Главная страница
Навигация по странице:

  • 2) Как формировалась медицина первобытного общества

  • Какие общие черты развития врачевания проявляются в странах древнего мира: представления о болезнях, возникновение профессиональной медицины, медицинской письменности, врачебных школ, гигиена, этика

  • Тихомирова В. история медицины вопросы. 1 Какие источники изучения медицины первобытного общества существуют


    Скачать 39 Kb.
    Название1 Какие источники изучения медицины первобытного общества существуют
    Дата28.02.2022
    Размер39 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТихомирова В. история медицины вопросы.doc
    ТипДокументы
    #377278

    Тихомирова В.С. 913а-ЛД

    1) Какие источники изучения медицины первобытного общества существуют?

    Источники изучения медицины первобытного общества.

    Первобытная история является бесписьменным периодом. Сведения о медицине первобытнообщинного строя получены из различных источников. К ним относятся:

    — данные археологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры.

    — данные палеопатологии. Палеопатология изучает патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета. Сформировалась около 100 лет назад. До возникновения палеопатологии считали, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации.

    — данные письменных источников. Как уже отмечалось, первобытная эра является бесписьменным периодом истории человечества и не оставила нам письменных свидетельств. В силу неравномерности исторического развития народы, раньше овладевшие письменностью, оставили многочисленные письменные свидетельства о своих соседях, не имевших письменности.

    — данные этнографии. Применение сравнительного метода в апополитейных (т.е. доклассовых) первобытных обществах и синполитейных первобытных обществах (т.е. первобытных обществ письменной эры, развивавшихся синхронно с классовыми обществами, современных изучавшим их ученым) дает более полное представление о различных сторонах общественного развития в прошлом. Изучение пережитков, которые ярко проявляются в обрядах.

    2) Как формировалась медицина первобытного общества?

    Появилось коллективное врачевание:

    1. Появление лекарственных средств растительного, животного, минерального происхождения (касторовое масло, эвкалиптовая смола, глина).

    2. Забота о детях.

    3. Помощь при родах и травмах.

    4. Остановка кровотечений.

    5. Кровопускание (мелкие стрелы).

    6. Появление инструментов из камня, рыбьей чешуи, кости.

    3) Как религиозные верования отразились на представлении о причинах болезни и способах лечения?

    Первобытный человек не понимал многих явлений окружавшей его природы, не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий. Его бессилие перед природой порождало фантастические (иррациональные) представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления, которые отразились на приемах врачевания.

    1) Тотемизм – вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определѐнным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалиптом). Его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней. Амулеты изображали в виде животных, которое считалось предком и покровителем рода. Широко применялись заговоры и заклинания. Большое распространение у разных народов имели устрашающие методы для того, чтобы «изгнать» болезнь из тела больного или помешать ей «войти» в него. Для изгнания болезни применялись слабительные, внутрь давались вещества, вызывающие отвращение, рвоту. Знахари также применяли метод внушения: магические действия, танцы, костюмы с необычными украшениями, устрашающие маски, бубен и т.д.

    2) Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства неодушевлѐнных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда, плодоносящие деревья или полезные предметы обихода. Потом появились амулеты и талисманы (от чумы, холеры, ранения в бою и т. п.).

    3) Анимизм – вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Эти представления связаны с культом умерших.

    4) Магия – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Результатом являлось изменение погоды, удача на охоте или выздоровление от болезни. Лечебная магия – врачевание ран и недугов, основное на культовой практике. Простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый.

    Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось, как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка.

    Подобные толкования оказали и на приѐмы врачевания, целью которых стало изгнание духа болезни из тела больного. У многих народов было принято кормить больного горькой пищей, неприятной для «вселившегося духа». Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики – шаманство. К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа.

    4) Что такое гипотеза «золотого века»? В восьмидесятые годы Е. Г. Анисов предложил гипотезу “Золотого века”, которая, к сожалению, осталась неопубликованной. Её существо в том, что непосредственно после возникновения человека разумного он относительно долгое время был совершеннее, чем сегодня. Это выражалось тем, что его альтруизм, способность к тому, что называется человеческим творчеством, были намного выше, чем сегодня.

    До возникновения палеопатологии, которая как наука сформировалась около ста лет тому назад, бытовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживались весьма образованные люди, например Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Концепция «золотого века» не ставила в центре своего внимания здоровье человека. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут на себе неизгладимые следы травматических повреждений и тяжелых болезней (таких как артриты, опухоли, туберкулез, искривления позвоночника, кариес зубов и др.).

    5) Как религиозные верования отразились на представлении о причинах болезни и способах лечения? Развитие эмпирических знаний (которые включают и врачевание) в странах древнего мира, с одной стороны, имело общие черты, а с другой – в каждом государстве были свои характерные особенности, связанные с историческим и культурным развитием данного региона.

    Среди общих черт развития врачевания в рабовладельческих государствах древнего мира основными являются следующие:

    – изобретение письменности (в IV тысячелетии до н. э.) и создание (с конца III тысячелетия до н. э.) первых текстов медицинского содержания;

    – формирование двух направлений врачевания:

    эмпирическое врачевание, основанное на практическом опыте

    культовое (религиозное) врачевание, основанное на религиозных верованиях;

    – развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических);

    – подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах);

    – создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков;

    – появление основ врачебной этики;

    – развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между различными древними цивилизациями;

    – формирование классового подхода к врачеванию.

    История медицины каждого из государств Древнего Востока содержит в себе множество примеров, характеризующих общие черты развития врачевания в этих цивилизациях.

    6) Какие общие черты развития врачевания проявляются в странах древнего мира: представления о болезнях, возникновение профессиональной медицины, медицинской письменности, врачебных школ, гигиена, этика?

    Страны Древнего Мира имеют общие черты развития врачевания:

    1. Изобретение письменности и создание первых текстов медицинского содержания;

    2. Формирование двух направлений врачевания: эмпирического (практического) и теургического (культового);

    3. Развитие представлений о происхождении болезней;

    4. Методы передачи медицинских знаний (подготовка врачевателей);

    5. Развитие законодательства в области здравоохранения;

    6. Формирование основ врачебной этики.


    написать администратору сайта