабристов – Изучение политического строя Европейских государств , реформы что там уже были приняты были приняты российскими офицерами – Тепло .

    Со временем недовольство людей росло – по отношению к государству. Именно в 1816 году из 2 артелий Священной и Семеновского полка был сформирован так называемы (Союз спасения). Основатель которого Муравьёв А.Н.

    3. Какие внутренние причины появления Декабризма.

    Основной «внутренней» причиной появления Декабризма – неравенство простого народа, недовольство реформами что произошли в те года и нежелание правительства менять как либо данный устрой.

    1. Когда произошла смена декабристов на революционных народников ? Почему она произошла.

    Народничество - идеология и движение разночинной интеллигенции. завершающий этап революционного движения в России в 1870-е. Сформировалось на основе нескольких кружков ("чайковцев", "долгушинцев" и др.). Оно выражало интересы крестьян, выступало против крепостничества, за свержение самодержавия путём крестьянской революции. Поддерживало идеи Герцена А.И., Чернышевского Н.Г., бланкизма. Они считали, что Россия может миновать капитализм и сразу от феодализма перейти к социализму, идеализировало крестьянскую общину как готовую ячейку социализма. Идеологи - Бакунин М.А., Лавров П.Л., Ткачёв П.Н. В городе они считали необходимым развивать мелкое артельное производство. Народники вдохновлялись идеей "уплаты долга" интеллигенции народу. В народничестве выделялись либеральное и революционное направления.

    Идеология народничества основывалась на системе «самобытности» и самобытном пути развития России к социализму, минуя капитализм[источник не указан 2685 дней]. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 1840—50-х годов А. И. Герценом. Поражение революций 1848—1849 гг. в странах Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нём. Сопоставляя судьбы России и Запада, Герцен пришёл к выводу, что социализм сначала должен утвердиться в России, и основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник «русский (или общинный) социализм» Герцена.

    «Русский социализм» Герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название «крестьянского социализма». Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землёй без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. «Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли — вот основной вопрос революции»,— писал Герцен. Эти положения Герцена впоследствии были восприняты народниками, поэтому его называют основоположником, «предтечей» народничества.

    Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Но, в отличие от Герцена, Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община — патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль «товарищеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.

    Возникнув в 1870-х годах, этот термин применяется относительно разных течений общественного движения. Так, в начале 1880-х годов, когда шла ожесточённая полемика между «либеральной» журналистикой и уличным патриотизмом, словом «народники» иногда обозначались представители грубого шовинизма и разнуздывания инстинктов толпы. Понятие «народничество» часто употреблялось как синоним демократизма и вообще интереса к простому народу. Так, в обзорах русской литературы обыкновенно выделяли в одну общую группу «беллетристов-народников» и включали в неё как Г. И. Успенского, так и Н. Н. Златовратского, хотя они — представители весьма различных взглядов на народную жизнь. Наименование «народник» почти никто из писателей и публицистов за собой не признавал. Один только Каблиц-Юзов назвал свои взгляды «основами народничества», чем немало содействовал тому, что многие, по существу своих воззрений весьма близко подходившие к народничеству, протестовали против именования их народниками. В народничестве Юзова было слишком много примирения с явлениями, возмущавшими гражданское чувство, а ещё более отталкивали грубые нападки на интеллигенцию, обзывание таких писателей, как Н. К. Михайловский, А. Н. Пыпин и др., «либеральными будочниками» и т. д.

    По формулировке П. Б. Струве, «народничество — это идеализация… натурального земледельческого хозяйства и первобытного равенства, отживающий экономический строй, возведённый в целую социально-политическую систему».

    5) Что такое «экстремизм» ? Как он повлиял на народничество ?

    Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности, выражается в различных формах, начиная от проявлений, не выходящих за рамки дозволенного , и заканчивая явными негативными как провокация беспорядков, вооруженные конфликты приводящие к смерти людей. \

    Преемниками революционеров-шестидесятников стали народники 1870-х гг. Для их воззрений было характерно негативное отношение к капитализму, признание самобытности исторического развития России, вера в народ как носителя социальной правды, в общину как основу для переустройства общества на социалистических началах. У истоков народнической идеологии стояли А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Приверженность народников социалистическим идеалам во многом обусловливалась моральными соображениями, нравственным максимализмом, сознанием необходимости возвращения долга "культурных классов" народу, тяжкий труд которого давал образованным слоям средства к существованию, стремлением засыпать ров, прорытый в эпоху петровских реформ между этими слоями и народом. Будучи атеистами, порвав с официальным православием, народники не отвергали христианскую этику.

    В рамках народнической идеологии существовали различные направления - бунтарское (анархистское), пропагандистское и заговорщическое (бланкистское). Их вдохновителями являлись соответственно М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.

    6) Отношение народников и декабристов к: крестьянству ,революции, реформам, демократии.

    1. Многие декабристы неоднократно указывали, что именно крепостное право и пренебрежение к личности человека заставило их пересмотреть свое отношение к российской действительности, толкнуло их на путь активной борьбы. «Рабство крестьян всегда сильно на меня действовало»,— заявлял в своих показаниях П. И. Пестель. «Несправедливости, насилие и угнетение помещиков, их крестьянам причиняемое... укрепляли в моем уме либеральные мысли»,— говорил на следствии член Общества соединенных славян Борисов 2-й.

    2.Несмотря на поражение декабристов их выступление имело огромное значение, после их выступления в стране начали создаваться различные общественно-политические движения. Наиболее крупным было движение разночинцев, они выступали за отмену абсолютизма и демократизацию общества. Туда входили такие люди как Чернышевский, Белинский, Герцен, Добролюбов… в этом же время возникли такие движения как славянофилы, западники и народники. У народников основой была мелкая интеллигенция. Но поход в народ закончился крахом идеологии народничества. После этого распадается на Народную волю и Черный передел. Вторые иммигрировали за границу, а Народная воля, оставшись в России, встали на путь террора. Идеологической основой была теория активной личности и пассивной толпы. При этой организации были созданы боевые дружины (бомбисты). 1 марта 1881 года в результате очередного террористического акта был убит Александр 2.

    3. И декабристы, и народники имеют несколько «течений», противоречий между собой, поэтому трудно выделить некоторые сходные и различные черты между ними в целом.

    Общее:

    · заговорщическое направление П.Н.Ткачева предполагало революцию силами образованного меньшинства, как и поздняя теория декабристов о свержении самодержавия, перевороте.

    · Отмена сословий, равенство перед законом

    · Свержение самодержавия

    · Патриотизм

    · Пестель видел Россию единой, неделимой страной, как и народники

    · Стремление помощи крестьянству, развития их потенциала

    · Изначальные сомнения о революционном пути(просвещение,мягкие рычаги давления)

    · Ликвидация негативных последствий крепостного права (отмена у декабристов)

    · Установление временного правительства

    · Выборность

    · Свобода слова, печати и деятельности

    Особенное:

    · Народники стремились к социализму, считали крестьянскую общину основой развития, в то время как декабристов все же можно считать приверженцами капитализма и европейского пути развития государства. (частное и коллективное имущество)

    · Также последние считали, что «надо действовать для народа, но без народа, не через народ», когда народники всеми силами пытались просветить и привлечь крестьянство, особенно контрастирует пропагандистское направление П.Л. Лаврова о длительной подготовке крестьянства к революции.

    · Анархические взгляды Бакунина , рассматривающие любое государство и ограничения личности как зло априори, резко контрастируют со стремлением декабристов установить конституционное правление.

    · Террористическая борьба и тактика индивидуального террора народников Народной воли стала отличительной чертой по сравнению с декабристами

    · Несмотря на общее юридическое равенство граждан декабристы уделяли внимание национальным противоречиям, Пестель считал желательной христианизацию всех нерусских народов

    4. Разгром движения декабристов укрепил тридцатилетнее царствование Николая I - время жестокого подавления свободомыслия, демократии, освободительного движения как внутри страны, так и в Европе. Но и в этот период, как и в последующий идет поиск идейных сил, приходит осознание необходимости просветительной работы, чтобы преодолеть пропасть между закабаленным народом и прогрессивной интеллигенцией.

    В конце 40-х годов XIX века формируются взгляды революционных демократов В.Г.Белинского (1811-1849), А.И.Герцена (1812-1870), Н.П.Огарева (1813-1877), Н.Г.Чернышевского (1828-1889) и др. Именно они в своем творчестве отразили специфику политической ситуации в стране и круг проблем, занимавших умы мыслящей части русского общества.\

    Революционные демократы увидели необходимость революции. Однако в силу неразвитости капиталистических отношений в России они все свои надежды связывали с крестьянством, видя в крестьянской общине зародыш будущего социалистического общества, общества без эксплуатации человека человеком. Утопическая теория общинного социализма послужила знаменем для целого поколения революционеров-народников.


    написать администратору сайта