Концепции современного естествознания. 2. Концепции современного естествознания. 1 Концепции современного естествознания естествознание
Скачать 2.04 Mb.
|
1.1. Концепции современного естествознанияЕСТЕСТВОЗНАНИЕГлава 1. Наука в системе культуры.Концепция – система взглядов и представлений Естествознание – совокупность наук о природе (физика, химия, биология и др.), позволяющих сформировать объективное представление об окружающем мире и получать новое знание с помощью открытых законов природы; в более широком смысле – это знание об окружающем мире, которое включает и гуманитарную составляющую, отражающую двойственную природу человека, единство его материального и духовного начал Концепции современного естествознания – система современных взглядов и представлений естественных наук на устройство мира и общества Наука — один из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры Это целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей Это сложная система исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний Это социальный институт, организующий усилия сотен тысяч ученых-исследователей, отдающих свои знания, опыт, творческую энергию постижению законов природы, общества и самого человека Наука теснейшим образом связана с материальным производством, с практикой преобразования природы, социальных отношений Большая часть материальной культуры общества создана на базе науки, прежде всего достижений естествознания Научная картина мира всегда была важнейшей составной частью мировоззрения человека Научное понимание природы, особенно в настоящую эпоху, существенно определяет содержание внутреннего духовного мира человека, сферу его представлений, ощущений, переживаний, динамику его потребностей и интересов Наука — это многогранное и вместе с тем целостное образование, отдельные компоненты которого, в том числе естественные и гуманитарные науки, в своих глубинных мировоззренческих и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой Вся история познания свидетельствует о наличии мощных токов знаний, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о взаимодействии между науками о природе и науками об обществе и человеке Особенно важную роль это взаимодействие играло в периоды научных революций, — глубинных преобразований способов познания, принципов и методов научной деятельности Курс «Концепции современного естествознания» призван дать широкую панораму истории естествознания, общих элементов современной естественно-научной картины мира, мировоззренческих и методологических представлений, формирующихся в нашу эпоху в недрах естествознания Методологические установки и общемировоззренческие представления, образы и идеи естествознания всегда оказывали влияние на развитие гуманитарных наук; исключительно мощным это влияние стало сейчас — в эпоху научно-технической революции, радикального изменения отношения человека к миру, к природе, в эпоху глобальных интеграционных процессов как в науке, так и в духовной культуре в целом; фундаментальная подготовка современного специалиста-гуманитария уже немыслима без ознакомления его с историей и современным состоянием естественнонаучного познания Естественнонаучная истина – предмет познанияГлавная цель естествознания – установление законов природы, открытие скрытых истин Т.е. – истина есть, существует в готовом виде, её надо только найти, отыскать как некое сокровище Демокрит: «Истина скрыта в глубине, лежит на дне морском» Научная продукция на пути к научной истине переполнена ошибочными результатами; так было всегда В науке есть внутренние механизмы самоочищения – большинство исследователей работают в областях, кроме них мало кому интересных, их результаты слабо контролируются, однако – правильные они или нет – значения не имеет; результаты нужные и важные волей-неволей перепроверяются многократно Например:Например: Результаты теории, изложенной Исааком Ньютоном (1643-1727) в своих «Началах» (1687) не были первой книгой по законам механики Первой была «Мотус», подвергшаяся жестокой критике Роберта Гука (1635-1703) «Начала» появились как результат исправлений с учетом замечаний Гука Гук и Ньютон «сердечно» ненавидели друг друга, Гук играл роль оппонента, выискивающего малейшие ошибки у Ньютона и последний должен был с этим считаться Вывод: для целей науки контроль не нужен; он нужен обществу, которое не желает зря платить деньги за бесполезную деятельность Знаменитый труд И.Ньютона «Математические начала натуральной философии» 1643-1727Ньютон: мы должны изучать по явлениям природы, какие тела притягиваются и каковы законы и свойства притяжения, скорее, чем исследовать причину, благодаря которой притяжение происходит; довольно того, что тяготение на самом деле существует, действует согласно изложенным нами законам и вполне достаточно для объяснения всех движений небесных тел и моря Естествознание систематизирует наши наблюдения над природой При этом:При этом: не следует считать теорию кривых второго порядка приближённой на том основании, что в природе нет в точности кривых второго порядка нельзя говорить, что неевклидова геометрия уточняет Евклидову – каждая занимает в системе моделей своё место, являясь точной в соответствии с внутренними критериями точности, и находит применение там, где это необходимо нельзя утверждать, что теория относительности уточняет классическую механику – это разные модели, имеющие разные сферы приложения При этом следует учитывать принцип соответствия: всякая новая, более общая теория, являющаяся развитием классической, не отвергает её полностью, а включает в себя классическую теорию, указывая границы её применимости , причём в определённых предельных случаях новая теория переходит в старую Например:Например: принцип соответствия Бора (1923), согласно которому законы квантовой механики должны при больших значениях квантовых чисел переходить в законы классической физики В современном представлении истина – правильное, адекватное отражение познающим субъектом предметов и явлений действительности, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания Истина объективна по содержанию, но субъективна по форме; можно говорить об относительной истине, отражающей предмет не полностью, а в объективно обусловленных пределах Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет познания; всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания; абсолютная истина есть сумма относительных истин; истина всегда конкретна Каким бы ни представлялось содержание истины, занимающей умы учёных с древних времён, и как бы не решался сложный вопрос о предмете науки в целом и естествознании в частности, одно очевидно – естествознание есть чрезвычайно эффективный, мощный инструмент, не только позволяющий познать окружающий мир, но и приносящий громадную пользу Критерий истины: естественнонаучная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью Если научная теория подтверждена практикой – она истинна; естественнонаучные теории проверяются экспериментом, связанным с наблюдениями, измерениями, математической обработкой получаемых результатов Подчёркивая важность измерений, выдающийся учёный Д.И.Менделеев (1834-1907) писал: «Наука началась тогда, когда люди научились мерить; точная наука немыслима без меры» Научная теория и эксперимент, или, в общем виде, наука и практика – два кита, на которых держится ветвистое дерево познания, в том числе и сформированные цивилизацией естественнонаучные представления об окружающем мире, картина мира Картина мира непрерывно изменяется по мере формирования знаний человечества, приобретения опыта и внедрения его в практическую деятельность Можно сказать, что история цивилизации человечества – это непрерывная цепь сменяющихся представлений об окружающем мире Формально эти этапы можно представить так: античная картина мира, механическая, электродинамическая и квантово-полевая (современная) картина мира Картина мира от древности до НьютонаЧеловек добывал знания и формировал представление об окружающем мире в суровой борьбе за существование Много тысячелетняя эволюция сформировала сознание человека, развила речь, привела к накоплению практических знаний о мире, привела к необходимости осознания человеком своего места в мире, к формированию примитивной картины мира По аналогии с собой, древний человек, целиком за-висящий от капризов природы, наделял её объекты антропоморфными качествами, другого способа понять природу, как уподобить её себе, живому существу, у первобытного человека не было В библейском мифе о сотворении мира ярко выражены эти антропоморфные представления о боге, который поступает подобно человеку-земледельцу: проводит мелиоративные работы (отделил воду от земли), зажигает огонь (да будет свет), создаёт все окружающие вещи и после трудов отдыхает Наряду с фантастическими представлениями о природе человек в процессе деятельности обогащается реальными знаниями о небесных светилах, растениях, животных, о движении и силах, явлениях природы и др. Накопленные знания и практические навыки передаются от поколения к поколению Рим. Сикстинская капелла. Микеланджело. Библейские сюжеты от сотворения мира до страшного суда По мере развития общества и общественного труда накапливаются предпосылки для создания устойчивой цивилизации; решающую роль сыграло земледелие – там, где были условия для получения устойчивых урожаев, создавались поселения, города, затем государства Такие условия возникли в Северной Африке в долине Нила, в междуречье Евфрата и Тигра, где уже в IV тысячелетии до н.э. стали складываться государства Несмотря на огромные заслуги науки Древнего Ближнего Востока, Китая и Северной Африки, подлинной родиной современной науки стала Древняя Греция Именно здесь возникла теоретическая наука, разрабатываю-щая научные представления о мире, и как результат – формировалась естественнонаучная картина мира Египетский или вавилонский писец, формулируя правило, писал – делай так, не поясняя, почему надо поступать так Греческий учёный требовал объяснения и доказательства Демокрит, древнегреческий философ, 460-370 гг. до н.э.Основатель атомистического учения (все тела состоят из неделимых частиц – атомов) Демокрит: «Найти одно научное доказательство для меня значит больше, чем овладеть всем персидским цаством» Современная наука помнит, кому обязана своим рождением – названия наук математика, механика, физика, биология, география – из греческого языка, термины – масса, атом, электрон, изотоп – тоже Имена древнегреческих учёных – Фалес, Пифагор, Аристотель, Архимед, Евклид, Птолемей – греческие, за каждым именем – эпоха создания научной отрасли Фалес Милетский, древнегреческий учёный, 624-547 гг. до н.э.Вавилонская и египетская наука возникли из потребностей практики Теоретическое мышление не выходило за рамки анимизма и мифологии; монополия на объяснение тайн принадлежала жрецам и была доступна только посвящённым Древние греки поставили задачу понимания природы без привлечения таинственных, божественных сил, такой, как она есть Фалес Милетский и др. выдвинули идею о материальной первооснове вещей, об их развитии из этой первоосновы, наример, вода, огонь или воздух Одновременно с материалистическими представлениями возникло идеалистическое направление в философии Пифагор, древнегреческий философ и маематик, 580-500 гг. до н.э.Основоположником его явился Пифагор и его ученики Центральным пунктом его философии было учение о божественной роли чисел, которые управляют миром; числам приписывали мистические свойства, интерпретировали как символы: 1 – всеобщее, 2 – начало противоположности, 3 – природа; любую вещь и явление мира можно выразить числами Мыслители Древней Греции стреми-лись обсуждать проблему, логически обосновывать то или иное положение; особенно ярко эта черта проявилась у атомистов (Демокрит и его школа) и у Аристотеля Аристотель, древнегреческий философ и учёный, 384-322 гг. до н.э.Он с 343 по 339 гг. жил в столице Македонии Пелле в качестве наставника Александра Македонского с 336 г – в Афинах, где основал Лицей Явился крёстным отцом физической науки – название его труда, посвящён-ного исследованию природы – Физика Аристотель указал путь познания на-уки о природе – от более известного и явного для нас к более явному и известному с точки зрения природы вещей Он тонкий наблюдатель и даже искусный экспериментатор, однако опыты его умозрительные, он полагается исключительно на силу логического анализа Архимед, древнегреческий философ и учёный, 287-212 гг. до н.э.Архимед - основатель практической механики – закон рычага, закон Архи-меда о плавающих телах, механика жидкостей и на её основе – вывод о сферичности Земли Кроме математики и механики Архи-мед занимался оптикой и астрономией При нём естествознание впервые приступило к подсчётам космического масштаба; некоторые результаты рас-чётов Архимеда выражаются числом 1063 В сочинениях Архимеда впервые со-поставляются две системы мира: гео-центрическая и гелиоцентрическая Его представления о мире выходят за рамки Солнечной системы Архимед явился вершиной научной мысли древнего мира Со времени Архимеда и его учеников (Герон, Папп и др.) механика стала наукой о простых машинах, были заложены основы оптики, введены противоположности – тепло и холод, сухость и влажность, тьма и свет, т.н. «физика качеств» Наука опиралась на материалистическое воззрение, в основе мира положены первоначала, из которых формируется весь мир, появилось предположение о бесконечности мира, возникло атомистическое учение Однако древняя наука не сформировала единой картины мира, в основе её лежали разрозненные знания, часто ошибочные Тем не менее древняя наука послужила основой для последующего развития её, выступила в качестве основы для исследователей средних веков, в конечном итоге, привела к формированию механической картины мира |